Как раскрывается тема одиночества в рассказе тоска. "В детстве у меня не было детства", - говорил Чехов

Обзор материала

Обзор материала

Урок "А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" представляет собой урок комплексного применения знаний. На нем я применяю элементы технологии сотрудничества и групповой технологии, личностно-ориентированной и исследовательской.

Цель: создание условий для анализа рассказа Чехова «Тоска», определения его идейного звучания.

Задачи:

Образовательные: углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Чехова, писателя-гуманиста;

Развивающие: формировать надпредметные способы учебной деятельности: понимание и анализ художественного произведения, исследовательские умения, умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умение организовать себя на решение поставленных задач;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, способной быть отзывчивой на чужую боль, способной противостоять безнравственным поступкам

Средства обучения: текст рассказа А.П.Чехова «Тоска», портрет писателя, учебная презентация

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация познавательной деятельности:

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (слайд2)

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня. Для этого начнем с вами со знакомства творческого пути А.П.Чехова., с которым нас познакомит 3группа учащихся

I. Индивидуальное сообщение о творчестве А.П.Чехова

II. Знакомство с темой урока. (слайд 1)

1. Слово учителя

Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

(слайд 3)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану (слайд 4)

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.

1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.

2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

1. Словарная работа

Что такое, по-вашему, тоска? Каково лексическое значение этого слова?. У 2-ой группы лежат словари, раскройте нам это понятие- «тоска»

(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

Учитель: А. П. Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость - сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

2. История создания рассказа. С ней нас познакомит 1-ая группа учащихся:

(слайд 6) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу - Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» - двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

3. Работа над эпиграфом:

Учитель: зачитывает: слайд 7)

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия - теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

4. Работа с текстом

С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

О чем думает каждый из них?

Расскажите о главном герое. (ответ ученика)

Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

5. Композиция рассказа (слайд 8)

Учитель: фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

(слайд 9) В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Учитель: ребята, вот теперь давайте попробуем поразмышлять, в чем заключается конфликт рассказа? (Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира). (слайд 10)

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)

6. Роль художественной детали (слайд 11)

Учитель: среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь -лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.

7. Индивидуальная работа по карточкам в группах.

Инструкция.

Время работы – 5 минут. На выступление-1 минута.

Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным

Карточка №1.

1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)

2.Выпишите реакцию собеседников.(сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй; сын помер- …..(ответа нет)

3.Как называется это выразительное средство? (повтор)

4.Прокомментируйте.

Карточка №2

1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)

2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).

3. Как называется это выразительное средство? (градация)

4.Сколько раз происходит это изменение? (3)

5.Прокомментируйте.

Карточка №3

1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся- толпы бегут- толпы снуют)

2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (3)

3.Прокомментируйте.

Дополнительное задание всем группам

1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Ионы к лошади.

2.Как менялась эмоциональная окраска слова (от презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)

3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная). Прокомментируйте.

Учитель: Прочитайте выразительно последнее предложение. Как вы объясните многоточие? (Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать)

В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина».

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми - монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием.. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать - он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Приложения Обратилась к теме реферата, посвященной «Одиночеству человека в мире по рассказу А.П.Чехова «Тоска»», неслучайно, ведь Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

Равнодушие - вот еще одна причина моего обращения к данной теме. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа «Тоска» проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

2. Цели и задачи, которые ставлю перед собой:


  • более глубокое познание данного произведения литературы;

  • выявить тему, проблемы рассказа;

  • глубже рассмотреть творчество А.П.Чехова.

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.


  1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.

  2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

  3. Художественная деталь в рассказе.
III. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска».

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

К.Чуковский

ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть;

душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь.

В. И. Даль («Толковый словарь

живого великорусского языка»)

А. П. Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость - сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу - Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» - двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Не ставя перед собой цель проведения всестороннего текстологического анализа, нам хотелось бы рассмотреть лишь один аспект рассказа - клинико-психологический, изучение которого, безусловно, обогащает понимание основного смысла «Тоски», а также ярко проявляет этическую и философскую позицию А. П. Чехова, не только как писателя, но и как врача.

Медицинское образование, по мнению одного из литературных критиков, придавало наблюдениям А. П. Чехова-писателя «особый характер: оно сообщало им необычайную широту и глубину» (Кройчик, 1982: 6). Практическая медицина, не в меньшей степени, чем литература, была истинным призванием А. П. Чехова. Например, А. И. Куприн в своих воспоминаниях замечает: «если бы Чехов не был таким замечательным писателем, он был бы прекрасным врачом. Доктора, приглашавшие его изредка на консультации, отзывались о нем, как о чрезвычайно вдумчивом наблюдателе и находчивом, проницательном диагносте. (…) Верил он в медицину твердо и крепко, и ничто не могло пошатнуть этой веры» (цит. по: Кройчик, 1982: 6).

О своем клиническом, естественно-научном мироощущении, служившим отправной точкой и своего рода камертоном в литературном творчестве пишет в автобиографии и сам А. П. Чехов: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок» (Чехов, 1979: 271).

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия - теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

Начало «Тоски» напоминает увертюру к музыкальному произведению, в которой звучит основная тема рассказа, объединяются в единое целое эмоциональный, событийный, философский и клинико-психологический планы. «Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки…» (Чехов, 1982: 42). Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который «бел, как приведение» и своей неподвижностью, напоминает снежное изваяние.

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета, и это произведение не исключение. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия - извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, "дверью обозналась", забрала наследника, который "настоящий извозчик был". После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга - своего напарника - лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

Душевное состояние Ионы А. П. Чехов описывает с клинической тщательностью: неподвижность неестественно согнувшегося тела в течение многих часов, апатия - «упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег…» (там же), заторможенность реакции. Подобно снежному покрову, Иону окутывает депрессивная завеса, которую старый извозчик «отдернуть» самостоятельно не может, и когда сквозь нее до него доносится чей-то голос: «Извозчик!», он интуитивно начинает искать помощи у окликнувшего его человека. Иону переполняют переживания об ушедшем сыне, и, чтобы справиться со своим горем, ему необходимо с кем-нибудь поговорить «с толком, с расстановкой» и о том, как сын заболел, и как сын страдал, «что говорил перед смертью», и о дочке, оставшейся в деревне, и много еще о чем. Но выговориться, излить свою горесть Ионе не удается. Четырежды в рассказе повторяется ситуация несостоявшегося общения и установления полноценного психологического контакта Ионы с другим человеком.

Первый седок, военный, выводит извозчика из душевного оцепенения: «Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь» (Чехов, 1982: 43). Но как только он высаживает военного в пункте назначения, он вновь сгибается на козлах в застывшую позу, и душа в тягостной неподвижности замирает на неопределенное время. «Проходит час, другой…».

Шумная компания молодых людей - новые седоки - тоже не хотят слушать о его горе, но даже вертящееся тело одного из седока за своей спиной и ругательства в свой адрес, помогают на мгновение Ионе преодолеть жгучее чувство одиночества. Молодые люди расплачиваются и исчезают в темном подъезде, «Иона долго глядит им вслед». «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина…» (Чехов, 1982: 45). Еще одна неудачная попытка установления контакта поднимает новую волну утихшей ненадолго тоски, тягостное онемение сменяется мучительной тревогой в душе, глаза Ионы «бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…» (там же).

Описывая тоску Ионы Потапова, применяя литературный прием метафоры, А. П. Чехов раскрывает сущность психических и физических страданий человека с депрессивным расстройством: «Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…» (там же).

В рассказе А. П. Чехова нигде нет прямого указания на религиозность главного героя. Тоска Ионы не направлена к высшему миру, это не «тоска по трансцендентному» - так данное состояние души определяет русский философ Н. А. Бердяев (цит. по: Бурно, 2008: 123). Между тем, понимание отечественным богословом и литературоведом М. М. Дунаевым чеховского рассказа как обращенного к религиозному чувству человека заслуживает внимания. В ситуации острого горя человек испытывает потребность пережить в чьей-то душе близость себе, способность понять, сострадать. И Бог, замечает М. М. Дунаев, «незримо присутствует в событии - ожиданием Своим, что человек откликнется на Его истину. «Се, стою у двери и стучу…» (Дунаев, 1998: 262). Хотел ли об этом сказать А. П. Чехов, рассказывая историю об извозчике Ионе Потапове, похоронившем сына и в своей мучительной тоске в течение нескольких дней не встретившем ни одного человека, который бы увидел его тоску и сгладил болезненную «нойку сердца»? Обратимся к нескольким высказываниям писателя, сделанным им на страницах своих записных книжек: «Между «есть бог» и «нет бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-нибудь одну из двух этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и он обыкновенно не знает ничего или очень мало» (Чехов, 2000: 19). А далее: «Без веры человек жить не может» (там же: 20).

Приведенные слова писателя, безусловно, не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос ни о степени религиозности молодого А. П. Чехова, ни тем более о разработке им религиозной темы в рассказе «Тоска», поскольку данные размышления о боге и вере относятся к записям 1891–1904 годов. Иона Потапов, не увидевший в мелькающем перед глазами среди пестрящих в сумерках городских огней людском потоке способной к состраданию живой души, возвращается ко двору. Но и здесь нет представляемого в воображении Ионы слушателя: охающего, вздыхающего, причитающего над постигшим его несчастьем. «На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота… Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой…» (Чехов, 1982: 45). Человек в состоянии острого горя, охваченный депрессивными переживаниями, с одной стороны постоянно тоскливо сосредоточен на личности умершего, с другой - оставаясь в одиночестве ему «самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…» (там же: 46). Нарушается сон, а потребность с кем-либо поговорить о покойном только усиливается в ночные часы.

Иона не может выговориться, чтобы хоть как-то облегчить свое горе. И растет тоска, «тоска громадная, не знающая границ». В финале рассказа Иона идет в конюшню и изливает свою тоску о сыне лошади. Но такая развязка чеховского рассказа ничуть не сентиментальна и не пессимистична. Напротив, Иона Потапов, в конечном итоге, находит самого лучшего в его положении слушателя, искреннего в своей природной естественности, созвучного томящейся душе существо.

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми - монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга - это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать - он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания - проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы "тоска громадная, не знающая границ", таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость и равнодушие.

Эта тема актуальна и для нас, живущих в 21 веке, ведь мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бурно, М. Е. (2008) О характерах людей (психотерапевтическая книга). Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир».

  2. Дунаев, М. М. (1998) Православие и русская литература. В 5 т. М.: Христианская литература. Т. 4.

  3. Кройчик, Л. (1982) Человек с молоточком // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 5–23.

  4. Чехов, А. П. Автобиография (1979) // Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: Наука. Т. 16.

  5. Чехов, А. П. (1982) Тоска // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 42–46.

  6. Чехов, А. П. (2000) Записные книжки. М.: Вагриус.

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Урок в 7 классе с применением технологии критического мышления (чтение с остановками).

Цель урока: Определение идейного звучания произведения.

Задачи:

Обучающая : уметь определять тему и идею рассказа, уметь находить художественные приёмы и средства.

Развивающая: развивать связную монологическую речь; развивать память, мышление, творческие способности; развивать навыки выразительного чтения, культуры общения, слушания.

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, внимания и сострадания к окружающим, ответственность за свои поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Форма проведения урока – чтение с остановками.

I . Целеполагание.

Сегодня мы прочитаем вместе рассказ А.П. Чехова «Тоска» и обсудим его.

Вызов. Как вы понимаете название рассказа? Запишите ассоциативный ряд к этому слову. Обратимся к словарям: СЛАЙД №2

-синонимов

тоска – грусть, горе, боль, скорбь, горесть, сокрушение, печаль, кручина.

-толковый словарь Ожегова

1)душевная тревога, уныние;

2)скука.

-словарь В.Даля

Тоска (теснить) – стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство.

Как вы думаете, каким будет рассказ – весёлым или грустным?

II . Чтение рассказа с остановками.

Прочитаем I фрагмент с начала рассказа до слов «…и уличная суматоха становится слышнее.»

Вопросы:

1)Прокомментируйте слова и выражения «сидит на козлах», «почина всё нет».

2) Какое настроение создаёт описание зимнего пейзажа? (это не просто сумерки и снег – это символ безысходной пустоты и людского равнодушия).

3) Как описание лошади максимально приближено к герою? (Иона и его лошадь будто неживые, мы ещё не знаем, что произошло, а автор уже даёт понять, что жизнь перестала теплится в душе этого человека).

Прочитаем II фрагмент со слов «Извозчик, на Выборгскую…» до слов «…и, по –видимому, не расположен слушать»

Объясните слова и выражения: «на Выборгскую», «от горячки».

Почему Ионе трудно управлять лошадью? Выберите ответ. СЛАЙД №3

    Он не умеет ездить?

    В Петербурге снегопад?

    Пешеходы и экипажи нарочно мешают ему?

    Он погружен в себя, в свои думы?

Как Иона сообщает военному о смерти сына? Какова реакция военного?

Прочитаем III фрагмент со слов «Высадив его на Выборгской»…до слов «слава богу, они, наконец, приехали».

Прокомментируйте значение слов: «двугривенный», «цена не сходная», «старая холера».

Почему в начале этого эпизода автор снова упоминает о снегопаде в Петербурге?

Почему Иона соглашается везти молодых людей всего за двугривенный? Выберите ответ. СЛАЙД №4

    Ему не нужны деньги?

    Он переживает и не думает о деньгах?

    Он готов работать за любую цену, т.к.мало клиентов?

    По другой причине?

С какой целью автор неоднократно подчёркивает, что в обращении с молодыми людьми Иона смеётся, хохочет, ухмыляется? Как такое поведение героя показывает его душевное состояние? Каким образом Иона сообщает молодым людям о смерти сына? Какова их реакция?

Прочитаем IV фрагмент со слов «Получив двугривенный»…..до слов «…молодой укрылся с головой и уже спит».

Объясните слова: «наступает для него тишина», «снующими», «бежать рысцой», «в воздухе спираль».

В этом эпизоде 6 раз употребляется слово «тоска»; в каком контексте употребляется она каждый раз?

Почему Ионой овладела тоска, и как он сам объясняет её причину?

Почему Иона возвращается раньше времени? Выберите ответ. СЛАЙД №5

    Он устал?

    Погода плохая?

    Поздний час?

    лошадь жалеет?

    Никто не согласился выслушать его?

Как Иона сообщает молодому извозчику о смерти сына?

Какова реакция собеседника?

Прочитаем V фрагмент со слов «Старый вздыхает и чешется» ….до конца рассказа.

Прокомментируйте слова: «причитывает», «на овёс не выездили», «приказал долго жить».

Почему Ионе нужно обязательно рассказать о своём горе. Выберите ответ. СЛАЙД №6

    Ему нужно выговориться?

    Он ждёт сочувствия?

    Ему неуютно в Петербурге, где много людей и не с кем поговорить?

    Это первое большое горе в его жизни?

Каким образом Иона сообщает лошади о смерти сына?

Какова её реакция?

Смешон или страшен этот эпизод?

Как меняется речь Ионы к концу рассказа?

III. Обобщающая беседа.

У рассказа есть эпиграф . Это 1-ая строка духовного стиха «Плачь Иосифа и быль».

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

    Как его понять?

    Почему город равнодушен к переживаниям Ионы?

    В чём нравственный смысл рассказа?

    Смешно или грустно то, что Иона рассказал о своём горе лошади?

IV .Вывод. У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу, и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает всё… своей лошади.

Прочитайте последнее предложение. Как вы объясните многоточие?

Равнодушие – это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей – надо, чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись, но и этой малости не то, чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать.

Выберите то лексическое значение слова «тоска» (см. стадию «вызов»), которое более всего подходит к рассказу.

Тоска и одиночество проистекают от того, что сердце людей закрыто, чёрство, не готово к состраданию ближнему, потому что «печаль моя» (эпиграф) остаётся неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова – молчание всего мира.

V .Рефлексия . Составление «синквейна». СЛАЙД №7

Тоска

Громадная, не знающая границ,

Просит, поговорите, выслушайте.

Некому излить душу.

Сострадание.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД №8

1 уровень (средний). Написать 4-5 предложений на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени».

2 уровень (творческий). Написать продолжение рассказа на тему: «Разговор Ионы с лошадью».

Главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Тоска» - извозчик Иона Потапов. Пожилой, но трудолюбивый человек выживает в большом городе без чьей-либо поддержки, каждый день ему приходится рассчитывать только на самого себя. Каков сюжет рассказа? Его словно и нет, но повествование не отпускает нас до самой финальной точки, заставляя сопереживать этому человеку, ведь его боль так знакома и понятна.

Трудясь день за днем в качестве извозчика, он встречает самых разных горожан, вынужденно проводит с ними не просто большую часть дня, но большую часть своей жизни. А душа его в это время ноет от гнетущей неизбывной тоски. И только его верная лошадка знает, каково нести это отчаяние изо дня в день без всякой надежды излечиться. Вокруг него только бездушный город, где никому до этого маленького человека нет никакого дела.

Каждый встречный спешит, торопится по своим делам. И лишь Ионе спешить более некуда. Нелепая смерть забрала единственного близкого человека - сына. Он горюет, что «старуха с косой» забрала не того, да только взывать к злодейке-судьбе нет смысла. И не с кем поговорить, некому рассказать о своем горе. Если бы нашлась сочувствующая душа, быть может на время тоска и оставила бы его, дав силы жить дальше. Но черствость людей, как и его беда, не знает границ.

И вроде бы вот он выход - рассказать все лошади. Его заезженная верная спутница не возражает. И хоть порой доставалось ей от Ионы плетью за упрямство, да только случает она внимательно, до последнего слова. Говорить она не может, но ее теплое дыхание на ладонях старика дарит мгновения покоя. Может быть, это именно то, что нужно сейчас?

Жизнь снова демонстрирует, сколь животные бескорыстнее, честнее, добрее нас. Молчаливое сопереживание, сочувствие согревают лучше, чем сотни холодных и безразличных слов, которыми заполняется пустота, но не дарит ни искры подлинного тепла. Как можно жить в окружении таких людей? Ведь человеку свойственно не только страдать, но и искать счастья, своего места в этом огромном городе, мире, жизни.

Хотя черная тоска поглощает нашего героя, но все-таки они не окрашивает его мир только в черные краски, он ни в чем не уподобляется своим жестокосердным попутчикам. Иона остается понимающим и добрым человеком, что только мешает ему стать «своим» в куда более жестоком обществе. Перед нами «маленький человек», никому не нужный, никем не любимый, абсолютно одинокий.

Глубокий нравственный смысл делает рассказ «Тоска» актуальным в наши дни, ведь он не о исторических реалиях, но о взаимоотношениях людей. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то? Прошло столько лет со дня опубликования этой истории, но и сегодня мы проходим мимо плачущих людей…

Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова