Но как тебя покинуть милый друг шекспир.

Уильям ШЕКСПИР

Устал. Взываю, плача: Смерть, упокой! --
Доколе зреть Достоинств нищету,
И пых ничтожеств разодетых -- Бог мой!,
И Истину, что на закланье Злу,
И Совершенство, что сожрала Ложь,
И почесть мерзкую подонкам, Лесть,
И Знание, которым правит Блажь,
И немощью уж стала Мощь,
И Девственность растляющую Мразь,
И силу Зла, что над Добром не счесть?!;
И вырван уж язык Искусствам,
И Глупостью слывёт уж Честь... Устал!
Уйду – тем этот век на Век ославлю,
Но я предам Любовь! – врагу оставлю?!!..

Пер. Сергей Канунников, 22 апреля 2015г
Редакция 30.07.2015г
Редакции 23.10.2015г
Редакция 08.02.2016г

Tired with all these for restful death I cry,
As to behold desert a beggar born,
And needy nothing trimmed in jollity,
And purest faith unhappily forsworn,
And gilden honour shamefully misplaced,
And maiden virtue rudely strumpeted,
And right perfection wrongfully disgraced,
And strength by limping sway disabled,
And art made tong-tied by authority,
And folly (doctor-like) controlling skill,
And simple truth miscalled simplicity,
And captive good attending captain ill.
Tired with all these, from these would I be gone,
Save that to die, I leave my love alone.

И слово, как обычно, нашим русскоязычным мэтрам, но на сей раз ну очень даже многочисленным, и, в основном, не славянского почему-то происхождения -- понимай тех уникальных переводчиков, для коих язык русский родным не является, но очень хочется (и среди них Л.Пастернак, Самуил Маршак, Наум Сагаловский, Финкель, Лившиц...).
Кроме того, учитывая эпохальность данного шекспировского творения, мы приведём и выдержки из статьи уважаемого проф. Бориса Кушнера, касающиеся особенностям перевода самого знаменитого из всех сонетов У.Шекспира -- Сонета 66 (см. в конце).
Ну а статью Владимира Козаровецкого о сонетах Шекспира (см. в Приложении к нашему переводу Сонета 1) мы настоятельно и вновь рекомендуем освежить в памяти -- вот здесь-то и расставлены все русские точки над "i" в данном (и не только) сонете.
Итак:

66
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!

С.Маршак

66
Я смерть зову, мне в тягость этот свет,
Где мается достоинство в нужде,
И где ничтожество живет без бед,
И чистой веры не сыскать нигде,

И лаврами увенчаны плуты,
И честь девичью треплют на торгах,
И совершенство -- жертва клеветы,
И чахнет мощь у немощи в руках,

И власть искусству заперла уста,
И блажь в управу знание взяла,
И искренность зовется "простота",
И под пятой добро живет у зла, --

Устал я и бежал бы от всего,
Но как я брошу друга своего?

А.Шаракшанэ

66
Я до смерти от этого устал:
кто честен – нищ, увы, ещё в утробе,
ничтожество спешит на пьедестал,
и веры нет – отвергнута по злобе,
почёт и слава – личности пустой,
девичество спроважено в бордели,
достоинство оплёвано толпой,
и те, кто правят, силу одолели,
искусству власть заклеила уста,
наукам – неуч ревностный радетель,
и лгут, что правда – это пустота,
и служит злу немая добродетель.

Чтоб этого не знать, скончался б я,
но будет без меня любовь моя.

Пер. Наум Сагаловский

66
Устал я жить и умереть хочу,
Достоинство в отрепье видя рваном,
Ничтожество - одетое в парчу,
И Веру, оскорбленную обманом,
И Девственность, поруганную зло,
И почестей неправых омерзенье,
И Силу, что Коварство оплело,
И Совершенство в горьком униженье,
И Прямоту, что глупой прослыла,
И Глупость, проверяющую Знанье,
И робкое Добро в оковах Зла,
Искусство, присужденное к молчанью.

Устал я жить и смерть зову скорбя.
Но на кого оставлю я тебя?!

Перевод Финкеля (извините, имя-отчество нам не известно)

66
Как дальше жить? Устал я оттого,
что вижу честной бедности судьбу
и пустоты духовной торжество,
и веру, пригвождённую к столбу,
и мнимой славы незаконный герб,
и девственности попранный цветок,
и оскорблённой доблести ущерб,
и силу подавляющий порок,
и творчество у власти под пятой,
и глупости надзор за мастерством,
и простоту, слывущую святой,
и злобу, овладевшую добром.
Как дальше жить? Себя убил бы я...
О, если бы не ты, любовь моя!

Перевод Лившица (извините, полное ФИО нам не известно)

И, наконец, исконный знаток русского языка, Модест Ильич Чайковский, младший брат выдающегося композитора, славы русской Культуры:

Томимый этим, к смерти я взываю;
Раз что живут заслуги в нищете,
Ничтожество ж - в веселье утопая,
Раз верность изменяет правоте,
Раз почести бесстыдство награждают,
Раз девственность вгоняется в разврат,
Раз совершенство злобно унижают,
Раз мощь хромые силы тормозят,
Раз произвол глумится над искусством,
Раз глупость знанья принимает вид,
Раз здравый смысл считается безумством,
Раз что добро в плену, а зло царит -
Я, утомленный, жаждал бы уйти,
Когда б тебя с собой мог унести!

Модест Чайковский

А также любимый нашим замечательным мастером рассказа, автором Проза.ру Ниной Бойко перевод данного сонета от Ф.Червинского:

Тебя, о смерть, тебя, зову я истомленный!
Устал я видеть честь - поверженной во прах,
Заслугу - в рубище, свободу - искаженной,
И бедность - с шутовской усмешкой на губах...
Глупцов, гордящихся лавровыми венками,
Опальных мудрецов, таящих скорбь в тиши,
Высокий дар небес, осмеянный слепцами,
И силу - мертвую от немощной души...
Искусство - робкое пред деспотизмом власти,
Безумья жалкого надменное чело,
Разнузданную ложь, разнузданные страсти,
И Благо - пленником у властелина Зло...
Усталый, рвался б я к мгновенному покою,
Но как, владычица, расстанусь я с тобою!..

Пер. Ф.Червинского

1. Tired with all these for restful death I cry,
2. As to behold desert a beggar born,
3. And needy nothing trimmed in jollity,
4. And purest faith unhappily forsworn,
5. And gilden honour shamefully misplaced,
6. And maiden virtue rudely strumpeted,
7. And right perfection wrongfully disgraced,
8. And strength by limping sway disabled,
9. And art made tong-tied by authority,
10. And folly (doctor-like) controlling skill,
11. And simple truth miscalled simplicity,
12. And captive good attending captain ill.

13. Tired with all these, from these would I be gone,
14. Save that to die, I leave my love alone.

Необычайна формальная структура Сонета. Всё произведение состоит из двух (!) предложений: 12-ти строчная основная часть и двустрочный "сонетный замок". Заключительное двустишие начинается той же формулой ("tired with all these..." - "устав от всего этого..."), которой открывается Сонет. Глагол "behold" ("видеть"), появляющийся во второй строке, управляет одиннадцатью дополнениями, из которых десять расположены в отдельных строках, начинающихся с акцентированного "and" ("и"). Каждая такая строка представляет собой энергичное, полностью законченное противопоставление. Повторение в заключительном двустишии начальной формулы, десять идущих подряд анафорических "and" ("и"), сопровождаемых эмоциональными антитезами, придают произведению необычайную внутреннюю энергию, удивительным образом помещённую в чеканные контуры сонетной формы. Огромное впечатление производит и неожиданная перемена интонации, наступающая в заключении Сонета. Можно смело сказать, что без последних двух строк шедевр поэзии выродился бы в заурядную инвективу, имя которым - легион. Страшно даже вообразить себе этот Сонет, законченным еще одной политической формулой! Итак, поток обвинений сменяется жалобой, болью, невозможность отдаться желанной целительной Смерти - нельзя же оставить свою любовь в одиночестве "со всем этим"! Заключительная формула 66-го Сонета исключительно сложна для перевода. Как перевести это щемящее "to leave my love alone", как найти русский эквивалент этому переливающемуся всеми тайнами печали английскому "my love"?! И вдобавок надо бы воспроизвести начальную формулу Сонета - и всё это в двух строках русского пятистопного ямба...
Приведём один из возможных вариантов подстрочного перевода.

1. Устав от всего этого, я призываю (плачу о) целительную
(успокаивающую) Смерть,
2. Видя достоинство, рождённое нищим,
(вариант: видя уныние, переносимое нищим)
3. И пустое ничтожество, красующееся в веселье,
4. И чистейшую веру, злосчастно обманутую,
5. И позлащённые почести, постыдно воздаваемые,
6. И девичью честь, грубо проституированную,
7. И истинное совершенство, недостойно оскорблённое,
8. И силу, затираемую хромой властью,
9. И искусство, которому связывает язык власть,
10. И глупость, с учёным видом контролирующую знание,
11. И простодушие, обзываемое глупостью,
12. И порабощённое добро, прислуживающее руководящему злу.
13. Устав от всего этого, я бы хотел от этого уйти,
14. Но умирая, я оставляю мою любовь в одиночестве (одну).

Перевод М.И. Чайковского.

1. Томимый этим, к смерти я взываю;
2. Раз что живут заслуги в нищете,
3. Ничтожество ж, в весельи утопая,
4. Раз верность изменяет правоте,
5. Раз почести бесстыдство награждают,
6. Раз девственность вгоняется в разврат,
7. Раз совершенство злобно унижают,
8. Раз мощь хромые силы тормозят,
9. Раз произвол глумится над искусством,
10. Раз глупость знанья принимает вид,
11. Раз здравый смысл считается безумством,
12. Раз что добро в плену, а зло царит. -
13. Я, утомлённый, жаждал бы уйти,
14. Когда б Тебя с собой мог унести!

Трудно удержаться от улыбки, читая этот перевод. Комически тяжеловесные "раз что" и "раз", заменяющие анафорические "и", загадочная измена верности в (4) (как и с кем изменила верность правоте?), неожиданный железнодорожный термин в (8). Трудно поверить, что всё это написано в начале 20 века человеком, прекрасно знавшим русскую поэзию! Но, конечно, абсолютным рекордом является заключительная формула, навязывающая автору Сонета психологию племенного вождя. Справедливости ради надо сказать, что мы имели дело с одним из худших переводов М. Чайковского.

Перевод С.Я. Маршака.

1. Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
2. Достоинство, что просит подаянья,
3. Над простотой глумящуюся ложь,
4. Ничтожество в роскошном одеянье,
5. И совершенству ложный приговор,
6. И девственность, поруганную грубо,
7. И неуместной почести позор,
8. И мощь в плену у немощи беззубой,
9. И прямоту, что глупостью слывёт,
10. И глупость в маске мудреца, пророка,
11. И вдохновения зажатый рот,
12. И праведность на службе у порока.
13. Всё мерзостно, что вижу я вокруг...
14. Но как тебя покинуть, милый друг!

Трудно сравнивать это стихотворение с виршами М. Чайковского. Мне кажется, что это в целом хороший перевод. Лаконичный, ясный, прекрасно звучащий стих, удачно найденные формулы антитез подкрепляют это впечатление. С другой стороны огорчает разрушение очень важной в данном случае формальной структуры Сонета. Потеряны два анафорических "и" (3-4), не повторена (да и в сущности почти не переведена) начальная формула оригинала. Слово "невтерпёж" явно выпадает из общего высокого стиля перевода. Наибольшие возражения, однако, вызывает последнее двустишие. "Милый друг" никак не соответствует "my love" оригинала и вдобавок это словосочетание давно уже звучит в русском языке легковесно, чтобы не сказать легкомысленно. Вообще слова "милый", "мило" и т.д. опасны для любого поэта ввиду их устоявшейся романсовой (в дурном смысле этого слова) окраски. Между тем переводы Маршака изобилуют ими (например, в особо опасном сочетании "мило-могила"). Далее, центром заключения Сонета несомненно является "my love" ("моя любовь"), а не "I" ("я"). В маршаковском переводе это неочевидно. Вполне возможно, что автор русского Сонета жалеет прежде всего самого себя: он бы и покинул этот мир, но жаль ему расстаться с "милым другом" (в оригинале же, как уже отмечалось, совсем другая, гораздо более высокая эмоция: нельзя, невозможно оставить друга, возлюбленного лицом к лицу со "всем этим"). Кстати в ранних версиях перевода так и стояло: "Да жаль тебя покинуть, милый друг".
В целом Сонет Маршака гораздо спокойнее оригинала, огромная энергия шекспировского стиха сглажена.

Перевод Б.Л. Пастернака.

1. Измучась всем, я умереть хочу.
2. Тоска смотреть, как мается бедняк,
3. И как шутя живётся богачу,
4. И доверять, и попадать впросак,
5. И наблюдать, как наглость лезет в свет,
6. И честь девичья катится ко дну,
7. И знать, что ходу совершенствам нет,
8. И видеть мощь у немощи в плену,
9. И вспоминать, что мысли заткнут рот,
10. И разум сносит глупости хулу,
11. И прямодушье простотой слывёт,
12. И доброта прислуживает злу.

13. Измучась всем, не стал бы жить и дня,
14. Да другу трудно будет без меня.

Перед нами совершенно иной, чем прежде, перевод, по поводу которого мне часто приходилось читать или слышать эпитеты вроде "гениальный", "блестящий", "виртуозный" и т.д. Рискуя оскорбить чувства верующих, скажу прямо, что перевод этот представляется мне совершенно несостоятельным. Прежде всего я не могу принять самой переводческой концепции, основанной на преднамеренном переносе шекспировской драмы в разговорно-бытовую плоскость. Величественная речь Шекспира превращается у Пастернака в заурядный разговор, порою кажется, что разговор этот происходит у какой-нибудь булочной. Шекспировская
"чистейшая вера, злосчастно обманутая" переводится "И доверять, и попадать впросак". Просторечивое "впросак" - мелкое словечко: скажем, кто-то купил молоко, а оно оказалось прокисшим. Но переводчик не успокаивается на достигнутом. У Шекспира фигурирует "совершенство" как персонифицированное начало, оскорбляемое в этом мире, а у Пастернака "...ходу совершенствам нет". Манерное множественное число (в пряном сочетании со всё тем же бытовым "ходу нет") полностью разрушает шекспировскую идею. Так и хочется вспомнить давно знакомое "Напрасны ваши совершенства..." В третьей строке переводчик высказывает соображение, совершенно чуждое оригиналу: "И как шутя живётся богачу...". Этой плоской и вредной мысли у Шекспира нет, она из совершенно другого круга идей. Нет нужды говорить из какого именно круга. В порядке вечных явлений богач вовсе не живёт "шутя" - он также страдает, переносит боль и умирает, как и все другие. Можно предположить, что "богач" появился в переводе на буксире у глагола "хочу", которым заканчивается первая строка. Зарифмовать это слово действительно непросто, но причём же здесь несчастный оригинал? Кстати, и само это "хочу" вряд ли является находкой, поскольку плохо передает английское "cry", которое означает не только "взывать", но и "плакать", а в контексте 66-го Сонета скорее всего означает "взывать со слезами" (эти слёзы почему-то проигнорированы во всех известных мне переводах).
Некоторым критикам / Ср. А. Финкель, 66-й сонет в русских переводах. В кн. "Мастерство перевода", Советский писатель, М. 1968, с. 161-182./ нравится своеобразное устройство обсуждаемого перевода, при котором антитезы переданы инфинитивными оборотами, зависящими от слова "тоска" во второй строке. Отмечают, что Пастернак настолько лаконичен, что у него остаётся даже лишнее место в строках для всех этих инфинитивов. Быть может это и так. Но посмотрим на его глаголы: "и наблюдать", "и знать", "и видеть", "и вспоминать". Да ведь они разбросаны по строкам семантически случайно, их без ущерба для смысла можно произвольно переставлять местами. И вся соль варьирования (все эти глаголы переводят единственный английский глагол "behold") состоит в спасении метра! В действительно мастерском произведении такого рода усилия автора не должны быть заметны. Кроме того, глагол "наблюдать" представляется слишком равнодушным даже в пасмурном мире пастернаковского перевода. Не могу я согласиться с А. Финкелем и в том, что разговорно-бытовая тональность выдержана Пастернаком "блестяще". Даже и эта интонация не удалась переводчику вполне. Один изъян такого рода мы фактически уже отмечали ("ходу совершенствам нет"). Можно также спросить к какому стилю относятся формулы "мощь у немощи в плену" , "доброта прислуживает злу". Вряд ли к разговорному. /Ср. также апологетическую статью А. Якобсона" Два решения (ещё раз о 66-м сонете)" в кн. Мастерство перевода, Советский писатель, М. 1968, с. 183-188. А. Якобсону слышится в переводе Пастернака "тихо произносимая жалоба до смерти уставшего, измученного жизнью человека". Пожалуй, первые строки так и звучат. Но вряд ли этот "до смерти уставший человек" будет жаловаться только что упомянутыми формулами или, скажем, сетовать, что "...разум сносит глупости хулу"./ Правда переводчик заменяет напрашивающееся несколько высокопарное "но" в последней строке разговорным (и даже просторечивым) "да", но это уже не спасает ситуацию и вдобавок приводит к неприятному столкновению звуков "дад", делающему корявой всю строку. Я готов согласиться с тем, что в обсуждаемом переводе выдержана намеренная монотонность, приглушенность звучания, подчёркнутая сплошной мужской рифмой. Соблюдена и формальная структура оригинала. Но при разрушенном содержании и это не радует. Вселенского размера шекспировская драма низведена до мелкого и маловразумительного конфликта.
Мне приходилось слышать мнение, что 66-й Сонет Шекспира - Пастернака следует рассматривать просто как прекрасное стихотворение, созданное по мотивам и т.д. Не обсуждая личных вкусов (мне это стихотворение ни в каком виде не нравится), я хотел бы заметить, что такой жанр давно известен и уважаем, но в нём принято использовать подзаголовки вроде "Из Гёте", "По Гейне", "Из Зейдлица" и т.д., а не обязывающее слово "перевод"...

Борис Бейнфест
СОНЕТ ШЕКСПИРА

Знаменитому сонету 66 Вильяма Шекспира посвящено множество публикаций. Его переводили на русский язык лучшие поэты России. Самуил Маршак, свершивший гигантский и высоко оцененный труд по переводу всех сонетов Шекспира, перевел в том числе, понятно, и 66-й сонет. Вот этот классический перевод.
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске знатока искусства,
И вдохновения зажатый рот,
И служащие злу благие чувства.

Всё мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!

Бесспорно, это работа очень высокого класса. Рука мастера здесь видна в каждой строке, отточенной до совершенства.
Известен и перевод этого сонета, сделанный Б. Пастернаком.
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли заткнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И Прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу будет трудно без меня.

Можно сказать, что, по крайней мере, в одном отношении, он ближе к форме английского оригинала: в нем использованы исключительно мужские рифмы. Но то, что органично для английского языка, не всегда подходит языку русскому. Я просмотрел сборник «Русский сонет» (М., 1983), где собраны оригинальные сонеты русских поэтов XVIII – начала XX века, включая таких корифеев, как Пушкин, Баратынский, Тютчев, Фет, Некрасов, Анненский, В. Иванов, Бальмонт, Бунин (написавший 42 сонета!), Брюсов, Волошин, Блок, Северянин, Мандельштам, Цветаева, и не обнаружил НИ ОДНОГО сонета, построенного только на мужских рифмах: все они содержат чередование мужских и женских рифм.
Такое чередование, к слову сказать, предписано сонету теоретиком французского классицизма Буало в его «Поэтическом искусстве».
Но пора сказать несколько слов о сонете как форме поэтического произведения.
Сонет возник в Италии (мы помним пушкинское: «Суровый Дант не презирал сонета, / В нем жар любви Петрарка изливал»), и в своей классической форме содержит 14 строк: два катрена (четверостишия) и два терцета (трехстишия). Четверостишия связаны двумя рифмами (т.е. оба катрена рифмуются между собой), терцеты связаны между собой двумя или тремя рифмами. Наиболее совершенной считается такая схема рифмовки катренов: abba-abba, т.е. опоясывающая рифмовка, а терцеты рифмуются по разным схемам: cdc-dcd, cde-cde, ccd-eed. Канонический сонет, кроме того, пишется пятистопным ямбом. Однако вся история сонета полна нарушений этих правил, и, например, шекспировский сонет состоит из трех катренов и двустишия, катрены (в том числе первые два) между собой не рифмуются, и внутри каждого катрена рифма перекрестная (abab-cdcd-efef). Этому следовали и переводчики Шекспира, как это видно и из двух приведенных выше переводов. Структура трех сонетов, написанных Пушкиным («Сонет», «Поэту» и «Мадонна»), включает два катрена и два терцета, но в последних двух сонетах опоясывающая рифмовка в катренах чередуется с перекрестной. Похожее чередование мы видим и в онегинской строфе, также состоящей из 14 строк, но там уже три катрена и двустишие, причем третий катрен рифмуется еще по одной схеме: aabb. Это разнообразие рифмовок придает замечательную свободу стиху.
Однако в чем же смысл такой жесткой регламентации формы, и как он увязывается с содержанием? Вот что писал немецкий поэт Иоганнес Бехер: «…сущность сонета в том, что он является подлинно диалектическим видом поэзии, в высшей степени драматическим (превосходящим своей внутренней драматичностью балладу). Эта драматичность вытекает из того, что схема его имеет содержательный характер, а именно: первый катрен – теза, второй – антитеза, а последующие два терцета – синтез».

Действительно, в сонете изначально заложен драматизм поэтической мысли. Ее развитие диктуется самой конструкцией сонета, когда одно неторопливое четверостишие сменяется другим, и, нерасторжимо связанные рифмой, они все же противостоят друг другу, а трехстишия, укорачивая, сжимая звучание поэтической речи, нагнетают напряжение и неожиданно завершаются последней, упругой и освещающей всё стихотворение строкой.
Чтобы дать читателю отдых от этих скучных рассуждений, приведу, немного уйдя в сторону от темы, совершенно прелестный сонет В. Жуковского.
За нежный поцелуй ты требуешь сонета!
Но шутка ль быть творцом четырнадцати строк
На две лишь четки рифм! Скажи сама, Лилета?
«А разве поцелуй безделка?» – Дай мне срок!
Четыре есть стиха, осталось три куплета;
О, Феб! О, добрый Феб! Не будь ко мне жесток!
Хотя на миг один парнасского мне света!
Еще строфа! Смелей! Уж берег недалек!

Но вот уж и устал! О мука! О досада!
Здесь Лилла – поцелуй! Там рифма – и надсада!
Как быть… Но Бог помог! Еще готов терцет!
Еще б один – и все! Пишу! Хоть до упада!
Вот… вот… почти совсем!.. О радость, о награда!
Мой, Лилла, поцелуй, и вот тебе сонет!

У автора этой заметки есть шуточный сонет – на ту же тему создания сонета. Шутка еще и в том, что одна рифма пронизывает весь сонет.
Я до сих пор не сочинил сонета.
К тому причины веской вроде нет.
Вдруг Аполлон потребует ответа:
Где мой, давно обещанный сонет?
А как писать? Никто не даст совета,
Хотя сонету много сотен лет,
И за душой у каждого поэта
Он теплится, тот маленький сонет.
Как в сумерках осенних теплый свет,
Он душу согревает нам приветом.
Ему не нужен призрачный сюжет.
И вот, собравшись с духом нынче летом,
Я выполнил давнишний свой обет
И разродился, наконец, сонетом.

Есть у него и серьезный сонет, под названием «Время», написанный по классическим канонам.
Как быстротечен твой бездумный бег,
О, жадное, прожорливое время!
Едва произрасти успеет семя,
Как низвергает небо новый снег.
Неумолимо будущего бремя.
Где прошлого окаменевший брег?
Жизнь вне Земли, библейский ли ковчег –
Всё бередит твой ум, людское племя.
Мы в прошлое вернуться не вольны,
Нас в будущем манит его загадка,
Мы настоящим каждый миг полны.
Но нет без памяти миропорядка!
А будущего таинство так сладко,
Как будто мы слепцами рождены.
Но вернемся к Шекспиру.
В упомянутом сборнике я нашел еще один перевод, точнее, подражание, как назвал его сам автор, шекспировскому сонету 66. Он принадлежит некогда очень модному, а потом основательно подзабытому поэту пушкинской эпохи В. Бенедиктову. Мне это подражание показалось очень достойным, и хочется привести его.
Я жизнью утомлен, и смерть – моя мечта.
Что вижу я кругом? Насмешками покрыта,
Проголодалась честь, в изгнанье правота,
Корысть – прославлена, неправда – знаменита.
Где добродетели святая красота?
Пошла в распутный дом, ей нет иного сбыта!..
А сила где была последняя – и та
Среди слепой грозы параличом разбита.
Искусство сметено со сцены помелом,
Бездумье кафедрой владеет. Праздник адский!
Добро ограблено разбойническим злом,
На истину давно надет колпак дурацкий.
Хотел бы умереть; но друга моего
Мне в этом мире жаль оставить одного.
Было бы странно, если бы, заинтересовавшись темой этой заметки, ее автор не попробовал и свои силы. Конечно, это небывалая дерзость – попытка посоревноваться с корифеями. Извиняет меня только то, что первый катрен пришел ко мне во сне, я вскочил и быстро записал его, и тут же, не переводя духа, за каких-то пятнадцать-двадцать минут набросал остальное. Добавлю, что в моем варианте перевода сделана попытка соединить шекспировскую форму с классической (одинаковая опоясывающая рифма в первых двух катренах).
Что из этого получилось, пусть судит читатель.
Мне жить невмочь. Что вижу я кругом?
Достоинства и чести униженье.
Неправедным богатством восхищенье.
Разумность, заточенную в дурдом.
Невинность, вовлеченную в содом,
И ложью вместо правды увлеченье,
И силы от бессилья пораженье,
И торжество порока над добром.
И смех над прямодушьем громовой,
И осмеянье искреннего чувства,
И свист, внезапно поднятый толпой
При виде настоящего искусства.
Да, умереть. Ведь мир идет ко дну.
Но как тебя оставлю я одну?
10.11.2008

Примечания к сонету:

  1. desert - достойный человек;
  2. needy nothing - духовное ничтожество;
  3. unhappily - злобно;
  4. gilded honour - позолоченное благородство, т. е. не настоящее;
  5. limping sway - некомпетентная, неспособная управлять власть;
  6. disabld - в целях сохранения размера произносится как четырехсложное слово;
  7. art made tongue-tied - Здесь Шекспир, возможно, имеет в виду цензуру в отношении театральных представлений; тот же эпитет в сонетах 80 (строка 4); 85 (строка 1); 140 (строка 2);
  8. folly doctor-like - глупость, поучающая с видом мудреца. Возможно, намёк на «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского;
  9. simplicity - глупость;
  10. captain - победившее, торжествующее;

Подробнее о данном сонете

Шекспир высказывает свои мысли о коррупции и несправедливости, избавления от которых он не видит в этом мире. Сонет полон фатализма и повествует о том, что талант не является гарантией успеха, поскольку общество организовано несправедливо. Оно полно недостойных и невежественных людей, далеких от благородства и благих начинаний.

Экспрессивная манера написания сонета говорит о свежих переживаниях поэта, которые, вероятнее всего, являются следствием контакта с одним из перечисленных им типов, негативные впечатления от встречи с которым приводят к выплеску накопившегося напряжения. В самоутверждающей его правоту форме Шекспир клеймит несправедливости мира десятикратным перечислением. Все это обрамлено мыслями о смерти, с которых начинается и заканчивается предложение на 13 строк. Именно такая структура привела сонет к уникальной форме – в нем всего два предложения, однако это не противоречит общей концепции написания других сонет – непрерывное движение мысли (в данном случае энфаза в широком смысле), подкрепленное сонетным ключом, представляющим из себя неожиданную и в целом позитивную ноту. В 66 сонете такой позитивной нотой выступает чистая любовь поэта к кому-то, кого он боится оставить в этом мире и только лишь поэтому ещё его не покинул.

  • Выраженные в сонете мысли о торжествующем зле и несправедливости пересекаются со знаменитым монологом Гамлета «То be, or not to be » (Hamlet. III, 1, строки 69-76 ). Импульсивное изложение сонета, косвенно подтверждает то, что Шекспир воспользовался воспоминаниями о монологе персонажа, чтобы как можно быстрее излить свои эмоции, хотя переживания Гамлета основаны на иных причинах.
  • Обратите внимание на порядковый номер сонета, который может быть отсылкой к упоминаемому в Библии числу зверя - 666.

Это, наверное, самое известное во всей мировой литературе стихотворение было написано в Англии в конце XVI века, а в 2009 году исполняется ровно четыреста лет с того времени, как оно было впервые опубликовано. В 66-ом сонете Шекспира всего два предложения, всего два.

Первое, очень длинное:

Tir"d with all these, for restful death I cry, as to behold desert a beggar born, and needy Nothing trimm"d in jollity, and purest faith unhappily forsworn, and gilded honour shamefully misplac"d, and maiden virtue rudely strumpeted; and right perfection wrongfully disgrac"d, and strength by limping sway disabled, and art made tongue-tied by authority, and Folly (Doctor-like) controlling skill, and simple Truth miscall"d Simplicity, and captive good attending Captain ill.

И второе, очень короткое:

Tir"d with all these, from these would I be gone, save that to die, I leave my love alone.

Оба предложения начинаются у Шекспира совершенно одинаково: «Tir"d with all these…» , «Устав от всего этого…». Да и продолжения их — тоже очень похожи: «… for restful death I cry…» («… я взываю к успокоительной смерти…») и «… from these would I be gone…» («… я бы ушел отсюда…»).

Первое предложение исполнено огромной внутренней силы, которую можно почувствовать, даже если, не вникая в смысл, просто читать. Слово следует за словом подобно удару хлыстом:

… and art mad e t ongue-t ied by auth ority, and Foll y (Doctor-l ike) controll ing skill …

Второе предложение — полная противоположность первому. Оно мягкое, оно лиричное. Оно грустное. Послушаем, как звучит сонет Шекспира в оригинале (читает актёр Ларри Глисон):

За четыре века создано множество переводов 66-го сонета на множество языков. Существует едва ли не сотня его переводов и на русский язык. Более удачные, менее удачные или совсем неудачные — ни один из переводов не смог в полной мере передать настроение шекспировского стиха. Наиболее известен перевод Маршака:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывёт, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. Всё мерзостно, что вижу я вокруг… Но как тебя покинуть, милый друг!

Это именно перевод, а не подстрочник. И, что бы там иногда ни говорили, это блестящий перевод: Маршаку, в общем, удалось передать по-русски всю энергетику первого предложения оригинала, сохранив при этом и его смысл. Получилось вполне самостоятельное русское стихотворение, а такие психологически точные и по-шекспировски лаконичные и хлёсткие фразы, как, например, «неуместной почести позор» — это просто великолепно. (Впрочем, тут есть и другие мнения : «Надо очень хотеть, чтобы откопать смысл этой строчки…». Вероятно, каждый способен оценивать только на основании своего личного опыта. Мне, повторяю, это определение Маршака кажется идеально точным).

То, что Маршаку не удалось перевести сонет, как у Шекспира, всего двумя предложениями, двумя противопоставлениями, громким и тихим, — это, конечно, досадно, но это ещё полбеды. Очень обидно, но в двух местах перевод Маршака просто-напросто режет слух. Во-первых, слово «невтерпёж» в первой строке, которое совершенно выбивается из общего ряда, даже по смыслу. Да и потом: «уж, замуж, невтерпёж» — эта тройка со школьных лет намертво сидит в памяти каждого говорящего по-русски, придавая этому слову недопустимый, в данном случае, оттенок.

Во-вторых, ну совсем не получилась у Маршака концовка — суетливая какая-то, слащавая, искусственная, выглядящая инородным вкраплением. Неужели при этом не слышится: «Милый друг, наконец-то мы вместе! // Ты плыви, наша лодка, плыви…»? Ужасно.

Впрочем, справиться со вторым шекспировским предложением редко кому из переводчиков удавалось. Есть в этом предложении какая-то загадка, что-то неуловимое. То смысл всей фразы при переводе меняется на прямо противоположный: «я бы и покинул этот нехороший мир, но мне жаль расставаться с моей любовью», — тогда как у Шекспира: «но я не могу оставить свою любовь наедине со всем этим». То смысл остаётся, но вот стилистически получается нечто фальшивое, вот то самое «ты плыви, наша лодка, плыви».

В другом известном переводе 66-го сонета, переводе Пастернака, смысл шекспировского «второго предложения» как раз не искажён. Более того, и начало «второго предложения» буквально повторяет начало всего сонета — подобно тому, как это было сделано в оригинале. Вот перевод Пастернака:

Измучась всем, я умереть хочу. Тоска смотреть, как мается бедняк, И как шутя живётся богачу, И доверять, и попадать впросак, И наблюдать, как наглость лезет в свет, И честь девичья катится ко дну, И знать, что ходу совершенствам нет, И видеть мощь у немощи в плену, И вспоминать, что мысли заткнут рот, И разум сносит глупости хулу, И прямодушье простотой слывёт, И доброта прислуживает злу. Измучась всем, не стал бы жить и дня, Да другу трудно будет без меня.

Всё тут вроде бы неплохо, и формальная структура 66-го сонета тут вроде бы бережно сохранена, но вот мне почему-то перевод Пастернака нравится даже меньше, чем перевод, выполненный Маршаком. А почему? А потому что нет в нём той самой энергетики оригинала. Ведь любое стихотворение не сводится лишь к простому набору слов, нет: все слова вместе создают какое-то новое качество, настроение, образ, характер. Так вот, у Пастернака слова вроде бы и похожи на те, что у Шекспира, но произносит их совсем другой человек. Этот самый другой человек тоскует , а не страдает. Этого человека задевает, что «шутя живётся богачу», тогда как «мается бедняк» — а у Шекспира-то ведь написано совсем другое: у Шекспира противопоставляются не просто бедняк и богач, а «достоинство , рожденное в нищете» и «пустое Ничтожество », живущее в веселии. Этот самый другой человек у Пастернака тоскует от того, что ему иной раз приходится «доверять и попадать впросак», тогда как образ, созданный Шекспиром в 66-ом сонете, страдает от того, что «чистейшая вера злосчастно обманута».

Понимаете? Где у Шекспира чистейшая вера , там у Пастернака попадать впросак . Где у Шекспира девичью честь грубо проституируют («strumpeted», от старинного слова strumpet — проститутка), там у Пастернака она лишь невыразительно и деликатно катится ко дну . И где у Шекспира истинное совершенство оклеветано и опозорено, там у Пастернака всего лишь ходу совершенствам нет .

«Дайте ходу пароходу»… Короче говоря, вылепленный Пастернаком поэтический образ находится, увы, в опасной близости с одним из песенных персонажей Высоцкого:

… У них денег куры не клюют, А у нас на водку не хватает…

А так — формальная структура шекспировского сонета вроде бы и сохранена… Но ведь в переводе, на мой взгляд, самое главное — это образ (настроение, характер), созданный автором в одной культурной среде, аккуратно и адекватно перенести в совсем иную культурную среду, с иными, быть может, языковыми особенностями и поэтическими традициями. И тут всё важно: подстрочник шекспировского сонета (содержание в чистом виде) читать столь же скучно, как и слушать 66-ой сонет на языке азбуки Морзе:

Но «перевод» 66-го сонета Шекспира на морзянку — это, конечно, из области курьёзов. Другое дело, что кроме непосредственно переводов, существует очень много подражаний этому сонету, пересказов, «вариаций на тему» и просто стихотворных откликов. На протяжении веков чеканные шекспировские строки вдохновляли самых разных поэтов на создание стихотворений, в которых иногда бывает довольно трудно разглядеть сколько-нибудь близкую их связь с 66-ым сонетом. Вот, например, стихотворение Слуцкого, которое так и называется — «Сонет 66». Среди сотен других оно было найдено в бумагах поэта и опубликовано спустя четыре года после его кончины:

Желаю не смерти, но лишь прекращенья мученья, а как ему зваться, совсем не имеет значенья. Желаю не смерти — того безымянного счастья, где горести ближних не вызывают участья. Где те, кто любили меня, или те, кто спасали, меня бы забыли и в черную яму списали.

Конечно же, это никакой не 66-ой сонет. Борис Слуцкий был человеком непростой судьбы и талантливым поэтом. Вот как написал о нём Евтушенко:

… В 1959 году Слуцкий неожиданно для всех выступил против Пастернака во время скандала с «Доктором Живаго». Это был его единственный постыдный, трагически необратимый поступок. Многие бывшие почитатели отвернулись от поэта. Но самое главное, он этого сам себе не простил. Муки совести этого прекрасного, лишь однажды оступившегося человека довели его до тяжкой душевной болезни…

И в критический, безмерно тяжкий для него момент жизни обратился поэт к бессмертному произведению Шекспира, к заключительной его мысли, словно бы полемизируя с нею: «Где те, кто любили меня, или те, кто спасали, меня бы забыли и в черную яму списали»

Но вот уже четыре столетия живут среди людей другие строки — сдержанные и негромкие, но исполненные огромной нравственной силы: «Я устал от всего, что вижу вокруг, и я желал бы исчезнуть… но я не могу оставить свою любовь наедине со всем этим».

Примечания к сонету:

  1. desert - достойный человек;
  2. needy nothing - духовное ничтожество;
  3. unhappily - злобно;
  4. gilded honour - позолоченное благородство, т. е. не настоящее;
  5. limping sway - некомпетентная, неспособная управлять власть;
  6. disabld - в целях сохранения размера произносится как четырехсложное слово;
  7. art made tongue-tied - Здесь Шекспир, возможно, имеет в виду цензуру в отношении театральных представлений; тот же эпитет в сонетах 80 (строка 4); 85 (строка 1); 140 (строка 2);
  8. folly doctor-like - глупость, поучающая с видом мудреца. Возможно, намёк на «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского;
  9. simplicity - глупость;
  10. captain - победившее, торжествующее;

Подробнее о данном сонете

Шекспир высказывает свои мысли о коррупции и несправедливости, избавления от которых он не видит в этом мире. Сонет полон фатализма и повествует о том, что талант не является гарантией успеха, поскольку общество организовано несправедливо. Оно полно недостойных и невежественных людей, далеких от благородства и благих начинаний.

Экспрессивная манера написания сонета говорит о свежих переживаниях поэта, которые, вероятнее всего, являются следствием контакта с одним из перечисленных им типов, негативные впечатления от встречи с которым приводят к выплеску накопившегося напряжения. В самоутверждающей его правоту форме Шекспир клеймит несправедливости мира десятикратным перечислением. Все это обрамлено мыслями о смерти, с которых начинается и заканчивается предложение на 13 строк. Именно такая структура привела сонет к уникальной форме – в нем всего два предложения, однако это не противоречит общей концепции написания других сонет – непрерывное движение мысли (в данном случае энфаза в широком смысле), подкрепленное сонетным ключом, представляющим из себя неожиданную и в целом позитивную ноту. В 66 сонете такой позитивной нотой выступает чистая любовь поэта к кому-то, кого он боится оставить в этом мире и только лишь поэтому ещё его не покинул.

  • Выраженные в сонете мысли о торжествующем зле и несправедливости пересекаются со знаменитым монологом Гамлета «То be, or not to be » (Hamlet. III, 1, строки 69-76 ). Импульсивное изложение сонета, косвенно подтверждает то, что Шекспир воспользовался воспоминаниями о монологе персонажа, чтобы как можно быстрее излить свои эмоции, хотя переживания Гамлета основаны на иных причинах.
  • Обратите внимание на порядковый номер сонета, который может быть отсылкой к упоминаемому в Библии числу зверя - 666.