Сочинение «Тема Родины в творчестве. VII

Тема Родины, ее судьбы всегда волновала русскую литера­туру. Эту традицию обращения к народным корням нашей жиз­ни, к нравственно-этическим идеалам продолжила и развила литература последних десятилетий.

Проблема активизации исторической памяти остро встала пе­ред обществом начиная с 60-х годов. Речь шла не только о не­обходимости извлечения уроков из нашей истории, но и о со­хранении и усвоении всего лучшего из духовного опыта поколе­ний, выработанного народом на протяжении тысячелетий. Девизом литературы могут быть слова Леонида Леонова: «А не к лицу нам забывать свое недавнее прошлое, откуда вышли на простор неслыханных идей… опасно отстраняться от истории отцов, будто ничего там не случалось, окроме исчадий гнилого феодализма. Было там, много кое-чего полезного было!»…

Образ «малой родины», с сопричастности к судьбе которой в душе каждого человека начинается высокое патриотическое чувство — любовь к нашей общей Отчизне, создан в произве­дениях В. Астафьева, В. Белова, Е. Носова, В. Распутина, В. Со­лоухина, в стихах С.Викулова, Н. Рубцова, А. Яшина. Писатели воспели землю детства, край, где человек родился и вырос, где впервые познавал мир и радовался одухотворенной красоте родной природы, учился умению трудиться и жить среди людей. «Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот ухо­дил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно… Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тиши­ной!» (В. Белов. «На родине»). Форма повествования от первого лица, повышенная эмоциональность и музыкальность речи от­личают произведения многих из названных авторов и дают ос­нование отнести их к стилевому течению лирической прозы.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь,

— так выразил сущность своего поэтического мировосприя­тия Николай Рубцов. Образ «тихой», «светлой» родины с ее не­броской красотой, великой и полной драматизма тысячелетней историей возникает в стихах поэта. Своим неразрывным един­ством с миром природы и судьбой России, глубоким лиризмом и напряженностью чувств, особенностями образности и пост­роением стиха Н. Рубцов близок есенинской традиции. В его творчестве слышны также отзвуки философских мотивов Ф. Тютчева, А. Блока и других крупнейших русских художников, духовное родство с которыми чувствовал поэт. Самобытные стихи Н. Рубцова выражают существо народной нравственности. Афоризмами стали слова поэта: «пусть душа останется чиста»; «за все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»; «но моя родимая землица надо мной удерживает власть»; «хлеб, родимый, сам себя несет»; «близких всех душа не позабудет»; «от раздора пользы не прибудет».

Поэзия Н. Рубцова гражданственна, полна размышлений о судьбе родной стороны, о потерях и обретениях на трудном ис­торическом пути (стих. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «О Московском Кремле»). Самые «рубцовские» сти­хи философичны, они выражают органическую слитность чело­века и мира, порыв к гармонии, идеалу, тревогу за настоящее и будущее. Не случайно в произведениях поэта широко исполь­зуется характерная для философской лирики лексика (душа, красота, увяданье, страданье, забытость — см., например, «Журавли»), эпитеты (грустно, странно, таинственная сила, тайны сна, высокий полет), образы (ночь, тишина, ветер и др.).












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

...Родина! В подробностях простых
Для меня открылась ты однажды.

П. Шубин

Основные установки:

Цели урока:

  • введение учащихся в мир поэзии Н.Рубцова, достичь понимания текста и авторской позиции;
  • анализ поэтического текста “Звезда полей”;
  • активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;
  • пробудить интерес к творчеству поэта;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование: компьютерная презентация.

Методические приёмы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Представление

Доброе утро, уважаемые ученики! Сегодня урок проведу у вас я, Самойлова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы Песоченской средней школы Рыбинского района. А поговорим мы о... родине.

На доске написано слово “Родина”. Закройте глаза, сядьте свободно, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться. Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите (дом, речка, лес...). Это образ родины вашего класса.

Для меня родина – это школа, мои коллеги и ученики, колодец на краю обрыва.

Но мы сегодня поговорим о родине... Впрочем, не будем торопиться, будем внимательно слушать и читать. (2 мин)

II. Подготовка восприятия

Звучит отрывок (2 строфы) песни “Тихая моя родина” (Максим Трошин, гитара) (презентация 1-7 слайды по щелчку автоматически) (48 сек)

III. Выяснение и активизация первичного восприятия

Вам понравилось? Почему?

На ваш взгляд, можно по-другому исполнить эту песню? Обоснуйте свою точку зрения.

Как вы думаете, почему такое необычное начало урока? (2 мин)

IV. Определение темы урока

Вы правы, в первой строке прозвучало ключевое слово урока (родина).

Подскажите эпитет к слову “родина” из песни (тихая).

Попробуйте объединить все три слова и сформулировать тему урока (Тихая родина Н.Рубцова)

Верно. И мы попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта, “в подробностях простых” увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений, понять смысл эпитета “тихая”. Запишите тему урока в тетради (запись в тетрадях, открыть заранее записанную на доске тему)

V. Анализ стихотворения “Тихая моя родина”

Положите перед собой стихотворение. Просмотрите его. Ответьте на вопросы.

Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?

(Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

А я дополню, что Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья переезжает в Вологду. Мать умерла рано, отец ушёл на фронт. С 1942 г. начинается детдомовское сиротское детство в отдалённом селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний. Будучи сиротой, он мечтал о семье, теплоте родных сердец. А ещё Николай всегда мечтал о море, именно на флоте и началась его литературная жизнь. Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи (В.Кожинов). Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать – Россию – и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения.

В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: “Первая строка стихотворения всегда очень важна...”, задавая всю мелодию произведения.

Перечитайте первую строчку.

В каком слове поэт выразил своё чувство к родине? (тихая)

Да, в стихотворении Н.Рубцов делает акцент на своём восприятии родины – “тихая”. Тихая – это значит какая? (негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная). Этот эпитет драгоценен для поэта, избегавшего пышности. В нём заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему своё время, всему своё время в соответствии со временем года. Есть в этом определении – “тихая” - ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.

VI. Анализ стихотворения “Звезда полей”

Посмотрите на экран, на котором изображено небо. Мудрые люди считают, что если сразу несколько людей найдут на этом небе одну и ту же звезду, то все у них в жизни получится, они почувствуют себя единой семьей на этой планете.

Поэтому одно из самых известных стихотворений Н. Рубцова называется “Звезда полей” (выразительное чтение стихотворения)

Прочитайте про себя текст, положите перед собой.

Какое чувство вы испытали, читая это стихотворение? Это лирическое стихотворение? Почему?

Найдите строки, слова, которыми поэт рисует “малую родину”./ Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. (Я вам помогу) Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это? (“О” повторяется не случайно. “Оканье” - основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину, малую родину Р.)

Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? (восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией).

Эти чувства меняются на протяжении стихотворения? С помощью каких эпитетов автор даёт нам почувствовать смену настроения? (мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветливый луч помогают почувствовать смену настроения лирического героя)

(Антитеза помогает увидеть двойственность чувств души поэта: звезда, свет, тепло – мгла, холод, темень)

Какие образы стихотворения помогают нам почувствовать чувства лирического героя? (звезда полей, луч, поля, Родина..)Какой из них, на ваш взгляд, главный? Докажите

Какое значение имеют повторы (анафора): “звезда полей”, “горит”? (наверное, не случайны повторы. Они делают стихотворение ещё более звёздным, светлым. Горит не угасая – создаёт ощущение вечного источника тепла и света, которого так не хватает одинокой звезде)

Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит? (Это чувство, содержащееся в подтексте стихотворения, - тоска по родине, где родился и вырос поэт, по ее тихой красоте. Необычна поэтика звезды у Рубцова. Звезда - многозначный символ света, надежды, символ верной дороги. Если есть в душе и в жизни звезда, на которую можно идти, то все в жизни будет одухотворено ее светом.)

В чём смысл названия стихотворения? (звезда – символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Она напоминает Вифлеемскую путеводную звезду и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение от одиночества. По этому пути старается идти и Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. “Звезда полей”, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но приветлива, “горит не угасая для всех тревожных жителей земли”)

Думаю, вы смогли заметить “песенность” поэзии Н.Рубцова: задушевность, мелодичность, интонации раздумья. Основные мотивы творчества: Родина, великая и малая, природа, русская душа. Любимый образ поэта – звезда.

VII. Свет или цвет?

Есть ещё одна отличительная особенность лирики поэта. Попробуем её найти.

Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией (света, цвета)”.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте воспользуемся подсказкой на слайде. Какие репродукции больше характерны для рубцовской лирики? (недостаток цвета в поэзии восполняется стихией света – исправить слайд)

VII. “Собирание малой родины” Рубцова.

В нашем уроке осталось белое пятно, попробуем исправить ситуацию.

Какой вы почувствовали тихую родину Н.Рубцова?

На листочках-лучах прошу нарисовать, какой вы почувствовали родину Николая Рубцова (можно просто цветовое пятно, можно написать слово). Свой луч вы прикрепите к сердцевине на доске. По окончании музыки работу закончите, это будет через 1,5 минуты (охарактеризовать в общем “Звезду”)

Какой образ у нас получился? (солнце – это тоже звезда /Щелчок мышкой – на слайде появляется модель солнца) Звезда – один из символов поэзии Н.Рубцова. Почему звезда? (в народной поэзии образы света, огня – это символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека)

VIII. Рефлексия

В стихотворениях Николая Рубцова мы видим неизмеримо звездное небо, спокойствие, доброту, искренность, любовь ко всему родному. Все это разве не может перебороть злобу, мстительность, недоброту в человеческом сердце? Светлая, родниковая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от природы чувство прекрасного.

Переверните перфокарты. На листе написаны возможные варианты начала вашего сочинения-миниатюры. Допишите любое из предложений. (Когда я читаю стихи Н. Рубцова, я представляю... Стихи Рубцова меня заставили задуматься о... Поэзия Рубцова меня научила...) Ваши размышления и будут итогом урока.

IX. Д/З

  1. Найти песни на стихи Н. Рубцова, составить сборник.
  2. Выучить наизусть стихотворение “Звезда полей”.
  3. Создать иллюстрацию по мотивам урока – нарисовать малую родину.
  4. Написать стихи о родине.
  5. Составить сборник стихотворений о родине.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Н.М. Рубцов(1936-1971)родился в посёлке Емецк архангельской области. Рано лишился родителей. Учился в лесотехническом и горном техникумах. Писать стихи начал с шести лет. Во время учёбы в техникумах, работы на заводах, службы на Северном флоте писал стихи отражавшие его жизненные впечатления. В 1958-1961 начинает печататься в коллективных сборниках и альманахах «На страже Родины любимой», «Полярное сияние», «Первая плавка». В 1962 году поступает в Литературный институт. Стихотворения молодого Р привлекали задором, шутливой интонацией («Я весь в мазуте, весь в тавоте, зато работаю в тралфлоте»). В них отразились перипетии любовного чувства(«Не пришла»), романтика моря («в океане», «Шторм»). Его стихи выделялись из массового увлечения стихами, эстрадного поэтического «бума», возникшего в условиях хрущёвской «оттепели». В период отрочества и юности он проходит эволюцию от первых опытов к зрелым и самобытным произведениям 60-х годов. В. Оботуров: «От деревенского детства Николай Рубцов ушёл к широким океанским просторам, в тесноту городов с простотой их быта, чтобы снова вернуться к русской деревне и оттуда увидеть, с учётом всего своего опыта, весь мир и человека в нём».

В 1962 году в предисловии к сборнику «Волны и скалы» Р так определял стороны содержания и самого характера своего творчества «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни с смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений ». Именно таким в то время в его стихах предстаёт образ Родины. Ощущение высоты и простора, исторических деталей пронизывает «Видения на холме» (1962). Чувство любви к родине у поэта целостно и уходит вглубь веков.

Основные темы и мотивы лирики Р – это Родина, её природа и история, судьбы народа, духовный мир человека, его нравственные ценности, красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. В своих стихах он раскрывает судьбы и души людей, их помыслы и деяния. В 60-е года обострился интерес к истории России. Поэт пишет о красоте деревенской жизни. в стихах обрисовываются персонажи, например, «добрый Филя», «Хозяйка».

В стихах Р образ главного героя складывается во взаимодействии с другими персонажами. Драматизм, трагедийность мироощущения героя, обусловленный событиями народной судьбы(война).

Природа для Р – живая, одухотворённая. Р – мастер, одухотворения, олицетворения природных сил. Это отображается в элегическом характере поэзии. Трагедийный характер элегической лирики. Помимо элегий, есть песни («Зимняя песня» , «Прощальная песня»), произведения балладного, одического и философско-медитативного характера.

Для поэзии Р характерно взаимодействие романтического и реалистического начал, символики быта. Его стиль – живая, движущаяся система.

Герой лирической баллады-элегии «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» - романтическая фигура.

Полное представление об эстетических и поэтических принципах Р в конце 60-х годов даёт стихотворение «Ферапонтово» . Возвышенная земная красота и диво подлинного искусства возникают в процессе контакта природы с человеческой душой и мечтой.

В зрелый период творчества предпочитал использовать слова только духовного содержания, считал первейшими свойствами истинной поэзии лиризм, естественность, звучность. Это определяет своеобразие его стиля, эволюцию его реализма в сторону естественности, простоты, эмоциональной глубины слова, тягу к стилевому синтезу и гармонии. Всепроникающая стихия музыки определяет мотивы света и ветра. Поэтическая символика играет особую, иногда заглавную роль. Ключевой символ – «Звезда полей», давшая название стихотворению, а затем и книге. Символика питает и другие стихотворения: «В горнице», «Утро», «Тихая моя родина». Звезда, цветы, лес, ива, лодка – во всём этом поэт видит и раскрывает особую глубину в привычном русском пейзаже, в котором отложились приметы духовной, исторической жизни народа. Картины природы в стихах Р представляют соответствие душевному состоянию героя («Ночь на родине»). Вечный драматизм, трагедийность и гармония вселенной отражаются во внутреннем мире. Особая роль принадлежит эпитету, передающему чувства, переживания, настроения.

Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это закономерность. Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не «литературными фактами», но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе и потому были свободными от какой либо литературщины.

Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость. Преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин в свое. То, что ощутить другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи: устремления мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловья...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

Эта музыка, интонация слов выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они
Иных времен татары и монголы.

Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль «храни» перерастает здесь рамки личного и даже отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше ко всему живому на земле.

Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова не «тихая», не камерная, не подходит она под определение «деревенской» поэзии. Она просто поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.


Таким образом мы рассмотрели, как поэты разных эпох смотрели на тему родины, и как эта тема была отражена в их поэзии. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи в которой жил каждый из поэтов.

Лучшие книги XXI века, версия экспертов:
1. «Поправки» (The Corrections) - Джонатан Франзен;
2. «Известный мир» (The Known World) - Эдвард Джонс;
3. «Облачный атлас» (Cloud Atlas) - Дэвид Митчелл;
4. «2666» - Роберто Боланьо;
5. «Пасторалия» (Pastoralia) - Джордж Сондерс;
6. «Дорога» (Road) - Кормак Маккарти;
7. «Аустерлиц» (Austerlitz) - В.Г. Зебальд;
8. «Пора уводить коней» (Out Stealing Horses) - Пер Петтерсон;
9. «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» (Hateship, Friendship, Courtship, Loveship, Marriage) - Элис Мунро;
10. «Не отпускай меня» (Never Let Me Go) - Кадзуо Исигуро;
11. «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao) - Жуно Диас;
12. «Сумерки супергероев» (Twilight of the Superheroes) - Дебора Айзенберг;
13. «Смертные» (Mortals) - Норман Раш;
14.
15. «Чего только ни приключается» (Varieties of Disturbance) - Лидия Дэвис;
16. «Средний пол» (Middlesex) - Джеффри Евгенидес;
17. «Бастион одиночества» (The Fortress of Solitude) - Джонатан Летем;
18. «Все это очень странно» (Stranger Things Happen) - Келли Линк;
19. «Американский гений» (American Genius, A Comedy) - Линн Тилман;
20. «Гилеад» (Gilead) - Мерилин Робинсон.

Лучшие книги XXI века, версия читателей:
1. «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao) - Жуно Диас;
2. «2666» - Роберто Боланьо;
3. «Средний пол» (Middlesex) - Джеффри Евгенидес;
4. «Облачный атлас» (Cloud Atlas) - Дэвид Митчелл;
5. «Дорога» (Road) - Кормак Маккарти;
6. «Искупление» (Atonement) - Иэн Макьюэн;
7. «Приключения Кавалера и Клея» (The Amazing Adventures of Kavalier & Clay) - Майкл Чабон;
8. «Поправки» (The Corrections) - Джонатан Франзен;
9. «Гилеад» (Gilead) - Мерилин Робинсон;
10. «Белые зубы» (White Teeth) - Зэди Смит;
11. «Кафка на пляже» (Kafka on the Shore) - Харуки Мураками;
12. «Бегущий за ветром» (The Kite Runner) – Халед Хоссейни;
13. «Не отпускай меня» (Never Let Me Go) - Кадзуо Исигуро;
14. «Аустерлиц» (Austerlitz) - В.Г. Зебальд;
15. «Падение империи» (Empire Falls) - Ричард Руссо;
16. «Беглец» (Runaway) - Элис Мунро;
17. «Мастер» (The Master) - Кольм Тойбин;
18. «Половина желтого солнца» (Half of a Yellow Sun) - Чимаманда Нгози Адиче;
19. «Непривычная Земля» (Unaccustomed Earth) - Джумпа Лахири;
20. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» (Jonathan Strange & Mr. Norrell) - Сюзанна Кларк.

Лучшие книги XXI века, версия Telegraph:

  • «Гарри Поттер и дары смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows) - Джоан Роулинг;
  • «Мечты от моего отца» (Dreams from My Father) - Барак Обама;
  • «Код да Винчи» (The Da Vinci Code) - Дэн Браун;
  • «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» (A Heartbreaking Work of Staggering Genius) - Дэйв Эггерс;
  • «Бог как иллюзия» (The God Delusion) - Ричард Докинз;
  • «Быть Джордан» (Being Jordan) - Кэти Прайс;
  • «Дикие сыщики» (The Savage Detectives) - Роберто Боланьо;
  • «Белые зубы» (White Teeth) - Зэди Смит;
  • «Искупление» (Atonement) - Иэн Макьюэн;
  • «Мужчины, которые ненавидят женщин» (The Girl with the Dragon Tattoo) - Стиг Ларссон

Лучшие книги XXI века, версия Times:

  • «Дорога» (The Road) - Кормак Маккарти;
  • «Персеполь» (Persepolis) - Марьян Сатрапи;
  • «Мечты от моего отца (Dreams from My Father) - Барак Обама;
  • «Шедевры классических рассказчиков мифов хайда» (Masterworks of the Classical Haida Mythtellers);
  • «Французская сюита» (Suite Française) - Ирен Немировски;
  • «Переломный момент/ Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам» (The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference) - Малькольм Гладуэлл;
  • «Жизнь Пи» (Life of Pi) - Янн Мартел;
  • «Расплата: долг и темная сторона богатства» (Payback: Debt and the Shadow Side of Wealth) - Маргарет Этвуд;
  • «Искупление» (Atonement) - Иэн Макьюэн;
  • «Код да Винчи» (The Da Vinci Code) - Дэн Браун.

Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», - писал поэт в стихотворении «Весна на море». И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная. Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов - во всем неповторимая гармония, сила, красота. В его стихотворениях - прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека. В них - и биография самого поэта.

«Стихи пытался писать еще в детстве», - говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:

Вечно в движении, вечно волна,

(Шумны просторы морские), -

Лишь человеку покорна она,

Сила суровой стихии.

К морю нельзя равнодушным быть...

Если, настойчиво споря,

Ты говоришь: «Не Могу любить!» -

Значит, боишься моря.

С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту. Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где прошло детство поэта:

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И разлюбив всю эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении «Утро». И он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест. Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц:

Но моя родимая землица

Надо мной удерживает власть, -

Память возвращается, как птица,

В то гнездо, в котором родилась.

И вокруг любви непобедимой

К селам, к соснам, к ягодам

Руси Жизнь моя вращается незримо,

Как земля вокруг своей оси, -

Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства - воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки. Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество:

В горьких невзгодах прошедшего дня

Было порой невмочь.

Только одна и утешит меня -

Ночь, черная ночь.

Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния.

Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк. «Все темы души - это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны», - удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству. Возможно, даже чувству - в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении «О чем писать?»:

Но если нет

Ни радости, ни горя,

Тогда не мни,

Что звонко запоешь,

Любая тема -

Поля или моря,

И тема гор -

Все это будет ложь!

Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой. И потому тема внутреннего мира человека, так же как и темы родины и природы, прозвучала в его творчестве так волнующе, так искренне, на самой пронзительной и высокой ноте. Невероятно разнообразен и насыщен поэтический мир Н. М. Рубцова. Рисовал поэт и картины быта, и настроения людей, передавал радость и печаль, мечты и разочарования, счастье и горе. И при этом всегда его произведения отличались сложностью и глубиной содержания, совершенством и простотой формы, богатством и искренностью чувств. Благодаря всем этим особенностям его поэзию невозможно читать без искренней симпатии и увлечения.