Языковые средства публицистического стиля. Публицистический стиль речи

Урок русского языка в 6 классе по теме:

« Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!»

Учитель МОУ С Ш № 9 г. Димитровграда Шитикова Лилия Геннадьевна

Цели и задачи урока: Образовательные:

    обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме; обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи; расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.
Развивающие: Воспитательные: Оборудование:
    компьютер мультимедийная приставка экран цифровой фотоаппарат презентация “Береги и охраняй природу”
Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Природа всё учла и взвесила -
Не нарушайте равновесия!

В.Шефнер

Ход урока

I .Организационный момент

Слово учителя:

Ребята, сегодня наш урок необычен. Он посвящается памяти выдающегося педагога, учителя русского языка Е.И.Никитиной.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!» Наша задача: описать окрестности города. Изменились ли они за последние годы? Для этого нужны конкретные факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждаем на эту тему.

В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.

Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно». Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя (на слайде портрет Н.Н.Носова).

Все вы знаете и любите рассказы и повести Н.Н.Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» (опубликована в 1978 году).

Отрывок «Снегири» - это воспоминания, рассказывающие о времени в жизни будущего писателя, когда ему было шесть- семь лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц, в маленьком деревянном доме.

2. Чтение текста учащимся.

Почему писатель вспоминает о черёмуху? (Потому что на ней зимой бывали снегири.)

Для чего он говорит о том, какой была черёмуха весной и летом?

Какую картину писатель называет сказочной? Нарисуйте её словами.

Как с этой картиной связаны следующие части текста? (Сказочная картина и навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Эта радость понятна нам, закономерна, ибо говорит о ней тот, кто чувствовал себя счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т.е. когда видел их на свободе.

Видеть снегирей, как и других птиц, на свободе – счастье.)

Это и есть основная мысль текста; тема его – воспоминание о снегирях.

Автор рассказа “Бабочка” - известный детский писатель Юрий Иосифович Коваль(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.

В 1966 году опубликовал первую повесть для детей "Сказка о том, как строился дом". За этой книгой последовали такие известные произведения, как "Приключения Васи Куролесова" (1971),"Кепка с карасями" (1974), "Недопесок Наполеон Третий" (1975), "Самая легкая лодка в мире" (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их "эмалями") - прежде всего, "Вход в Иерусалим" (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля - роман "Суер-Выер", за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию "Странник".

Подумайте над темой рассказа.

Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит. Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

Вдвоём веселей, - согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката.

4. Беседа по рассказу.

Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)

(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)

Почему это возможно?

Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)

(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)

Тип текста? (Повествование)

Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)

III. Работа над сочинением.

1. Беседа с учащимися. (В ходе работы используются теоретические сведения по учебнику Е.И.Никитиной стр.105-109,162-167)

Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)

В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)

В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?

(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)

Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.

(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)

- Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?

(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)

План сочинения-рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства. Аргументы.

3. Заключение. (Вывод).

г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.

2. Слово учителя:

Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.

- Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?

(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)

- За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить?

Работа над содержанием сочинения

Что должно включать вступление вашего сочинения? (В нём нужно выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.)

Основная часть?

(1. Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

2. Что волнует, вызывает протест?)

Заключение? (Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?)

IV. Работа учащихся в черновиках.

V. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок?

2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?

3. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?

(Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.)

VI. Домашнее задание: редактирование сочинений, переписать в чистовик.

Использованная литература:

Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся, 6класс.-Ульяновск, ИПКПРО, 1994.

Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 кл.-М.: Просвещение.

школа»

Великая моя Тува!
Любимая моя Тува!
Заснеженные перевалы,
Белеющие Хайраканы...

Елена Клокова, Тыва

Сокол - Хозяин земли Тыва

Бескрайние просторы огромной Бай-Тайги…Красивое место в Тыва, Сибири… Сурова ты, не предсказуема, загадочна. Вроде бы давно поселился человек в Бай-Тайге, а всё равно будто бы в гостях у неё. Кажется, что всё вокруг тихо, безмолвно. Но это не так. Всё подчинено единому жизненному закону природы. И закон этот охраняется белой птицей - соколом. Эта таинственная и загадочная птица – образ хозяина всей Тыва.

Ещё с давних времён сокола почитали люди, считали символом храбрости, добра и мира. Во многих сказках, легендах соколы выступают проницательными птицами, вестниками, носителями необычных тайн. У них небольшие, но выразительные глаза. Даже во время ночи он прекрасно видит. Кому как не ему быть хранителем Тувы? Сам же он белый, словно снежок. Белый цвет олицетворяет божественную мудрость, знания, чистоту и открытость. Это цвет примирения. Значит, всё вокруг будет тихо, мирно, спокойно и гармонично. Это – живой символ малой Родины. Бабушка говорила, кто увидит ранним утром белого сокола, тот человек будет править страной или будет большим «дарга». Если сокол не прилетит в день освящения, то правление человека будет недолгим, его быстро забудут.

Когда мы с моим братом были маленькими, мама прочитала нам интересную сказку о соколе, который спас Чингисхана от яда змеи.

…Однажды утром Чингисхан со своей свитой отправился на охоту. Его спутники вооружились луками и стрелами, а сам он держал на руке любимого сокола. С ним не мог сравнится никакой стрелок, потому что птица высматривала жертву с неба, куда человек не способен подняться.

И все же, несмотря на азарт, овладевший охотниками, никто из них так ничего и не добыл. Разочарованный Чингисхан возвращался в свой лагерь, и, чтобы не вымещать дурное настроение на своих товарищах, он удалился от свиты и поехал один.

Он слишком задержался в лесу и изнемогал от усталости и жажды. Из-за засухи, случившейся в том году, речки пересохли, и нигде нельзя было найти ни глотка воды, но вдруг – о чудо! – он заметил тоненькую струйку воды, стекающую со скалы. Тотчас же он снял с руки сокола, достал небольшую серебряную чашу, всегда находившуюся при нем, подставил ее под струйку и долго ждал, пока она наполнится до краев. Но когда он уже подносил чашу к губам, сокол взмахнул крыльями и выбил ее, отбросив далеко в сторону.

Чингисхан обожал птицу, но он никак не мог допустить столь непочтительного отношения к себе. Он извлек меч, а другой рукой поднял чашу и подставил ее под струйку, одним глазом следя за водой, а другим – за соколом. Когда воды набралось достаточно, чтобы утолить жажду, сокол снова взмахнул крыльями, задев ими чашу, но на этот раз он мечом убил птицу.

И тут струйка иссякла. Полный решимости, во что бы то ни стало добраться до источника, он стал взбираться на скалу. Он обнаружил его на удивление быстро, но в нем, прямо в воде, лежала мертвая змея – самая ядовитая из всех обитающих в тех местах змей. Если бы он выпил воды, не быть бы ему в живых.

Чингисхан вернулся в лагерь с мертвым соколом в руках и приказал изготовить его изваяние из чистого золота.

Мы, люди, давно научились жить в суровых условиях Тыва, видеть и ценить красоту природы, которая его окружает, и изображать её в рисунках, а также в орнаментах, вкладывая определённый смысл.

Каждой живой песчинке даётся право на жизнь. Бай-Тайга – начало новой жизни, Сокол – его перевоплощение и продолжение – вечный закон Её Величества Природы.

В итоге хочется верить, как в конце притчы, бай-тайгинские искусные камнерезы изготовят изваяние сокола из камня у подножия Бай-Тайги. Это было бы действительно живым символом…

На республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кара-Хаакская средняя общеобразовательная школа»

муниципального района«Кызылский кожуун»

ЭССЕ

« СОКОЛ - ХОЗЯИН ЗЕМЛИ ТЫВА»

Работу выполнила: Салчак Байлак Белековна, ученица 10 класса

Руководители: учитель русского языка и литературы Очур-оол Светлана Салчаковна, учитель родного языка и литературы Монгуш Алекмаа Сыгдыковна

Кара-Хаак, 2016

Тема урока: Понятие о публицистическом стиле:

особенности, жанры, сфера употребления

Образовательные цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Прочитайте текст про себя.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...

(Из «Поучения Владимира Мономаха»)

Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

Как лексика влияет на тон текста?

Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензирует).

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Работа по теме.

1) Мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную вам схему, которую мы начали составлять еще в 5 классе.

разговорный

Стили речи художественный

книжный книжный научный

официально-деловой

2) Чтобы окончательно завершить нашу схему, осталось познакомиться еще с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

Внесем в воспроизведенную нами схему название данного стиля и запишем тему урока: «Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления».

Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

Какой общий корень имеют слова?

Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

3) Пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).

Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность «роднит» публицистику с художественным стилем).

Призывность - отличительная черта публицистического стиля.

Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

Задача публицистики - сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным. Интерес к общему «роднит» публицистику с научным стилем.

Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

Найдите в тексте:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

повторы;

однородные члены;

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

Как вы думаете, к кому обращается автор?

Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы (говорить - «плеваться словами»; обычные слова - жаргонные выражения, сильнее всех - трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать - книжная лексика; нипочем, плюется словами - разговорная лексика).

Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.

Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

голубые дороги - водные пути,

белая смерть - сахар,

битва за урожай - уборка урожая,

черное золото - нефть,

зеленый щит земли - лес,

королева спорта - легкая атлетика.

Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

Публицистике свойствен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

В результате работы с текстом должна получиться следующая таблица:

Цель высказывания

Стилевые

черты

Языковые

средства

Сфера

употребления

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей

Эмоциональность,

страстность. Призывность, Актуальность.

Доходчивость

Лексические:

Общественно-политическая лексика;

Совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;

Антонимы.

Синтаксические:

Побудительные и восклицательные предложения;

Риторические вопросы;

Повторы;

Параллелизм;

Однородные члены;

Обращения;

Использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок

В устной речи:

выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах

4) Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном еще в 1117 году.

Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

5) Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

Запишем их и дадим толкование:

Заметка - краткое сообщение в печати.

Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж - сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

Фельетон - газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса. (Отзыв, рецензия.)

Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

Текст № 1

Разбойники из транспорта

Весенние каникулы были очень долгожданными, но и очень короткими. Пронеслись, промчались, как гоголевская «птица-тройка». Перед каникулами я практически не ездила в троллейбусах и автобусах, но в каникулы буквально не выходила из нашего городского транспорта, разъезжала во все концы города и была поражена, наблюдая за поведением людей в нем. Сколько злобы, эгоизма, жестокости вложено в каждое из их движений. Занять место в троллейбусе - чуть ли не цель жизни. Страшно даже смотреть, как люди заходят в транспорт, не давая последним пассажирам выйти из двери, расталкивая окружающих локтями, с горящими глазами, прикованными лишь к одной цели - свободному месту, летят, преграждая путь к нему (если это возможно) сумками. Пускай рядом будут стоять старые бабушка или дедушка, беременная женщина или даже инвалид, для них это не имеет значения. У редкого человека просыпается совесть, и он уступает место.

А каждый из нас спрашивал себя: «Почему так? Не зависит ли это от меня? И может быть, именно я смогу остановить этот ветер раздора и ненависти, гуляющий в наших душах?»

(Ольга Привалова, школа № 69, 11 класс)

(Заметка)

Текст № 2

Две работы режиссера Никиты Ширяева увидели пензенцы: «Любовь окаянная» и «Рюи Блаз». Уверенные, стильные, заразительно веселые. В них уместились и смех, и печаль, и любовь, и ненависть. Это было весело, но всерьез. Для нас и о нас. Еще особый совсем язык и твердая рука Мастера.

(Из газеты)

(Рецензия)

А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С. Лихачева «Учитесь говорить и писать? (Статья.)

6) Познакомимся подробнее еще с одним жанром публицистического стиля - интервью . Как мы выяснили ранее, слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Посмотрим, как строится интервью (записать в тетради):

1. В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

2. В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

3. В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

IV. Итог урока.

V. Задание на дом.

1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь таблицей.

2. Составить интервью с воображаемым собеседником - героем одного из прочитанных литературных произведений.


Урок русского языка в 6 классе по теме:

« Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!»

Учитель МОУ С Ш № 9 г. Димитровграда Шитикова Лилия Геннадьевна

Цели и задачи урока:

Образовательные:

    обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;

    обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;

    расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.

Развивающие:

    активизация самостоятельной деятельности;

    развитие познавательной активности.

Воспитательные:

    воспитание коммуникативности;

    воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;

    привитие культуры общения;

    воспитание интереса к предмету.

Оборудование:

    компьютер

    мультимедийная приставка

    цифровой фотоаппарат

    презентация “Береги и охраняй природу”

Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Природа всё учла и взвесила —
Не нарушайте равновесия!

В.Шефнер

Ход урока

I .Организационный момент

Слово учителя:

— Ребята, сегодня наш урок необычен. Он посвящается памяти выдающегося педагога, учителя русского языка Е.И.Никитиной.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!» Наша задача: описать окрестности города. Изменились ли они за последние годы? Для этого нужны конкретные факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждаем на эту тему.

В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.

Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно». Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя (на слайде портрет Н.Н.Носова).

Все вы знаете и любите рассказы и повести Н.Н.Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» (опубликована в 1978 году).

Отрывок «Снегири» — это воспоминания, рассказывающие о времени в жизни будущего писателя, когда ему было шесть- семь лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц, в маленьком деревянном доме.

2. Чтение текста учащимся.

— Почему писатель вспоминает о черёмуху? (Потому что на ней зимой бывали снегири.)

— Для чего он говорит о том, какой была черёмуха весной и летом?

— Какую картину писатель называет сказочной? Нарисуйте её словами.

— Как с этой картиной связаны следующие части текста? (Сказочная картина и навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Эта радость понятна нам, закономерна, ибо говорит о ней тот, кто чувствовал себя счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т.е. когда видел их на свободе.

Видеть снегирей, как и других птиц, на свободе – счастье.)

— Это и есть основная мысль текста; тема его – воспоминание о снегирях.

Автор рассказа “Бабочка” — известный детский писатель Юрий Иосифович Коваль(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.

В 1966 году опубликовал первую повесть для детей «Сказка о том, как строился дом». За этой книгой последовали такие известные произведения, как «Приключения Васи Куролесова» (1971),»Кепка с карасями» (1974), «Недопесок Наполеон Третий» (1975), «Самая легкая лодка в мире» (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их «эмалями») — прежде всего, «Вход в Иерусалим» (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля — роман «Суер-Выер», за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию «Странник».

Подумайте над темой рассказа.

Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём — бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит. Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

— Тут неплохо, — ответил я ей, — тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

— Вдвоём веселей, — согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката.

4. Беседа по рассказу.

— Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)

(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)

— Почему это возможно?

— Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)

(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)

— Тип текста? (Повествование)

— Стиль текста? (Стиль текста — художественный.)

III . Работа над сочинением.

1. Беседа с учащимися. (В ходе работы используются теоретические сведения по учебнику Е.И.Никитиной стр.105-109,162-167)

— Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)

— В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)

— В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?

(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)

— Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.

(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)

— Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?

(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)

План сочинения-рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства. Аргументы.

3. Заключение. (Вывод).

г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.

2. Слово учителя:

— Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.

Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?

(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)

— За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить?

Работа над содержанием сочинения

Что должно включать вступление вашего сочинения? (В нём нужно выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.)

Основная часть?

(1. Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

2. Что волнует, вызывает протест?)

Заключение? (Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?)

I V. Работа учащихся в черновиках.

V. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок?

2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?

3. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?

(Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.)

VI. Домашнее задание: редактирование сочинений, переписать в чистовик.

Использованная литература:

Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся, 6класс.-Ульяновск, ИПКПРО, 1994.

Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 кл.-М.: Просвещение.