Испытание атомным пламенем. Самые известные ядерные взрывы

Wikimedia Commons

60 лет назад в небе над американским штатом Джорджия произошел инцидент, который привел к потере термоядерной бомбы. 5 февраля 1958 года бомбардировщик B-47 полковника Говарда Ричардсона выполнял секретный полет в интересах американского Стратегического командования.

Был разгар холодной войны, и целью полета была тренировка по выполнению дальних полетов на случай, если поступит приказ, и летчикам потребуется взлететь с их авиабазы Хомстед во Флориде и взять курс к одной из целей на территории СССР.

Тренировка была приближена к условиям реального боевого вылета, потому на борту находилась водородная бомба Mark 15 весом в 3500 кг.

«Отбомбившись» над территорией условного противника, экипаж взял курс на юг, на свою базу. Пролетая над Северной Каролиной примерно в 2 часа ночи, экипаж ощутил удар, в результате которого оказалось повреждено правое крыло бомбардировщика, и едва не оторвался крайний правый, шестой двигатель, который остался висеть под углом 45 градусов.

Wikimedia Commons

«Мы почувствовали сильный удар и увидели вспышку справа. Мы не знали, что это было, но это мог быть только другой самолет», — вспоминал позднее командир экипажа.

После удара самолет стал падать, однако командиру удалось взять управление под контроль и выровнять его на высоте семи километров. Вскоре Ричардсон принял решение, которое позволило с одной стороны облегчить самолет, с другой -избежать глобальной катастрофы в случае неудачной посадки.

Экипаж решил избавиться от термоядерной бомбы и сбросить ее в море.

«Тактическая доктрина Стратегического командования ВВС давала мне право сбросить ее ради безопасности экипажа - это было задачей номер один», — утверждал Ричардсон.

Ричардсон вспоминал, что решение о сбросе бомбы было принято почти мгновенно, и считал, что все в тот момент было сделано правильно. «У нас случилось ЧП и я безопасно посадил самолет... За это от командования я получил Крест летных заслуг». - вспоминал он.

Бомба была сброшена близ острова Тайби, экипаж отметил место сброса, после чего самолет благополучно приземлился на авиабазе Хантер в Саванне. Командир второго самолета, истребителя F-86, сильно пострадавшего после столкновения, сумел катапультироваться и выжил. Сразу после инцидента начались масштабные поиски упавшего боеприпаса.

Многочисленные попытки обнаружить бомбу, первая из которых продлилась до апреля 1958 года, ни к чему не привели. Считается, что она упала в мелководный залив Уоссо и увязла в грунте на глубине 1,5—4,5 м. Неясным остается и опасность сброшенной бомбы.

Сам Ричарсон утверждал, что опасность взрыва отсутствует, поскольку на бомбе осутствовал плутониевый взрыватель. По его словам, это связано с тем, что экипаж выполнял тренировочный полет.

Однако в рассекреченных много лет спустя показаниях, данным в 1966 году помощником министра обороны США, говорилось,

Что потерянный боеприпас был «готовым оружием, бомбой с ядерной капсулой».

Несмотря на то, что Минобороны давно прекратило поиски бомбы, местные жители до сих опасаются потерянного 60 лет назад боеприпаса. В 2004 году отставной летчик Дерек Дюк зафиксировал повышенный фон радиации в прибрежных водах Саванны. Последовавшее расследование установило, что фон соответствует природному.

Тем не менее в США продолжают высказываться опасения о возможности термоядерного взрыва, который мог был уничтожить часть восточного побережья. Есть страхи и того, что боеприпасом могут завладеть различные террористические группы.

Инцидент 5 февраля 1958 года с водородной бомбой не был первым и последним. По состоянию на 2013 год Минобороны США насчитало более тридцати аналогичных инцидентов под кодовым названием Broken Arrow с ядерными боеприпасами.

Одним из самых известных стал в Гренландии, произошедший 50 лет назад в Гренландии. Тогда из-за возникшего пожара потерпел крушение бомбардировщик B-52 с четырьмя термоядерными бомбами. Катастрофа привела к скандалу.

Падение бомбардировщика с термоядерными бомбами на борту означало, что США нарушили существовавшие договоренности. Представители общественности выдвигали претензии к правительству Дании, которое, по их мнению, оказалось неспособно сдержать взятые на себя обязательства.

Вес бомбы составлял 4 тонны, размер 3 метра в длину, 71 сантиметр в диаметре. Уран для её начинки был добыт в Бельгийском Конго (ныне Демократическая Республика Конго), в Канаде (Большое Медвежье озеро) и в США (штат Колорадо).
В отличие от большинства современных бомб, сделанных по имплозивному принципу, «Малыш» был бомбой пушечного типа. Пушечная бомба проста в расчёте и изготовлении, практически не знает отказов (поэтому точные чертежи бомбы всё ещё засекречены). Оборотная сторона такой конструкции - низкий КПД.
Как известно, ядерное топливо имеет критическую массу: докритическое количество урана просто радиоактивно, сверхкритическое - взрывается. Но если соединить (например, руками) два куска урана, будет так называемый «пшик» - слабый взрыв, способный разве что разрушить бомбу. Нужно быстро довести топливо до сверхкритического состояния и как можно дольше удержать его в этом состоянии, не дав разлететься раньше времени. В «Малыше» эта задача решена так: основная деталь бомбы - обрезанный ствол флотской пушки, на дульном конце которого находятся мишень в виде уранового цилиндра и бериллий-полониевый инициатор. В казённой части ствола - кордитный порох и снаряд из карбида вольфрама. К головной части снаряда прикреплена урановая труба. Выстрел из такой «пушки» соединяет трубу и цилиндр, так что они образуют сверхкритическую массу. Одновременно инициатор сжимается, поток нейтронов от него многократно увеличивается, и начинается ядерный взрыв; прочность ствола и давление пороховых газов удерживают урановые части.
Бомба содержала 64 килограмма урана, из них около 700 граммов или чуть больше 1 % непосредственно участвовало в цепной ядерной реакции (ядра оставшихся атомов урана остались нетронутыми, так как остальной урановый заряд был размётан взрывом и не успел поучаствовать в реакции). Дефект массы в ходе ядерной реакции составил около 600 миллиграммов, то есть по формуле Эйнштейна E=mc^2 600 миллиграммов массы превратились в энергию, эквивалентную энергии взрыва (по разным оценкам) от 13 до 18 тысяч тонн тротила.
Был использован укороченный до 1,8 м ствол морского орудия калибра 16,4 см, при этом урановая «мишень» представляла собой цилиндр диаметром 100 мм и массой 25,6 кг, на который при «выстреле» надвигалась цилиндрическая «пуля» массой 38,5 кг с соответствующим внутренним каналом. Такой «интуитивно непонятный» дизайн был сделан для снижения нейтронного фона мишени: в нём она находилась не вплотную, а на расстоянии 59 мм от нейтронного отражателя («тампера»). В результате риск преждевременного начала цепной реакции деления с неполным энерговыделением снижался до нескольких процентов.
Несмотря на низкий КПД, радиоактивное загрязнение от взрыва было невелико, так как взрыв был произведён в 600 м над землёй, а сам непрореагировавший уран является слаборадиоактивным по сравнению с продуктами ядерной реакции.
Взрыватели в эту бомбу вставляли непосредственно в самолёте, в бомбоотсеке, перед самым сбросом. При этом была вероятность что она может сработать нештатно.

65 лет назад американцы сбросили первую атомную бомбу. На Хиросиму

Изменить размер текста: A A

В огненном аду погибли 210 000 человек. Теодор Ван Керк был штурманом на борту самолета «Энола Гэй», выполнявшего это особое задание. Он до сих пор жив! Мы публикуем фрагменты интервью с ним, которое взял корреспондент газеты «Гардиан». Теодор Ван Керк сидит в кабинете своего уютного дома в пригороде Атланты. Здесь полки ломятся от книг по военной истории, а стены увешаны фотографиями самолетов. «Давайте посмотрим, что там у меня запланировано на 6 августа, - говорит он, перелистывая календарь. - Нет, ничего, все пусто». Отсутствие каких-либо планов как минимум странно - обычно в этот день он нарасхват. Вот и в этом году его пригласили, естественно с оплатой всех расходов, на Тиниан, крошечный остров в Тихом океане. Именно отсюда 65 лет назад он и другие 11 членов экипажа отправились на задание, которое изменило мир. Однако в этом году Ван Керк отказался от приглашения. «Просто не хочу», - пояснил он. Такое нехарактерное для него поведение объясняется просто. В этот день он не встретит ни одного из своих 11 товарищей. Последний умер всего несколько месяцев назад. Теперь Ван Керк - единственный живущий представитель экипажа бомбардировщика Б-29 «Энола Гэй». Ван Керк стал членом экипажа в 24 года. К тому времени он совершил более 50 бомбардировочных налетов в Европе и Северной Африке . Большинство тех полетов проходило вместе с его закадычными друзьями Полом Тиббетсом и Томасом Фиаби. Позже эта тройка стала ядром миссии на Хиросиму . За полгода до того исторического полета Ван Керка и других членов 509-й Сводной Группы отправили на базу в штате Юта для особой тренировки захода на бомбометание в режиме повышенной секретности. Слова «атомный» или «ядерный» не упоминались ни разу. «Мы знали, что там происходит что-то особое, - рассказывает Теодор. - ...Нам объяснили, что мы должны будем совершить нечто, что либо закончит, либо существенно сократит войну. И еще сказали, что «изделие» на борту самолета разрушит целый город». Кроме того, на базе постоянно крутились сотни физиков... «После всего этого только полный дурак был не в состоянии понять, что речь идет об атомной бомбе». ...За несколько месяцев до начала операции график подготовки невероятно уплотнился. Команде объяснили, что бомба, которую предстоит сбросить, настолько мощная, что самолет должен будет находиться минимум в 11 милях (17,7 км. - Прим. ред.) от нее в момент взрыва. Их бомбардировщик Б-29 был разобран практически до каркаса для снижения веса, и начались выматывающие тренировки для обеспечения достижения оптимального расстояния после сброса бомбы. 5 августа уже на острове Тиниан состоялось итоговое собрание... После собрания им было приказано хорошенько отоспаться. Но вместо этого Ван Керк, Тиббетс и Фиаби всю ночь проиграли в покер: «Ну вы сами подумайте! Вначале они говорят, что ближайшей ночью тебе предстоит сбросить первую атомную бомбу. А потом предлагают пойти поспать! Как в такой ситуации можно спать, понятия не имею!» «СБРАСЫВАЕМ БОМБУ» Самолет «Энола Гэй», кстати, названный так командиром полковником Тиббетсом именем его матери, вылетел с острова Тиниан 6 августа в 2.45 утра. Ван Керк был штурманом... Расстояние до цели составляло более 2800 км. Теодор привел «Энола Гэй» на место с опозданием в 15 секунд: «Все, что я могу сказать, 15 секунд - это очень хороший результат». Он достает из небольшой коробки копию бортового журнала с заметками того дня. Запись в 9.15 (8.15 по японскому времени) гласит: «Сбрасываем бомбу». Ровно через 43 секунды бомба, которую экипаж любовно прозвал «Малыш», взорвалась в 580 метрах над Хиросимой. После сброса бомбы «Энола Гэй» вдруг резко бросило вверх. «Мы как раз пытались выровняться, когда где-то сзади произошел взрыв. Все, что мы смогли увидеть, - яркая вспышка, как у фотографа». Но уже через секунду до самолета дошла взрывная волна: «Удар был невероятной силы. А звук такой, будто самолет разрывает на куски». Конечно, то, что ощутили Ван Керк и другие 11 членов экипажа, не идет ни в какое сравнение с произошедшим в эти секунды на земле. Взрывная волна пронеслась по Хиросиме... и буквально стерла 8 квадратных км города. По разным оценкам, более 70 тысяч человек, большинство - гражданское население, погибли мгновенно и еще 140 тысяч к концу 1945 года - от ожогов и последствий радиации.


65 лет назад на Семипалатинском полигоне был осуществлен первый воздушный ядерный взрыв: бомба РДС-3 была сброшена с самолета Ту-4. сайт вспоминает самые известные ядерные взрывы в истории человечества. 18 Октябрь 2016, 13:38

РДС-3 . Первый в СССР воздушный ядерный взрыв

Советская атомная бомба имплозивного типа РДС-3 была разработана как авиабомба для тяжелых дальних бомбардировщиков Ту-4 и средних Ту-16 . Первое воздушное и третье ядерное испытание в СССР прошло на Семипалатинском полигоне.

18 октября 1951 года бомбардировщик Ту-4 сбросил бомбу с подрывом ее на высоте 380 метров. Энерговыделение составило 42 килотонны.

Бомбометание было выполнено штурманом-бомбардиром капитаном Б.Д.Давыдовым. В своих воспоминаниях он рассказывал, что во время взрыва стрелки аэродинамических приборов, высотомеров, указателей скорости стали вращаться. В самолете появилась пыль, хотя перед этим полетом проводилась тщательная уборка в кабинах. «Шлейф от взрыва быстро поднялся на высоту полета и стал образовываться и разрастаться „гриб“. Цвета облака были самые разнообразные. Трудно передать то состояние, которое овладело мной после сброса. Весь мир, все окружающее вокруг воспринималось по-иному - как будто все это я увидел заново», - вспоминал штурман.

После посадки экипаж самолета вышел с надетыми парашютами и кислородными масками. Летчиков и самолет обследовали на радиационное заражение, после чего было сделано заключение, что самолет Ту-4 , дооборудованный по бомбардировочной установке и оснащенный системой обогрева бомбового отсека и комплексом добавочного специального оборудования, обеспечивает безопасную и безотказную эксплуатацию изделия РДС-3 и прицельное бомбометание им.

Результаты успешно проведенного воздушного испытания атомной бомбы стали основой для принятия решений об оснащении ВВС ядерным оружием: было организовано серийное производство атомных бомб РДС-3 и самолетов-носителей Ту-4 .

Американская «Штучка». Первая атомная бомба

Первой в мире атомной бомбой стала американская «Штучка» («Gadget») проекта «Тринити». Она была испытана за несколько недель до нападения на Хиросиму и Нагасаки. Подрыв «Штучки» произошел в штате Нью-Мексико, на полигоне Аламогордо, также известном под названием «Белые пески».

Бомба была установлена в 30-метровой сторожевой башне. Бункеры расположили на расстоянии 9000 метров, чтобы можно было четко наблюдать за взрывом. Ночью 16 июля 1945 года «Штучка» была взорвана. В результате взрыва по пустыне пронеслась ударная волна, разрушив башню в щепки и сформировав гигантский ядерный гриб высотой в 12000 метров. Вспышка от взрыва была ярче десяти солнц. Ее видели во всех частях Нью-Мексико, а также в некоторых районах Аризоны, Техаса и Мексики.


Взрыв «Штучки» через 0.016 секунды после детонации. Размер плазменного шара - около 200 метров.

Сразу после взрыва полигон был закрыт, а с 1965 года объявлен национальным историческим памятником.

Несмотря на то, что в рамках проекта работали сотни ведущих физиков из разных стран мира, перед испытанием бомбы никто из них точно не знал, что произойдет на полигоне. Одни полагали, что заряд не сработает, другие прогнозировали чудовищной силы взрыв, который чуть ли не уничтожит весь штат Нью-Мексико, третьи опасались, что атомная бомба выжжет весь кислород на планете. Ближе всех к истине оказался Исидор Раби, согласно расчетам которого, мощность взрыва бомбы должна была составить 18 килотонн в тротиловом эквиваленте. На самом деле ее мощность составила 21 килотонну.

«Малыш» и «Толстяк». Хиросима и Нагасаки

Хиросима и Нагасаки - символы разрушительной силы ядерного оружия. Бомбы на японские города с мирными жителями сбрасывали американские бомбардировщики.

После взрыва 6 августа 1945 года в Хиросиме бомбы «Малыш» (весом четыре тонны и мощностью до 20 килотонн тротила) погибли около 140 тысяч человек.


Бомба «Малыш», сброшенная на Хиросиму

Около 8 часов утра над Хиросимой появились два бомбардировщика Б-29 . Сигнал тревоги был дан, но из-за того, что самолетов было мало, все подумали, что это разведка. А спустя несколько минут раздался взрыв, который превратил город в развалины.

В Нагасаки была задействована еще одна бомба - «Толстяк». Этот взрыв произошел спустя три дня после первого и унес жизни более 80 тысяч человек.


Бомба «Толстяк», сброшенная на Нагасаки

До настоящего времени бомбардировка Хиросимы и Нагасаки остается единственным случаем применения ядерного оружия в истории человечества.


«Бейкер». Первый подводный атомный взрыв

25 июля 1946 года в лагуне атолла Бикини американцы провели испытание «Бейкера» - первый подводный взрыв, на глубине 28 метров.

Целью операции Crossroads, в рамках которой произвели взрыв, было изучение влияния атомного оружия на корабли. Для того, чтобы корабли-мишени могли войти в гавань, было использовано 100 тонн динамита для уничтожения коралловых выступов на входе в лагуну Бикини. Всего же там было сосредоточено 95 кораблей: устаревшие линкоры, авианосцы, крейсеры, эсминцы, подводные лодки и т.д. На некоторые суда в качестве «экипажа» погрузили 200 свиней, 60 морских свинок, 204 козы, 5000 крыс, 200 мышей и зерна, содержащие насекомых, - для изучения влияния на генетику.


Взрыв в лагуне атолла Бикини

Сначала в воздухе была взорвана сброшенная с самолета бомба «Эйбл». Ее взрыв затопил пять кораблей и сильно повредил четырнадцать. Подводный взрыв «Бейкера» почти не дал ослепительной вспышки, но взметнул два миллиона тонн морской воды и песка вверх на 150 метров. Подводная взрывная волна разрушила, и затопила 10 кораблей. Поднявшаяся до 305 метров в высоту волна бросала огромные корабли как игрушки, а десантные суда выкинула на берег. «Бейкер» дал небывало сильное заражение, и уцелевшие, но «фонящие» корабли-мишени затопили тут же.

«Россия делает сама», «Родина дарит Сталину» - так расшифровывали название первой отечественной атомной бомбы. Официальное же обозначение РДС-1 было - «Реактивный двигатель „С“».

Испытание первой отечественной атомной бомбы РДС-1 состоялось 29 августа 1949 года в 170 км к западу от города Семипалатинска на полигоне №2. На месте башни с бомбой образовалась воронка диаметром три метра и глубиной 1.5 метра, покрытая оплавленным стеклоподобным веществом.

Известно, что находящееся в 25 метрах от башни здание из железобетонных конструкций при взрыве частично разрушилось. Из 1538 подопытных животных (собак, овец, коз, свиней, кроликов, крыс) в результате подрыва бомбы погибло 345. Легкие повреждения получили танк Т-34 и полевая артиллерия, находящиеся в радиусе 500–550 метров от эпицентра взрыва. Установленные на расстоянии километра от эпицентра и далее через каждые 500 метров 10 легковых автомобилей «Победа» сгорели. Жилые щитовые и бревенчатые дома городского типа оказались разрушенными полностью в радиусе пяти км. Основные повреждения были получены не от самого взрыва, а от ударной волны.


Испытание РДС-1 прошло успешно. Смонтированный в обстановке полной секретности документальный фильм о взрыве и последствиях был показан Сталину и в течение 45 лет был недоступен для просмотра. Сейчас видео взрыва первой советской атомной бомбы находится в открытом доступе.

Атомная «Креветка»

100-километровый ядерный гриб поднялся над Тихим океаном 1 марта 1954 года. В очередной раз на атолле Бикини США испытали атомную бомбу. Предполагалось, что мощность ТХ-21 будет около шести мегатонн. Но «Креветку» недооценили, и мощность взрыва составила 15 мегатонн, что в тысячу раз больше, чем бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.


Взрыв ТХ-21 «Креветка»

Жителей ближайших к месту взрыва островов эвакуировали только через двое суток. К этому времени у многих начались заболевания щитовидной железы. В результате испытаний 840 жителей атолла умерли от раковых заболеваний, 7000 человек эвакуировали, статус жертв испытаний получили больше 1,5 тысяч жителей. Пострадавшие от радиации острова атолла были необитаемы вплоть до 2010 года. Да и сейчас возвращаться туда никто не спешит.

От Тоцка до Невады. Взрывы на войсковых учениях

Взрыв на Тоцком полигоне

В 1954 году советское командование решило проверить взаимодействие войск в условиях ядерной бомбардировки. Общее количество военнослужащих, участвовавших в учении на Тоцком полигоне, достигало 45000 человек. Задача учений заключалась в отработке возможностей прорыва обороны противника с использованием ядерного оружия.

Во время взрыва бомбы мощностью 40 килотонн войска располагались в специальных укрытиях на расстоянии в пять километров от взрыва. Затем несколько подразделений пошли в «наступление» через район рядом с эпицентром. Через эпицентральную зону на технике прошли около 500 человек.

Учения часто критиковали за то, что радиационному воздействию подверглись тысячи солдат и местных жителей, эвакуированных либо недостаточно далеко, либо получивших дозу радиации уже после маневров.

Также в сентября 1956 года в ходе Семипалатинских учений в район взрыва был высажен десант в количестве 272 человек в индивидуальных защитных средствах.

Больше подобные испытания в СССР не проводились, а вот в США учения с применением ядерного оружия проводились и до и после Тоцких маневров. Подразделения американской армии не раз проходили через место эпицентра атомного взрыва в пустынной местности штата Невада. На кинохронике учений Desert Rock видно, что солдаты находятся в открытых окопах, а после прохождения ударной волны выбегают из окопов и идут в атаку без средств защиты. На полигон даже приезжали туристы, чтобы посмотреть на испытания чудо-оружия.

93-летний Теодор Ван Кирк , штурман бомбардировщика, никогда не выражал сожаления относительно своего участия в бомбардировке Хиросимы. «В тот момент истории атомная бомбардировка была необходима, она спасла жизни тысяч американских солдат», — заявлял Ван Кирк.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были осуществлены 6 и 9 августа 1945 года по личному приказу президента США Гарри Трумэна .

Непосредственное выполнение боевой задачи было поручено стратегическим бомбардировщикам В-29 509-го смешанного авиационного полка, базировавшегося на острове Тиниан в Тихом океане.

6 августа 1945 года В-29 «Энола Гэй» под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима урановую бомбу «Малыш» эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила, в результате чего погибли от 90 до 166 тысяч человек.

9 августа 1945 года В-29 «Бокскар» под командованием майора Чарльз Суини сбросил на японский город Нагасаки плутониевую бомбу «Толстяк» мощностью до 21 килотонны тротила, в результате чего погибли от 60 до 80 тысяч человек.

Ядерный гриб над Хиросимой и Нагасаки Фото: Commons.wikimedia.org / Charles Levy, Personel aboard Necessary Evil

Их было 24

В экипаж «Энолы Гэй» во время бомбардировки 6 августа входили 12 человек, в экипаж «Бокскара» 9 августа — 13 человек. Единственным человеком, который участвовал в обеих бомбардировках, был специалист по противорадарной борьбе лейтенант Джекоб Безер . Таким образом, в двух бомбардировках в общей сложности приняли участие 24 американских летчика.

В экипаж «Энолы Гэй» входили : полковник Пол В. Тиббетс, капитан Роберт Льюис, майор Томас Фереби, капитан Теодор Ван Кирк, лейтенант Джекоб Безер, капитан ВМС США Уильям Стерлинг Парсонс, младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон, сержант Джо Стиборик, сержант Роберт Карон, сержант Роберт Шумард, шифровальщик первого класса Ричард Нельсон, сержант Вэйн Дазенберрай.

В экипаж «Бокскара» входили : майор Чарльз Суини, лейтенант Чарльз Дональд Альбери, лейтенант Фред Оливи, сержант Кермит Бихан, капрал Айб Спитцер, сержант Рэй Галлахер, сержант Эдвард Бакли, сержант Альберт Дехарт, старший сержант Джон Кухарек, капитан Джеймс Ван Пельт, Фредерик Эшворт, лейтенант Филипп Барнес, лейтенант Джекоб Безер.

Теодор Ван Кирк был последним живым участником не только бомбардировки Хиросимы, но и последним живым участником обеих бомбардировок — последний из членов экипажа «Бокскара» скончался в 2009 году.

Экипаж «Бокскара». Фото: Commons.wikimedia.org / Original uploader was Cfpresley at en.wikipedia

Командир «Энолы Гэй» превратил трагедию Хиросимы в шоу

Большинство летчиков, бомбивших Хиросиму и Нагасаки, не проявляли публичной активности, но при этом не выражали сожалений о содеянном.

В 2005 году, к 60-летию бомбардировки Хиросимы трое остававшихся к тому моменту членов экипажа самолета «Энола Гей» — Тиббетс, Ван Кирк и Джеппсон — заявили, что не сожалеют о случившемся. «Применение атомного оружия было необходимо», — сказали они.

Пол Тиббетс перед атакой, утро 6 августа 1945 года. Фото: Commons.wikimedia.org / US Air Force employee (unnamed)

Самым известным из участников бомбардировок является Пол Уорфилд Тиббетс-младший — командир «Энолы Гэй» и 509-го авиаполка. Тиббетс, который считался один из лучших летчиков ВВС США в годы Второй Мировой войны и являлся личным пилотом Дуайта Эйзенхауэра, в 1944 году был назначен командиром 509-го авиаполка, выполнявшего полеты по перевозке компонентов атомных бомб, а затем получившего задание на нанесение атомного удара по Японии. Бомбардировщик «Энола Гэй» получил имя в честь матери Тиббетса.

Тиббетс, служивший в ВВС до 1966 года, дослужился до звания бригадного генерала. Впоследствии он много лет работал в частных авиационных компаниях. На протяжении всей своей жизни он не только выражал уверенность в правильности атомного удара по Хиросиме, но и заявлял о готовности сделать это еще раз. В 1976 году из-за Тиббетса вспыхнул скандал между США и Японией — на одном из авиашоу в Техасе пилот сделал полную постановку бомбардировки Хиросимы. За этот инцидент правительство США принесло Японии официальные извинения.

Тиббетс умер в 2007 году, в возрасте 92 лет. В своем завещании он просил, чтобы после смерти не устраивали похорон и не устанавливали мемориальной плиты, так как демонстранты, выступающие против ядерного оружия, могли сделать ее своеобразным местом своих протестов.

Летчиков не мучили кошмары

Пилот «Бокскара» Чарльз Суини закончил службу в авиации в 1976 году в звании генерал-майора. После этого он писал воспоминания и выступал с лекциями перед студентами. Как и Тиббетс, Суини настаивал, что атомный удар по Японии был необходим и спас жизни тысяч американцев. Чарльз Суини умер в 2004 году в возрасте 84 лет в клинике Бостона.

Непосредственным исполнителем «приговора Хиросиме» был 26-летний на тот момент бомбардир Томас Фереби. Он также никогда не сомневался в том, что осуществленная им миссия была правильной, хотя и выражал сожаление относительно большого числа жертв: «Мне жаль, что так много людей погибло от этой бомбы, и мне неприятно думать, что подобное понадобилось для того, чтобы скорее закончить войну. Сейчас нам следует оглянуться назад и вспомнить, что могут сделать всего одна-две бомбы. А затем, я думаю, нам следует согласиться с мыслью, что подобное никогда не должно повториться». Фереби вышел в отставку в 1970 году, спокойно прожил еще 30 лет, и умер в возрасте 81 года в городке Уиндемер во Флориде, в год 55-й годовщины бомбардировки Хиросимы.

Прожили долгую и счастливую жизнь и никогда не жалели о том, что сделали, Чарльз Олбери (умер в 2009 году в возрасте 88 лет), Фред Оливи (умер в 2004 году в возрасте 82 лет) и Фредерик Эшворт (умер в 2005 году в возрасте 93 лет).

B-29 над Осакой. 1 июня 1945 года. Фото: Commons.wikimedia.org / United States Army Air Force

«Комплекс Изерли»

На протяжении многих лет ходили разговоры о раскаянии, которое испытывают участники бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. На деле никто из основных действующих лиц в действительности какой-либо вины не испытывал. Летчик Клод Роберт Изерли, действительно вскоре сошедший с ума, входил в экипаж одного из самолетов, выполнявших во время налета вспомогательные функции. Он много лет провел в психиатрической клинике, и в его честь даже был названо новое заболевание, связанное с повреждением психики людей, применивших оружие массового поражения — «комплекс Изерли».

У его коллег психика оказалась значительно крепче. Чарльз Суини и его экипаж, бомбивший Нагасаки, смог лично оценить масштаб содеянного через месяц. Американские летчики после подписания Японией капитуляции привезли в Нагасаки ученых-физиков, а также медикаменты для пострадавших. Жуткие картины, которые они увидели на том, что осталось от улиц города, произвели на них впечатление, но психику не поколебали. Хотя один из летчиков признавался затем — хорошо, что оставшиеся в живых жители не знали, что перед ними именно те пилоты, что сбросили бомбу 9 августа 1945 года...


  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org / Хиросима до и после взрыва.

  • © Commons.wikimedia.org / Экипаж «Enola Gay» с командиром Полом Тиббетсом в центре

  • © Commons.wikimedia.org / Бомбардировщик B-29 «Enola Gay»

  • © Commons.wikimedia.org / Атомный взрыв над Хиросимой

  • ©