Кто такая нефертари. Прекрасная спутница нефертари

Одним из самых великих Египетский фараонов был Рамзес второй. Он совершил много побед и построил много величественных храмов, еще при жизни Рамзеса признали богом, а культ его еще долго сохранялся в Египте.
Из построек Рамзеса поражает своими масштабами Гипостильный зал в Карнаке, там же сохранились две величественные статуи - самого Рамзеса и его любимой жены царицы Нефертари. Ее одну Фараон, имевший около 10 жен и неисчислимое количество наложниц, хотел видеть вместе с собой в загробном царстве Осириса.
Рядом со статуями сохранилась надпись:

«Я поставил ее слева, там, где мое сердце, что бы во все века люди знали, что я люблю ее»

О происхождении царицы практически ничего не известно; тем не менее, она именуется «знатной дамой» или «наследственной знатностью», то есть очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Судя по некоторым данным, она принадлежала к семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии; этот факт, видимо, скрывался, так как родственная связь с ближайшим окружением фараона-реформатора Эхнатона могла бы скомпрометировать царицу... Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение. Другие говорят, что она - внучка Яхмоса... В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.). Итак, собственно история царицы:

В 1299 году до н.э в семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии родилась девочка. Имя ей Нефертари Мэренмут. Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэретенмут — "Возлюбленная богини Мут". Родилась она раньше положенного срока и была очень слаба. Мать, глядя на её крохотное худенькое тельце, с тоской думала, что этого ребёнка она тоже потеряет...

Прошло 15 лет. Нефертари осталась жива. Но слабость была во всех её движениях... Однажды к ним в дом пришли суеки и объявили волю фараона Сети I: Мэренмут должна стать фиктивной женой его старшему сыну, 19 - летнему Рамсесу. Брак означал лишь сделку и через несколько дней девушку, одетую в свадебный наряд, должны были привести во дворец.


Нефертари же отнеслась к этому событию как к подарку судьбы. И невозможно передать, с каким волнением вошла она в покои фараона Сети I. И в тот миг, когда глаза её нашли юношу, сердце её перестало биться. Она начала падать и Рамсес бросился вперёд, чтобы поддержать её. Когда девушка пришла в себя, его крепкие руки всё ещё держали её и от их тепла, от его взгляда, исполненного горячего сочувствия к ней, кровь в её жилах... изменила свой химический состав. И сердце, которое 15 лет билось еле-еле, застучало энергично и страстно. Любовь своим божественным сияньем озарила всё её существо. И с таким обожанием она смотрела в глаза своему спасителю, что и Рамсес не мог оставаться равнодушным.

Странное волнительное чувство нежности сбило его дыханье и...
- Он поцеловал её!
- Он целует её!
-Они целуются! - шёпот присутствующих сопровождал их первый поцелуй.

Прошло пять лет. За это время Нефертари подарила Рамсесу трёх сыновей, с которыми юный отец проводил всё своё время. В 1279 г до н.э. Сети I о фициально объявил сына своим преемником. С этого дня все мысли египтянина были заняты государственными вопросами… Рамсес реорганизовал армию и создал сильный военный флот, что позволило отразить нашествие народов моря. Много беспокойства доставляло Хеттское государство. На пятом году правления, после битвы при Кадеше, которая закончилась ничьей, Рамсес II принял решение послать брачные стрелы хеттской принцессе Маатхорнефруре. Он надеялся, что его брак с дочерью правителя хеттов будет способствовать укреплению добрых взаимоотношений между державами.
-Самая прекрасная, возлюбленная Мут, - говорил фараон Нефертари, не выпуская из своих ладоней её маленьких рук, - С этого дня ты не будешь безраздельно владеть моим телом, но по-прежнему моё сердце будет любить только твои нежные руки, только твои удивительные глаза…
Когда дверь за супругом закрылась, Нефертари почувствовала головокружение, её руки бессильно упали вдоль тела, на пол скользнула расшитая ею подвеска, которую она хотела одеть любимому, но не успела... он опередил её своими убийственными речами и теперь это уже не имело никакого значения... Её кровь за считанные секунды изменила свой химический состав... Сердце, так радостно стучавшее все эти счастливые годы, начало отсчитывать удары всё медленнее и медленнее...
Узнав о болезни Нефертари, Рамсес навестил ее. Когда он взял её маленькую руку в свою и прикоснулся горячими губами к её лбу, тело египтянки встрепенулось... Как бутон цветка, Нефертари раскрывалась навстречу любимому...
-Ты - моя жизнь! Моё - счастье! Прошу тебя, останься!
Но фараона ждали важные дела. Он уехал на несколько дней, а вернувшись, услышал страшное известие: Нефертари в беспамятстве... Не сняв дорожной одежды, он стремительно вбежал в спальню первой жены и, упав на колени, приник губами к безжизненной руке...
-Моя маленькая Мут... самая прекрасная... возлюбленная моя...
Рамсес стал покрывать поцелуями её тело, пытаясь разжечь огонь жизни...
Он гладил её руки, плечи, ноги... мычал какие-то песни... Под утро он заснул...
Не приходя в сознание, Нефертари Меренмут умерла в его объятьях...
Пройдут годы и Рамсес воздвигнет грандиозный храм Ибшек в Абу-Симбеле в Нубии. Фасад святилища будет украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых будут стоять колоссы Нефертари в образе богини Хатхор.

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II, известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних. Ее имя переводилось как "Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе. Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта" и "Госпожа Двух Земель".

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога... Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу - Симбел... В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце». Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают удивительный фасад. Две статуи изображают царицу, четыре - царя. Нефертари увенчана короной из двух высоких перьев и рогов, между которыми находится солнечный диск. Она является воплощением Хатхор, богини неба и покровительницы Нубии. Рядом с Рамсесом изображены маленькие статуи сыновей, фараона; рядом с Нефертари - дочери фараона. Те и другие представлены в образах жрецов и жриц.


План храма прост: зал покоится на шести квадратных опорах, проход из него ведет в вестибюль, расположенный поперек основной оси, и далее - в святая святых.

Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения. Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.

При входе в храм изображен фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздает почести Амону-Ра и Хору.

На опорах изображены приношения цветов божествам. На левой стене зала, если смотреть от входа в сторону алтаря, изображено как фараон получает ожерелье менат из рук Хатхор. Затем Хор и Сет увенчивают его короной. Эта сцена подчеркивает созидательный характер царской власти. Царица протягивает систр и цветы богине Анукет, фараон подносит Маат Амону-Ра.

На правой стене зала изображена царица с систром и цветами, за ней - фигура Хатхор; фараон приносит цветы богу с головой барана, Харсафесу. Далее царица предстает перед Хатхор Дендерской, супругой Хора Эдфусского, а фараон подносит вино Ра-Хорахти.

На стене вестибюля высечена сцена, которая имеет огромную художественную ценность, - Хатхор и Исида, коронующие Нефертари. Рядом царица протягивает цветы Хатхор, изображенной в виде коровы с солнечным диском между рогами.

Предлагая цветы богине Та-Урет, «великой», царская чета просит, чтобы небесные силы покровительствовали всему созданному ими на земле. Фараон приносит цветы Хатхор, чтобы их тончайшее благоухание умилостивило богиню.

С обеих сторон от врат, ведущих в святая святых, изображен фараон, подносящий цветы трем ипостасям Хора и вино Амону-Ра, цветы Хнуму, Сатис и Анукет (божественной триаде, которой поклоняются в Нубии) и вино Ра-Хорахти. Благоухания цветов, возможно, связаны с таинствами Хатхор, вино - с мистериями Осириса.

В святая святых царская чета находится в обществе двух божественных матерей, Хатхор и Мут. На стенах главной, наиболее сакральной части храма изображена корова Хатхор. Она появляется как бы из другого мира, преодолевая границу между мирами...

По повелению Рамзеса II была создана могила для Нефертари высеченная в Долине Цариц, названная древними "Место Красоты". Эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику...

В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства.

Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам — разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов — хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».

Первая камера гробницы (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида.
Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом.

Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице.
Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Далее проход расширяется; образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея. Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру. Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.
Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.


Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы (10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения, предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка сохранилась практически полностью только в одной камере.
Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры второй камеры сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры третьей практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

В Рамессеуме, вну-шительном погребальном храме Рамсеса II в Фивах, в верхней части второго пилона на высоте более 10 м, расположено необычное изображение праздни-ка Мин, в котором Нефертари танцует перед священным быком. Была ли это дань уважения отцу невесты, преемнику Тутанхамона? Хотя она родила Рамсесу 5 или 6 сыновей, некоторые из которых, подобно самому любимому — первенцу Амун-Хи-Венемефу, умерли в молодости. Судьбе было угодно, чтобы никто из них не взошел на престол. Наследником Рамсеса II стал его сын (принц Мернептах) от другой царской невесты, царицы Исиды-Нофрет, чья гробница до сих пор не обнаружена и находится предположительно в некропо-ле Саккары. Время и причина смерти Нефертари точно неизвестны, но она случилась до празднования тридцатой годовщины правления Рамсеса — в памятной надписи этого и последующих периодов больше не упоминается имя возлюбленной жены.

Общий вид на Долину Цариц

Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», — археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550—1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.

У Рамсеса II было пять великих царских супруг, но самой влиятельной из них, и притом самой любимой, бесспорно, оставалась царица Нефертари. Она была окружена особым почетом при жизни, а после смерти, как и другие супруги, удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц.

Из фараонов-строителей Рамсес II, пожалуй, оставил в истории самые грандиозные и красноречивые архитектурные свидетельства своей деятельности. Именно ему мы обязаны величественными сооружениями, благодаря которым он был прозван Рамсесом Великим, и памятью о тех временах, когда боги царили на земле. При нем построены самые знаменитые ритуальные сооружения, рассказывающие нам историю Древнего Египта: Луксор, Абидос, Абу-Симбел, Танис, Мемфис, Гелиополь, Пи-Рамсес… Повсюду слава Рамсеса утверждалась с небывалым размахом, и мало кто из правителей мог соперничать с этим фараоном. Никто иной, даже сам Сети I, его отец, никогда не дерзал строить памятники подобных масштабов.

Исполин весом в тысячу тонн

Колосс, части которого были найдены рядом с Рамессеумом, — должно быть, одно из самых больших изображений человеческого существа, когда-либо созданных древними цивилизациями. Руки этого колоссального скульптурного изображения больше пяти метров в обхвате на уровне плеч, длина каждого уха составляет больше метра… В высоту этот каменный исполин достигал двадцати метров, и весил при этом около тысячи тонн.

На фоне этой потрясающей своими размерами скульптуры правителя еще более трогательными кажутся маленькие каменные статуи, помещенные у ее подножия — то есть буквально у ног, потому что по высоте каждая из них была не выше колена величественного портрета царя. Эти статуи изображают всех его жен: всех великих царских супруг Рамсеса II, которых, как мы уже говорили, было пять. Среди этих пяти жен одна была особенно любима правителем и занимала подле него особенно важное место, причем это относилось не только к частной жизни. Она имела над ним огромное влияние и в общественной жизни, и в государственной сфере. Ее звали Нефертари — и само ее имя говорит нам о красоте.

СУПРУГА В ОБМЕН НА МИР

После заключения мирного договора с Египтом Хаттусили, царь хеттов, желая скрепить соглашение, предложил Рамсесу II руку своей дочери и обратился к подданным с такой речью: «Возьмем все, что нам принадлежит, я отдам даже свою старшую дочь, и принесем наши почетные дары совершенному богу (Рамсесу II), чтобы взамен он дал нам мир, и чтобы мы жили». После этого он приказал привести свою старшую дочь и сложил перед ней драгоценные дары: золото, серебро, многочисленные диковины, упряжки лошадей, быков, коз, тысячи баранов — словом, все, что только производилось в их стране.

«Нефертари» — «прекрасная спутница»

Нефертари Меренмут, таково ее полное имя, и оно означает «прекрасная спутница». Она была отдана Рамсесу II в жены еще в самом начале его правления. Эта царица изображена утонченно красивой и эффектной. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто ее видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари, красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Ее великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы.

Лицо ее очень изящно и отличается тонкими чертами. Маленький, гордо поднятый подбородок четко очерчен и свидетельствует об энергичности и решительности его обладательницы — и, возможно, некоторой заносчивости и высокомерии. Все в фигуре и осанке царицы выдает ее благородное происхождение и высокое положение в обществе, но одновременно также говорит о мудрости. Ее тонкая рука изящно лежит на ноге гигантского супруга, но, как это ни удивительно, несмотря на разницу в размерах, от маленькой скульптуры исходит такая сила, что эта молодая особа кажется нам скорее опорой для своего могущественного мужа, нежели слабой женщиной, ищущей защиты.

На самом деле мы не слишком много знаем о той роли, которую Нефертари играла в жизни Рамсеса II, и в частности в жизни политической. Однако многое указывает на то, что царица занимала очень важное место. В этом отношении особенно показательна информация, которую мы узнаем из табличек Богазкёй. Именно она позволила ученым заметно продвинуться в исследованиях. Когда на 21 году правления Рамсес II заключил договор с Хаттусили, владыкой хеттов, этот царь адресовал фараону послание с поздравлениями, в котором он многократно упоминает имя царицы Нефертари, расточая ей самые восторженные комплименты.

Подобное отношение к супруге правителя в то время было очень редким, чтобы не сказать исключительным. Этот факт дает право предполагать, что хеттский царь, очевидно, имел счастье встретиться с царицей лично по случаю подписания этого договора. А ведь жены фараона, пусть даже и обладающие титулом великой царской супруги, обычно оставались в стороне от событий политической жизни Египта!

Погребенная в Долине Царей

Добавим, что после заключения этого мирного договора царь Хаттусили, желая скрепить его, отдал в жены Рамсесу II собственную дочь. Совсем еще юная принцесса вскоре прибыла ко двору Египта, где она, в свою очередь, вошла в число супруг правителя.

Есть и другое свидетельство, на сей раз неоспоримое, того, что царица Нефертари занимала особое место (скорее в сердце фараона, нежели в жизни государства), оно было обнаружено в одном из двух храмов Абу Симбела. Это святилище полностью посвящено «Нефертари, чтобы солнце взошло».

И наконец, Нефертари единственная супруга фараона, чья усыпальница находится в Долине Царей. Эта гробница может по праву считаться величайшим шедевром погребального искусства, несмотря на то что некоторые ее части были серьезно повреждены и она сильно пострадала от рук расхитителей, растащивших все ее несметные сокровища. Лестница спускается в гипостильный зал, из которого вторая лестница ведет в зал с четырьмя колоннами, где хранился саркофаг. В первом зале, в одной из сцен, изображенных на стене, Нефертари предстает перед нами за игрой в сенет. Это игра — предшественник шашек, в которую тоже играли на доске и при помощи фишек.

Другая сцена, изображенная на стене лестницы, ведущей в погребальную камеру, показывает нам особенно элегантный образ Нефертари. Царица облачена в широкое платье из белого плиссированного льна, которое оживляет яркий шарф. Она совершает подношения богиням Хатор и Нейт (покровительнице ткачества). На голове у супруги фараона головной убор в виде грифа, традиционный атрибут богини, украшенный двумя длинными перьями.

Нефертари скончалась примерно на 30 году правления Рамсеса П. Она была матерью Амон-хер-хепешефа, старшего и первого сына супружеской четы, который на протяжении сорока с лишним лет был наследным принцем короны, но скончался на 52 году правления своего отца. У Рамсеса II были и другие великие царские супруги, всего пять, но ни одна из них не могла даже надеяться занять то же место, что царица Нефертари, и добиться того же влияния.

Длинная вереница царских отпрысков

Исиснофрет стала второй великой супругой фараона. Она была матерью того, кто однажды унаследовал Рамсесу II под именем Мернептаха. Утверждается, что этот сын был тридцатым в длинной веренице царских отпрысков. При жизни Нефертари Исиснофрет держалась скромно, оставаясь в тени, что лишний раз показывает, какую роль ее соперница играла подле своего супруга. После смерти царицы Исиснофрет стала несколько активнее, однако она так никогда и не заняла место умершей.

У Рамсеса II была еще одна супруга, которой он, судя по всему, очень гордился — прежде всего, потому что она в его глазах сделалась напоминанием о важнейшей политической и дипломатической победе. Эта история отсылает нас к 21 году правления, когда фараон заключил мирный договор с царем хеттов Хаттусили. Тот, чтобы в отношениях между двумя государствами не осталось никакой натянутости и подозрительности, предложил Рамсесу II взять в жены одну из своих дочерей.

Но, двинувшись в Египет, хеттская делегация столкнулась с крайне неблагоприятными погодными условиями. Снег и холод сделали путь через горные районы, которые должен был пересечь караван, особенно сложным и опасным. Тревожась за участь своей невесты, Рамсес II обратился с мольбой к Сету, богу гроз и бурь, прося его проявить милосердие. Сет соблаговолил услышать молитву фараона и сделал так, чтобы погода наладилась в кратчайшие сроки.

Прибытие юной принцессы в Пи-Рамсес, стало, разумеется, поводом для пышных торжеств, организатором которых был не кто иной, как один из сыновей фараона, Хаэмуас, великий жрец Птаха, великий маг и управляющий праздниками Сед. Солдаты, придворные, египетские и хеттские сановники братались, пили и ели вместе, от всей души желая процветания обоим царствам. Когда хеттскую девушку подвели к ее царственному супругу, тот был очарован ее изяществом и красотой. «Его Величество увидел, что она прекрасна лицом… Она пришлась по сердцу Его Величеству, который полюбил ее более всего на свете».

Свадебная стела

В память об этом событии, которое стало одним из счастливейших дней в годы правления Рамсеса II, потому что принесло двум могущественным государствам мир после долгого периода войны и разногласий, была установлена так называемая «свадебная стела». Нам известны несколько ее версий, сохранившихся в Карнаке, Абу-Симбеле, Элефантине, Амаре и многих других местах. Эта стела повествует о перипетиях, которые пришлось претерпеть хеттской делегации, сопровождавшей принцессу, по пути в Египет.

После этого союза, обеспечившего мир, Рамсес начал праздновать свои юбилеи, которые неизменно организовывал его сын, чародей Хаэмуас. Во время первого из этих юбилеев в Египте случился необычайный разлив Нила, ставший настоящим благословением для сельского хозяйства. Что же до юной хеттской принцессы, которой правитель особенно гордился, то она стала называться египетским именем Манефрура. С ней обращались с уважением, подобающим ее положению в обществе. Однако после смерти Манефрура не удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц. Не удостоилась -в отличие от Нефертари!

ТИИ — ВЕЛИКАЯ ЦАРСКАЯ СУПРУГА СЕТИ I И МАТЬ РАМСЕСА II

Царица Тии, мать Рамсеса II, была великой царской супругой Сети I. Она пережила своего мужа на много лет, оставаясь при дворе подле сына, который осыпал её Почестями. В Рамессеуме Тии был свой храм и сидящая статуя. Это свидетельствует о том, что даже в старости мать всемогущего государя продолжала играть важную роль, С ней связана легенда о божественном рождении фараона. Как и Нефертари, Тии получила в свой адрес немало лестных слов от царя хеттов во время заключения мирного договора между двумя государствами на 21 году правления Рамсеса. На тот момент вдовствующая царица была же очень стара. Два или три года спустя она скончалась.

То не обойдите вниманием и не менее любопытную Долину цариц. Вы хотите услышать увлекательный рассказ о загадочной царице Египта Нефертари? Мечтаете прикоснуться к такой древнейшей истории , что захватывает дух? Пополните свои впечатления от этой удивительной страны еще одним потрясающим приключением – путешествием к божественной Нефертари!

Египетская долина цариц раскинулась совсем рядом с Долиной царей , на западном берегу Нила , напротив древних Фив, ныне Луксора . В ней археологами были раскопаны примерно 80 захоронений детей и жен египетских фараонов, а также знати, варварски разрушенных и сожженных. Частично они были преобразованы в стойла для скота.

Гробница Нефертари была обнаружена в 1904 году. Почти 90 лет потребовалось ученым на изучение ее иероглифов, и только в 1995 году туда впустили посетителей. В день ее посещают не более 150 человек: массовые посещения могут нарушить микроклимат внутри и повредить уникальное украшение ее стен.

Датой основания этих усыпальниц ученые называют период с 1550 по 1070 годы до нашей эры. По сравнению с Долиной царей эта долина не такая закрытая, попасть в нее можно через ущелье с памятными стелами в честь завоевательных походов фараона Рамзеса Третьего. Вокруг можно увидеть наскальные молитвенные обращения к богам Египта – Анубису и Осирису .

Особо впечатляющей усыпальницей является захоронение царицы Нефертари, первой супруги Рамзеса Великого. Здесь отлично сохранились колоритные полихромные фрески, украшающие богатую усыпальницу.

Рисунки в усыпальнице Нефертари до сих пор считаются одним из главных и наиболее информативных источников по истории Древнего Египта.

Нефертари Меренмут в переводе означает прекраснейшая возлюбленная Мут. Она была самой могущественной царицей с первых дней правления Рамзеса Второго.

Происхождение Нефертари остается до сих пор загадкой для ученых, но с давних пор ее называют крайне знатной дамой, потомком придворной знати. Ученые предполагают, что она происходила из семьи Эйе, к которой принадлежал и один из последних фараонов восемнадцатой династии. Скорее всего, ее родственные связи с этим кланом скрывался, так как мог скомпрометировать Нефертари.

С царицей связана масса изображений и памятников Египта. Ее долго изображали около огромных статуй ее супруга, рялом с ним она и на пилоне в Фивах (Луксоре), где надписи датированы третьим годом после восхождения Рамсеса на престол.

На древнеегипетских рельефах жена фараона изображалась рядом с ним, при этом ее рост едва доходил фараону до колена. Но в храме Ибшек фасад украшен огромными статуями Нефертари, одинаковыми по высоте с изваяниями фараона, что говорит об исключительном положении Нефертари в государстве.

Необыкновенной красоты статуя Нефертари сохранена и установлена в Брюсселе, она стоит возле статуи Рамсеса, привезенной из Туринского музея. Также величественный храм Ибшек, расположенный на севере от захоронения самого фараона Рамсеса, воздвигнут в честь Нефертари. Его фасадную часть обрамляют колоссы Рамсеса и нефертари, последняя изображена в обличье богини Хатхор.

Все внутреннее убранство святилища указывает на присутствие в нем образа Нефертари наравне с ее супругом. Ни одна египетская царица не была так прославляема и почитаема, кроме Нефертари и жены фараона Аменхотепа Третьего Тейе. Ля Тейе также супруг воздвиг прекрасный храм, где тоже изобразил свою любимую в образе Хатхор.

Хатхор – богиня Египта, охраняющая любовь и рождение детей , а также это богиня танцев, музыки, радости и веселья. Ее почитали как проводницу в загробный мир, она покровительствовала женщинам и считалась творительницей всего мира. Хатхор всегда изображалась с головой коровы, либо просто с коровьими рогами, держащими солнечный диск.

Египетский фараон XIX династии Рамсем II считается египтологами одним из самых выдающихся правителей Древнего Египта. Он руководил страной 67 лет с 1279 по 1212 гг. до н. э. Даты эти, конечно, условные, и их разброс может составлять 10-12 лет. При этом фараоне Египет достиг наивысшего могущества в экономике, военном деле и строительстве. Грозный владыка железной рукой управлял страной, а вот помогала ему в этом жена – главная царица Египта Нефертари (1290-1255 гг. до н. э.).

Имя это означает «прекрасная спутница», и венценосная женщина действительно была умна, красива и талантлива. О значимости этой особы можно судить по размерам её изображений и скульптур. Тут нужно знать, что размер в Египте имел очень большое значение. Чем более выдающейся была личность, тем более крупными были её скульптуры и рисунки. Это правило распространялось и на Нефертари.

Поначалу изображения Нефертари рядом с мужем были маленькие (слева на фотографии) и едва доходили до колена властителя

В первые годы правления фараона главная царица не имела большого веса и авторитета. Её изображения рядом с мужем были чрезвычайно маленькие и едва доходили до колена властителя. Но шли годы, и авторитет жены рос, благодаря её уму, воле и целеустремлённости. На это указывают изображения более позднего периода. На них главная царица своим ростом ничем не уступает мужу. Она вровень с ним и находится всегда сзади, как бы символизируя собой группу поддержки.

Это говорит о том, что статус женщины с годами вырос. Она приобрела такой вес и иерархии Древнего Египта, что сравнялась с мужем-фараоном. А вот заключительным этапом её возросшего могущества является храм в скале Абу-Симбел. Он был построен на границе с враждебной Нубией. Его целью было доказать величие Рамсеса II и привести врагов с состояние страха и почтения.

Рамсес II расправляется со своим врагом, а жена стоит сзади, символизируя группу поддержки

Данный храм высечен в 100-метровой скале и состоит из двух святилищ. Первое из них воздвигли в честь самого фараона и посвятили таким богам как Амон, Ра и Птах. А вот второе святилище построили в честь главной царицы и посвятили его богине любви и красоты Хатхор. Чем же примечательно второе святилище?

Статуя Нефертари возле входа в храм в высоту достигает 10 метров. Рядом находится статуя мужа, и она даже немного ниже за счёт короны из перьев, которая венчает голову супруги. То есть жена оказалась выше своего суженого, что указывает на её огромное влияние и статус. В Египте было немыслимо изображать жену выше мужа-правителя, но факт есть факт. Если кто-то отказывается воспринимать это умом, то пусть поверит глазам своим.

Нефертари (справа) и Рамсес II, при этом скульптура жены выше скульптуры мужа

Стены внутри храма пестрят изображениями различных сюжетов. На них фигурирует главная царица рядом с мужем. Она совершает священные обряды, что указывает на её активную роль в правлении страны. Можно предположить, что Рамсес II очень любил жену. Она везде сопровождала его, являлась верным помощником и единомышленником. Однако такие поездки, особенно на юг, подорвали здоровье ещё далеко не старой женщины.

Её последняя поездка как раз была к высеченному в скале храму. Но во время этого путешествия по Нилу царица Египта Нефертари заболела. Предполагается, что она не увидела своё святилище изнутри, так как находилась в ладье в тяжёлом состоянии. Возможно, она увидела статуи, но внутрь храма попасть не смогла. На обратном пути в Фивы женщина умерла после 24-летнего царствования вместе с мужем.

Два храма в скале Абу-Симбел. Слева вдали храм Рамсеса II, а на переднем плане храм Нефертари

Убитый горем фараон повелел сделать почившей жене роскошную гробницу в Долине цариц. Обнаружили её лишь в 1904 году. Но сражу же выяснилось, что царскую усыпальницу разграбили ещё в древности. Крышка саркофага была разбита, а драгоценности украдены. Грабители не тронули лишь амулеты и сандалии из тростника. А вот сама мумия пропала. В целости осталась лишь настенная роспись. Древние мастера украсили ею всё огромное помещение общей площадью 520 кв. м.

Роспись – это ярчайшие изображения, рассказывающие о путешествии почившей царицы в загробный мир. Их цель заключалась в поддержании души Нефертари на том свете. Особое внимание было уделено внешности этой удивительной женщины. Её губы и щёки оттенены красным, брови и ресницы подведены чёрным. Изысканные украшения сверкают золотом.

Уникальная роспись в гробнице Нефертари, ею покрыты 520 кв. метров

На одном из изображений царицу Египта Нефертари изобразили рядом с богом знаний и мудрости Тотом. Показан он с головой ибиса, а между ним и царицей находится табличка с иероглифами. Это подчёркивает, что при жизни усопшая умела читать и писать иероглифы. В то время такое мастерство приравнивалось к академическим знаниям.

На высокую образованность жены Рамсеса II также указывает её переписка с хеттской царицей Пудухепой. Как же происходила такая переписка? Египетская правительница наносила иероглифы на пергамент, а затем писец, знающий язык хеттской царицы, переводил их на клинопись. После этого письмо выдавливалось на глиняной табличке, и специальные гонцы везли его на север в далёкую Анатолию.

Почившая египетская царица стоит перед богом мудрости Тотом. Между ними находится табличка с иероглифами. Она указывает на высокую образованность царицы

К величайшему счастью одно такое письмо сохранилось до наших дней. Вот что писала Нефертари царице Пудухепе: «Сестре моей, Пудухепе, великой царице хеттов. Да принесут тебе радость египетский бог солнца и хеттский бог бури. Пусть бог солнца продлит мир между нами навечно». В конце письма египтянка упоминала подарки, посланные ею хеттской царице: «Сестра моя, я отправила тебе приветственные дары. Ожерелья из чистого золота для твоей шеи и цветной лён для царского платья твоего мужа».

Такие дары монархов играли важную роль в дипломатии Древнего мира. К примеру, на одном из изображений царица Египта Нефертари увешана золотом, но в ухе отчётливо видна серебряная серьга. При этом выполнена она не в египетском, а греческом стиле. Отсюда напрашивается вывод, что прислали её из Эгейского региона. Следовательно, в Греции эту женщину знали и поддерживали с ней и её мужем дипломатические отношения. А подарки, как уже говорилось, являлись их неотъемлемой частью.

В ухе царица находится серебряная серьга, выполненная в греческом стиле

И наконец, последнее. Многих египтологов занимает вопрос, почему Рамсес II не изображён в гробнице жены? Там огромное количество уникальных росписей, а вот муж почему-то не удостоился чести быть запечатлённым хотя бы на одной из них. Свой ответ придумали женщины-специалисты. В преддверии своей кончины Нефертари сказала: «Я столько лет с ним прожила, что не желаю слушать его ещё и в загробном мире». Это, конечно, шутка, не имеющая ничего общего с действительностью.

Великая египтянка была выдающейся женщиной, достойной женой фараона. Нет никакого сомнения, что она оказывала на него большое влияние и пользовалась непререкаемым авторитетом у подданных. Её существенная роль в истории Древнего Египта неоспорима .

Сегодня Луксор это оживленный город с населением больше 150 тысяч человек. Еще с древних времен Луксор является туристическим городом. Сюда приезжали даже из Рима и древней Греции, чтобы посмотреть на местные гробницы и памятники. Путешественники плыли вниз по Нилу , чтобы попасть в самый великий во всем мире музей под открытым небом. Здесь находится чудо света – гробница Нефертари. Нефертари – царица Египта и жена могущественного фараона Рамзеса II. Ее имя означает «прекрасная» и она восхищает даже спустя три тысячи лет. Видно не зря она считалась одной из самых красивых женщин в истории.

Это чудо света появилось в Луксоре, когда он был духовной столицей древнего Египта. Образ царицы Нефертари увековечен в статуе, которая находится сейчас среди древних руин. Прекрасная статуя, но у нее нет лица. Чтобы узнать как выглядела эта царица Египта, нужно попасть в ее гробницу. Нефертари похоронена в Долине цариц. Гробница Нефертари была обнаружена Эрнесто Скипарелли в 1904 году.

Внутри находятся одни из лучших сохранившихся настенных фресок, найденных в Египте. Изображения рассказывают историю посмертного путешествия Нефертари в загробный мир и ее перерождение. Прекрасное лицо умиротворенное смертью. Чудесные краски до сих пор не утратили яркости. Фигуры людей нарисованы по традиции того времени – в профиль. Ниже изображен Анубис, бог-шакал, считающийся защитником. Нефертари должна была миновать зловещих стражей на пути в загробный мир. На фреске, богиня Исида предлагает Нефертари египетский анк – символ вечной жизни. Прекрасная царица должна была возродиться и вознестись на небеса. Над головой Нефертари должна была видеть звезды вселенной, она надеялась вернуться к этим небесам.

Гробница Нефертари это путешествие во времени, позволяющее окунуться в чудесный мир искусства древних египтян и их верований. Гробница Нефертари долгое время была закрыта для посещения. Это чудо света в Долине цариц возле Луксора открыли для посещений только в конце 1995 года.

А так Нефертари выглядит в воображении египетской художницы Фаттах Галлы.

И наконец видео из гробницы Нефертари.