Как попасть в список одаренных детей. Учащаяся Мурманской области стала бронзовым призёром в практическом туре заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

Федеральный реестр одаренных детей, о создании которого было объявлено в прошлом году, уже включает в себя порядка семи тысяч имен. Об этом сообщила в четверг в интервью корреспонденту ТАСС руководитель фонда "Талант и успех" Елена Шмелева.

Талантливых школьников и их педагогов второй год подряд принимает открытый в Сочи по инициативе Владимира Путина образовательный центр "Сириус". Центр стал оператором всероссийского реестра одаренных детей.

"Отбор шел по результатам более чем 100 мероприятий, перечень которых был сформирован Министерством образования и науки и другими федеральными органами исполнительной власти, которые так или иначе работают с юными талантами. Победители и финалисты различных конкурсов загружены в реестр, в нем уже порядка 7 тысяч имен", - рассказала Шмелева.

По ее словам, многие из этих школьников при поступлении в российские вузы получат право претендовать на грант президента РФ. "Это 20 тыс. рублей ежемесячно на развитие в выбранной области. Наш фонд является оператором по выплате грантов и созданию программ ранних стажировок с ведущими предприятиями, научными центрами и ведущими художественными коллективами страны", - отметила собеседница ТАСС.

Как находят таланты в России?

Чтобы попасть в Федеральный реестр одаренных детей России, нужно не только обладать талантом в той или иной области, но и участвовать в различных конкурсах и профильных Олимпиадах школьников. Победителей берут на заметку эксперты центра "Сириус". Экспертный совет по каждому направлению на основании личных, в хоккее и фигурном катании - командных достижений, которые указываются в заявках на сайте, проводит отбор детей на образовательные программы (смены).

Для ребят по направлению "Наука" - это результативное участие во всероссийских олимпиадах, известных всероссийских и региональных научных и технических конкурсах, перечень которых ежегодно утверждает экспертный совет фонда. Для музыкантов, артистов балета и художников обязательное условие - видеозапись выступления, фотографии последних работ. Эксперты спортивных федераций ориентируются на победы юных спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях.

"К нам приезжают самые сильные ребята из всех регионов. Программы центра, проезд до Сочи и обратно для них полностью бесплатны", - подчеркнула Шмелева.

Эксперт, участвующий в зачислении детей на образовательные программы, задействован и в разработке для них практически индивидуального учебного плана. "Индивидуальный подход, работа в малых группах, возможность развивать свои таланты в тесном общении с лучшими педагогами России помогает нашим ученикам становиться активными и сопереживающими гражданами своей страны. Мы верим, что обучение в Центре мотивирует его выпускников на дальнейшие достижения и многие из них добьются впечатляющих результатов", - считает руководитель фонда "Талант и успех".

Первый юбилей "Сириуса"

Образовательный центр "Сириус" был открыт в Сочи 1 сентября 2016 года Владимиром Путиным, возглавившим его попечительский совет. "Свой первый юбилей мы встречаем в прекрасном кампусе (под центр отдали бывший отель "Азимут" - прим. ТАСС), новых лабораториях и мастерских, созданных нами в здании бывшего главного медиа-центра Олимпиады, на олимпийском льду спортивного дворца "Шайба" и тренировочной арене - все эти объекты изменили свое назначение и являются теперь образовательными площадками нового типа", - отметила Шмелева.

В июле благодаря возможностям новых проектных лабораторий и мастерских в центре открыли программу по "Проектной деятельности в сфере естественно-научных дисциплин и технического творчества". В День Знаний здесь стартует еще одно новое направление - "Литературное творчество". С первой в новом учебном году лекцией на тему "Русский язык современной России" выступит доктор филологических наук, профессор, академик и президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая.

"Также в этом учебном году в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Университетом ИТМО мы планируем открыть программу по информатике. Новые программы дополнят уже открытые в центре программы по хоккею, фигурному катанию, шахматам, математике, физике, химии, биологии, академической музыке, балету и живописи", - поделилась планами на новый учебный год руководитель фонда.

Образовательные смены рассчитаны на 24 дня и включают в себя занятия по специальности, развивающий досуг и общеобразовательные занятия. Центр работает круглый год, пребывание детей в нем - бесплатно.

С начала работы "Сириуса" обучение прошли 7 тыс. одаренных школьников из 85 регионов. Ежемесячно в "Сириус" приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из различных регионов РФ. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства.

Образовательные программы реализуются по трем направлениям: "наука" (математика, химия, биология, физика), "спорт" (фигурное катание, хоккей, шахматы), "искусство" (академическая музыка, хореография, живопись).

Многие из этих школьников при поступлении в российские вузы получат право претендовать на грант президента РФ, отметила руководитель фонда
Федеральный реестр одаренных детей, о создании которого было объявлено в прошлом году, уже включает в себя порядка семи тысяч имен. Об этом сообщила в четверг в интервью корреспонденту ТАСС руководитель фонда "Талант и успех " Елена Шмелева.
Талантливых школьников и их педагогов второй год подряд принимает открытый в Сочи по инициативе Владимира Путина образовательный центр "Сириус ". Центр стал оператором всероссийского реестра одаренных детей.
"Отбор шел по результатам более чем 100 мероприятий, перечень которых был сформирован Министерством образования и науки и другими федеральными органами исполнительной власти, которые так или иначе работают с юными талантами. Победители и финалисты различных конкурсов загружены в реестр, в нем уже порядка 7 тысяч имен ", - рассказала Шмелева.
По ее словам, многие из этих школьников при поступлении в российские вузы получат право претендовать на грант президента РФ. "Это 20 тыс. рублей ежемесячно на развитие в выбранной области. Наш фонд является оператором по выплате грантов и созданию программ ранних стажировок с ведущими предприятиями, научными центрами и ведущими художественными коллективами страны ", - отметила собеседница ТАСС.

Как находят таланты в России?

Чтобы попасть в Федеральный реестр одаренных детей России, нужно не только обладать талантом в той или иной области, но и участвовать в различных конкурсах и профильных Олимпиадах школьников. Победителей берут на заметку эксперты центра "Сириус ". Экспертный совет по каждому направлению на основании личных, в хоккее и фигурном катании - командных достижений, которые указываются в заявках на сайте, проводит отбор детей на образовательные Для ребят по направлению "Наука " - это результативное участие во всероссийских олимпиадах, известных всероссийских и региональных научных и технических конкурсах, перечень которых ежегодно утверждает экспертный совет фонда. Для музыкантов, артистов балета и художников обязательное условие - видеозапись выступления, фотографии последних работ. Эксперты спортивных федераций ориентируются на победы юных спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях.
"К нам приезжают самые сильные ребята из всех регионов. Программы центра, проезд до Сочи и обратно для них полностью бесплатны ", - подчеркнула Шмелева.
Эксперт, участвующий в зачислении детей на образовательные программы, задействован и в разработке для них практически индивидуального учебного плана. "Индивидуальный подход, работа в малых группах, возможность развивать свои таланты в тесном общении с лучшими педагогами России помогает нашим ученикам становиться активными и сопереживающими гражданами своей страны. Мы верим, что обучение в Центре мотивирует его выпускников на дальнейшие достижения и многие из них добьются впечатляющих результатов ", - считает руководитель фонда "Талант и успех ".

Образовательный центр "Сириус " был открыт в Сочи 1 сентября 2016 года Владимиром Путиным, возглавившим его попечительский совет. "Свой первый юбилей мы встречаем в прекрасном кампусе (под центр отдали бывший отель "Азимут" - прим. ТАСС), новых лабораториях и мастерских, созданных нами в здании бывшего главного медиа-центра Олимпиады, на олимпийском льду спортивного дворца "Шайба " и тренировочной арене - все эти объекты изменили свое назначение и являются теперь образовательными площадками нового типа", - отметила Шмелева.
В июле благодаря возможностям новых проектных лабораторий и мастерских в центре открыли программу по "Проектной деятельности в сфере естественно-научных дисциплин и технического творчества ". В День Знаний здесь стартует еще одно новое направление - "Литературное творчество ". С первой в новом учебном году лекцией на тему "Русский язык современной России " выступит доктор филологических наук, профессор, академик и президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая.
"Также в этом учебном году в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Университетом ИТМО мы планируем открыть программу по информатике. Новые программы дополнят уже открытые в центре программы по хоккею, фигурному катанию, шахматам, математике, физике, химии, биологии, академической музыке, балету и живописи ", - поделилась планами на новый учебный год руководитель фонда.
Образовательные смены рассчитаны на 24 дня и включают в себя занятия по специальности, развивающий досуг и общеобразовательные занятия. Центр работает круглый год, пребывание детей в нем - бесплатно.
С начала работы "Сириуса " обучение прошли 7 тыс. одаренных школьников из 85 регионов. Ежемесячно в "Сириус " приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из различных регионов РФ. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства.
Образовательные программы реализуются по трем направлениям: "наука" (математика, химия, биология, физика), "спорт" (фигурное катание, хоккей, шахматы), "искусство" (академическая музыка, хореография, живопись).

Ещё в августе этого года Минобрнауки вынесло на общественное обсуждение проект создания реестра одарённых детей . Если пройдёте по ссылке, увидите, какая часть «общественности» в принципе принимала участие в голосовании, и сколько голосов было отдано за эту инициативу. Хотя велик соблазн написать и здесь: 6 голосов «за», 66 - «против».

И вот, в прошлый четверг, 19 ноября на сайте Правительства России появилось постановление, подписанное Дмитрием Медведевым .

Не сказать, что это известие прямо как снег на голову. Ещё с 2010 года Медведев нет-нет да обмолвится о таком намерении:

Дмитрий Медведев

Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей.

Немного потрепещем над термином «подушевое финансирование» и вернёмся к тому документу, который уже принят, подписан и ждёт своей реализации. О чём там в нём хоть говорится? На самом деле ни о чём. Это пока просто правила, регулирующие порядок сбора данных о так называемых одарённых детях. Таланты будут выявляться на основе результатов олимпиад, интеллектуальных, творческих и научных конкурсов, спортивных мероприятий, список которых пока не определён. Такой список на текущий учебный год Минобранауки должно предоставить уже к 27 ноября этого года (через неделю после постановления).

Данные о детях, показавших выдающиеся результаты, будут направляться федеральному оператору реестра, который тоже пока неизвестен. Неизвестно и множество других тонкостей - например, сколько раз нужно стать призёром олимпиады, чтобы иметь право называться одарённым. Одного раза достаточно или нужно несколько раз подтвердить титул? Что потом будет происходить с юным гением и как будет осуществляться эта самая «поддержка и сопровождение»? Согласно документу, составлением «типовой образовательной программы для одарённых детей» и организацией системы тьюторства будет заниматься тоже оператор реестра. То есть и для одарённых детей будет действовать некая типовая обобщённая программа, а откуда будут брать «тьюторов» - тоже непонятно.

Но организационный вопрос - не самый важный. Острее всего стоит вопрос психологический. Как повлияет на жизнь ребёнка знание того, что он уже признан талантливым? А знание того, что перед тобой уже вроде как закрыли ворота в мир гениев? И эту тему активно обсуждали ведущие психологи страны, выступая против подобной инициативы. Вот краткая выжимка из комментариев на основе открытой дискуссии по этому щекотливому вопросу Марины Александровны Холодной , заведующей лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, Институт психологии РАН:

Марина Холодная

На данный момент не существует валидных психологических методик для массового выявления одаренности, да даже если бы и существовал «идеальный тест на одаренность», то в связи с типичным для детей и подростков явлением «угасания» и «разгорания» признаков одаренности его применение было бы бессмысленным с точки зрения невозможности прогноза развития одаренности;
- Разделение детей на одарённых и неодарённых абсолютно безнравственно и категорически недопустимо и крайне опасно в социальном плане;
- Списки для одаренных - хорошая ниша для коррупции.

Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, член совета по науке и образованию при президенте РФ, дала небольшое интервью телеканалу Вести, в котором также утверждает с позиции специалиста по когнитивным наукам и нейробиологии, что никакой точной методики определения гениальности нет. Есть некоторые возможности - например, на кафедре когнитивных исследований имеется устройство iTracker, отслеживающее микроактивность глаз при восприятии изображений, текста, решении задач. Этот прибор позволяет увидеть, какое время вы тратите и чему уделяете внимание при анализе какого-либо объекта. Таких приборов сейчас вполне достаточно в лабораториях когнитивных исследований. Но ведь эти результаты нужно ещё правильно интерпретировать.

Если коротко изложить мысли Татьяны Владимировной, она солидарна с психологами даже в выборе описательных слов для этой инициативы, называя её «опасным путём».

Татьяна Черниговская

Я за школы для одарённых детей - для тех, кто явно имеет способности к музыке, математике, балету, да чему угодно. Но это отнюдь не значит, что в остальных школах детям достаточно давать какой-то ограниченный минимум.

Если ребёнку не была дана возможность ничем заняться и ничем увлечься, как вы собираетесь выяснять, одарён он в чём-то или нет? По мозгу? Это невозможно. Если вы посмотрите на мозг гения в банке с формалином, вы не найдёте никаких отчётливых физиологических различий от мозга обыкновенного человека.

В заключение

Как бы рьяно ни обсуждала общественность подобный проект, как бы ни ломались копья, сколько бы открытых писем ни писалось в высшие инстанции, сколько бы дислайков ни ставилось - постановление подписано, реестру быть. А ведь если реестры создаются, значит, это кому-то очень нужно.

В оформлении материала использован кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг».

СОЧИ, 1 сентября. /ТАСС/. Федеральный реестр одаренных детей, о создании которого было объявлено в прошлом году, уже включает в себя порядка семи тысяч имен. Об этом сообщила в четверг в интервью корреспонденту ТАСС руководитель фонда "Талант и успех" Елена Шмелева.

Талантливых школьников и их педагогов второй год подряд принимает открытый в Сочи по инициативе Владимира Путина образовательный центр "Сириус". Центр стал оператором всероссийского реестра одаренных детей.

"Отбор шел по результатам более чем 100 мероприятий, перечень которых был сформирован Министерством образования и науки и другими федеральными органами исполнительной власти, которые так или иначе работают с юными талантами. Победители и финалисты различных конкурсов загружены в реестр, в нем уже порядка 7 тысяч имен", - рассказала Шмелева.

По ее словам, многие из этих школьников при поступлении в российские вузы получат право претендовать на грант президента РФ. "Это 20 тыс. рублей ежемесячно на развитие в выбранной области. Наш фонд является оператором по выплате грантов и созданию программ ранних стажировок с ведущими предприятиями, научными центрами и ведущими художественными коллективами страны", - отметила собеседница ТАСС.

Как находят таланты в России?

Чтобы попасть в Федеральный реестр одаренных детей России, нужно не только обладать талантом в той или иной области, но и участвовать в различных конкурсах и профильных Олимпиадах школьников. Победителей берут на заметку эксперты центра "Сириус". Экспертный совет по каждому направлению на основании личных, в хоккее и фигурном катании - командных достижений, которые указываются в заявках на сайте, проводит отбор детей на образовательные программы (смены).

Для ребят по направлению "Наука" - это результативное участие во всероссийских олимпиадах, известных всероссийских и региональных научных и технических конкурсах, перечень которых ежегодно утверждает экспертный совет фонда. Для музыкантов, артистов балета и художников обязательное условие - видеозапись выступления, фотографии последних работ. Эксперты спортивных федераций ориентируются на победы юных спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях.

"К нам приезжают самые сильные ребята из всех регионов. Программы центра, проезд до Сочи и обратно для них полностью бесплатны", - подчеркнула Шмелева.

Эксперт, участвующий в зачислении детей на образовательные программы, задействован и в разработке для них практически индивидуального учебного плана. "Индивидуальный подход, работа в малых группах, возможность развивать свои таланты в тесном общении с лучшими педагогами России помогает нашим ученикам становиться активными и сопереживающими гражданами своей страны. Мы верим, что обучение в Центре мотивирует его выпускников на дальнейшие достижения и многие из них добьются впечатляющих результатов", - считает руководитель фонда "Талант и успех".

Первый юбилей "Сириуса"

Образовательный центр "Сириус" был открыт в Сочи 1 сентября 2016 года Владимиром Путиным, возглавившим его попечительский совет. "Свой первый юбилей мы встречаем в прекрасном кампусе (под центр отдали бывший отель "Азимут" - прим. ТАСС), новых лабораториях и мастерских, созданных нами в здании бывшего главного медиа-центра Олимпиады, на олимпийском льду спортивного дворца "Шайба" и тренировочной арене - все эти объекты изменили свое назначение и являются теперь образовательными площадками нового типа", - отметила Шмелева.

В июле благодаря возможностям новых проектных лабораторий и мастерских в центре открыли программу по "Проектной деятельности в сфере естественно-научных дисциплин и технического творчества". В День Знаний здесь стартует еще одно новое направление - "Литературное творчество". С первой в новом учебном году лекцией на тему "Русский язык современной России" выступит доктор филологических наук, профессор, академик и президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая.

"Также в этом учебном году в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Университетом ИТМО мы планируем открыть программу по информатике. Новые программы дополнят уже открытые в центре программы по хоккею, фигурному катанию, шахматам, математике, физике, химии, биологии, академической музыке, балету и живописи", - поделилась планами на новый учебный год руководитель фонда.

Образовательные смены рассчитаны на 24 дня и включают в себя занятия по специальности, развивающий досуг и общеобразовательные занятия. Центр работает круглый год, пребывание детей в нем - бесплатно.

С начала работы "Сириуса" обучение прошли 7 тыс. одаренных школьников из 85 регионов. Ежемесячно в "Сириус" приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из различных регионов РФ. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства.

Образовательные программы реализуются по трем направлениям: "наука" (математика, химия, биология, физика), "спорт" (фигурное катание, хоккей, шахматы), "искусство" (академическая музыка, хореография, живопись).