Музей карабиха официальный. Государственный литературно-мемориальный музей Некрасова "Карабиха": обзор, история и особенности

Государственный литературно-мемориальный
музей-заповедник Н. А. Некрасова
"Карабиха"

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее Ярославля, близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.

Некрасовскую усадьбу часто называют «единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII - начала XX вв., сохранившим свой первоначальный архитектурный облик».

Изначально на этой территории располагалось село Богородское, принадлежавшее известному роду князей Голицыных. По заказу владельцев в 40-е года XVIII в. начинается строительство усадьбы. Проходит время, сменяются поколения, в итоге родовое имение Голицыных остается практически без хозяев, потихоньку ветшает. Такой ее и покупает Николай Алексеевич Некрасов. Все хозяйственные заботы об усадьбе взял на себя брат классика - Федор, поселившийся в Большом доме. Сам Некрасов скромно занял Восточный флигель, используя его в качестве летней дачи.

В 1861 - 1875 годах поэт проводит здесь несколько летних сезонов, пишет свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», стихотворение «Орина, мать солдатская» и ряд других, начинает работу над произведением «Кому на Руси жить хорошо». В свое последнее посещение Карабихи Некрасов побывал во всех памятных и дорогих ему местах: в Ярославле, в созданной им школе и на могиле матери в Абакумцеве, на пепелище старого родительского дома в Грешневе.

После революции судьба бывшей барской усадьбы не многим отличается от аналогичных «дворянских гнезд». Ее национализируют, позднее здесь размещается совхоз «Бурлаки», санаторий, детский дом. К счастью, почти сразу после войны усадьбу все-таки признают памятником истории и культуры.

5 декабря 1946 года было принято постановление Совета Министров СССР "О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения". Ярславскому облисполкому было поручено реставрировать усадьбу "Карабиха" и организовать в ней мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. 4 сентября 1987 года музей-усадьба Н. А. Некрасова был преобразован в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова "Карабиха" с филиалами в Абакумцево и Грешнево.

Архитектура усадьбы

Ансамбль усадьбы включает жилые и хозяйственные постройки, 2 парка - регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом.

Основной архитектурный ансамбль усадьбы состоит из главного дома и двух флигелей, ранее объединявшихся между собой 2-х этажными галереями. В Большом доме сохранились планировка и элементы оформления интерьеров, относящихся к концу XVIII - началу XIX вв. Здания флигелей сохранили элементы более раннего периода, например, фрагменты барочных наличников и оконные проемы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле, характерные для XVII - начала XVIII вв.

Интерес представляет также ансамбль Конного двора, построенный около 1810 года с использованием "образцовых" проектов, изначально представлявший собой симметричную 3-х частную композицию, состоявшую из центрального здания и двух флигелей - каретников. В начале XX века на месте северного каретника был построен 2-х этажный жилой дом.

Экспозиция музея-заповедника «Карабиха»

Экспозиция начинается со второго этажа. Комнаты Большого дома, как впрочем, и Восточного флигеля, смежные.

Мало что сохранилось от прежней обстановки, мебель и прочие вещи сотрудники музея кропотливо собирали по бывшим разоренным усадьбам. И пусть большинством из этих предметов владели не сами Некрасовы, в них все же присутствует дух времени. Некоторые вещи подарили родные семьи поэта.

В первом зале видим бюст поэта работы М. Ф. Чижова. Второй зал изначально служил Н. А. Некрасову кабинетом. Здесь интересны фотографии, иллюстрирующие детство и юность поэта, документы той эпохи. Коллекция следующих комнат разнообразна и выдержана в духе дворянских усадеб: изящные гарнитуры, многочисленные раритетные книги и журналы в тяжелых шкафах, большая коллекция фотографий и портретов, картины и гравюры, документы, предметы обстановки и милые безделушки, очень много зеркал в резных рамах, непременные рояль и карточный столик, камин и часы с боем.

Повсюду охотничья тематика: оружие, чучела птиц.

Симпатичная комнатка-пенал, оклеенная малахитовыми обоями в полоску, которая принадлежала племяннику поэта Константину Федоровичу Некрасову, здесь стоит обратить внимание на большой секретер с письменными принадлежностями и интересный шкаф с книгами, можно посмотреть черно-белые фотографии и выглянуть в окно на раскинувшийся перед домом парк.

Экспозиция Большого дома

Интересна экспозиция и в Восточном флигеле, здесь особенно ощущается некрасовский дух. Продолговатый небольшой кабинет поэта, личные вещи, массивные шкафы. На застекленной конторке рукописи и документы, на стенах старинные фотографии Некрасова, его родных, друзей. Впрочем, Некрасов предпочитал работать в большой зале с мраморным камином. Здесь все так же стоит турецкий полосатый диван, одна из немногих вещей, действительно принадлежавших поэту.

Экспозиция Восточного флигеля




Адрес: 150522, Ярославская область, Ярославский р-н, п/о Красные Ткачи, д. Карабиха, ул. Школьная, д. 2а

Официальный сайт: karabiha-museum. ru

Официальная страница: www.museum.ru/M587

March 18th, 2017

26.07.2016
Карабиха — третий некрасовский музей, в котором мне посчастливилось побывать. И если Чудовскую Луку я посетил до того, как приступил к ведению мебельного блога и фотографированию мебели для него, то уж я приходил дважды и нафотографировался там вдоволь. Так что теперь у нас есть возможность проследить в некрасовских интерьерах кое-какие параллели.

Приглашаю пройти в Большой дом.

Гардеробная
В гардеробной нас встречает вешалка , или гардеробная стойка , типичной для XIX века конструкции (подобные вешалки мы встречали и Напомню, что выступающая вперед перекладина совмещает в себе две утилитарные функции. Во-первых, это барьер для тростей. Во-вторых — дополнительная опора, препятствующая опрокидыванию вешалки под тяжестью многочисленных пальто.

Вспоминая рассказ о том, какое большое количество посетителей одновременно бывало у Некрасова в санкт-петербургской квартире, и сравнивая с карабихским вариантом, я поймал себя на мысли о том, что представленная в экспозиции квартиры вешалка не могла обеспечить прием гостей.
Ну сами посудите. Это вешалка из приемной в Санкт-Петербурге.

А мы снимаем верхнюю одежду и обувь, оставляем все в гардеробной и проходим в приоткрытую дверь кабинета.

Кабинет Николая Алексеевича Некрасова
Мы в помещении, которое служило кабинетом сначала для Николая Алексеевича, а впоследствии — для его брата Федора.
Рабочее место поэта здесь как бы спрятано. Действительно, первое, на что обращаешь внимание, входя в кабинет, — это распахнутая дверь, ведущая на балкон. Вспоминаешь внешний вид дома, и становится понятно, что кабинет — центральное помещение второго этажа.
Слева и справа от двери расположены парные трюмо с трехчастными зеркальными полотнами и консольными полочками. Внешний вид трюмо эклектичен, а в резном декоре обрамления верхних овальных зеркал просматриваются асимметричные детали, характерные для стиля рококо.

И лишь потом взгляд устремляется налево, в угол, где расположено рабочее место поэта. Но вновь наше внимание отвлечено от мебели. Его оттягивает на себя живописное изображение головы лошади (Н. Е. Сверчков, 1856 г., копия). Чудесный, выразительный портрет.
И только теперь нам предстоит рассмотреть три мемориальных предмета мебели, которые принадлежали Некрасову, ранее находились в его санкт-петербургской квартире, а после смерти поэта были перевезены его братом в Карабиху.

Первая мемория — двухтумбовый письменный стол из карельской березы (Н. Штанге, Санкт-Петербург, 1860-е гг.). Тумбы представляют собой, с одной стороны, основательные, а с другой — ажурные конструкции. В каждой из тумб три небольших выдвижных ящика скомбинированы с точеными ножками, которые дополнительно укреплены Н-образными проножками. Столешница покрыта красным сукном. Интересно, что красивый сам по себе материал, имеющий неповторимый и очень декоративный рисунок, — карельская береза — скрыт под слоями черного лака. Декоративности столу, помимо точеных ножек-проножек, придает плоская резьба, выполненная в стиле русского узорочья.

Вторая мемория — кресло Некрасова (неизвестный мастер, Северо-Запад России, 1860-е гг.). Сиденье, прямоугольная вставка в спинку и накладки на локотники мягкие, обиты сафьяном. Напомню, что сафьян — кожа козы, отлично выделанная, обладающая безупречной лицевой поверхностью, обычно выкрашенная в один из ярких цветов. По нижнему краю сиденья проложена бахрома ярко-красного цвета. Можно предположить, что ранее она лучше подходила к цвету сафьяна, который мог выгореть, выцвести от времени и от использования. В деревянной раме кресла просматриваются те же мотивы, что и в точеных элементах стола, но в отличие от стола проножки кресла изогнуты. Как и стол, деревянные части кресла покрыты черным лаком.

Наконец, третья мемория. Это корзина для бумажного мусора (неизвестный мастер, Северо-Запад России, 1860-е гг.). Стилистика корзины эклектична. Так, восьмигранная форма может отсылать нас к мавританскому стилю. С другой стороны, каждая грань представляет собой пластину с прорезным (на тканевом фоне) деревянным декором в виде двуглавого грифона, держащего герб с инициалами «НН» в центре.

Возьму на себя смелость и выдвину малонаучную версию, объясняющую возможную связь грифонов и инициалов — с именем Некрасова. Корзина могла быть сделана на заказ по типовому для мастера проекту (назовем его дизайном с грифонами). При этом в резной узор могли быть вписаны инициалы заказчика, то есть НН.

И вновь, мысленно возвращаясь в Петербург, ловлю себя на двух соображениях.
Взгляните, как выглядит рабочее место Некрасова в его петербургском кабинете. Во-первых, мы сразу обращаем внимание на значительные стилистические отличия между мебелью Карабихи и Петербурга. Отличия в конструкции также велики: в Петербурге Некрасов пользовался письменным столом — бюро и, возможно, стулом с гнутой рамочной спинкой и скругленным сиденьем с плетеной вставкой.

Но это ладно. А как быть с тем, что музейщики и в Петербурге, и в Карабихе гордятся тем, что имеют дело с мемориальными письменными столами Некрасова, происходящими из санкт-петербургской квартиры? Это во-вторых.

Ничего не остается делать, как верить и тем, и другим.

Но продолжим осмотр кабинета. Перед нами авторская копия портрета Николая Алексеевича Некрасова работы И. Н. Крамского (Санкт-Петербург, 1877 г.).
Портрет является центром симметричной композиции, притягивающим к себе большое количество фотографий и объединяющим вокруг себя два шкафа с библиотекой Некрасова.

Шкафы исключительно живописны. Нижние, глухие части дверок представляют собой необыкновенно фактурные филенки. Здесь и выпуклые вазы с пышными букетами цветов, и растительные гирлянды, и резьба различного рисунка по контуру филенки, и декоративно проработанные угловые «накладки», и картуши.

В разрыв полукруглого фронтона, украшающего верхнюю часть шкафов, помещена квадратная ваза-урна, стоящая на квадратном же постаменте. По фризу проложена бесконечно вьющаяся растительная резьба.

И вновь хочется провести параллель с обстановкой петербургской квартиры поэта.
Вспомним, как выглядит фрагмент интерьера редакционной приемной, и сразу отметим роль резного декора в украшении некрасовских книжных шкафов . Это вам не простые толстовские книжные шкафы из Ясной Поляны.

В углу кабинета организована зона для отдыха за чаепитием и чтением газет.

Обратим внимание на стулья . Их сиденья выполнены в технике плетения из соломки (соломка наверняка новодельная), а спинки оформлены в виндзорском стиле.

Дальний родственник таких стульев имеется и в Санкт-Петербурге.
Стоит себе один-одинешенек в просторной зале рядом с булевской тумбой.

Осмотр кабинета завершаем взглядом на люстру, которую отправляем в двадцать восьмую

История Большого дома тесно переплетена с судьбой не только Николая Алексеевича, но и его брата Федора. Так что не удивляйтесь названию следующего помещения.

Спальня Федора Алексеевича Некрасова
Как я уже неоднократно замечал, интерьеры спален нечасто воссоздаются в музейных экспозициях, а кровать в музеях является одним из самых редких предметов мебели.
Вот и сейчас в помещении мужской спальни представлен женский туалетный столик , или трюмо-комод (1830-е гг.). Чтобы разрешить возможное когнитивное противоречие, добавлю, что перед нами вещь не мемориальная, а типологическая. Рассмотрим столик поближе.

От комода столику достались два широких ящика со ступенчато изменяющейся (для удобства сидения) в середине глубиной. От трюмо — зеркало в прямоугольной раме с двумя стойками по бокам (вероятно, для дополнительных свечей). Зеркало возвышается на надстройке с ящичками для драгоценностей, называемой в мире итальянской мебели словом alzata. Форма ящичков надстройки повторяет форму ящиков комода.

Но есть в спальне и некрасовская мемория. Это столик (1880-1900 гг.), ранее использовавшийся в столовой как закусочный, а сейчас приспособленный под витрину.

Смею предположить, что верхняя часть столешницы — новодел (крышка витрины), а нижняя часть, с резным декором по периметру, — историческое подстолье. Ритм вертикальных элементов резьбы повторяется в балюстраде, которой украшена Н-образная проножка, а форма маленьких балясинок повторяет форму больших точеных ножек.

Люстра, как и положено в спальне, небольшая, аккуратная, дающая приглушенный свет.

Из спальни проходим в зал охоты. Движемся по Г-образному коридору, в котором висит вот такая люстра.

Зал охоты
Соответствующее настроение залу придают атрибуты охотничьей жизни, как то: охотничья сумка, рожок, чучела птиц и рога добытых животных, изображения всевозможных сценок и

собственно ружья. Эти ружья вместе с

настенными часами были куплены Некрасовым и подарены крестьянам-охотникам.

Остальные предметы в зале типологические, например сундук-саквояж в комбинированной деревянной и металлической оплетке, боковины которого скромно и даже несмело украшены двумя нарисованными контурными линиями разной толщины.

На сундуке покоится дорожное бюро , или дорожный секретер , красного дерева (первая четверть XIX в.). Его конструкция настолько непроста, что я позволю себе развернутую цитату из музейного описания данного предмета.
«Крышка откидывается на металлических кронштейнах. Планшет под откидной доской крепится на петлях с помощью латунных замочков. Ящик раскладывается на две части со скошенными боковыми стенками, соединенными двумя латунными петлями. В боковых стенках передней части имеются пазы для доски с сукном, запирающейся латунной пластинкой. Вторая часть имеет внутренний вынимающийся ящик с многочисленными отделениями для канцелярских принадлежностей. Под ним — съемная доска с отделением для бумаг. Секретер запирается на внутренний металлический замок».

Похожий, но гораздо более простой секретер встретился мне , что в Гатчине.


Люстра из зала охоты.

Кабинет Натальи Павловны Некрасовой
Из сугубо мужского помещения мы попадаем в помещение исключительно женское, которое в свое время занимала супруга Федора Алексеевича — Наталья Павловна.
Три предмета указывают нам на то, что хозяйка помещения — дама. Первый из них — швейная машинка марки «Зингер», издали выглядящая даже воздушно.

Воторой — миниатюрный, элегантный, очень аккуратный дамский письменный стол (конец XIX в.).

На утонченных, заостренных книзу ножках; с красной подушечкой — подставкой под ноги, вмонтированной в центральную проножку; с небольшим ограждением по задней стороне, в углах которого помещены оригинальные подсвечники.
Стол подлинный, принадлежал семье Некрасовых.

Третий предмет — люстра с ажурным абажуром.

Спальня Натальи Павловны Некрасовой
Альков для размещения в нем кровати оформлен четырьмя колоннами и занимает чуть ли не бо́льшую часть пространства. Но отсутствие в помещении самой кровати в очередной раз подтверждает мою спальную теорию.
Тем не менее мы будем вознаграждены возможностью увидеть подлинные вещи семьи Некрасова.

Вглубине алькова — мемориальный туалетный столик (середина XIX в.).

И в очертаниях элементов столика в целом, и в линиях его декора — во всем присутствует форма овала с зауженной талией. Будь то зеркало, или столешница, или контуры накладной резьбы на дверцах тумб. Некоторые элементы столика зооморфны, например стилизованные под морских коньков полочки под свечи или напоминающие лапы животных тяжеловесные ножки-опоры.

Внимательный читатель заметил, что стулья с плетеными вставками в сиденье и спинку, окружающие туалетный столик, — родные братья стулу, мимо которого мы только что прошли в кабинете Натальи Павловны.

Еще один мемориальный предмет — бельевой шкаф , или комод (вторая половина XIX в.). Формы комода просты: ящики плоские, ручек нет, вместо них использовались ключи. Из декора только рисунок шпона, перетекающий с ящика на ящик, да каннелюрированные накладки на ребра.

Люстра спальни.

Гостиная
По наличию тех или иных предметов мебели можно сразу сделать вывод о том, чем могло быть занято время посетителей гостиной: игрой на рояле или в карты, рукоделием, беседами и прослушиванием граммофонных записей.
Что касается рояля старейшей фортепианной фирмы Германии «Рениш» (1870-е гг.), то он не принадлежал Некрасову.

Поэтому обратим большее внимание на банкетку простых и строгих форм, с характерными для классицизма перекрестиями в локотниках.

Кстати, в гостиной Панаевых, что в музее Некрасова в Петербурге, тоже есть интересная банкетка, но только уже ампирная.

Рядом с камином организована зона рукоделия.
Каминный экран , выполненный в стиле модерн с характерными для него линиями-пузырями и линиями ириса, относится к началу XX века и не сочетается с другими предметами мебели, относящимися к предшествовавшим ему большим классическим стилям. Возможно, брат поэта, Федор Алексеевич, владевший Карабихой и доживший до расцвета модерна, поддался очарованию новомодного стиля, который просуществовал недолго, но был чрезвычайно популярен в свое время.

Перед нами дамский столик для рукоделия (первая половина XIX в.). Ранее он принадлежал княгине А. В. Голицыной и находился в имении Гагаринские Новоселки, Переславского уезда.
Утилитарный предмет мог бы быть совсем неказистым, если бы не был изготовлен из карельской березы и не имел «задумки». Так, издалека можно обмануться, оценивая на глаз высоту подстолья. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что «нижний ящик» вовсе не ящик, а откидная крышка, а четыре темные точки на ней, издалека кажующиеся ручками, на самом деле — отверстия-выемки, в которые помещаются настоящие ручки расположенных выше ящичков. А потом оказывается, что если присмотреться еще более внимательно, то и для ручех трех самых верхних и самых узких ящичков тоже находятся выемки на откидной крышке.

Центральное композиционное место гостиной занято гигантским зеркалом-трюмо (середина XIX в.). Зеркало было привезено Федором Алексеевичем Некрасовым из дома купца Трунова. Можно только представить себе, какого высокого достатка был тот купец, который владел невероятных размеров зеркалом в золоченой резной рококошной оправе, со столиком с мраморной столешницей на еще более богатых резных ножках-лапах, соединенных хитроумной резной проножкой. Трудно вообразить.

Но в этом месте моего рассказа нам придется представить себе еще кое-что. Речь о других, парных зеркалах-трюмо второй половины XIX века, которые принадлежали семье Некрасова и сейчас находятся за моей спиной. Одно из них мы можем видеть отраженным в только что изученном нами купеческом трюмо. Мы вынуждены довольствоваться лишь отражением, так как некрасовские зеркала просто невозможно сфотографировать с близкого расстояния.

С игрой на рояле и рукоделиями мы отчасти разобрались. Переходим к беседам за чаепитиями, которые могли происходить за этим овальным чайным столиком . Его столешнице, но особенно ножкам приданы чрезвычайно прихотливые формы. Кресла (как и находящиеся в гостиной стулья) типичные барочные. Диван с фанерованной, украшенной низкопрофильной резьбой спинкой и стилизованными под рог изобилия локотниками — ампирный.

Зона игр образована ломберным столиком типовой конструкции: точеные ножки, немного отличающиеся от столика к столику формой и видом декоративной резьбы; невысокое подстолье; обитая зеленым сукном и, должно быть, складывающася крышка.

Последниее из перечня занятий — прослушивание граммофонных записей — было возможно благодаря присутствию в гостиной граммофона-патефона-тумбочки (начало XX в.). На то, что, наравне с каминным экраном, это более поздний предмет, нам указывают типичные для модерна линии накладного металлического декора.

Кстати, какими интересными бывают конструкции подобных граммофонов-тумбочек, можно увидеть в музее Щербова, о котором я уже упоминал.

Люстра.

Столовая
Столовая не порадовала нас столовой мебелью. Здесь только напольные часы да бюро-секретер (XIX в.). Дистанционно изучая бюро, по форме крышки-столешницы, край которой повторяет волнообразные изгибы ящиков, понимаем, что она выдвижная, а не откидная. Значит, рабочая зона с внутренними ящичками должна закрываться гибкой рейчатой крышкой-задвижкой, которая в мире итальянской мебели называется serrandina.

Взглядом на люстру закончим нашу экскурсию по Большому дому Карабихи.

Говорят, отсюда, с площадки «бельвю», раньше вдали был виден Но то ли дымка держится в воздухе, то ли леса выросли, а Ростова мы не увидели, как ни старались.

Тогда я решил вернуться в дом и подняться на его крышу, в бельведер. Но и отсюда Ростова не увидел.

Зато увидел верхний регулярный парк, отдельно стоящие фигурки моих родственничков и

Восточный флигель, в котором находились личные комнаты Николая Алексеевича и о которых, дай бог, когда-нибудь напишу.

Спасибы
Теперь же, по уже устоявшейся традиции, хочу искренне поблагодарить одного человека, без помощи которого и особенно в условиях тотального отсутствия какого бы то ни было путеводителя написание моего рассказа о мебели Карабихи было бы затруднено.
Я говорю о нашем экскурсоводе и впоследствии моем заочном бескорыстном и очень надежном консультанте.
Спасибо вам, Яна, за поддержку моего мебельного начинания.


В деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее Ярославля (по старому Московскому шоссе) стоит двухэтажный дом с бельведером и флигелями, французским регулярным и английским пейзажным парками, и хранит сей дом память о летних сезонах, проведенных в усадьбе великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.


Огромный дом, широкий двор,

Пруд, ивами обсаженный,

Посереди двора.

Над домом башня высится,

Балконом окруженная,

Над башней шпиль торчит.




Вообще-то Карабихская гора место известное. Давным-давно здесь жили люди солнцепоклонники. Сейчас там на земле находят таинственные камни. И не просто лежат они на горе вокруг усадьбы а сложены в валы. На камнях высечены разные знаки-кресты, полосы...В 1997 году в усадьбе был найден гранитный валун с изображением косого креста. Много веков пролежал он в земле у фундамента Большого дома усадьбы, пока при реставрационных работах не был извлечён на поверхность. Принадлежал ли валун древнему каменному валу, который до сих пор находится на глубине около 2-х метров рядом с Большим домом, или являлся частью предполагаемого здесь языческого капища, никто не знает.




До начала XVIII век: в окрестностях современной Карабихи располагалось село Богородское. 1711 год: владельцем села Богородское и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных. 1740-е годы: по заказу Голицына Николая Сергеевича неизвестный архитектор начинает строительство усадьбы на Карабитовой горе. Усадьба получает название «Карабиха», а село становится одноимённым. 1785 год: имение переходит в наследство его сыну Голицыну Михаилу Николаевичу, назначенному в 1801 г. ярославским гражданским губернатором, брату Голицына А. Н. известного фаворита Александра I Начало XIX века: Голицын М. Н. начинает реконструкцию родового имения, в результате которой усадебный ансамбль принимает облик парадной резиденции, соответствующий статусу владельца. Практически в этом виде усадебный комплекс сохранился до наших дней. После смерти М. Н. Голицына усадьба остаётся без хозяина и ветшает. Получивший её в наследство сын Михаила Николаевича Валериан был арестован за участие в движении декабристов и осуждён на ссылку в Сибирь, затем на службу на Кавказе, а когда вернулся предпочитал другие усадьбы. После его смерти в 1859 г. его жена Дарья Андреевна продала усадьбу.




1861 год: Н. А. Некрасов приобретает усадьбу для летнего отдыха. Хозяйственные заботы берёт на себя поселившийся сН. А. Некрасовым его брат Фёдор Некрасов. 1861—75 годы: здесь поэт живёт десять летних сезонов, и пишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», работает над «Кому на Руси жить хорошо». Сочиняет стихотворения «Орина, мать солдатская», «Каллистрат» и другие. 1875 год: Некрасов в последний раз посещает свою усадьбу. Навещает могилу матери в Аббакумцево, осматривает основанную им сельскую школу. Побывал в Грешнево, где на пепелище старого некрасовского дома, сгоревшего незадолго перед тем, его брат открыл трактир.





1918 год: усадьба национализирована и отнесена к памятникам истории, но после Гражданской войны здесь размещаетсясовхоз «Бурлаки». 5 декабря 1946 года: принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения». Как результат, была произведена реставрация усадьбы, и в ней был организован мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. 1 января 1988 года: музей-усадьба Н. А. Некрасова преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» с филиалами в Аббакумцево и Грешнево. 6 июля 2002 года: в день XXXV Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 10-летней реставрации открывается Большой дом усадьбы. 3 июля 2010 года: в день XLIII Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 14 лет реставрации для посетителей открыл двери мемориальный Восточный флигель усадьбы.










Экскурсовод:

Приобретение усадьбы

«Мы находимся в охотничьем домике Некрасова. Я расскажу, когда поэт впервые приехал на новгородскую землю.

В 40-х годах 19 века начинающий литератор Николай Алексеевич Некрасов познакомился с таким же начинающим литератором Панаевым. У Панаева в Боровичском уезде была небольшая усадьба, и он стал часто приглашать к себе Некрасова.

Они совершали совместные походы в лес, занимались возрождением журнала «Современник». Именно тогда у Некрасова возникла мысль приобрести дом недалеко от Петербурга, где можно будет отдыхать, работать, охотиться. Он объездил все окрестности Петербурга, но ничего подходящего найти не мог.

В 1870 году Николай Алексеевич узнал, что в окрестностях Чудова. где он неоднократно бывал, местные помещики выставили на продажу усадьбу и попросили её посмотреть. Некрасов приехал со своей будущей супругой Фёклой Анисимовной Викторовой. Усадьба понравилась, и он решил её приобрести. От Петербурга до Чудова по Николаевской железной дороге можно было добраться на 3,5 часа, это было по тем временам удобно и быстро.

До этого писателю приходилось отлучаться надолго в Ярославскую губернию, где у него было родовое имение Карабиха. которое он приобрел 1861 году.

Чудовская усадьба занимала огромную территорию, примерно 177 га. В центре 2-этажный дом, который не перестраивался и сохранился в прежнем виде до настоящего времени. На территории было много разных построек: хозяйственный двор, конюшня, псарня, яблоневый сад, дубовые и липовые аллеи.

Увлечение охотой

С 1871-го по 1876-й год Некрасов приезжал сюда, когда открывался сезон охоты. А происходило это почти круглый год. В осенне-зимний период обязательно была охота на медведя. Более 40 лет своей жизни Некрасов увлекался охотой. Отец с детства приучал сына к лесу, и тот о лесе много знал, хорошо держался в седле, метко стрелял. Охота для него была делом привычным.

Когда современники обвиняли поэта, человека верующего, в жестокости по отношению к животным, он объяснял свою страсть тем, что охота спасала его от хандры и депрессии. Он был человеком замкнутым, постоянно погружённым в себя, охота помогала ему жить и творить.

Сестра поэта, Анна Буткевич, говорила, что охота для него была не забавой, а возможностью знакомиться с жизнью русского народа. На охоте его всегда сопровождали крестьяне. Поднималась целая деревня, до 120 человек.

Из каждого похода в лес писатель приносил богатый материал: разные истории, анекдоты. Он общался с крестьянами, изучал простую разговорную речь. Всё увиденное и услышанное записывал, потом использовал в своем творчестве.

У Некрасова была особенная страсть к медведям, на которых предпочитал охотиться в одиночку. И ему удавалось привозить из леса серьёзные трофеи. Об этом он сообщал в письмах своим родным и друзьям. Однажды он написал брату Фёдору, что принёс из леса 3-х медведей общим весом более 600 кг. Доктору Боткину, который его лечил, он подарил чучело медведя огромных размеров. В письме описывались параметры этого медведя — рост более 3-х метров. Это чучело установлено в медицинской академии. Некрасов был человеком решительным и смелым. Таким он был не только на охоте, но и в жизни.

У него была огромная коллекция итальянского, немецкого, французского оружия, на приобретение которого он тратил немалые деньги. Рядом в экспозиции мы видим охотничью сумку — ягдташ и специальные непромокаемые сапоги.

Убранство дома

Приезжая сюда, Некрасов день-два отдыхал от городского шума. В рабочем кабинете подлинный дубовый стол и лампа под белым абажуром. Некоторые вещи в этом доме сохранились благодаря личному егерю Некрасова — Миронову.

Хочу обратить ваше внимание на обои. Когда писатель приобрёл этот дом, то пригласил мастеров из Санкт-Петербурга. Они утепляли стены и обклеивали их бумажными обоями. Крестьяне из новгородской глуши, заходя в дом, поражались его внутреннему убранству. Геометрический рисунок обоев был полностью восстановлен реставраторами. Вместо шкафа при Некрасове здесь стояла печь с итальянскими изразцами.

В этой комнате подлинный гарнитур из карельской берёзы. В доме имеются 3 предмета, сделанных руками китайских мастеров. Например, эта ширма. На каждой секции сюжет, который вышит вручную.

Во время Великой Отечественной войны многое было уничтожено. Но в этом доме был немецкий штаб, рядом, в здании школы, были конюшни. Вся усадьба, все насаждения были сметены с лица земли, сохранились только 2 эти постройки.

Это одна из самых просторных комнат, которая соединяет спальню, кабинет и столовую. Дальше — рабочая комната. Это единственная комната, где писатель мог уединиться, особенно в последние годы, когда тяжело болел.

В этом доме Некрасов написал много стихотворений. Из наиболее известного можно назвать стихотворение «Элегия», написанное в 1874 году. Там есть такие строки: «Я лиру посвятил народу своему…». Здесь же он работал над частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая называется «Пир на весь мир».

Болезнь

У Некрасова было онкологическое заболевание, от которого он впоследствии скончался. Болезнь заставляла его жестоко страдать.

В июне 1876 года Некрасовы приехали сюда, в Чудовскую Луку. Здоровье не позволяло уезжать далеко от Петербурга. Писатель почувствовал себя плохо и обратился к доктору за помощью. Доктор посоветовал поехать на лечение в Гатчину, а потом в Крым. Всё ещё оставалась надежда, что болезнь отступит, но она только усугублялась.

В Петербург из Крыма Некрасов вернулся в октябре 1876 года абсолютно разбитым человеком. Из Петербурга он уже не уезжал вплоть до своей кончины 27 декабря 1877 года.

Зинаида Николаевна Некрасова

Комната, где мы сейчас находимся, — это женская рабочая комната. Весной 1870 года поэт познакомился в Фёклой Анисимовной Викторовой. Друзья и родные не одобряли его выбора. Она была слишком молода, на 25 лет младше Некрасова. Долгое время он её никуда не выводил, а позже дал ей другое имя, более благозвучное, — Зинаида Николаевна.

Понимая, что его дни сочтены, а незавершённой работы много, Николай Алексеевич продолжал писать. К своей работе стал привлекать жену. Была она поначалу женщиной малообразованной. Он нанимал для неё учителей. Её обучали истории, литературе, орфографии, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам. И впоследствии жена стала помощницей Николая Алексеевича.

За полгода до смерти Некрасова, в апреле 1877 года, они обвенчались. Это единственная женщина в жизни поэта, которая официально носила его фамилию.

Под этим именем – Зинаида Николаевна Некрасова — она вошла в историю и прожила еще долгие 38 лет после кончины мужа. Сюда, в Чудовскую Луку, они всегда приезжали вместе. Они везде были вместе, между ними не было переписки. В этой комнате она вышивала, занималась рукоделием, сюда приглашала девушек из деревни. Здесь стоит столик китайского мастера из бамбука с инкрустацией слоновой кости.

Зинаида Николаевна была охотницей. Некрасов и её приучил к своему любимому делу. На диване вы видите шляпку из чёрного бархата со страусиными перьями. Это часть её охотничьего костюма.

В 1877 году, в год смерти поэта, но ещё при его жизни, вышел сборник стихов «Последние песни» который он посвятил своей жене в благодарность за те годы, которые она провела рядом с ним.

С именем Зинаиды Николаевны связана печальная история. В мае 1875 года на охоте она случайно застрелила любимого пса Некрасова — Кадо. Николай Алексеевич его очень любил и называл подарком судьбы. В переводе с французского Кадо — подарок. Когда пёс погиб, поэт привёз плиту из красного гранита и похоронил его напротив окон кабинета. После этого случая Некрасов на охоту больше не выходил. Собак было очень много. Можно было найти замену, но, видимо, изменилось его отношение к самой охоте.

Что касается Зинаиды Николаевны, то её судьба сложилась трагично. После смерти мужа, по завещанию, усадьба должна была отойти ей, но права на наследство предъявила сестра Некрасова. В память о брате она решила сделать здесь школу.

Зинаида Николаевна поселилась в Петербурге. Хотела уйти в монастырь. Сначала уехала в Киев, потом в Одессу, в Саратов. Попала в секту к баптистам. Распродала всё своё имущество, отдала в секту деньги, а, когда попросила обратно, её с позором выгнали. Она нищенствовала, голодала. Снова о ней стало известно в 1914 году. Она не вышла замуж, не родила детей и всю жизнь хранила память о своем великом супруге. Умерла в январе 1915 года, её могила в Саратове наВоскресенском кладбище.

Семейные вечера

Сейчас мы находимся в гостиной, где хозяин принимал гостей. Здесь однажды был Салтыков-Щедрин, который приобрёл имение в Сябреницах. Они здесь гуляли, купались в Керести. Собирались в этой гостиной, играли в карты, пили чай, слушали игру Зинаиды Николаевны на клавикорде. Вечера проводили по-семейному, здесь был устроен литературный салон.

Не секрет, что Некрасов увлекался карточными играми, и если здесь за ломберным столиком собиралась компания и играли в азартные игры, чтобы скоротать время, то в Петербурге партии продолжались по несколько дней, вплоть до недели, и там уже выигрывались и проигрывались миллионы.

Но Некрасов не был игроманом. Он никогда не терял ни воли, ни разума. Умел вовремя остановиться, и вообще был человеком достаточно расчётливым, прагматичным. Он просчитывал каждый свой последующий шаг, был удачливым игроком и выигрывал крупные суммы. С ним боялись играть.

Здесь представлены разные виды карт. В карты он отыгрывал то, что было проиграно его предками. Грешнево — родовое имение Некрасовых — было отыграно Николаем Алексеевичем. Игра в карты была тоже источником дохода. По просьбе гостей Зинаида Николаевна играла на клавикорде. Это редкий инструмент, у него костяные клавиши, красивое звучание.

Другие экспонаты дома-музея

Здесь чучело медведицы. Она была убита во время зимней охоты 1895 году. Никто не ожидал её появления. Когда появилась, её попытались застрелить, но ружье дало осечку, и её уложили подручными средствами — кинжалами, с помощью собак. Такие крупные экземпляры встречаются до сих пор. Платили в те времена за шкуру медведя 5 руб, за волка — 3 рубля. Когда Некрасов охотился, то тоже платил помощникам: 35 копеек взрослым и 25 копеек детям. Дичь, которую приносили из леса, он раздавал крестьянам.

Когда Некрасов в 50-х годах приехал однажды на Новгородчину, то был удивлён, что здесь очень глухое место и люди не знают, что такое порох. Местные охотились «методом брюха» на мелких животных. Видели добычу, наскакивали на неё сзади и придавливали. Так кормились.

На втором этаже были только гостевые комнаты. Их было три, 2 из них восстановлены. Это спальня, Здесь ночевали только родственники и близкие друзья. Кто приезжал на охоту, снимали домики или останавливались в гостевых домах.

Вот коврики ручной работы чудовских умельцев 2-й половины 19-го века. В доме отсутствовали привычные нам удобства. Туалетные принадлежности стояли в каждой комнате. На берегу Керести была построена баня, но её использовали нечасто.

Это женский комод с подсвечниками. В каждой комнате стояла печь. Обратите внимание на стулья с широкой спинкой, низкими ножками и изогнутыми подлокотниками. Это дамское кресло. Дама в пышной юбке могла положить подол платья на этот подлокотник.

Люди сюда приезжали творческие. Для них была устроена библиотека, где можно было поработать и посидеть с книгой. Здесь подлинное зеркало, подсвечник в виде медведя, томик стихов Некрасова, прижизненное издание, 1873 год. Книжный шкаф с полным собранием энциклопедического словаря.

Некрасов много путешествовал. Здесь представлен дорожный чемодан-кофр, мини-шкаф, куда можно вместить массу вещей. Он очень удобный, но тяжёлый. Без вещей весит 50 кг. Сделан из дерева, обтянут кожей и обит железом.

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее Ярославля, близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.

Некрасовскую усадьбу часто называют «единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII – начала XX вв., сохранившим свой первоначальный архитектурный облик».

Изначально на этой территории располагалось село Богородское, принадлежавшее известному роду князей Голицыных. По заказу владельцев в 40-е года XVIII в. начинается строительство усадьбы. Проходит время, сменяются поколения, в итоге родовое имение Голицыных остается практически без хозяев, потихоньку ветшает. Такой ее и покупает Николай Алексеевич Некрасов. Все хозяйственные заботы об усадьбе взял на себя брат классика – Федор, поселившийся в Большом доме. Сам Некрасов скромно занял Восточный флигель, используя его в качестве летней дачи.

В 1861 – 1875 годах поэт проводит здесь несколько летних сезонов, пишет свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», стихотворение «Орина, мать солдатская» и ряд других, начинает работу над произведением «Кому на Руси жить хорошо». В свое последнее посещение Карабихи Некрасов побывал во всех памятных и дорогих ему местах: в Ярославле, в созданной им школе и на могиле матери в Абакумцеве, на пепелище старого родительского дома в Грешневе.

После революции судьба бывшей барской усадьбы не многим отличается от аналогичных «дворянских гнезд». Ее национализируют, позднее здесь размещается совхоз «Бурлаки», санаторий, детский дом. К счастью, почти сразу после войны усадьбу все-таки признают памятником истории и культуры и в память о поэте – «голосе крестьян» открывают мемориальный музей. Имение Некрасова реставрируют, территории и постройкам возвращают именно тот вид, что был при жизни Николая Алексеевича. Ежегодно, начиная с 1968 года, в первую субботу июля в Карабихе проводятся знаменитые некрасовские праздники поэзии. 1 января 1988 года некрасовская музей-усадьба преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» с филиалами в Абакумцеве и Грешневе.

Музей-усадьба Карабиха. Восточный флигель.

АРХИТЕКТУРА УСАДЬБЫ

Центром имения является двухэтажный Большой дом, стоящий на высоком холме над речкой Которослью, которая берет в этих местах свое начало. Дом имеет два фасада, один из которых, парадный, встречает гостей усадьбы, а другой, парковый, выходит на тенистые аллеи. Ранее особняк соединялся крытой двухъярусной галереей с двумя расположенными по сторонам каменными флигелями, которая не сохранилась. Большой дом изумительно красив и изящен, он действительно похож на миниатюрный дворец. Белый, лаконичный, парадный вход и просторный балкон на втором этаже обрамлены колоннами, над зеленой крышей возвышается круглый бельведер с тонким шпилем, с этой легкой башенки обитатели и гости усадьбы, должно быть, любили обозревать окрестности. В Большом доме можно увидеть планировку и элементы интерьеров конца XVIII - начала XIX вв.

Музей-усадьба Карабиха. Экспозиция Большого дома. На балконе


Архитектура флигелей выдержана в едином с центральным домом стиле. Они двухэтажные, компактные, беленькие, с миниатюрными крылечками. Восточный флигель, который занимал в летние месяцы Некрасов, украшен балкончиком с колоннами. Во флигелях сохранились элементы более раннего периода: фрагменты барочных наличников и оконные проёмы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле.

На территории усадьбы сохранились многочисленные хозяйственные постройки: каретник, кузница, людская, красные сараи, оранжерея, домик садовника, винный склад, ледник и другие.

Еще одна интересная постройка – так называемый Зеленый домик. Некрасов построил его для своего брата Константина Алексеевича, которому отец отказал в наследстве из-за женитьбы на простой мещанке. Поэт всячески поддерживал своего бедствующего родственника.

Музей-усадьба Карабиха. Рубленный домик.

Ансамбль усадьбы органично дополняют парки.

Верхний парк французского типа разбит перед домом, его регулярная планировка четка и лаконична. К Верхнему парку примыкает чудесный Фруктовый сад.


Музей-усадьба Карабиха. Верхний парк. Верхний парк. Фруктовый сад.


Нижний (пейзажный) парк, спускающийся по склону холма, устроен по английскому типу, на первый взгляд может создаться впечатление некой хаотичности, однако, и здесь прослеживается четкое следование канонам ландшафтного дизайна. Попасть в Нижний парк можно сразу, обойдя сзади Большой дом. Примечательно, что на большой поляне этого парка Н.А.Некрасов устраивал чтения. Самобытны Верхний и нижний Большие пруды.

Музей-усадьба Карабиха. Нижний парк.



Музей-усадьба Карабиха. Верхний пруд в Нижнем парке. Нижний парк. Каскад "Гремиха"


ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КАРАБИХА»

Сама экспозиция начинается со второго этажа. Комнаты Большого дома, как впрочем, и Восточного флигеля, смежные.

Прекрасные интерьеры, особенно для любителей старины. Конечно, мало что сохранилось от прежней обстановки. Мебель и прочие вещи сотрудники музея кропотливо собирали по бывшим разоренным усадьбам. И пусть большинством из этих предметов владели не сами Некрасовы, в них все же присутствует дух времени. Даже обои делали по специальному заказу по образцам позапрошлого века. Некоторые вещи подарили родные семьи поэта.

В первом зале видим бюст поэта работы М.Ф.Чижова. Второй зал изначально служил Н.А.Некрасову кабинетом. Здесь интересны фотографии, иллюстрирующие детство и юность поэта, документы той эпохи. Коллекция следующих комнат разнообразна и выдержана в духе дворянских усадеб: изящные гарнитуры, многочисленные раритетные книги и журналы в тяжелых шкафах, большая коллекция фотографий и портретов, картины и гравюры, документы, предметы обстановки и милые безделушки, очень много зеркал в резных рамах, непременные рояль и карточный столик, камин и часы с боем.


Музей-усадьба Карабиха. Экспозиция Большого дома.


Повсюду охотничья тематика: оружие, чучела птиц. Симпатичная комнатка-пенал, оклеенная малахитовыми обоями в полоску, которая принадлежала племяннику поэта Константину Федоровичу Некрасову, здесь стоит обратить внимание на большой секретер с письменными принадлежностями и интересный шкаф с книгами, можно посмотреть черно-белые фотографии и выглянуть в окно на раскинувшийся перед домом парк.


Охотничья тематика Рабочий стол


Комната К.Ф.Некрасова


Интересна экспозиция в Восточном флигеле, здесь особенно ощущается некрасовский дух. Продолговатый небольшой кабинет поэта, личные вещи, массивные шкафы. На застекленной конторке рукописи и документы, на стенах старинные фотографии Некрасова, его родных, друзей. Впрочем, Некрасов предпочитал работать в большой зале с мраморным камином. Здесь все так же стоит турецкий полосатый диван, одна из немногих вещей, действительно принадлежавших поэту.