Анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла» Полонского. Смотреть что такое "сонм" в других словарях

«Посмотри — какая мгла» Яков Полонский

Посмотри - какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла»

В стихотворении «Посмотри - какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и « ».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря ему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».

Сонм/ … Морфемно-орфографический словарь

СОНМ - СОНМ, сонма, муж. (книжн. устар., теперь чаще шутл.). Собрание, толпа, множество. «Перед сонмом теней воспою я бесстрашную гибель мою.» Полежаев. Целый сонм гостей (шутл.). Причислить к сонму (включить в состав кого чего нибудь, первонач. в… … Толковый словарь Ушакова

СОНМ - СОНМ, а, муж. (стар. высок.). Скопление, множество кого н. С. ангелов, духов. Целый с. поклонников (ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СОНМ - муж. сонмище ср. также церк. сонмица жен. (от соимать, сойм, суем, сейм и пр., см. снимать) сход, съезд, собор, собрание, сборище, сходбище; либо толпа, куча народа. Народное сонмище, вече, сходка. Христос учил на сонмищах, где люди сходились;… … Толковый словарь Даля

сонм - а; м. кого что. Книжн. Большое количество, множество кого, чего л. С. ангелов. Сонмы мучеников за веру. Причислить к сонму кого л. (счесть кем л., причислить к кому л.). * От сонма чувств вскружилась голова (Есенин). * * * сонм (книжн.),… … Энциклопедический словарь

сонм - см. множество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. сонм сущ., кол во синонимов: 9 … Словарь синонимов

СОНМ - собрание, скопление кого либо; множество, кого, чего либо … Большой Энциклопедический словарь

Сонм - м. устар. Толпа, собрание, множество. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сонм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

сонм - сонм, съньм зібрання … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

Книги

  • Горькие травы. Книга 1. Лунное стекло. Русский сонм , Эльтеррус И., Белецкая Е.. Человек предполагает, а Официальная служба располагает. Человек хочет пожить со своей семьей в покое, вырастить сына и получить новую профессию. Официальная службахочет уничтожить Свободных и… Купить за 218 руб
  • Сонм сонетов 4 , Туссейн Альберт. В четвертой книге сонетов Альберта Туссейна представлено более ста стихотворений, не столько и не всегда выдержанных в строгой традиционной сонетной форме, сколько направленных на продолжение…

Яков Петрович Полонский

Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

В стихотворении «Посмотри — какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри - какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям - «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу…».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря нему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины - космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем - на небо, где находится месяц. Таким образом, удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри - какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».

подскажите анализ стихотворения полонского" Посмотри- какая мгла"

  1. Вы дауны анализ стихотворения эта эпитеты метафоры сравнения олицетворения
  2. Полонский в своем произведении Посмотри какая мгла описывает ночную природу. Непросветная темнота ночи передается такими словами, как сумрак, мгла, глубина. И в этом мраке, подчеркивая черноту ночи, тускло блестит озеро, окруженное сонными ракитами. Здесь ясно просматривается тишина, сонный покой Российского ландшафта. Прозрачная дымка, опустившаяся на долины, подчеркивает волшебство картины.

    В основном, в произведении используется кольцевая рифма (т. е. рифмуется первая с четвертой и вторая с третьей строкой) . Однако в первых двух строчках используется парная рифма.

    Стихотворение разделено на две логические части. В первой показывается вид сонной природы, описывается общая картина отдыхающего от напряженного дня уголка родной земли. Вторая часть посвящена настроению меланхолии. Здесь на первый план выходит месяц. Он испускает одиночество и холод, ощущается неприкаянность и пустота бледного месяца. На фоне ночного неба он особенно выделяется, без приюта в небе ходит. Месяц тесно окружают тучи, освещенные им. И лишь узкий фосфорический луч пробивается через это окружение. Создается ощущение восхищения и одновременно какой-то тоски и обреченности, чему способствует применение глухих согласных ф, с, т, х, ч.

    Применение эпитетов фосфорический, бледный, сизый, прозрачная, передают настроение легкости. А также, благодаря ним, стихотворение приобретает мистический, тревожный оттенок.

  3. Это стихотворение красочное и сильное звучит как гармоничное произведение.
    Автор передат в стихотворении сокровенные человеческие чувства: печаль, одиночество, рисует живописную картину природы во всей ее прелести, очаровании и таинственности.
    Это стихотворение волнует, завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.
    Используются эпитеты: прозрачная дымка, сонный сумрак, бледный месяц, тесный сонм, сизые тучи, фосфорический луч.
    Олицетворение: месяц без приюта ходит.. .
  1. Загрузка... Какие вы знаете географические объекты названные в честь путешественников??? Здесь http://redigo.ru/article/392Блин, в Интернет миллионы ссылок. самый северный мыс Азиатского материка называется мысом Челюскина, самая...
  2. Загрузка... напишите развёрнутый план ответа по теме открытие америки открой учебники напиши по тексту учебника, дел 1 минута ДАЙТЕ ОТВЕТ Христофор Колумб совершил четыре экспедиции...
  3. Загрузка... Напишите, что такое спора. Чем она отличается от семени? Кто размножается спорами? Тетрадь по Биологии 6 класс. спорами размножаются грибы и грибки. грибовто и...
  4. Загрузка... От чего зависит величина заряда q?? Величина электрического заряда (иначе, просто электрический заряд) численная характеристика носителей заряда и заряженных тел, которая может принимать положительные...
  5. Загрузка... история создания повести шинель Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является самой загадочной фигурой в русской литературе. По сей день произведения писателя вызывают...

Таинственные сумерки, неуловимая прелесть ночного пейзажа не смогли оставить равнодушным Якова Петровича Полонского. Вдохновленный красотой природы, он написал стихотворение «Посмотри - какая мгла», ставшее прекрасным образцом пейзажной лирики. Предлагаем для ознакомления краткий анализ «Посмотри - какая мгла» по плану. Данный разбор рекомендуется использовать при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1844 году, опубликован в том же году в сборнике стихов под названием «Гаммы».

Тема произведения – Восхищение красотой ночного пейзажа.

Композиция – Стихотворение условно разделено на две части: в первой части представлено описание спящей природы, во второй - восторженное настроение лирического героя сменяется грустью и задумчивостью.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с рифмой ААБВВ БГДДГ.

Метафоры – «месяц невидимкой», «в тесном сонме».

Эпитеты - «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический».

Олицетворения – «месяц … без приюта в небе ходит».

История создания

В 1844 году Яков Петрович Полонский опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Гаммы». Наряду с другими произведениями, в него вошло и стихотворение «Посмотри - какая мгла», написанное в том же 1844 году. Старт оказался успешным, и издание привлекло к себе внимание не только читателей, но и литературных критиков.

Во время написания стихотворения Полонский учился в Московском университете, и водил дружбу с Афанасием Фетом и Сергеем Соловьевым. Литературными кумирами начинающего поэта были Лермонтов и Пушкин, и их творчество во многом повлияло на развитие таланта Полонского.

Тема

Красота русской природы всегда служила неисчерпаемым источником вдохновения и одной из самых популярных тем в творчестве многих поэтов. Не стал исключением и Яков Петрович, который в своем произведении «Посмотри - какая мгла» описал все очарование ночного пейзажа.

Ему удалось не только красочно описать тихую, умиротворяющую картину природы, утопающей в сумерках, но и наполнить ее яркими образами, придать удивительно лирическое и несколько меланхолическое настроение.

Восхищение природой, ставшей пленницей сумерек, автор передает с помощью монолога, обращенного неизвестному собеседнику. Описываемая им картина, действительно, приобретает таинственную, мистическую окраску. При дневном свете пейзаж может выглядеть весьма обычным, но с наступлением вечерних сумерек в нем происходят удивительные перемены. Окружающий мир становится более завораживающим, таинственным, глубоким, наводящим на философские размышления.

Лирический герой одинок на фоне сумеречного пейзажа, однако он тяготится этим одиночеством. Поэтому он призывает читателя вместе с ним насладиться красотой уснувшей природы, попытаться увидеть прекрасное в обыденных вещах. В этом и заключается главная мысль произведения.

Композиция

Композиция произведения представляет собой две условные части. В первой части лирический герой очарован красотой сумеречного пейзажа, он восхищается тишиной, описывает, как природа постепенно готовится ко сну. Невзирая на густой туман, окутавший долину, красота ночного леса манит и притягивает.

Первая часть произведения охвачена «сонным» настроением, все образы - статичны. Идея сна, столь любимая Полонским, преобладает в произведении. С его помощью автор будто вводит читателя в состояние транса, глубокой расслабленности.

Вторая часть произведения полностью отдана во власть меланхолии. Центральным образом является месяц, излучающий холод и одиночество. Бесприютный и неприкаянный, он « в небе ходит », освещая все вокруг своим призрачным светом. Вокруг него сгущаются тучи, однако им не удается полностью закрыть небесное светило, освещающее землю своим « фосфорическим » лучом.

Описывая в начале стихотворения красоту земной природы, а затем - прелесть ночного пейзажа, лирический герой пытается тем самым соединить воедино два мира: земной и небесный.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный хорей с использованием рифмовки ААБВВ БГДДГ. В каждой строфе - по пять строк.

Средства выразительности

При написании лирического стихотворения Яков Петрович использует широкую гамму средств художественной выразительности. Больше всего в произведении эпитетов (« сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический »), с помощью которых автор оживляет природу, награждая ее признаками живого существа.

Также в стихотворении присутствуют красочные метафоры (« месяц невидимкой», «в тесном сонме ») и олицетворения (« месяц… без приюта в небе ходит »), тонко передающие душевное состояние и настроение лирического героя.