Багрицкий нас водила молодость. Можно ли читать вслух «Смерть пионерки»

Про девочку из Алеппо уже подзабыли - новые события произошли.

Но я не к тому, что девочку не жалко, а к тому, что на детях уже давно и удачно спекулируют...

Вот пример из моего советского детства - стихотворение "Смерть пионерки":

СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ

Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь -
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза...
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина -
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.
1932
Э.Г.Багрицкий.

Проникновенное стихотворение. Мы его помню, в школе учили. Слава Богу, с 1990-х, говорят не мучают детей этой поэзией.

Кстати, тогда говорили нам, что стихотворение основано на реальном факте - смертьи 13-летней дочери хозяина дома, в котором жил Багрицкий в Кунцеве, тогда еще это Подмосковье. Звали девочку Валя Дыко, но на самом деле девочка умерла позже, когда Багрицкий уже не жил в Кунцеве и о ее смерти не знал. А уж история с крестом, переданная в стихотворении - фантазия - целиком на совести автора...
Вот, так советские люди учили историю. Тут и 28 панфиловцев и Зоя Космодемьянская - все из одной оперы, так сказать.
В 1960 г., когда Кунцево вошло в состав Москвы улица Монастырская, где жил Багрицкий была переименована в Пионерскую...

Вообще в стихотворении отражены настроения советских "мещан" из предместий городов, быт, ментальность которых никак не изменились после революции 1917 г. Им противопоставлена мифическая Валя, которая полностью "отреклась от старого мира"...

Однако Багрицкий не случайно "убивает" Валю... По идее она должна была выздороветь. А тут умирает... Это говорит о том, что "ростки нового" довольно слабые... И эта самая Валя, скорее исключение, нежели правило...

Больше всего из стихотворения известен его фрагмент - песня.

"Нас водила молодость"
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Помню в детстве, когда учили этот "горячечный бред" уже многим было непонятно, например, зачем молодость бросала "на кронштадский лед". Это несколько позже узнал, что речь шла о знаменитом подавлении большевиками Кронштадского восстания в 1921 г. Как в одной песни пелось о 27-й дивизии: "её видали мятежным мартом/На льду залива/Форты Кронштадта"...

Вспомнилось: один пионер декламировал на уроке стих и сказал: "нас бросала молодость ГОЛОВОЙ об лед"... Что там началось...

Кстати, много и других моментов труднопонимаемых теперь,
эпиграф:

Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист

или:
"базовое знамя вьется на юру...".

Ну да ладно. Это к вопросу о том, нужна ли нам "наша классика"...

Однако песню исполняли и исполняют даже сейчас.

В советских фильмах она звучит.
На мотив написана «Песня о Щорсе» М. Голодного «Шёл отряд по берегу, шёл издалека»

Поэма Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» когда-то входила в школьную программу. И я до сих пор помню отрывок из неё, который мы учили наизусть: «Нас водила молодость в сабельный поход…».

Помню и своё тогдашнее отношение к поэме. С одной стороны, она мне нравилась. Было чувство огромного сострадания к девочке Вале, которая умирает, у которой «тоньше паутины из-под кожи щек тлеет скарлатины смертный огонек».

Но, с другой стороны, я до конца не понимала поэму. Удивлялась, почему Валя упорно не хочет надеть крестильный крест, как того просит её мама. Хоть я сама в бога не верила и в этом понимала Валю, мне казалось, что она могла бы просто надеть крестик, чтоб успокоить маму.
Теперь я понимаю, почему она этого не сделала: она, даже умирая, жила своими идеалами, в которых для крестика не было места – именно эта её стойкая верность идеалам и вдохновила Багрицкого на написание поэмы. Мысль эта достаточно очевидная, и не то чтобы я этого совсем не понимала в детстве - понимала, конечно. Но понимание не было окончательным. И поэма как бы дробилась в моём сознании, не обретая целостности.

Но теперь всё складывается в цельную картину. Умирающая девочка Валя, отвергающая крестик и грезящая пионерскими отрядами ("над больничным садом, над водой озер, движутся отряды на вечерний сбор")... "сабельный поход"... "боевые лошади"... мужество, которое укрепляется сталью и свинцом… Молодость, которая никогда не умрёт, которая будет лететь песней по "открытому бешенству ветров" миру.

P.S: На всякий случай (вдруг кто-нибудь не так поймёт): я вовсе не хочу сказать, что верить в Бога и носить крестик это плохо. Дело вообще не в религии. Дело именно в верности идеалам и, как следствие этой верности, в вечно живой Молодости.

Отрывок из поэмы Багрицкого «Смерть пионерки» .
Читает Екатерина Иванова.

отрывок прочитан на концерте, состоявшемся в Ростове-на-Дону 7 ноября 2015 г.:
Ещё один ролик с концерта:

Для общей информации: Эдуард Георгиевич Багрицкий (настоящая фамилия - Дзюбин, 1895-1934) - русский советский поэт, переводчик и драматург.
Поэма «Смерть пионерки» написанна им в 1932 году. Впервые опубликована в журнале «Красная новь» в 1932 году в октябрьском номере (№ 10), к 15-летней годовщине Октябрьской революции.

Э. Багрицкий СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ
Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь -
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза...
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина -
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

    Пронзительные строки..,без слёз не читаются….

    Святослав Иванов

    Ужас, ведь этот бред нас заставляли учить, ставили оценки.

    Сергей Свиридченков

    Года два назад я так смеялась с этого стиха…
    Сейчас — просто трогательно. Но не до слёз, потому что я против коммунизма.

    Дарья

    Стихотворение «Смерть пионерки» содержит текст заклинания. Не стоит читать его вслух целиком.

    Надежда

    100 процентов православных текстов (молитвы, псалмы и т.д.) содержат заклинания.. их.. тоже не читать вслух??

    Владислав

    Это всё ужасно. Я впервые прочитала данное стихотворение в 9 лет. Теперь мне почти 46. Как всё меняется. Коммунисты сгинули, сгинули пионеры, комсомольцы сгинули. А Вера осталась. И КАК была Права мама Валюши — крестик не съест!!!

    Алина Сергеева

    Юлия

    Стих из детства. Очень длинный и очень грустный. Жалко Валю.

    Максим

    Антон

    Не знаю, что сказать. Слов не хватает, почему-то…

    Валентина Андрюшина

    Вот тоже вспомнил несколько строк из этого стихотворения моего детства и решил прочитать.
    ПЛАМЕННЫЙ СТИХ!!! Таких сейчас никто не пишет. Да и не для кого писать …

    Алан

    Какая мерзость. Стихотворение про человека, который вырос в мороке и умер в нем, отвергнув Бога ради бесовских идеалов. Последние две строки прямое указание на авторство этого морока, на мир как совокупность живущих по страстям и на его управителей, на демонов злобы поднебесной. По крайней мере честно написано. Можно жить в банановой республике или варварском капитализме, но невозможно жить человеку в богопротивной атеистической стране, в том уродливом зоопарке, который благополучно издох в 91 году. И Слава Богу!

    Андрей

    мне было лет 10 когда я его прочитала.оно мне так понравилось что я выучила 3 столбика из литературы моего брата за 8 класс..я с нетерпением ждала когда я буду учить это произведение.именно когда я перешла в 8.литру нам поменяли и выдали новые книги.было обидно.но я так и не забывала про него.сейчас вспомнив нашла прочитала.еле слёз сдержала.

    Ольга

    Грустно, раньше были идеалы, верность, честность, а сейчас в наших детях воспитывают извращенность и прочую гадость. Стих из моего детства. До сих пор он мне нравится.

    Назар

    Раньше задавалась вопросом, почему нельзя читать стих «Смерть пионерки» вслух. Но в то, что там заклинания, люди, вы серьезно?)

    Вероника

    больше 50 лет прошло, у нас в школе очень проникновенно читала девочка из параллельного класса,до сих пор помню.

    Людмила Саморукова

    Моей маме тоже нравится этот стих, нам его с детства рассказывала

    Кристина

    Сатанинские образы, а ведь в школе учили этот бред. Слава Богу, скоро им конец.

    Людмила

    Да, точно. Мне вот только часть про молодость нравится. А вот когда в школе заставляли его учить, у меня эффект прямо противоположный был.

    Света

    Отказалась от Бога, и умерла. Вот так.

    Света

    Она маленькая была, прости ее Господи…

    Людмила

    Случайно вспомнились строки этого стихотворения, в свое время учили в школе,захотела перечитать, удивилась тому, что кто то тоже ностальгирует по прошлому!

    Ольга Сняткова

    Даша

    На уроках литературы эти стихи читали в усеченном виде. Потом на эти сокращенные стихи наложили музыку и получился ремикс (в интернете роликов до кучи)

    Михаил Чазов

    Учили мы, начиная со строфы: «Нас водила молодость в сабельный поход» до
    «Чтоб земля суровая
    кровью изошла». Это самое лучшее в стихе. Всему своё время.

    Татьяна Дмитриева

    До сих пор знаю все наизусть, часто перечитываю, всему свое время правильно, но я считаю это даже историческое стихотворение, пронимает дрожь. Мне иногда кажется, что поэты прошлого времени знали какой-то стихотворный секрет, ничего подобного за 40 лет своей жизни я так и не слышу, все повтор того, что было когда-то у кого то, да и то это в лучшем случае. Склоняю голову перед классикой.

    Елена

    Да, в школе мы читали эти стихи, любили, наизусть заучивали, а вот своей внучке я не стала их читать, православная девочка очень трепетно относится к своему крестику и не поняла бы значение и смысл этих стихов. Наверное, всему свое время…

    Ирина Карцева

    Все это стихотворение учили в школе. Мне оно очень нравится.

    Янина

    Не хочу полемизировать с Андреем на религиозные темы, да и бесполезно. «Какая мерзость!», «Бесовские идеалы!» Так и вижу, как он брызжет слюной, набивая эти строки. Наверное, недавно крестился; они все такие, новые адепты веры. Один единственный аргумент: это поколение Вали через десять лет примет на себя и вынесет всю тяжесть страшной войны, вынесет, победит и потом отстроит великую страну. Они, живущие в мороке, сделают это. А вы? А мы, не живущие в мороке, смогли бы? А?!

    Сергей

    Этим стихотворением и ещё многими другими Советская власть просто учила нас маленьких смерти не боятся и если потребуется сдохнуть за неё за эту власть под видом любви к Родине. Смело мы в бой пойдём за власть Советов и как один умрём в борьбе за это.(вариант выжить не рассматривается)

    Иван

    Что я сейчас прочитала? Это же бред бредовый!

    Аня

    А. сам родом откуда? Из СССР поди? Да, союз развалили. Так это история НАША — гордиться нужно а не грязью поливать. Этак мы недалеко уйдём. Коммунисты на корню всё поменяли захотели новый мир построить… И почти получилось. А чем вы лучше? Ничем, батенька. Такой же рьяный фанатик, готовый рвать и уродовать собственную историю, за светлый идеал Веры, за Христа.
    Учитывая, что Русь была крещена насильно…
    Грош вам цена…
    с ув.

    Андрей

    Это стихотворение вызывает какой то мистический ужас!!Прямо хоррор.И образы все жуткие,черные,толпы мрачных фанатичных зомби появляющиеся из ниоткуда и заслоняющие горизонт))все в крови и на костях что то зреет новое))какой кошмар,и это учили дети в школе,их готовили умереть за эту власть

    Инна

    Откуда то из памяти всплыли строки про скарлатину из под кожи щек… Нашел стих здесь, перечитал. Но мне кажется в школьной программе он все таки в сокращении был. А в полном издании, он действительно ужас навевает. Или мне показалось?!? Не имею права судить выше спорящих Сергея и Андрея. Скорее всего у них разница в возрасте. И людям воспитаным на старых жестких идеалах, очень трудно, а порой и невозможно так взять и переобуться в новые. Может и я такой же. Ну а новому поколению совсем не стоит глумиться и называть бесовскими идеи того поколения. Ведь люди того поколения родили и Вас… Не странно ли осуждать своих предков. Кто дал право такое. Какая вера сподвигла на это??? Если конечно есть вера у того, кто предков осудить взялся.

    Николай Михеев.

    Не берусь судить,кто прав,кто нет,тоже читала и учила 50 лет назад,да вера и крестики были под запретом,тем более папа был коммунист.Вспомнила про него,когда увидела в инстагр. Отрывок про мальчиша-кибальчиша(очень похоже),но мы тогда про веру не знали(ну кто без бабушек жил),а про коммунизм не думали,просто девочку жалко,не знаю,с каким вообржением в нем можно разгглядеть мистику,заклинания? А то,что мы были пионерами,нас это сплачивало,были какие-то моральные устои,мы боялись,что за плохие поступки могут забрать пионерский галстук,нас учили дружить,помогать пожилым людям,и что в этом плохого? Я не говорю,что надо вернуть пионерию,пусть это по другому называется,лишь бы детей хорошему учили,в семьях некогда,учителям не надо,вот и надо какую то организацию,что бы организовывала! А стихотворение очень проникновенное!

    ольга

    Пересматривал «Дикая собака Динго» и как героиня Галины Польских Татьяна вместо басни рассказала этот стих,браво,это великолепно.

    Альберт

    Удивительное совпадение,Галина Польских родилась в тот же год когда книга увидела свет..,1939

    Альберт

    эдуард багрицкий оскорбил мои чувства а я человек веруоющий я ненавижу багрицкого вот и пишу его имя с маленькой буквы долой оскорбление чувств верющих долой стихи багрицкого в нашей стране

    артем

    Потрясающее стихотворение. Никакая религиозность даже сравниться не может. Хоть и пожрал ныне народ этот самый душегубский крест. Но память о свободе и совести — не убить, не вытравить.
    А умственно неполноценные, которые в своей тупой ненависти к народу все советское ненавидят… Ну, галоперидол им в помощь. Их ненависть убьет их самих.

    Андрей

    Дело не в крестике, а в том, что мать говорит у постели дочери. Не о душе она думает, а о материальных вещах. Видимо и дочке тесно было в вечном накопительстве жить. А пионерия давала духовные ценности. Наставничество, помощь друг другу и так далее. А сейчас высоко духовные люди вместо того, чтобы помочь, на сотовый телефон снимают.

    Ольга

    Артем, ненависть это один из смертных грехов. Кстати, фашисты тоже сжигали не удостаивающие их нравственности книги. Так кто же Вы верующий или……?

    Александра

    Разве искренне верующий может ненавидеть ненависть удел религиозных фанатиков

    Вадим

    Артём, люди, читающие Багрицкого, помнящие своё прошлое и жившие в то время, по крайней мере, грамотные. Посмотрите здесь — почти все верующие люди — злобные, не принимающие ничего, кроме пустого фанатизма, который они называют верой в Бога. К сожалению, и вера в светлые идеалы коммунизма извращены сейчас, извращена и вера в Бога. И первые, и вторые идеалы извращены жадными разбойниками — а носят они рясу, или из бандитов стали «уважаемыми» дельцами-бизнесменами, неважно. Важно то, что народ сейчас неграмотный, нищий, незащищенный и перспектив у такой страны нет. Идеалы Багрицкого — идеалы нравственные и лишенные поклонения золотому тельцу. Господи, прости заблуждающихся. Дай нам всем немного любви и открой нам глаза.

    Заур

    Не хочу ни с кем спорить.Восприятие стихов исходит от души,а если этого нет,что же тут поделаешь! Просто слишком многие видят мир из своей подворотни и не знают, что он велик и многообразен.Я с уважением и пониманием отношусь к творчеству Багрицкого и считаю,что таких поэтов нужно включать в школьную программу,а там пусть дети сами разбираются,что им ближе-поп или идеалы равенства и братства.

    зоя

    Стихи и проза таких революционных поэтов и писателей как Багрицкий, Маяковский, Островский (все на …ий) и им подобных мы в советское время, будучи пионерами и комсомольцами, воспринимали как должное, соответствующее принятой официальной государственной идеологии. Сегодня с позиций нашего времени читателями эти стихи,нового мира» оцениваются и воспринимаются иначе. В сегодняшних школьных программах по литературе ничего этого нет. Хорошо это или плохо??? Не знаю.

    После публикации поэмы в сотнях городов и сёл Советского Союза появились Пионерские улицы . В том числе, в Пионерскую улицу был переименован и Овражный переулок в Кунцево , в котором стоял дом квартирных хозяев поэта и жила раньше девочка-прототип (после присоединения Кунцево к Москве в 1960 эта улица получила название улицы Багрицкого).

    «Смерть пионерки» - единственное произведение из всего творчества Эдуарда Багрицкого , которое вошло в обязательную школьную программу по русской литературе в Советском Союзе . По состоянию на 2010-е годы в школьной программе России уже отсутствует, но остаётся известным и поныне.

    Эпиграф

    Эпиграфом является четверостишие самого Багрицкого про окончание весенней грозы.

    Сюжет

    Сюжет основан на реальных событиях.

    Данный фрагмент часто цитировался на пионерских и комсомольских слётах , исполнялся и перекладывался на музыку отдельно от остальной поэмы (см. раздел « »).

    История создания

    Реальным прототипом пионерки Валентины была Валентина Дыко , дочь квартирных хозяев Багрицкого, у которых он снимал комнату в Кунцево с 1920 по 1932 год. Валя Дыко умерла в кунцевской детской больнице от скарлатины в 1930 году, в возрасте тринадцати лет . В беседе с деткорами «Пионерской правды» Багрицкий позже рассказывал, что мать действительно принесла девочке крест перед смертью, и Валя действительно отдала салют перед тем как умереть . Он решился на создание посмертной поэмы, посвящённой Вале, пересказав ряд обстоятельств, заимствованных из жизни, но и снабдив произведение значительной частью художественного вымысла.

    Стенограмма беседы Багрицкого с деткорами "Пионерской правды"

    Мать Валентины Дыко читала поэму ещё в рукописи, и осталась недовольна тем, что смерть её дочери была изображена неправильно. Багрицкий не отрицал этого, отвечая, что «художник имеет право на вымысел» .

    Валя Дыко также фигурирует в поэме «Человек предместья» (см. раздел )

    Другим прототипом поэмы была Вера Селиванова, двенадцатилетняя крестьянская девочка из деревни Пикозеро Архангельской области . Летом 1929 года во время охотничьей экспедиции Багрицкий с друзьями остановились переночевать у Селивановых и слышали, как мать Веры уговаривала умирающую дочь поцеловать иконку, но девочка отказалась. Через несколько часов Вера умерла. По свидетельству очевидца Е. Твердова, этот случай глубого потряс Багрицкого .

    Связанные произведения

    Э. Г. Багрицкий, поэма «Человек предместья», 1932 год

    «Человек предместья» - предыдущая поэма из того же сборника Багрицкого, «Последняя ночь». В этой поэме описывается жизнь и быт семьи Дыко, скорее в критическом аспекте (их тихое семейное устройство и будни, занятые рутинным ведением хозяйства, противопоставляются веяниям подступающего нового времени, причём дочь, упоминающаяся в поэме, фигурирует на стороне «времени»). На связь поэм указывал сам Багрицкий в беседе с деткорами «Пионерской правды» , добавляя при этом также, что разногласия во взглядах у дочери с отцом были именно в реальной жизни, у прототипов (в двух словых рутинный монотонный уклад жизни, описанный в поэме, сам поэт формулировал как «мелкособственнические взгляды») .

    Н. М. Олейников, стихотворение «Карась», 1927 год

    В конце двадцатого века в литературе возникла полемика относительно связи поэмы «Смерть пионерки» и стихотворения «Карась» , написанного за пять лет до того (в 1927 году) поэтом Н. М. Олейниковым . Многие обратили внимание на сходство метрики и эпитетов, фигурирующих в ключевых моментах .

    Гипотеза о том, что «Карась» являлся прямой пародией, но присутствует ошибка датирования, либо Олейников редактировал «Карася» после появления «Смерти пионерки» была достаточно распространённой, но Елена Михайлик, подробно анализируя данный вопрос, указывает на её несостоятельность.

    Первое упоминание о «Карасе» заведомо состоялось в декабре 1931 года, - данное стихотворение как пример «полнейшей творческой прострации» в поэзии критиковалось Николаем Асеевым на поэтической дискуссии Всероссийского союза советских писателей , речь Асеева позже была опубликована в журнале «Красная новь ». Кроме того, незадолго до произнесения этой речи была арестована группа советских писателей, принадлежавших ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), с формулировкой «вредительство в области детской литературы», и об этом деле было известно всему писательскому миру. Отсюда Елена Михайлик делает вывод, что Багрицкий не мог не знать о «Карасе» в момент написания «Смерти пионерки», и ввёл туда элементы переклички с «Карасём» сознательно .

    Версия Елены Михайлик о причинах, побудивших Багрицкого включить в произведение перекличку - естественный антагонизм мотивов поэзии Багрицкого и членов ОБЭРИУ . Багрицкий желал превращения мира, полного переосмысления, новых идеалов и ухода от старого и приевшегося порядка, и с этой точки зрения советская идеология была ему близка (подробнее см. комментарии Михайлик в разделе ). Поэты ОБЭРИУ, в том числе и Олейников, воспринимали мир как апофеоз неуютности бытия, а к новым переменам относились скорее с безразличием, считая их неспособными пошатнуть абсурдность существования. Поэтому, подчёркивает Михайлик, сознательной целью Багрицкого была полемика с философией ОБЭРИУ :

    Как жанр и образный ряд поэмы Багрицкого являются выдвижением на территорию христианства, конфискацией «новой земли» и «нового неба» в пользу революции, так её метр и лексика - и, возможно, сюжет - вторгаются в частный мир обэриутов, заменяя беззащитное и вполне буржуазное (при часах!) создание, «маленькую рыбку», буквально поглощенную жестоким миром, «молодостью», осмысленно и радостно жертвующей собой ради великой цели - и собственного продолжения в веках.

    Анализ поэмы

    Как правило, при анализе выделяют следующие основные мысли автора, присутствующие в произведении:

    Наряду с этими, (наиболее часто встречающимися) зачастую присутствуют и другие комментарии к поэме.

    Поэт при этом, подчёркивает Коваленко, сам на стороне перемен - неслучайно он ведёт повествование «Последней ночи» от первого лица, и обнаруживает в «Человеке предместья» у Времени сходство с собой . В «Смерти пионерки» же раскрывается «романтический образ бессмертной юности» , в который воплощается Валентина. Коваленко отмечает, что романтический мотив юности и молодости поколения, символизирующий революцию и новый, нарождающийся мир, характерен и для поэзии зрелого Багрицкого, и для других поэтов, его современников . Подобные эпитеты находятся у многих:

    И этот устойчивый образ стал одним из определяющих в поэтической системе советской романтической поэзии. У Маяковского - это «весна человечества», «страна-подросток», «молодость мира», у Владимира Литовского - «вечная юность», «юность планеты», «молодость неслыханного мира», у Михаила Светлова - бессмертная «боевая юность».

    С.А. Коваленко, предисловие к книге Э. Багрицкого "Стихотворения и поэмы", 1964 год

    В 1990-е и 2000-е годы у тенденций анализа поэмы появилась новая общая черта - критики обратили внимание на формальное структурное сходство сюжета поэмы и традиционного христианского жития , то есть, на простую подмену старых христианских ценностей новой идеологией, но без изменения самих аксиологических принципов. (см. анализ Сергея Стратановского, Татьяны Артемьевой, Елены Михайлик) .

    Взаимно не обусловленные, разделённые более чем столетием, ориентированные на прямо противоположные мировоззренческие установки, они (стихотворения) удивительно схожи. И в том и в другом умирающая девочка делает некий Сакральный Жест, посрамляя этим недостаточную убеждённость взрослых: пионерка Валя отвергает крест и отдаёт пионерский салют, а «малютка Лиза» совершает крестное знамение, упрекая мать в несовершенной вере. «Революционный» поэт Багрицкий и «консервативный», даже «реакционный» (в оценках своих современников) Шишков создают совершенно идентичные образы.

    Т.В.Артемьева, Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сборник статей. "Загадка русской души, или Нужна ли нам вечная игла для примуса?"

    Несмотря на то, что смерть Валентины приравнена к героической, в поэме много риторики, характерной для поэзии 1930-х в целом. Однозначного взгляда на комплекс проблем в поэме быть не может, - в частности, автор хоть и прославляет в «песне» героев Гражданской войны , но одновременно и ищет оправдание этой войне, он видит его в грядущем счастье последующих поколений .

    …похоже на проговорку, напоминающую ту, которую допустил Маяковский:«Товарищ Ленин, работа адовая будет делаться и делается уже» . Но если Маяковский действительно не понял, что он написал, то у Багрицкого это не проговорка. Он уверен, что путь к свету, проходит через грозовую тьму… …путь к коммунизму - через борьбу с хаосом

    Сергей Стратановский, "Возвращаясь к Багрицкому", журнал "Звезда" , 2007 год

    Жизнь Валентины была не напрасна, потому что была причастна к «некоему Большому смыслу» , и теперь она уже не может ему изменить. Также Стратановский упоминает о сходстве этого «Большого смысла» с религиозным мировоззрением. Стратановский также обращает внимание читателя на то, что Багрицкий страдал от астмы , после переезда в Москву в 1925 эта болезнь прогрессировала всё сильнее. Поэтому тематика смерти была ему не чужда, и все произведения о смерти он поневоле вынужден был наделять самостоятельными переживаниями . Вторым важным пунктом, который отмечает Михайлик, является противопоставление нового бытия, нового мира и быта, частной жизни, который оказывается едва ли не более сильным врагом коммунизма, чем христианская традиция. Слова матери о «хозяйстве» и «добре», призванные вернуть Валентину к жизни бессильны потому, что план жизни, построенной на этих краеугольных камнях - фактически противопоставление её мечте. Неприятие уюта и быта - один из лейтмотивов общего творчества Багрицкого (и многих других советских поэтов). Для них быт воспринимался как планомерное уничтожение индивидуальности, с которым следует бороться любой ценой. Михайлик подчёркивает: целесообразность Гражданской войны , под данным углом зрения, - это не просто чаша весов с аргументами за и против, это суровая неизбежность, ведь без перемен гибель «актуального человеческого бытия», по мнению Багрицкого, практически неизбежна .

    Валентина из «Смерти пионерки» была едва ли не воплощением победы одушевленного юного мира над косной материей старого. В «Человеке предместья» «дочка в угластом пионерском галстуке» - полномочный представитель нового, неуютного бытия. Само её присутствие изнутри взламывает мещанский быт ненавистного автору обитателя пригорода.

    Елена Михайлик, статья "Карась глазами рыбовода", "Новое литературное обозрение", 2007 год

    Героизация образа Валентины неслучайна - это попытка идеализировать реальность, заменить неприглядный, жестокий и «не очень пригодный для проживания» мир поэтов ОБЭРИУ (который они описывали преимущественно с ироническим издевательством) на уверенность в глубоком смысле всего происходящего, в значимости каждого человека, не потерявшего свою индивидуальность в бытовой суете :

    Подобно персонажам Олейникова, Валентина «Смерти пионерки» - это тоже маленькое существо, без повода и смысла раздавленное жестокой силой. Но вводя в сюжет чудотворный крест, отказ от него, последнюю присягу Валентины трубам и грому, Багрицкий идеологически оформляет мироздание, наделяет его смыслом, превращая смерть от скарлатины в гибель за дело коммунизма.

    Елена Михайлик, статья "Карась глазами рыбовода", "Новое литературное обозрение", 2007 год

    Аннинский немного иначе интерпретирует «Человека предместья» и его связь со «Смертью пионерки» - он считает, что в зрелые годы поэт переосмысливает сущности, и получающийся в произведении реализм - дань этому переосмыслению; железнодорожник - не антагонист «нового мира», а его вполне рядовой герой, да и сам поэт не противопоставляет себя ему, а примеряет его бытиё на себя: «Он списан с кунцевского железнодорожника,… …но поэт пропускает это промежуточное бытие через свою душу. Он видит себя там, где и вообразить не мог бы, когда летел под красным знаменем, или, как всё чаще переосмыслялась эта гонка, - на трубе локомотива Истории, - теперь он оказывается на обочине» . «Смерть пионерки» в этом плане несколько выбивается из колеи настроения поэта в локальный период (последние годы жизни и творчества), в ней снова воскресают про-идеологические настроения, Аннинский даже считает её единственным за этот период хорошо удовлетворяющим советской идеологии произведением :

    В тучах, которые понемногу все-таки сгущаются в начале 30-х годов над его головой, последний просвет дает именно «Смерть пионерки», на которую не подымается рука даже у самых бдительных критиков.

    Лев Аннинский, книга "Красный век. Эпоха и её поэты", глава о Багрицком

    Метрика

    Поэма написана трёхстопным хореем, при этом типы окончаний четверостиший чередуются в вольной последовательности - используются ЖМЖМ ДДММ и ДМДМ (буквы М, Ж и Д означают мужские, женские и дактилические окончания соответственно). Вставная песня целиком состоит из дактилических и мужских окончаний .

    Исполнения

    Цитирование

    Песни

    Примечания

    1. Поэзия о гражданской войне 1918-1920 годов . - Багрицкий, Эдуард. Смерть пионерки. Архивировано
    2. Елена Михайлик Карась глазами рыбовода . журнал "Новое литературное обозрение" №87 (2007). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
    3. Багрицкий Эдуард Предисловие // Стихотворения и поэмы / Составление, предисловие, примечания, подготовка текстов С. А. Коваленко. - 2. - Ленинград: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1964. - (Библиотека поэта. Большая серия).
    4. Полубояров М.С. Огня московского крупицы. Главы из неопубликованной книги о Кунцево и Западном округе столицы // Эдуард Багрицкий (2001,2006). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
    5. Критики нередко считают, что в данном случае поэт намеренно утрирует, насколько это возможно, чтобы добиться художественного противопоставления (см. раздел «Анализ поэмы»)
    6. Револьд Банчуков Эдуард Багрицкий. Одесса-Кунцево-Вечность . Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
    7. В 1920-1930 годах детская смертность от скарлатины была довольно высокой
    8. В.М. Максимов Литературное Кунцево . Газета "Сталинское слово", №27 (5302) (28 февраля 1954). - Кунцево в творчестве русских писателей и поэтов. Архивировано из первоисточника 19 октября 2012.
    9. Аннинский Л.А. 2. Медные трубы // Эдуард Багрицкий. И труба пропела... // Красный век. Эпоха и её поэты / Кочетов В.П.. - Москва: ПРОЗАиК, 2009. - Т. 1. - 806 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-91631-016-0
    10. Литературная карта Архангельской области . - Эдуард Георгиевич Багрицкий. Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
    11. Твердов Е. Э. Багрицкий. Воспоминания современников // У голубых озер. - Москва, 1973.
    12. Омри Ронен Х3 ДМДМ . журнал "Звезда" , №3 2005 (март 2005). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
    13. Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь . - Москва: Рипол Классик, 2000. - 576 с. - (Краткие биографические словари). - 10 000 экз. - ISBN 5-7905-0426-4
    14. Сергей Стратановский Возвращаясь к Багрицкому . журнал "Звезда" №2 2007 (2007). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
    15. Эдуард БАГРИЦКИЙ (1895-1934) (2011). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.

    28.07.2016

    Среди русской литературы есть большое количество произведений, с которыми связаны пугающие и мистические приметы. Какие-то из этих примет уже забылись, а некоторые до сих пор всплывают в памяти людей или на страницах в интернете. К примеру, бытует мнения, что ни в коем случае нельзя читать вслух поэму «Смерть пионерки», написанную Э. Барицким в 1932 году.

    В свое время стихотворение даже входило в школьную программу, поэтому у многих людей взрослого поколения остались довольно четкие воспоминания о нем. Некоторые называют произведение «пионерским кошмаром». Поэма отличается своей проникающей силой и цепкостью, но запомнилось оно бывшим пионерам по другой причине.

    Сюжет рассказывает о девочке-пионерке по имени Валентина, умирающей в больнице от скарлатины. На протяжении всего стихотворения рядом с девочкой сидит мать и уговаривает ее держаться. Она рассказывает дочери о том, какое чудесное будущее ждет девочку: богатое приданое и удачное замужество. Но умирающую девочку не увлекает рассказ матери, и воля к жизни к ней не приходит.

    В путающихся мыслях девочки возникают картины грозовых облаков и марширующих пионерских отрядов. Поэма заканчивается тем, что девочка «отдает салют», вскинув на мгновение руку, и затем умирает. Разумеется, такая сюжетная линия, оставляла глубокий след в сердцах школьников.

    Мрачности повествованию добавлял и тот факт, что поэма основана на реальных событиях. Со временем появилась примета, что в стихотворных строчках произведения скрыто заклинание, призывающее смерть. Вполне вероятно, что появлению таких слух способствовал особый «душный» слог стихотворения и слишком правдоподобное описание смерти от болезни.

    Сокрушительная драма, которая разворачивается на протяжении всей поэмы, оказывает сильное эмоциональное давление не только при первом прочтении. Произносить такие строчки вслух действительно не хочется. Тем не менее, стоит помнить, что стихотворение «Смерть пионерки» - это, прежде всего, произведение о храбрости и верности маленькой девочки идеалам того времени, а не мистическое послание.

    Безусловно, поэма отодвигает рациональные рассуждения на задний план, оставляя только эмоции. Сюжет стихотворения очень печален, поэтому вполне вероятно, что и не стоит зачитывать такие тяжелые строчки вслух. Но образ девочки-героини имеет право остаться нетленным на страницах книг и в заметках интернет-литераторов.