Что такое ополье в древней руси. Суздальское ополье

В лентах и СМИ полный абзац, а за окном пока опять снег, поэтому предлагаю направить мысли на то, чтобы поскорее наступила весна, вылезла травка, распустились листочки и зацвели цветы.
Ввиду вышеизложенного предлагаю

После зимней спячки начинается зуд в пятой точке и его можно ослабить, лишь рано проснувшись и покидав манатки, отправиться за город. Ту зе дача
Лучше всего это сделать пока все спят. Во-первых нет пробок, во-вторых, что может быть лучше, чем встретить рассвет в начале пути..

Если ехать по ярославке, можно встретить типи а внем индейца , что оставил шум городов, пообщаться и попить чаю, не стал его тревожить в этот ранний час..
Единственное, я так понял, по крайней мере по постам, что в "глуши" обочины ярославских лесов newtricker так не обрел пока покоя души


2.


3.

Через пару часов оказываемся в Владимирском Ополье, не перестаю сам себе завидовать, что судьба закинула меня в эти края.


4.
В селе Сима


5.

Весной в окружении сирени расположилась церковь Дмитрия Солунского 1775 года постройки


6.

Недавно отмечали двухсот летие Отечественной Войны 1812 года, по этому поводу наконец удостоили чести великого полководца Петра Ивановича Багратиона и установили памятник на месте его первого захоронения,
он установлен тут же, на территории.


7.

Люблю грозу в начале мая.
В мае не заснял, так что августовская.. тем не менее вполне


8.

Луч света в темном царстве и вапще.. драматично


9.


10.


11.

Чем хороша гроза помимо грохота, туч и молний, так это тем, что после нее всяческие цветы и травы начинают просто петь, помимо этого запах свежести и озона пьянит голову, что невозможно остаться без ярких положительных эмоций


12.


13.


14.

Так же гроза хороша тем, что небо преображается огромными замками, слонами, жирафами и прочими царствами небесными.



15.

А если все это еще и подсвечивает светило, то считай попал в дамки, - надо снимать, писать картины и продолжать наслаждаться природными шедеврами под запах озона..


16.

Вперед в колхоз "Вперед", что в селе Спасском


17.


39.

Пока светило отвоевывает свое пространство у тумана, надо спешить дальше ловить свет


40.

В некоторых низинах туман собрался и ушел в сторону, он реально как живой, и создается ощущение, что ты не на земле, а каком-нибудь Солярисе


41.

Ну не лепота ли. Где еще такие дорожки, кроме России встретишь?


42.

Помимо прочего место, хоть ныне и не очень популярное, и даже скорее забытое, но людей древности не обманешь - селись тут давно, и даже был город Мстиславль вXII-XIV в
Но не уважаем мы почему-то свою историю осталось лишь городище, с валами и водными рвами. На месте выросло село, которое назвали Городище , да и она с приходом новой власти опустело.


43.

Не будем сильно грустить, лучше изобразим длинноногого марсианина, пока солнце еще не высоко


44.

Туман выпал росой на проводах, которая блестит теперь на солнце


45.

А это вид в обратную сторону, откуда приехали. На переднем плане село Юрково с церковью Михаила Архангела , а подали виднеется Богородицкая из Федосьино.
Эта горка практически на границе с Ивановской областью, в которой в свою очередь является самой высокой точкой.


46.

Если утром не бежать на фотоохоту, то все по той же росе можно пробежаться


47.


48.

На речку Нерль, за короткую ночь не успевшую остыть, но все же достаточно прохладную, чтоб согнать утренний сон и зарядить бодростью


49.

Так же у нас в Лучках можно пойти на пруд, попробовать половить карасей


50.

Главное при этом не забыть покормить домашних питомцев


51.

И уложить их в клумбе досыпать


52.

После плотного завтрака глаза-то закрываются


53.

Что еще необходимо сделать утром? Конечно же полить цветы и полюбоваться ими


54.


55.

Ну а после всех обязательных процедур отправиться в ГОРОД Юрьев



56.

Осмотреть все ли в порядке,


57.

Целы ли стены


58.

Покрасить не мешало бы, - внесем в обязательные планы


59.

Можно поехать в другую, как мы тут говорим, на ивановскую сторону, на погост

Суздальское Ополье. Или Владимирское, или Юрьевское. Огромная степная территория в центре страны. Она возникает совершенно неожиданно из расступившихся лесов и кажется такой нездешней, что жители почти каждого города, который находится в Ополье, стараются дать этой территории название по своему городу. Но чаще всего Ополье называют суздальским.

Оно действительно похоже на степь, хотя до природных южных степей, которые начинаются от Рязанской области, здесь не одна сотня километров. Учёные до сих пор пытаются понять, почему так вышло, что леса здесь вовсе нет. По одной версии, во всём виноват ледник, хитро прошедший по этим землям, а по другой версии, которая сейчас и принята за основную, пришедшие сюда сначала финно-угры, а позднее и славяне в конце первого тысячелетия вырубили широколиственные леса и начали настолько активную хозяйственную деятельность, что лес сюда так и не вернулся.

Церковь Михаила Архангела в селе Весь

С течением времени в Ополье стали появляться очень крупные поселения, некоторые по своим размерам превосходили даже укреплённые древнерусские города, хотя жили в этих поселениях в основном земледельцы. Интересно, что нынешние огромные сёла здесь - прямые наследники древних и находятся зачастую на том же самом месте, до сей поры являясь крупными центрам сельского хозяйства. Уникальное явление для современной центральной России.

Большому селу - большой храм. Они тут огромные, почти все полуразрушенные, открытые всем дождям и ветрам. Вспоминается стихотворение поэта Владимира Алейникова, где были такие строчки «И влагой полнятся ночной и базилики и баклаги»... Необычны и посвящения этих храмов - Василию Великому , Флору и Лавру , Антипе, епископу Пергамскому, Иоакиму и Анне .

Церковь Рождества Богородицы в селе Менчаково

В одном месте рядом стоят 4 церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Вроде таких много, но тут они соседствуют. Так как в Ополье всё связано с сельским хозяйством, посвящения церквей тоже напоминают об этом. Святой либо считается покровителем того или иного вида земледелия или скотоводства, либо день его памяти должен выпасть на время года, максимально свободное от полевых работ.

Однажды я обратил внимание на то, что обычно, стоя в Суздальском Ополье одновременно видишь от 3 до 7 храмов. Наверное, лет 40 назад их было еще больше. Различные колхозные реформы, делившие и, наоборот, укрупнявшие колхозы , привели к тому, что появилось большое количество неперспективных сёл.

Село Кистыш. Надгробие на местном кладбище

Это характерно для всей страны. Много пустошей, или, как их ещё называют красивым словом, урочищ и в Суздальском Ополье. О том, что тут жили люди, сейчас и не догадаться - кругом какие-то кусты, да заросли одичавших яблонь.

Одно из таких бывших сёл, Торки, особенно примечательно. Ещё лет 35 назад здесь жили люди, до позапрошлого года бывшие селяне выращивали на своих старых огородах картошку. Теперь же о селе напоминает только крохотный обрубок колокольни храма Димитрия Солунского.

Церковь Михаила Архангела в селе Весь

Раз в несколько лет возле этого обрубка бывшие жители Торок отмечают день села. Накрываются столы и начинаются воспоминания, которые каждый раз всё больше походят на поминки... В 1960-е, совсем недавние, здесь кипела жизнь, ходил автобус, до конца 1950-х вовсю работала машинно-тракторная станция, а ещё раньше, в конце XIX века в Торках было без малого 100 дворов и проживали почти 600 человек.

Фрески внутри церкви Михаила Архангела в селе Весь

В 1903 году в поисках русского традиционного костюма в Торки приходил Николай Рерих. Это было задолго до его увлечения восточными практиками. Рерих тогда почти целое лето жил в соседнем селе Шекшове. Однажды я решил найти дом, в котором он останавливался. Кто-то мне сказал, что на доме том висит мемориальная табличка. Про Рериха никто из жителей села не слышал. Они посоветовали мне обратиться к местному батюшке. У него, мол, много рабочих трудятся. Может, и Рерих среди них найдется. К слову, табличку я потом обнаружил: висела она на здании сельсовета. Ещё одна деревня, о которой сейчас ничего не напоминает, - Кощеево. Это родина выдающегося украинского архитектора Валентина Ежова, который после войны застроил почти весь Крещатик. Почти всю жизнь он прожил в Киеве, но когда его спрашивали, откуда такая любовь к архитектуре, он неизменно вспоминал, что родился в считанных километрах от древнего Суздаля.

Церковь Рождества Богородицы в селе Романово

В Суздале бывали многие из нас - приезжали попить медовухи, отпраздновать День огурца, поглазеть на храмы. А про это волшебное Ополье, пожалуй, почти никто и не знает. Если не полениться, пройти этот маленький город насквозь в любую сторону, из яркого, сияющего и довольно гламурного пространства вы попадёте в совершенно иное измерение. Гарантирую, вы ощутите себя как Люси, для которой в платяном шкафу впервые открылась дверь в Нарнию . Какой бы ни была погода или время года, вы окажетесь в этом волшебном и действительно бескрайнем мире.

На заставке Церковь Рождества Богородицы в селе Подолец.

По Владимирскому ополью,
с востока на запад и с севера на юг

М.С. Дроздов

Что такое Владимирское Ополье? Это «природный (ландшафтный) район, занимающий большую часть Суздальского и Юрьев-Польского районов Владимирской обл. и Гаврилово-Посадского района Ивановской обл., а также небольшие части прилегающих Кольчугинского и Собинского районов Владимирской обл. Находится в бассейнах рек Нерль и Колокша. Простирается примерно на 30 км с юга на север и на 70 км с запада на восток, носит характер волнисто-увалистого плато с абсолютными высотами от 120 до 165 м над уровнем моря. Район древнего земледелия»... Примерно так пишут в энциклопедиях, хотя, думаю, что надо обязательно добавить к Ополью и Переславль.

А что еще пишут? Климат, пишут, здесь более континентальный, чем во Владимире: летом температура повыше, а осадков меньше, нередки суховеи. Дефицит влаги усугубляет... множество оврагов: по ним вода утекает с высоток. Растительность Ополья если не степная, то - лесостепного облика. Когда-то дубовые леса чередовались «с участками остепненных лугов, переходящих местами в луговые степи». Дубовые леса давно вырублены, а «остепненные луга» распаханы (но, похоже, скоро начнут вновь зарастать). Среди растений встречаются весьма южные виды. Местные почвы народ называет «владимирскими черноземами», на самом деле, по науке, это «серые лесные почвы», но их мощный гумусовый горизонт достигает толщины 30 сантиметров. На нем и выращивали издавна рожь и овёс, горох и гречиху, лён и ячмень. Собирали по 25-30 ц озимой пшеницы с га, огромные урожаи трав, картошки и т.п. И как хорошо кем-то сказано: «На таком изобилии корма пестовалась порода коней «Советский тяжеловоз» - животных небывалой силы и безмерной выносливости». Мы были с Кривенкой в Гаврпосаде и видели этих красавцев. Но сделаем важное добавление, что не только советские тяжеловозы, не только древнее Суздальско-Владимирское княжество кормились благодатным Опольем, которое и было, по сути, экономической основой Северо-Восточной Руси. Играло оно еще и важнейшую политическую (и даже не внутри-, а внешнеполитическую) роль. От него, от хлебов его, точнее, в большой степени зависел далекий, казалось бы, богатейший и вольный, вроде как, Великий Новгород. Не задумывались, чего там частенько сидели князья переславльского, суздальского, владимирского происхождения? Их, конечно, гоняли, меняли, но... часто, часто именно отсюда поставлялись они Вольному Новгороду. А все потому, что хлеб-то богатому демократическому городу шел из Ополья, особенно в неурожайные новгородские годы. И чуть что - можно было пережать не дыхательный, так пищевой тракт Новгороду и диктовать (или пытаться диктовать) ему условия...

3.1.12. вт.

Вот такое особенное это место, уникальный географо-биологический и исторический объект - наше Ополье, недаром сейчас возникло и энергично действует объединение владимирских и ивановских краеведов с аналогичным названием - «Наше Ополье».

Я припоминаю, когда первый раз проехал по нему. По-моему это было летом 2002-го, мы с «Абрамычем» держали путь в Лух. Цель была тогда другая - родина Второвых, но уже тогда местность от Юрьев-Польского до Суздаля произвела сильное впечатление своими видами, своими далями. Летом 2009-го мы той же компанией, что едем и сегодня, пересекли Ополье - из Переславля-Залесского в Юрьев-Польский, а оттуда - в Алепино и Ставрово. И вот в первые дни нового 2012 года снова путешествуем по удивительному этому краю, только начинаем справа, т.е. с востока Владимирского Ополья, с самого Владимира.

Сначала были обычные наши пункты: Черноголовка, откуда выехал я; Ямкино, где нас уже было четверо; Ногинск, через который выехали на Горьковское шоссе; Петушки, где подсели Алексеевы и нас стало шестеро, полный комплект, внимательных и благодарных слушателей... Снова за рулем Сережа, снова в машине Масловы, Алексеевы и я. Едем и слушаем Володю, а слушать его, поверьте, интереснее гораздо, чем читать путеводители и энциклопедии. Все же по некой уже привычке привожу (мелким шрифтом) и справочные данные (старался ведь, отбирал) об «объектах» нашего обозрения, ибо передать нюансы володиных рассказов я просто не берусь.

Да, но проезжаем вот уже Владимир , как бы по боку его. А когда в огромном «Глобусе» на окраине затариваемся и пьем кофе, то старый центр города остается справа и уже сзади. О Владимире написаны десятки толстых и тонких, всяких, книг, статей же, наверное, - тысячи. А мы вот его сегодня просто проезжаем, но для порядка кратко что-то скажем. Володя о реках местных говорил, о киевских аналогах и т.д., ну а я для полноты картины даю сухую, хоть и не совсем краткую справку:

Владимир, древняя столица Северо-Восточной Руси, стоит на левом берегу Клязьмы в 176 км к востоку от Москвы. Из славян первыми сюда стали проникать в 9-10 вв. ильменские словене, потом и другие. Заложен город, скорее всего, Владимиром Мономахом в 1108г., но существует версия и об основании его в 990г. Владимиром Красное Солнышко. Расцвет города приходится на княжение братьев Андрея Боголюбского (перенесшего в 1157г. сюда столицу Ростово-Суздальского княжества) и Всеволода Большое гнездо. В 1238 г. и позднее город подвергался татарскому разорению; тем не менее, оставался номинальной столицей русских земель, а с 1299 по 1325 г. - резиденцией русских митрополитов. При Дмитрии Донском Владимирское княжество слилось с Московским. С 1778г. Владимир - центр наместничества, с 1796г. – губернии. В 1929-44 гг. город входил в состав Ивановской Промышленной области, в нем появились крупные промышленные предприятия. В 1944г. Владимир становится центром области. Он связан ЖД с Москвой и Н.Новгородом с 1861-62 гг., летом 2010 г. пущен «Сапсан». В 1958г. был создан Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Историко-архитектурное наследие прежде всего представляют три белокаменных памятника домонгольского зодчества: Успенский собор (1158-60, 1185-89; фрагменты фресок А.Рублева и Д. Черного); Дмитриевский собор (1194-97) с богатой декоративной резьбой на фасадах; крепостные Золотые ворота (1158-64). Всего в городе 239 охраняемых государством зданий 18-19вв. Население города с 30 тыс. в 1899г увеличилось до 350 тыс. в 1989г., уменьшилось «под ветром перемен» до 316 тыс., затем снова поднялось до 345 тыс.чел. (2010 г.), по-видимому, за счет «выкачивания» из области, где жить становится невозможно.

Последним Городским головой (1905-17гг.) был Н.Н. Сомов, самым «продолжительным» председателем Владимирского горисполкома - Р.К. Магазин (1963-79гг.). Владимир - родина адмирала М.П. Лазарева, физика А.Г. Столетова и его брата, героя Шипки генерала Н.Г. Столетова, композитора С.И. Танеева, юриста В.И. Танеева, диктора Ю.Левитана, актёра А. Баталова, многократного олимпийского чемпиона Николая Андрианова. В городе учились или работали Сперанский, Грибоедов, Герцен, Бальмонт, Шмелев, Венечка Ерофеев. В 1945-56 гг. содержался во Владимирском централе, а в 1960-76гг. жил во Владимире В.В. Шульгин. Известный русский меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов был Почётным гражданином города.

Около 12 ч. отъезжаем от «Глобуса». Наша цель сегодня - Суздаль, до него от Владимира совсем недалеко - 26 км к северу. Промелькнули быстро они - и уже город этот сказочный показывает свой профиль, но Алексеев заворачивает нас вправо, туда, где обитал князь, - в Кидекшу (это примерно то же самое, что Боголюбово было для Владимира).

Кидекша - село в 4 км от Суздаля при впадении в Нерль реки Каменки (она же - Кидекша). Мерянский суффикс «кша» типичен для названий рек - Колокша, Мокша, Икша. Укрепленное поселение существовала здесь и до того, как Юрий Долгорукий в 1152г. построил церковь Бориса и Глеба. По легенде на этом месте когда-то располагалось становище святых князей («на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома»). Во времена Долгорукова Кидекша являлась отдельно стоящим (подальше от бояр!) укрепленным княжеским городком, контролировавшим речные пути в Суздаль. Именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями. В к. 12- н.13 вв. городок был достаточно большим: общая длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины валы были в Дмитрове, и ненамного длиннее - около 1,4 км - в Суздале. В 1238 г. Кидекша была разорена татарами.

В Кидекше любуемся самым ранним памятником владимиро-суздальского зодчества, первой белокаменной постройкой Северо-восточной Руси – церковью Бориса и Глеба. Она, правда, хоть и 1152 года, но сильно перестроена в 18-м веке. Зато часть фресок сохранилась от основания. Прост этот кубический одноглавый трёхапсидный храм, а впечатление силы и мощи, «силы и славы» производит. Мне, к тому же, приятно, по местечковому моему патриотизму, что искусствоведы и историки отмечают: «монументальный крепостной облик храма ещё близок сооружениям Новгорода и Пскова». Гораздо позднее появились Святые ворота (к.17-н.18 вв.) к спуску на реку, теплая церковь Св. Стефана (1780), шатровая колокольня (18 в.). Колокольня эта прилично наклонена и может считаться нашей Пизанской башней. Нет, пожалуй, еще наклониться надо поболе, тогда уж точно народа здесь будет невпроворот. Но и так мы довольны, не потому, что падает колоколенка наша, а потому, что не упала и, дай Бог, не упадет! Довольные, едем уже в собственно Суздаль .





Суздаль

Суздаль (Суждаль) - город-заповедник, расположен на реке Каменке. В Новгородском кодексе упоминается под 999 г., в летописи - под 1024г. (в связи с восстанием волхвов). В н. 12 в. при Ю.Долгоруком был центром Ростово-Суздальского княжества, в 1157 г. А. Боголюбский перенес столицу во Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским. С сер. 13 в. - столица самостоятельного Суздальского, в н. 14 в. - Суздальско-Нижегородского княжества, с 1392 г. в составе Великого княжества Московского. С 1796 г. - уездный город Владимирской губернии. К 16 в. здесь существовало 11 монастырей (к н. 19 в. сохранилось 5). В 1967 г. принят Генплан развития Суздаля как города-музея, из него вывели исправительные учреждения, на окраине, в Коровниках, построили Главный туристский комплекс, развернули музейные экспозиции. В к. 19 в. в городе жило 8 тыс. чел., максимум в советское время - 12 600, последние годы - чуть меньше 11 тыс. Экономика города основана на приёме и обслуживании туристов: гостиничный бизнес, общественное питание, «Цех сувениров города Суздаль», завод по производству медовухи. Большое число архитектурных памятников: Суздальский кремль и 3 церкви у крепостных валов, монастыри Спасо-Евфимиев, Покровский, Александровский, Ризоположенский, Васильевский, ансамбль Торговой площади с Торговыми рядами (1806-11) и 6-ю церквями, Музей деревянного зодчества, храмы на Посаде, на Заречной стороне, в слободе Скучилихе, в близлежащих сёлах Коровники, Михали, Ивановское. Добавим еще скульптурные памятники князю Пожарскому и поэту Лебедеву.

Ни один экскурсовод не забудет назвать знаменитых людей, связанных с Суздалем, а это уже помянутый и похороненный тут Пожарский, царские жены Соломония Сабурова и Евдокия Лопухина, это отец русского фарфора Д.И. Виноградов, государственный деятель Н.А. Маклаков (МВД), революционер, поэт и теоретик научной организации труда А.К. Гастев, реставратор и искусствовед А.Д. Варганов. Перечислят и несколько популярных фильмов, что снимались в Суздале, а всего их более 50. Среди них - Женитьба Бальзаминова (1964), Метель (1964), Царская невеста (1964), Андрей Рублёв (части «Набег», «Колокол», 1966), Душечка (1966), Ярослав Домбровский (Польша, 1975), Осенние колокола (1977), Мой ласковый и нежный зверь (1978), Тема (1979), Юность Петра (1980), Россия молодая (1981), Чародеи (1982), Серебряное ревю (1982), Мёртвые души (1984), Пётр Великий (США, 1985), Про бизнесмена Фому (1993), Волшебный портрет (1997), Классик (1998), Царь (2008), Пелагия и белый бульдог (2008), телесериал Школа (2010).


Суздаль. В музее кино

Список этот киношный весьма неполный, а полный, знаю теперь, имеется у Юрия Васильевича Белова, суздальского краеведа, журналиста, исследователя, основателя удивительно притягательного (да, наверное, так надо назвать!) Музея кино. Вот в этом музее мы первым делом и побывали, и сказать, что там было интересно - ничего не сказать. Юрий Васильевич, кроме всего прочего, выпускает уже 22 года (!) краеведческую газету «Вечерний звон», а в любом списке литературы по истории Суздаля, наряду с такими фамилиями как Варганов, Воронин, Вагнер, Ямщиков, Достоевский (да-да, внучатый племянник, искусствовед, годы жизни 1884-1937), вы обязательно встретите и обстоятельную книгу Белова 1986 года издания. Вот как нам повезло с «чичероне», и опять с подачи В.Н. Алексеева! Ни об одном фильме ничего не скажу, чтобы разжечь любопытство, а оно неминуемо к Ю.В. и в его музей приведет. Он знаком был почти со всеми режиссерами, художниками и основными актерами, в городе снимавшимися. Но пусть это рассказывает он сам, а он умеет это делать, и тут они с Володей нашим могут посоревноваться.

После музея показал он нам еще и город, а потом отвезли мы его в какую-то частную гостиницу (их полно теперь в Суздале, и все они в эти каникулы забиты москвичами), где его ожидала очередная делегация. И вот интересная и пикантная, так сказать, деталь в связи с этим. У входа в гостиницу висит табличка типа дорожного запрещающего знака - в круге темный профиль девушки, ясно какого поведения, перечеркнут косой полосой: дескать, с улицы не приводить, свои есть. Ну что тут скажешь - наверное, правильно!..

Мы в Спасо-Евфимиевом монастыре. Берем билеты, причем с меня требуют паспорт, не верят, что пенсионер. Идем в собор. Замечательные росписи, трогательное, удивительно - возвышенное пение небольшого хора («Молитва о России»), выходим как зачарованные. И слушаем суздальский звон (звонят по несколько раз на дню, для туристов, конечно). Неплохо, совсем неплохо. Но с троицким звоном, с ТСЛ, с о. Антонием не сравнить! Да так и должно быть. Здесь - для туристов, а там звонят для Бога!

Затем мы в тюрьме, в бывшей, естественно, монастырской тюрьме. Ну и как, спросите? А хорошо! Не сидеть, конечно, а смотреть. Понравилось. Богатая экспозиция. Один предсказатель Авель чего стоит?! Старообрядческие владыки. Красные командиры. Академик-экономист Кондратьев. Немецкие генералы и офицеры во главе с Паулюсом (жил в алтаре соседней церкви). Кого только тут не было, последней была девченочья колония. В нее Гагарин приезжал. Не отказался, не погнушался Юра встретиться с малолетними преступницами...


Дома у Юрия Васильевича Белова

Ну а у нас вечером дружеское, нет, даже не так - вечером семейное, считай, у нас застолье. Прелюбопытнейший разговор с Беловым. Он, кстати, и книгу о Суздале, написанную Милием Достоевским, показал. Алексеев же показывает интересную и любовно сделанную компьютерную презентацию. Особая речь у нас зашла о Савве Ямщикове. Он любил Суздаль, много раз бывал здесь. А Ю.В. близко знал его. И хоронил, один из немногих, его в Пушкинском заповеднике...

4.1.12. ср.

Утром едем в Покровский монастырь, переезжаем Каменку, проезжаем немножко по Стромынке (начинается с отеля «Стромынка, 2») и сворачиваем на улицу Покровскую. В монастыре все в снегу, бело, чисто. Монах рыжебородый выговаривает женщине, что на штанишки-то юбку хорошо бы приодеть. Но по-доброму говорит, добродушно. Идем в храм, к Соломонии, записки подаем...

Возвращаемся в город мимо очень красивых ворот Ризоположенского монастыря (там и самая высокая в городе колокольня, что-то около 72 м или даже больше, надо в реестр российских колоколен внести), сворачиваем, выходим на смотровую площадку у Торговых рядов. За ними Торговая площадь, от нее фактически начинается Слободская живописная улица, за рекой как раз и переходящая в дорогую для нас Стромынку. Сзади нас резиденция епископа Валентина, теперь уже не епископа даже, а Митрополита Суздальского и Владимирского, возглавителя РПАЦ. В этой системе и Ардов служит о. Михаил, шутник. Глеб-то Якунин, драчун, - не с ними ли?

Продвигаемся с Е.Н. к Кремлю, там встречаем остальную нашу компанию. Осматриваем, опрашиваем, фотографируем. В путеводителях в принципе все есть, не буду вдаваться в подробности. По улице Лебедева и по Кремлевской то и дело пробегают лошадки, запряженные в нарядные сани. Бойко торгуют медовухой, еще чем-то. Народа нынче много в городе, в основном москвич, конечно. У остальных «россиян», русских, по крайней мере, деньги на такие развлечения вряд ли есть...

Думал, что мы будем выезжать в Юрьев-Польской по «нашей» улице, по Стромынке, но от нее сейчас, похоже, прямого выезда нет, а есть не совсем прямой. Мы же из центра Суздаля выехали через Пушкарскую слободу, Щипачиху и Ивановское, в результате катили не через Гаврилово - Обращиху, а через Туртино - Старый Двор. По дороге, по-моему, никого, или почти никого, не встретили. И нас никто не обогнал.

Да, сегодня у нас такой маршрут получился: Суздаль - Ивановское - Туртино - Тарбеево - Малининский - Старый Двор - Обращиха - Андреевское - Небылое - Звенцово - Федоровское - Леднево - Калиновка - Юрьев-Польский. Вроде так. Виды уже привычные, а потому после Суздаля как-то скучновато. Но про Старый Двор, Обращиху и Небылое надо сказать немножко. Старый Двор - на дороге Владимир - Юрьев - Польский.

Село Старый Двор в Опольском стане (вот, вот оно - Ополье-то - еще в каком веке!), по сведениям к.и.н. М. Российского, впервые упоминается в жалованной грамоте великого князя Ивана III Васильевича митрополиту Московскому Симону от 1504 г. «о неподсудности митрополичьих сел и деревень Владимирского уезда наместникам Владимирским и волостелям». С учреждением на Руси патриаршества село стало патриаршей вотчиной, в петровскую эпоху перешло в ведомство Св. Синода, после 1764г. - Коллегии экономии. Самое раннее описание села «при большой Юрьев - Польской дороге» связано с Генеральным межеванием (между 1764 и 1782 гг.). В нем числилось 75 дворов с 277 мужчинами и 280 женщинами, а также «церковь деревянная Николая Чудотворца». Площадь земельных угодий стародворского «экономического» имения составляла 1340 десятин, а общая характеристика такая: «земля серая спеском, хлеб средственный, покосы лутчия, лес дровяной, крестьяне на казенном оброке». В сер. 19 в. процветал здесь мукомольный промысел, за околицей «казенного» села (что «при пруде и колодцах») стояли семь ветряных мельниц. В нем насчитывался уже 91 двор (жителей 285 м. + 320 ж.). В н. 20 в. - 143 двора и 874 жителя, земская школа, почтовая станция.

Обращиха - в самом центре Ополья на Большой Стромынской дороге. Не первый и не второй раз по ней проезжаю и каждый раз задумываюсь над этим названием, и каждый раз думаю, что связано оно с обращением, обратным путем, поворотом, быть может, ведь на карте дорога от Юрьева как бы опускается до Обращихи, а потом снова поднимается к Суздалю, делая в общем-то приличный и не совсем для меня понятный крюк. Надо будет расспросить знатока этих мест Бориса Алексеевича Волченкова. Он наверняка знает и понял, почему так...

Обращиха - село Суздальского района. Если ехать из Владимира, то до него 28 км. Здесь дорога Владимир - Юрьев-Польский соединяется со старой Стромынкой. В селе Церковь Иоанна Предтечи, 1825 года, в стиле классицизм, до самого последнего времени стояла разбитая. Как и очень многие в России, уже, видимо, за ликвидацией русского крестьянства как класса и просто как народа, обреченные на полную гибель. Но вот здесь, осенью 2010 г., начаты восстановительные работы. Частично, сверху церкви, выставлены леса для доступа к ротонде, причем очень сметливо - с опорой на выпуски бревен из окон. И вот совсем уж недавно на храме воздвигнут купол с крестом. Крест пожертвован с Михаило-Архангельской церкви на Студеной Горе во Владимире. Благочинный Владимира и служил здесь по этому поводу.

Движение очень слабое, практически его нет, и когда выезжали из Суздаля, и здесь, в середке. Велосипедисты как-то тоже отмечали, причем летом, не зимой, что загруженность транспортом в Ополье в целом невысокая, а на участках Обращиха - Суздаль и Суздаль - Старый Двор - фактически нулевая. Вот какая судьба стариннейших российских дорог: даже и покрытие более или мене пригодное, так некому и нечему теперь ездить! Кстати, нынешний Стромынский тракт здесь самых скромных современных (или только советских?) стандартов для асфальтовых двухполосных дорог - ширина 7 м.


Небылое. Козьмин монастырь

Указателя на Небылое нет, или он как-то очень плохо поставлен, но нашего Володю не проведешь. Сворачиваем вправо. Череда двухквартирных колхозных или совхозных домов. Потом даже двухэтажные дома... На окраине, уже на понижении, на склоне, очень живописно расположен монастырь, небольшой, компактный, симпатичный такой монастырек...

Небылое, помимо прочего, - родина предков артиста Вицина, как говорят, - очень скромного человека и вообще человека очень приличного. В Музее кино у Белова мы видели вицинский автограф, где он как раз упоминает и это село. А судя по прекрасному зданию музыкальной (!) школы (ранее - больница), громадному, но сгоревшему ДК, было это не совсем обычное село.

Небылое - село в Юрьев-Польском районе, центр Небыловского сельского поселения. Находится на берегу Яхромы (притока Колокши) в 25 км на ЮВ от Юрьев-Польского. Впервые упоминается в 1464г. В 15 в. здесь был основан Козьмин (Косьмин) монастырь. В 17 в. село и монастырь были разорены поляками. В 1935-63 гг. - центр Небыловского района. Достопримечательность - Свято-Успенский Косьмин (Косьмо-Яхромский) мужской монастырь (1492) с Никольской надвратной (1694), Успенской (1675) и Спасской (1666-75) церквями. Основан преп. Космой Яхромским, иноком Киево-Печерской лавры, на месте явления ему иконы Успения Божьей Матери. В 1624 г. монастырю было пожаловано село, в сер. 17 в. возведён каменный Успенский собор. С 1665 г. 9 лет игуменом был иеромонах Золотниковской пустыни Митрофан, будущий епископ Воронежский. В 1684 г. Космин монастырь передан в ведение Патриаршего дома. В 1923 г. монастырь был закрыт, в 1996-м возвращён Церкви. К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма.

Осмотрели монастырь не только снаружи, но и изнутри. Я еще поговорил в селе с местными людьми. К монастырю здесь относятся хорошо, но просят отремонтировать Дом культуры. В «Кафетерии» выпивают мужики, ведут себя тихо, закусывают килькой в томатном соусе, как в добрые старые времена, вспоминают о них со слезой, слегка уже пьяной…

Нас же в монастыре напоили чаем. Когда выходили из трапезной, неожиданно, после двух пасмурных дней, на золотых куполах обители заиграло солнышко. Жизнь налаживается!?

Въезжаем в Юрьев-Польской . Почти моментально оказываемся в центре его, т.е. со стороны Суздаля здесь все близко. Но по сравнению с Суздалем город просто пуст...


Юрьев-Польской

Юрьев-Польский (Юрьев-Польской) - центр Юрьев-Польского района Владимирской обл. Расположен на реке Колокша (притоке Клязьмы), в 68 км к СЗ от Владимира и в 180 км к СВ от Москвы. Город был основан в 1152 г. Ю. Долгоруким. По его приказу была сооружена почти круглая крепость, которая была обнесена сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами. В центре крепости, в 1234 г. был возведён Георгиевский собор. С 1212г. Юрьев-Польский - центр удельного княжества, во главе которого встал сын Всеволода Большое Гнездо князь Святослав. При нем в городской крепости основан Михайло-Архангельский монастырь. В 1216 г. в окрестностях состоялась Липицкая битва. В 1238, 1382 и 1408 гг. город разорялся монголо-татарами. С 1340г. он в составе Великого Московского княжества. В Смутное время Юрьев-Польский был сожжён поляками. С сер. 17в. начался экономический рост города, чему способствовало его нахождение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. В 17-18 вв. заново отстроен Михайло-Архангельский монастырь (надвратная Богословская церковь 1670г., шатровая колокольня, Знаменская трапезная церковь). С 1796 г. - уездный горол Владимирской губ. 11 июля 1919 г. местные учреждения были разграблены бандой штабс-капитана Ефима Скородумова (Юшки). В 1920 г. основан Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей. До 2010 г. Юрьев-Польский имел статус исторического города, однако приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. этого статуса лишён. Просто и быстро. Нет, между прочим, в новом списке исторических городов и моей родной Старой Руссы...

Промышленность города составляли ткацко-отделочная фабрика «Авангард» (и сейчас выпускает махровые ткани, но очень мало), завод «Промсвязь», ОАО «Юрьев-Польский мясокомбинат», Спиртовой завод, ОАО «Юрьев-Польский завод сухого обезжиренного молока». В районе развито (лучше сказать - было) коневодство (владимирские тяжеловозы), мясо-молочное животноводство. Динамика численности населения города такова: в конце 19 в. - около 5800 чел., в 1980-е - 22 с лишним тыс., сейчас - 19,4 тыс. и продолжает уменьшаться. В филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника входят: Михайло-Архангельский монастырь с собором (1792), Знаменская церковь (1625), Георгиевский собор (1230-34, реконструкция 15 в.), валы Юрьев-Польского кремля 12 в. Фильмы тут тоже снимались, но только два, а не 50, как в Суздале: весной 1968 г. - первая серия фильма «Золотой теленок», в 2008 г. – «Юрьев день».

В Юрьеве оставляем вещи в гостинице «Покровская» и продолжаем наши исследования Ополья. Георгиевский собор, монастырь, музей оставляем на завтра. Сейчас едем в самую северную часть Владимирской области. Красное, Ополье, Федосьино - т.е. едем точно так, как в мае мы с А.Г. Кривенко пробивались в Гаврилов Посад по одному из возможных русел Стромынской дороги. Она в к. 18-го - н. 19-го в. вела уже не в Суздаль (там все движение «перехватила» давно Владимирка), а в несколько неожиданно и сильно развившийся Иваново-Шуйский (или Шуйско-Ивановский, все-таки уездным центром была Шуя) промышленный (текстильный) район... К этому разговору мы еще не раз вернемся, но после обсуждения с Б.А. Волченковым...


Крепостные валы Городища

И вот слева Городище . Село довольно большое, где-то цифру нашел - 423 человека живет. Высокая полуразрушенная колольня торчит над окружающим пространством. Около магазина громкая речь, не поймешь - празднуют или ругаются. Или все сразу, одновременно. Но народ, значит, есть, слава Богу. На окраине, почти, села высоким валом (метров 5-6, Алексеев измерил) и рвом, иногда разливающемся в целую реку, окольцовано довольно большое пространство, эффективный, так сказать, диаметр не меньше 300 м. Внутри, похоже, школа была еще недавно, судя по типичным для школ насаждениям, сейчас только несколько домиков. Говорят, что в 11-13 вв. располагался за этими валами город Мстиславль. Почему исчез он, не возродился - остается загадкой. Ну а колокольня осталась от церкви Воскресения Словущего, 1804 г. постройки. Храм взорвали или разобрали, колокольню почему-то не тронули, там даже остатки росписей можно разглядеть - «Вход Господень в Иерусалим», например…

Исчезнувший Мстиславль - это, конечно, крайне любопытно, но юрьевские краеведы связывают с этими местами еще одно событие, немалого масштаба, 1216 года.

В конце апреля 1216 г. здесь (правда, другие считают, что около ст. Осановец, недалеко от Гаврилова Посада, там и мемориал стоит уже, а здесь - нет) произошла самая известная - Липицкая - битва внутрирусских междоусобиц. Новгородцы, псковичи, смоленцы и ростовцы сражались против владимиро-суздальских дружин и ополчения. Как получилось-то? В 1215 г. работавший в Новгороде по найму князем Ярослав Всеволодович, будущий отец Александра Невского, рассорился с новгородцами и в Торжке «перенял хлеб», т.е. не пускал далее к Новгороду зерно из Ополья. В Новгороде начался голод, там призвали к себе князя Мстислава Удатного, еще союзников, к ним присоединился и старший, обиженный брат Ярослава - Константин Всеволодович. Войска противников встретились около, мол, загородного княжеского замка Мстиславля. Дружинники Ярослава Всеволодовича побежали первыми, дальше - ясно...

В результате владимирский престол занял Константин, блокада Новгорода была ликвидирована, справедливость, вроде, восторжествовала, но вот где точно она восторжествовала - в Юрьев-Польском районе или Гавриловопосадском так мы и не знаем точно... И едем сейчас из Городищ мимо «индустриального» когда-то поселка с бодрым названием (так не подходящим к нашему времени) «Энтузиаст», который остается справа по движению. Проскакиваем Юрково, Беляницыно. В мае мы с Кривенкой перед Беляницыно свернули вправо, на восток, в Ивановскую обл., на Скомово и далее на ГП, а сейчас мы держим курс точно на север. Впереди Григорово, Сваино, Подолец ...

Подолец - село древнее, может, даже 11-12 вв., принадлежало когда-то князьям Милославским, они в 17-м веке и построили у пруда очень нарядную и оригинальную по композиции церковь Троицы. В «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» (1893) говорится: «Престолов в ней четыре: в верхнем этаже - в честь Св. Живоначальныя Троицы (главный престол) и во имя Св. апостола Андрея Первозванного, в нижнем этаже - во имя Св. Богоотец Иоакима и Анны и во имя Св. Марии Египетской. В приделе Марии Египетской погребены князь Сергей Михайлович Милославский и две супруги князя Михаила Васильевича (« лета 7127 (1619г.) июля в 11 день на память святые мученицы Евфимии убиен бысть раб Божий Сергей Михайлович Милославский»)... Земли при церкви... всего 33 десятины... Приход состоит из одного села Подолец, в котором числится 70 дворов, душ мужского пола 279, а женского пола 359 душ».

Да, в Подольце красивейшая (к тому же снаружи недавно разукрашенная, чуть, может, ярковато) церковь. Мы поговорили с девчонками, катающимися на замерзшем пруду. О жизни здесь, учебе в Энтузиасте, восстанавливаемом храме (в нем клуб когда-то был, «старый»), обвалившемся «новом» клубе. Бабушка одной из них оказалась старостой церкви, она и показала нам храм и даже на колокольню пустила, приятная женщина, из Королева, Черноголовку знает...

Севернее Подольца только деревня Шордыга , в 4 км отсюда. Там тупик дороги, там конец Ополью, там почти не осталось народа, но там какое-то очень хорошее теплое озерко, куда из Подольца ходят и ездят купаться - рассказали нам девчонки. Там уже леса сплошные начинаются, немногочисленные оставшиеся мужики пытаются что-то в них добывать, а в 20-е годы бандиты из банды Юшки укрывались, когда же не скрывались, то коммунистов резали, магазины грабили. Классы все же были и классовая борьба была...

Вечером мы все в гостинице, опять за общим столом...

5.1.12. чт.

Погода портится, в том смысле, что становится все теплее, ощущение русской зимы, которое было в Суздале, пропадает. Хмуро, везде лужи, дождь, туман даже. Утром после завтрака, который принесли прямо в номер, идем в монастырь: в храм, потом в музей. У них очень хороший раздел войны 1812 года. Она была далеко отсюда, но здесь, в Симе, в усадьбе своих друзей и дальних родственников Голицыных, умер Багратион. В музее знаменитая карета, на которой везли раненого генерала, очень хитроумно и качественно сделанное средство передвижения. Ею одной можно любоваться и изучать ее долго. А здесь много других материалов, некоторые касаются и Богородского уезда, наших партизан, Владимирского ополчения...

Десятки раз, наверное, уже был я в Юрьеве, и каждый раз не могу пройти равнодушно мимо изумительного Георгиевского собора (1234), мимо его бесподобных флоро-фаунных и бого-человеческих рельефов. Мы видели позавчера первый, а сегодня - один из последних, если не последний памятник-шедевр белокаменной архитектуры земли Владимирской домонгольского периода. До нашествия оставалось всего 4 года, когда его освятили. Через два с половиной почти века покоритель Новгорода и создатель действительно Великой Руси Иван III велит отремонтировать сильно поврежденный собор. Тогда резные камни вновь положат в стены, но уже в другом, часто произвольном, порядке и превратят, таким образом, храм в огромную каменную, неразрешимую загадку...

Прогуливаемся с Е.Н. и В.Н. по крепостным валам. Смотрим на домики жителей сверху вниз. А вот храмы и колокольни все равно гораздо выше нас. Кстати, самая высокая колокольня города - из сравнительно новых - 1902 года, в Петропавловском монастыре. По Пэнэжко ее высота «всего» 60 м, но нам кажется, что она вряд ли существенно меньше колокольни Ризоположенского монастыря в Суздале...

По благословению настоятеля перекусываем в монастырской трапезной (в старинной круглой башне!), молимся, садимся в наш, пусть и не совсем путевый, но верный, привычный и испытанный микробус. Что ж, в обратный путь! Командор Алексеев объявляет маршрут: Юрьев - Турсино - Ратислово - Карандышево - Фетинино - Алепино. Далее в Ставрово и Лакинск. По диагонали, но спускаемся с севера Ополья на юг. Так мы, возвращаясь из Рыбинска, ехали и летом в 2009 г., тем летом, когда умер Савва...

Любуемся просторами Ополья из окна машины. Январь, но четко видно, где распахана земля, а где уже запущена. На территории Юрьев-Польского района уже не останавливаемся больше. Вздыхаю, что так и не разобрались с Ганшиными и Овсянниковыми, местными промышленниками, их фабриками и их усадьбами, опять оставляем на будущее. Усадьба одних из Ганшиных (но каких?) была в селе Косинском. Это перед Юрьевом на Стромынском тракте, ну а мы едем совсем в другом направлении...

Собинский район начался. Впереди маячит Фетинино, владение «Суворочки». Потом остается сбоку, не заворачиваем, бывали там раньше.

Усадьба (к. 18 в.) принадлежала Наталье Зубовой, урожденной кн. Суворовой. Сохранились парк, церковь, часть усадебного дома, хозяйственные постройки (конюшня, молочная кухня). После смерти отца-генералиссимуса дочь перевезла из Ундола сюда старый отцовский деревянный дом. Он, конечно, не дожил до нашего времени. Но и главный, кирпичный, дом, похожий на храм, с куполом когда-то - в ужасном состоянии. Полукруглыми галереями-переходами соединялся он с каре конного и скотного дворов. Все у Натальи Александровны было под рукой. Было, да прошло... Числится, тем не менее, местечко среди 43-х исторических усадеб Владимирской обл. А в Новгородской обл. Выбити князей Васильчиковых числятся. Примерно в таком же положении, если не хуже...

По традиции обязательно заглядываем в Алепино , родное село Владимира Солоухина и место его упокоения... Зимой не сразу все узнаешь: церковь совсем забитая какая-то, пруды замерзшие, дом Солоухиных выглядит одиноко и бедно. Проезжаем прямо к кладбищу. Судя по отсутствию следов, в новом году мы первые идем к Писателю...

Решили заехать и в Черкутино - на родину Сперанского, крупнейшего нашего государственного деятеля, создателя Полного собрания законов Российской империи. Для этого отвернули куда-то, я уж и запутался, но В.Н. отлично карту знает, при этом ведет интереснейший рассказ, и то, что здесь мелким шрифтом - только жалкое отражение его блестящей лекции.

Черкутино - село тоже Собинского района в 60 км на СЗ от «области» (на автодороге Владимир-Кольчугино) и в 27 км от райцентра, бывший сельсовет (теперь все по-другому называется). Слово, одни считают, означает «Красивый уголок», другие производят от «Черквы», что, мол, в произношении выселенных сюда при Иване III новгородцев означало церковь. Я, правда, за своими земляками-новгородцами, даже староверами, такого выговора не замечал. А вот церковь Косьмы и Дамиана здесь действительно была - и аж до 1967 г. Сейчас от нее только колокольня (1801 г.) круглых обводов осталась, в ней и служат. Еще тут, но на отшибе, церковь Николая Чудотворца (1736 г.), ансамбль усадьбы Салтыковых (1730-х гг.), дом Сперанского (к. 18в.). И чтобы сразу стало ясно: генерал-фельдмаршал, граф, а потом светлейший князь, Николай Иванович Салтыков (1736-1816), президент Военной коллегии, председатель Государственного совета и Комитета министров, имел в Черкутино усадьбу. Теперь в ней что-то типа дурдома. А граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839, графом-то успел побыть только 41 день) отсюда родом. Дом его отца, местного священника, - полуразваленный, но еще стоит. Отец у графа - Михаил Васильевич, мать - Прасковья Федоровна, а вот жена - урожденная Стивенс и граф - видный и влиятельный масон. Да что говорить, если сам митрополит Платон... Еще в селе были хорошая столовая и неплохой магазин, в который друзья Солоухина ездили за водкой, если в Алепино кончалась...

После графского Черкутина 18 км едем до купеческо-промышленного Ставрова. Потом Курилово с известной молочной фирмой. Рыбные пруды за ним...

Стоим в Лакинске , бывшем Ундоле, Суворовском когда-то владении. Передышка. А мысли текут, и какие-то невеселые, неновогодние. Вот шел когда-то из Ополья во Владимир, в Новгород, а потом-то в основном в Москву хлеб. Позднее - и молоко, и мясо, и даже рыба. Кое-что идет еще и сейчас, пока в ВТО не «вступили нас».

Но ведь уже «вступили нас», крестьян последних не спросясь! Ну вот вам и окончательное решение русского вопроса! И сжимается сердце, как и при виде разрушенных храмов, мертвых деревень, пьяных поселков...

Но вспомнились снова и Имена, что слышали мы за эти три дня во Владимирском Ополье. Светлые и грозные имена Андрея Боголюбского, Сергия Радонежского, князя Пожарского, генералиссимуса Суворова, князя Багратиона, несломленных староверов в суздальском заточении, несломленного Саввы Ямщикова. И стало легче. Будут, будут и у нас свои Пожарские! И дальше промчались быстро и легко: Петушки - Малая Дубна - Ногинск - Ямкино - ЧГ. В 9-35 утра вышли мы сегодня из «Покровской» гостиницы на расплывшиеся улицы Юрьева-Польского, а в 17 часов были уже дома.

Суздальское Ополье. Или Владимирское, или Юрьевское. Огромная степная территория в центре страны. Она возникает совершенно неожиданно из расступившихся лесов и кажется такой нездешней, что жители почти каждого города, который находится в Ополье, стараются дать этой территории название по своему городу. Но чаще всего Ополье называют суздальским.

Оно действительно похоже на степь, хотя до природных южных степей, которые начинаются от Рязанской области, здесь не одна сотня километров. Учёные до сих пор пытаются понять, почему так вышло, что леса здесь вовсе нет. По одной версии, во всём виноват ледник, хитро прошедший по этим землям, а по другой версии, которая сейчас и принята за основную, пришедшие сюда сначала финно-угры, а позднее и славяне в конце первого тысячелетия вырубили широколиственные леса и начали настолько активную хозяйственную деятельность, что лес сюда так и не вернулся.

Церковь Михаила Архангела в селе Весь

С течением времени в Ополье стали появляться очень крупные поселения, некоторые по своим размерам превосходили даже укреплённые древнерусские города, хотя жили в этих поселениях в основном земледельцы. Интересно, что нынешние огромные сёла здесь - прямые наследники древних и находятся зачастую на том же самом месте, до сей поры являясь крупными центрам сельского хозяйства. Уникальное явление для современной центральной России.

Большому селу - большой храм. Они тут огромные, почти все полуразрушенные, открытые всем дождям и ветрам. Вспоминается стихотворение поэта Владимира Алейникова, где были такие строчки «И влагой полнятся ночной и базилики и баклаги»… Необычны и посвящения этих храмов - , Антипе, епископу Пергамскому, .

Церковь Рождества Богородицы в селе Менчаково

В одном месте рядом стоят 4 церкви во имя . Вроде таких много, но тут они соседствуют. Так как в Ополье всё связано с сельским хозяйством, посвящения церквей тоже напоминают об этом. Святой либо считается покровителем того или иного вида земледелия или скотоводства, либо день его памяти должен выпасть на время года, максимально свободное от полевых работ.

Однажды я обратил внимание на то, что обычно, стоя в Суздальском Ополье одновременно видишь от 3 до 7 храмов. Наверное, лет 40 назад их было еще больше. Различные колхозные реформы, делившие и, наоборот, укрупнявшие , привели к тому, что появилось большое количество неперспективных сёл.

Село Кистыш. Надгробие на местном кладбище

Это характерно для всей страны. Много пустошей, или, как их ещё называют красивым словом, урочищ и в Суздальском Ополье. О том, что тут жили люди, сейчас и не догадаться - кругом какие-то кусты, да заросли одичавших яблонь.

Одно из таких бывших сёл, Торки, особенно примечательно. Ещё лет 35 назад здесь жили люди, до позапрошлого года бывшие селяне выращивали на своих старых огородах картошку. Теперь же о селе напоминает только крохотный обрубок колокольни храма Солунского.

Церковь Михаила Архангела в селе Весь

Раз в несколько лет возле этого обрубка бывшие жители Торок отмечают день села. Накрываются столы и начинаются воспоминания, которые каждый раз всё больше походят на поминки… В 1960-е, совсем недавние, здесь кипела жизнь, ходил автобус, до конца 1950-х вовсю работала машинно-тракторная станция, а ещё раньше, в конце XIX века в Торках было без малого 100 дворов и проживали почти 600 человек.

Фрески внутри церкви Михаила Архангела в селе Весь

В 1903 году в поисках русского традиционного костюма в Торки приходил Николай Рерих. Это было задолго до его увлечения восточными практиками. Рерих тогда почти целое лето жил в соседнем селе Шекшове. Однажды я решил найти дом, в котором он останавливался. Кто-то мне сказал, что на доме том висит мемориальная табличка. Про Рериха никто из жителей села не слышал. Они посоветовали мне обратиться к местному батюшке. У него, мол, много рабочих трудятся. Может, и Рерих среди них найдется. К слову, табличку я потом обнаружил: висела она на здании сельсовета. Ещё одна деревня, о которой сейчас ничего не напоминает, - Кощеево. Это родина выдающегося украинского архитектора Валентина Ежова, который после войны застроил почти весь Крещатик. Почти всю жизнь он прожил в Киеве, но когда его спрашивали, откуда такая любовь к архитектуре, он неизменно вспоминал, что родился в считанных километрах от древнего Суздаля.

Церковь Рождества Богородицы в селе Романово

В Суздале бывали многие из нас - приезжали попить медовухи, отпраздновать День огурца, поглазеть на храмы. А про это волшебное Ополье, пожалуй, почти никто и не знает. Если не полениться, пройти этот маленький город насквозь в любую сторону, из яркого, сияющего и довольно гламурного пространства вы попадёте в совершенно иное измерение. Гарантирую, вы ощутите себя как Люси, для которой в платяном шкафу впервые открылась дверь в

Из Москвы в Юрьев можно попасть по трем основным трассам, ярославской, владимирской или по щелчку.
Я обычно езжу по ярославской М8, сворачивая в Переславле-Залесском. Раньше это была Владимирская губерния, и как раз здесь проходят границы еще более древнего Ополья. В этих местах, что называется, душа разворачивается и становиться легче дышать.
После скованных городских джунглей так и хочется спеть широокаааа, страна моя родня.. или сплясать что-нибудь под гармошку с балалайкой

2. Так же этот маршрут хорошо подходит для выходного дня, так сказать малое золтое кольцо, каждый может включить в него свои города по нраву, но этот минимум из Сергиева-Переславля-Юрьева-Суздаля-Владимира как нельзя лучше подходит для одних выходных, ну пожалуй сюда еще можно добавить Калязин-Углич-Ростов, для слегка увеличенного по времени варианта.
Но повторюсь, весь цимус в том, что здесь лучше не спешить.


3. Дорога будет проходить через богатые историей места, я бы так же рекомендовал посетить с.Сима, былой вотчиной Ивана Грозного, позднее там обосновал свою усадьбу князь Голицин в гостях у которого скончался Багратион.
В нескольких километрах от Симы в Федоровском, можно осмотреть остатки , парковое хозяйство и Троицкую церквушку 1829


4. Основные достопримечательности окрестностей это конечно же храмы и городища. Богородице-Рождественская церковь 1805г даже имеет свой сайт, иди не куда у нас обычно принято посылать, а в храм www.idivhram.ru/
Вдали за ней Воскресенская колокольня 1894, что на месте исчезнувшего древнего города Мстиславля .


5. Можно направить свои стопы и в его сторону, и таким образом попасть в Суздаль, через Гаврилов-Посад, встретив по пути не меньшее кол-во храмов,


6. а можно просто скоротать вечер, любуясь пасторальным пейзажем.


7.


8. Конечно лето идеальное время для путешествий по нашей стране и этим местам в частности, осенью и правда все достаточно хмуро,


9. но если показывается солнце, оно сразу поджигает осенние краски на листве


10. Если же мы поедем от Владимира, то прокатимся по многочисленным русским горкам


11. впрочем основная трасса из Суздаля тоже ведет именно по ним


12. Вдоль дорог насажены защитные лесополсы, но я крайне рекомендую свернуть на какой-нибудь проселок и заглянуть за них


13. Сразу же вы наполнитесь каким-то непередаваемым ликованием от бескрайних панорам древней Руси


14. Михайло-Архангельский монастырь хоть и не блещет золотом куплов, но тоже весьма неплохо заполняет душу скромным покоем


15. Тут начинаешь понимать всю несуразность слова пОльский, и своими глазами уверяешься, что он именно польскОй


16. Помимо церквей, в деревнях встречаются маленькие уютные часовни.


17. но храмов все же больше


18. Достаточно много урочищ, возникших в период коллективизации. Кроме рощиц и за редким исключением скудных остатков строений уже мало что напиоминает о том, что здесь жили люди.


19. Не смотря на то, что у меня дача в этих краях, я почему-то редко сворачивал с главной дороги, исключения составляли мои , в 1970-90х, в этих местах дислоцировалось 3 полка межконтинентальных баллистических ракет, а это ни много ни мало 30 площадок.


20. Не стоит переживать об утечках радиации, все чисто и проверено для широкой общественности в том числе мной.
Позиции рекультивированы и и все что о них напоминает, это остатки дорог и лишь все те же рощи, в которых они прятались.


21. В этот раз я решил не останавливаться точкой маршрута, а посмотреть куда меня приведет достаточно качественный проселок, по нему можно комфортно катиться и на обычной легковой при 60 км/ч, а больше и не надо, чтоб не упустить ничего из вида.
Свернув с основной трассы в Сорогужино в котором, для любителей кстати, тоже есть Богородице-Рождественская церковь 1808) я заглянул в Волствиново, чтобы узреть храм Вознесения Господня 1830 г


22. Так дорожка вилась-вилась и подвела меня под


23. Свято-Никольский женский монастырь, что основан в 1350 г


24. Звонница такого типа более характерная для псковско-новогородского зодчества и достаточно редко встречается в этих краях.
Храм действующий, рекомендую зайти. Кроме как под его покровом я, пожалуй, не встречал такого сконцентрированного кол-ва икон Богоматери.
Чтож, и тут не будем долго задерживаться, снова в путь


25. в селе Елох можно заглянуть в постепенно восстанавливаемую церковь Иоанна Богослова 1834 г


26. если поехать еще дальше


27. то можно лицезреть крест на месте храма того же Иоанна Богослова 1838 г во Фроловском


28. Если решите не доезжать до города и опять свернуть в Косинсокм, то попадете на исторически реконструированную площадку, где проходят соответствующие духу времени праздники, и на конезавод


29. На котором можно пообщаться с лошадками и узнать быт их заводчиков.


30. Ловко маневрируя между сельхозтехникой в Косинское можно попасть


31. и по другой дороге дороге, чтоб не заблудиться, имеется соответствующая стелла


32. Не возвращаясь в сам город, тут мы немного покружим и заедем


33. в Афинеево. В 2005 из полностью руинированного состояния была восстановлена Церковь Троицы Живоначальной


34. Теперь в Юрьев можно и с другой стороны заехать


35. Возвращаясь по дороге, с одной точки часто можно видеть сразу несколько храмов. Знаменская церковь 1810 года в Красном селе


36. и Илии Пророка 1792 соответственно в Ильинском


37. Как я говорил, в самом городе множество исторических достопримечательностей, молодежи по вечерам надо сказать просто какое-то море выливается, так что можно разнообразить свою культурную программу и отжечь в модном небе или забраться на одну из самых высоких в округе колоколен Петропавловского монастыря XVII в


38. Ранее я упоминал, что сей день мы проведем за городом, про город можно много других отчетов почитать, да и чего в нем торчать, если вокруг такая красота творится


39. В Ненашевском я немного поскорбил от вида Скорбященской церкви 1782 года постройки


40. Но помятуя, что уныние является одним из смертных грехов, сиюминутную печаль мою развеяли просто шикарнейшие виды окрест


41. вместе с тем вечернее солнце и осенняя дымка очень красиво заливают все вокруг


42. Слава РВСН, что до достаточно забытых мест все еще можно добраться по замечательным дорогам, местные правда утверждают, что дорога государева, не могу с ними не согласиться, но все же в 1970ые она притерпела серьезный апгрейд.


43. Еще немного поплутав по полевкам можно попасть к финальной точке нашего сегодняшнего маршрута.
Благодаря красивому холмистому ландшафту Благовещенская церковь 1764г бывшего пригородного села Даниловское живописно и возвышенно просматривается издали со многих направлений, но добраться до нее нелегко.
Село стало урочищем, и вместе с кладбищем распахано. Церковь отделена от г. Юрьев-Польский рекой Гза и ее притоками.


44. Давно любовался на нее издали, и вот наконец я здесь. Хочу отметить, что это очень сильное место и эмоции просто переполняют.
И даже не смотря на состояние, здесь, что называется, на тебя снисходит благодать, вон даже видно как она лучится.

Спасибо за внимание, доброй дороги и интересных мест.

Полезные источники.