Что такое Воевода? Значение и толкование слова voevoda, определение термина. Воеводы

Что такое Воевода? Значение и толкование слова voevoda, определение термина

1) Воевода - - военачальник, правитель у славянских народов. Известен на Руси с X в. В Российском государстве - во главе полка, отряда (конец XV- начало XVIII вв.), города (середина XVI в.-1775 г.), провинции - с 1719-1775 гг. С начала XVII в. городовые воеводы заменили наместников и городовых приказчиков, сосредоточив всю полноту власти на местах. Пост провинциального воеводы утвержден в 1719 г. Должности городовых и провинциальных воевод упразднены в 1775 г.

2) Воевода - - военачальник в Древней Руси. Впоследствии (с конца XV в.) воеводы назначались командующими основными полками в составе московского войска. В XVI-XVIII вв. воеводы также стояли во главе местного управления в Русском государстве, имели в своих руках всю полноту административной и военной исполнительной власти в городе и уезде (в XVIII в. - в провинции).

3) Воевода - - в допетровской Руси глава управления городом с уездом. Полковые воеводы возглавляли каждый из полков или отрядов русского войска. Главный воевода Большого полка соответствовал званию Главнокомандующего русской армией

4) Воевода - - правитель на местах, назначаемый царём

5) Воевода - - военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в Х в. и часто упоминается в летописях. До ХV в. он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения. В XV - XVII вв. так именовали командиров полков и отдельных отрядов. В XVIII в. указом Петра I звание " воевода " было отменено.

6) Воевода - - 1. В Киевской Руси гос. чиновник, представитель княжеской власти, руководитель военного гарнизона, исполнявший некоторые адм. обязанности; 2. Руководитель местного уездного звена в системе органов гос. управления России во 2-й пол. XVI в.- 1775.

7) Воевода - (слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, "смотрением"; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены. С. Ю.

8) Воевода - - военачальник, правитель у славянских народов. В Русском государстве термин " воевода " обозначал начальника княжеской дружины или главу народного ополчения. Упоминается в русских летописях с X в. В конце XV - XVII вв каждый из полков русского войска имел одного или несколько воевод. Полковые воеводы были ликвидированы Петром I. С середины XVI в. появилась должность городовых воевод, возглавлявших военное и гражданское управление городом и уездом. С начала XVII в. были введены во всех городах России вместо городовых приказчиков и наместников. В 1719 г. воеводы были поставлены во главе провинций. В 1775 г. должность воеводы была ликвидирована.

9) Воевода - военачальник, правитель у славянских народов. На Руси - с 10 в. В Русском государстве - во главе полка, отряда (конец 15 - начало 18 вв.), города (середина 16 в. - 1775), провинции (1719-75).

Воевода

Военачальник, правитель у славянских народов. Известен на Руси с X в. В Российском государстве - во главе полка, отряда (конец XV- начало XVIII вв.), города (середина XVI в.-1775 г.), провинции - с 1719-1775 гг. С начала XVII в. городовые воеводы заменили наместников и городовых приказчиков, сосредоточив всю полноту власти на местах. Пост провинциального воеводы утвержден в 1719 г. Должности городовых и провинциальных воевод упразднены в 1775 г.

Военачальник в Древней Руси. Впоследствии (с конца XV в.) воеводы назначались командующими основными полками в составе московского войска. В XVI-XVIII вв. воеводы также стояли во главе местного управления в Русском государстве, имели в своих руках всю полноту административной и военной исполнительной власти в городе и уезде (в XVIII в. - в провинции).

В допетровской Руси глава управления городом с уездом. Полковые воеводы возглавляли каждый из полков или отрядов русского войска. Главный воевода Большого полка соответствовал званию Главнокомандующего русской армией

Правитель на местах, назначаемый царём

Военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в Х в. и часто упоминается в летописях. До ХV в. он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения. В XV - XVII вв. так именовали командиров полков и отдельных отрядов. В XVIII в. указом Петра I звание " воевода " было отменено.

1. В Киевской Руси гос. чиновник, представитель княжеской власти, руководитель военного гарнизона, исполнявший некоторые адм. обязанности; 2. Руководитель местного уездного звена в системе органов гос. управления России во 2-й пол. XVI в.- 1775.

(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, "смотрением"; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены. С. Ю.

Воевода - это сложное понятие, составленное из двух частей: "вой" - "войско", а также "вода" - "вождь, водитель". Буквально мы получаем "водитель войска".

Слово "воевода" - славянское, в латинском языке ему соответствует dux, а в немецком - Herzog. В те времена у древних славян быт был в основном военный, и существовал обычай выбирать предводителей на племенном вече на случай военной угрозы. Когда она заканчивалась, власть воеводы прекращалась.

Расширение полномочий

В 17-м веке появилась угроза самобытности славян балтийских и западных, так как опасность подстерегала с разных сторон, поэтому народное правление немного изменилось.

Воеводы русские имели теперь власть не только военную, но и гражданскую и духовную. Появились начальники племени, "владавцы", так называемые "верховные воеводы", они же выполняли обязанности главных судей и верховных жрецов. С течением времени у многих славян название "воевода" преобразовалось в понятие "князь". В удельный период у каждого из них было собственное войско и воевода. Это был человек, выполняющий в военное время ратные функции, а в мирное ведающий различными гражданскими делами.

Когда утвердилось единодержавие, полковых воевод назначали только московские государи. Рать делилась на 5 полков, во главе которых стояли один или несколько командующих. Главным считался руководитель большого полка. Помогали воеводам дьяки, которые выполняли перепись и вели денежные расчеты. После начала военных действий нужно было проверить всех ратных людей в списках, а также составить новые для корректной выдачи денежного жалованья. Звание военных воевод было упразднено при Петре Великом, оставлены были лишь гражданские.

Трансформация понятия

В 16-м веке произошла небольшая реформа. Местные воеводы стали называться годовыми, так как назначались на год, впоследствии - городовыми. В 17-м веке произошло всеобщее введение этой должности. В Смутное время назрела необходимость в военной власти для каждого города, а также в связующем органе управления для Москвы и провинций, который имел бы власть над всеми общественными классами. Посылался обычно не один воевода, а несколько (вторые и третьи воеводы), дьяки и подьячие. В распоряжении воевод находилась большая часть отраслей местного управления. В их обязанности входил набор войска, выдача жалованья деньгами или хлебом, поимка воров и разбойников, беглых. Они должны были принимать меры защиты от пожаров, эпидемий, отслеживать запрещенные игры и зрелища, искоренять раскол, следить за духовенством и посещением церкви прихожанами. Воевода - это, кроме всего прочего, судья. Он решал гражданские дела до 100, а впоследствии до 500 руб. Те из них, над которыми воеводы не имели власти, направлялись в Москву. чаще всего не входила в их полномочия, однако некоторым было предоставлено и это право. Воеводская служба была очень выгодной, "корыстной". Этим объяснялась ее краткосрочность: служба длилась год, два, иногда три.

Упразднение воевод

В 1775 году должность воеводы была ликвидирована. Воеводские канцелярии, состоявшие при них со времен правления Петра, были закрыты. Однако в Польше эта должность существовала до конца 18-го века.

Воевода Михаил Иванович Воротынский

С 1543 года Воротынского назначили воеводой в город Белев. Он отличился во время нападения Сагиб-Гирея, крымского хана. Это случилось в 1541 году. Битва произошла на окском рубеже. Все попытки переправы на противоположный берег были тщетными, так как он хорошо охранялся русскими войсками. Сагиб-Гирей все же решил попробовать прорваться с помощью подошедшей турецкой артиллерии. Татары открыли пушечный огонь и стали переправляться через реку, но их остановили русские полки, которые прибыли чуть позже, и крымский хан был вынужден прекратить наступление. Сагиб-Гирей изменил направление удара и двинул войска на Пронск. Штурм начался 3 августа. Город подвергли артиллерийскому обстрелу, но его удалось отстоять. На следующий день хан отошел в степь. Его преследовал Михаил Воротынский с братьями Владимиром и Александром. Результатом их похода стало 45 захваченных языков - лазутчиков, присланных в Москву. В 1551 году Михаил Иванович получает чин "царского слуги", а на следующий год сыграет огромную роль в завоевании В мае 1566 г. Иван Грозный жалует Воротынскому чин боярина.

Претич

Еще одним известным древнерусским представителем этой должности является воевода Претич. Он стоял во главе дружины, оказавшей помощь во время осады Киева в 968 году. Именно Претич заключил мир с печенежским ханом.

В заключение стоит подвести итог всему сказанному. Итак, воевода - это начальник, правитель у славянских народов. История знала много мудрых и самоотверженных представителей этой должности. Само слово "воевода", синоним которого - "правитель", ассоциируется у нас с чем-то властным и мужественным. Впоследствии эта должность была упразднена, и сегодня мы можем говорить об этом понятии лишь в историческом аспекте.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

воевода

Воевода(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнегонаместника, и третье - явилось приПетре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжескойдружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначатьИван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядныйприказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, “смотрением”; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губернияхЕкатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены.

С.Ю.

________________________________________

В обобщенном значении воевода – это значит «военный начальник». Свое начало эта должность берет еще в древней Руси и действует она примерно до конца XVIII века. А затем, хотя официально и не отменялась, была постепенно вытеснена офицерскими званиями, которые были введены Петром I. В разные времена ей было присуще разное значение и разные функции.

Определение

Значение рассматриваемого термина менялось от века к веку и в основном имело три разновидности.

  • В первом значении воевода – это лицо, стоящее во главе войска. Оно относится к древним временам и дошло до XVII века.
  • Второе значение – высший администратор местного масштаба. Его появление относится к XV веку и заменяет название прежнего наместника. Просуществовало оно до конца XVII столетия.
  • Третье – один из подчиненных органов в местном управлении. Появилось во время правления Петра I и прекратило существование с проведением губернской реформы Екатериной II в 1775 году.

Появление и распространение

Впервые это понятие встречается в одной из летописей X века, рассказывающей о походах князя-воеводы Святослава. В XI–XIV слово почти полностью исчезает из употребления, что обусловлено распадом общей армии киевских князей на небольшие дружины.

Распространение звание воевода получает по мере того, как происходит укрепление армии Московского княжества. Оно наблюдается в разрядных книгах, относящихся к концу XVI века, уже в качестве сложившейся системной единицы. Тогда это звание обозначало всякого военачальника, независимо от того, каким видом войска или его части он командовал.

Большой воевода

Должность ратного воеводы не относилась к постоянным, их назначали по мере необходимости для руководства в походах. Войска в Московском государстве, как правило, подразделялись на полки, и во главе каждого из них был воевода или несколько. На то, что одни воеводы подчинялись другим до начала XVII века, никаких указаний не существует, все они действовали коллегиально.

Во время русско-польской войны 1631–1634 годов назначался большой воевода – это был уже главнокомандующий, и ему подчинялись воеводы полков. В то же время у главного воеводы в подчинении был один из полков, как правило, большой. Кроме того, в его задачи входила и мобилизация. Назначение на эту должность происходило по выдаче царской грамоты или указа Боярской думы.

В местном самоуправлении


Появление воеводы как представителя органов местного самоуправления относится ко времени упразднения кормлений (1555–56 гг.). Хотя уже в XV веке рядом с наместниками стояли так называемые местные воеводы, или городовые.

Эта трансформация была связана с тем, что перед государством встали военные задачи во вновь образованных окраинных городах. Само население здесь в большинстве своем было военнообязанным. А также были присоединены новые области, населенные другими народностями, в которых управление сосредотачивалось в руках военных.

В XVI–XVII веках воеводы – это еще не замкнутая служилая корпорация, как, например, сформировавшийся позже офицерский корпус. В теории им мог стать каждый русский дворянин за небольшим исключением. Наиболее часто на этот ответственный пост назначались царские приближенные. Иногда на постоянной, а иногда и на временной основе.

Как сообщал один из чиновников Посольского приказа Котошихин Г. К., воеводы подчинялись великому князю (царю) и несли личную ответственность перед ним. Некоторых из них за провинности били кнутом на площади, казнили, отнимали поместья, ссылали на поселение в Сибирь с женами и детьми.

Со второй половины XVII века в армии широко внедряются полки, сформированные из иноземцев, а те полки, которые возглавлялись воеводами (разрядные), утрачивают свое значение. Фактически они становятся одним из видов ополчения.

Обязанности городского воеводы

Воеводы, отслужившие в полках, часто в солидном возрасте назначались «для отдохновения» городовыми на недолгий срок (2–3 года). В их военные обязанности входило принятие превентивных мер, касающихся неприятельских нападений, формирование войска и командование им.

А также в их ведении находился острог (небольшая крепость), засеки (оборонительные сооружения) и руководство обороной. В обязанности городского воеводы входил сбор и учет проживающих в его уезде служилых людей. Он заполнял их книжки, где отмечались приезды и отпуска.

Городскому воеводе полностью подчинялись так называемые приборные – казаки, стрельцы, пушкари и другие. Он собирал на службу охочих людей (добровольцев) и даточных людей (несших воинскую повинность). С образованием на местах разрядов или полков, стали различаться – главный город и приписные города. При этом воеводы в приписных городах подчинялись воеводе города главного.

В качестве органа подчинения в местном самоуправлении в XVII веке воевода вел происхождение от городского воеводы московских времен. В 1702 году Петр Великий поставил его рядом с заседателями, происходившими из дворян, которые пришли на замену губным старостам. В 1708 году воевода был переименован в обер-коменданта, или коменданта. Так его называли примерно до 1718–1720 годов. Тогда он под этим наименованием стал главой уезда, но при этом имел только полицейскую власть. В таком виде воеводы просуществовали до реформ, проведенных Екатериной II.

Одним из интересных фактов является то, что существует так называемая Молитва воеводе. Однако к описанной выше должности непосредственного отношения она не имеет. Эта молитва имеет и другие названия – «Взбранной воеводе» и «Воеводе победительной».

В православном богослужении это кондак (краткое песнопение) Богородице. Считается, что он появился после осады Константинополя в 626 году славянами, аварами и Сасанидами (династия персидских правителей). Тогда патриарх Сергий I прошел вокруг городских стен с иконой Богоматери, и опасность миновала.


Еще с рассматриваемым понятием связан ракетный комплекс, принадлежащий к четвертому поколению – Р-36М2. В шифре проекта он значится как «Воевода», а в НАТО называется «Сатана». Комплекс оснащен межконтинентальной многоцелевой ракетой, относящейся к тяжелому классу. Ее в народе называют ракета «Царь-Воевода». Она предназначена для того, чтобы поражать все виды целей, которые защищены современными средствами ПРО. Комплекс дает возможность реализации стратегии гарантированного ответного удара.

26.10.2013 12610

Продолжение IV главы II части книги «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках».

Воеводы

В XVII веке человек, стоявший во главе города, и особенно приграничного города был совершенно не похож на администратора в современном понимании этого слова. Между тем, именно, от него напрямую зависела судьба нескольких тысяч человек: их жизнь, имущество, хозяйство. Воевода был опорой царской власти в провинции, важнейшей частью общества, представителем элиты, русской аристократии той эпохи, но при этом, он оставался тесно связан с народом, с людьми самых разных чинов, званий и служб, вступая с ними в постоянный контакт. Именно, в этом персонаже допетровского общества отразились особенности русской государственност и своей эпохи.

Что представлял собой русский воевода? Обыкновенно, когда речь заходит о воеводах старой Руси вспоминается образ глупого и ленивого взяточника, обирающего население. Этот образ нашел отражение в поговорке: «Наказал Бог народ – послал воевод». Для негативной оценки деятельности воевод есть основания, однако в повседневной жизни их облик предстает перед нами совершенно иным.

Жизнь любого воеводы до поступления в службу, т.е. до 15-16 лет нам практически неизвестна. Личная жизнь воеводы вообще освещается документами довольно скупо. Дело в том, что эта жизнь не отличалась разнообразием и стояла на заднем плане. Настоящая жизнь воеводы – это государева служба. Вне службы этот человек не представляет своего существования, служба составляет основную и важнейшую часть его бытия. Русский воевода, как правило, ничем не интересуется. У него нет личных интересов, увлечений, он – это его служба.

Несмотря на то, что о молодых годах воеводы мы ничего не знаем, ясно, что он с самого раннего возраста готовится к военной карьере. Неграмотность среди воевод – явление редкое, поскольку умение писать и читать приносит большую практическую пользу администратору. Воевода к 16 годам должен обладать необходимыми военными знаниями, умением лично сражаться и организовывать служилых людей. Есть сведения, согласно которым будущий воевода свои детские годы проводил с отцом. Он ездил по городам и на практике учился всем хитростям воеводской службы. Достигнув служебного возраста 15-20 лет, сын воеводы посылался в полки на военную службу, и лишь затем, рано или поздно ему предлагалось стать городовым воеводой.

Воевода присылался в город на 2-3 года. Он мог повлиять на выбор места своего назначения. Присмотрев подходящий город, воевода посылал в Разрядный приказ (ведомство, которому он подчинялся) челобитную, содержащую обоснование своего желания получить назначение, именно, в это место. Несмотря на то, что обстановка на степном пограничье была небезопасной, многие воеводы стремились попасть в местные города, и даже соревновались друг с другом в стремлении убедить дьяка, возглавлявшего приказ, отдать предпочтения именно ему . Иногда воевода посылал своих людей или ехал лично к дьяку, чтобы решить это дело «посулом», т.е. дать взятку. Употребляя различные средства борьбы за место, или попав случайно в какой-либо город, воевода получает, наконец, приглашение явиться в Москву.

Любая поездка в столицу, ко двору государя – большое событие в жизни воеводы. Здесь он должен показать себя во всем блеске, продемонстрирова ть свою готовность к верной службе. Не редко, обычно до середины XVII века, воевода степного пограничья допускался до «государевой руки». Например, воронежский воевода Иван Васильевич Волынский и его помощник («товарищ») Семен Васильевич Урусов 9 мая 1626 года были приняты Михаилом Федоровичем . Царь, как правило, интересовался здоровьем воеводы, желал ему хорошей службы.

В приказе воеводе вручался наказ от имени царя. В наказе воеводе предписывалось доблестно защищать Российские рубежи, следить за состоянием крепости, беречь город и его жителей, не обижать местное население, а «держать ласку и привет добрый» .

С наказом воевода ехал к месту службы – в город на степном пограничье. С собою, кроме обычных вещей, он возил книги, тетради и столбцы, в которых упоминалось о его прежних службах, а также о службе его родственников и предков. Все это везлось в больших сундуках, на тот случай если воевода затеет тяжбу с таким же, как он стражем степи за руководящее место во время неожиданной войны с татарами. Такие войны возникали здесь постоянно. При отражении удара татар иногда разрядный приказ предписывал городовым воеводам совместные военные действия. Воеводы при этом четко придерживались «мест», положенным им родовитостью.

Вот воевода в городе. Прежде всего, он являлся в Приказную избу к воеводе, которого предстояло сменить, и показывал ему «расписную грамоту», в которой подтверждалась смена власти в городе. О его приезде знали и заранее готовили опись, содержащую перечень казенного имущества, описание состояния крепости, сведения о служилых людях и другая подобного рода информация. Затем воевода уже сам, лично отписывал в Москву о своем приезде и вступлении в должность.

В ближайшие дни после приезда воеводы к нему приходила делегация от представителей местного мира. В состав делегации входили старосты слобод, лучшие дворяне, представители духовенства. Здесь многое зависело от воеводы. Взаимодействие его как администратора с местным обществом играло большую роль. Воевода получал от делегации «корм», размеры которого устанавливались традицией сложившейся в городе. Корм состоял из ветчины, сыра, хлеба, алкогольных напитков и прочего. «Корм» подносился воеводе нерегулярно. Вообще-то, после каждого нового назначения городовому воеводе выплачивалось приличное жалование . Кроме того, воевода – крупный помещик или вотчинник, он имеет стабильный доход.

Двор воеводы, где ему предстояло провести 1-2 года своей жизни в городе, находился, обычно, за пределами главной крепости города. Здесь он жил с семьей, женой и детьми. Семья сопровождала воеводу на службе, вместе с ним переезжая из города в город и рискуя часто попасть в плен, сгореть в огне пожара или погибнуть от татарской стрелы.

В крепости, располагавшейся в центре города, находилась Приказная изба, где работал воевода. Приказная изба представляла собой деревянное двухэтажное здание. На первом этаже находилась приемная, здесь сидели подьячие, помогавшие воеводе. Наверху располагалась комната воеводы, в которой хранились сундуки с многочисленной документацией. Часто документы сырели, портились или использовались воеводой не по назначению.

Воевода обычно умел писать, но на службе прибегал к этому умению крайне редко. Например, лебедянский воевода Прон Коптев сетовал в 1649 году на то, что у него в подчинении нет подьячего. Старый подьячий умер, а нового найти сложно, так как грамоты в городе никто не знает. Но П. Коптев все-таки не собирался писать документы лично, он заставлял делать это одного из помещиков уезда . В повседневной жизни писать воеводе приходилось часто. Он писал родственникам, приказчику, коллегам по службе, но писать документы в Москву решительно не хотел. Частная переписка воевод показывает, что во всех случаях грамотность воевод была не самой лучшей, а почерк очень сложен для прочтения .

Воевода часто предстает перед нами как строитель. Сейчас трудно понять, откуда у русских воевод брались навыки строительного дела, но факт остается фактом: каждый воевода был в той или иной степени строитель. Русские города-крепости в степи строились по плану и смете, составленными воеводами, и под их бдительным руководством. Основателем города Воронежа стал воевода Семен Федорович Сабуров-Папин, город Ливны был построен Владимиром Васильевичем Кольцовым-Мосаль ским, а Елец Андреем Дмитриевичем Звенигородским и Иваном Мясным . Воевода отвечал за состояние укреплений, руководил возведением валом, острогов и прочих сооружений, строившихся для того, чтобы помешать татарам. Иногда воевода, прибыв в город и осмотрев, докладывал о необходимости ремонта или переноса города на новое место . Для возведения преград кочевникам в 1647 году всем миром воронежцы под руководством воеводы Василия Тимофеевича Грязного строили дубовые надолбы по левым берегам рек Воронежа и Дона длиной более семи километров. Кроме того, воронежцами был вырыт ров глубиной более двух метров, сооружены тарасы – деревянные дубовые срубы, насыпанные землей.

Главнейшая обязанность воеводы степного пограничья – организация обороны города и уезда от татарских набегов. Он отвечал за сохранение жителей и города от татар. Воевода почти ежедневно контролировал патрульную («сторожевую») службу в уезде. Выслушивал отчеты «станичных голов», командовавших патрулями. Воевода ждал вестей о приходе татар. Весной русские выходили в степь выжигать траву, чтобы татарским коням нечего было есть. Служилые люди валили деревья в местах татарских переправ, рыли рвы в степи, сажали на эти рвы колючий и густой тёрн, не дававший лошадям проехать.

Крупные походы татар на Россию случались нечасто и обычно об этом всегда знали заранее в Москве. А вот небольшие удары татарской конницы происходили очень часто, по несколько раз в год. Их то и ждал городовой воевода.

Когда татары вторгались в уезд, воевода с тревогой слушал доклад о действиях неприятеля. Главная задача воеводы – спасти население и организовать оборону города, и, конечно, сообщить в другие города. Обычно воевода посылал отряд местных служилых людей против неприятеля, а сам организовывал оборону города. Но нередко бывали случаи, когда воевода, узнав о приближении татар, лично садился на коня и возглавлял контрудар русских.

Так в 1632 году крупный татарский отряд обрушился на город Лебедянь. Утром 26 августа Лебедянь была взята в осаду. Посад города оказался плохо укрепленным, и местный воевода Иван Скорняков-Писаре в решил не выжидать, когда неприятель зажжет слободы. Воевода дал бой татарам возле города. Лебедянцы отбили от крепости татар, и даже взяли несколько человек в плен.

Крупный набег на Курск был совершен зимой 1645-1646 годов. От основного корпуса татарской армии отделилась тысяча ногайцев, которая перешла реку Сейм у самого Курска и зажгла окрестные сёла. Ногайцы ворвались в Ямскую слободу Курска, грабили и жгли местные дома, часть жителей слободы оказалась в плену.

Тогда воевода князь Семен Романович Пожарский лично во главе курских ратников выступил навстречу степнякам. Битвы с татарскими войсками кипели в окрестностях города, селах и деревнях. Князь Пожарский, отогнав ногайцев от стен Курска, сумел в одной из схваток пленить полководца Элмурзу. 23 декабря воевода лично отбил у татар угнанный полон — 439 человек. После этих успехов князь С. Р. Пожарский не стал отсиживаться в крепости, а поспешил на выручку жителям уезда, который разоряли татарские отряды. После многочисленных удачных схваток курский воевода соединил свои войска с отрядом из Рыльска, тоже возглавляемый воеводой. Воеводы атаковали крымских царевичей и одержали победу. Благодаря решительным действиям курского и рыльского воевод свободу получило 2 700 русских пленников.

8 июля 1647 года татарский отряд численностью около тысячи человек напал на Воронежский уезд. Воевода Василий Тимофеевич Грязной сам вывел ратных людей против нападавших. Он держал оборону по левому берегу Дона, и неприятелю не удалось переправиться к городским полям, набег татар был отбит, русские пленники освобождены.

Заслуживает упоминания служба воеводы Андрея Васильевича Бутурлина. Ему удалось удержать Ливны, когда город осадил татарский «царевич» с огромной армией. Он даже умел совершать удачные вылазки и захватывать «языков». В 1637 году стольник Бутурлин был направлен на южную границу во главе отряда – перекрыть Изюмский шлях. Под его руководством была построена крепость в степи – Яблонов. Татары постоянными ударами стремились помешать строительству крепости. Иногда численность татарских отрядов доходила до 1000 человек. Бутурлин руководил обороной крепости и даже организовывал вылазки. За постройку Яблонова А.В. Бутурлин получил награду от государя: соболей, золотой ковш, ткани и 50 рублей.

В 1645 году А.В. Бутурлин был назначен воеводой в Воронеж. Состояние городских укреплений оставляло желать лучшего. Жители уезда во время набегов татар не спешили ехать в крепость, а укрывались в лесах. В городе отсутствовала дисциплина, а некоторые служилые люди совершенно не знали ратного дела, не умели стрелять из пищалей. Воронежский воевода организовал починку укреплений Воронежа. 7 июля 1646 года татарский отряд численностью в 600 человек обошел русские сторожи и подошел к городу. А.В. Бутурлин спешно собрал ратных людей и выступил против татар. Русские одержали победу и преследовали татар пять верст. В этом году продолжились нападения татар, которые воронежцы успешно отбивали. Воронежский уезд часто подвергался татарским набегам. Местные воеводы Ф.Ю. Арсеньев, И.Я Кушелев, А.В. Бутурлин, В.Т. Грязной лично выводили служилых людей для боя с татарами . Умелыми действиями воевода спасал сотни жизней, рискуя своей.

Война с татарами составляла значительную часть повседневной жизни воеводы, но у него были и другие проблемы, касающиеся, прежде всего, организации многочисленных сборов с местного населения. Воеводе также с трудом удавалось заставлять местных жителей исполнять многочисленные службы, за которые он отвечал перед Москвой. Это, например, строительные работы, выпас государевых лошадей, поставка продуктов питания ко двору, строительство стругов, обработка десятинной пашни, сопровождение переселенцев, содержание турецких и крымских послов, сбор хлеба, соли, хмеля для казенных нужд, ремонт мостов, дорог, обеспечение подвод для войск и проч. Понятно, что население, и без того измученное войной с татарами, очень негативно относилось ко всем этим обязанностям и податям, что, безусловно, сказывалось на отношении народа к воеводе. Его часто обвиняли в том, что проводимые им различного рода сборы есть не что иное как его личная затея, предпринимаемая с целью наживы. Фигура царя считалась сакральной, и в целом царь в сознании населения был положительным персонажем. Поэтому люди считали виновниками своих бед бояр и воевод. К воеводе часто приходили «с большим невежеством» и открыто обвиняли в обмане царя и народа.

В 1648 году в степных городах ходили слухи о беспорядках в Москве. Никто ничего толком не знал, но слух очень скоро принял резкую антивоеводскую форму: население говорило, что царь издал указ воевод и их сторонников «побивать камнями» . Это было тяжелое время для воеводы. Многие из воевод южных уездов боялись выйти на улицу, некоторые покидали города, несмотря на то, что срок службы еще не истек.

Несмотря на трудности, воевода старался поддерживать свой авторитет в городе. Иногда он прибегал к угрозам, действовал силой, либо лестью. Его можно понять, поскольку его работа требовала признания от общества. В 1647 году ливенский воевода Фёдор Абросимович Лодыженский — представитель старого рода, одной из ветвей Рюриковичей, был посажен на несколько дней в тюрьму за неудачный местнический спор . Его авторитет, конечно, сильно пошатнулся.

Иногда воевода вступал в конфликт с местным миром, а точнее с его частью. Как показывает практика, он не всегда выходил победителем в таких делах.

Повседневная жизнь воеводы проходила в постоянных заботах о службе. Конечно, иногда, в эти заботы вклинивалась и личная выгода. Тем не менее, городовой воевода не должен восприниматься однозначно как негативная или положительная фигура. Вся его жизнь – это «радение о государевом деле». Многое зависело от личных качеств администраторов.

Домашняя жизнь воеводы ничем не отличалась от жизни простого служилого человека. Даже боярин был в определенной степени служилым человеком и «радел о государевом деле». Беглый взгляд на повседневное существование городового воеводы, обнаруживает нам порядок и устройство государства, в котором он жил. Московское государство было милитаризованным, по сути, и это прямым образом сказывалось на жизни его жителей. Воевода стремился получить должность, часто вступая в споры и тяжбы по поводу места или должности, которое не сулило материальных выгод, но зато демонстрировала государю его годность и готовность к службе.

Примечания:

1. Об этих случаях см.: Камараули Е.В. Южнорусская приказная изба как учреждение местного управления во второй половине XVII века. Воронеж, 2009. С. 17-41.
2. Козляков В.Н. Михаил Федорович. М., 2004. С. 166.
3. Примеры наказов: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 541. Л. 12-50, 270-307,11-113, 427-453 и др.
4. Козляков В.Н. Получали ли жалование городовые воеводы? //Памяти Лукичева. Сборник статей по истории и источниковедению. М., 2006. С. 96-113.
5. РГАДА. Ф. 210. Д. 275. Л. 221.
6. Например, переписка воевод степного пограничья сохранилась в фондах ГАВО: ГАВО. Ф. И – 182. Т. 2. Оп.1. Д. 4, 69, 161, 554.
7. Разрядная книга 1475-1605 г. М., 1989. Т.3. Ч.3. С. 2-37.
8. Например, воевода А.В. Бутурлин ратовал о переносе Ельца на новое место: РГАДА. Ф. 210. Оп.1. Д. 275. Л. 464-466.
9. РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 272. Л. 54-65.
10. ПСЗ. Т.3. СПб., 1830. № 87. С. 280.
11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы и их окружение в XVI-XVII веках. Воронеж, 2007. С. 98-103.
12. Там же.
13. РГАДА. Ф. 210. Д. 327. Л. 473.
14. Пясецкий Г. Исторические очерки города Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении. Орёл, 1893. С. 122.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках», изданной в 2013 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.