Основные причины образования древнерусского государства. Образование древнерусского государства у славян

Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX - начало XII в.).

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика - Игоря.

Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными - балты, юго-восточными - хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII-XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее:

Рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен - будущее вече);

Варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;

Крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII-IX вв. - вокруг Новгорода и вокруг Киева; - в формировании Древне т.ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;

Варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением;

Что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения.

Киевская Русь представляла собой одно из самых крупных и могущественных государств Средневековья. Образование и развитие древнерусского государства складывалось под влиянием некоторых геополитических и пространственных факторов. Во-первых, земли, на которых и происходило формирование новой страны, располагались на стыке двух разных миров: мусульманского и христианского, оседлого и кочевого. Основные особенности образования древнерусского государства заключаются в том, что в ходе своего становления Киевская Русь приобрела черты как западной, так и восточной государственности, поскольку располагалась на Во-вторых, потребность разных племен к сплочению перед лицом общего врага позволила объединиться народам с разным уровнем развития и различными К слову, славянская государственность начинает зарождаться задолго до образования Киевской Руси, в далеком шестом веке н.э., с объединения родовых и племенных общин в одну общую и более крепкую общину.

В настоящее время многие историки и социологи продолжают споры на тему зарождения русской государственности. С точки зрения многих из них причины таковы:

Развитие экономики. Совместная деятельность людей побуждала их к поиску новых форм существования. Древняя Русь была сельскохозяйственной страной. Объединение усилий народов, живших ранее раздельно, позволяло не только прокормить свое население, но и производить товары для экспорта. Часть городского населения страны составляли ремесленники и купцы, также ведущие активную торговлю с иностранцами. Каждое же ранее существовавшее отдельно взятое племя едва могло обеспечить себя достойным пропитанием.

Разделение труда. До объединения каждое племя вынуждено было самостоятельно полностью себя обеспечивать. В едином государстве постепенно произошло разделение людей на отдельные касты или группы, в которых каждый выполнял отведенную ему роль. Так, земледельцы выращивали необходимые для пропитания зерновые и овощные культуры, купцы занимались торговлей, дружина защищала мирное население и территорию страны от набегов врагов.

Заинтересованность людей в с начала своего возникновения исполняло роль посредника в Изначально роль арбитра в подобных делах принадлежала князю либо дружиннику. Старейшины рода во время раздельного проживания племен мало годились для подобной роли и вряд ли могли судить беспристрастно. Разрешение же споров между отдельными родами с помощью военных действий было слишком обременительно. С образованием государства постепенно появляются законы, защищающие людей в определенных обстоятельствах, наказывающие виновных, зарождается Кроме того, причины образования древнерусского государства кроются в стремлении людей к защите перед лицом внешнего врага. В единой стране роль защитников выполняли специально обученные военному делу люди, а значит, шансов победить было гораздо больше.

Также причины образования древнерусского государства прослеживаются в постепенном расслоении общин, формировании неравенства в плане имущества, появлении классов. Само образование Руси связывают с периодом княжения Олега в Новгороде. Впервые понятие древнерусского государства встречается в «Повести временных лет» и связано оно с походом на Киев в 882 году. Присоединение Киева к Новгороду стало очередным, но не окончательным этапом объединения русских земель. Однако именно это событие принято считать ключевым в образовании единой страны

Возможно, что все причины образования древнерусского государства современным исследователям истории неизвестны. Единственным весьма достоверным источником, рассказывающим о дохристианских временах Руси, является «Повесть временных лет». Нельзя исключать предположения о том, что данные его недостоверны либо достоверны не полностью.

Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно. К эпохе средневековья восходит т.н.миграционная теория. Первым ее автором был древнейший летописец Нестор. В "Повести временных лет" он указал на Нижний Дунай и Паннонию /Венгрию/ как на изначальную территорию славянского расселения. Это мнение разделяли такие историки как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

Другая средневековая теория носит название "скифо-сарматской". Согласно ей, предки славян вышли из Передней Азии и осели вдоль Черноморского побережья под именами "скифы", "сарматы", "роксоланы". Отсюда они постепенно расселились на запад и юго-запад. В роксоланах предков славян видел М.В.Ломоносов.

Крупнейший ученый начала XX в. А.Шахматов выдвинул "прибалтийскую" теорию славянской прародины.

В противоположность различным вариантам миграционной теории, историография советского периода признавала автохтонность происхождения славян.

Современная отечественная историческая наука считает, что предки славян выделились из древнего индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии, не ранее середины II тыс. до нашей эры. Первоначальный ареал их расселения - от Прибалтики на севере до Карпат на юге. Некоторые ученые /напр. академик Б.Рыбаков/ считают, что упоминаемые Геродотом /V в. до н.э./ "скифы-пахари"- это и есть праславяне. Другие присоединяют к ним и еще один народ, упоминаемый Геродотом - невров, проживавших в лесах к северу от скифов.

К I-II вв. н. э. относятся сообщения /античных авторов /Тацита, Птолемея/ о венедах - народе, обитавшем по Балтийскому побережью и в Центральной Европе. Немцы и поныне именуют славян "вендами". Позднее венедами византийские источники именуют только западных славян, а восточные известны как "анты". Они обитали от низовьев Дуная до Дона.

В истории славян, как и др. народов Европы, большую роль сыграло гуннское нашествие /IV в. н.э./. Нашествие гуннов вызвало массовые миграции в Евразии, продолжавшиеся по VII в. включительно, и получившие название "Великое переселение народов". Оно положило начало истории многих современных народов, в т.ч. и русского. Переселение славян шло в западном направлении вплоть до Эльбы, в южном.

На юге соседями восточных славян были иранцы, на севере различные финские племена, на северо-западе - балтские племена. Особенно большое воздействие на славян оказали иранцы, несколько столетий игравшие ведущую роль в цивилизациях юга нашей страны. Об этом свидетельствуют языковые заимствования и влияние на религию. Иранского происхождения слова "бог", "богатырь", "хата", "собака", "топор" и др. Из языческих богов, почитаемых славянами, иранскими являлись Хорс, Симаргл, Стрибог.


Основу экономики восточных славян составляло земледелие в сочетании со скотоводством и различными промыслами. В хозяйстве активно использовались железные орудия, что позволяло получать излишки сельскохозяйственной продукции, которые использовались для обмена с другими народами. В торговле с развитыми странами Востока и Византией особую роль играл экспорт пушнины. Быт славян определялся характером их деятельности. Они жили оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительныен сооружения. Основной тип жилища - полуземлянка с двух или трехскатной крышей.

В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Такая община являлась основной производственной ячейкой первобытнообщинного строя . Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности.

Однако уже в то время родовой строй начал изживать себя. При родовом строе в руках глав родов сосредоточивались продукты труда членов рода - он был их главным распорядителем. Это создавало предпосылки для появления имущественного неравенства и частной собственности.

У славян выделились вожди с наследственной властью. Вокруг них складываются отряды профессиональных воинов и советников - "дружины". В то же время большую роль продолжали играть народное ополчение и народное собрание.

На рубеже VIII-IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов - военных объединений. Нестор (конец XI вв. - начало XII вв.) в "Повести временных лет" повествует о создании в VI в. крупного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшем название одного из племен "рос" или "рус". Уже в VIII - IX вв. этот союз объединял несколько десятков славянских племен с центром в Киеве и занимал значительную территорию. Новгородская летопись сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем славянское объединение вокруг Новгорода. Согласно восточным источникам накануне образования Древнерусского государства на этой территории сформировались три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куявия (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа с центром в Новгороде) и Артания (юго-восточная группа, предположительно район Рязани). При этом южные славяне платили дань хазарам, северные - варягам.