«Тебе одной плету венок…» С. Есенин

Рейтинг: / 1

ПлохоОтлично

Родился в 1940 г. в посёлке Биофабрика (ныне г. Новокуйбышевск).
В 1960 г. окончил Куйбышевский техникум ж.д. транспорта, работал электромехаником в Башкирии, служил в армии на Балхаше. В 1964-1969 гг. учился на Экономическом факультете МГУ. С сентября 1969 г. начал преподавать политическую экономию в Куйбышевском политехническом институте. В 1972-1974 гг. был в аспирантуре и нередко вместо диссертации писал стихи. Жил в студенческие и аспирантские годы в общежитии на Ленгорах под славным шпилем МГУ. Вернулся в Куйбышев, стал доцентом. На первый план вышли семья, дети и работа, работа. Стихи отошли на дальний план. Тем не менее, когда пришла свобода слова и печати, собрал свои стишата, стряхнул с них пыль и издал.

ВЕНОК ЕСЕНИНУ

«Пейте, пойте в юности,
Бейте в жизнь без промаха.
Всё равно любимая
Отцветёт черёмухой».
(С. А. Есенин. 1925)

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Не хочу с утра проблем, вопросов.
В небе солнце, мир прозрачен весь.
Нам опять октябрь дарит осень,
Вновь природа сбрасывает спесь.

На Ваганьковском народец уж толпится.
Почитателей зовёт к себе поэт.
Кто-то пьёт и тем к нему «стремится».
Кто-то видит несказанный свет.

Навестим и мы с тобой поэта,
Редкого на весь двадцатый век.
Не жалей любви минувшим летом,
А всплакни… Какой был человек!

Мог бы жить и быть с друзьями рядом.
Но погиб красивым, молодым.
Потеплей душой своей и взглядом,
Вспомни май и белых яблонь дым.

…Осень вновь роняет листья, сеет.
Вперемешку - горечь и восторг.
Нас опять роднит Сергей Есенин,
Души ранит песенной тоской.

МГУ, 1965

ГИБЕЛЬ В «АНГЛЕТЕРЕ»

Москва. Белый снег на ладонях.
Изряднова, Райх. Но постой!
Серёжа, а что с Айседорой?
Уходишь от Софьи Толстой.

Твой мозг поражён алкоголем,
К концу, видно, жизненный путь.
Ты в Питер сбегаешь от боли,
Чтоб шею петлёй затянуть.

А как же твой клён одноногий?
Ржаные закуты? Кресты?
Смешной дуралей жеребёнок,
Которого выдумал ты?

Тебе не впервой резать вены
И кровью писать не впервой.
Опять подогнутся колени
В обычный жестокий запой.

И губы совсем отрешённо
Уже в полоумном бреду
Прошепчут кому-то со стоном:
«Прости, я к тебе не приду».

Последняя ночь в «Англетере»;
И в номере нет уж друзей...
Качается мёртвое тело
Под глупое «жить не новей».

О нет! Эта горькая фраза -
Обман для себя самого.
Друзья его, что ж вы все сразу
В тот вечер ушли от него?

РАЗГОВОР С ЕСЕНИНЫМ

Милый мой, поэт мой самый нежный,
Буйный скандалист с реки Оки,
Помнишь, как жалел ты свою свежесть,
Променяв в Москве на кабаки?
Для стихов ты бросил жизнь на плаху,
Всенародного признания достиг.
Я ж, любитель, дал со славой маху,
По словам тёть Симы, не велик.

Ну и что, беда ли в том большая?
Жизнь идёт, и девушки влекут.
Улыбнись, сомненья разрешая,
И слова хорошие придут.
Сядем рядом, лет отбросив дымку,
Возбудясь и чуточку грустя.
Пусть ругают, разопьём бутылку,
Огурцом тёть Симиным хрустя.

Тленны, как ни странно мы, Серёга.
Чёрт возьми! Пожитки собирать
Бренные... и мне пора в дорогу.
Нет жены и некому стирать.

Наливай! Потерпит моя язва.
Расскажу про жизнь свою, чего ж.
Про деревни бедные, и сразу
Ты за голенище сунешь нож.

Заскрипишь зубами: «Хрен им в дышло!
Заколю начальство наповал.
Голозадыми живут в колхозах тыщи.
Прон Оглоблин зря что ль воевал?»

Но «наивный», «ситцевый» Есенин,
Ведь прошло с тех пор полсотни лет.
В «развитой» теперешней Рассее
Бунтовать давно охоты нет.

И крестьян теперь не так уж много.
Ты ещё в тринадцатом сбежал.
Но нигде, ни при какой погоде
«Капитал» трёхтомный не читал.

Я читал, да толку что ли много...
Как и ты, мотаюсь по углам.
Дама пик мне, дальняя дорога.
Жил в Москве, да не прижился там.

Эх, Сергей, поэт ты мой осенний,
Не успел ты песнь свою допеть.
В жизни не совсем благословенной
Привелось до срока умереть.

Говорят: «Чекисты, мол, убили».
Говорят: «Не вешался». Как знать…
Запретили. Но не позабыли.
Слава богу, вспомнили опять.

Мы теперь ровесники с тобою.
Мне сегодня ровно тридцать лет.
Твой трёхтомничек и небо голубое,
Со «столичной» рядом - твой портрет.

Посидим мы в комнатке укромной.
Из души унынье прогони.
Клён вон твой стоит, как ты, неровно,
Вспоминает молодые дни.

Куйбышев, 1970

РАСТРАТА ДУШИ

А. К. Воронский писал о встрече с Есениным весной 1925 г. в Баку: «На загородной даче, опившийся, он сначала долго скандалил и ругался. Его удалили в отдельную комнату. Я вошёл и увидел: он сидел на кровати и рыдал. Всё лицо его было залито слезами. Он комкал мокрый платок.
- У меня ничего не осталось. Мне страшно. Нет ни друзей, ни близких. Я никого и ничего не люблю. Остались одни стихи. Я всё отдал им, понимаешь, всё».
(Есенин.ру. - Воспоминания)

Есенин, будто неврастеник,
Рыдал и комкал свой платок.
И уж ни Русь, ни дождь весенний,
Никто спасти его не мог.

Весной на кладбище цветы,
У юных девушек - веснушки.
«Серёжа, что же плачешь ты?»
«Я не люблю. Пью водку кружкой.

Я болен, гонятся за мной.
Я снова спрячусь в психбольницу.
Я выпил душу, будто в зной
Одной душой легко напиться».

«Где Шаганэ твоя теперь?
Твои стихи с ума всех сводят».
«Я запираю на ночь дверь.
Мне страшно. Ведь душа проходит».

…Внушали: «Всё предрешено».
Судом грозили. Крались к двери.
Уж за стихами и вином
Ночь приближалась в «Англетере».

Уже написаны слова,
Что умирать, как жить, не ново.
И золотая голова
Поникла, будто лист кленовый.

У МОГИЛЫ ЕСЕНИНА

Приютилась в глазах его грусть,
Всё бессмысленным стало казаться.
Он всё чаще твердил себе: «Пусть
Все живут, я же буду прощаться».

Он в альбоме любимых своих
Разложил по годам аккуратно
И глядел вечерами на них…
Но любовь, ах, любовь невозвратна.

С фотокарточек смотрят они
И улыбками милыми дразнят.
Вспоминает он лучшие дни.
Но вернёшь их из прошлого разве?

В жизни деньги, борьба, суета.
То стихи, то болезни, раздоры.
Жизнь без смысла - уж Муза не та.
И стара, ох, стара Айседора.

…Говорят, мол, Есенин дурак,
А талант его - божия милость.
Бениславская, мол, просто так
На могиле его застрелилась.

Зря, мол, пил и в психушку попал.
Мог бы стать ведь большим человеком.
Но Есенин, увы, понимал
Лучше многих бездушие века.

Ох… На кладбище тихо теперь.
Нет живых за высокой оградой.
Ты стаканами душу не мерь,
Бей без промаха в жизнь, но не падай.

По бульварам куда-то спешат
Стайки девушек юных, пугливых.
А поэты, поэты лежат
На Ваганьковском в чёрных могилах.

ЕСЕНИН И ГАЛИНА БЕНИСЛАВСКАЯ

С Кавказа письма он писал.
Все гонорары шли на водку.
Тебе любви не обещал,
Была ему ты другом кротким.

Катюшу с Шурой берегла,
Его любила ты напрасно.
Ты другу шубу привезла
Из Питера и шарф тот красный.

А он приехал лишь весной
И сразу потонул в скандалах.
Решив жениться на Толстой,
Трёх жён, детей, тебя - оставил.

Уж шёл тот двадцать пятый год;
Последний, страшный, непонятный.
Как будто не было забот -
Опять Кавказ с невестой знатной.

Но расписавшись в сентябре,
Он будто знал, что жить не хочет.
Ему казалось - во дворе
Нож на него злодеи точат.

Он спать не мог. А алкоголь
Сводил с ума его всё больше.
Точила душу его боль,
И не могло быть хуже, горше.

Декабрь морозом уж дышал.
Махнула ему ручкой Шура:
«Серёжа, приезжай! Прощай...»
Он уходил хмельной, понурый.

Потом пришла о смерти весть.
Друзья, родные у могилы.
Зачем теперь к вам в души лезть?
Вас нет. И мы уж отлюбили.

Ты застрелилась через год.
Теперь пройдёт мещанка мимо
И скажет юной дочке: «Вот,
Могилы рядом… И уж имя!»

И будет лишнею мораль,
Укор, к самоубийце ль зависть.
Но скажет девушка: «Как жаль!
Стихи сиротами остались».

ЕСЕНИН И АЙСЕДОРА ДУНКАН

Дорогой, очень русский, великий поэт,
Что тебе она, что насулила?
Ну, за что ты её, сорока с лишним лет,
«Скверной девочкой» звал, даже «милой»?

Ах ты, слава-зараза, ах, деньги, расчёт,
Особняк на Пречистенке, слуги.
Из Москвы самолётом в Европу полёт!
А потом: «Ни жены и ни друга».

Не понять нам теперь, почему ты так жил,
Разных женщин сажал на колени.
Ты скажи, что за бог твою руку водил,
Где сидел чародей в тебе, гений?

ЕСЕНИН, СОФЬЯ ТОЛСТАЯ И ОБРЕЧЁННОСТЬ

Толстого внучка и Есенина жена
С поэтом очень мало пожила.
Она так чтила род и графские привычки,
Что он не мог и дня прожить без стычки.
Но сам он виноват, а не Толстая.
Да и она была, конечно, непростая.

Зачем во цвете лет было лечиться?
Грозил арест, вот он и лёг в больницу.
Про клён писал там гениально и про зиму!
Но трибуналом из ЧК ему грозили.

Петля уж чудилась и в ритм стихов качалась,
И времени на жизнь не оставалось.

…Кто ж виноват, что кровью он из вены
Писал про смерть и про свои измены?
Не жёны и не брошенные дети.
Не жизнь бездомная, не тьма противоречий.
Не слава, не друзья и не богема.
А гений виноват! Его же гений.
Он на стихи до дна растратил душу.
Без них не мог, и жизнь свою разрушил.

ЕСЕНИН И МЫ, НЫНЕШНИЕ

Рябит в глазах от множества имён
Поэтов хмурых и весенних.
Но хоть один бы написал про клён,
Как написал Сергей Есенин.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бениславская Г. А. Дневник. Воспоминания. Письма к Есенину / Вступительная статья Л. Ф. Карохина. СПб., 2001.
2. Белоусов В. Г. Сергей Есенин: Литературная хроника. В 2-х частях. М, 1969-1970.
3. Гарина Н. М. О С. А. Есенине и Г. Ф. Устинове. 1935 (см.: Есенин.ру).
4. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М., 1992.
5. Есенина Н. В. (Наседкина). В семье родной: Новые материалы о Сергее Есенине. М., 2001.
6. С. А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х тт. М., 1986.
7. Куняевы Станислав и Сергей. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака… М., 2001.
8. Мариенгоф А. Б. Роман без вранья. Мой век, мои друзья и подруги. М., 2013.
9. Сергей Есенин: Воспоминания родных / Сост. племянницы поэта: Т. П. Флор (Ильина), С. П. Митрофанова (Ильина), Н. В. Есенина (Наседкина). М., 1985.
10. Сергей Александрович Есенин / Сост. Сергей Ст. Куняев. М., 2013.
11. Сушко Ю. М. Дети Есенина. М., 2013.
12. Хлысталов Э. А. 13 уголовных дел Сергея Есенина. М., 2006.

С другими произведениями Виктора Белоусова можно ознакомиться на его страничке www.stihi.ru/avtor/v4568.

Татьяна Иванова
Венок певцу бревенчатой избы (литературно - музыкальное мероприятие, посвященное Сергею Есенину)

Цели :

1. Познакомить с жизнью и творчеством поэта, пробудить интерес к поэзии и творчеству С. А. Есенина .

2. Воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

3. Формирование нравственно-эстетических ценностей

4. Способствовать развитию культуры воспитанников через обновление содержания, форм и методов воспитательных мероприятий .

5. Осуществление на практике современных подходов к содержанию и организации воспитательных мероприятий .

Форма проведения : .

Оборудование : Экран и проектор, мультимедийная презентация

ВЕНОК ПЕВЦУ БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ

(литературно - музыкальное мероприятие , посвященное Сергею Есенину )

Несказанное, синее, нежное.

Тих мой край после бурь, после грез.

И душа моя - поле безбрежное,

Дышит запахом меда и роз.

Сегодня мы говорим о Сергее Александровиче Есенине , поэте, чей недюжинный талант, восхищавший современников, питался и жил любовью к России. Его жизнь кометой пронеслась на поэтическом небосклоне Родины, она ослепительно сверкнула, высекая снопы искр. И по сей день, русские поэты пишут о Есенине , не скрывая своего любования им и вдохновляясь его стихами

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой - в лебедей,

Светлый месяц - в жеребенка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

Писал о Есенине Н . Кутов.

Слайд 3 + музыка .

Звучит романс на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Ведущий. – Сергей Есенин ! – это имя

В лесах моей родной России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато – синих,

В лугах из зелени весенней ,

В стихах твоих, Сергей Есенин .

Литературные уроды ,

Живи еще ты десять лет,

Тебя бы, как врага народа,

Благословили б на расстрел!

Но ты ушел из жизни смутной

С кровавой песней на стене

За десять лет до оргий культа,

Вспоровших вены всей стране…

Из горьких слов сплету венок-

Душою выстрадано слово.

Ведущий. Мир знает две обаятельнейшие улыбки, в которых щедро светилась русская душа : Юрия Гагарина и Сергея Есенина . Гагарин, с детства влюбленный в стихи Есенина , первым открыл дорогу к звездам; любимый его поэт лишь мыслью устремлялся туда, но он достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов. И костер зари, и плеск игривой волны, и необъятная небесная ширь со звоном пасхальных колоколов - все это словно переплавилось в русском сердце поэта и вылилось со стихами наружу.

Ученицы Сатова Кристина и Дуплинская Кристина прочитают отрывки из стихотворений С. Есенина .

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Тот, кто видел хоть однажды.

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Здравствуй, золотое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?

Свечкой чисто четверговой.

Над тобой горит звезда.

Я снова здесь в семье родной,

Мой край задумчивый и нежный.

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Поэты живут после смерти,

При жизни страдают они.

Их ловят мещанские сети,

Тираны их держат в тени,

Коль им не поют «аллилуя»

Рассвет. Приближаюсь к селу я,

Где русский Поэт родился.

Ведущий 2. «Родился в 1825 году, 20 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду, у которого было трое взрослых сыновей, с которыми прошло почти все мое детство. Стихи я начал писать лет девяти. Восемнадцати лет был удивлен тем, что их не печатали, и послал в Петербург…»

Ведущий. Родина, Россия, Русь – художественный нерв всего творчества Сергея Есенина . Село Константиново привольно раскинулось на берегу Оки. Вокруг спеют тучные травы, неустанно поет пчела. Как любил поэт эту летнюю пору!

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли - очи в подковах бровей,

Ой, ты, Русь моя, милая Родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

Стихотворение читает Исакова Маша.

Чтец : С. А. Есенин «Спит ковыль»

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы .

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть :

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Ведущий. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности : чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу ее.

Приоткроется дверь, и в сени

Осень стучит, дождем дыша,

Здесь родился Сергей Есенин ,

Здесь витает его душа.

Где простор необъятной сини

Наполняет дыханием грудь,

Сын Рязани, любимец России

От берез начинал свой путь.

И взлетел он, подвластный песне,

Над обыденной суетой.

Русской нежности страстный вестник,

Грешник праведный и святой.

Воспоминания о своем деревенском детстве Сергей Есенин всегда хранил в сердце.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Что поет теперь мать за куделью?

Я навеки покинул село.

Только знаю - багряной метелью

Нам листвы на крыльцо намело.

Ведущий. Кто читал деревенскую лирику Есенина , тот знает, как много стихов поэта посвящено матери , сестре, деду, бабушке. В его стихах, да и в прозе далекий константиновский дом предстает настоящим воплощением тепла, света и любви. Вот что писал поэт в своих воспоминаниях, посвященных сельскому детству .

Ведущий 2. «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька, старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».

Ведущий. Старый дом с его запахом, скрипом половиц остался духовной твердыней поэта, олицетворением его малой Родины.

Есенин с головокружительной быстротой проделал сложный путь восхождения от стихотворца, поющего библейским слогом отчую землю «в блеске алом зари» , к вершинам поэтической классики, создав такие шедевры, как «Пугачев» , маленькие поэмы «Русь Советская» , «Русь кабацкая» , «Русь уходящая» , лирический цикл «Персидские мотивы» .

Непостижимо, но все это создано одним человеком, прожившим всего 30 лет, из которых ровно половина отдана поэзии.

Всю свою недолгую и неспокойную жизнь Сергей Есенин проявлял заботу , радел о самом близком человеке – о матери, Татьяне Федоровне. Она играла большую роль в его жизни. Матери Сергей Есенин посвятил эти задушевные строки :

Включить чтение стихотворения на слайде 12

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж :

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад .

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось, -

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

Но Татьяне Федоровне пришлось пережить самое страшное в жизни матери горе – смерть сына.

Послушайте отрывок из стихотворения поэта Андрея Филатова «Поэмы о матери Есенина » .

…Однажды с приокского луга,

Видать, без дорог, стороной,

Под именем давнего друга

Забрел к ней турист пожилой.

В кепчонке, в плаще запыленном,

Присел на придвинутый стул.

Назвал себя мистером Джоном

И руку, склоняясь, протянул :

Я дальний, но русским владею.

Читаю про Древнюю Русь.

В любви объяснился Сергею ,

«Письмо» ей прочел наизусть.

Заверил, что томик с березкой

Поныне у сердца хранит,

Что сын ее даже в заморской

Далекой стране знаменит.

В таком разберешься не сразу,

Смолчала старушка в ответ.

Лишь гостя окинула глазом

От кепки до модных штиблет.

-…Вам виллу бы, матушка, надо

С балконом на берег реки.

Высокий фонтан среди сада,

Дорожки, песок, цветники…

Россия о вас позабыла,

Есенинский стих – не в цене .

Потемки. Какая тут вилла

В болотной, глухой стороне.

Умолк – помешали сельчане.

Вошли – не успел досказать…

И душно, и тяжко Татьяне –

Разгневана русская мать.

Подруг не заметила даже,

Что сели рядком на скамью.

…Да разве при них он доскажет,

Раскроет душонку свою!

Зовет помирать на чужбине…

Забрел среди белого дня…

Давно ль «хлопотали» о сыне,

Теперь добрались до меня.

Чего же ты жмешься к порогу,

Не хочешь сидеть у окна?.

Боишься, мне люди помогут?

Не бойся, я справлюсь одна.

Ты видишь, я встала не плача,

Пускай на душе тяжело.

Но только теперь – то я зряча :

Мне горе прозреть помогло.

И вправду, привстала, прямая,

Пошла у подруг на виду.

Помочь бы. Да слышат : - Сама я.

Сама, дорогие, дойду.

В расшитой рубашке с портрета

Сергей улыбается вслед :

«Ведь Джон ожидает ответа.

Каков же твой, мама, ответ?.»

Пусть сердце остынет немного,

Сережа, сынок мой родной,

Дай силы дойти до порога.

Я знаю – ты рядом со мной.

Платок отряхнула дареный,

Ослабила узел тугой,

Блеснула глазами на Джона

И дверь распахнула ногой.

В углу загремела посуда,

Погас огонек у икон.

А ну, убирайся отсюда,

Иди по-хорошему вон!

Петляй своей тропкой убогой

И там у себя, куролесь,

А русскую землю не трогай

И в русскую душу не лезь!

Горжусь, что такого поэта

На русской земле родила.

Она моим сыном воспета

И мне теперь трижды мила!

Могу ль я на чье поруганье

Сыновнюю песню отдать!

В приокском селе под Рязанью,

Жила эта русская мать.

Ведущий. Есенин с большой неохотой вспоминал свою поездку в Европу и Америку. От случайных его фраз остается впечатление о большой, мучительной, одолевшей его там тоске. Вот лишь некоторые строки из тех давних писем поэта на родину.

Ведущий 2. «Родные мои! Хорошие! Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги. Никому здесь это не нужно».

Слайд 14 + музыка .

Ведущий. Из его живописных и напевных стихов вырисовывается милый сердцу образ родной земли, исконной Рязанско - Коломенской Руси. Природа в стихах Есенина – всегда живой организм, она дышит, чувствует, живет. Романс на стихи С. А. Есенина «Клён ты мой опавший»

Ведущий. Еще не поросли тропинки,

Что слышали твои шаги,

И материнскою косынкой

Еще пестрят березняки.

И говор леса, говор дола,

И говор горлинок в лугах

Зовут тебя к родному дому,

Счастливого или в слезах.

Им всё равно, каким бы ни был, –

Найдут и ласку и привет.

По вечерам играет рыба

И бабочки летят на свет.

И розовеющие кони

В закатном отсвете храпят.

И в голубых туманах тонет

Все ждет тебя, все ждет, не веря,

Что за тобой уж столько лет,

Как наглухо закрыты двери

На этот самый белый свет.

Ты нам оставил столько сини!

А сам ушел, как под грозой,

Оставшись на лице России

Невысыхающей слезой…

В тревожное время 1919 года Есенин свободно гулял по ночному городу, несмотря на патрули. Однажды, при проверке документов, он неожиданно стал читать свои стихи. Когда дошли до памятника Пушкину, Есенин прекратил чтение , но начальник патруля попросил его : «Расскажи еще про деревню, уж больно складно у тебя получается» .

Рассказывают, что, знакомясь с Сергеем Есениным , Феликс Дзержинский обронил : «Как это вы так живете?» «Как?» - смутился поэт. – «Незащищенный» .

Трава, тяжелая от пыли,

Ночь в проводах жужжит, как шмель.

А ведь Есенина убили ,

Не вызвав даже на дуэль!

Слайд 16 + Музыкальный фрагмент .

Стихотворение В. Богданова «Памяти поэта» .

Улеглась в гостинице гульба,

Желтый мрак качался в коридоре.

Как смогла ты, подлая труба,

Удержать такое наше горе?

Спал подлец, напившись в кабаке,

Над поэтом зло набалагурясь…

Смертный миг…Лед треснул на Оке…

Только мать на всей Руси проснулась…

Что же ей почудилось тогда?

Может быть, взаправду увидала,

Как с небес горячая звезда

На крыльцо морозное упала.

И зажгла зарю в селе звезда,

Мать у русской печки суетилась.

По снегам глубоким, как беда,

Весть на санках к дому подкатилась…

Рухнул месяц с голубых высот.

И березы в дымной круговерти,

Словно петлю, рвали горизонт

Ведущий. «Какой чистый и какой русский поэт» - говорил о нем Горький. Алексей Максимович точно определил глубинную суть Есенина – поэта , сказав, что он «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия».

Стихотворение читает Мажара Надя.

Чтец. С. А. Есенин «Собаке Качалова»

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Ведущий. Последние строфы посвящены Галине Бениславской – другу Есенина . Галя Бениславская, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветго. Есенин отвечал большим дружеским чувством. Он никогда не кривил душою. Любя и ценя Галину как редчайшего своего друга, он в то же время в марте 1925 года написал ей короткое письмо.

Ведущий 2. «Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину».

Ведущий. Тем не менее Бениславская не покидала его и заботилась о нем.

Только женитьба Есенина на внучке Льва Толстого - Софье Андреевне Толстой заставила Бениславскую отойти от него. Этот уход друга, Есенин воспринял тяжело . Но она была настоящим другом и завещала похоронить себя рядом с ним.

Слайд 19 + чтение стихотворения.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил ,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С новой силой звучат сегодня есенинские строки : «Как прекрасна земля и на ней человек» . Идут годы, сменяются поколения, но остается вечной поэзия Есенина , потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его кризисами, голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа.

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая :

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу : «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Строки Есенина , которые я прочту вам сейчас, преисполнены дерзновенной веры в будущее России, неистребимого оптимизма.

Шел Господь пытать людей в Любови,

Выходил Он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал : «Вишь, какой убогой, -

Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку :

Видно, мол, сердца их не разбудишь.

И сказал старик, протягивая руку :

«На, пожуй. маленько - крепче будешь» .

Я думаю, что тот, кто вместит эти стихи, в свое сердце, уже не захочет, не сможет творить зло на белом свете.

Ведущий. Более 85 лет прошло с момента трагической гибели поэта. Но сегодня, как и десятилетия назад, его стихи остаются своеобразным тестом на отношение к России. Давно замечено : кто любит поэзию Есенина , тот не может хулить свою страну.

А сколько чудесных песен сложено на его стихи! В Москве, в Рязани, в других городах страны высятся памятники поэту, многие улицы названы его именем. Народ свято хранит память о Сергее Есенине .

Слайд 22 + лирическая музыка .

На ее фоне ведущий читает стихотворение.

Ведущий. С модной тростью, в смокинге цивильном,

Он ходил, шокируя цилиндром

Революционную Москву :

Барду, избалованному славой,

Нравилось мальчишеской забавой

Волновать неверную молву.

Грустный, словно музыка из сада ,

Нежный, словно летний звездопад,

Вечный, словно солнечный восход,

Кто же он, как не сама природа,-

Юноша, пришедший из народа

И ушедший песнею в народ?

Колышет берёзоньки ветер весенний ,

Весёлой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблён,

Про белые рощи и ливни косые,

Про жёлтые нивы и взлёт журавлей.

Любите Россию, любите Россию –

Для русского сердца земли нет милей!

Музыка усиливается . Все участники программы выходят на сцену.

Приложение

Венок Сергею Есенину

Лев Троцкий

Памяти Сергея Есенина

Мы потеряли Есенина - такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, - может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки! Он ушел из жизни без крикливой обиды, без ноты протеста, - не хлопнув дверью, а тихо прикрыв ее рукою, из которой сочилась кровь. В этом месте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом.

Есенин слагал острые песни «хулигана» и придавал свою неповторимую, есенинскую напевность озорным звукам кабацкой Москвы. Он нередко кичился резким жестом, грубым словом. Но подо всем этим трепетала совсем особая нежность неогражденной, незащищенной души. Полунапускной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился, - прикрывался, но не прикрылся. Больше не могу, сказал 27 декабря побежденный жизнью поэт, сказал без вызова и упрека… О полунапускной грубости говорить приходится потому, что Есенин не просто выбирал свою форму, а впитывал ее в себя из условий нашего совсем не мягкого, совсем не нежного времени. Прикрываясь маской озорства и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего. Это не в похвалу, ибо по причине именно этой неотмирности мы лишились Есенина. Но и не в укор, - мыслимо ли бросать укор вдогонку лиричнейшему поэту, которого мы не сумели сохранить для себя?

Наше время - суровое время, может быть, одно из суровейших в истории так называемого цивилизованного человечества. Революционер, рожденный для этих десятилетий, одержим неистовым патриотизмом своей эпохи, - своего отечества, своего времени. Есенин не был революционером. Автор «Пугачева» и «Баллады о двадцати шести» был интимнейшим лириком. Эпоха же наша - не лирическая. В этом главная причина того, почему самовольно и так рано ушел от нас и от своей эпохи Сергей Есенин.

Корни у Есенина глубоко народные, и, как все в нем, народность его неподдельная. Об этом бесспорнее всего свидетельствует не поэма о народном бунте, а опять-таки лирика его:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.

Этот образ осени и многие другие образы его поражали сперва, как немотивированная дерзость. Но поэт заставил нас почувствовать крестьянские корни своего образа и глубоко принять его в себя. Фет так не сказал бы, а Тютчев еще менее. Крестьянская подоплека, творческим даром преломленная и утонченная, у Есенина крепка. Но в этой крепости крестьянской подоплеки причина личной некрепости Есенина: из старого его вырвало с корнем, а в новом корень не принялся. Город не укрепил, а расшатал и изранил его. Поездка по чужим странам, по Европе и за океан не выровняла его. Тегеран он воспринял несравненно глубже, чем Нью-Йорк. В Персии лирическая интимность на рязанских корнях нашла для себя больше сродного, чем в культурных центрах Европы и Америки.

Есенин не враждебен революции и никак уж не чужд ей; наоборот, он порывался к ней всегда - на один лад в 1918 г.:

Мать моя - родина, я большевик.

На другой - в последние годы:

Теперь в советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Революция вломилась и в структуры его стиха, и в образ, сперва нагроможденный, а затем очищенный. В крушении старого Есенин ничего не терял и ни о чем не жалел. Нет, поэт не был чужд революции, - он был несроден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, - революция публична, эпична, катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой.

Кем-то сказано, что каждый носит в себе пружину своей судьбы, а жизнь разворачивает эту пружину до конца. В этом только часть правды. Творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и - сломалась.

У Есенина немало драгоценных строф, насыщенных эпохой. Ею овеяно все его творчество. А в то же время Есенин «не от мира сего». Он не поэт революции.

Приемлю все, - как есть, все принимаю.

Готов идти по выбитым следам,

Отдам всю душу Октябрю и Маю.

Но только лиры милой не отдам.

Его лирическая пружина могла бы развернуться до конца только в условиях гармонического, счастливого, с песней живущего общества, где не борьба царит, а дружба, любовь, нежное, участие.

Такое время придет. За нынешней эпохой, в утробе которой скрывается еще много беспощадных и спасительных боев человека с человеком, придут иные времена, - те самые, которые нынешней борьбой подготовляются. Личность человеческая расцветет тогда настоящим цветом. А вместе с нею и лирика. Революция впервые отвоюет для каждого человека право не только на хлеб, но и на лирику. Кому писал Есенин кровью в свой последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, Есенин - песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего она навсегда усыновит его.

К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества, сознавая внутреннюю свою незащищенность. В одной из последних песен Есенин прощается с цветами:

Ну, что ж, любимые, - ну, что ж,

Я видел вас и видел землю,

И эту гробовую дрожь,

Как ласку новую, приемлю…

Только теперь, после 27 декабря, можем мы все, мало знавшие или совсем не знавшие поэта, до конца оценить интимную искренность есенинской лирики, где каждая почти строчка написана кровью пораненных жил. Там острая горечь утраты. Но и не выходя из личного круга, Есенин находил меланхолическое и трогательное утешение в предчувствии скорого своего ухода из жизни:

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне,

Как о цветке неповторимом.

И в нашем сознании скорбь острая и совсем еще свежая умеряется мыслью, что этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказавши о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом - о себе самом.

Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упадочного и расслабляющего. Пружина, заложенная в нашу эпоху, неизмеримо могущественнее личной пружины, заложенной в каждого из нас. Спираль истории развернется до конца. Не противиться ей должно, а помогать сознательными усилиями мысли и воли. Будем готовить будущее! Будем завоевывать для каждого и каждой право на хлеб и право на песню.

Умер поэт. Да здравствует поэзия! Сорвалось в обрыв незащищенное человеческое дитя. Да здравствует творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.

Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2. автора Есенин Сергей Александрович

Из книги Серебряная ива автора Ахматова Анна

Анна Ахматова – Сергею фон Штейну 11906 г., КиевМой дорогой Сергей Владимирович…Ваше письмо бесконечно обрадовало меня… тем более что более одинокой, чем я, даже быть нельзя… Хорошие минуты бывают только тогда, когда все уходят ужинать в кабак или едут в театр, и я слушаю

Из книги Отец и его музей автора Цветаева Марина

V. Лавровый венок (Перевод А. Эфрон.)День открытия музея. Едва занявшееся утро торжественного дня. Звонок. Курьер из музея? Нет, голос женский.Разбуженный звонком, отец уже на пороге зала, в старом своем, неизменном халате, серо-зеленоватом, цвета ненастья, цвета Времени. Из

Из книги Путешествие в будущее и обратно автора Белоцерковский Вадим

Открытое письмо Председателю правления Союза писателей РСФСР Сергею Михалкову Своим гневным монологом в разговоре со мной по телефону Вы натолкнули меня на мысль высказаться по поводу моего решения выехать в Израиль.«Я уверен, - кричали Вы мне, - что услышу ваш голос по

Из книги Неизвестный Есенин автора Пашинина Валентина

Глава 4 Дискуссии по Есенину О Ленине так не жалели. В. Мануйлов Следует объяснить читателю, почему же революция в деревне началась не в 1926 году, как задумывали большевики. Весь 1926 год кипели, бушевали «страсти по Есенину». Подумать только, вся страна была вовлечена в

Из книги Автобиографическая проза автора Цветаева Марина

Расплата за близость к Есенину Есенин Юрий (Изряднов), сын поэта - расстрелян в 1937 году.Есенин-Вольпин Александр, сын поэта - помещался в психиатрическую лечебницу, эмигрировал, живет в Бостоне.Есенин Илья Иванович - двоюродный брат (1902–1942) - был осужден, погиб на

Из книги Планета Дато автора Миронов Георгий Ефимович

ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК (Памяти проф. И. В. Цветаева) Года за два до открытия музея отцу предложили переехать на казенную директорскую квартиру, только что отстроенную. „Подумайте, Иван Владимирович, - соблазняла наша старая экономка Олимпиевна, - просторная, покойная, все

Из книги Есенин автора Поликовская Людмила Владимировна

4. “Венок” Дато Природу нельзя застигнуть неряшливой или полуодетой, – она всегда прекрасна. Но увидевший прекрасное, становится участником его создания. Ведь окидывая взглядом озеро, поле, лужайку в лесу, часть реки, мы как бы сами для себя создаём композицию

Из книги Пушкиногорье автора Гейченко Семен Степанович

Приложение Венок Сергею Есенину Лев Троцкий Памяти Сергея Есенина Мы потеряли Есенина - такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, - может быть, со всеми нами.

Из книги Сказки матери [сборник] автора Цветаева Марина

Из книги Наедине с осенью (сборник) автора Паустовский Константин Георгиевич

V. Лавровый венок День открытия музея. Едва занявшееся утро торжественного дня. Звонок. Курьер из музея? Нет, голос женский.Разбуженный звонком, отец уже на пороге зала, в старом своем, неизменном халате, серо-зеленоватом, цвета ненастья, цвета Времени. Из других дверей,

Из книги Самый большой дурак под солнцем. 4646 километров пешком домой автора Рехаге Кристоф

Лавровый венок На улицах Афин не было тени. Над городом стоял отвесный беломраморный зной.В скверах цвели ползучие странные цветы без листьев. На их стеблях торчали темно-зеленые мягкие отростки, похожие на хвою. Стоило сжать пальцами такую веточку – и она тотчас

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

Венок из цветов В маленьком городке Цзиньчан я остаюсь на два дня. Городок уютно располагается на реке среди равнины, похожей скорее на длинную долину. С обеих сторон возвышаются горы.Я отношу ботинки на рынок и расспрашиваю всех о сапожнике. Искомый тип обнаруживается

Из книги Мне нравится, что Вы больны не мной… [сборник] автора Цветаева Марина

ОТКРЫТЫЙ ОТВЕТ СЕРГЕЮ ГЛАЗАТОВУ Уважаемый Сергей!Да будет Вам известно, что последний «Тихий парад» состоялся 3 августа, после чего программа была (в который уж раз) закрыта на неопределенный срок. К тому времени я уже получил Ваше письмо, но предоставить ему эфир, как Вы

Из книги автора

Сергею Эфрон-Дурново 1 Есть такие голоса, Что смолкаешь, им не вторя, Что предвидишь чудеса. Есть огромные глаза Цвета моря. Вот он встал перед тобой: Посмотри на лоб и брови И сравни его с собой! То усталость голубой, Ветхой крови. Торжествует синева Каждой

Из книги автора

С. А. Есенину (1895–1925) «Брат по песенной беде…» Брат по песенной беде – Я завидую тебе. Пусть хоть так она исполнится – Помереть в отдельной комнате! – Скольких лет моих? лет ста? Каждодневная мечта. И не жалость: мало жил, И не горечь: мало дал. Много жил –

«Тебе одной плету венок…» Сергей Есенин

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты — смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.

Анализ стихотворения Есенина «Тебе одной плету венок…»

На развитие самобытного художественного стиля есенинской поэзии оказало влияние творчество современников. С именем Клюева исследователи связывают появление религиозной символики в поэтической системе Есенина. Последнему, выросшему в патриархальной деревенской атмосфере, были понятны и близки проявления нехитрой мужицкой веры, однако после знакомства с творениями старшего коллеги указанный мотивный комплекс претерпевает изменения. Он охватывает не отдельные природные образы, а формирует целостную картину. Среди сосен, елок и берез лирическому герою « » видится фигура Иисуса. Обычные детали пейзажа преображаются под влиянием необыкновенного явления: панорама леса и облачного неба сияет в «парче лиловой». В произведении « » Родина, скорбящая по погибшим, воплощается в образ монашки, читающей поминальные псалмы.

По аналогичным принципам организована зарисовка, представленная в стихотворении 1915 г. В ней лексика религиозной тематики соседствует со словами, обозначающими растения и природные явления. Спокойная обстановка туманного вечера сравнивается с атмосферой и вещными деталями церковной службы. Болотистый водоем уподобляется сосуду для крещения, камыш призывает к молитве, а роса наделяется исцеляющими свойствами.

Пейзажу предшествует признание лирического «я», в щемящей искренности которого усматриваются блоковские мотивы. Показательными примерами интертекстуальных связей служат и олицетворенный образ Руси, и трепетное отношение к родине - таинственной, убогой и прекрасной. Противоречивые переживания в есенинском произведении выражены парой антонимов: «далекая и близкая». Хотя в интонациях речи лирического субъекта слышится печаль, героем движет безоговорочная любовь к родному краю. Цветы и венок из них служат знаками поклонения, призванными украсить, расцветить «стежку серую», скромную жизнь тихого уголка.

Еще один немаловажный аспект патриотического чувства - вера. Этот мотив, обозначенный в зачине, поддерживается религиозной семантикой пейзажной картины и окончательно раскрывается в финальном двустишии. Автор упоминает два дара из символического подношения волхвов новорожденному Иисусу. Опираясь на библейские реминисценции, поэт актуализирует в читательском сознании сложный комплекс смыслов, в котором лидируют темы жертвенности и грядущего спасения.