Трасса М9 «Балтия»: новая Рига. «Новую Ригу» откроют в этом году

Федеральная магистральная автомобильная дорога М9 «Балтия» (Москва - Волоколамск - государственная граница с Латвией) протянулась на 618 км. Она часть европейского маршрута Е22, который идет вдоль Балтийского моря. В России дорога лежит на землях Московской, Тверской и Псковской областей.

На выезде из Москвы это роскошная восьмиполосная автострада с футуристической развязкой у МКАД, разделительной полосой, отбойниками и широкой обочиной. Потом она сужается, сужается... После Волоколамска (98-й км) исчезают разделительная полоса и барьерное ограждение. А также знаки «Магистраль», разрешающие двигаться со скоростью до 120 км/ч. До границы с Тверской областью трасса еще приличная, а дальше дорога превращается в испытательный полигон даже для вездеходов - это 150 км кошмара до Западной Двины. Опытные водители вообще рекомендуют проходить этот участок исключительно днем - слишком велик риск повредить подвеску. Огромных ям уже лет пять как нет, но остались колеи, бугры и огромное количество заплат, а узкие обочины делают рядовой обгон весьма рискованным. В Псковской области водители оценивают трассу на твердую четверку. После тверского участка многим она кажется просто шикарной.

Вообще «Балтия» изобилует горками, сложными поворотами - и, соответственно, знаками «Обгон запрещен». Надо быть очень внимательным: в таких местах часто прячутся гаишники с видеокамерами, особенно в Тверской области. Их бы энергию да на ремонт трассы...

Как и все остальные радиальные магистрали, выходящие из столицы, «Балтия» перегружена на головном участке: в сутки здесь проходит около 100 тыс. машин (60% легковые, 40% грузовые). А в Тверской и Псковской областях поток резко мелеет - до 3–5 тыс. автомобилей. Зато относительно больше становится грузовиков. План реконструкции трассы М9, рассчитанный на ближайшие пять лет, учитывает эти особенности.

Уже в будущем году реконструкция начнется на участке от выезда из Москвы до пересечения магистрали с Малым Московским кольцом (ММК, оно же А107, 50-й км). На первом отрезке, до Красногорской развязки, дорогу должны расширить до десяти полос (за счет сужения разделительной полосы и частично - обочины), на втором участке (до пересечения с ММК) - до восьми полос. А потом и часть дороги от ММК до Волоколамска тоже собираются расширять - до шести полос.

Кроме того, полностью или частично перестроят 30 искусственных сооружений (в том числе шесть мостов и 23 путепровода), 12 транспортных развязок и возведут надземный пешеходный переход. Через четыре года вся трасса до 23-го км и основные транспортные развязки станут освещенными - да будет свет! А первые 45 км дороги отгородят шумозащитными экранами. И еще: предусмотрено внедрить на магистрали автоматизированную систему управления дорожным движением. Обещают, тогда водителям будет легче ориентироваться, отслеживать пробки и заторы. А в Тверской области весь страшный участок к 2013 году должны привести в нормативное состояние…

И тогда полетим: разрешенная скорость по Московской области - до ста двадцати! Дальше будет тоже неплохо - до самой границы. Понятно, это задача не на один день: работы по реконструкции и капремонту на трассе «Балтия» продлятся минимум четыре года.

Реконструкция трассы будет продолжена вплоть до «второй бетонки»

Ровно два года назад, в феврале 2012, началась масштабная, стоимостью более 18 миллиардов рублей, реконструкция трассы М9 «Балтия». За это время водители успели привыкнуть к пробкам и освоили фигурную езду на непривычно узких полосах дороги. Строители, тем временем, опережая график и не перекрывая движение на оживленной трассе, сдали в эксплуатацию первый пусковой комплекс I этапа реконструкции автодороги М-9 «Балтия» км 28+860 – км 37+586 км и 38+380 км - 48+110 км. Движение открыто, теперь на этом участке по 4 полосы в каждом направлении. А совсем скоро все работы будут перенесены за Малое бетонное кольцо.

О темпах реконструкции трассы корреспонденту «ИВ» рассказал представитель компании-подрядчика ООО «Трансстроймеханизация», заместитель руководителя проекта Сергей Данилкин.

С опережением сроков

- Сергей Иванович, за счет чего удается опережать график реконструкции и не сказывается ли это на качестве работ?

Действительно, строим мы быстрее, чем предполагалось по проекту. Так, ввод первого участка – от Москвы-реки до Малого московского кольца (от 17 до 50 километра) у нас был запланирован на март 2015 года, однако, по большей части все работы здесь уже завершены, остались только развязки и мостовые сооружения. Спешка вызвана тем, что автолюбители обращаются в «Росавтодор» с просьбой ускорить реконструкцию трассы, и мы стараемся оптимизировать сроки строительства. Надеемся в этом году полностью открыть участок вплоть до 50 км, чтобы не было препятствий и по крайней мере до «бетонки» автолюбители доезжали достаточно быстро.

А что касается качества работ, мы живем в век новых технологий, когда появляется новая техника в том числе и дорожная, производительность которой в 2-3 раза выше. Наше предприятие идет в ногу со временем, руководство следит за всеми техническими новинками, каждый год у нас меняется парк строительной техники, закупается новейшее оборудование. Техника последних моделей приходит к нам прямо с выставок, импортная, высокопроизводительная. Организация у нас серьезная, сроки работ мы ускоряем только за счет высокой квалификации сотрудников и производительности техники. Плюс к этому в Истринском районе у нас развернуты два завода по производству асфальтобетона, так что основной строительный материал мы везем не издалека. Там же, в Котово, построено общежитие на 700 мест для наших строителей, которые в сезон работают в две смены.

- Тем не менее сейчас на некоторых реконструированных участках дороги ощущается довольно заметная волнистость асфальта, а ведь, когда снимут ограничения скорости и по новой Балтии можно будет ехать со скоростью 130 километров, это станет существенной проблемой.

Действительно, такие участки есть, это связано с тем, что верхние, финишные слои асфальта укладывались при постоянном движении транспорта. По технологии, асфальтоукладчик должен двигаться без остановок, перед ним должна быть открытая линия, а для того, чтобы не перекрывать движение полностью, мы вынуждены были укладывать участки асфальта по 200-300 метров, поэтому и появились в некоторых местах неровности. Но как только наступят положительные температуры, мы приведем их к нормативам.

- С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе реконструкции?

На самом деле трасса довольно сложная для ремонта, потому что здесь проходит большое количество коммуникаций, которые приходится переносить – связь, электрические кабели. Вдоль Балтии много предприятий и коттеджных поселков, вся Новая Рига оплетена этими коммуникациями и если у нас имеются какие-то заминки с ремонтом, то по большей части все они связаны именно с выносом коммуникаций.

- Разве это не должно быть предусмотрено еще на стадии проектирования?

Проект реконструкции разрабатывался в 2008-2009 годах, и в это же время началось резкое освоение Балтии, начали появляться коттеджные поселки, предприятия, которые «потащили» за собой связь, электричество и т.д. За тот недолгое время, что проект проходил экспертизы, вдоль трассы и появилось более половины новых коммуникаций.

- Как технологически происходит реконструкция? Вы ведь не просто снимаете верхний слой асфальта и укладываете новый?

Если говорить совсем просто, то реконструкция заключается в том, что мы достраиваем одну полосу движения за счет разделительной полосы и на одну полосу увеличиваем трассу за счет присоединения краевой полосы, то есть в каждом направлении добавляем по две полосы. А что касается углубления трассы, то проектировщики нам рассчитали, какой должна быть глубина основы: песок, щебень, бетон, и какое количество асфальта.

- Нагрузка на наши дороги из-за постоянно идущих фур такова, что некоторое время на асфальте появляются колеи от большегрузов, как вы решали эту проблему на Балтии?

Это проблема всеобщего строительства. На Балтии мы учитывали возможность образование колеи еще при проектировании, поэтому финишный слой делаем из современного материала ЩМА-20 (щебеночно-мастичный асфальтобетон) основной составляющей которого является щебень, менее подверженный истиранию.
Инновационные технологии применяются и в ходе модернизации системы водоотводных сооружений – лотков. Для этого мы используем композиционные материалы, применение которых позволяет увеличить срок эксплуатации и стойкость сооружения к воздействию ультрафиолета и низких температур.

На указанном участке М-9 «Балтия» для усиления строительных конструкций уложен геотекстиль. Материал этот нетканый, суперпрочный и долговечный и выполняет сразу несколько функций: защита от эрозии грунта, проникновения крупнофракционных грунтов и материалов, повреждения прослоек. Для укрепления откосов насыпи на объекте реконструкции используется георешетка. Армируя и укрепляя грунт, она препятствует смещению и «растеканию» в горизонтальной плоскости грунта. Ежедневно на автодороге работают две независимые лаборатории, которые контролируют рецептуру материала, соответствие применяемых компонентов требованиям действующих нормативов. Работа на объекте ведется круглосуточно. Всего на реконструкции задействовано более 450 единиц техники.

- Сколько трасса сможет простоять без ремонта?

Гарантийный срок на верхнее покрытие составляет пять лет. У каждой дороги есть свои показатели, срок эксплуатации зависит от интенсивности движения и от транспортного потока. Зачастую машины идут перегруженные, везут ненормативный вес, а так как дорога не рассчитана на такой вес, она начинает быстрее разрушаться. Современная техника способна перевозить большее количество грузов, поэтому нагрузка на дорогу возрастает в два-три раза, и она разрушается быстрее.

С мая начнутся работы на участке от ММК до МБК

После наступления положительных температур, то есть уже в мае, мы планируем приступить к реконструкции участка от Малой до Большой бетонки. Там работать будет проще по нескольким причинам, но главная - нет такого интенсивного движения. Когда мы, приступая к реконструкции Балтии, замеряли интенсивность суточного движения, оказалось что его плотность на участке до Московского малого кольца составляет 120 тысяч автомобилей в сутки. Было подсчитано, что 20 процентов машин уходит с трассы в Красногорске, 40 процентов автомобилей – на Нахабинской развязке и 30 процентов машин съезжают в районе 50 километра. Дальше едет транзитный транспорт на Волоколамск и Ригу.

- Значит, работа на этом участке трассы пойдет быстрее?

По контракту, окончание реконструкции участка с 50 по 83 километр у нас предусмотрено в 2016 году, но опять же, заказчик просит нас рассмотреть возможность досрочной сдачи объекта. Поэтому уже в этом году мы планируем запустить полное развитие левой проезжей стороны трассы (в Москву), а в 2015 году должны закончить реконструкцию правой части дороги. Уширение реконструируемого участка, а это порядка 33 километров, пройдет за счет разделительной полосы, что позволит добавить по одной полосе к двум существующим в каждом направлении. В настоящее время там уже ведутся земляные работы на разделительной полосе без ограничения движения.

После окончания работ на разделительной полосе мы перейдем к уширению обочины, чтобы довести ее до нормативных показателей трассы класса 1Б. Сейчас на этом участке работает одно звено, которое ведет подготовительные земляные работы. Кроме того, завозим материалы, готовим технику. Сама реконструкция участка пройдет в два этапа: уширение дорожной части – до мая мы выполним подготовительные работы, организуем дорожное движение, выполним земляные работы и подготовим строительные материалы. Второй этап - это работа с мостовыми сооружениями, которыми занимается компания «Мостотрест». Зимой мостовики переключили движение и разбирают искусственные сооружения. В мае мы планируем развернуть стройку в полном объеме, а к августу месяцу должны положить финишный слой асфальта на левой полосе.

Добавлю, что на втором этапе строительства автодороги М-9 «Балтия» на участке км 50+016 – 82+878, будет произведена реконструкция всех искусственных сооружений и коммуникаций, попадающих в зону работ. Вдоль дороги будут построены линии электроосвещения.

Не все сразу
- Строительная техника уже работает за Малым московским кольцом, а между тем некоторые участки, которые находятся ближе к Москве, все еще не открыты для полноценного движения. С чем это связано?
- Задержка реконструкции на головном участке связана с тем, что мы очень много времени потратили на выпуск дополнительного проекта по организации дорожного движения, - говорит Сергей Данилкин. Довольно сложно изобрести схемы, которые позволяют сохранить существующую полосность движения, а это было основным условием заказчика – ФКУ «Центравтомагистраль». Сейчас заканчивается реконструкция путепровода на 26 километре, там продолжаются отделочные работы, поэтому автомобили движутся по одному направлению. Не завершены работы путепроводе на 28 километре, поэтому там остается сужение проезжей части.

Первоначально проект предусматривал закрытие всего направления движения, а автомобили должны были пустить по оставшейся части, то есть сузить движение и заниматься одной стороной. Мы должны были два года делать одну сторону проезжей части, потом перекинуть движение на отремонтированную сторону дороги и еще два года заниматься реконструкцией другого направления. Но в связи с высокой интенсивностью движения мы сохраняем количество полос движения, что отнимает много сил и времени, так как все проекты разрабатывались иначе.

Впервые на российских дорогах появится АСУДД

- Скажите, большие стойки на некоторых участках дороги – это опоры под информационные щиты?

На этих стойках разместятся табло пилотной системы АСУДД, автоматизированной системы управления дорожным движением. Для России этот проект новый и впервые он будет опробован именно на трассе «Балтия». В отличие от электронных табло на МКАДе, которые информируют водителей только о погодных условиях и ограничении скорости, система АСУДД будет собирать информацию о количестве транспорта, определять процентное соотношение грузовиков, легковушек, автобусов. Кроме того, разрабатываются программы, которые будут сопрягать движение в трех субъектах федерации, то есть водитель, при съезде, например, с «бетонки» будет видеть на табло информацию о пробках и варианты их объезда.

- Сколько будет таких табло АСУДД, и на каких километрах?

Их будут устанавливать рационально, при съездах с развязок: на 48 километре в районе Малого кольца, на 36 километре в районе «Бенилюкса», на 31 километре в районе Нахабинской развязки, у госпиталя Вишневского.

Елена СОЛДАТОВА,

Фото Романа МАШИНИНА

На основании распорядительного акта ФУАД «Центральная Россия» от 13.01.2012 года с 15 февраля 2012 года до 2015 года временно ограничено движение по автодороге «Балтия» на участке 17 км + 910 м – 50 км + 016 м, от МКАД до А-107 ММК (Малого бетонного кольца).

Реконструкция федеральной трассы «Балтия» (с 18 по 85 километр) в рамках программы «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Центрального федерального округа» ведется в II этапа с февраля 2012 года.

I - на участке с 17 по 50 км, которая по контракту должна была быть закончена 15 марта 2015 года, но планируется её закончить в октябре 2014 года. На этом этапе будет реконструирован и путепровод на 50 км М9 "Балтия".

На двух путепроводах на 21 и 22 км М9 "Балтия" планируется окончить работы в августе 2014 года. Работы на мосту через р. Москва на 20 км М9 "Балтия" планируется окончить в июле 2014 года.

В октябре 2013 года в эксплуатацию был сдан десятикилометровый участок трассы с 29 по 38 километр.

В декабре открыт очередной участок дороги в обе стороны от 38 до 50 километра.

Несмотря на то, что участок прямой и безопасный, здесь до окончания работ предусмотрено ограничение скорости до 60 километров в час. Во-первых, на трассе еще полно строительной техники. Во-вторых, дорожникам предстоит установить вдоль дороги большие информационные щиты на П-образной и Г-образной опорах-стойках. При их монтаже движение будет организовано по временной схеме, для чего перекроют только ту полосу движения, рядом с которой будет производиться монтаж опор.

Большая просьба к водителям – соблюдайте скоростной режим, все-таки на трассе остались места, где транспортные потоки противоположных направлений идут вплотную друг к другу, и здесь нередки случаи лобовых столкновений. Есть два вида нарушений, которые неразрывно связаны между собой: превышение скорости и выезд на встречную полосу. А тяжесть последствий при подобных ДТП очень высока.

На участках, где реконструкция не завершена увеличилось количество мелких ДТП: из-за несоблюдения водителями дистанции или бокового интервала, ошибок при маневрировании... Пострадавших в таких авариях, как правило, не бывает, но возможен также наезд на остановившиеся в результате происшествия автомобили.

Двигаясь по реконструируемому участку магистрали, водителям следует быть особенно внимательными.

Реконструкция в период массового выезда граждан к местам отдыха и загород приведёт к увеличению транспортной нагрузки на дороги М1 «Беларусь», М10 «Россия», А-108, А-107, «Волоколамское шоссе», «Москва – Бородино» и "Пятницкое шоссе" – как основные альтернативные пути объезда «Балтии». Нагрузка увеличится в г. Красногорске, Истре, Волоколамске, Одинцово, Химках, Волоколамске и Солнечногорске.

Выбирайте маршруты объезда! Удачи в пути!

Командир 11 батальона 1 полка ДПС (северный)
ГИБДД ГУ МВД России по Московской области
подполковник полиции Р.В. Змеевский