Визуальные цитаты.

Биография

Рил Мэйер - действующее лицо и главная героиня аниме сериала «Эрго Прокси». Будучи простой, спокойной и рассудительной, она не часто следует правилам. Рил является перфекционисткой, к тому же она очень эмоциональна, поэтому ей приходится держать себя под контролем, чтобы никому не навредить. Рил требует от других уважения к себе и своей семье. Также Рил является внучкой Донова Мэйера, главы города под куполом Ромдо, но Рил с презрением относится к этой должности по причине того, что ей не хочется быть «важной персоной».

В детстве на семейный дом Рил напали особи, известные как «Прокси». С одним из самых загадочных видов она столкнулась и раньше, когда ей было доверено расследовать серию убийств, совершенных, вероятно, зараженными Когито-вирусом особями, называемыми авторейвами. Из-за инцидента Рил была снята с расследования этого дела. Окружавшие ее коллеги решили, что Рил находится в шоковом состояние и после нападения, но ей не было это интересно, в ней не угасало желание узнать тайны Прокси.

Характер

Что не позволяет стать Рил идеальной - это ее характер. Так выражался Донов. Рил очень эгоистичная, неуважительно относится к людям, а приказы начальства выполняет, если они ее устраивают. Любит командовать. Винсента она не признавала за человека, а тем более за друга. Своего верного компаньона Рил считает болтающей машиной, а не живым существом. Её грубость и безразличие к людям отпугивают, и поэтому в круг ее общения входит только Дедал - доктор, которому она хоть как-то доверяет.

Внешность

В отличие от героинь многих аниме Рил не блещет объёмными формами или откровенными нарядами. Скромная, но хорошо одетая девушка, которая носит длинный черный плащ и высокие сапоги. Сама Рил выглядит как истинный боец. Красивое лицо и длинные темные волосы, прекрасные серые глаза, подчеркнутые темно-синими тенями, создают запоминающийся образ, который многие поклонники японской анимации считают самым красивым во всём аниме.

Образ хорошо дополняется действиями: и в бою, и в общении героини видно что-то особенное и завораживающее.

Мое мнение: 9.5/10

Внешность: Рил выглядит не как все, в ее глазах видна боль, в ее чертах лица хорошо прослеживается жестокость, ее стройное тело дает больше возможностей в драке, а ее ноги быстро передвигаются, не оставляя шансов на побег.

Внешность 10/10

Характер: Холодная, как айсберг, рассудительная и здравомыслящая девушка, не дающая поблажек, всем своим характером она показывает, что она очень харизматичная и не даст врагу убежать, любит манипулировать людьми и использует их для личной выгоды.

Характер 9/10

❖═══════ ❈ ═══════❖

❖═══════ ❈ ═══════❖

meditatio I



Намёк на ТРИНИТИ из «Матрицы» – это и цитата, и противопоставление, и даже стёб.

››› 1: Тринити – возлюбленная Избранного /Нео.
Связь Рил с Винсентом/Эрго ещё сильнее: Рил не только «воскрешает его своей любовью» – она постоянно меняет его судьбу, «вмешиваясь» в самых критических ситуациях.

››› 2: Тринити – ассоциации с христианской Троицей .
Рил появляется в облике ангела, кроме того, Прокси постоянно сравнивают с богами или посланцами Бога.

››› 3: Тринити долго искала «ответ» и ещё до начала первой «Матрицы» освободилась из «мира лжи».
Рил отправляется в путешествие в поисках ответов – и готова любой ценой постичь истину, какой бы тяжёлой та не оказалась.

››› 4: Тринити – террористка и хакер.
Рил ближе к агенту Смиту, какое-то время она с упорством напавшей на след ищейки гоняется за Винсентом… с известным результатом.

››› 5: Цитируется кадр из того эпизода первой «Матрицы», в котором Тринити впервые начинает не убегать от агентов, но бороться с ними.
В первом эпизоде Рил целится и пытается убить… можно сказать, что саму себя.

КОЛЯСКА Эйзенштейна

meditatio I



С.М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925)


Из сцены расстрела карателями мирной толпы в Одессе 1905 года.
Насмерть раненная молодая мать, падая, нечаянно толкнула коляску. Со ступеньки на ступеньку вниз, ближе и ближе к волнам, непоправимо…
Кинокадр безвинной жертвы, чудовищной и бессмысленной, давно оторвался от конкретных исторических событий, его подсказавших, вырос в символ вселенской несправедливости и мирового зла, объял все расстрелы, расправы, бомбежки, обвалы, стихийные бедствия нашего трагического века. И его знают – помнят ли, видели ли или даже понятия не имеют ни о кинорежиссере Эйзенштейне, ни об Одессе, ни о «Потемкине»…

КРОЛИК, который ведёт

meditatio III


Винсент следует за Пино , пытаясь выбраться из лабиринта Ромдо тем же путём, которым пользуются автолейвы, инфицированные Когито – так начинается путешествие Винсента:



Алиса следует за кроликом – и с этого начинаются её приключения в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
В англоязычных странах сказки Кэрролла занимают одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок, уступая лишь Библии и Шекспиру, самое известное из последних упоминаний «Белого Кролика» – в «Матрице» братьев Вачовски.

Но Пино в своём смешном костюмчике – не единственная из запутанных аллюзий и отсылок к сказкам Кэрролла

ПРОБУЖДЕНИЕ НЕО – сцены из «Матрицы»

meditatio IV
Винсент в «мире, который снаружи»:


Сцена повторяет моменты пробуждения Нео в «капсуле» – и последующее спасение его из воды кораблём Морфеуса – а Худе со своей бритой головой также похож на Морфеуса.
«Дань уважения» «Матрице» – и цитата, подчёркивающая общее в ситуациях.

КУИН – Лара Крофт

meditatio VI


(Queen, Королева) – это предводитель беженцев, её корабль «Усаги» становится спасением для Винсента и Пино.
Внешне – по причёске (коса до пояса), облегающей одежде и общей «крутости» – она напоминает Лару Крофт , героиню видео-игр и комиксов «Tomb Raider».


ИЛЛЮСТРАЦИИ ТЕННИЕЛА
к «Алисе в Стране Чудес»

meditatio VIII
увлечённо читает книжку – это «Алиса в Стране чудес» Кэрролла
с иллюстрациями Джона Тенниела



«Страна чудес» открыта на сцене в Саду Роз:
Слева: Пятёрка и Семёрка Пик перекрашивают белые розы .
Справа: Алиса разговаривает с Червонной Королевой .


«Страна чудес» настолько узнаваемая книга, что иллюстрации любого художника были бы «в тему» – но почему Тенниел? И почему именно эти сцены?

Иллюстрации Джона Тенниела – признанная классика, это не только первый художник, нарисовавший Алису и героев книги, но – что немаловажно – это Художник, который работал в тесном контакте с Автором.
И как сказка Кэрролла, сначала принятая прохладно, со временем завоевала мировую популярность, так и «неправильные» рисунки Тенниела остаются «самыми точными» для этой книги. Возможно, потому что они больше, чем просто иллюстрации…››погрузиться ‹‹

Что касается конкретных сцен, то они соответствуют тому, что происходит в meditatio VIII ›››

  • ››› Послушные «безмозглые» солдаты-карты – это солдаты города Halos (Haros), сражающиеся с автолейвами.
  • ››› Кровожадная Червонная Королева , которая направо и налево отдаёт приказы «отрубить голову!!!» – указание на «Посланницу Лунного Света» жестокую Сенекис, убивающую всех, до кого доберётся.
  • ››› Алиса (своего рода Джокер, «гость» посреди разыгравшейся пьесы и при этом главный герой этой пьесы) – это Винсент/Эрго Прокси.

Карточный ДЖОКЕР

meditatio VIII


«JOKER» – карта, которую в конце 8-го эпизода после гибели «Посланницы Лунного света» Прокси Сенекис, поднимает с пола Казкис Хауэр, «Посланник Света».

Рассыпанные карты связаны с «Алисой в стране чудес» Кэрролла (эту книжку читает Пино), сам «Джокер» – «Шут», пришедший в игральные карты из Таро (как считают многие исследователи и что, по всей видимости, близко к истине).

Игральный Джокер – фигура легендарная, легко узнаваемая и понятная во всём мире.
Подобная востребованность не удивительна: даже вне символики Таро Джокер изначально особая карта, которая может заменять любую другую карту в некоторых карточных играх (в особенности при игре в покер), либо некоторые заранее оговорённые карты, например, туза и др. (В последнем случае джокер иногда называют «болваном»).

Джокер вошёл в образную речь как «карта, которая бьёт любую карту», как «неожиданный поворот событий» или «удача в игре», в каком-то смысле Джокер – это deus ex machina , «бог из машины».

Следует обратить внимание, что в стандартной колоде игральных карт существует два Джокера (ещё один намёк на раздвоенность)…››погрузиться ‹‹

ВИНСЕНТ ВАЛЕНТАЙН
из «Final Fantasy VII»




– один из главных героев известной игры «Final Fantasy VII» (а также фильма «Advent Children» и игры «Dirge of Cerberus»). Речь идет, прежде всего, о внешнем сходстве:



Как и Винсент Лоу, Валентайн обычно пребывает в облике человека, но способен превращаться в монстра , причем «монстрических» форм у него не одна, а четыре. Одна из этих форм – Хаос , чье похожее на маску лицо опять-таки напоминает Эрго Прокси:



По поводу Хаоса следует заметить ещё кое-что немаловажное: в мире «Final Fantasy VII» он выступает своего рода проводником существа под названием Омега, чьё предназначение – сбор всей жизненной энергии планеты с последующей отправкой в иные края. Планета, соответственно, погибает. Таким образом, Хаос в определенной степени выступает, как и Эрго Прокси, предвестником конца света .


Также хотелось бы обратить внимание на сцену в meditatio IX ,
где Винсент Лоу впервые осознает свое превращение в монстра:
он смотрит на свои руки, а видит лапы с когтями:


Аналогичная сцена есть в игре «Dirge of Cerberus», когда Валентайн
приходит в себя после смерти – и обнаруживает, что превратился в чудовище:

ОФЕЛИЯ Шекспира и Миллеса

meditatio XIV
«Мёртвая» Рил в озере заброшенного города:



В meditatio XIV есть и другие намёки на образ Офелии:
во-первых, название супермаркета : «Ophelia».
Во-вторых, размышления «Безликого» Прокси-оборотня о том, как ему хочется любви – и его «доказательства» бессмысленности жизни. (Но сущность этого Прокси намного шире образа знаменитой шекспировской утопленницы)

«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001 ГОДА»
Стенли Кубрика

meditatio XV


Показанные в рамках телевикторины кадры из «истории человечества» (в частности, «развитие инструментов» от кости – до космического корабля ) цитируют визуальный ряд из фильма Стенли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года» …››погрузиться ‹‹

«…Потом настал век мамонтов – и появились наши предки.
Для того чтобы добывать еду, они начали размахивать костями,
которые были взяты из останков мёртвых животных.
Да, так появились инструменты»

фансаб: ©yHuKyM



«Может быть, это часть той кости, которую использовали предки?
Верно. Это такой инструмент – «финальный инструмент» человечества»

фансаб: ©yHuKyM



УБИЙСТВО в стиле «Blade Runner»

meditatio XVIII


Богоподобное всесильное создание – андроида-автолейва, который хранил его воспоминания в подвале полуразрушенной башни среди руин Москвы.
Эти воспоминания – и есть личность Proxy One, который разделил своё «Я» на Винсента и Эрго-Прокси и стёр свою память, самоуничтожившись.



В фильме Ридли Скотта «Blade Runner» (Бегущий по лезвию / Живодёр)
Андроид-репликант модели «Nexus-6» со сверхчеловеческими способностями Рой Батти убивает Тайрелла, изобретателя «Nexus-6», который кроме особых способностей дал своим творениям всего 4 года жизни.




В meditatio XVIII представлена двойная инверсия идеи из вышеупомянутого эпизода «Бегущего по лезвию»: если Тайрелл является Богом-создателем для андроида Батти, то андроид Амнезия убит своим создателем-Богом Proxy One. Вместе с тем оба убийцы при своём всесилии находятся в подчинённом положении у своих жертв…

Не стоит забывать: прежде чем начать своё путешествие, Винсент Лоу работал в службе контроля и выслеживал в Ромдо заразившихся автолейвов – то есть, по сути, был Blade Runner"ом, охотником за роботами , которые не желают оставаться рабами.
Продолжать можно бесконечно, но одно несомненно: эта не цитата «для красоты», а sapienti sat для тех, кто имел удовольствие видеть – и оценить «Бегущего по лезвию»… ››погрузиться ‹‹

ДИСНЕЙ и ДИСНЕЙЛЕНД

meditatio XIX
– город-купол, мимо которого
Винсент, Рил и Пино проезжали на обратном пути в Ромдо:


«Disneyland» в Токио:

«Вечное веселье»


«Вечный праздник» в Диснейленде:

Прокси – создатель и защитник «Страны Улыбок»:


Создатель Диснейленда
(и бóльшей части его персонажей):

АРЕСТОВАННЫЕ
– классическая сцена из фильма

meditatio XIX

Набросок с ГЕРОЯМИ аниме

meditatio XIX


ПОСТЕР мега-блокбастера

meditatio XIX

ХЕППИ-ЭНД в стиле
старых голливудских фильмов

meditatio XIX

ДЕМОН сидящий

meditatio XX



Врубель «Демон сидящий» (1890)
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был задуман Врубелем еще во время его работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью словно подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. Но подобные парадоксы были в духе времени.

Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Свое отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон, – настаивал он, – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».

В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее «символом нашего времени». Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный – Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет» .

ГИТЛЕР

meditatio XXI


– начальник Винсента. Он появился в первых эпизодах – а в последних занят уничтожением автолейвов.
Вместе со своими людьми, спасает Рил от взбесившегося робота:


Он дважды пытался поймать Пино – и таким образом, добиться повышения.
И он, очевидно, очень любит «охотиться на Когито» – то есть уничтожать автолейвов, которые стали бесполезны и даже опасны после того, как осознали собственное существование…



– вождь (фюрер) Национал-социалистической немецкой рабочей партии с 1921 года, рейхсканцлер национал-социалистической Германии c 1933 года, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии во Второй мировой войне.

ЗОРГ из «Пятого Элемента»

meditatio XXI



Обезумевший начальник, которого Рил встречает в разрушающемся Ромдо, внешне очень сильно напоминает Зорга из фильма «Пятый Элемент». Впрочем, есть некоторые схожие черты в характере: например, очень спокойное отношение к гибели большого числа людей. Такие мелочи…


БОГ на ШПИЛЕ

meditatio XXII


Поза каноническая – кто только не обозревал свой город с максимально высокой точки ! Например, :


Но не только супергерои американских комиксов предпочитают башни, шпили и прочие столбы – японские герои также предпочитают вертикаль, например, Драконы из «Х/1999» CLAMP :


И это вполне объяснимо: герои аниме нередко выполняют функции ками (охранительные либо карательные) или вообще являются «полубогами».
А «настоящие» синтоистские божества имели обыкновение «усаживаться» на некоторый вертикально стоящий природный объект. Это могла быть гора, или же её заменитель – камень, или вершина дерева.
Дело в том, что с вершины можно обозревать окрестности: по принципу «что вижу – то моё» – а для привязанных к конкретной местности синтоистских ками это было очень важно.

НИТЬ АРИАДНЫ

meditatio XXII
Рил-2, созданная Дедалом взамен первой Рил:


Рил-2 не расстаётся с клубком красных ниток – словно Ариадна, влюблённая в Тесея.
В древнегреческой мифологии Ариадна – дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Когда Тесей решился убить минотавра, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр (нить научил ее применять Дедал).

В «Ergo Proxy» Рил-2 – это инверсия Ариадны : влюблённая в чудовище (Эрго Прокси), она убивает Тесея (Рауля Крида), который стремится это чудовище уничтожить.



При этом хотя Рил-2 была создана Дедалом, чтобы стать для него «путеводной нитью», выводящей из лабиринта, она стала (вернее, попыталась стать) спасением для «минотавра» .

ЗНАКИ

СИМВОЛ-КЛЮЧ

Cимвол-загадка «Ergo Proxy» – амулет Винсента:

Амулет , который связывал иммигранта Винсента с прошлым, впоследствии оказывается к секретным комнатам, к подлинной памяти, а также к тайнам Прокси.


«Ключ» во всех возможных смыслах, и оттого, как у каждого «простого» знака, у него может быть несколько расшифровок.

РАСШИФРОВКА ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ ERGO PROXY

На сайте студии есть функция обратной связи, с помощью которой, хотя нисколько и не надеясь на успех, goodwinnihon (переводчик с японского и консультант ergo proxy sum) решил полюбопытствовать о прототипе для формы амулета-ключа Винсента.
Ответ, на удивление, пришел и, на удивление, быстро:

"ビンスのペンダントですが、人類が環境破壊によって汚染された地球から脱出する際、使用した宇宙船がモチーフになっております。

*三話にその宇宙船が宇宙に飛び立っていく場面が出てきています。"

«Мотивом для амулета Винсента послужила форма космического корабля, на котором человечество сбежало с охваченной экологическим кризисом Земли.

*В третьем эпизоде есть сцена, изображающая взлет этого корабля».



ГРЕЧЕСКАЯ БУКВА «ПСИ»


Ψ, ψ (пси) – 23-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение «700».
От буквы «пси» произошла одноименная кириллическая буква «пси», ныне используемая только в церковнославянском языке. В древнейших вариантах греческого алфавита буквы Ψ не было.

Кроме как в физике и математике буквы Ψ или ψ часто используют как символ психологии .


РУНА «ALGIZ» / «ЗАЩИТА»


Этот знак в скандинавских рунах переводится как «лось» (Algiz / Elhaz).
Алгиз совмещает в себе «охранный знак » и символ Мирового Древа . Часто – покровительство божеств , высших сил и одновременно призыв такой помощи. А также общность людей, объединённых идеей или верой.


МИРОВОЕ ДРЕВО


Arbor Mundi – центр и ось мироздания, олицетворяет в себе единство всего мира . Это модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами – своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир или в мир богов. О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов.
Каждая часть Мирового Древа определяется в нем особым набором признаков, образующих либо бинарные семантические оппозиции, такие как «верх – низ», «небо – земля», либо градуальные серии, например, «прошлое – настоящее – будущее», «небесное царство – земной мир – подземное царство». Близкими символами являются Мировая Гора, Мировой Столп, Ось Мира и ряд других.
Чаще всего вертикальная структура Мирового древа


– изначально символ мира. Представляет собой компиляцию букв «N» и «D» семафорной азбуки, заключённую в окружность.
Символ был создан Джеральдом Холтом в 1958 году. Использовался движением «За ядерное разоружение». В 60-х годах XX века символ стал активно использоваться хиппи, часто сопровождаясь лозунгом: «Make love, not war», в результате чего стал ассоциироваться с этим движением.


РУНА «ЧЕРНОБОГ»


В условном (не подтверждённом историками, но используемом «неоязычниками») славянском руническом письме этот знак противостоит руне «Мир». Руна «Чернобог» представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
В божественном плане руна Чернобога представляет бога-трикстера, Бога-Шута и Бога-Паяца, извечно сражающегося со Стражем Порядка и извечно нарушающего определенные богами Порядка границы.
В отношении человека руна Чернобога представляет тот архетип юнгианского бессознательного, который называют Тенью.
Впрочем, чтение руны прямой и перевёрнутой по-разному сформировалось под влиянием карточных гаданий и таро. Бросать руны – это не карты выкладывать: руна может лечь под каким угодно углом и понимай как знаешь, прямая она или перевёрнутая, «Чернобог» или «Мир».

Знакомо ли вам слово мейнстрим (mainstream)? Если переводить дословно, оно означает «основной поток» , т.е. направление, в котором движется та или иная сфера жизни или искусства. Оно тесно связано с понятием мода . Во все времена в аниме-индустрии царствовали свои модные тенденции. Студиям выгодно производить то, что с наибольшей вероятностью достигнет сердца зрителя и его кошелька. К сожалению, далеко не всегда мейнстрим соседствует с понятиями качества и развития. Действительно, о каком развитии может идти речь, если производство штампованных гаремников и комедий приносит хорошие деньги? Поэтому лишь очень немногие студии и режиссеры пытаются расширить границы возможного, создавая что-то новое, оригинальное и дерзкое. Да, это рискованно, да, велика вероятность того, что публика не поймет и не оценит их творение, и что все усилия окажутся напрасными. Однако именно за счет таких дерзких попыток индустрия аниме может развиваться дальше. Данный обзор посвящен тайтлу, в свое время поднявшему планку психологического жанра с серьезной философией до новых высот — Ergo Proxy («Эрго Прокси») .

Краткие сведения

Ergo Proxy — научно-фантастическое аниме, выпущенное студией Manglobe в 2006 году. Состоит из двадцати трех серий, в основе лежит оригинальный сценарий за авторством Дай Сато (Dai Sato) и нескольких других хороших сценаристов.

Аниме повествует про далекое будущее. Тысячи лет назад в результате глобальной экологической катастрофы человечество оказалось на грани вымирания. Немногие выжившие были вынуждены скрыться в городах, окруженных гигантскими куполами, изолировавших горожан от неблагоприятной окружающей среды. Для ускорения возрождения человечества учеными были разработаны гуманоидные роботыавторейвы (AutoReivs) , которые помогают жителям в их повседневных делах. События Ergo Proxy разворачиваются в одном из крупнейших купольных городов — Ромдо , в котором с недавних пор происходят странные события: некоторые авторейвы заразились таинственным вирусом, получившим название «когито», в результате чего обрели собственную волю. Рил Мэйер (Re l Mayer ) , внучка текущего властителя Ромдо, получила задание расследовать ряд убийств, совершенных зараженными роботами, и собрать о вирусе как можно больше информации. А где-то на другом конце Ромдо недавно прибывший иммигрант делает все возможное, чтобы стать достойным гражданином…

Начнем с того, что в сериале присутствует несчетное количество отсылок к элементам культуры и философии, и в этом заключается его прелесть: кто-то может посмотреть сериал, так и не обратив на них внимание, а кто-то погрузится в бездонный мир информации. Имена персонажей, названия серий, цитаты — вся эта, кажущаяся на первый взгляд случайной, информация, несет в себе неслучайный смысл. Дабы не быть голословным, ниже я приведу некоторые интересные факты.

1). Имена персонажей выбраны не случайно.

К примеру, — это очевидная отсылка к легендарному древнегреческому изобретателю и строителю.

Робот названа по имени философа Юлии Кристевы — философа, лингвиста, литературного критика и феминистки.

В и её имени обыгрывается персонаж Пиноккио, с которым у неё есть некоторое внешнее сходство (Пино похожа на куклу) и общая история: превращение в человека.

В полном имени Рил Мейер , включающем ее ID: re-l124C41+, можно заметить игру слов, читающуюся как «Real one to foresee for one» .

Имя существ Прокси с английского переводится как:

— полномочие; доверенность;

— заместитель; уполномоченный;

Все эти трактовки напрямую связаны со смыслом сериала.

2) . Существует теория, интерпретирующая Ergo Proxy при помощи карт таро.

3). Вирус «Cogito» и название «Ergo Proxy» являются отсылками к известному изречению Декарта «Cogito ergo sum» «Мыслю, следовательно, существую» .

4). Четыре Советника, управляющих городом Ромдо, в башне Мейера – это статуи, повторяющие работы Микеланджело Буонаротти (Капелла Медичи, Флоренция).

5). Есть предположение, что прообразом для Рил Мейер послужила Эми Ли – вокалистка американской рок-группы Evanescence .

6). Куин (Queen) – предводитель беженцев, внешне – по причёске (коса до пояса), облегающей одежде и общей крутости – напоминает Лару Крофт , героиню серии игр Tomb Raider .

Думаю, перечисленного должно быть достаточно, чтобы понять, что Ergo Proxy — намного более глубокое аниме, чем кажется на первый взгляд. В нем сокрыто много, очень много различных отсылок и идей. Более подробную информацию про них вы найдете .

Персонажи

Именно в персонажах, на мой взгляд, заключается самая сильная сторона Ergo Proxy, и это касается не только главных героев, но и второстепенных. Начнем с главной героини — Рил Мэйер (Re l Mayer ) . Она представляет собой отличный пример капризной аристократической особы, наделенной властью и не знающей отказов. Поначалу она может раздражать своим высокомерным поведением, однако трудно отрицать тот факт, что именно таким и должен быть властный человек, внезапно попавший в незнакомую для него среду, где не всё подчиняется привычным для него законам и правилам. В этом плане Рил очень похожа на главного героя аниме — юного аристократа Сиэля. Однако, со временем, под воздействием внешних факторов и окружающих её людей, Рил меняется, и перестает думать, что мир крутится вокруг её персоны. Даже несмотря на спорный характер, я всё равно считаю её хорошо прописанным и интересным персонажем, полностью справляющимся с ролью главного героя. Вероятно, вам не захочется ей сопереживать, однако наблюдать за ее развитием всё равно будет интересно.

Другой главный герой — — представляет собой слабака, который со временем перерастает в интересного и разностороннего персонажа. Даже несмотря на свою слабость, он не является очередным типичным слабаком-школьником, плачущим на каждом углу про то, какой он несчастный. Напротив, Винсент — это добрый и простой парень, который хочет узнать правду о своем прошлом. Его характер никогда не деградирует до такого состояния, когда он мог бы начать раздражать своей бесполезностью, и со временем он становится лишь сильнее и увереннее в себе.

Наконец, третьей главной героиней выступает девочка-авторейв . Не влюбиться в столь солнечного персонажа просто невозможно. Она является олицетворением всего лучшего, что осталось в разрушенном мире Ergo Proxy. Пино на протяжении всего сериала не меняется и продолжает вызывать добрую улыбку. Такой персонаж был совершенно необходим, потому что наблюдение за серым миром Ergo Proxy, давящим гнетущей атмосферой и тяжелыми философскими рассуждениями, представляет собой нелегкую задачу, и наличие столь милой девочки делает ее намного приятнее. Стоит отдать должное сценаристам, которые смогли выдержать важный баланс: будучи своеобразным символом сериала, Пино появляется на экране ровно столько времени, чтобы продолжать умилять, но не успеть надоесть.

В отношении второстепенных героев хотелось бы подчеркнуть три важных пункта.

Во-первых , в развитии сюжета второстепенные персонажи играют ничуть не меньшую роль, чем главные герои. Их не так уж много, но каждый из них действительно важен, и добавлен в аниме не просто так. Проходных героев в Ergo Proxy нет. Прокси, с которыми пересекаются герои во время своего путешествия, олицетворяют эмоции и чувства: одиночество, любовь, самопожертвование, зависть, злость, отчаяние, и многие, многие другие. На примере людей и роботов нам демонстрируют многообразие характеров и людских стремлений, а также затрагивают важные философские вопросы вроде поиска смысла жизни. Для кого-то он заключается в служении своему хозяину, для кого-то — в походах по магазинам, а для кого-то — в бесконечной борьбе с голодом и захватчиками. Каждый, даже самый маловажный, персонаж выполняет предназначенную ему роль. В последнее время подобное практически не встречается.

Во-вторых , мне очень понравилось, что сценаристы не стали жалеть героев, и те в любой момент времени могли умереть. На то он и постапокалипсис, что никто в опасном мире не вечен, и каждый находится под постоянной угрозой смерти. Причем умирают герои не как-то пафосно, с возвышенными речами и действиями, а просто и быстро — так, как пристало умирать шестеренкам в механизме всеобщего благоденствия. Подобный элемент неожиданности с первых же секунд вынуждает присматриваться к новым персонажам с повышенным вниманием, ведь никогда не знаешь, когда они исчезнут навсегда.

В-третьих , среди персонажей нет строгого разделения на добрых и злых. В мире Ergo Proxy есть место лишь серым оттенкам, и потому первому впечатлению при просмотре доверять не стоит. Каждый герой преследует свои собственные цели и действует в соответствии со своими интересами. Всё зависит от точки зрения. Вот, казалось бы, откровенный злодей, преследующий главных героев, а на самом деле он всего лишь желает благополучия своему городу и обожает свою дочь. А вот добрый парень, лечащий больных людей, в свободное время генерирующий планы по уничтожению всего живого. Подобные неоднозначности в Ergo Proxy встречаются на каждом шагу, и для некоторых зрителей попытки разобраться в них могут показаться очень приятными.

Сюжет

Сюжетную составляющую Ergo Proxy можно легко поделить на четыре части, отличающиеся по динамике и насыщению:

1). Завязка. Серии 1-7. Зрителя вводят в курс дела, рассказывают про мир и постепенно расширяют его границы. Одним из многих интересных приемов повествования, использованных в Ergo Proxy, является то, что герои познают мир параллельно со зрителем. Зритель и персонажи находятся в абсолютно равных условиях.

2). Развитие действия, медленная часть. Серии 8-14. После довольно-таки бодрого старта сериал превращается в тягомотину. Серии практически целиком состоят из философских рассуждений, диалогов, флешбеков, и прочих лишних деталей. Количество по-настоящему важных событий можно посчитать по пальцам. Одиннадцатая серия является квинтэссенцией всего худшего, что есть в сериале: двадцать минут размышлений без пользы для сюжета или развития персонажей. Наиболее скучная часть сериала.

3). Развитие действия, быстрая часть. Серии 15-20. Тут в дело вступает разнообразие стилей и оригинальность, которые во многом покрывают нехватку динамики. Почти каждая серия здесь несет определенный смысл и тем или иным образом выделяется. К примеру, великолепными получились серии про викторину или парк развлечений. Даже, казалось бы, скучные серии вроде шестнадцатой про штиль, позволяют персонажам раскрыться с новых ракурсов. Лучшая часть сериала.

4). Развязка. Серии 21-23. Три серии, за которые представление о вселенной Ergo Proxy меняется с ног на голову. На зрителя сваливается такой поток информации, что с первого раза воспринять его будет очень непросто.

Как видите, в аниме есть удачные и неудачные промежутки. Ранее в обзоре, во время описания персонажей, я неоднократно упоминал про их развитие. Да, оно действительно имеет место быть. Однако проблема заключается в том, что герои меняются резко , буквально в пределах двух-трех серий. Это касается и Рил, и Винсента, и Дедала, и многих, многих других. И возникает закономерный вопрос: а был ли вообще смысл растягивать аниме на двадцать три серии, если во многих из них ровным счетом ничего не происходит? На мой взгляд, двадцать три эпизода — это слишком много. Некоторые серии я бы убрал за ненадобностью, либо же сократил их в несколько раз. Аниме оказалось неоправданно затянутым, и, как следствие, временами смотрится слишком тяжело. И дело тут не в сложности восприятия заложенного в него смысла, а в том, что эпизоды получились попросту скучными. Кому будет интересно двадцать минут наблюдать за разговором двух сущностей в голове у героя, да еще и наполненным флешбеками?

Для тех, кто посмотрел Ergo Proxy, но так и не понял происходящего, я приведу краткие разъяснения. Если вы еще не смотрели аниме, то вам лучше пропустить следующий абзац, дабы иметь возможность разобраться со всем самостоятельно. Это действительно интересно.

Пояснения концовки

Итак, на самом деле, давным-давно человечество довело планету до состояния, при котором на ней стало невозможно жить. Поэтому люди покинули Землю на космических кораблях. Однако окончательно ставить крест на планете они не стали. Были разработаны два плана по спасению Земли. Первый заключался в создании городов-куполов, в которых будут жить «тестовые» организмы, т.е. искусственно созданные люди, ожидающие восстановления планеты. Второй же план заключался в ускорении очищения Земли при помощи роботов — авторейвов. Прокси — фактически, бессмертные организмы, разработанные людьми — должны были выполнять роль надсмотрщиков. Однако люди не собирались отдавать Землю бессмертным созданиям, и сделали так, чтобы те умирали от воздействия солнечного света. В самом конце сериала видно, что в результате исполнения плана облако вокруг планеты исчезает, Прокси умирают под воздействием солнечных лучей, и на Землю возвращаются космические корабли. Прокси и искусственные люди отслужили свое, выполнив своё предназначение. Но точка в истории еще не поставлена…

Из сильных сторон Ergo Proxy также хочется отметить ненавязчивость предоставляемой информации. При желании зритель может вообще не обращать внимание ни на философию, ни на различные культурные отсылки. Сценаристы Ergo Proxy на полную мощность использовали золотой принцип: «Покажи, а не расскажи» . Они показывают зрителю всё, но практически ничего не подают на блюдечке. Да, кому-то подобный подход покажется глупым, однако мне, как зрителю, который при просмотре аниме любит размышлять, он показался более чем оправданным. Далеко не вся информация в этом мире должна доставаться легко. К тому же, так приятно порой бывает додуматься до всего самостоятельно.

Рисовка

С первых же кадров в глаза бросается поддерживающаяся на протяжении всего сериала черно-белая гамма с редкими яркими элементами. В мире постапокалиптического будущего нет места вызывающим цветам и краскам. Подобный подход позволил с легкостью акцентировать внимание на важных деталях: к примеру, подчеркнутые синими тенями глаза Рил Мэйер или костюм Пино. Кроме того, это позволило сэкономить на рисовке и потратить освободившиеся ресурсы на более важные вещи. Одной из наиболее выдающихся черт Ergo Proxy является грамотное использование двухмерной и трехмерной анимации, что по меркам 2006 года можно назвать существенным достижением. Достаточно взглянуть на немногие сцены сражений, встречающиеся в аниме — их плавности и постановке позавидуют и многие современные тайтлы. Кроме того, в аниме встречаются и нестандартные графические стили и приемы. Среди слабых сторон рисовки можно выделить фоновые изображения, которые очень часто представляют собой лишь размытые стены или облака.

Музыка

Немаловажную роль в создании атмосферы постапокалиптического мира играет фоновая музыка — мрачная, тихая и минималистичная. Объединяясь с рисовкой, они создают внушающую страх и уважение картину. Созданием фоновых композиций занимался Ёшихиро Икэ (Yoshihiro Ike) . Музыки в аниме немного — около двух часов, так что большую часть времени зритель вслушивается в тишину, что, впрочем, никак не мешает общему восприятию. Да, в любом другом случае малое количество запоминающихся фоновых композиций я бы назвал недостатком, но только не в Ergo Proxy. Даже наоборот — подобный нехитрый прием позволил в полной мере передать всю безысходность, ожидающую человечество за пределами начищенных стен купола. Опенинг Kiri в исполнении MONORAL бесподобен: чем дольше его смотришь и слушаешь, тем сильнее он нравится. Визуальный ряд в нем безупречен. В качестве эндинга был использован трек Paranoid Android , созданный в 1997 году всемирно известной группой Radiohead .

Оценки

Персонажи — 10.0. Очень редко встречается столь грамотное использование персонажей и их постепенное развитие.

Сюжет — 6.0. Глубокий, но очень медленный. Временами встречаются совершенно бесполезные серии, во время просмотра которых хочется спать.

Рисовка — 8.0. Для своего времени очень качественная. Особенно выделяется оригинальная цветовая гамма, позволяющая акцентировать внимание на важных деталях. Слабые фоны.

Музыка — 7.0. Великолепный опенинг, классный эндинг. Фоновая музыка атмосферна, но монотонна. Порой приходится слушать тишину.


Заключение

Ergo Proxy — это, пожалуй, одно из самых глубоких и сложных аниме, что когда-либо появлялось на свет: выдающееся с точки зрения вложенного смысла и философии, но далеко не самое успешное с точки зрения преподнесения заложенной в него информации. Из-за медленного развития сюжета смотреть Ergo Proxy становится попросту тяжело. Я неоднократно ловил себя на мысли, что мне тяжело заставить себя включить следующую серию. Вторая половина аниме добавляет разнообразия и динамики и смягчает гнетущее впечатление от первой половины, однако далеко не каждый зритель будет столь терпелив. Так что, перед началом просмотра ответьте себе на вопрос: «Зачем я смотрю аниме?» Если вы смотрите аниме, чтобы поразмышлять над смыслом жизни и серьезно задуматься, то Ergo Proxy будет великолепным вариантом времяпрепровождения. Если же вы хотите просто расслабиться, то лучше будет выбрать что-то другое. Ergo Proxy — это аниме, созданное не ради развлечения.

7.5/10

Rudean, special for сайт

Вконтакте

Обзор аниме Ergo Proxy («Эрго Прокси») was last modified: Сентябрь 9th, 2018 by Rudean

Телесеть WOWOW Премьерный показ 25 февраля 2006 года - 12 августа 2006 года Серий 23

Эрго Прокси (яп. エルゴプラクシー Эруго Пуракуси: , англ. Ergo Proxy ) - научно-фантастический аниме -телесериал от компаний Geneon Entertainment и Manglobe , выходивший с 25 февраля 2006 года по 12 августа 2006 года на спутниковом канале WOWOW . Режиссёр сериала - Сюко Мурасэ, сценарий - Дай Сато и другие. При создании аниме активно использовалась как двухмерная анимация , так и 3D-моделирование со спецэффектами . Аниме имеет принадлежность к жанру постапокалиптики , с элементами киберпанка и антиутопии . Содержит множество реминисцений и аллюзий на существующие произведения искусства.

Сюжет

На постапокалиптической Земле существует город «Ромдо». Его жители - люди и авторейвы (киборги -андроиды)] (яп. オートレイヴ О:тоРэйву от англ. AutoLive - «автоматическая жизнь»). Людям внутри города положено считать это место раем : пригодная для жизни человека окружающая среда поддерживается благодаря Куполу, возведенному над городом. Таких городов в мире осталось лишь несколько. Авторейвы запрограммированы на служение людям. Городом правят Советники (форма правления близка к аристократической). Сложная экологическая ситуация вне Купола, конфиденциальный демографический контроль внутри города, а также множество других факторов служат оправданием строгому контролю за жителями.

Идиллия и порядок нарушаются многочисленными убийствами в городе. Рил Мэйер (Re-l Mayer) - девушка-инспектор из Бюро Расследований (по совместительству - внучка регента) вместе со своим авторейвом получает приказ расследовать это дело. Расследование осложняется эпидемией вируса «Когито» (лат. Cogito) среди авторейвов, в результате воздействия которого роботы получают душу и чувства, а также иммигрантами и вмешательством властных структур. В процессе расследования открываются некоторые тайны города, а также Рил узнает о феномене «Пробуждения» и существовании Прокси - не человека и не авторейва. Оказывается, пролить свет на эти тайны может лишь один человек - иммигрант по имени Винсент Лоу.

Но это только первый уровень сюжета. На втором уровне, ближе к концу сериала, из разбросанных подсказок складывается грандиозная картина реальности. Планета Земля разрушенная беспечным человечеством временно покинута своими хозяевами, но не забыта. Развёрнуты одновременно два плана возрождения планеты: ожидание самоочищения с минимальным участием пробных организмов генетически спроектированных "людей" проживающих в куполах и ускорение очищения планеты с помощью машин (авторейвы) и симбиотического био-искусственного интеллекта (советники). При этом Прокси - являлась высшей формой существования "людей", практически бессмертным Надсмотрщиком, аватаром бога... Но земляне не собирались отдавать планету подобным существам, поэтому с присущим им коварством встроили в них стремление увидеть Солнце... Собственно это и было конечной целью проекта: избавиться от бесконечного ядовитого смога укрывающего планету, к чему и стремились все участники обоих проектов. Вот только солнечный свет приносил немедленную и однозначную смерть отработавшим своё игрушкам. Собственно последние кадры сериала как раз и показывают в просветах туч прибывающие корабли землян.

Персонажи

Основные персонажи

  • Винсент Лоу (англ. Vincent Law )
Иммигрант из города Моск (англ. Mosc ), работающий в городе Ромдо в Центре Контроля Авторейвов, созданном для розыска и уничтожения зараженных Авторейвов во Временном Иммигрантском Секторе FG. Поначалу Винсент неуверен в себе. Он отчаянно пытается стать достойным Гражданином Ромдо, но в конечном итоге, не сумев сбросить с себя тяжёлое бремя своего прошлого, покидает Ромдо. Винсент страдает потерей памяти и не помнит кто он такой на самом деле. Однако со временем выясняется, что Винсент сам является Прокси, Эрго Прокси - посланником Смерти. По мере повествования и возвращения памяти его внешний вид и характер меняется. Несмотря на скверный характер Рил Мэйер, Винсент имеет любовные чувства к ней и открыто в этом признаётся (он видит в ней свою любовь - Монаду). Также он стал беспокоиться и заботиться о Пино. Именно он - создатель города Ромдо и людей в нём. Сэйю - Кодзи Юса .
  • Рил Мэйер (англ. Re-L Mayer (Real Mayer) )
Инспектор Бюро Расследований и внучка правителя («регента ») Ромдо Донова Мейера (англ. Donov Mayer ), 19 лет. Она расследует обстоятельства ряда убийств, сделанных зараженными вирусом «когито» Авторейвами. Рил решительна, поддерживает свою физическую форму в хорошем состоянии и имеет сильную интуицию и реакцию. Но в то же время Рил надменна и эгоистична, капризна, дерзка и груба. Также как самовлюблённа и эгоцентрична. Она - человек, умеющий быстро реагировать на происходящее и делать выбор. Рил Мэйер смотрит на людей и в частности на Винсента Лоу крайне высокомерно, не говоря уже об авторейвах. Её можно назвать и «принцессой, заточенной в замке»: контролируемый и упорядоченный рай Ромдо, где все происходит по плану, тесен для неё. Рил хочет узнать истину. Она узнаёт, что в сущности город Ромдо - лишь обман, и что за пределами его купола течёт жизнь, и что там живут люди. Рил уходит из Ромдо и идёт вслед за Винсентом - её тянет к нему в его путешествии, чтобы узнать истину о нём и тайне Прокси. Со временем она меняет своё отношение к Винсенту и проявляет к нему симпатию. К концу истории Рил пересмотрела свои ценности и по-другому стала смотреть на мир, людей и авторейвов, и поняла, что Винсент ей не безразличен. Сэйю - Риэ Сайто.
  • Пино (англ. Pino )
Зараженная вирусом «когито» девочка-авторейв, приёмная дочь Рауля Крида и Саманты Росс. После того, как правительство предоставило Криду право на реального ребёнка (сына), её планировали списать, но несвоевременная смерть Саманты и её нового сына, а впоследствии и погоня за ней как за заражённой «когито» побудили Пино бежать из Ромдо вместе с Винсентом. Сопровождает Винсента в его путешествии. Пино очень разговорчивая и веселая. Со временем она начинает обладать чувствами подобно человеку и привязывается к Винсенту. Ей он нравится и она очень хорошо к нему относится. Пино очень любит музыку и играет на разных инструментах. Персонаж Пино служит аллюзией на Пиноккио . Сэйю - Акико Ядзима.

Остальные персонажи

  • Дедал Юмэно (англ. Daedalus Yumeno )
Дедал - юный гениальный доктор, который является главой Медицинского Бюро и Здравоохранения Ромдо. «Принц» и друг Рил Мейер с раннего детства, Дедал всегда стремится помочь ей. Он любит Рил и всячески оберегает её. Молодой гений связан с исследованием «Прокси» и знает гораздо больше чем Рил Мейер в начале истории, однако пытается это скрывать. С момента ухода Рил, он договаривается вместе с Кридом и продолжает исследования. Ему удаётся реанимировать Прокси - Монаду: он придаёт ей облик Рил Мейер. Дедал всё больше разочаровывается в смысле существования человечества под куполом Ромдо. Осознав сущность Прокси и устройства города, и собственную ненужность, погибает под обвалом, не делая попытки спастись. Перед смертью просит Рил поторопиться, чтобы «увидеть истину». Персонаж является аллюзией на мифологичского Дедала . Сэйю - Санаэ Кобаяси .
  • Рауль Крид (англ. Raul Creed )
Внешне невозмутимый глава Бюро Безопасности Ромдо, Рауль имеет в своих руках и силу, и власть. Он серьезен и решителен в своих начинаниях. У него есть семья - жена, и ребёнок на которого в начале истории он получает разрешение, однако они погибают. Также изначально авторейв Пино принадлежала ему. Поставленный перед какой-то задачей, он решает её любыми доступными методами. Как Рауль сам признаётся Дедалу, он хочет спасти мир. Верящий себе и готовый идти до конца, выходит так, что к концу истории это ставит его в сложные обстоятельства и приводит к гибели. Сэйю - Хикару Ханада.
  • Игги (англ. Iggy )
Игги - антураж Рил Мейер, спокойный долговязый авторейв, всюду сопровождающий девушку. Когда Рил плохо, он поддерживает её всеми доступными ему средствами; если она оказывается в опасности, он без раздумий рискует собой, чтобы её спасти. Авторейв Игги, идеальная машина-Антураж, выполняющая свои обязанности. Однако как и все авторейвы он подвержен заражению вирусом Когито. Даже после заражения и обретения души он не перестал защищать Рил, она по-прежнему осталась для него raison d’être (смыслом жизни). Но позже потеряв её и свой резендетр, он решает, что если убьет Винсента, то хозяйка-Рил вернётся и он снова обретёт свой смысл. Он пытается убить Винсента, но безуспешно. После неудачной попытки убийства он спасает Рил от другого авторейва, потерявшего raison d’être, и взрывается вместе с ним. Перед смертью он кричит на Рил, обвиняя во всем, что с ними произошло. Рил добивает его из своего оружия, чтобы Игги больше не мучился. Сэйю - Киёмицу Мидзути.
  • Рил-2 (англ. Ril-2 )
Рил-2 - Монада Прокси: была восстановлена Дедалом. Является аллюзией на мифологическую Ариадну .

Список эпизодов

Название Дата оригинального показа
1 Пульс пробуждения/Пробуждение
(はじまりの鼓動/Awakening)
25.02.2006
2 Раскаяние достойного гражданина/Раскаяние
(良き市民の告白/Confession)
4.03.2006
3 Прыжок в ничто/Город-лабиринт
(無への跳躍/Mazecity)
11.03.2006
4 Знак будущего, ад будущего/Футу-риск
(未来詠み、未来黄泉/Futu-Risk)
18.03.2006
5 Воспоминания/Сумерки
(召還/Tasogare)
1.04.2006
6 Возвращение домой/Возвращение в купол
(帰還/Domecoming)
8.04.2006
7 РИЛ 124С41+
(リル124C41+/RE-L124C41+)
15.04.2006
8 Луч света/Пылающий знак
(光線/Shining Sign)
22.04.2006
9 Осколки былой славы/Ангельская доля
(輝きの破片/Angel"s Share)
29.04.2006
10 Существование/Цитотропизм
(存在/Cytotropism)
13.05.2006
11 В белой тьме/Анамнез
(白い闇の中/Anamnesis)
20.05.2006
12 Когда ты улыбаешься/Укрытие
(君微笑めば/Hideout)
27.05.2006
13 Концептуальное заблуждение/Ложный путь домой
(構想の死角/Wrong Way Home)
3.06.2006
14 Похожий на тебя/Офелия
(貴方に似た誰か/Ophelia)
10.06.2006
15 Адская викторина/Кто хочет стать миллионером?
([生] 悪夢のクイズSHOW!/Who Wants to Be in Jeopardy!)
17.06.2006
16 Мёртвый штиль/Праздные дни
(デッドカーム/Busy Doing Nothing)
24.06.2006
17 Бесконечная битва/Терра инкогнита
(終わらない戦い/Terra Incognita)
1.07.2006
18 Осмотр места прибытия/Жизнь после бога
(終着の調べ/Life After God)
8.07.2006
19 Улыбка девочки/Вечная улыбка
(少女スマイル/Eternal Smile)
15.07.2006
20 Глаз в небе/Прощай, Винсент
(虚空の聖眼/Goodbye, Vincent)
22.07.2006
21 На краю времени/Планета шампуня
(時果つる処/Shampoo Planet)
29.07.2006
22 Узы/Билбул
(桎梏/Bilbul)
5.08.2006
23 Прокси/Бог из машины
(代理人/Deus ex Machina)
12.08.2006

Музыка

Открывающая композиция - «Kiri» (Monoral), с третьей серии.
Закрывающая композиция - «Paranoid Android » (Radiohead), с первой серии.

Саундтреки

Ergo Proxy CD Soundtrack: Opus 01

  1. awakening
  2. kiri (TV version)
  3. new pulse
  4. No. 0724FGARK
  5. prayer
  6. raging pulse
  7. autoreiv contagion
  8. Romdo overshadows
  9. RE-L124c41+
  10. deal in blood
  11. wasteland nostalgia
  12. vital signs
  13. written on clouds
  14. WombSys
  15. last exit to paradise
  16. he the empty
  17. Centzontotochtin
  18. Fellow Citizens
  19. Paranoid Android (full version)

Ergo Proxy CD Soundtrack: Opus 02

  1. futu-risk
  2. mazecity
  3. bilbul
  4. confession
  5. wrong way home
  6. busy doing nothing
  7. cytotropism
  8. angel’s share
  9. hideout
  10. ophelia
  11. domecoming
  12. terra incognita
  13. deus ex machina
  14. eternal smile
  15. life after god
  16. Goodbye Vincent
  17. shampoo planet
  18. kiri (full version)
  • Рил Мэйер очень похожа на солистку группы Evanescence - Эми Ли. В одном из интервью художник, который создал образ Рил сказал, что при её создании вдохновлялся именно Эми.
  • В десятой серии показывают кладбище. На надгробной плите указан Dai Sato - сценарист данного анимационного фильма.
  • В девятнадцатой серии, где Пино попадает в Смайл-ленд можно заметить, что Уил Б. Гуд (прокси данного купола) очень похож на Уолта Диснея .
  • Имя Дедала Юмэно, а также тот факт, что Монада Прокси полетела к Солнцу и погибла, намекает на историю с Икаром .
  • В Ergo Proxy имеется несколько отсылок к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес »:
    • Корабль на котором летели Винсент, Рил и Пино назывался «Кролик», на котором фактически они открыли для себя новый мир, в данном случае Пустошь и остальные Купола.
    • Также, в начале восьмой серии можно увидеть собственно книгу «Алиса в стране чудес» (это ясно из рисунков в ней), после чего Пино в разговорах упоминает карточных рыцарей. Эту книгу Пино читает и позже, в 13 серии.
  • Имя авторейва Пино недвусмысленно намекает на Пиноккио - деревянную игрушку, обретшую душу.
  • Сверчок из Смайл-ленда (авторейв-наблюдатель) похож на аналогичного персонажа из «Приключений Пиноккио ».
  • Идентификационный номер Рил Мэйер - «re-l124C41+». При чтении звучит как «Real one to foresee for (another) one». Эта игра слов может переводится как «Та, кто действительно предвидит появление другого (прокси)», «Некто истинный, кто предвидит появление ещё одного». Именно Рил Мэйер удается обнаружить Прокси Первого, который скрывался, пользуясь амнезией Винсента.
    • Этот номер вероятно также является отсылкой к фантастическому роману Хьюго Гернсбека «Ralph 124C 41+».

Создатели

Чтобы хорошо понять этот тайтл - лучше посмотреть его два раза с некоторым перерывом, в течении которого некоторые мысли переварятся и займут нужное место.

Это история того, кто бежал от себя самого, не имея смелости столкнуться с собой лицом к лицу. История сложная, запутанная, пропитанная не новыми, но интересными темами мироздания. Она унесёт в лабиринт отсылок, заставит там заблудиться, а выход из него оставит некое удовлетворение, сродни тому, что испытываешь, наконец выйдя на правильную дорогу после долгих плутаний.
По сути в данном произведении можно выделить два слоя - непосредственно сюжетную линию и психологический слой, которые очень хитроумно переплетаются, и перевес в сторону того, что не выразить действием. Посмотреть на одну и ту же ситуацию с точек зрения сверхсущества, обычного человека, и механизма, который обрёл душу - каково это? И такая многогранность присутствует на всём пути, который зритель проделывает с героями.
Мрачный урбанистический постапокалипсис - просто неповторимая атмосфера. А Усаги навсегда запечатлился в моей душе как реалистичный символ надежды.
9/10 только за местами набережную рисовку и за то, что пришлось пересматривать, чтобы понять.

Годнота. А почему?
Графика - хоть это и 2006 но даже для сейчас изображение очень хорошее. За серию делал по 5-7 скриншотов.
Музыка - обычно музыка проходит мимо меня, но не в этот раз. Хорошо подобрана, да и сама по себе хороша. Плюс роскошные опенинг и эндинг.
Герои - никогда не понимал значения словосочетания "раскрытый персонаж". Могу сказать только что это реальные, адекватные люди люди. Шаблонных кукл незамечено. И Рил такая няшка))
Атмосфера очень атмосферная. Лучше один раз увидеть чем 100 услышать.
Вобщем 10 прокси из 10. Тайтл обязателен к просмотру, и чем раньше тем лучше.

Пишу обзор лишь потому, что прочитал пару отзывов выше и составилось впечатление, что это какой-то лютый арт-хаус, Но все не так. Абсолютно понятный и очень интересный сериал, а арт-хаусом можно назвать , которое я как раз перед этим посмотрел)

Однако вернемся к данному произведению. Как я уже написал, это интересный сериал с антиутопией, атмосферный разрушенным миром, характерными для жанра "психологическое" приходами у персонажей

вызванных другими разнообразными прокси

И практически полной сменой характеров и психологий персонажей.

После просмотра не осталось вопросов, все вполне не плохо рассказывают по ходу сюжета, Но все же, я думаю, что это из тех произведений, в которых вы найдете много новых ньюансов и мелочей, после каждого просмотра, а одноразовым оно не является.

Приятная графика, поделал себе скринов с Рил)

Хорошо проработанные персонажи.

Классный сопроваждающий саунд

Практически полное отсутсвие клтше, либо они не бросаются в глаза и это даже очень оригинальное аниме.

Личный вердикт, 10/10, любителям психологических аниме к просмотрю обязательно, да и не любителям должно зайти на ура

Зрительский рейтинг
(на 4 августа 2009 г.)
Сайт Оценка