Я никому не сделал в жизни зла. Анализ стихотворения некрасова нравственный человек

«Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек. У него есть строгая мораль. Только что толку от неё, если одно только прикосновение этого человека превращает всё что угодно в гниль?

Когда читаешь это произведение, то создаётся такое впечатление, будто смотришь на заплесневелый хлеб. Нет, это не добрый человек, хотя, возможно, он считает себя добрым. Общество наверняка его поддерживает. Но он опасен. Он делает зло, сам того не осознавая, и только из-за строгой морали, которая действительно порядочному человеку не нужна. Помните, как Христос разгромил церковь?

Вот у героя стихотворения жена ушла к любовнику. Безнравственно? Возможно. Обманутый нравственный человек уличает их и вызывает полицию. Полиция на его стороне, безусловно. Они тоже поддерживают нравственность, и неважно, чем они занимаются во внерабочее время. А жена позора не выдержала. Слегла и умерла. Но такое впечатление, будто нравственному человеку это всё равно. Он продолжает говорить, что никому не сделал в жизни зла.

Вот приятель не отдал долга в срок. Нравственный человек не потерпел этого и посадил его в тюрьму. Злиться есть причина, но наш носитель строгой морали не злится. А друг скончался в застенках. В этот же день нравственный человек простил ему долг. Строгая мораль, нужно прощать, ничего не поделаешь. Зато никому не сделал в жизни зла.

Вот нравственный человек отдаёт крестьянина в повара. И хороший ведь повар вышел! Одна беда – выучился читать и стал рассуждать. К чему при дворе такой умник? Нужно отбить охоту! Словом это сделать не получилось, и нравственный человек высек повара. Тот не пережил унижения и утопился. Вот так побеждается безнравственность. Вот так не совершается зло.

Вот дочка влюбилась в учителя. Влюбилась и влюбилась, но этим дело не ограничилось. Она захотела сбежать с ним, и это вроде не пустые фантазии – хотя ещё страшнее, если это были они. Наш нравственный человек насильно выдаёт её замуж за богача. А что ещё делать с безнравственницей? Но дочка заболела туберкулёзом и умерла. Нелюбимая и несчастная. А нравственный человек кичится: у него строгая мораль и полное несовершение зла.

После того, как прочтёшь это стихотворение несколько раз, ты чувствуешь настоящее отвращение. Это злой человек, но злой как бы нечаянно, неосознанно. Он движим только строгой моралью, но он не любит людей и не умеет прощать. И совершает зло, хотя сам говорит, что никому не сделал в жизни зла. Омерзительно.

Картинка к стихотворению Нравственный человек

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Гой ты русь моя родная

    Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.

  • Анализ стихотворения Цветаевой Маме

    В 1907 году совсем молоденькой Марине Цветаевой пришлось впервые самостоятельно уехать за границу в Париж, чтобы изучать французскую поэзию и, долго думая о своей прожитой жизни, о так быстро пролетевшем детстве, девушка решила

  • Анализ стихотворения Есенина Пушкину

    Александр Сергеевич Пушкин, великий классик, который повлиял на творчество многих поэтов. Свои произведения Пушкину посвящали: Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева, Маяковский и другие. В память о поэте написаны такие произведения как,

  • Анализ стихотворения Северянина Вернуть любовь

    Игорю Северянину открылся дар поэта, когда ему было восемнадцать лет. В этом возрасте он влюбился в девушку, которую звали Евгенией, вскоре она стала музой для него, и молодой литератор стал называть её Златой. Именно в этом возрасте он

  • Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

    Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.

Нравственность и соответствующие нравственные нормы – это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы – разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в .

– это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и . Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

– это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как , честь, честность, и др.

Если перефразировать, то нравственность можно определить так. – это соответствие представлений, убеждений, ценностей, поступков и всех проявлений человека нравственным нормам, общечеловеческим ценностям (добро, ненасилие, честность, уважение, др.), а в идеале всем Духовным Законам.

Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества. Что такое Духовность – .

Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает

Основа нравственности – это различение и , и выбор пути Добра. О том, существует ли Добро и Зло – . Именно понимание, что такое Хорошо, что считать Достойным, а что такое Плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для Человека и определяет нравственные нормы.

Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.

Также существует заблуждение, что Нравственность – это набор ограничений, которые посягают на свободу человека, сдерживают и блокируют проявление его индивидуальности. Это огромная глупость! Нравственность даёт вектор, путь и условия движения вверх, при которых человека может расти, развиваться с наибольшей скоростью, быть защищённой от пороков, возможного нравственного разложения и деградации, быть неуязвимой для зла. Именно в наивысшие периоды расцвета духовности, когда в обществе в максимальной степени был реализован нравственный стандарт, в воспитании кадров, граждан, в культуре, образовании, в традициях общества, великие империи и государства достигали своего наивысшего уровня развития, цивилизации, культуры, до которых даже многим современных государствам ещё идти и идти.

Живя согласно с строгою моралью,

Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла;
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил… Он вызвал: я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью…

Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был, как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…

Крестьянина я отдал в повара:
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью,
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил:
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Анализ стихотворения «Нравственный человек» Некрасова

Н. Некрасов прославился своими произведениями в жанре гражданской лирики, основным мотивом которых было обличение главных общественных пороков. При этом основной темой для поэта была защита низших слоев общества. Подавляющая часть стихотворений Некрасова посвящена крестьянству. Но иногда он подробно останавливался на описании представителей господствующего класса. Ярким примером является стихотворение «Нравственный человек».

Автор описывает жизнь и деятельность некого «нравственного человека» с огромной долей сарказма. В композиционном плане стихотворение состоит из четырех отдельных частей, посвященных отношениям главного героя с совершенно разными людьми.

В первой части «нравственный человек» узнает об измене своей жены. Он разоблачает ее с помощью полиции, но отказывается от вызова на дуэль. Опозоренная женщина умирает, не в силах вынести выпавшие на ее долю страдания.

Следующим поступком главного героя становится судебное разбирательство с приятелем, который был ему должен. Должника приговорили к тюремному заключению, в котором он умер.

Своего крепостного крестьянина «нравственный человек» обучил поварскому искусству. «К несчастью», вместе с новой профессией крестьянин приобрел тягу к знаниям («любил читать и рассуждать»). За это хозяин долго ругал его и, в конце концов, подверг телесному наказанию. «Дурак» с горя утопился.

«Вершиной» нравственности главного героя становится его обращение с родной дочерью. Девушка полюбила бедного учителя, а рассудительный отец заставил ее выйти замуж за более предпочтительного «седого богача». «Счастливая» семейная жизнь продолжалась недолго. Дочь стала быстро «бледнеть и гаснуть» и умерла через год после свадьбы.

Некрасов ни в чем не обвиняет своего главного героя. Он предоставляет вынести приговор читателям. Сам «нравственный человек» твердо уверен в своей непогрешимости. Он доказывает это с помощью несколько раз повторяющегося рефрена: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла».

Весь ужас ситуации состоит именно в том, что такой взгляд был характерен для подавляющей части дворянства. Некрасов, конечно, создал собирательный образ негодяя, но в целом его поступки не противоречат так называемой «строгой морали». Все жертвы получили по заслугам. Жена изменила мужу, приятель не отдавал долг, крестьянин осмелился противоречить хозяину, а дочь вышла из родительского повиновения. «Нравственному человеку» не жалко этих грешников. Он сам «чист» перед Богом. Единственное, что его смущает — «глубокая печаль» в доме после смерти Маши.

Отзывчивый человек – это нравственный человек?

В жизни каждого человека бывают моменты, когда перед ним встает нравственный выбор. Понятие нравственности связано с понятиями добра. Нравственный человек – такой человек, который поступает по совести, не допуская лжи, фальши, несправедливости по отношению к другим людям, окружающему миру, животным.

Отзывчивость – качество человека, которое характеризуется готовностью прийти на помощь окружающим, понять чужую проблему, быть добрым к людям. Отзывчивый человек никогда не останется в стороне, если кому-то нужна его помощь, он будет готов помогать даже если это не принесет ему ничего или если это обернется для него не очень хорошо.

Эти два понятия всегда волновали умы людей. Проходили разные эпохи, века, но понятия нравственности и отзывчивости никогда не исчезали из нашего общества.

Сейчас многие говорят, что мы живем в эпоху равнодушных людей, которым чужда отзывчивость. Люди бывают озлоблены на все из-за личных проблем, причиной которых выступает политико-экономическая ситуация в стране и в мире. Каждый старается жить для себя, своей семьи, поэтому отзывчивость сейчас стало очень редким качеством. Нравственный уровень многих наших современников также постоянно находится под ударами различных соблазнов, которыми наполнен мир. Вредные привычки, плохие компании, вседоступность информации в интернете – все это может покачнуть мировоззрение человека, особенно подрастающего поколения.

Писатели во все времена обращали внимание на проблемы нравственности и отзывчивости, потому что эти качества и делают из нас настоящих людей, способных на добрые поступки, могущих изменить мир и сделать его лучше для всех.

Вспомним героя романа Федора Достоевского «Идиот» - князя Мышкина. Сам писатель рассказывал, что он хотел показать «положительно прекрасного» человека. Отзывчивый, добрый и непосредственный Лев Мышкин стал белой вороной среди себялюбцев и эгоистов, мечтающих только о лучшей доле для себя. Мышкин выступил словно новый Иисус Христос, он стал эталоном доброты открытости, чуткости к чужим страданиям. Его поступки были непонятны для окружающих, которые могли увидеть в нем больного психически человека, «идиота», но отзывчивый и добрый князь Мышкин смог разбудить в людях глубоко спрятанные хорошие чувства, они увидели в нем авторитетную личность, своего кумира, за которым хотелось пойти куда бы он не повел. Он стал образцом настоящего человека, нравственного и отзывчивого. В противовес этому Достоевский недаром назвал роман «Идиот». Эта тема актуальна и сейчас, ведь таких людей, как князь Мышкин поначалу все могут принять за нездоровых психически, ведь настолько это выглядит необычно и не согласуется с уровнем морали и нравственности современного общества.

Если взять противоположный пример, то можно рассмотреть образ Печорина из лермонтовского романа «Герой нашего времени». Главный герой отличается холодностью, расчетливостью и равнодушием к окружающим, его не волнуют проблемы и чувства других людей. Даже несчастная Бэлла, любви которой Печорин добивался, вскоре становится ему неинтересна, а девушку ждет трагический конец. И это не единственная смерть, к которой был причастен Печорин. По ходу повествования мы узнаем о других «подвигах» Печорина – он обманул княжну Мэри, обрек на мучения Веру... В душе Печорина не осталось ничего святого, Чехов называл такое состояние «паралич души». Он и сам понимал, что стал «нравственным калекой», ему даже собственная жизнь стала невмоготу, он стал умирать, как друг, как возлюбленный, а потом и как человек, когда уехал в Персию, где ему было суждено найти свою смерть.

На примере этих двух литературных персонажей мы видим две диаметрально противоположные точки зрения. У каждого из них свои понятия о нравственности и отзывчивости. Если Мышкин готов на все ради других, то Печорин, не стесняясь, готов использовать все средства, чтобы добиться лучшего для себя. Можно сделать вывод, что нравственный человек всегда будет и отзывчивым, ведь эти понятия входят в общую область человеческой души. Нравственность и отзывчивость идут рука об руку. Нравственно богатый человек никогда не пройдет мимо тех, кто нуждается в помощи, он всегда проявит отзывчивость. И это духовно обогатит не только того, кому он помогает, но и возвысит душу самого человека, который не может поступить вразрез со своими убеждениями.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

1 Живя согласно с строгой моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Жена моя, закрыв лицо вуалью, Под вечерок к любовнику пошла. Я в дом к нему с полицией прокрался И уличил... Он вызвал - я не дрался! Она слегла в постель и умерла, Истерзана позором и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 2 Приятель в срок мне долга не представил. Я, намекнув по-дружески ему, Закону рассудить нас предоставил; Закон приговорил его в тюрьму. В ней умер он, не заплатив алтына, Но я не злюсь, хоть злиться есть причина! Я долг ему простил того ж числа, Почтив его слезами и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 3 Крестьянина я отдал в повара, Он удался; хороший повар - счастье! Но часто отлучался со двора И званью неприличное пристрастье Имел: любил читать и рассуждать. Я, утомясь грозить и распекать, Отечески посек его, каналью; Он взял да утопился, дурь нашла! Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 4 Имел я дочь; в учителя влюбилась И с ним бежать хотела сгоряча. Я погрозил проклятьем ей: смирилась И вышла за седого богача. И дом блестящ и полон был как чаша; Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша И через год в чахотке умерла, Сразив весь дом глубокою печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла... Январь или февраль 1847

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 23-25.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 25-26 об.).

Датируется началом 1847 г., но до 19 февраля, так как в письме Белинского от этого числа (см. нише) упомянуто как написанное "недавно".

Стихи о самоубийстве замученного помещиком крепостного повара наталкивались на цензурные препятствия. Этим были вызваны замена ст. 28 в С и пропуск ст. 21-30 в Ст 1861.

В. Е. Евгеньев-Максимов (Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. П. М. -Л., 1950, с. 248) указал на тематическую связь стихотворения "Нравственный человек" со статьей В. Г. Белинского о "Парижских тайнах" Э. Сю (1844), в которой, в частности, говорилось: "В наше время слова "нравственность" и "безнравственность" сделались очень гибкими, и их теперь легко прилагать по произволу к чему вам угодно. Посмотрите, например, на этого господина, который с таким достоинством носит свое толстое чрево, поглотившее в себя столько слез и крови беззащитной невинности, - этого господина, на лице которого выражается такое довольство самим собою, что вы не можете не убедиться с первою взгляда в полноте его глубоких сундуков, схоронивших в себе и безвозмездный труд бедняка и законное наследство сироты. Он, этот господин с головою осла на туловище быка, чаще всего с особенным удовольствием говорит о нравственности..." (Белинский, т. VIII, с. 170). Заметим, что с тирадой Белинского перекликается и стихотворение Некрасова "Современная ода".

Ознакомившись с "Нравственным человеком" еще в рукописи, Белинский сообщил И. С. Тургеневу (19 февр. 1847 г.): "Некр<асов> написал недавно страшно хорошее стихотворение. Если не попадет в печать (а оно назначается в 3 No <"Современника">), то пришлю к вам в рукописи. Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!" (Белинский, т. XII, с. 336). Д. И. Писарев, говоря о поэзии Некрасова, восклицал: "Кто способен написать стихотворения: "Филантроп", "Эпилог к ненаписанной поэме" <"Несчастные">, "Еду ли ночью по улице темной...", "Саша", "Живя согласно с строгою моралью..." <"Нравственный человек">, тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия..." (Писарев Д. И. Соч., т. I. M., 1955, с. 196).

Положено на музыку (М. В. Коваль, 1935).