Багратион война и мир характеристика. Cочинение «Багратион

Л.Н. Толстой был убежден в том, что историю не может вершить один человек, каким бы выдающимся он ни был. По его мнению, судьба государства даже в самые сложные моменты его существования решалась народом.

Такой подход нашел отражение в образе полководца, под руководством которого русская армия смогла одержать полную победу над французами в 1812 году. Михаил Кутузов у Толстого - образец носителя духа и воли всего народа. Благодаря таланту военного тактика, готовности и способности отстаивать свое мнение, отеческому отношению к солдатам он завоевал любовь и уважение русского воинства.

Историческая справка

Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович, 1745 года рождения, прошел хорошую военную школу, когда служил под руководством Румянцева П.А. и Суворова А.В. Его стремительное возвышение начинается с русско-турецкой войны 1864-78 годов.

Начиная с флигель-адъютанта принца Гольштейн-Бекского в 1861 году, спустя 30 лет он получил чин генерала. Михаил Кутузов был вхож в царский дворец при Екатерине II и Павле I, неоднократно удостаивался высоких наград за боевые доблести.

На вопрос Какую задачу поставил Кутузов перед Багратионом в романе Война и Мир??? заданный автором Начальник ЖЕКа лучший ответ это Замысел главнокомандующего русской армией Кутузова состоял в том, чтобы путём активной обороны нанести французским войскам как можно большие потери, изменить соотношение сил, сохранить российские войска для дальнейших сражений и для полного разгрома французской армии. В соответствии с этим замыслом был построен боевой порядок российских войск.
Начальная позиция, выбранная М. И. Кутузовым, выглядела как прямая линия, идущая от Шевардинского редута на левом фланге через большую батарею на Красном холме, названную позднее батареей Раевского, село Бородино в центре, к деревне Маслово на правом фланге. Оставив Шевардинский редут, 2-я армия отогнула левый фланг за реку Каменку, и боевой порядок армии принял форму тупого угла. Оба фланга русской позиции занимали по 4 км, но были неравнозначны. Правый фланг образовывала 1-я армия генерала-от-инфантерии М. Б. Барклая-де-Толли в составе 3 пехотных, 3 кавалерийских корпусов и резервов (76 тысяч человек, 480 орудий) , фронт его позиции прикрывала река Колоча. Левый фланг образовывала меньшая по численности 2-я армия генерала-от-инфантерии П. И. Багратиона (34 тысячи человек, 156 орудий). Кроме того, левый фланг не имел таких сильных естественных препятствий перед фронтом, как правый. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга стала ещё более уязвимой и опиралась только на три недостроенных флеши.
В начале Отечественной войны 1812 года 2-я западная армия располагалась под Гродно и оказалась отрезанной от основной 1-й армии наступавшими французскими корпусами. Багратиону пришлось с арьергардными боями отступать к Бобруйску и Могилёву, где он после боя под Салтановкой перешёл Днепр и 3 августа соединился с 1-й западной армией Барклая-де-Толли под Смоленском.
Багратион выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения.
При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру - люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера и т. д. Именно таким, каким он изображен на портрете - с голубой андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его боевой жизни. Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался. На следующий день Багратион упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении:
«Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола… »
Полководец был перевезён в имение своего друга, князя Б. А. Голицына (его жена приходилась четвероюродной сестрой Багратиону) , в село Симы Владимирской губернии.
24 сентября 1812 года Пётр Иванович Багратион умер от гангрены, спустя 17 дней после ранения. Согласно сохранившейся надписи на могиле в селе Сима, он скончался 23 сентября.

Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Юрченко А.Н. (под руководством Березниченко А.А.) Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова Таганрог, Россия The image of P.I.Bagration in the novel of Leo Tolstoy «War and peace». Yurchenko A.N. (under the guidance of Bereznichenko A.A.) Taganrog aviation College named V.М.Petliakov Taganrog, Russia РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА ФИО: Юрченко Анна Николаевна Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова, факультет «Производство летательных аппаратов», 1 курс Адрес: индекс – 346846,Ул.Октябрьская,д.114, с. Беглицкая Коса Ростовская область E-mail: [email protected] Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Секция: филология в современном контексте Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Многим героям и их прообразам посвящены на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» прекрасные слова и нередко объективная оценка их поступков и действий в период Отечественной войны 1812 года. Среди сотен героев романа особое место занимают такие исторические личности, как М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Д.И.Давыдов (прототип образа Денисова), П.И.Багратион. Особый интерес вызывает личность Петра Ивановича Багратиона, который предстает перед нами в романе как истинный герой Отечественной войны: «героем из героев был князь Багратион...» Реальное историческое лицо – Петр Иванович Багратион происходил из царственного грузинского рода, правившего Грузией около 10 веков. При присоединении Грузии к Российской империи в 1801 и утверждении «Общего Российского гербовника» в 1803 году ветвь Багратионов внесена в роды российских княжеств. Князь Багратион, не имея протекции, не получил, как другие князья, генеральский чин к тридцати годам. Но собственными заслугами и героическими поступками в различных военных акциях был отмечен Потемкиным и Суворовым. Последний подарил молодому князю шпагу за личное мужество. Багратион дослужился до звания генерала уже в 1809 году. Предвидя наступление войск Наполеона на Россию, стал одним из инициаторов заблаговременной подготовки к обороне родины и создания партизанского движения. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим князя Багратиона, как один из центральных образов, передающих толстовскую идею простого героизма. Настоящий герой, по Толстому, очень скромен и даже неуклюж в обществе, но отчаян и бесстрашен в борьбе. Таким предстает Багратион по замыслу писателя перед Шенграбенским сражением. Он очень устал, «с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами», равнодушен к происходящему вокруг. Но как только начался бой, сохраняя внешнее спокойствие, князь преображается и как будто горит изнутри: « круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность». Мысль Л.Н.Толстого о поведении настоящего главнокомандующего, ведущего войска к победе, дублируется на страницах романа. Это человек, который не спорит с судьбой, но позволяет событиям развиваться по их естественному течению. Таким изображен Кутузов, который спит на совете в Филях, таким нарисован Багратион, неторопливо соглашающийся с действиями своих подчиненных и естественным ходом событий на поле боя при Шенграбене. Он воодушевляет солдат, сражается с ними наравне, плечом к плечу, но одновременно следит за общим ходом сражения, проявляя при этом мудрость истинного полководца. С. И. Леушева, проанализировав изображение исторической битвы в романе, точно подметила, что «...искусство Багратиона и героизм русских войск... обеспечили успех Шенграбенского сражения» (2). Однако не все в Москве понимали истинное значение военных действий в Австрии и возносили Багратиона в упрек «провалившему» дело Кутузову. Поэтому, по замыслу автора, совершенно другим прорисован герой Багратион на обеде в Английском клубе. Его неуклюжесть и растерянность в свете должна контрастировать с его героизмом и отвагой в горниле военных действий. “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”. Создается впечатление, что «в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с Георгиевской звездою» князь выглядит комично, он явно здесь чужой. Подобным образом в романе изображены все настоящие герои своей Родины - Кутузов, Денисов, Багратион. Они смешны на фоне светского общества и отважно героичны в своей стихии – на поле брани. Главным мерилом человеческого достоинства Толстой определил народную любовь. Этой любви и признания у Багратиона было достаточно. Простые солдаты, которых он вдохновлял перед боем словами: «Я всегда с вами, а вы - со мной!» - обожали князя, называли своим отцом. Они видели в нем божественную искру, считали его связующим звеном между ратью и Богом, так подсказывала им любовь и говорила его необычная фамилия. Как все защитники отчизны, не мыслящие борьбы без победы, исторический князь Багратион не смог пережить оставление Москвы. Он отдал слишком много жизней своих солдат на Бородинском поле, готов был положить свою, но не мог ни на секунду представить, что все это было зря. Толстовский «лев русской армии» погиб на поле боя, как и полагается художественному герою. Многие историки правдиво отмечают нечеткость и историческую недостоверность романа Л.Н.Толстого «Война и мир», считают, что на это произведение нельзя опираться, как на действительный источник. Около 300 ошибок обнаружено И. Козловым на страницах романа (4). Однако, это нисколько не умоляет значимости Отечественной войне 1812 года. П.И.Багратиона и его роли в Благодаря художественному образу в романе о князе Багратионе – герое войны и бескорыстном, отважном человеке узнал весь мир. Исторически достоверен тот факт, что Наполеон, сам будучи гениальным полководцем и хорошо разбиравшись в людях, отмечал: «Генералов хороших у России нет, кроме одного Багратиона»(3). 1.Л.Н.Толстой. Война и мир. В 2 книгах, М., АСТ, 2008. 2.С.И. Леушева. Роман Толстого «Война и мир», М., Учпедгиз, 1957, стр. 47. 3.Е.В. Тарле. Нашествие Наполеона на Россию, М., 1938, с.159 4. http://vn.ru/index.php?id=95021

«Дубина народной войны поднялась со всею
своею грозною и величественною силой…
поднималась, опускалась и гвоздила французов
до тех пор, пока не погибло все нашествие»
Л.Н.Толстой

Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.

Ход Шенграбенского сражения

Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было – добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. Багратион «должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию», пишет Толстой. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом». Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.

Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.

Подвиг батареи Тушина

«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять,..и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия». Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Истинный и ложный патриотизм

Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

Выводы

Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.

Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.

Тест по произведению

Среди героев романа Толстого "Война и мир" немалое место занимают штабные офицеры русской армии 1805-1807 гг.

Что связано с понятием штаба армии? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми умными, храбрыми, дальновидными, умеющими принимать быстрые и правильные решения, бескорыстно преданными Родине, умеющими вести армию к победе и в то же время сохранить ее силы.

Как образец такого штабного офицера блестяще показан Толстым Андрей Болконский. Его очень высоко ценил полководец Кутузов: "Ваш сын,- писал он отцу Болконского,- надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного".

Но фигура Андрея Болконского не типична для штабных офицеров. Это явление одиночное. Недаром он разочаровывается в своих товарищах по штабу и уже в 1812 году участвует в войне боевым офицером.

Какими же рисует Толстой большинство штабных офицеров? Он описывает их (Несвицкого и Жеркова) в глубоко психологическом плане. Читатель понимает, что за внешней холеностью и знатным происхождением скрывается душа убогих людей, неумных и недалеких. Они думают прежде всего о своей карьере, наградах, о том, как выслужиться перед начальством.

Для подтверждения сказанного обратимся непосредственно к страницам романа. Противопоставляя князя Андрея штабным карьеристам, писатель заставляет читателя задуматься, в чьи руки была вверена судьба армии. Впечатляюще описана сцена встречи штабных офицеров с австрийским генералом Маком, потерпевшим поражение под Ульмом. Для Болконского ясно, что теперь "половина компании проиграна". А как отнеслись к этому несчастью Несвицкий и Жерков? Они не нашли ничего лучшего, как только глупо посмеяться над поражением своих же союзников. м здесь

Толстой вкладывает свои мысли, полные достоинства и гнева, в уста князя Андрея: " Да ты пойми, что мы - или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить".

Но, может быть, более выгодно показывают себя Несвицкий и Жерков в боевой обстановке? Обратимся к сцене у моста через реку Энс. Чтобы отрезать неприятеля от русских войск, надо было взорвать мост. Эту операцию необходимо было осуществить как можно быстрее, чтобы избежать больших потерь. Князь Багратион поручил Несвицкому передать распоряжение взорвать мост, но тот по своему легкомыслию не сумел толково передать, кто должен это сделать. Было потеряно много времени. В результате грозила гибель целому эскадрону. Малейшее промедление- и французы форсируют реку. м вот эскадрон Денисова, рискуя жизнью, проводит опасную операцию взрыва. "Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их? Этот вопрос с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из большого количества войск, которые стояли над мостом..." А что думают и как ведут себя люди, по вине которых рискует целый эскадрон храбрецов? "Ох! достанется гусарам! - говорил Несвицкий. - Не дальше картечного выстрела теперь".

Напрасно он так много людей повел,- сказал свитский офицер. м в самом деле,- сказал Несвицкий.- Тут бы двух молодцев послать, все равно бы.

Ах, ваше сиятельство,- вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но все своею наивного манерой, из-за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. Ах,... как вы судите! Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст? А так-то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить.

Кто перед нами? Карьеристы чистейшей воды!

Если князь Андрей даже в пылу проявляет благородство по отношению к женщине и спасает ее, то ни Жеркова, ни Несвицкого вовсе не интересует такая "мелочь", как человеческая жизнь.

Не забывает своих героев Толстой и перед Шенграбенским сражением. Если Болконский просит позволения Кутузова остаться в отряде Багратиона, чтобы участвовать в самом горячем бою, то Несвицкий готовится к отступлению в тыл. м, сияя от удовольствия, сообщает, что "так перевьючил себе все,... что нужно... на двух лошадей, что хоть через Богемские горы удирать".

От художественного приема противопоставления героев писатель не отказывается до конца. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! "Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать. Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания". А Болконский? "Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием. Это был князь Андрей... Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. "Я не могу бояться",- подумал он и медленно слез с лошади между орудиями... Он решил, что при себе снимет орудия с позиции о отведет их".

До батареи Тушина Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине он смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. м только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев. Обращаясь к Багратиону, он сказал: "Ваше сиятельство... Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого". м продолжал: "м ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать мое мнение, то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой".

Толстой отмечает, что такие умнейшие полководцы, как Кутузов и Багратион, отлично знали цену штабным офицерам. Багратион считал их "франтиками, посылаемыми для получения крестика". Кутузов сразу выделяет среди этих "франтиков" князя Андрея Болконского. Почему же ни Кутузов, ни Багратион не хотят изменить состав штаба? Это, очевидно, уже не в их воле. Очень часто люди выдвигались не по уму и заслугам, а по протекции влиятельных лиц.

В том-то и значение великого русского писателя, что он сумел показать, кто истинный герой, а кто карьерист, наблюдающий за боем издалека. Всю жизнь Толстой боролся за то, чтобы в армии были гуманные порядки, чтобы ценили простых солдат и офицеров.