Говард картер и лорд карнарвон. Открытие гробницы фараона древнего египта тутанхамона

Говард Картер родился 9 мая 1874

В октябре 1891

1899

В 1905

Говард Картер родился 9 мая 1874 года в провинциальном городе Суаффэм в Норфолке, Англия. Его отец, Сэмюэл Картер, будучи художником, учил сына основам рисования карандашом и красками. И хотя у Говарда развились навыки и способности выше среднего, он не имел ни малейшего желания продолжать семейное дело, рисуя портреты семей и питомцев местных норфолкских землевладельцев.

Вместо этого Картер искал возможность поехать в Египет и работать на Египетский Исследовательский Фонд чертежником-копировщиком, то есть перерисовывать рисунки и надписи на бумагу для последующего изучения.

В октябре 1891 года, в возрасте 17 лет, Говард Картер отплыл в Александрию, Египет, отправившись в первое путешествие за пределы Англии. Его первым проектом было кладбище Верховных Правителей Среднего Египта в Бани-Хассане, относящееся ко второму тысячелетию до нашей эры; заданием Картера было перерисовать надписи со стен гробницы.

В то время Говард был усердным работником с огромным энтузиазмом: он работал бы весь день, а потом – спал с летучими мышами прямо в склепе. Некоторое время спустя его повысили, дав работу у Флиндерса Петри, энергичного полевого директора и одного из самых заслуживающих доверия археологов того времени. Петри думал, что Картер никогда не добьется хороших результатов в раскопках, но последний доказал ему обратное, когда открыл несколько важных находок на участке Эль Амарна (столица Египта во время правления Ахенатена).

Под требовательным руководством Петри, Картер стал археологом, в то же время сохранив навыки художника. Он сделал эскизы множества необычных предметов материальной культуры, найденных в Эль Амарна. Картер был назначен главным художником Египетского Исследовательского Фонда на раскопках Деир Эль Бабри, места захоронения царицы Хатшепсут. Полученный опыт позволил ему усовершенствовать навыки художника, развить технику реставратора, а также тренироваться в раскопках.

Когда Картеру было 25 лет, его тяжелая работа была вознаграждена, когда директор Египетской Службы Древностей, Гастон Масперо, предложил ему в 1899 году место главного инспектора памятников Верхнего Египта. В обязанности Картера входили контроль и наблюдение за археологическими работами в долине Нила. В Египетской Службе Древностей Картер работал до неприятного инцидента между египетскими охранниками участка и пьяными французскими туристами. Когда туристы стали с бранью избивать охранников, Картер разрешил последним защищаться. Взбешенные туристы пошли по высоким инстанциям, включая лорда Кромера, главного английского консула в Египте, требуя, чтобы Картер принес официальные извинения. Картер отказался, сославшись на то, что по его мнению он принял правильное решение. Этот случай послужил Говарду Картеру черной меткой и вызвал его назначение в дельту Нила, город Танта, место, представляющее очень небольшой археологический интерес.

В 1905 году Говард ушел из службы Древностей. После этого у него началась очень сложная жизнь. Он вынужден был зарабатывать на жизнь, продавая акварели, а иногда – работая туристическим гидом. Это продолжалось три года.

В 1908 году Картер был представлен Гастоном Масперо пятому лорду Карнарвона. Их сотрудничество было удачным, и партнеры очень подходили друг другу. Картер стал контролером раскопок, спонсируемых Карнарвоном в Фивах и к 1914 у Карнарвона была самая ценная частная коллекция египетских древностей. Однако, у Говарда Картера были более честолюбивые стремления. Он хотел найти могилу абсолютно неизвестного в то время фараона по имени Тутанхамон. Он уже нашел несколько различных доказательств его существования, перерыл всю Долину Царей, пытаясь отыскать захоронение, но сезон за сезоном находил всего лишь небольшое количество древних предметов.

Карнарвона не удовлетворял факт невозвращения его инвестиций и в 1922 году он дал Картеру последнюю попытку найти могилу фараона. Картер был уверен в результате, и работа началась 1 ноября 1922 года. Всего за три дня слой грунта был снят с верхней площадки лестницы. Примерно через три недели лестница раскопки лестницы завершились, и стал полностью виден оштукатуренный блок, использовавшийся при постройке зданий. К 26 ноября первый блок был извлечен, обломки камня, наполняющие коридор – убраны, и второй оштукатуренный блок почти разобран на части.

В 16 часов того же дня Картер проломил второй блок и совершил одно из величайших открытий 20 века, открыв гробницу Тутанхамона. Чтобы описать все находки потребовался не один десяток каталогов. В это время лорд Карнарвон умер в Каире от пневмонии. После этого в средствах массовой информации прокатился слух о связи этой смерти и сокровищ, гипотеза о проклятии мумии взбудоражила средства массовой информации.

К большому неудовольствию Картера со всего мира хлынули письма спиритов, продавая советы и делая предупреждения «из загробного мира». В конце концов, все древности были посланы в Каирский музей и мумия молодого правителя после изучения снова положили покоиться. Завершив работу с Тутанхамоном, Картер больше не работал в этой области, уйдя из археологии. Он весьма преуспел, решив коллекционировать египетские древности.

Часто, до самого конца жизни, его видели в Уинтер Пэлэс Хоутел в Луксоре, сидящего (по его собственному желанию) в полном одиночестве. Он вернулся в Англию и в 1939 году в возрасте 65 лет умер.

Тутанхамон прославил Говарда Картера на весь мир. Мало того, что гробница юного фараона не была вскрыта и таила в себе невиданные сокровища, вокруг этой находки возникла легенда о тысячелетнем проклятии, в которое кое-кто продолжает верить и сегодня. Настоящий приключенческий роман!

Говард Картер родился 9 мая 1874 года в Англии. Он мечтал стать художни-команималистом, как и его отец. Профессор египтологии Перси Э. Ньюберри быстро распознал в юноше талант и отвез его в Лондон, в Британский музей. Здесь Картер копировал иероглифы. Ему было всего семнадцать лет, когда он отправился с профессором в Египет и стал самым юным членом Общества исследования Египта. Вскоре после приезда его принял на работу величайший археолог того времени Уильям Флиндерс Питри. Под его началом Картер освоил основы работы археолога и исследователя. После работы у Питри молодой египто- лог стал помощником швейцарца Эдуарда Навиля. На протяжении шести лет он совершенствовался в своей профессии, изучал способы реставрации и сохранения реликвий прошлого.

В 1899 году француз Гастон Масперо, директор Службы египетских древностей, назначил юношу генеральным инспектором Верхнего Египта и Нубии. Когда богатый американский археолог-любитель Теодор Дэвис получил от Масперо разрешение работать в знаменитой Долине Царей, он попросил Картера взять руководство над раскопками. Несмотря на то, что отношения между

ними были натянутые, вместе они обнаружили гробницу Тутмоса IV, официально открытую в феврале 1903 года.

Зависть коллег

Одновременно с этим Картер продолжал работать инспектором Службы древностей. Его внимание к мельчайшим деталям и стремление публиковать данные даже о самой скромной находке вызывали у других египтологов раздражение.

Они с пренебрежением отзывались об ученом-самоучке, считая, что наука ничего не выигрывает от этих «мелочей». Говард Картер не обращал внимания на эти нападки, но Масперо посоветовал ему немного умерить свой пыл.

Однако 8 января 1905 года произошел неприятный инцидент, имевший серьезные последствия для карьеры Картера. Французские туристы, пытавшиеся проникнуть в Серапеум Саккарского некрополя без билета, оскорбили, а затем и ударили сторожа: Картер вступился за защищавшегося египтянина. Туристы подали на него официальную жалобу, но археолог отказался принести извинения, и его вынудили оставить свой пост. Казалось, что карьера египтолога загублена, а ведь ему был всего тридцать один год. Чтобы заработать на жизнь, Говард Картер стал продавать свои рисунки туристам и заниматься экспертизами. Его снова нанял к себе на службу Теодор Дэвис - для составления инвентарей и научных консультаций. Так, в 1906 году Дэвис показал ему золотые листы с печатями Тутанхамона и его супруги, обнаруженные в разграбленной гробнице, не принадлежавшей царю.

Лорд Карнарвон - щедрый меценат

Граф Карнарвон родился в 1866 году. Он был очень богат и проводил досуг, путешествуя по всему свету. В 1901 году он попал в автомобильную аварию, из-за последствий которой ему с 1903 года приходилось проводить зимы в Каире. В последующие годы он добился разрешения на раскопки ради славы открытий и пополнения своей коллекции. Поскольку Карнарвон не был ученым, в 1908 году он обратился за помощью к Говарду Картеру. Коллекционер очень помог египтологу при переговорах с местными и британскими властями. Вероятно, одновременно с поисками древностей он консультировал Министерство иностранных дел по вопросам политики Великобритании в Египте. Карнарвон разделил увлечение Картера поисками Тутанхамона, но, к несчастью, так и не увидел завершения раскопок, скончавшись 5 апреля 1923 года. Дело мецената продолжили его дочь и супруга, продлив концессионное соглашение. Они не имели права претендовать на находки, однако египетское правительство компенсировало им затраты.

Поддержка лорда Карнарвона

Граф Карнарвон страстно увлекся древнеегипетской цивилизацией в 1903 году. В 1908 году он обратился к Гастону Масперо, попросив порекомендовать ему сотрудника для проведения раскопок. И Масперо посоветовал Карнарвону обратиться к Картеру, блестящему египтологу, отлично знакомому с местностью и египетской культурой и владеющему арабским.

Их сотрудничество началось в Дейр-эль-Бахри: в Долине Царей в то время еще работал Дэвис. Однако в 1914 году последний, утомленный работами и убежденный в том, что он обнаружил все захоронения на этом месте, разорвал соглашение. Масперо передал концессию Карнарвону и Картеру, и те возликовали. Когда началась Первая мировая война, раскопки были прерваны, и лорду Карнарвону пришлось вернуться в Англию. Картер перевернул почти всю Долину Царей. Единственное место, где еще могла скрываться гробница Тутанхамона, находилось неподалеку от усыпальниц Рамсеса II и Мернептаха. Однако, несмотря на многолетний упорный труд, раскопки не принесли никакого обнадеживающего результата, который мог бы подтвердить эту гипотезу. В 1922 году у лорда Карнарвона закончились средства. 

Терпение лорда тоже было на исходе. Он решил остановить раскопки. Но Картер, готовый финансировать работы из собственного кармана, уговорил его на еще один год.

Раскопки были продолжены у гробницы Рамсеса VI, на том месте, где археологи нашли хижины рабочих. Прошло совсем немного времени, и в начале ноября 1922 года команда расчистила первые ступени, уходящие куда-то в скалу. В конце лестницы обнаружилась дверь с печатью царского некрополя. Хороший знак! Рассказывая о своем открытии, Катер процитировал телеграмму, которую он отправил лорду Карнарвону в Англию: «Сделали удивительное открытие в Долине. Роскошная гробница с нетронутыми печатями. Закрыли ее до вашего приезда. Мои поздравления». 24 ноября 1922 года лорд Карнарвон с дочерью и Говард Картер спустились по ступеням, ведущим к двери, и обнаружили на ней печать Тутанхамона. Однако сомнения еще оставались. Быть может, это - всего лишь тайник? Пройдя по коридору, они проделали отверстие во второй двери, ведущей в первый зал гробницы. Внутри таились настоящие диковины...

Почему Тутанхамон?

В своих исследованиях Картер пришел к выводу, что усыпальница Тутанхамона еще не обнаружена. Несмотря на иронию, с которой его коллеги вспоминали об этом «царьке» из XVIII династии, египтолог был воодушевлен отсутствием предметов, связанных с Тутанхамоном, на рынке антиквариата. Как и некоторые открытия, это могло говорить о том, что гробница фараона не разграблена! Смутные времена возвращения культа Амона и непродолжительность правления Тутанхамона (ок.1340-1330 гг. до н. э.) отчасти объясняют эту особую ситуацию. Фараон взошел на трон совсем юным, никогда не правил самостоятельно и умер, когда ему было около двадцати лет. Военачальник Хоремхеб, занявший вскоре его место, из зависти присвоил все достижения Тутанхамона, приказал стереть его картуш из списков царей и основал новую династию. Если бы все было иначе, во времена XX династии гробница юного фараона не избежала бы грабежей, и Рамсес VI не построил бы над ней свою усыпальницу.

Гробница Тутанхамона - чудо

В помещении, в которое проникли Картер и его друзья, их взглядам предстали горы сокровищ. Из-за отсутствия саркофага помещение сочли чем-то вроде вестибюля гробницы. Так как вещи в этом подземном зале и примыкающей к нему комнатке лежали в полном беспорядке, исследователи предположили, что здесь побывали грабители, но по какой-то причине не успели закончить свое дело и были вынуждены бежать. После этого гробница была тщательно спрятана, а упоминания о жизни Тутанхамона - удалены из царских реестров; никто больше, даже в древние времена, не вспоминал о его существовании.

Между двумя статуями фараона в натуральную величину Картер и Карнарвон нашли еще одну дверь, которая, несомненно, должна была их привести в погребальную камеру. Не в силах больше ждать, археолог пробил в ней отверстие. То, что он увидел внутри, превосходило все его ожидания. Однако отверстие необходимо было заделать, потому что любое захоронение следовало вскрывать не иначе как в присутствии представителя Службы древностей. В конце ноября 1922 года команда археологов приступила к официальному открытию двери в гробницу. После того, как было зафиксировано наличие еще одной комнаты и двери, ведущей, по-видимому, в зал с саркофагом, власти запретили вскрывать ее до тех пор, пока все предметы, обнаруженные в первом зале, не будут инвентаризированы и вынесены из гробницы. Для помощи Картеру в этом титаническом труде была нанята команда специалистов. В нее входили, главным образом, сотрудники нью-йоркского Метрополитен- музея, рассчитывавшего за свои услуги получить древности для своей коллекции.

17 февраля 1923 года замурованная дверь была торжественно открыта. Погребальную камеру посетили высшие должностные лица. Ее стены были отделаны золотом и синим фаянсом. В центре, занимая почти всю площадь помещения, стоял огромный покрытый золотом катафалк. Когда три золотых саркофага, вложенных один в другой, были вскрыты, в последнем из них, изготовленном из чистого золота общим весом 110,4 кг, обнаружилась нетронутая мумия фараона!

Туристы, число которых росло день ото дня, были крайне недовольны желанием Картера и Карнарвона максимально ограничить доступ к памятнику. То же чувство разделяли и журналисты. Однако гробница должна была остаться в целости и сохранности, по крайней мере, до тех пор, пока из нее не вынесут все сокровища. Единственным журналистом, допущенным на место раскопок, стал Артур Мертон из газеты «Тайме», которая финансировала работы.

Беды Говарда Картера

Завистливые конкуренты обвиняли Картера и его мецената в осквернении гробниц, называя их врагами Египта - в те годы, когда отношения этой страны с Англией были весьма напряженными. Отношения команды со Службой египетских древностей, главой которой был уже не Масперо, тоже постепенно испортились.

Открытие гробницы стало политическим козырем. Теперь было ясно, что лорд Карнарвон не получит ничего из найденного археологами: вывоз одного-единственного сосуда или украшения из Египта спровоцирует революцию.

В 1924 году, оставшись без поддержки лорда Карнарвона, скончавшегося годом раньше, после очередного конфликта с властями Картер решил закрыть гробницу. Но это противоречило условиям концессии: она была аннулирована, и Картер больше не имел права доступа к гробнице. Археолог, вынужденный уехать из Египта, отправился в США, а затем, после целого ряда публичных лекций, вернулся в Англию.

Когда египетское правительство вернулось к более умеренной политике, Картеру предложили продолжить работы. Вдова лорда Карнарвона согласилась на менее выгодные условия, и Картер получил новую концессию.

В 1927 году Картер наконец открыл двери царской сокровищницы, но конец этой истории был уже близок. Все находки перевезли в Египетский музей Каира (за исключением первого саркофага с мумией фараона), гробницу открыли для посетителей, и Картер лишился своей мечты. Он скончался, ненавидимый большинством коллег и забытый миром, 2 марта 1939 года в Англии. 

Афера Говарда Картера

Чудинов В.А.

Мне было интересно собрать сведения о Говарде Картере и афере с открытием Тутанхамона. Оказалось, что на эту тему написано множество статей. Я начал с

Самый неизвестный фараон . «Находка века» была связана с именами английского археолога Говар­да Картера и лорда Карнарво­на, многие годы копавших в Долине царей на берегу Нила. Археологические исследова­ния в Долине продолжались много лет и ни одному из ис­кателей не приносили удачи. Помог случай - они наткну­лись на необычный архитек­турный ход, который должен был куда-то привести.

До того, как Картер и Кар­нарвон приступили к рас­копкам в Долине царей, имя Тутанхамона было известно лишь по одной-двум печатям, где упоминалось его имя. Никто даже не знал, что он имел царский титул. Некоторые считали, что такого фараона вовсе не было, а печати впол­не могли принадлежать про­сто какому-то богатому египтянину. Можно сказать, что Тутанхамон появился на свет благодаря Картеру, до этого он был лишь смутной истори­ческой тенью.

Оказалось, фараон вступил на престол еще ребенком, а умер в девятнадцать лет. Найденные сокровища стали его «звездным часом», пусть даже и после смерти. Дело в том, что даже хорошо сохранив­шиеся погребения были разграблены в древности. А усыпальница юноши-фараона была заполнена колоссальным количеством ритуальных изделий, исполненных из золота, бронзы, драгоценных камней. И все же особое место занимала маска - портрет правителя, выкованный из золота. Она покрывала голые плечи мумии. Это прекрасный и единственный в своем роде образец портрета Древнего Египта. Скульптору удалось с большим мастерством передать лицо фараона со спокойным и печальным выражением, напоминающим о юности, которой не суждено было превратиться в зрелость, на лбу помещены знаки царской власти: коршун Нехебт и змея Буто - эмблемы Верхнего и Нижнего Египта. Заплетенная в косичку борода - символ бога загробного царства Осириса. Археологи вскрывали пелены мумии, изымая из-под каждого слоя новые и новые предметы, которые должны были сопровождать фараона в другой жизни. Амулеты, украшения, ожерелья, среди которых золотыми были 143 набора. За поясом мумии был размещен золотой кинжал. Рукоятка его орнаментирована золотой зернью и oбвита полосами полудрагоценный камней. Ножны состоят из рельефных изображений диких зверей.

В оформлении маски ис­пользованы разные материа­лы, в том числе смальта и не­фрит - ритуальный и редкий камень. Его в Египте никогда не было, что позволяет неко­торым скептикам сомневать­ся в принадлежности маски именно Тутанхамону и вы­двигать версию о том, что это подделка. Так что тайна еги­петского нефрита до сих пор не разгадана ». - Последнее утверждение меня заинтересовало. В моём исследовании происхождения многих артефактов погребения Тутанхамона я прочитал, что они были сделаны в 35-й Арконе Яра, то есть, в Великом Новгороде. Осталось узнать, имеются ли залежи нефрита в России.

О нефрите . «В настоящее время нефрит распространен более чем в 20 странах мира, но самые крупные и промышленно значимые его месторождения известны в России, Китае, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии. В России в настоящее время разведано и оценено 16 месторожденийний, из которых 13 находится в Бурятии: по качественным характеристикам лучшими из них являются Кавоктинское, Голюбинское и Оспинское. На девяти нефритовых месторождениях Бурятии сегодня работают восемь предприятий, в 2007 году они добыли 909 тонн сырца и 272 тонны сортового нефрита. Практически 100% добытого в Бурятии нефрита без обработки было экспортировано в Китай. Месторождения нефрита сосредоточены в пяти районах Бурятии: Муйском, Баунтовском, Закаменском, Тункинском и Окинском. В Муе и Баунте известно три месторождения белого нефрита - наиболее дефицитного в настоящее время » .

Получается, что нефрит был из России, поскольку само захоронение принадлежало одному из жрецов (мимов) храма Рюрика, хараона Всея Руси , а вовсе не египтянину.

Кем же был Тутанхамон? Продолжу цитирование статьи : «По сторонам саркофага археологи увидели несколь­ко алебастровых ваз. Одна из них была выполнена в виде распустившегося лотоса с человеческими фигурами на изящных ручках. Другая изображала мифического льва, вставшего на задние лапы. При изготовлении ритуальных саркофагов для внутренностей фараона ис­пользовались яркие красные и зеленые камни, слоновая кость, лазурит и малахит, листовое золото. Черты фа­раона повторялись в много­численных статуэтках царя, изображенного на ладье, на льве, в виде жреца, охотника, правителя.

Несмотря на то, что в гроб­нице обнаружено семь статуй фараона, и некоторые из них в человеческий рост, они ра­зительно отличаются друг от друга. В одной он предстает правителем, в другой - жре­цом, в третьей - укротителем диких зверей ».

Это наводит на мысль, что в гробницу Тутанхамона Картер поместил артефакты, найденные в малом количестве в других погребениях. «Некоторые изделия благо­даря рельефам и инкрустаци­ям иллюстрировали бытовую жизнь правителя, другие - его участие в жреческих обрядах, третьи - ритуалы в управле­нии Верхним или Нижним Египтом. Весь мир был бук­вально опьянен этой наход­кой. Отрезвление наступило несколько позже » .

Как это удалось? « И первый вопрос в этом ряду касался нарушений еги­петских законов. Первым фактом нарушения египетского закона о худо­жественных ценностях было то, что гробницу не закрыли после беглого осмотра через дыру при свете свечи - а ведь между открытием гробницы и извлечением сокровищ про­шло некоторое время.

Картер, Карнарвон, дочь Картера Эвелина и Каллендер ночью 26 ноября 1922 года проникли внутрь и вни­мательно осмотрели первую камеру, составлявшую часть погребального комплекса. Здесь между двумя боль­шими, в человеческий рост, скульптурами мальчика-царя они обнаружили заделанную и опечатанную жрецами- хранителями дверь в камеру захоронения. Ночные посе­тители, взломав часть двери у самого пола (чтобы было менее заметно), проникли в усыпальницу. Когда они воз­вратились в переднюю каме­ру, взлом был замаскирован и прикрыт предметами.

Томас Ховинг в своей книге «Тутанхамон: нерассказанная история» описал выставлен­ные в музеях США 29 бесцен­ных произведений, никогда не продававшихся официаль­но Каиром, утверждающим, что он владеет всем кладом Тутанхамона. Естественна мысль о том, что подлинники поступили и в Метрополи­тен-музей, и в музеи Бостона, Кливленда, Канзас-Сити, Цин­циннати через руки археоло­га Картера и лорда Карнарво­на. Документы подтвердили возникшее у исследователя подозрение » .

Итак, Картер и компания действовали как типичные чёрные археологи, которые тайком, ночью, посетили древний археологический объект.

Многократные посещения объекта . «Работник египетского де­партамента химии Альфред Лукас присоединился к экспе­диции Картера в декабре 1922 года, и они пробыли вместе десять лет. Уже после смерти руководителей экспедиции Лукас написал заметку-впе­чатление в египетский архе­ологический журнал. Именно там находится продолжение ночной истории четырех человек, намеренно преступив­ших закон Египта.

«Ходит много таинствен­ных рассказов об этой дыре грабителей, - писал Лукас. - Когда я впервые оказался в гробнице 20 декабря (то есть через три недели после сде­ланного открытия), дыра была замаскирована крышкой от корзины или какой-то плетен­кой и камышами, поднятыми с пола мистером Картером».

Так он ставит точку в во­просе в незаконных действи­ях открывателей: «Опубли­кованное заявление мистера Картера о том, что дыра была заделана и опечатана в древ­ности, вводит в заблуждение. В отличие от входа в гробни­цу, отверстие было заделано и опечатано не жрецами, а са­мим мистером Картером. Когда я только начал ра­ботать с ним, мистер Картер показал мне это место, а когда я сказал, что очень уж это все не похоже на древнюю рабо­ту, он согласился и признался, что это сделал он! » . - Таким образом, злоумышленник признался в нарушении закона.

Растаскивание древностей до официального открытия гробницы . «Одни из самых ценных экс­понатов Метрополитен-музея - находящиеся в египетском отделе фигурки газели и коня, исполненные замечательным анималистом из слоновой кости в манере, которую мож­но сопоставить с пластикой; обнаруженной в гробнице Тутанхамона. Блестяще моде­лированные, с тонко прора­ботанным силуэтом, эти ста­туэтки привлекли внимание лорда Карнарвона и вместе с его наследством оказались в Америке. Найденное Ховингом письмо Картеру об этом «приобретении» указывало на то, что лорд предупреждал соратника о сокрытии места находок своих ценностей.

Возвратимся к записям Альфреда Лукаса, прямо ука­зывавшего, что еще до офи­циального вскрытия он видел в доме Картера чашу и пре­красный ларец для благово­ний. Сотрудник археолога за­явил: «Очевидно, он (ларец. Ю. Г.) был найден, когда лорд Карнарвон и мистер Картер впервые проникли в погре­бальную камеру». Правда, следует указать, что оба изде­лия позднее передали в Каир, где разместились редкие на­ходки из гробницы, но они были не только слишком за­метны, но и помечены картушами, что могли сразу и не за­метить. Самой неожиданной оказалась история с винной корзиной, явно хранившей похищенное произведение, ставшее предметом разбирательства с властями » . - Иными словами, Картер был еще и пойман за руку как грабитель.

«Египетские чиновники и работники Каирского музея осматривали не только все в самой гробнице и прилегаю­щем помещении, но и архе­ологические службы, скла­ды, мастерские, подсобные помещения экспедиции. На складе археологов, египтян неожиданно заинтересова­ла гора корзин из-под вина фирмы «Фортнэм энд Мэйсон». Тара была пуста, но до­тошность контролеров заста­вила их перевернуть каждую корзину и обнаружить среди использованных одну, в ко­торой оказалась деревянная скульптура - бюст мальчика-царя. Бюст не прошел инвен­таризационную опись и не был зарегистрирован архео­логом Картером ». - Иначе говоря, еще один артефакт был предназначен к похищению, которое не состоялось благодаря бдительности египетских чиновников.

На деньги банкиров . «Британский египтолог Джеральд Оверолл в своем исследовании «Обманувшие Тутанхамона» высказал предположение, что гробница фараона была открыта не в 1922 году, а семью годами раньше. Говард Картер, по словам автора, которому фактически были отданы на откуп раскопки в Долине царей, фактически руководил бандой профессиональных расхитителей гробниц, а Карнарвон финансировал это ограбле­ние. За два месяца до опубли­кования отчета Карнарвон дал интервью одному аме­риканскому журналу, в кото­ром подробно перечислил... будущие экспонаты, выдав это за «научную догадку». По подсчетам Оверолла, «твор­ческий дуэт двух „К" похитил из знаменитой гробницы 329 бесценных реликвий, из ко­торых 300 до сих пор хранят­ся в фамильной резиденции Карнарвонов в Лондоне, а остальные рассеяны по част­ным коллекциям в США.

Оверолл напоминает, что Карнарвон был связан с кланом Ротшильдов, значи­тельная часть состояния ко­торых связана с практикой разграбления царских могил, хранивших золото и драго­ценности. После смерти Аль­фреда Ротшильда в 1918 году Карнарвон женился на его единственной приемной до­чери, и именно клан мульти­миллионеров финансировал его раскопки. Согласно кон­тракту, Ротшильды должны были получить значительную долю находок, но Карнарвон попытался перехитрить сво­их спонсоров, заведя дело по перепродаже ценностей в США. Как считает Оверолл, лорд был устранен наемным убий­цей - отравителем, а вслед за ним подобная участь постиг­ла других участников раско­пок, которые знали или мог­ли знать о проворачиваемой афере. Избранный способ расправы получил мистиче­скую окраску благодаря тому, что вокруг древних захороне­ний и погибших древних го­родов всегда бытовало много сказаний и легенд, придавав­ших правдоподобность происходившему » .

Итак, Джеральд Оверолл откровенно называет Говарда Картера не просто бандитом, но руководителем банды профессиональных расхитителей гробниц .

Рис. 1. Официальное открытие гробницы Тутанхамона

Перехожу к статье : «В начале ноября 1922 года собиратель произведений искусства и путешественник лорд Карнарвон и независимый археолог Говард Картер раскопали гробницу древнеегипетского фараона Тутанхамона. И никто из славословящих этот воистину эпохальный акт не хочет признавать, что Карнарвон и Картер заставили мир поверить в чудовищный обман ». - Насколько я понимаю, на рис. 1 Картер показан перед внешним входом в гробницу.

Триумф или позор? «Работа по поиску сокровищ у Картера и Карнарвона началась с 1906 года. И длилась с некоторыми перерывами до ноября 1922 года, когда им удалось наткнуться на гробницу Тутанхамона. В ней находилось более трех с половиной тысяч предметов искусства, а самым ценным из них считается посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.
Поразительная история этого открытия практически с первых дней была подвергнута сомнению - ведь Долина царей к тому моменту была перекопана вдоль и поперек, и найти то, что обнаружили удачливые англичане, можно было только в фантастическом сне. И все же это случилось!
» .

Найти хотя бы что-то там, где всё уже найдено - не столько удивительно, сколько подозрительно.

Рис. 2. Печать на входной двери и моё чтение надписей

Помимо веревочной печати с пломбой на наружных дверях гробницы, подтверждающих принадлежность комплекса к храму Мары Яра Рюрика (якобы «печати Анубиса»), на внутренних дверях имелась другая печать, рис. 2, которую я хочу рассмотреть. Слева от левой круглой ручки помещен левый профиль мужчины скорее с арабскими, чем с африканскими чертами лица: курчавые волосы, но прямой нос. А на ручке можно прочитать надпись: ВОИН ХАРАОНА РЮРИКА ЯРА. Полагаю, что именно ему и принадлежала небольшая гробница, которую Говард Картер назвал гробницей Тутанхамона. Скорее всего, там находилось не слишком много артефактов. Они позже были добавлены из усыпальниц других лиц.

Над левой ручкой я вижу рельефное изображение головы льва анфас. Так обычно изображалась зооморфная ипостась бога Рода. И действительно, под изображением льва написано: РОДА ХРАМ. Обычно к храму Рода принадлежали пехотинцы (к храму Яра - кавалеристы, к храму Мары - лучники). И в работе я показал, что мумия умершего юноши как раз относилась к храму Рода.

На самой печати я читаю слова: РИМ МИРА РУСИ МАРЫ. А слева от правой ручки можно видеть мужской лик анфас, вероятно, того же воина, на котором можно прочитать слова: МИРА РИМА ВОИН ЯРА РЮРИКА. Это - еще одна подпись комнаты, куда вход запечатан.

Над промежутком между печатью и правой ручкой можно прочитать слова, написанный крупными буквами: ВОЙСКА ВОИНОВ СТАНА РИМА И РУСИ МАРЫ. Вот к каким войскам принадлежал покойник, чья гробница стала гробницей Тутанхамона.

Продолжу цитировать статью : « Собственно говоря, это было не сложно, поскольку никакого выдающегося открытия не было и в помине! Некоторые археологи, современники и коллеги Картера, еще до случившегося открытия высказывали предположение, что все гробницы, существующие в Долине царей, связаны между собой подземными ходами. Знал об этом и Картер ». - Итак, попав в подземный ход одной гробницы, можно было пройти в другую гробницу, найти там малозначительные помещения с небольшим количеством артефактов, а потом занести всё это в гробницу юноши-воина из Рима. И, пополняя основное хранилище, постепенно сделать его весьма значительным.

Это подтверждает и статья : «Поэтому, найдя несколько предметов, на которых было написано имя практически неизвестного ученым Тутанхамона, Говард решил сделать ставку на него. Еще до прихода археологов местные жители пробавлялись подпольными раскопками - работали, так сказать, черными археологами. Особое место среди них занимала семья Абд эль-Расул. Они фактически и стали первооткрывателями захоронений фараонов еще в XIX веке. Обнаружив большое количество древностей под землей, предприимчивое семейство поставило их продажу на поток. Так продолжалось до тех пор, пока ими не занялась полиция. После этого эль-Расулы не могли торговать древностями в открытую. Тут-то на горизонте и нарисовался Картер, который якобы стал посредником между расхитителями гробниц и музеями - об этом знали многие из археологов, работавших в то время в Долине царей. По-видимому, кто-то из членов семьи и рассказал Картеру о существовании гробницы, относительно нетронутой. Вопрос: почему же черные археологи сами не разграбили гробницу? Скорее всего, там ничего ценного уже не было. Но Картеру была нужна гробница, о которой никто не знал.

Фараон Тутанхамон, преемник Эхнатона (Аменхотепа IV), был весьма незначительным правителем и не прославился в истории абсолютно ничем. Известно только, что он был женат на младшей дочери Эхнатона, царевне Анхесенамон, и умер очень молодым (есть версия, что Тутанхамон был родным сыном Эхнатона). И если бы не памятники из его гробницы, имя Тутанхамона упоминалось бы только в узком кругу ученых-египтологов. Но в ноябре 1922 года состоялось одно из крупнейших археологических открытий XX века - в «Долине царей» впервые была обнаружена неразграбленная царская гробница, содержавшая полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.

Честь открытия гробницы Тутанхамона принадлежит английскому археологу Говарду Картеру и лорду Карнарвону, финансировавшему экспедицию. Богатый, независимый человек, спортсмен, собиратель произведений искусства и путешественник, совершивший кругосветное плавание на паруснике, лорд Карнарвон еще юношей увлекся древностями. Он был завсегдатаем антикварных магазинов, коллекционировал старые гравюры и рисунки. В археологии он увидел возможность сочетать две обуревавшие его страсти - к спорту и собирательству, и с 1906 года Карнарвон сначала самостоятельно, а затем в сотрудничестве с археологом-профессионалом Говардом Картером вел раскопки в Долине царей. Так в результате целеустремленных многолетних археологических поисков состоялось великое открытие.

Еще в начале XX века экспедиция американца Теодора Дэвиса обнаружила в Долине царей, в тайнике под скалой, фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона. Неподалеку в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, в которых находились головные повязки плакальщиков и другие предметы, также с именем Тутанхамона, а в обнаруженной Дэвисом шахте-могиле отыскалась деревянная шкатулка. На обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось имя Тутанхамона.

Дэвис заключил, что открытая им могила-шахта и является местом погребения этого фараона. Но Говард Картер был убежден в другом: все эти предметы использовались во время погребения фараона, а после завершения обряда были собраны, уложены в сосуды и спрятаны недалеко от гробницы. Следовательно, захоронение Тутанхамона находится где-то поблизости!

В феврале 1915 года Картер и Карнарвон начали ее планомерные поиски. Это был довольно смелый шаг: Долина царей к тому времени считалась хорошо изученной, здесь побывали десятки экспедиций, и весь ученый мир был убежден, что время великих открытий в Долине царей миновало. Тем Не менее Картер и Карнарвон были твердо убеждены в успехе. «Рискуя быть обвиненным в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твердо надеялись найти совершенно определенную гробницу, а именно: гробницу фараона Тутанхамона», - писал впоследствии Картер.

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали Долину царей. В ходе этих поисков ими было сделано много интересных открытий: найдены неиспользованная гробница царицы Хатшепсут, сооруженная еще во время правления ее мужа, Тутмоса II, в которой стоял незаконченный саркофаг из кристаллического песчаника; тайник с предметами, принадлежащими фараонам Рамсесу II и Мернептаху; вещи жены фараона Тутмоса III - Меритра-Хатшепсут. Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, - вспоминал Говард Картер. - Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».

В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проем, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашел время собраться с мыслями и все это обдумать», - писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы. Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провел Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.

24 ноября дверь была полностью расчищена. В ее нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось - это была гробница фараона.

Но радость открытия соединялась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они ее разорить? - вот что теперь волновало исследователей.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялись, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз», - пишет Картер. Но то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью.

Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, - вспоминает Картер, - я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. - Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото! На какой-то миг - этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, - я буквально опешил от изумления.
Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?». Единственно, что я мог ему ответить, было: «Да, чудесные вещи». Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоем, мы просунули внутрь электрический фонарь».
При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблескивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из черного дерева, в широких золотых передниках, в Злотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда 17 ноября археологи открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на статуях и алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему.

Словно завороженные стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

Обойдя шаг за шагом всю комнату, археологи обнаружили между статуями часовых еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», - вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с ней, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из нее находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжелые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу. Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек - ученые и члены египетского правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», - пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие еще больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…

То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти.
Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Картер вошел в нее первым. Перед ним возвышался покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2×3,35×2,75 м, занимавший едва ли не все помещение. Только узкий проход шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял его от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!

Это был поистине звездный час Картера и Карнарвона. Они обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона! Казалось, большего успеха невозможно было ожидать. Но тем не менее этот успех еще ждал их!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье помещение - сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», - писал впоследствии Картер.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц. Их лица были настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926–1927 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нем находился второй, во втором - третий…

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, - писал Картер. - Я, наверное, никогда не забуду этот напряженнейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал веревку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы, и… перед нами оказался четвертый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только еще роскошнее и красивее, чем третий. Впереди - снова неизвестность…

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из желтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика еще больше усиливало впечатление. По четырем углам саркофага распростерли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец 3 февраля увидели царский саркофаг во всем его великолепии - высеченный из цельной желтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, 1,5 м шириной и 1,5 м высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебедки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мертвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмоленных полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мертвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. Но на свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской. В скрещенных руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок - последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий фоб. В ходе этой работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести вскоре стала ясна: третий фоб длиной в 1,85 м, как и два предыдущих, был сделан из чистого листового золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещенных один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», - вспоминал Картер. Он увидел благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Английский ученый П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и установил, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Ему даже удалось определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревает мандрагора - «яблоко любви» из «Песни песней» - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались все новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!

Но еще большие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжелых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Найденные в гробнице мебель и посуда, ювелирные изделия, оружие, колесницы и модели кораблей - все поражает разнообразием формы и красотой.

Изумительна по своему совершенству золотая маска царя с инкрустацией из лазурита. Прекрасна герма - поколенная статуя Тутанхамона, сделанная из дерева, покрытая фунтом и раскрашенная. Невысокая корона, оставляющая открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Нежное лицо озарено сиянием больших черных глаз. Замечательна золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде. Сильный мускулистый зверь легко несет хрупкую фигурку царя. Сочетание черного дерева с золотом удивительно красиво.

Самым оригинальным портретом Тутанхамона является маленькая головка, сделанная из дерева, покрытая тонким слоем гипса и раскрашенная. Тутанхамон здесь изображен совсем юным. Подобно солнечному богу, фараон рождается из цветка лотоса. Капризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотрят вдаль. Это один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.

В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева. Эти длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались для переправы к «полям блаженных». Четыре барки такой же формы, но снабженные троном, должны были служить фараону во время ежесуточного следования за солнцем в его пути по небосводу. Из алебастра сделана барка, украшенная головами диких козлов. В центре ее возвышается легкий балдахин, покоящийся на колонках с двойными капителями в виде цветов лотоса и папируса.

Не менее важной находкой были три больших ложа. О существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Это были удивительные сооружения - с возвышением не для головы, а для ног. На одном из них красовались изображения львиных голов, на втором - коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама. На ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. Его спинка была так изумительно украшена, что Картер впоследствии утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте».

Роспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охотящегося на львов. Эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней…

А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы ее можно было целиком внести в гробницу, и потому ее, как и три другие колесницы, распилили. В нижней части ее кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, темно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и темно-фиолетовых перьев. Снаружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями прической, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображенные на посохе фараона азиат из слоновой кости и неф из черного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот - символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона - кинжалы, меч копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения…! И еще многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, заполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи - изображения священного жука.

Все эти бесценные сокровища хранятся теперь в Каирском музее.

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», - сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем колоссальным богатствам суждено было попасть в руки грабителей.

знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 в Долине царей близ Луксора открытие гробницы Тутанхамона

Детство

Говард Картер был младшим из 8 детей Самуила и Марты Картеров. Детство Говарда Картера прошло в Суоффеме в графстве Норфолк, поэтому во многих источниках именно этот городок обозначают как место рождения египтолога. Отец Картера, художник по профессии, с детства занимался обучением сына рисованию, прививая при этом интерес к истории культуры.

Начало карьеры

Говард Картер занимался археологией с 1891, вступив в возрасте 17 лет в Британскую организацию археологических исследований Египта . К 1899 он принимал участие в ряде археологических экспедиций в Египте, зарисовывая надписи, скульптурные изображения и архитектуру Древнего Египта. В частности, он работал на раскопках в Бени-Хассане, резиденции периода Среднего царства. Некоторое время начинающий египтолог работал под началом ведущего специалиста в области археологии Уильяма Флиндерса Питри . Известность ему принесли проведённые в 1893-1899 исследования Джесер Джесеру - построенного в XV веке до н. э. архитектором Сенмутом для женщины-фараона Хатшепсут террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри на западе Фив.

Сотрудничество с лордом Карнарвоном

В 1906 Говард Картер познакомился с археологом-любителем и коллекционером древностей лордом Карнарвоном, выделившим средства на дальнейшие археологические изыскания профессионального коллеги. С 1914 Картер и Карнарвон приступили к совместным раскопкам в Долине Царей. В результате их сотрудничества при раскопках фиванского некрополя были открыты гробница Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии. Дальнейшие раскопки были прерваны Первой мировой войной, но, как только позволили обстоятельства, Картер убедил Карнарвона продолжить исследования в Долине Царей.

Открытие гробницы Тутанхамона

Тандем Картера и Карнарвона вскоре стал всемирно знаменитым: азартный Карнарвон нашёл храброго, практичного и самоотверженного энтузиаста, идеально подходящего для реализации идеи, которой был одержим лорд - находки гробницы неизвестного до тех пор эфемерного фараона конца XVIII династии, Тутанхамона. Научное сообщество скептически отнеслось к изысканиям Картера и Карнарвона, а вскоре и сам лорд утратил интерес к неудачным раскопкам. Однако 4 ноября 1922 Картер нашёл засыпанный вход в гробницу KV62, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Строители усыпальницы фараона XX династии Рамсеса VI , видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняло её относительную сохранность.

26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился саркофаг фараона. Среди погребённых с ним утвари и прочих предметов было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния Амарнского периода. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более трёх тысяч лет, оказалась практически не тронута расхитителями гробниц и содержала более трёх с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее. Самым прославленным экспонатом музея считается найденная в той же гробнице посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.

Открытие гробницы малоизвестного преемника знаменитого Эхнатона освещалось в средствах массовой информации как самое значительное открытие в истории египтологии и, возможно, археологии вообще. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

«Проклятие фараонов»

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти (говорилось даже о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита»). В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 лет. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он скончался последним - в 1939 году в возрасте 64 лет, в своей постели и в силу естественных причин.

Результаты деятельности

Раскопки Картера в Долине Царей вызвали рост повсеместного интереса к археологии в целом и Древнему Египту в частности.