Как правильно ставить многоточие. Что означает многоточие в разных случаях

Перед тем, как нам начать разговор об этом знаке препинания, выясним, что такое многоточие. Многоточие - это знак пунктуации, при помощи которого на письме в русском языке обозначают паузу или незавершенность.

Чтобы правильно понимать какой бы то ни было текст, следует непременно осознавать, какие именно функции выполняет каждый знак препинания, это касается и многоточия. Так для чего же нам столь необходим этот знак в системе пунктуации и в каких случаях его следует использовать?

Как уже было сказано выше, многоточие выражает некий обрыв мысли и незаконченность, которые могли быть спровоцированы волнением либо внешними помехами. «Она была столь красива… До сих пор не верится, что она оказалась способной на столь мерзкий поступок…».

Многоточие используется и там, где продолжается прерванное ранее повествование. Этот знак препинания также можно встретить в тех местах письменного текста (или предложения), где пропущено его начало. «… но эти самые помехи не стали для нас серьезными препятствиями, и мы решили не останавливаться».

Использование многоточия актуально и в тех случаях, когда необходимо обозначить паузу, которая возникает вследствие перехода от одного действия к другому. Такой переход может быть вызван сменой мыслей, каких-то решений и даже при неожиданных выводах. «Погода была прекрасной, солнце согревало теплом своего яркого света, и казалось, что ничто не может предвещать беды…. Вдруг, всего через несколько мгновений небо затянули мрачные тучи, стало темно, и неожиданно прогремел гром».

Без многоточий не обойтись и при работе с цитатами. В этом случае подобным знаком препинания обозначают выделенную часть текста или предложения из текста. При выделении фрагмента из предложения тоже используется многоточие. Некоторые лингвисты ассоциируют многоточие со следами слов, которые на цыпочках сбежали из предложения.

Так, где пропускается целое предложение или несколько предложений, используются многоточия с угловыми скобками. Такой знак препинания ставится в месте пропущенных предложений. Многоточие встречается и там, где обозначаются интервалы, например: «6…9 месяцев» или «ожидается понижение температуры -2…-4 градусов».

О функциях и случаях употребления многоточия необходимо знать выпускникам школ и, желательно, использовать этот знак препинания, наряду с другими знаками пунктуации, при написании изложения или сочинения. Особенно важно не просто использовать многоточие, а использовать его правильно и не забывать об этом знаке при работе с цитатами. Уровень знаний школьников проверяет ГИА, то есть государственная итоговая аттестация.

Может, кому из выпускников придет в голову написать сочинение, например, о многоточии? Прекрасно! В своей работе можно прибегнуть к этому знаку при подчеркивании неожиданных моментов, которым многоточие придаст некую загадочность и даже изысканность, при этом отпадет необходимость акцентировать внимание на очевидных деталях и выводах. Именно их вполне логично заменить многоточием, которое также позволит дать не только некоторую свободу читателю в интерпретации прочитанного, но и выдержать паузу перед любым драматическим моментом.

    В зависимости от целевого назначения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак: В восьмом часу он подходил к дому. Вся его фигура изображала решимость: что будет, то будет! (Ч.); - Да что с тобой? - изумилась старуха. - Отчего так скоро? Алексей Степаныч где? (Ч.).

    При недоговоренности, возможности продолжения перечисления в высказывании, его незаконченности в конце предложения ставится многоточие: Закрывай глаза и спи... Отлично... (Ч.); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелою листвою... (Бун.); ...В тумане низко плывет малиновый шар солнца и в белом шевелении парят над землей дальние силуэты ветел, крыши деревни... (Бонд.); Петя не спеша вытирает руки, плечи... И думает... (Шукш.); - Да если б я знал, я б пошел и... (Шукш.). Многоточие может указывать на особый смысл, многозначительность, подтекст: Однако дни шли... Жена успокаивалась. Андрей ждал... (Шукш.); Положил газетку на видное место... И включил газ, обе горелки.. . (Шукш.).

    В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки, вопросительный знак и многоточие, восклицательный знак и многоточие. Комбинация знаков препинания объясняется усложненной целевой установкой предложения или сочетанием разных оттенков значения и эмоциональной окраски предложения: вопрос может сопровождаться негодованием, недоумением; сильное чувство может послужить причиной недоговоренности и т.д. Чаще всего такое сочетание знаков наблюдается при передаче прямой речи: - Как это так взяли?! - крикнул, побагровев, Давыдов (Шол.); - Это еще что такое?.. Ну?.. - Давыдов злобно ощерил щербатый рот (Шол.); - Ну, что? Как дело?.. - Плохо... Беда!.. - Что? Говори живее!.. - Половцев вскочил, сунул исписанный лист в карман (Шол.); Сорок раз видел весну, сорок раз!.. И только теперь понимаю: хорошо (Шукш.); Но меня поразило: откуда он-то знает такие слова?! (Шукш.); - Да нет, зачем же?.. Это ведь труд лишний (Шукш.).

    При акцентировке отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания могут ставиться после каждого из этих членов. Каждый акцентируемый член предложения принято оформлять как самостоятельную синтаксическую единицу, т.е. начинать ее с прописной буквы : Сева спросил, оглядываясь: - А что же вы его не доделываете? - Это кого? Д ом-то? (Бун.); - Что вас привело к ним? - неожиданно бытовым, ворчливым голосом спросил он. - Н едомыслие? С трах? Г олод? (А. Т.); - Так что же это? К априз? П рихоть? Я думаю, нет (Сол.); - Где же те силы, которые питают национальный дух и делают русского русским, узбека узбеком, а немца немцем? П рирода? С реда обитания? В ообще среда? Я зык? П редания? И стория? Р елигия? Л итература и вообще искусство? И что тут стоит па первом месте? Или, может быть, просто воспитание при действии всех вышеназванных сил? (Сол.).

    Примечание . Как правило, такое расчленение конструкции в прошлом не влекло за собой употребления прописных букв: Зачем же здесь? и в этот час? (Гр.); Все отвергал: з аконы! с овесть! в еру! (Гр.); Чем хуже положение мое, тем язык мой становится связаннее и холоднее. Что мне делать? п росить прощения? х орошо, да в чем? (П.). У некоторых современных авторов еще можно встретить такое оформление подобных конструкций .

    Вопросительный и восклицательный знаки могут оказаться внутри предложения, если они относятся к вставным конструкциям или сами образуют вставки, передавая соответствующее авторское отношение: Вот опять была ночь - сон или действительность? - И опять наступает утро (Бун.); - Да, - продолжал ученый, - наш мозг не готов к восприятию этой идеи, как и многих других, до которых (парадоксально! ) он сам же додумался (Сол.); У Пушкина читаем в конце пятой главы: «Молва приписывала смерть его действию яда, будто бы данному ему одним из конфедератов» (! ) (Сол.).

    Вопросительный и восклицательный знаки могут замещать предложение, неся в себе самостоятельную информацию: выражают разнообразные чувства (удивление, сомнение и т.п.). Это возможно при оформлении диалога, где соответствующие (невербальные) реплики становятся понятными благодаря контексту: - Этому и была посвящена моя кандидатская диссертация. - А сколько времени заняла работа над ней? - Примерно два с половиной месяца. - !!! - Потому что до этого было четыре года исследований (газ.); - Такие красивые детеныши и у орангутангов - большая редкость. А вы обратили внимание, как он похож на свою мать? - ? - А как же! У обезьян все как у людей (газ.).

    Многоточие ставится в начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, перехода от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом). Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца:

    Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, кон-че-но, кон-че-но, кон-че-но...

    Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла. Несколько чемоданов тяжело упало с верхней полки (А. Т.);

    Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату .

    И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Шол.);

    Перекресток странного города опустел, и цветочницы опять расставили на перекрестке двух самых нарядных улиц свои зеленые табуретки с ведрами и синими эмалированными мисками, где плавали розы, мучившие спящего своей невероятной красотой и яркостью, способной убить его во сне, если бы длинная морская волна, гладкая и прохладная, не успокоила спящего .

    Он снова увидел яхту, обходящую известково-белую башню портового маяка (Кат.).

    Примечание . Начальное многоточие помогает сгладить различие в форме подачи мысли при перечислении и одновременно указать на незавершенность этого перечисления:

    Зубр не понимал, почему ни в Москве, ни в Ленинграде не устанавливают памятник Вернадскому. В школах должны были проходить Вернадского, должен быть музей Вернадского, должна быть премия Вернадского.

    Он никогда не мог определить - за что же он преклонялся перед Вернадским:

    Вселенский масштаб мышления, космический человек.

    Интересовала всякая всячина: живопись, история, геохимия, минералогия.

    Был ученым высшего типа, не лез в академики, в начальники.

    - ...вокруг Вернадского никогда не было ни шума, ни крика, никто не нервничал, политикой после революции не занимался. Его либерально-демократическая натура объединила многих порядочных людей <...> (Гран.).

    Многоточие внутри предложения передает затрудненность речи, большое эмоциональное напряжение, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова и т.п.:

    - Вот... дали за ударную работу... - Андрей прошел к столу, долго распаковывал коробку... И, наконец, открыл. И выставил на стол... микроскоп (Шукш.);

    - Не надо было! Зачем... помешали? (Шукш.);

    - Я тут... это... характеристику принес, - сказал мужчина (Шукш.);

    Отчасти я сама не чужда авторства, то есть, конечно... я не смею назвать себя писательницей, но... все-таки и моя капля меда есть в улье... Я напечатала разновременно три детских рассказа, - вы не читали, конечно... и... и мой покойный брат работал в «Деле».

    Так-с... э-э-э... Чем могу быть полезен?

    - Видите ли... (Мурашкина потупила глаза и зарумянилась.) Я знаю ваш талант... ваши взгляды, Павел Васильевич, и мне хотелось бы узнать ваше мнение, или, вернее... попросить совета (Ч.);

    - Жить бы да жить вам, молодым... а вас... как этих... угорелых по свету носит, места себе не можете найти (Шукш.);

    - Дала бы девке образование закончить хоре... хоре... - не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед - хо-ре-огра-фи-чес-кое (Аст.).

    Многоточие внутри предложения может выполнять особую функцию: оно «разводит» слова, указывая на несовместимость их значений, на необычность, алогичность сочетания слов: Клад... под общежитием (газ.); Преступника... на пьедестал (газ.); Аэростат... в сумочке (газ.); Награда... до старта (газ.); Купаются... на берегу (газ.).

    Многоточие в цитате обозначает пропуск, т.е. то, что она приводится не полностью: К.Г. Паустовский писал: «Импровизация - это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне...»; «...Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу - талантливому, обездоленному и как бы притихшему, не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением», - писал К.Г. Паустовский; В своем дневнике Л.Н. Толстой писал: «...наше довольство, недовольство жизнью, наше впечатление от событий происходят не от самых событий, а от нашего душевного состояния. И этих душевных состояний... есть очень много. Так, есть состояние стыда, состояние упрека, умиления, воспоминания, грусти, веселости, трудности, легкости» .

    Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия употребляется прописная буква ; если же цитата идет после авторских слов, то после многоточия употребляется строчная буква : «...Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы», - писал В. Лидин; В. Лидин писал: «...книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы» .

    При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие автора, цитирующего текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л.Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...>. У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...>» .

Точка может ставиться при расчленении грамматически законченного предложения на части, т.е. при парцелляции. Разделенные точками парцеллированные члены предложения или их группы становятся самостоятельно оформленными частями высказывания: - Кто нынче у вас работает? - Здесь все профессиональные физики. В основном московский физтех . Еще несколько человек с мехмата, математики по цифровой обработке. Всего двадцать пять человек. И двадцать студентов. Опять-таки физтеха (газ.); От экспериментатора требуются неслыханное мастерство, опыт, интуиция, чтобы правильно ответить на этот вопрос. И предельная объективность (газ.); О Зубре ходили легенды, множество легенд, одна невероятнее другой. Их передавали на ухо... Были просто сказочные истории, интересно, что не всегда для него лестные, некоторые так прямо зловещие. Но большей частью героические или же плутовские, никак не связанные с наукой (Гран.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.).

Примечание . Расчленение возможно лишь при смысловой завершенности первого, базового предложения: Он мог стать писателем. Художником. Ученым. Врачом. Мореходом. Переводчиком. Актером . Все у него получалось - за что бы ни брался. Стал разведчиком. Судьба? Может быть... (газ.); Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень - шофер Пашка Холмянский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми, изжелта-серыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с круглой ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый (Шукш.). Ср. невозможность постановки точки: «Произведение написано в стиле. Романтическом » ; ср. также: Вошел молодой человек с портфелем. Большим, тяжелым. - Вошел молодой человек с лицом красивым, по неприветливым (невозможно: «Вошел молодой человек с лицом. Красивым, но неприветливым » ).

Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis — незаполненность) — самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд, используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

Многоточие бывает горизонтальным, вертикальным и диагональным.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что многоточие — отдельный, самостоятельный типографский знак и, как бы там ни было, он отличается от трёх точек. При этом многоточие может быть образовано и восклицательным знаком и вопросительным.
В чём же разница между многоточием и тремя точками, приведшая к его появлению? При наборе трёх точек они как бы сливаются в одну сплошную линию, чтобы этого не происходило точки стали отбиваться друг от друга дополнительными пробелами. Таким образом набор стал выглядеть более ровным и приятным глазу. В этом и заключается извечная «борьба» акцидентных шрифтов с текстовыми: текстовый шрифт всегда стремится к ровному серому, будто пытаясь превратиться в ленту, а акцидентный шрифт наоборот пытается быть как можно ярче и необычней, взбодрить строку, чтобы привлечь взгляд читателя.

Техническая справка

Что бы точки в многоточии не сливались в сплошную линию, они отбиваются друг от друга (увеличивается расстояние между точками). Исключение составляют моноширинные шрифты, где каждый символ имеет одинаковую ширину, т.о. многоточие умещается в один символ и становится короче, а три точки, соответственно, в три символа! Но это означает, что при наборе моноширинным шрифтом нужно использовать знаки препинания ориентируясь на их дальнейшую судьбу: если это тексты для сайта, который скорее всего будет оформлен не моноширинным шрифтом, то стоит использовать многоточие, а если комментарии в коде - три точки.
Имеет UTF-код 2026. HTML-коды & hellip; и … и ASCII-код 133 (Alt+0133)

Историческая справка

Многоточие использовалось ещё до н.э. и назвать точные даты появления этого символа не представляется возможным и не является необходимым в контексте этой статьи. Многоточие использовалось ещё в Древней Греции для замены того «что и так всем понятно», например, многоточием можно было бы закончить фразу «не суй нос не в свои дела», вот так: «не суй нос…». Это самый примитивный пример, аналогию можете придумать сами. Так же греки и римляне использовали многоточие в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными и в конструкциях обусловленных особенностями латыни.
Но даже понятные конструкции с многоточиями в случае их многократного объединения превращаются в пучок несвязных слов, не имеющего границ. О чём и говорил Квинтилиан (Квинтилианус, на латыни) в своих трудах, призывая использовать многоточие только в тех случаях где «всё и так понятно»! Это, естественно, вызывало споры: как разобраться где и так понятно, а где нет. Хочу повториться что эти проблемы были вызваны, во многом, особенностями языка и свойственны европейскому сообществу, но не русскому, русский язык отличается языковыми конструкциями.

Первым использовать многоточие в России стал Карамзин в XVIII веке. И изначально оно применялось как художественный приём, в основном в прозе, для выражения эмоциональной составляющей и лишь затем перекочевало в обычные тексты как символ недосказанности и незавершённости, прерывистости, и т.п.
Наконец-то закончилась прелюдия и мы можем приступить к реальным вопросам применения многоточия на практике. Ура!

Правила употребления

Когда употребляется многоточие?
  1. Для отображения заминок речи (даже посреди слов):
Для указания, что начало или конец цитаты не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:
Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «…Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:
Маркс писал, что «язык… есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

В начале текста или предложения с целью отразить сбивчивость мысли, либо большой временной интервал отделяющий предложение от предыдущего.
«…Ва… ва… ва… ваше превосходительство,» — шептал Попов.

В местах где окончание фразы общеизвестно, например:
«с кем поведешься…»
«хотели как лучше…»

Для обозначения интервалов (наряду с тире и знаком деления ÷)
+7…+9С
15…19 килограмм

В математике

Для пропуска чисел в последовательности:
1 + 2 + 3 +…+ 10

Для записи периодических дробей или трансцедентых чисел:
1/3 = 0,33333333…
Пи = 3,14159…

В Рунете

Для отображения продолжающегося списка страниц, например в поисковой выдаче, иногда оформляется как ссылка:
… 2 3 4 5 6 7…
1…15 16 17

Как список номеров элементов отображаемых на текущей странице или следующих в списке навигации по страницам:
1…15 16…30 31…45

Правила использования

Как правильно его использовать?
  1. Многоточие отбивается от следующего слова пробелом и не отбивается от предыдущего слова:
    Вокруг темнота… и только маленькие огоньки города вдалеке…
  2. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и запятая, запятая поглощается многоточием:
    Моя работа… но, впрочем, не будем говорить о ней.
  3. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и вопросительный или восклицательный знаки, то они объединяются, используя точку вопросительного или восклицательного знака:
    Ну, что вы опять задумались?..
    При этом расстояние между вопросительным знаком и точкой должно быть уменьшено. А если встречается восклицательно-вопросительный знак, то добавляется одна точка!
    Да, сколько можно копаться, в конце-то концов?!.
  4. В прямой речи если после многоточия стоит тире, то оно (тире) не отбивается пробелом от многоточия:
    —Вы подумали?.. Вы уверены?..— сказала она ослабшим голосом.
  5. Если после многоточия стоят кавычки или скобки, то они не отбиваются пробелом от многоточия:
    Он говорил: «Я слов не понимаю ваших…»
  6. Если многоточие встречается в заголовке, выделенном отдельной строкой, то, как и восклицательный и вопросительный знаки, оно не опускается. Стоит заметить, что точка в данном случае опускается.
    В поисках правды…
    или
    Купит ли Microsoft Yahoo…
  7. Если многоточие стоит в начале предложения оно не отбивается пробелом:
    …Прошла ночь и первые лучи солнца заиграли на макушках деревьев.
  8. В наборе в разрядку пробелы между многоточием и предыдущим словом должны быть неизменны:
    С н о в а… и с н о в а…
    а не
    С н о в а … и с н о в а …
  9. В числовых интервалах многоточие не отбивается пробелами:
    1…3
    +29…+31
  10. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
    • перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л. Н. Толстой писал:
      «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;
    • в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её:
      Говоря о достоинствах языка народной поэзии, докладчик напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
    • после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:
      Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
  11. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением:
    М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».
  12. Если при цитировании вырезаются большие части текста или целые предложения, то многоточие принято окружать угловыми скобками:
    Статья была острой, резкой, но хотя Пушкин, начиная издание журнала, вовсе «не стремился к обострению журнальной полемики <…>, но статью Гоголя Пушкин оценил по достоинству и принял её в первый номер, посоветовав автору смягчить наиболее резкие выражения» цитата взята из

Текст обеднеет и рассыплется ничего не выражающими фразами. А точки и запятые - естественные барьеры, без которых нельзя придумать ни одного предложения.

Есть еще один знак, заслуживающий внимания - многоточие. Что означает и где оно применяется? Как не переборщить с точками, уместно вставить их для большей эмоциональности текста? Узнаете в этой статье.

Что такое многоточие?

Многоточие - это знак препинания в тексте. В зависимости от языка оно состоит из трех точек (русский, английский) или из шести (китайский). Также многоточие может быть горизонтальным или вертикальным.

Интересно, что многоточия используются не только при письме, но и в математике, к примеру при составлении числовых рядов: 1, 2, 3, 4...100.

В этом случае многоточие означает, что пропускаются цифры, которые можно вывести логическим путем. Их слишком много для того, чтобы прописывать все, так что на замену ставят несколько точек.

История знака

Нельзя назвать точную дату появления многоточия, что означает его несомненную древность.

Одним из первых случаев употребления этого можно считать трактаты Древней Греции. В них многоточие заменяло смысловую часть предложения, которая и так всем была ясна. К примеру, "Не лезь не в свои дела, а то пострадаешь!" могло быть записано как "Не лезь, а то..."

В Греции и Риме многоточия в предложениях означали незавершенность мысли. Так же знак использовался в записях на латыни.

Квинтилианус, один из древних мыслителей, призывал своих соотечественников не злоупотреблять многоточиями, поскольку из-за них предложения сливались в один большой кусок текста, никому не понятный. Этот клич вызвал многие споры: как понять, где "уместно" использовать знак, а где он не нужен? Как правильно использовать многоточие и что означает его переизбыток?

Использовать многоточие в русской литературе стали в восемнадцатом веке с легкой руки Карамзина. Он ввел знак как художественный прием для обогащения текста. В прозе многоточие обозначало эмоциональность и незаконченность мысли.

Спустя время этот знак перешел в обычную жизнь, письма запестрели многоточиями, что означает: знак прижился и "ушел в народ".

Многоточие в литературе

В художественном тексте можно встретить многоточия гораздо чаще, чем в нехудожественной литературе. Дело в том, что многоточия в конце предложения означают незавершенность и незаконченность мысли, чего не могут себе позволить авторы научных статей. Помимо этого, многоточие в литературе может:

  • Говорить о депрессивности персонажа. Если в монологе героя встречается обилие многоточий, то, скорее всего, он чем-то опечален и речь дается ему с трудом.
  • Также многоточия обозначают задумчивость. Представьте: герой что-то бормочет, его речь прерывиста и непонятна. Чтобы точно передать ощущения от такого поведения, автор может писать его речь сплошным текстом, разделяя слова многоточиями.
  • Многоточия могут использоваться для передачи недосказанности, сохранения тайны, как в греческих манускриптах. Этот знак способен скрыть за собой то, что и так всем ясно.
  • Многоточия являются признаком открытого финала. Если они стоят в самом конце книги, то автор дает читателю придумать свой собственный финал на основе уже узнанной информации.
  • В речи героев многоточия также могут стать знаком прерывистого дыхания, затрудненной речи, трудностей с произношением.

И это далеко не все. С восемнадцатого века многоточия прочно вошли в русскую литературу и обрели множество значений. Обычно объяснять смысл этого знака препинания не нужно. Читателю из контекста становится понятно, что означают многоточия в конце предложений.

Правила использования

Существуют некоторые правила в использовании данного знака:

  1. При написании многоточия оно отделяется от последующих букв пробелом. При этом оно примыкает к замыкающему слову: она была... очень красива.
  2. Если многоточие по смыслу должно соседствовать с запятой, то оно ее "съест": я любил ее... но она была зла ко мне.
  3. Если вы хотите написать и многоточие, и вопросительный (восклицательный) знак, то они объединяться: действительно?.. Невероятно!..
  4. Интересно написание вопросительно-восклицательных знаков с многоточием: Да как вы смеете?!.
  5. Прямая речь, где после знака стоит тире, при наличии многоточия не отделяется пробелом: - Вы знали?..- спросила она.
  6. Эти знаки препинания при прямой речи остаются в кавычках: Она сказала: "Я не уверена..."
  7. При использовании многоточия в начале предложения оно не отделяется пробелом: ...он пришел поздним осенним вечером.
  8. В числовых рядах многоточия не делятся пробелами: 1, 2, 3...7.
  9. При цитировании неполного выражения недостающую часть заменяют многоточиями: в начале, в середине или в конце цитаты, в зависимости от того, откуда вырезали текст.
  10. Если в цитате вырезали значительную часть, то многоточия обрамляются угловой скобкой с двух сторон.
  11. Если цитата заканчивается многоточием, то после скобок ставится дополнительная точка:

М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писаных…».

Что означает многоточие в переписке

Многоточия перешли не только в литературу, но и в повседневную переписку. Если ваш собеседник шлет вам смс с кучей лишних точек, то вам хотят что-то сказать.

Итак, о чем говорит избыток многоточий в переписках:

  1. Ваш собеседник недоволен вами, вашими словами или поведением. Возможно, при помощи точек вас хотят устыдить.
  2. Излишек многоточий может значить, что собеседнику трудно собраться с мыслями, тема переписки его задела.
  3. Ваш собеседник хочет, чтобы его письмо было более таинственным и пространным.
  4. Отдельно присланное многоточие может быть знаком замешательства или неприятного удивления.
  5. Еще отдельное многоточие может расшифровываться как "ты серьезно?" или "даже комментировать это не буду".
  6. Многоточие в конце сообщения может быть признаком грусти. Обратите внимание на общий тон письма.

Когда ставить, а когда нет?

Вы должны интуитивно понимать, когда многоточие уместно, а когда нет. В том же случае, если вы не уверены, стоит ли использовать этот знак, лучше воздержитесь от него.

Помните, знаки препинания - как специи в блюде. Слишком много приправ никому не понравится, всего должно быть в меру!

Этот знак, появляясь в тексте, сигнализирует о некоторой недоговоренности, заминке, рассеянности или смятении субъекта письменной речи. В грамматике многоточие определяют так.

Многоточие – это знак препинания, представляющий собой написанные рядом три точки. Служит для обозначения незаконченной мысли или паузы автора.

Ставится этот знак препинания в следующих целях:

1. Для того, чтобы показать незавершенность высказывания , некоторое смятение мыслей вызванное состоянием говорящего, обрывом в логичном развитии мысли; помехой, возникшей из внешней среды, а также для обозначения перерывов в речи. Используется, как правило, в прямой речи. Например:

— Я не могу… Не могу так… Это не справедливо и неправильно… Не могу!…

— Я бы сказал, кто ты… но о девушках предпочитаю так не говорить.

— Помню. Помню эту девчушку… хорошая была… А зачем вы про нее спрашиваете?

2. Для обозначения заминок не только между словами, но и в самих словах , например:

— За… за… забудь меня! – от гнева ее всю трясло.

— Ва… Ва… Ваня вот сейчас ты вообще не прав, — сказала Маша.

3. Для обозначения границ цитат. Используется в тех случаях, когда цитата вводится не полностью, а лишь частями, наиболее значимыми для контекста. Есть несколько способов ввода многоточия в цитаты.

а) Для указания, что границы цитаты, являющейся по отношению к контексту самостоятельным предложением, не совпадают с границами предложения в цитируемом тексте:

Пушкин, освещая труды своих современников, так характеризовал Державина: «… Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

В этом примере мы видим, что цитата, во-первых, является самостоятельным предложением, а во-вторых, хоть и оформлена предложением, но в исходном тексте имеет явно другие границы. И действительно, в оригинальном тексте Пушкина мы видим это предложение во всей его полноте:

«Согласен, что некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения, что в «Душеньке» Богдановича встречаются стихи и целые страницы, достойные Лафонтена, что Крылов превзошел всех нам известных баснописцев, исключая, может быть, сего же самого Лафонтена, что Батюшков, счастливый сподвижник Ломоносова, сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для итальянского; что Жуковского перевели бы все языки, если б он сам менее переводил». (Пушкин, «О причинах, замедливших ход нашей словесности)

Однако если цитата оформляется как косвенная речь, то в таком случае многоточие ставить не нужно:

Писатель, освещая все сделанное до него, говорил, что «оды Державина… исполнены порывами гения».

б) Для обозначения пропуска внутри цитаты:

Пушкин писал: «А поэзия… должна быть глуповата». В оригинале: «А поэзия, прости господи, должна быть глуповата».