Смысловые отношения между частями примеры. Особенности цепного типа соединения








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат:

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.
  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
  • преобразовывают информацию: предложение – схема
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)

Заданиедля учащихся:определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда Предложения Ответ № слайда с ответом
3 Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
ССП 8
4 Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
ПП 9
5 Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
ССП 10
6 Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
СПП
7 Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП

Расшифровка аббревиатур:

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17 . Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

№ слайда

Предложение

Схема.
Слайды № 23-24
19 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

20 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

21 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

[ - = ] , зато [ = ].

22 Проверка. Ответы.

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

4. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

  1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
  3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

Слайд № 27.

в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Добрый день, ребята!

У каждой всё особое, своё,

Отвечают:

и.

Отвечают:

и

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

Формулируют тему урока:

    повторить

    усвоить

    научиться

    научиться различать видысложносочинённых предложений.

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    3. Изучение нового учебного материала.

    4. Закрепление учебного материала

    1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1 ошибку;

    «3»- допустил 2 ошибки.

    2. Схематический диктант

    Осень, но погода ещё тёплая.

    3. Тест.

    I вариант

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

однако

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

А., Б.,В.,Г.

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант - 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант - 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Славу свою добываю в бою.

    Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" »

Конспект урока

Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Цель урока:

создать условия для достижения образовательных результатов:

    личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

    метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

    предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

Задачи урока:

    формировать понятие о сложносочинённом предложении,

    повторить сочинительные союзы;

    способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

    формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

Тип урока – урок усвоения знаний.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», учебник «Русский язык. 9 класс./ М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2009», тетрадь, раздаточный материал.

    Организационный момент

Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

Какое перед нами предложение?

Отвечают:

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

Отвечают:

Не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

Петухи давно пропели , и играют на рожке.

А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока:

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

    Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

научиться

    Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться различать виды сложносочинённых предложений.

Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

Назовите сочинительные союзы.

3. Изучение нового учебного материала.

Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

4. Закрепление учебного материала

1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1 ошибку;

«3»- допустил 2 ошибки.

2. Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

3. Тест.

I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределённо-личное], и [безличное]?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

А., Б.,В.,Г.

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

Сделайте взаимопроверку теста, поставьте оценки

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    Пчела мала и та работает.

5. Задание на дом

Повторить материал на с. 39-40 (понятие ССП);

выучить материал на с. 42-43 (разряды сочинительных союзов, виды ССП);

выполнить упражнение 64 (списать, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания, определить смысловые отношения между частями ССП);

выполнить упражнение 67 (задания по тексту упр.64-разобрать 3 предложения по схеме)

  • образовательные : повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;
  • развивающие : развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;
  • воспитательные : воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка.

1. Лексико-орфографический диктант.

Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма .

  • О какой норме надо помнить при произношении слова « языковая (норма)».

(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

  • Прочитайте внимательно предложения.

А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

  • Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.

Вывод: текст – это...(вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ)

  • В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?

1) Б
2) А
3) В

(ответ: А)

  • Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).

II. Смысловые отношения между предложениями текста.

1. Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями. Какими, например? Как их определить?

2. Каковы смысловые отношения между предложениями А. и В.?

  1. противительные
  2. уступительные
  3. причинные
  4. пояснительные

III. Средства и виды связи между предложениями текста.

  1. Для связи предложений в тексте выделяются следующие виды связи: лексические, ...(учащиеся продолжают цепочку, далее работаю с таблицей)

Таблица «Средства связи между предложениями текста»

Лексические повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова
Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др.
Синтаксические наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др.
Стилистические использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.
Интонационные длина фразы, темп речи, интонация и др.
Графические знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

2. Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с предыдущим с помощью союза и повтора слова.

(ответ: Г)

3. Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ...

Пользуясь таблицей, определите вид связи между предложениями текста. Аргументируйте ответ.

(ответ: цепная)

Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».

4.Работа в парах.

Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов)

Ответ: (2)

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

Ответ: (3)

В) с помощью соединительного союза.

(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (А. Чехов)

Ответ: (6)

IV. Практическая работа в парах. (Выполнение задания из части 2)

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.

(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

(В. Белов)

А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?

1) 1,2
2) 9
3) 11,12
4) 14, 15

А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.

1) синоним
2) местоимение
3) лексический повтор
4) союз

А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?

1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) ряды однородных членов

А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?

1) 3
2) 1
3) 10
4) 12

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?

1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш.

В2. Из предложения (выпишите слово с нулевым окончанием.

В3. Из предложения; выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).

В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.

В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.

Таблица ответов

V . Подведение итогов работы.

VI . Домашнее задание.

  1. выполнить работу с текстом, аналогичную классной.
  2. повторить тему «Стили и типы речи».

Збродько Виктория Георгиевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

9 класс

Урок русского языка составлен для дистанционного обучения

Базовый учебник: 1. Русский язык. 9 класс [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] –5-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; его видах; способствовать формированию умений определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Цели
деятельности
ученика

Познакомиться с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; с его видами; научиться определять смысловые отношения между частями ССП, знать о правильной постановке знаков препинания и применять эти знания на практике.

Тип урока

О ткрытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать основные понятия темы; уметь определять типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, преобразовывать информацию: предложение – схема;

формулировать собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументировать ее.

Метапредметные:

регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления;

познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию;

коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать.

Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе.

М етоды и формы
обучения

практический; индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://interneturok.ru/ , http://fcior.edu.ru , http://www.videouroki.net.

Оборудование

MacBook white 2.4, Наушники DIALOG M-781HV, Микрофон Logitech USB Desktop Microphone, Веб-камера Canyon CNR-WCAM820, материал по теме “Сложносочиненное предложение” для программы Team Viewer

Основные
понятия

Сложносочинённые предложения, смысловые отношения.

О рганизационная структура урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

(УУД)

I. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

Приветствует,

демонстрирует готовность к уроку.

Л.: формирование эмоционального настроя на урок

Р.: самоконтроль

К.: готовность к учебному сотрудничеству

П.: самоопределение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1.Учитель предлагает задание

«Третий лишний » Team Viewer

и вопросы.

2.Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.

1.Выполняет задание.

2.Фиксирует возникшие затруднения.

3. Вместе с учителем формулирует тему и цели урока, записывает тему урока в тетрадь.

Задание

«Третий лишний»

1. По пути в глуши встречается ландыш.

2.Он ещё сохранил свою форму, но уже не пахнет.

3. Росы холодные, и свежий ветер днём умиряет летний жар .

2.Вопросы:

Назови отличие простого предложения от сложного

Назови основные типы сложных предложений?

Что такое сложносочинённое предложение?

Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Р.: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

III. Актуализация знаний

Предлагает сделать анализ предложений. Team Viewer

Предлагает сделать схему ССП

Комментирует постановку

знаков препинания.

Делает анализ предложений.

Делает схему ССП

Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.

Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали . А.Пушкин.

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек.

П.: выполняет универсальные логические действия (анализ)

систематизирует собственные знания;

Р.: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки и исправляет их;

К.: высказывает своё мнение, умеет слушать учителя.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает прослушать фрагмент(03.25 мин.) видеоурока Михайловой Е.В. http://interneturok.ru/, затем выполнить работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (стр.37) и дальнейшее сравнение выполненной работы с теоретическим материалом учебника.

Слушает, выполняет работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП», сравнивает.

1.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К.: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л.: осознаёт свои возможности в учении;

V. Первичная проверка понимания

1.Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.37 упр. 62(предл.1, 4, 5)

Выполняет, оценивает при помощи учителя.

Стр. 37 упр.62

(предл.1,4,5)

П.: действия моделирования, выполняющие отображение учебного материала, формирование обобщения знаний;

Р.: ориентируется в учебнике; при выполнении практической работы.

V. Первичное закрепление

Предлагает вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.

Выполняет, отмечает.

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости.

А. Пушкин.

П.: перерабатывает информацию для получения необходимого результата.

Л.: объясняет сама себе «что я могу».

VI. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании: учебник, с.37 (теоретические сведения), работа с практическим заданием.

Задаёт уточняющие вопросы.

Практическое задание (см приложение).

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечает
на вопросы.

– Какую ставили цель?

– Удалось ли её решить?

– Где можно применить новые знания?

– Какой вид работы понравился?

П.: ориентируется в своей системе знаний – отличает новое от уже известного.

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение 1.

Задание: расставить знаки препинания, сделать анализ предложений.

  1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен и он остановился высказать свои мысли. (Л. Толстой.)
  2. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали. (А.Пушкин.)
  3. В тишине отчётливо послышалось как простонал человек.

Приложение 2.

Задание: расставить знаки препинания , определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

Приложение 3.

Задание : вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же

месте в глубокой задумчивости.

2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

А. Пушкин.

Приложение 4. (домашняя работа)

Задание: Записать предложения, расставив знаки препинания. Определить, какие сложносочиненные предложения по значению здесь

Представлены. Составить схемы.

1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.