План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: "Звук и буква Л". Конспект занятия «Звуки,

Урок письма
Тема: Строчная буква л

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умения писать строчную букву л; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера

Планируемые результаты (предметные). Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [л]; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме

Личностные результаты. Проявляют интерес к учебному труду, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Принимают и осваивают социальную роль учащегося.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – осуществляют анализ объектов (предложений) по существенным признакам.

Коммуникативные: умеют формулировать свое мнение и позицию, проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

    Организационный момент.

Мотивация урока

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота – залог успеха.

Сегодня мы опять собрались вместе, у нас много интересной работы, мы будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехами, а с неудачами будем справляться все вместе.

Мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать - что?

    Актуализация знаний

Давайте узнаем, чем будем сегодня заниматься?

2 4 5 3 1

У В Ы К Б(слово БУКВЫ)

Вот и мы с вами сегодня будем учиться писать правильно и красиво буквы.

А зачем люди учатся писать буквы?

- Посмотрите на доску, назовите буквы, которые написаны на доске.

На доске: Аа Оо Уу Ии ы Нн Сс Кк Тт

Что вы можете сказать об этих буквах?

(- Они обозначают гласные и согласные звуки;

Их можно разделить на две группы: прописные и строчные, письменные и печатные).

Молодцы! Правильно назвали буквы.

Чем гласные отличаются от согласных?

(Гласные поются, а согласные нет, при произношении согласный звук встречает преграду; гласный звук образует слог, а согласный нет.)

    Упражнения, подготавливающие к восприятию нового материала.

Выделение согласного звука «л».

а) Чистоговорка

Учитель: – Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

б) Загадки.(По мере ответов детей, на доску вывешиваются картинки- отгадки)

Учитель: – Падают с ветки золотые монетки.

Дети: - Листья.

Учитель: – Как догадались? (ответы детей)

Учитель: - Почему золотые?

Дети: - Жёлтые.

Учитель:– Назовите первый звук в слове листья?

Дети: - звук «л».

Учитель: – Сама не ем, а людей кормлю.

Дети: - Ложка.

Учитель:– Назовите первый звук в слове ложка?

Дети: - звук «л’».

4. Работа над новым материалом

А) Работа над развитием звукового восприятия, анализа.

Учитель: – Ребята, в чистоговорке, в загадках – какие звуки выделяли в словах?

Дети: – В словах выделяли звук «л».

Учитель:– Какой это звук?

Дети: - Согласный.

Два звука л и л’ какой буквой обозначаются? (Эль)

Учитель: – Хотите услышать сказку про букву?

Учитель: – Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуком «л»

М. Скребцова «Сказка о букве Л».

Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л, – настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.

Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лёгких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть.

Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а сколько в нём чудес: не только дуб в лесу живёт, – в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!

Учитель: – Что вам понравилось в сказке? (рассуждения детей).

Учитель: – Какие звуки чаще всего встречаются в сказке?

Дети: - Часто встречается звук «л».

Учитель: – В каких словах? (ответы детей)

Учитель: – Сегодня на уроке письма с чем должны познакомиться?

Письмо буквы

Откройте страницу 23 прописи и определите тему сегодняшнего урока.

Письмо строчной буквы л

А цель урока?

Научиться писать строчную букву л и соединение с другими буквами; будем читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой, тренироваться в звукобуквенном анализе слов.

А зачем нужно научиться писать букву л?

Чтобы писать красиво.

Г) Работа по образцу буквы – способ написания буквы «л».

Учитель: - Ребята посмотрите, как нужно писать букву «л». Научимся писать письменную букву л. Из скольких элементов состоит письменная буква Л?

Дети: - Буква «л» состоит из двух элементов.

Учитель: – Назовите первый элемент.

Дети: - Прямая наклонная линия с закруглением влево.

Учитель: – Назовите второй элемент.

Дети: - Прямая наклонная линия с закруглением вправо.

Учитель: – Сравните эти два элемента.

Дети: - Первый элемент более наклонный, чем второй.

Обведем и пропишем элементы.

-Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

Учитель: – На что указывает точка?

Дети: - Начало движения руки.

Учитель: – Что показывает стрелочка?

Дети: - Направление движения руки.

Показ на доске. Повторить в воздухе.

Какими критериями будем пользоваться при письме в тетради?

1. Строка

2.Наклон

3. Аккуратность

4. Правильность написания

5. Размер

Д) Письмо буквы л на рабочей строке.

Учитель и дети проговаривают хором:

Я тетрадочку открою,

И с наклоном положу.

Ручку правильно держу,

За посадкой я слежу.

И красиво напишу.

Учитель: начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки, ведём плавную линию до верхней линейки рабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.

Учитель: – Обведите по точкам первый элемент. Обведите по точкам второй элемент. Напишем букву в воздухе под счёт «раз и два и».

Учитель: - Напишите букву л до конца строки. Все буквы должны быть одинаковой высоты, одинаковой ширины, с одинаковым наклоном.

Письмо буквы л .

Соединение с буквой л . Показ

Письмо слогов: ла , лу . ли , ло и слов кукла, луна, лиса, слон

Дети пишут в прописях.

ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

- Что написано на последней строке?

Предложение: Кто искал Нину?

Что стоит в конце предложения?

Прочитайте друг другу выразительно предложение.

Внимательно спишите предложение на следующей строчке.

Запись предложения с комментированием.

На следующей строчке сделать схему предложения.

5. Закрепление.

Учитель: - прочитайте слоги

ла – ал ло – ол лу – ул

(Дети проговаривают слоги хором, индивидуально, парами)

Учитель: - Запишите слоги в тетрадь.

(Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения.)

Учитель: - Молодцы, все справились с заданием.

6.Итог урока.

Рефлексия.

Обсудим результат нашей работы:

С написанием какой буквы познакомились? - Чему учились на уроке? - Какова была цель урока?

Что вам запомнилось, понравилось?

Что было трудным?

Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.

Надежда Корсакова
Конспект занятия «Звук [Л] и буква «Л»

Тема : Звук /Л/ . Буква Л .

Цель : Закрепление произношения звука Л в слогах , словах, предложениях, познакомить с буквой Л .

Оборудование : Мячи различного диаметра, по форме, карточки с заданиями, фишки, кукла.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Собери из букв слово , буквы на мячах . Прочитай, что написано. 4 мячика с буквами на них . ЛАДА

Кукла Лада, пришла поиграть, приготовила сюрприз.

Загадала слово. _ _ Л _ _ _ _.

Одну букву написала , а остальных не знает. Просит ей помочь разгадать слово.

2. Сообщение темы занятия .

Назови первый звук в имени девочки , назови букву , которая есть в загаданном слове?

Назови тему занятия . Тема – звук и буква Л .

Послушай, как говорит девочка : павка, вампа, мев, уак. Она правильно произносит звук Л в словах ?

Нет! Значит цель нашей деятельности какая?

Научиться правильно произносить звук Л . И отгадать слово.

Сегодня мы будем играть с Ладой, выполнять задания, артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, закреплять правильное произношение звука в словах и предложениях, читать, а чтобы нам было интереснее, в играх мы будем использовать мяч.

Кроме того, ты будешь оценивать выполненные задания с помощью фишек.

В конце мы посчитаем, каких фишек у тебя больше!

3. Пальчиковая гимнастика с использованием мяча.

Поработают наши ручки.

4. Артикуляционная гимнастика с использованием мяча.

Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Артикуляционная гимнастика с мячиком.

Наш язычок стал послушный, давайте произнесем звук [Л] .

5. Характеристика звука . Л показ буквы в слове .

Что делают наши зубки и язык, когда мы произносим этот звук . - Губы растягиваются в улыбке. - Язык поднимается вверх за зубки. - Скажи он гласный или согласный. (синий кружок) - Звонкий или глухой. Проверим. Закроем ручками уши, и послушаем как он звучит. Он напоминает гул летящего самолета : ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ.

5. Игра «Доскажи словечко» . Использовать мяч, катим по столу. 1

Ла-ла-ла - есть у дворника МЕТЛА.

Ла-ла-ла - над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло - мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу - не могу найти ПИЛУ.

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА.

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ.

Лу-лу-лу - нитку вденем мы в ИГЛУ.

6. Игра «Найди позицию звука Л » .2

Слова : лампа, вилка, стул, мел, лодка, палатка, платье. Карточка, фишка.

7. Дыхательная гимнастика с использованием теннисного мячика.

8. Динамическая пауза. Игра «Какой? Какое? Какая?» с использованием мяча.

Картинка. 3

9. Связь звука буквой . 4

Люди, видите слона?

Хобот есть. Нога видна. (Г. Виеру) .

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш . (В. Степанов) .

Напечатай букву Л в воздухе , на столе, обведи по точкам.

10. Напечатай букву Л . Закрепление буквы в слогах , словах, предложениях. Прочитай. 5

11. Работа с деформированным текстом. 6

Расставь правильно слова, прочитай, что получилось.

12. Связь с новым материалом.

Вспомни, какой цвет мы называли, когда играли со словами? Белый.

Выучить стихотворение…

Летят опилки белые

Летят из-под пилы,

Это плотник делает

Окна и полы.

Как ты слышишь звук Л в слове «летят» ? Твердо или мягко? Мягко.

На следующем занятии мы будем говорить о мягком звуке Ль .

13. Рефлексия. Итог занятия .

Итак, мы разгадали слово, помогли Ладе прочитать его. Что получилось?

Сегодня на занятии…

Сосчитай фишки, каких получилось больше? Оценка по карточке.

Ты был внимательным, активным, проявил смекалку! Вот тебе сюрприз от Лады. Воздушный шарик, ты его надуешь дома, будешь продолжать развивать сильный выдох, поиграешь с шариком дома!

Наша игра окончена. Лада пойдет отдыхать, а мы пойдем в группу!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Гласный звук [У]. Буква У» Тема: Гласный звук «У». Буква У. Цели: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха; познакомить детей с гласным.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК - Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.

Конспект логопедического занятия «Звук [К] и буква К» Конспект логопедического занятия теме "Звук и буква К". Цели: Учить детей выделять звук К в словах (в конце, в середине слова, анализировать.

Конспект логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л» Тема: Звук "Л" и буква "Л". Цели: -автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях; -развитие фонематического слуха и восприятия;.

Тема: Звук [а], буква А. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук [а], буква А. Цель: Закреплять правильное произношение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 442 г. Челябинска

Конспект урока русского языка

«Звук и буква Л»

подготовила

учитель – логопед

Цыпина Ольга Александровна

г. Челябинск

2013

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

— уточнить артикуляцию звука «л»;

— закрепить чёткое и правильное произношение звука «л» в слогах, в словах различной слоговой структуры (1, 2-х, 3-х, 4-х сложные слова), в предложениях, чистоговорках и стихотворениях.

— закрепить обобщающее понятие «транспорт».

2. Коррекционно-развивающие:

— Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти;

— развитие навыка звукового анализа и синтеза слов со стечением согласных (с опорой на кинестетические и слуховые ощущения), слогового анализа слов, анализа предложения с предлогом;

— развитие просодической стороны речи (работа над силой голоса);

— развитие внимания и произвольного запоминания;

— развитие мелкой моторики;

— развитие общих моторных навыков.

3. Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать навык самоконтроля за устной речью.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

ноутбук, диск с записью аудиописьма, запись с музыкой шума воды; схема для характеристики звука «л» и акустико-артикуляционного образа звука; Звуковичок Л; образец букв Л, л; картинки из «Весёлой азбуки»; схема написания букв Л, л; предметные картинки с изображением транспорта; слоговые таблицы для чтения; предметные картинки с изображением плота и лодки; схемы для звукового анализа слов со звуком «л»; касса букв; сюжетная картинка к сказке «Золушка»; предметные картинки с изображением персонажей сказки: Золушка, Фея – волшебница; слоговые схемы; карточка для преобразования слова Золушка (калушЗо); таблица с буквами и фигурами для игры «Заколдованное слово»; карточки со словами для составления предложения; схемы предложений.

Раздаточный материал: символы звуков для звукового анализа слов; разрезные азбуки; магнитная азбука, кубики с буквами; простые карандаши; карточки для игры «Заколдованное слово»;

Лексический материал:

Части речи

Слова

предметы

Бал, лук, стол, стул, слон, волк, плот, лодка, луна, мыло, лодка, галка, лапа, транспорт, Золушка, тепловоз, теплоход, палочка, волшебница, велосипед.

действия

Ехать, плыть, подниматься, спускаться, была.

признаки

Волшебная, злая.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы, целей занятия.

— Ребята, вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

Сегодня я предлагаю вам послушать одну волшебную сказку. Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Логопед включает волшебный экран, а вместо сказки — аудиописьмо от Злой Колдуньи.

Текст письма: «Ну, что, детишки, послушали сказочку? А сказку — то вашу я заколдовала. Отправляйтесь в сказку, да выполните мои задания. А если справитесь, то расколдую я вашу сказку. Хоть ничего-то у вас не получится, но, так и быть, дам вам подсказку: вам поможет звук, который есть в названии моего имени. Ну, прощайте, мне пора».

— Ребята, как вы думаете, кто это? Из какой сказки? Какая Колдунья? (злая). Логопед предлагает детям отправиться в сказку на помощь героям

— А с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (со звуком «л»).

Есть этот звук в слове «Колдунья»? (ответы детей).

Путешествовать с нами будет Звуковичок «Л». На пути нам будут встречаться предметы, в названиях которых живёт звук «л». Нужно будет не забывать чётко и правильно произносить этот звук. Чтобы быть готовыми к заданиям Злой Колдуньи, давайте вспомним, как правильно произносится этот звук.

2. Акустико – артикуляционный образ звука «л».

Губы слегка в улыбке.

Зубы с ближены.

Узкий кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам.

«Горлышко работает».

Воздушная струя слабая, теплая.

3. Произнесение звука «л» изолированно. Работа над силой голоса.

Чтобы напугать Колдунью, как мы произнесём «л»? (по схеме)

— хором:: лллЛЛЛ, ЛЛЛллл (с движениям): тихо – громко; громко – тихо;

— индивидуально (дети со стёртой дизартрией).

4. Характеристика звука «л». Дети рассказывают про звук по схеме:

Звук «л»: согласный, твёрдый, звонкий.

5. Знакомство с буквой Л.

Звук «л» на письме обозначается буквой Л.

— Рассматривание образца букв Лл;

на что похожа буква Л? (ответы детей).

— ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА:

«Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш».

(Б. Заходер)

— Анализ образца: из скольких и каких элементов состоит буква Л?

— Показ написания букв Л л на доске (логопедом).

— «Рисование» букв Л,л пальчиком в воздухе (схема).

Дифференцированное задание: обводка трафаретов, конструирование буквы, выкладывание, нахождение буквы Л среди других букв, среди неправильно напечатанных букв — зачеркнуть неправильные буквы, найти букву – наложенные изображения (в зависимости от модальности восприятия ребёнком материала).

Проверка выполнения задания детьми.

6. Закрепление обобщающего понятия «транспорт».

Теперь можно отправляться в путь.

Не забывайте, что в названиях предметов должен обязательно присутствовать звук «л».

На чем можно ехать? (на велосипеде, на тепловозе), плыть? (на лодке, теплоходе).

— Как можно одним словом назвать перечисленные предметы? (транспорт). Повторение слова хором и индивидуально.

Чтобы появился транспорт, нужно прочитать волшебные слова:

7. Автоматизация звука «л» на материале слогов.

Дети читают слоговые дорожки:

ЛА – ЛО – ЛУ — ЛЫ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

8. Автоматизация звука «л» на материале слов.

Теперь добавьте к слогу ПЛО звук «т». Что появится? (ПЛОТ).

Что такое плот? (ответы детей). Плот – это скрепленные в несколько рядов бревна для переправы на них по воде. Какой это транспорт? (водный).

9. Звуковой анализ слова ПЛОТ. Схема слова .

10. Выкладывание слова ПЛОТ из букв разрезных азбук. (Дифференцированное задание: 1 ребёнок выкладывает слово на доске, 2-й — из букв магнитной азбуки, 3-й — из кубиков, остальные — из букв разрезных азбук у себя на столе).

— Добавьте к слогу ПЛЫ звук «ть». Мы можем на ПЛОТУ ПЛЫТЬ.

Звучит музыка. Дети «плывут» на плоту.

11. Путешествие в сказку «Золушка».

Посмотрите, ребята, мы попали в какую-то сказку. Рассматривание картины (на сюжетной картинке изображены: дворец, лестница, силуэты

персонажей сказки и слоговые схемы под силуэтами). Давайте прочитаем название сказки: калушзо. Все буквы перепутались. Прочитайте в нужном порядке (над буквами определенная цифра). Получилось слово (ЗОЛУШКА).

Логопед показывает картинку с изображением Золушки.

— Ребята, давайте вернём предметы, в названиях которых есть звук «л»:

Куда очень хотела попасть Золушка? (на бал).

Кто помог Золушке попасть на бал? – (волшебница).

С помощью какого предмета Фея совершала превращения?- (с помощью палочки),

А какая была палочка? – (волшебная).

На сюжетную картинку возвращаются исчезнувшие предметы после слогового анализа слов:

12. Слоговой анализ слов, выделение ударного слога, звука.

___________ ____________ ___________

___ ___ ___ __ __ __ __ _____

ЗОЛУШКА ВОЛШЕБНИЦА БАЛ

13. Психогимнастика. Развитие мимических движений.

— Покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал.

— Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестёр.

— Покажите, какое доброе лицо у Волшебницы.

— Ребята, мы вернули всех героев. Теперь Золушка обязательно попадет на бал и познакомится там с принцем.

Нам пора возвращаться домой.

14. Игра «Заколдованное слово». Печатание и чтение слов с буквой Л.

Задание: замените фигуры буквами.

Дети разгадывают зашифрованные буквы, печатают на карточках слова и читают названия (стол, стул, луна, мыло, лодка, слон, волк, галка, лапа, лук).

— Ребята, у кого название транспорта?

Появляется лодка. На лодке мы поплывем обратно в детский сад.

15. Автоматизация звука «л» в предложениях (чистоговорках).

Лу-ло-ла-ла – взяли в руки два весла — громко

Ло-лу-ла-ло – вот волшебное весло — тихо

Дети имитируют взмахи вёслами. Наша волшебная лодка перенесла нас

обратно в детский сад.

16. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Дети читают слова, составляют предложение из разбросанных слов (была, на, Золушка, балу) — Золушка была на балу.

— Сколько слов в предложении? (4 слова).

— Назовите 1-е, 2-е, 3-е, 4-е.

— Выложите схему к этому предложению.

17. Итог занятия. Автоматизация звука «л» на материале скороговорок, стихотворений .

— Какой звук помогал нам?

— В какой сказке были в гостях? Назовите слова со звуком «л».

— Кто расскажет стихотворение со звуком «л»? (опрос детей).

— Поощрение медальками самых активных на занятии детей.

Список использованной литературы

1. Волина В.В. Праздник букваря. – М.: « АСТ – ПРЕСС», 1995.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М.: ВЛАДОС, 1999.

МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» Занятие учителя-логопеда2014-2015

Тема: Звук и буква Л

Старшая группа

Цель: Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Образовательные :

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением - синий круг;
  • Уточнить артикуляцию звука [Л].

Коррекционные :

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование : зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите, ребята, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Дети слушают текст.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим.

Переворачивают лист и называют букву.

Какие бывают звуки?

Гласные и согласные

Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

р- согласный,звонкий

Сообщение темы

Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

Работа по теме

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

Дайте характеристику звуку [л]. Расскажите Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ? В начале слова

Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

Ребята, это буква Л. Дети отвечают

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

Физминутка

Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске-руки в боки

Наклонились влево, вправо

Влево-вправо, влево-вправо.

Получается на славу.

Пальчиковая гимнастика

Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили.

С горочки катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

(Приложение 1)

Закрепление изученного

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла - есть у дворника

МЕТЛА.

Ла-ла-ла - над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло - мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу - не могу найти ПИЛУ

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

Лу-лу-лу - нитку вденем мы в ИГЛУ.

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Звук и буква Л, л»

Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Ивановна

Павловск 2011

Букварный период обучения грамоте 1 класс.

Тема : Звук и буква Л, л. Цель : - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи : Образовательные: познакомить с буквой и со звуком Л,л; - автоматизировать правильное произнесение [Л] формирование умения определять местоположение звука в слове. Коррекционно -развивающие : - развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры; - корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами; - развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений; - коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.; Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

Воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование : иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

Ход урока.

Этапы урока

Психологический настрой.

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Физминутка.

«Рыбки»

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

С какого звука начинаются все эти слова?

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ?

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

Ребята, это буква Л.

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л?

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

Физминутка .

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.


Дети выполняют гимнастику

Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.

В начале слова В начале слова В конце слова

Буква Дети отвечают
Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л

Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.

Выполняют гимнастику

Листы бумаги.
Выполняют задание (Приложение 1)

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Приложение 1 (http ://solnet®.ee )


Приложение 2 (http ://solnet®.ee )
Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

Список использованной литературы


1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

М., «Просвещение» (2009 г.)

Использованные Интернет-ресурсы

1. http ://solnet®.ee (Прложение1,2)2. (пальчиковая гимнастика «Краб») 3. (физминутка «Улитка»)