Выявленным во время голодомора людоедам ходившие по селам медицинские работники давали отравленные «приманки» — кусок мяса или хлеба. Каннибализм

Как населенная выходцами из Украины Кубань пережила ужас 1932-33 годов.

Николай Лопатин (Палибин) в 1930-е работал адвокатом в Армавире. Во время Великой Отечественной служил у немцев, эмигрировал в США, где написал книгу о советской жизни. Одна из глав рассказывает о голодоморе 1932-33 годов на Кубани. Он описывает как массовое озверение крестьян, их людоедство, так и чудовищные репрессии власти против них.

Николай Владимирович Палибин родился в 1890 году. До революции присяжный поверенный округа Московской судебной палаты. В Первую мировую войну - поручик на Западном фронте. В августе 1918 года вступил в Добровольческую армию. Затем в СССР вынужден был жить по подложным документам, на имя Лопатина. С 1923 года член коллегии защитников Кубанской области. В 1935 - «вычищен» и лишён возможности работать адвокатом. С 1937-го - скрывался по ещё одним подложным документам. В Великую Отечественную, после занятия немцами Северного Кавказа, стал бургомистром Майкопа,. Ушёл с отступающей германской армией, в Берлине в 1943-45 годах работал в аппарате Министерства по восточным территориям. В 1946 году эмигрировал в США, где и умер в 1974 году. В 1955 году он опубликовал в Америке книгу «Записки советского адвоката». Одна из глав книги посвящена голодомору на Кубани.

Положение моё становилось всё плачевнее

Я имел возможность покупать только один обед в кооперативной столовой. Этот обед мы съедали с женой вдвоем. Хлеба я давно не видел. Голод подкрадывался постепенно. Это был не тот голод, который описан где-нибудь у Кнута Гамсуна, когда человек может на любой городской свалке получить если не первоклассные продукты, то во всяком случае приличный обед и, конечно, с хлебом. Это был «смертельный голод», безысходность которого заключается в том, что вы не имеете не только ничего съестного, но сознаете, что нигде и никак не можете его достать и что вас ждёт истощение и ужасный конец.

Раз я шёл по безлюдной улице, точнее - тропинке, заросшей бурьяном. Какой-то умирающий от голода человек попросил меня помочь ему встать. Я прошел мимо, так как боялся, что он ‚ обхватит меня и мы вместе уже не поднимемся с земли. На базаре лежали умирающие и мёртвые. Целые кварталы вымерли, хаты были развалены. На площади перед стансоветом умирающие лежали в бурьяне и взывали о помощи. Но стансовет остался к ним глух. По вечерам все боялись выходить из хат, так как можно было стать жертвой охотников за человеческим мясом.

Как семьи пчёл умирают к весне, если злой и хищный хозяин не оставляет им запаса меда, так вымирали целые колхозные семьи. Тогда были организованы колхозные «санитарные» бригады для собирания мертвецов по хатам. Бригады проезжали по улицам, заглядывали в дома и вытаскивали трупы на подводу, а умирающие дожидались своей очереди. В детских домах и яслях трупами детей набивали мешки и наваливали так же на подводу. Но большинство лошадей вскоре передохло, и тогда бригады эти стали пешими. На кладбищах были вырыты большие братские ямы, куда сваливали трупы. Ямы эти не закапывались, пока могила не заполнялась доверху.

Мне пришлось в это время проходить пешком через когда-то богатейшую станицу Дондуковскую. Дорогу мне пересекла похоронная процессия: два ещё живых, но истощённых до крайности человека с трудом, нагнувшись и перекинув веревки через плечи, тащили привязанного за ноги умершего. Это были кожа и кости. Он был босой, в портках и рубашке, она задралась и волочилась за ним по пыли и кочкам. Они доволокли его до края могилы на кладбище, отвязали веревки и с грубой руганью спихнули ногами в открытую «братскую могилу».

Это было «последнее надгробное рыданье»

В то время процветали так называемые голодные кражи. Например, колхозный возчик из станицы Рязанской, везя зерно на ссыпку в счёт хлебопоставки, спрятал по дороге в кустах мешок пшеницы с целью присвоить её. Кражу обнаружили и приговорили колхозника к казни. В станице Гиагинской четыре парня везли комбикорм, т.е. смесь отрубей, молотой люцерны, макухи, мучной пыли и т.п. для скота. По дороге они ели его пригоршнями, а затем похитили каждый со своей подводы примерно по пуду этой смеси. Всем им был вынесен смертный приговор.

Бывший священник станицы Белореченской, идя по дороге, срывал колосья пшеницы и, перетирая в ладонях, ел. В карманах у него во время обыска колхозный объездчик, комсомолец, также обнаружил колоски. Священник получил 10 лет. На прокурорском языке такие похитители назывались парикмахерами: стригут колоски.

В станице Некрасовской исчез медный котёл для варки пищи в степи. Подозрение в краже пало на бригадира, и он заплатил за это своей жизнью. А несколько позже, во время пахоты, котёл нашёлся. Хотя это не голодная кража, но интересный случай, образец применения декрета от 07 августа и поучительный пример советского правосудия.

Рядовая колхозница из станицы Петропавловской набрала себе в фартук чесноку с колхозного огорода - 10 лет.

Я ехал однажды с судьёй на тачанке. Дорога шла между двумя стенами тощей колхозной кукурузы. Вдруг слева открылся баштан: крупные арбузы лежали около самой дороги. Судья Филиппов промолвил: «Добрые арбузы, надо один взять на дорогу». Кучер остановил лошадей, а судья соскочил с тачанки и выбрал арбуз побольше. Лошади тронули. Кража колхозного имущества была совершена.

В это время мы увидели, что к нам бежит со стороны баштана старик с седой бородой - колхозный караульщик. Стало всем ясно, что он был вооружен не только палкой, но и декретом от 7 августа, карающим смертью, а в случае смягчающих обстоятельств - 10 годами. Здесь были два отягчающих обстоятельства: член партии и судья. Кучер был тоже членом партии. Я его знал хорошо. По его словам и выражениям можно было судить, что он из «уркачей».

Увидав надвигающуюся катастрофу, он начал кричать караульщику:

Поспешай, поспешай, старина, нам некогда тебя дожидаться, а то уедем, не заплативши. Вы, товарищ судья, дайте ему за арбуз, как на базаре, мы, мол, покупатели, а не воры.

Караульщик подошёл вплотную, взглянул на арбуз, лежавший в тачанке, оперся грудью на палку и спросил:
- А кто ж вы будете, милые люди, и как с вами этот грех случился?

Однако судья сразу «взял его на басы», всучил ему деньги и приказал, чтобы правление колхоза выслало ему квитанцию в уплате денег.

А если присвоишь, судить буду.

И тачанка покатила

Вот этот самый судья в эту же поездку и присудил колхозницу к 10 годам каторги за чеснок с колхозного огорода. В какой-то момент появились «зелёные» - в зарослях камышах, в подсолнухах. Одетые в рванье и вооруженные обрезами, они разводили костры невдалеке от дороги и варили себе пищу. Вместе с тем в станице начались ежедневные грабежи. Они походили один на другой. Как только наступала темнота, какая-нибудь хата подвергалась нападению. Грабители выбивали поленом окно и влезали внутрь. Они накрывали обессилевших от голода хозяев одеялами или каким-нибудь барахлом обшаривали комнату и забирали всё съестное. Вскоре бандитов поймали.

Оказалось, что их было семеро, в том числе одна женщина. Судили их через два-три дня. Было это весной 1933 года. Они были настолько истощены, что некоторые не могли сидеть на скамье подсудимых и, лёжа на полу, отвечали на вопросы суда не голосом, а каким-то писком. Жертвы их, выступавшие свидетелями, выглядели не лучше. По требованию прокурора суд вынес им за бандитизм расстрел. Но, не дождавшись результатов кассационной жалобы, поданной мною, все приговоренные умерли в тюрьме. Между тем, жалобы рассматривались быстро, так как в Ростов-на-Дону выехала постоянная сессия Верховного Суда для усиления впечатления от выносимых в это время судами приговоров немедленным их исполнением.

Обвинение по этому делу поддерживал прокурор Кузнецов. В ту же сессию суда он поддерживал обвинение против группы активистов, красных партизан эпохи гражданской войны, которые с вечера ходили пьяные по станице вместе с местной акушеркой, вымогали самогон и закуску: огурцы, редьку, лук. Один из них во время этой прогулки изнасиловал акушерку. И прокурор предъявил всей компании обвинение в «массовых беспорядках», предусмотренных одним из пунктов 58-й статьи. Пункт этот указывал на разрушение толпой железнодорожных путей, погром общественных зданий и т.п. Прокурор насчитал за подсудимыми «массу преступлений» - у одного взяли огурцы, у другого свёклу и т.д. - и подвел их под статью 58 УК, помещенную в главе о контрреволюционных преступлениях. Вместе с ним в качестве общественного обвинителя выступал на суде и начальник политотдела машинно-тракторной станции (МТС).

И вот «представитель государственной власти» - прокурор - и начальник политотдела МТС выступали в суде вместе и придавали делу политический характер, поскольку «массовые беспорядки» происходили во время «подготовки к весенней посевной кампании» и могли, по их мнению, сорвать это государственной важности дело. Суд согласился с ними и вынес смертный приговор.

Время шло, я с трудом уже подымался по трёхступенчатому порогу своей квартиры, а надежд впереди не было никаких. Шесть серебряных столовых ложек, один половник и две небольших серебряных ризы с икон - это и был весь мой капитал. Его нужно было отвезти в Торгсин и там обменять на хлеб. Отправляюсь в Армавир.

На витрине Торгсина свиное сало толщиной в две ладони, копчёные рыбцы, белая пшеничная мука, сахар, крупы разные, сливочное масло, сыр, шоколад, конфеты, печенье, рыбные консервы, колбасы разных видов - всё в огромном разнообразии и количестве, как при старом режиме. Во дворе магазина оборванная толпа с исхудалыми лицами. То и дело какого-нибудь упавшего от изнеможения человека вытаскивают и волокут из толпы, обшаривая карманы. Я получил полтора пуда кукурузной муки, оказавшейся горькой, два кило сахара и килограмм постного масла. По ценам старого режима всё это едва ли стоило полтора рубля.

Для меня это был тяжёлый труд

От коллегии адвокатов Армавира я отправился в агитационную поездку по сёлам. Девицы под гармошку пели, осипшие и охрипшие: «Мы железным конём все поля обойдем…», парикмахер подравнивал кое-кому чересчур длинные волосы, а я брехал про новый закон про продпоставки. Вернувшись из степи, мы получали на квартире кукурузную кашу с подсолнечным маслом и ложились спать на грязной соломе на полу. Очень быстро у меня завелись вши. А хлеба не ели ни мы, ни колхозники.

В большинстве стран мира и на протяжении большей части истории люди относились крайне неодобрительно к употреблению в пищу себе подобных. Тем не менее, подобных случаев было зафиксировано намного больше, чем могло бы показаться. В нашем обзоре 10 ужасающих примеров каннибализма в современном обществе, причём речь пойдёт вовсе не о ритуальных жертвах.


Вечеринка Доннера - так был назван случай с группой из 87 американских пионеров-первооткрывателей, которые во время своей поездки по Америке попали в ловушку из снежных заносов. К тем порам, пока подоспела помощь, в живых осталось всего 48 человек. Несмотря на то, что детали происшедшего так и остались загадкой, наиболее распространенной версией является то, что некоторые члены группы, доведенные до отчаяния голодом, в конце концов ели трупы других людей, которые погибли от холода.

2. Дадли и Стивенс



Дело Дадли и Стивенса стало знаковым в британском праве в 1884 году и с тех пор используется в качестве прецедента в случаях защиты людей, совершивших убийство в силу необходимости. Четыре матроса оказались в шлюпке посреди океана без еды и воды. Дадли и Стивенс предложили следующее: для того, чтобы некоторые из них выжили, нужно кого-то принести в жертву для общего блага. В итоге они убили юнгу (который, как все утверждали, уже находился в состоянии комы) и съели его. Когда матросов подобрали спасатели, они заявили, что пошли на убийство из-за голода. Суд приговорил их к казни через повешение, но в итоге приговор был пересмотрен на шестимесячное тюремное заключение (правда, стоит отметить, что к моменту окончательного закрытия дела, они отсидели уже 17 лет).

3. Крестовые походы

Крестовые походы - один из мрачных моментов в истории христианства. После крестоносцев на их пути оставались сожженные поселения и тысячи трупов. Но огромные армии не могли питаться только Духом божьим и поэтому, когда провиант начал заканчиваться, обе стороны начали есть трупы своих врагов, которых они только что убили. Хотя каннибализм был, скорее всего, вызван необходимостью, он также служил в качестве акта устрашения врага.

4. Династия Тан


Династия Тан известна как одна из самых экспансивных в китайской истории. А в данный перечень она попала из-за того, что в это время разрешили каннибализм ради мести. Также зачастую случались случаи, когда с помощью каннибализма китайцы боролись с коррупцией. Коррумпированных чиновников забивали до смерти и съедали их. Преступников часто казнили, вырывая у них сердце, после чего толпа зрителей могла отведать по кусочку от этого сердца.

5. Ленинград


Можно с уверенностью сказать, что с помощью блокады Ленинграда выяснились пределы человеческого голода. Еды было так мало, что горожане срывали со стен обои, чтобы соскоблить и съесть клей. Оставшись полностью без еды, некоторые люди начали прибегать к каннибализму. Это явление стало настолько распространенным, что властям пришлось создать целую рабочую группу для борьбы с людоедами. Родители не разрешали детям выходить из дома, опасаясь, что их убьют и съедят.

6. Японцы во время Второй мировой войны


В то время как советские жители были вынуждены есть подобных себе в Ленинграде, японские солдаты во время Второй мировой войны занимались тем же самым. Разница была лишь в том, что японцы делали подобное не только из-за голода. Жертв (которыми всегда были военнопленные) хладнокровно убивали, а затем съедали всю их плоть (как правило, оставляя только кисти и ступни). Некоторым жертвами и вовсе срезали мясо с рук и ног, пока те еще были живы, после чего их сбрасывали в ямы на смерть. Некоторые японские солдаты и офицеры делали подобные вещи не из-за голода и отчаяния, а сугубо с целью устрашения.


Это голод, как полагают, был почти вызван человеческим фактором. 1932 год ознаменовался тем, что практически все продукты питания, произведенные украинскими сельскими жителями, были экспроприированы на нужды государства. Тем самым миллионы людей были оставлены без средств к существованию, после чего большинство из них умерли от голода. До сих пор не установлено, сколько украинских граждан прибегали к каннибализму. Все знают историю о человеке, который убил свою жену и сварил из нее суп. Также рассказывают о том, как люди ели детей и младенцев.


Кампания "Большой скачок" Мао Цзедуна привела к трагическим последствиях для китайского народа. Мао хотел построить индустриальное государство в то время, как Китай был на 90% аграрной страной. В итоге миллионы людей в стране остались без пищи. Умерло от 20 до 40 млн жителей страны, а для некоторых людей голод был настолько непереносим, что каннибализм стал их единственным выбором. Человеческое мясо стало основным продуктом на рынке, а также (по слухам) люди часто менялись детьми, чтобы не есть собственного ребенка.

9. Рейд Святого Фрэнсиса


В деревне Святого Фрэнсиса в Канаде во второй половине 1759 года во время войны произошло сражение французских колонизаторов и местных индейцев. Рейд на эту деревню стал известен тем, что Роберт Роджерс с отрядом головорезов провели один из самых жестоких набегов за истории. Мало того, что они разграбили деревню и убили всех пленников, голод и безумие заставили Роджерса и его рейдеров съесть убитых.

10. Осада Ма"ары и Антиохии


Хотя в этом перечне уже вспоминались Крестовые походы, среди них стоит отдельно выделить две из самых знаменитых осад. Голодающие христианские войска, обезумев от голода во время блокады, отрезали куски ягодиц своих убитых противников и жарили их. Иногда, в спешке, они ели полусырое мясо, после чего сильно заболевали. Другие байки рассказывают, что крестоносцы варили живых взрослых и даже жарили детей. Мол, когда Бог на вашей стороне, то можно делать все, что захочешь.

Впрочем, каннибализм встречается и сегодня. Им, например, не брезгуют - отшельники ахгори из Варанаси, увидеть которых можно в проникновенной серии фотографий у нас на сайте.

На всём протяжении истории рука об руку с человеком следует каннибализм. Это зловещее явление напоминает нам, что жизнь бывает жестока и противоречива. Создаётся даже такое впечатление, что каннибализм создан самой природой. Взять хотя бы тот факт, что самка тарантула после спаривания убивает самца и целиком съедает его. Самки свиньи или крысы во время голода поедают свой выводок. И примеров тому множество. Не избежал этого, увы, и человек. Неизвестно, как другие обитатели планеты, но человек, отведавший человеческого мяса, сам того не замечая, становится страстным поклонником человечины. И избавиться от этого практически невозможно.

ГУЛАГ союзного масштаба

Откуда взялась зэковская "традиция" поедать друг друга в трудную минуту? Надо полагать, что началось всё это в далёкие предвоенные годы, когда вся страна была превращена в огромный ГУЛАГ. Именно тогда после жестоких чисток тысячи и тысячи ни в чём чаще всего неповинных людей оказались в местах заключения без тепла и без пищи. Одним из таких мест был остров Назино в Сибири. В мае 1933 года сюда были высажены около семи тысяч заключённых из числа депортированного элемента.

Если отбросить единичные случаи каннибализма, то именно там впервые было зарегистрировано массовое людоедство. Вот цитата из одной книги: "По всему острову можно было увидеть, как режут, рвут и поедают человеческое мясо. Всё вокруг было завалено обезображенными трупами". И действительно, чтобы как-то выжить, заключенные питались разбросанными по острову человеческими трупами.

Сразу же появились и те, кто "работал на опережение" - они убивали первого попавшего и тут же, чуть ли не живьём, поедали его. Именно с тех кошмарных времён и появились в уголовном обиходе словечки, которые обычно ставятся в кавычки: телята, коровы, консервы. У нас об этом долгие годы было не принято распространяться - ведь в Советской стране каннибализма быть не могло!

"Консервы" для зэка

Не исчез каннибализм и тогда, когда с едой всё урегулировалось. История побегов из таёжных лагерей полна трагических примеров, когда беглец, не зная местных условий, оказывался один на один с тайгой, и погибал от холода и голода медленной и мучительной смертью. Обычно к побегу готовились долго и основательно - запасались тёплой и прочной одеждой, каким-либо подобием холодного оружия и обязательно запасом еды. Но много ли еды может взять с собой беглец?!

О добывании же пищи в лесу говорить не приходится, ибо он сам становится дичью. Именно поэтому опытный зэк, как правило, брал с собой в побег такого же сидельца, как и сам. Брал на съедение, в качестве "коровы". Ещё находясь на зоне, он подкармливал его, рассчитывая на мягкое и вкусное мясо. Ведь этим мясом ему предстоит питаться не один день, и даже не одну неделю.

Если же в такой побег уходит целая группа, то жизнью рискует каждый из них в той или иной степени. Коровой может стать каждый из сбежавших - ведь голодному до сумасшествия зэку безразлично, друг ты, авторитет, или мелкая сошка. В таком случае, покончив с первой коровой, "назначается" следующая, потом ещё следующая.

На Колыме побег зимой равен самоубийству, но летом или по осени кое-кто из заключенных всё же пытается уйти на волю. Однажды бежал рецидивист Семён Болотников по кличке Болото. Был он безнадежно болен туберкулезом, и в глубине души даже мечтал получить с вышки пулю. Но, поразмыслив, смерть всё же решил приять на воле, где не слышно ни лая собак, ни окриков конвоиров. В качестве мясных консервов прихватил с собой Фёдора, молодого зэка, мотающего срок за грабёж. Уговорил его на побег, задавив своим авторитетом и пьянящим воздухом свободы. На третий день скитаний по тундре Семён почувствовал зверский аппетит. "Ты уж, кореш, извини", - пробормотал он и воткнул острую заточку Федьке в грудь...

Рядовой Прокопьев находился тогда в составе поисковой группы, и на Болотникова напоролся просто случайно. Тот к этому времени уже разделал тело своего "кореша", и жарил на костре большие куски мяса. Один из них, громко чавкая, он держал в руке. Опешив от увиденного, солдат даже забыл о своих обязанностях. Опомнившись, он кинулся на беглого зэка, готовый задушить его голыми руками. Болото был опытным уголовником, к тому же только что съеденное мясо дало ему дополнительные силы. Увидев летящего на него солдата, он просто выставил вперед заточку...

Смерть крестьянину!

Итак, в стране, представляющей собой большой ГУЛАГ, и порядки тоже были соответствующие. Причина голода в деревнях и сёлах была самая банальная. Крестьянина, как известно, кормит земля. Когда коммунисты пришли к власти, появился лозунг "Землю - крестьянам!". Но это было только лозунг! На деле же многие крестьяне не только не получили обещанной земли, но и лишились того, что у них было. Естественно, возникло массовое недовольство, грозящее перерасти в крестьянскую войну. Самыми беспокойными в этом отношении оказались Украина, Северный Кавказ и некоторые районы Черноземья. Последовали ужасные репрессии - к концу 1931 года около двух миллионов членов семей "кулаков" были выселены без средств к существованию. Половина их умерла от голода по дороге к местам ссылки или уже в месте ссылки. Но Советская власть на этом не остановилась - 7 августа 1932 года был принят убийственный закон: за хищение колхозной собственности - 10 лет лагерей или смертная казнь!

Кстати, если голодный крестьянин прихватил с поля несколько оставшихся после уборки колосков, он подпадал под этот же закон. Как свидетельствует страшная статистика, тогда за кражу колосков было расстреляно несколько тысяч детей в возрасте до 12 лет. А ведь эти дети просто не хотели умирать от голода! А сколько было расстреляно их отцов и дедов, можно только догадаться. А 22 января 1933 года вышел циркуляр, подписанный Сталиным и Молотовым. Он предписывал местным властям, и в особенности, органам ОГПУ, не допустить массового оттока крестьян в города. Иначе как приговором к голодной смерти этот шаг не назовёшь. И крестьянину не оставалось ничего иного, как пополнить и без того многочисленную армию людоедов.

В голодные годы на людоедов проводились самые настоящие облавы. В первую очередь их искали по селам, зачастую уничтожая на месте. Так, в колхозе им. Сталина Еланецкого р-на пропала девочка 10 лет. Буквально на следующий день людоеды были задержаны в доме 34-летней вдовы. Был найден и умерщвлённый ребенок, из которого женщина собиралась готовить еду. Обвиняемая призналась, что совместно со своим сожителем они в течение двух недель убили четверых детей. С помощью своей 8-летней дочери женщина зазывала их к себе на квартиру, где и умерщвляла. После этого готовила себе, сожителю и дочери еду.

Голод - не тётка

Постоянное, сводящее с ума чувство голода доводило людей до безумия и толкало их не только на поедание покойников, но и на убийство даже собственных детей. Вот жуткая исповедь: "В 1932 году вместе с женой и сыном Захарием выработали в колхозе 400 трудодней, за что осенью получили пять килограммов проса и 4 кг муки. Этого для моей семьи хватило лишь на пять дней, а на зиму мы остались без средств к существованию. Так я убил младшую дочь Христю - она была настолько истощена, что не могла даже встать. Тело, точнее кости, я разрубил на куски и сварил. Ел сам, и кормил старшую дочь Настю. Через неделю убил и Настю - от истощения она всё равно бы умерла. И старшую, и младшую дочь я убивал, когда они спали. Снимал их с кровати, клал на пол и ударом топора отрубал голову. Потом разрубал на кусочки...".

А вот выписка из протокола допроса крестьянки Чугуновой: "Я вдова, на руках у меня четверо детей. Младшая, 7-летняя дочь, сильно болела. Когда наступил голод, старшая дочь натолкнула меня на мысль умертвить младшую, больную. Девочке было уже не выкарабкаться, и я решилась на её убийство. Зарезала её ночью, спящей. Сонная и слабая, она не кричала и не сопротивлялась даже тогда, когда поняла, что её будут резать. Затем моя старшая дочь стала разрезать ее на куски".

Со слов другой людоедки, Екатерины Рублёвой, одно время они с дочерью жили у одной крестьянки в селе Каменки Пугачевского уезда. Вместе с ними в доме жило восемь человек. Голод был несусветный, и когда стали умирать малые дети, большая семья, питаясь ими, смогла выжить. Как-то, когда питаться было совсем нечем, на ночлег попросилась бабка лет 70. Ночью, когда та спала, хозяйка с ножом в руке подозвала Екатерину с дочерью, и со словами: "Теперь у нас снова будет мясо", велела держать старуху. Рублёва стала отказываться, но та пригрозила: "Без мяса я не намерена оставаться - или она, или ты!". Спящая бабка была зарезана и изрублена на куски, из которых несколько дней варили суп. Когда же заболела и умерла сама хозяйка, Рублёвы распилили её на куски и питались всё Рождество.

К обезвреживанию людоедов привлекались не только работников ГПУ с широкой сетью осведомителей, но и сельские активисты, врачи. Существовала даже секретная директива ГПУ о вменение в обязанности медицинским работникам умерщвление каннибалов, документируя при этом факты их смерти. Весной 1933 года ОГПУ по Северокавказскому краю сообщало: "С февраля на 1 апреля выявлено 108 случаев людоедства. Всего выявлено занимающихся людоедством - 244 человек, из них мужчин - 49, женщин - 130, соучастников (несовершеннолетних членов семей) - 65".

Кто все эти люди - преступники, психически ненормальные? Ни то, ни другое! Вот выписка из акта судебно-медицинской экспертизы за подписью приват-доцента Самарского университета: "У всех обследуемых признаков душевного расстройства не обнаружено. Поедание ими трупов было не в состоянии душевного расстройства, а явились финалом длительного и прогрессирующего чувства голода, которое сламывало все нравственные запреты".

Война всё спишет?

Мало что изменилось и во время Великой Отечественной войны. Особенно тогда страдали районы, где для фронта и Победы забирали всё до последнего зернышка. С одной стороны, так всё и должно быть - всё для армии, всё для победы. Но с другой стороны - ведь люди в тылу тоже ковали победу! Существует изречение, что война всё спишет. А спишет ли она то, что происходило в блокадном Ленинграде? Массовые случаи каннибализма в так называемой колыбели революции были строго засекречены. Это, конечно, понятно: признание этого кошмара оскорбительно для участников героической обороны города. Судя по секретному отчёту, направленному в обком партии, в феврале 1942 года за каннибализм осуждено более 600, а в марте более тысячи человек.

Надо заметить, что для появления в городе массового людоедства были вполне объективные причины. От постоянного голода у многих людей терялся рассудок, и они, как говорится, не ведали, что творили. Следующей причиной можно назвать резкий скачок преступности. Голодные уголовники, дезертиры и им подобное отребье уже не могли прокормиться налётами и кражами, ибо единственной ценностью стали продукты питания, которых практически не было. Сдаться властям они тоже не могли: по законам военного времени их ожидал расстрел. И последняя причина каннибализма - на улицах города появилось огромное количество бесхозных трупов. Они-то и стали одновременно и главной причиной появления многочисленных людоедов, и их вожделенным объектом.

Не лучше было положение и в других регионах. Первый случай людоедства в Челябинской области произошёл в городе Златоусте. 1 января 1943 года в доме некоего Григория Антонова был обнаружен мужской расчленённый труп. Он был аккуратно сложен в мешок и закопан в подполе. Задержанный по подозрению в убийстве Антонов признался в преступлении. Убитым оказался проживающий вместе с ним Михаил Леонтьев, которого тот зарубил топором, чтобы завладеть его хлебной карточкой. Но хлеб без мяса, якобы, не еда, и Антонов отчленил убитому голову, а самого распилил на куски и спрятал в подполе на чёрный день. Сердце же, лёгкие, почки и печень съел вместе с женой и детьми.

Всего на территории Челябинской области в 1943 году было расследовано несколько десятков случаев людоедства. Пожалуй, самый жуткий из них произошёл в Нязепетровском районе. Полина Шульгина, имея на руках двух малолетних детей, осталась без работы и средств к существованию. Оказалась в столь тяжёлом положении, она с детьми питалась помоями - в доме не было даже засохшей корки хлеба. Дойдя до полного отчаяния, женщина задушила шестилетнего Диму и одиннадцатилетнего Игоря, и какое-то время потребляла их мясо в пищу.

Владимир Лотохин, г Златоуст

#каннибалы,#лотохин,#радуга

НА ГЛАВНУЮ

пн, 31/03/2014 - 18:50

Голод одна из самых страшных напастей человечества. Из-за катастрофической нехватки пищи, находясь в тяжелейших условиях, для элементарного выживания люди способны на многое, в том числе съесть себе подобного. В истории описано немало случаев, когда эта страшная беда заставляла людей поедать друг друга, о таких историях мы вам сегодня и расскажем.

Трудовой лагерь «Канава»

«Канава» - это бывший трудовой лагерь, расположенный в северо-западной пустынной области провинции Ганьсу, Китай. В период с 1957-го по 1961 год здесь содержались 3000 политзаключённых - в своего рода концлагерь отправляли на перевоспитание людей, в которых подозревали «правых».

Первоначально тюрьма была рассчитана всего на 40–50 преступников. Начиная с осени 1960-го года в лагере свирепствовал массовый голод: люди ели листья, кору деревьев, червей, насекомых, крыс, отходы и, наконец, прибегли к каннибализму.

Янь Сяньхуэй

К 1961 году умерли 2500 из 3000 заключённых, а тем 500 человек, которые выжили, пришлось питаться мёртвыми людьми. Их истории записаны в книге Яня Сяньхуэя, путешествовавшего потом по всему северо-западном району китайской пустыни, чтобы брать интервью у тех, кто пережил этот кошмар. Книга получилась немного беллетризованной и включает в себя графические разделы, в которых люди едят части тела или фекалии других людей.

Тем не менее, людоедство в «Канаве» было реальным, даже слишком. В большинстве случаев трупы были настолько тощими, что питаться ими было трудно. События в «Канаве» отражены в одноимённом фильме, рассказывающем о людях, вынужденных справляться с физическим истощением, переохлаждением, голодом и смертью.

Голод в Джеймстауне

Джеймстаун был первым постоянным английским поселением в Америке. Поселение было создано 24 мая 1607-го года в рамках Лондонской Кампании. Джеймстаун служил в качестве столицы колонии до 1699-го года, а потом она была перенесена в Вильямсбург.

Городок располагался на территории Поухатанской конфедерации индейских племён - здесь жило примерно 14 тысяч коренных индейцев, и европейским поселенцам приходилось полагаться на торговлю с ними, больше покупать пищу было негде. Но после ряда конфликтов торговля закончилась.

В 1609-м году случилась катастрофа: третье продовольственное судно, направлявшееся в Джеймстаун из Англии, потерпело крушение и застряло на рифах Бермудских островов. Судно везло в посёлок еду, но из-за крушения Джеймстаун остался на зиму без продовольствия. Позже стало известно, что капитан Самуэль Аргалл вернулся в Англию и предупредил чиновников о бедственном положении Джеймстауна, но к берегам Америки больше не отправили ни одного корабля.

Самуэль Аргалл

Зимой 1609-го года разразился массовый голод: сотни колонистов умерли ужасной смертью, и к 1610 году из 500 человек в живых осталось только 60. Раскопки показывают, что выжившие прибегли к людоедству - на человеческих костях были обнаружены зарубки, свидетельствующие о срезании мышц с костей. Также был найден женский череп с дырами на лбу и затылке, что говорит о том, что кто-то пытался в буквальном смысле съесть мозг умершей женщины. Насколько в Джеймстауне был распространён каннибализм, остаётся неясным.

Великий голод 1315–1317

В средние века в Европе голод случался очень часто, как правило, он возникал из-за скудных урожаев, перенаселения и болезней вроде чумы. Британия, например, за период Средневековья пережила 95 случаев массового голода. В период с 1348-го по 1375 год продолжительность жизни в Англии в среднем составляла всего 17,33 лет.

С 1310-го по 1330 год погода в Северной Европе была очень плохой и совершенно непредсказуемой. В 1315-м году резко выросли цены на еду, что послужило причиной распространения голода. В некоторых местах цены увеличились втрое, и людям приходилось поедать дикие растения, корни, травы, орехи, и кору. В 1317 году еженедельно погибали тысячи людей, а за три года голод убил миллионы.

Общественные правила в голодное время перестали действовать - многие родители бросали своих детей. На самом деле, такое время легло в основу знаменитой сказки «Гензель и Гретель». Некоторые родители в то время убивали своих детей и ели их. Есть также свидетельства, что заключённым приходилось есть трупы других заключённых, а некоторые люди даже воровали тела из могил.

Блокада Ленинграда

В июне 1941-го года нацистская Германия напала на Советский Союз, приступив к выполнению плана «Барбаросса» - крупнейшему военному вторжению в истории. По плану нужно было сначала захватить Ленинград, потом Донецкий бассейн, а потом Москву.

Ленинград был нужен Гитлеру из-за его военного значения, промышленности, а также символического прошлого. С помощью финской армии нацисты окружили город и держали его в осаде 872 дня. Немцы хотели заставить людей сдать город, заморив их голодом, и отрезали все поставки продовольствия.

Людям пришлось жить без каких-либо коммунальных услуг (воды и энергии). В современной истории блокада является крупнейшей причиной гибели людей. Было подсчитано, что около 1,5 млн человек погибли непосредственно в результате осады. Из первоначальных 3,5 млн человек, живших в Ленинграде, только 700 000 пережили войну.

Вскоре после начала осады все магазины в городе закрылись. Как и следовало ожидать, деньги больше ничего не стоили. Для кражи еды люди даже сбивались в группы. В итоге людям пришлось есть кожу, меха, помады, специи и медикаменты, но голод становился всё более свирепым. Общественные правила постепенно значили всё меньше, и появились сообщения о распространении каннибализма.

Во время осады людоедство достигло таких масштабов, что милиции пришлось организовать специальное подразделение, чтобы отлавливать «хищников». Несмотря на то, что все и так жили в страхе потенциальной бомбардировки, семьи были вынуждены бороться ещё и с этой угрозой. После войны учёные начали использовать эту информацию для изучения голода, истощения и связанных с ним заболеваний.

Великий Голод в Ирландии

Великий Голод был периодом массового голода, который разразился в Ирландии между 1845-м и 1852-м годом. Он также известен как ирландский картофельный голод, потому что фитофтороз картофеля стал непосредственной причиной нехватки продовольствия.

Как и во многих случаях, это произошло из-за глупых правительственных реформ, из-за которых некоторые историки называют это событие геноцидом. Несмотря на то, что около миллиона человек умерли от голода и ещё миллион бежали из Ирландии, британское правительство ничем не могло помочь.

Голод навсегда изменил демографический и политический ландшафт Ирландии. Он стал причиной напряженных отношений между Ирландией и британской короной, и в конечном итоге привёл к независимости Ирландии. Во время голода подавляющее большинство людей в Ирландии недоедали, из-за чего распространялись страшные инфекции. Некоторыми из самых смертоносных болезней были корь, туберкулез, инфекции дыхательных путей, коклюш и холера.

Кормак О’Града

В 2012-м году профессор Кормак О’Града из Дублинского Университета предположил, что во время Великого Голода было распространено людоедство. О’Града опирался на ряд письменных свидетельств, например, историю Джона Коннолли с запада Ирландии, который ел мясо с тела своего мёртвого сына.

Другой случай был опубликован 23 мая 1849-го года и рассказывал о голодном человеке, «вытащившем сердце и печень из утопленника, которого выбросило на берег после кораблекрушения». В некоторых случаях острейший голод заставлял людей есть членов семьи.

Сражение в Суйянь

В 757-м году между повстанческой армией Ян и лояльными силами армии Тан состоялось сражение при Суйянь. Во время боя Ян пытались осадить область Суйянь, чтобы взять под контроль территорию к югу от реки Хуай. Ян сильно превосходили Тан в силе, но чтобы победить врага, им нужно было проникнуть за толстые стены. За защиту города отвечал генерал Чжан Сюнь.

У Чжан Сюня было 7000 солдат для защиты Суйянь, в то время как в войске Ян было 150 000. Несмотря на осаду и ежедневные штурмы, армии Тан удалось сдерживать натиск Ян в течение многих месяцев. Тем не менее, к августу 757-го года все животные, насекомые и растения в городе были съедены. Чжан Сюнь несколько раз пытался получить еду из близлежащих крепостей, но никто на помощь не пришёл. До смерти голодные люди пытались убедить Чжан Сюня сдаться, но он отказался.

Согласно Старинной Книге Тан, когда еда в Суйянь закончилась, «люди стали питаться телами погибших, а иногда убивали собственных детей». Чжан Сюнь признал, что ситуация стала критической, поэтому убил своего помощника и предложил другим съесть его тело. Сначала солдаты отказались, но вскоре уже без зазрения совести поедали плоть. Так сначала съели всех женщин в городе, а когда женщины закончились, солдаты начали охотиться на стариков и юношей. В общей сложности, согласно Книге Тан, солдаты убили и съели от 20 000 до 30 000 человек.

Людоедов в Суйянь стало слишком много, и к тому времени, как Ян взяли город, в живых осталось всего 400 человек. Ян пытались убедить Чжан Сюня вступить в свои ряды, но он отказался и был убит. Через три дня после падения Суйянь большая армия Тан прибыла и отвоевала область, что стало началом падения Великой Ян.

Голод в Северной Корее

В конце 1980-х годов Советский Союз потребовал от Северной Кореи компенсацию за всю свою помощь - прошлую и нынешнюю. В 1991-м году, когда развалился СССР, торговля между двумя странами прекратилась, и на экономике Северной Кореи это отразилось плачевно - страна больше не могла производить достаточно продовольствия, чтобы кормить всё население, и в КНДР между 1994-м и 1998-м годом случился массовый голод, убивший от 250 000 до 3,5 млн человек. Особенно трудно пришлось женщинам и маленьким детям.

Достать мясо было трудно, и некоторые люди прибегли к каннибализму. Люди стали относиться к продавцам еды с огромным подозрением, а детей не выпускали на улицы ночью. Есть сообщения, что «люди от голода сходили с ума и даже убивали и съедали собственных младенцев, грабили могилы и поедали трупы». Родители были в панике: их детей могли похитить, убить и продать в виде мяса.

В 2013-м году стали появляться сообщения, что в Северной Корее из-за экономических санкций снова разразился голод. Отсутствие пищи послужило причиной того, что люди были вынуждены вновь прибегнуть к людоедству. В одном из докладов говорится, что был пойман мужчина и его внук, которые выкапывали труп ради еды. Согласно другому сообщению, поймали группу мужчин, которые варили детей. В связи с тем, что Северная Корея всё происходящее внутри страны держит в секрете, правительство не подтвердило и не опровергло недавние сообщения о каннибализме.

Голодомор

В начале 1930-х годов правительство Советского Союза решило, что все индивидуальные крестьянские хозяйства выгоднее заменить на коллективные. Это должно было увеличить поставки продовольствия, но вместо этого привело к одному из самых больших вспышек голода в истории. Коллективизация земли означала, что крестьяне были вынуждены продавать большую часть своего урожая по очень низкой цене. Рабочим же есть свои посевы запрещалось.

В 1932-м году Советский Союз был не в состоянии производить достаточное количество зерна, и страна пережила массовый голод, который убил миллионы. Больше всего пострадали такие области, как Украина, Северный Кавказ, Казахстан, Южный Урал и Западная Сибирь. На Украине голод был особенно свирепым. В истории он сохранился под названием Голодомор. Голод убил от трёх до пяти миллионов человек, а в соответствии с данными Киевского апелляционного суда, было десять миллионов случаев смерти, включая 3,9 млн жертв и 6,1 млн врождённых дефектов.

Во время Голодомора на Украине было широко распространено людоедство. Люди сбивались в банды, убивали членов своих семей и ели мёртвых детей. Советские чиновники выпустили плакаты с надписями: «Питаться собственными детьми - варварство».

Был случай, когда человек по имени Мирон Емец и его жена были схвачены за приготовлением в пищу своих детей и приговорены к десяти годам тюрьмы. Было подсчитано, что во время Голодомора за каннибализм было арестовано около 2500 человек, при этом подавляющее большинство из них из-за массового голода сошли с ума.

Голод в Поволжье

В 1917-м году, в конце Первой Мировой войны, в России началась гражданская война между большевистской Красной армией и Белой армией. За это время политический хаос, крайнее насилие и экономическая изоляция России послужили причиной распространения заболеваний и нехватки продовольствия во многих областях.

К 1921 году в большевистской России ограниченные поставки продовольствия и засуха вызвали массовый голод, который угрожал жизни более 25-ти млн человек в Поволжье и Приуралье. К концу 1922-го года голод убил около от пяти до десяти миллионов человек.

Во время голода тысячи советских граждан покидали свои дома в поисках пищи. Людям пришлось есть траву, грязь, насекомых, кошек, собак, глину, конскую упряжь, падаль, шкуры животных и в итоге прибегнуть к людоедству. Очень многие люди ели членов своих семей и охотились за человеческим мясом.

О случаях людоедства сообщали в милицию, но та ничего не сделала, поскольку людоедство считалось методом выживания. По информации из одного доклада, женщина была поймана за варкой человеческого мяса. Позже она призналась, что убила свою дочь ради пищи.

Сообщалось, что милиционеры были вынуждены защищать кладбища, атакуемые голодными толпами. Люди начали продавать человеческие органы на чёрном рынке, и каннибализм стал проблемой в тюрьмах. В отличие от большинства исторических случаев людоедства, остались даже фотографии людоедов, на которых изображены голодающие люди, сидящие рядом с истерзанными человеческими телами. Существуют также доказательства того, что люди убивали брошенных детей, чтобы поесть.

Великий Китайский Голод

В период с 1958-го по 1961 год в Китае разразился массовый голод. Дефицит еды был вызван засухой, плохой погодой и Большим Скачком - экономической и политической кампанией китайского правительства. Согласно официальной статистике, погибло около 15-ти млн человек.

Историк Франк Дикоттер предположил, что погибло по меньшей мере 45 млн человек. Почти всем гражданам Китая не хватало еды, рождаемость сократилось до минимума. В Китае этот период называют Три горьких года.

Франк Дикоттер

Когда ситуация стала ещё хуже, китайский лидер Мао Цзэдун совершал преступления по отношению к народу: он и его подчинённые крали продукты питания и оставляли миллионы крестьян голодать. Врачам было запрещено указывать «голод» в качестве причины смерти.

Человек по имени Ю Дэхун рассказывал: «Я пришёл в одну деревню и увидел 100 трупов. В другой деревне было ещё 100 трупов. Никто не обращал на них внимания. Люди говорили, что трупы ели собаки. Не правда, сказал я. Собак народ уже давно съел». Огромное количество граждан сошли с ума от голода и насилия.

Во время великого голода поступали многочисленные сообщения о каннибализме. Люди потеряли все нравственные принципы и часто питались человеческим мясом. Некоторые ели своих детей, другие менялись детьми, чтобы не чувствовать себя ужасно из-за того, что едят своих. Большая часть пищи в Китае была именно человечиной, и некоторые районы страны были заселены людоедами. Каннибализм во время этого голода был назван «беспрецедентным случаем в истории XX-го века».

А суды-»тройки» при Коллегии ГПУ УССР приговаривали крестьян, обвиняемых в каннибализме, к 10 годам концлагерей или расстрелу

Во время работы в спецфондах Отраслевого государственного архива МВД Украины мне довелось читать материалы нескольких сотен уголовных дел, заведенных в 1933 году на украинских крестьян, ставших при Голодоморе каннибалами. Этот вид преступления даже не предусмотрен Уголовным кодексом Украины — ни того времени, ни ныне действующим. «Людоедство», «людожерство», «трупоедство» (термин «каннибализм» тогда не употреблялся) квалифицировалось как статья 174 УК УССР 1927 года: «Разбой, то есть открытое, с целью завладения чужим имуществом, нападение отдельного лица, повлекшее за собой смерть или тяжкое телесное повреждение потерпевшего… «Под «чужим имуществом» в подобных случаях подразумевалось… человеческое тело.

«Печiнку та серце вiд своєї дiвчинки я зварила i з"чла»

К этим уголовным делам не прикасались с 1933 года. Я развязывал тесемки очередной серой папки с номером, проставленным «химическим» фиолетовым карандашом, читал пожелтевшие страницы — и… мороз шел по коже.

Вот только некоторые фрагменты из протоколов уголовных дел (стилистика оригиналов сохранена полностью, фамилии фигурантов дел из этических соображений не указываются. — Авт.).

тз протоколу допиту Оксани Сергучвни Г., 36 рокув, неписьменна, селянка, буднячка, вдова, 3 душу сум"ч, хата, зу слув — несудима 1933 року, лютого, 28 дня с. Зозова Липовського району Вунницькоч областу.

«Я залишилася вдома зу свощю дувчинкою Олександрою, якуй 4 роки, у коли моя дувчинка спала буля мене на печу, я взяла ножа, яким рузала хлуб, у зарузала свою дувчинку Олександру. Пусля чого я, порузавши чч всенького живота, вийняла печунку та серце, а кров вийняла з неч руками в горщик.

Пусля чого я взяла зарузану дитину, винесла в комору у положила в ночви. На другий день прийшов муй старший хлопчик цван, який запитав мене, де наша Олександра. Я вудповула, що Олександра померла!

… Все це зробила для того, оскульки я вмирала з голоду. До цього я з"чла два кота та дву собаки, яких я чла разом зу свочми дутьми. Бульш додати до справи нучого не маю. Додаю, що у мене було трохи озимини 0,5 га, яку я назбирала в 32 роцу. Хлуб, який був у мене, був забраний сульрадою в кулькосту 8 пудув, у я залишилася без хлуба. Додаю, що печунку та серце вуд свощч дувчинки Олександри я зварила у з"чла…

Записане у прочитане мену об"яснили».

тз протоколу допиту Федосуя Захаровича Н., 45 рокув. Вбив у спожив в чжу двох дочок Анастасую (12 рокув), Харитину (9 рокув).

Село Красна Слободка Кичвськоч обл. Черкаського р-ну.

«В 1932 году вместе с женой и сыном Захарием выработали в колхозе 400 трудодней, у меня не было ни одного прогула, за что я осенью получил около 5-ти килограммов проса и 4 кг муки, что хватило для моей семьи на 4−5 дней, и на зиму я остался без всяких средств к существованию. Старшие сыновья уехали из дому, я продолжал работать в колхозе, за это получал 1 раз в день вареную пищу — борщ из капусты и буряка без хлеба.

4. 04 я убил младшую дочь Христю, которая была настолько истощена, что не могла уже встать… — тело, одни кости я порубил и сварил, и за два дня съел. Давал я мясо есть и старшей дочери Насте, а 6. 04 в 5 часов утра я убил и Настю. Думал, этим поддержу свои силы, а Настя все равно-то от истощения умерла бы через день-два…

Как первую, так и вторую, я убил спящих, снимал их с кровати, ложил на земляной пол и топором одним ударом отрубал голову… Головы и кости порубал на кусочки и закопал».

тз протоколу допиту Тр-го Василя Мироновича (освута — можу розписатись, брати — померли…)

м. Умань, вул. Пролетарська, 1909 року народження.

«Герасим Ковтун помер 3 березня у вун пролежав у нас з тиждень у його нухто вуд нас не забирав. Тоду ми з мамою вирушили порузати та з"усти м"ясо з того трупу… Ми його чмо вже днув 5 всу четверо. Частина м"яса (тулуба) ще залишилась у ту частину вчора було виявлено.

М"яса ми цього не продавали. Я скажу, що м"ясо це я чв у буду чсти, бо я голодний, у не маю роботи. Бульше додати нучого не маю».

А вот акт медицинского обследования, касающийся этого уголовного дела о людоедстве:

Акт судово-медичного освудчування N 118 Тр-го В. М.

«1933 року, в марту 16 дня… в кабунету судово-медичноч експертизи освудувано громадянина Тр-го Василя Мироновича.

Оглядом виявлено: освудуваному 23 роки.

Ослабленный, отечность ног. Видимые слизистые оболочки бледноваты, слабость при ходьбе, цвет кожи лица — с желтоватым оттенком. Вполне ориентируется отчетливо во времени, окружающем пространстве, помнит все удовлетворительно, делал все осознанно, причем заявил, что с человека мясо ел и будет есть…

Висновок: считаю, что общее состояние его здоровья значительно ослабленное, а психика нормальная.

Районний судовий медик. Пудпис».

«В таком состоянии люди избегают лишних движений»

Можно только представить, до какой степени физических и душевных страданий должен был дойти измученный голодом человек, чтобы решиться на такое ужасное злодеяние!

Это становится понятным, когда знакомишься с выводом медиков, в частности психиатров, изучавших голодающих: «В таком состоянии люди избегают лишних движений. Этому способствуют сильная физическая слабость — даже на поиски пищи они встают с трудом. Милостыни не просят, так как считают это напрасным делом. К тому же, не имея привычки, они не в состоянии подняться до необходимой инициативы. Большую часть времени проводят лежа. Как исключение, наблюдаются медленные внезапные импульсы.

Сон в этом периоде очень хороший… У многих голодающих появляются галлюцинации, главным образом зрительные, значительно реже — слуховые, иногда кинетические. Постепенно увеличивается затемнение сознания, и люди переходят в терминальную стадию голода. Последняя продолжается от нескольких часов до нескольких дней. Самый долгий срок этого состояния — двенадцать суток. Оно всегда заканчивается смертью».

Самое же трагичное то, что длительный голод поражает механизмы душевной жизни, которые вырабатывают волевые действия. Психические расстройства голодающих, почти незаметные неспециалистам, могли бы оставаться в сфере интересов психиатров, если бы не давали ключа к пониманию тех разрушительных действий против гражданской и общественной жизни, которыми так богаты голодовки. Уход из семьи и бродяжничество, подбрасывание детей, самоубийства и бесконечное количество преступлений, совершаемых в период голода, указывает на тот разлад, который привнесла в жизнь народа психика голодающих.

Явление каннибализма во время Голодомора приобрело в Украине угрожающие масштабы. Осмеливаюсь утверждать, что такого массового людоедства не знала ни одна страна, ни один народ за всю историю существования человеческой цивилизации. Судите сами: в Украине десятки тысяч населенных пунктов, и в каждом из них были каннибалы, в каждом зафиксированы десятки фактов людоедства.

Но борьба велась не с причиной явления — голодом, а с его последствиями. К обезвреживанию людоедов пришлось привлекать не только работников ГПУ, а и врачей, сельских активистов, созданную по селам широкую сеть осведомителей.

Существование негласного указа ГПУ «медицинским работникам умерщвлять каннибалов» подтверждают многочисленные опубликованные свидетельства очевидцев. Медицинские работники ходили по селам и давали людоедам отравленные «приманки» — кусок мяса или хлеба… Факты смерти людоедов соответствующим образом документировались. Например:

УССР — НКОЗ

Плисковська унспектура охорони здоров"я.

Плисковська районна лукарня 03. 09. 1933 N 13/1

м. Плискув

Гр. с. Андрушевка Параска Григорувна А. померла в Плискувськуй райлукарну 25. 06. 1933 р.

Головний лукар (пудпис).

Акт комиссии по факту осмотра трупа гражданки Оксаны Сергеевны Г.

1933 года, марта, тридцатого дня комиссия в составе начальника Липовского района ГПУ — Макова политинспектора милиции товарища Каневского в присутствии товарища Мазура составили настоящий акт в нижеследующем: сего числа произведен осмотр трупа гражданки Г. Оксаны Сергеевны, уроженки села Зозово, установлено, что смерть постигла ее от паралича сердца.

Комиссия

Лекпом (помощник лекаря)

Липовецкой поликлиники

(пудпис) Мазур.

Помимо негласных методов, борьбу с людоедством вели и на «законных основаниях». Последнюю осуществляли органы ГПУ.

Проведя следственные действия по фактам каннибализма, оперуполномоченный направлял дело на расследование суда-«тройки» при Коллегии ГПУ УССР с ходатайством о применении к обвиняемому «высшей меры социальной защитысмертной казни — расстрела». Постановления суда, как правило, однотипные и лаконичные: 10 лет концлагерей, в иных случаях — расстрел.

10 лет лагерей (наказание отбывал на Соловках) получил житель Дымерского района Киевской области 29-летний Василий С., который, как свидетельствуют материалы уголовного дела N 15612, «подушил своих трех детей: Мотрю (1 год), Ивана (5 лет), Марию (7 лет), мотивирует, что нечего есть и кормить детей. Мясо детей обнаружено засоленным в дижке». В 1938 году отец-каннибал обратился в Верховный Совет УССР с заявлением о помиловании. Ему пришел ответ: «Учитывая тяжесть совершенного преступления, каковое можно было избежать при сознательном отношении к социалистическому труду, считать досрочное освобождение нецелеобразным».

Сколько их, таких «несознательных», фигурирует в уголовных делах! «Несознательный» отец переворачивается в лодке на середине Днепра вместе с тремя голодными детьми, избавляя тем самым себя и их от дальнейших мучений… «Несознательная» мать оставляет новорожденного ребенка без грудного молока в запертой хате. Кормление истощит ее полностью, а на руках еще двое детей. «Пудуйду до вукна, послухаю, — рассказывает она на допросе, — а воно все пищить у пищить. т так бульше тижня, поки не затихло… «

«Когда умерла мать, я решил не хоронить, а есть ее вместе с братом»

Трупоедство же в 1933 году было и вовсе обыденным явлением. Приведу фрагмент из уголовного дела N 14621: в селе Старые Санжары Полтавской области двое сыновей — Григорий Т. (22 года) и Василий Т. (11 лет) — съели труп матери. «Жили чем попало, — объяснял уполномоченному старший брат. — Ели дохлую конину. Когда умерла мать, я решил не хоронить, а ее есть вместе с братом… Василий не виноват». В деле есть резолюция: «Ввиду несовершеннолетия Василия Т. направить в Реформаториум (так назывались колонии для несовершеннолетних. — Авт.)».

Характерно, что и людоедство, и трупоедство квалифицировалось по одной и той же статье УК советских времен. И санкция была одна: «мера социальной защиты — 10 лет концлагерей». Значения не имело, потреблен в пищу умерший или убиенный живым. Ведь живой все равно стал бы мертвым. От голода! Очевидно, такой была логика судов, выносивших приговоры по этим делам…

Нет сомнения, что Голод-1933 был геноцидом украинского народа, а не «продовольственными трудностями», как это хотелось бы кому-то представить.

Вправе ли мы сегодня винить голодных людей, которые шли на такие тяжкие преступления? Казнить нельзя помиловать… Где поставить запятую? Поставим ее перед словом «помиловать». Но нет прощения организаторам страшной трагедии, по чьей вине в центре Европы на богатейших в мире черноземах работящий хлеборобский народ умирал голодной смертью.