Мореход никитин.


Сочинение по литературе по произведениям Александра Бестужева‑Марлинского

Справочный материал для школьника:
Александр Бестужев‑Марлинский - русский писатель, критик, публицист; декабрист
Годы жизни: 1797-1837.
Наиболее известные труды и произведения:
1821: «Замок Венден»
1821: «Поездка в Ревель»
1823: «Роман и Ольга, повесть 1396 года»
1823: «Вечер на бивуаке», «Второй вечер на бивуаке»
1824: «Наезды»
1824: «Замок Нейгаузен»
1825: «Ревельский турнир»
1825: «Мореход Никитин»
1825: «Ночь на корабле» (Из записок гвардейского офицера на возвратном пути в Россию после кампании 1814 года).
1825: «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года». Критика
1830: «Испытание»
1830: «Вечер на Кавказских водах в 1824 году»
1831: «Лейтенант Белозор»
1831: «Страшное гадание». О влюбленном в замужнюю даму офицере, заблудившемся в полях и попавшем на крестьянское гадание.
1831: «Латник»
1831: «Аммалат-Бек»
1832: «Фрегат „Надежда“». О любовной истории между морским капитаном и замужней светской дамой
1832: «Письма из Дагестана»
1835-36: «Мулла-Нур»
1835: «Он был убит»
«Роман в 7 письмах»
«Андрей Переяславский», стихотворная повесть

Текст сочинения:

Александр Александрович Бестужев - выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинский. В литературе он один из немногих людей, не знавших разлада между течением внешних событий и внутренними переживаниями. В своем творчестве он сделал наметки реалистичного изображения моряков. Так появились произведения, отличающиеся правдой жизни. «Мореход Никитин» - это повесть о мужестве простых людей. В этом произведении Марлинскому удалось показать героизм русского человека, побеждающего врагов бесстрашием своих действий, умом и сметкой. В повести отражены реалии далекого времени, постепенно создававшие русскую морскую культуру.
Для русского романтизма океанская стихия стала очень распространенным объектом повествования. Марлинский смог расширить эмоциональный уровень понимания моря, море у него - это протест. Морская стихия в силу своей изменчивости, текучести усиливала неизвестность, что более всего соответствовало настрою того времени. Такие черты океана, как глобальность, неожиданность, непредсказуемость, величественность, сопрягались с представлениями о масштабности Вселенной.
Океан у Бестужева‑Марлинского - равноправный действующий персонаж, корабль выделяется в отдельную категорию, подчеркивается отличие моряков от сухопутных жителей. Но при этом мало рассказывается о флотской организации, о своеобразии жизни моряка на судне, о служебных и внеслужебных отношениях, их воздействии на психологию и характер человека.
Главный герой так предстает перед читателем: «Молодой человек, сидевший на руле, был полный и законный хозяин карбаса… его томила охота отведать своего счастья, поторговать на свое имя… впрочем, никогда еще Савелий Никитич - это было его имя - не пускался в море с таким запасом веселости, как в этот раз…»
Он говорит о себе: «Притом я имею суднишко и кредит… ношу голову на плечах и благодаря Создателю не пустоголов, не сухорук. Прошлый год я выгодно продал в Соловках свои товары, был там и по весне; да в случае если с тобой поладим, так с жениной легкой руки в Спасово заговенье опять пущусь».
Автор не дает увидеть изнутри склад души своих героев, сознание человека, рвущегося в море. Художественное исследование этих проблем не входило в замысел писателя.
Рассматривая море как символ абсолютной свободы, Бестужев не особенно стремился воссоздать бытовые реалии судна. Критики отмечали романтическую приподнятость и полную «морскую безграмотность» его произведений.
Поразительны мысли героев в тот момент, когда они попали в бурю: «Савелий не хотел умереть, потому что собирался пожить; Алексей - потому что не успел пожить; дядя Яков - потому что не готов был умереть. Но что значила смерть, что прошлое и будущее для Ивана? Он не имел, на чем свесить этих загадочных мыслей. Он покинул бы свет точно так же, как и вошел в него, - без малейшего произвола или сожаления. Счастливец Иван! Не отбил бы я у тебя твоей жизни, но твоей смерти позавидовал бы. Кто, отваливая в гробу от жизни в вечность, не оглянется назад со вздохом, не взглянет вперед с сомнением, в случае если не с ужасом?.. А он тонул и пел!»
Савелий обладал очень сильным характером, был стойким и отважным, знал, чего он хочет от жизни, и был готов добиваться этого. Он не испугался трудностей: «Савелий подобрался к борту, отцепил топор и прямо пошел к рулевому. Тот вполглаза взглянул на него, подернул штуртрос… Савелий разнес ему череп до плеч; несчастный упал через румпель безмолвен, и кровь рекой полилась по палубе. Трое русских схватили одного спящего англичанина и перебросили его через борт в море… Савелий правил рулем и надзирал над капитанским люком… Все они были обвешаны оружием… Тяжко бы им было управляться с парусами, в случае если бы ветер переменился…»
Море - это дорога, открывающая мир, моряк существует в гармонии с океаном, корабль - это дом. Судьба морехода представляется нескончаемой борьбой со стихией, когда человек постоянно преодолевает собственные слабости и проверяет себя на прочность.

Александр Александрович Бестужев (1797-1837), взявший себе псевдоним Марлинский, был, несомненно, талантливым и архипопулярным в свое время писателем, а позднее несправедливо забытым. Даже не любивший его В. Белинский называл Марлинского первым русским повествователем и «зачинщиком» отечественной повести.

Совершенно несправедливо забытый

Понятно, почему этого писателя не изучали в советских школах: он не нравился Белинскому, который обвинял писателя в псевдо-романтизме. Рассматриваемое произведение довольно объемно, в нем много авторских отступлений. Поэтому предлагаем вам краткое содержание. «Мореход Никитин» - повесть, посвященная простым морякам русского Севера, яркое свидетельство того, что реализм писателю был совсем не чужд.

В лучших произведениях, относящихся к зрелому периоду творчества, А. А. Бестужев достигает подлинных вершин, хотя сам он себя называет нищим, сравнивая со своим кумиром Виктором Гюго. Автор повести «Мореход Никитин», краткое содержание которой можно выразить одной фразой - рассказ о совсем не радовался своей удивительной популярности. Это лишь свидетельствует в его пользу.

Счастливый самодостаточный человек

Современники относили А. А. Бестужева к небольшому количеству счастливцев, которые жили в согласии с собой и миром. Он занимался любимым делом (что блестяще ему удавалось), но не мнил себя человеком, которого в темечко поцеловал боженька. Таков был блестящий, прекрасно образованный, остроумный и ироничный, отчаянный оптимист Бестужев-Марлинский. «Мореход Никитин» - быль, впервые опубликованная в «Библиотеке для чтения» в 1834 году. Публика приняла ее восторженно, потому как с нетерпением ждала каждого нового произведения этого автора. Повести не только зачитывались до дыр, цитаты из них заучивались наизусть. И это абсолютно понятно, потому что, прочитав в наше время эту зарисовку из жизни моряков-торговцев русского Севера, открываешь для себя остроумнейшего автора, фразы которого хочется тут же выписать. Он буквально парой слов дает представление о каком-либо герое.

Замечательно описанные герои повести

Как хорош плененный капитан английского судна, который, спускаясь на берег архангельского порта и отправляясь в каталажку, поет «Правь, Британия, морями». Очень хорошо описал соседку героя Катерину Петровну писатель Марлинский. Мореход Никитин любил ее, и для него она была «прелестная, как все Катерины вместе, и миловидная, как ни одна из Катерин». Буквально в каждой фразе присутствует тонкое замечание об одежде, нравах, состоянии русского торгового флота - обо всем. И все это описано с любовью ко всему отечественному (прямо в начале повести писатель открыто подчеркивает свою нелюбовь ко всему иностранному) и с доброй иронией, а не с ядовитым сарказмом.

Хороший рассказ со счастливым концом

Можно сожалеть о том, что в наше время полноценному прочтению все чаще предпочитают краткое содержание. «Мореход Никитин» много теряет при этом: исчезает прелесть произведения, тонкие наблюдения и замечательная ирония автора. Исчезает сам автор.

Тем не менее, повести таково. Молодой, удалой, румяный купец-мореход полюбил «русокосую» красавицу-соседку, отец которой согласился на свадьбу только после еще одной удачной ходки Савелия Никитина на Соловки - копеечку заработать. Жених тут же отправляется в путь, но попадает с товарищами в плен к англичанам, которые продырявили дно баркаса Савелия, забрав предварительно товар, и бросили моряков на палубе под открытым небом. Марлинский изумительно описывает природу Севера. Ночное небо над палубой с пленными поэтично и неповторимо: опаловое с едва видными звездами, его, конечно, не сможет описать наше краткое содержание.

«Мореход Никитин» заканчивается тем, что четверо простых русских мужиков захватили в плен английское судно с превосходящим числом (12 человек с капитаном и мальчик-бой) хорошо обученных матросов, которые шли на захват Соловецкой крепости. Судно развернули к родным берегам и привели в где их уже встречал радостными криками весь город. Все закончилось свадьбой.

Богатство, оставшееся за рамками краткого содержания

Таково краткое содержание. «Мореход Никитин», как отмечалось выше, повесть. Она полна изумительных зарисовок, чего стоит только описание матроса Ивана! Можно с ней ознакомиться и кратко, но лучше бы прочитать полностью. Ведь краткое содержание не включает ни русских мореходов, пересыпанной присказками и поговорками, ни описания исторических событий, приведших к войне между Англией и Россией в результате политики Наполеона (повесть описывает события 1811 года). В стороне остаются смешные ситуации на корабле, когда у плененных англичан остались хлеб и солонина, а у русских - бочонок с

Есть много такого, из-за чего прочитать повесть просто необходимо: кроме радости, она не доставит никаких других чувств. Тем более что звучит она сейчас очень современно. В ней показано вечное пренебрежение и недооценка «цивилизованной» Европой русских «бородачей». А. А. Бестужев повествует о том, что наши соотечественники на утлых суденышках покрывали немыслимые морские расстояния и никак не кичились своими подвигами, да и вообще их за таковые не считали. Иностранцы же, как пишет Марлинский, будут каждый свой шаг воспевать в стихах и поэмах. Этот замечательный писатель - настоящий патриот, не обозлившийся на родину, упекшую его в тюрьму и ссылку, затем на Кавказ, где он погиб в стычке с горцами. Может быть, все его творчество и не дотягивает до творчества Н. В. Гоголя, но все-таки он забыт совершенно несправедливо.

Александр Александрович Бестужев – выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинский. В литературе он один из немногих людей, не знавших разлада между течением внешних событий и внутренними переживаниями. В своем творчестве он сделал наметки реалистичного изображения моряков. Так появились произведения, отличающиеся правдой жизни. «Мореход Никитин» – это повесть о мужестве простых людей. В этом произведении Марлинскому удалось показать героизм русского человека, побеждающего врагов бесстрашием своих действий, умом и сметкой. В повести отражены реалии далекого времени, постепенно создававшие русскую морскую культуру. Для русского романтизма океанская стихия стала очень распространенным объектом повествования. Марлинский смог расширить эмоциональный уровень понимания моря, море у него – это протест. Морская стихия в силу своей изменчивости, текучести усиливала неизвестность, что более всего соответствовало настрою того времени. Такие черты океана, как глобальность, неожиданность, непредсказуемость, величественность, сопрягались с представлениями о масштабности Вселенной. Океан у Бестужева‑Марлинского – равноправный действующий персонаж, корабль выделяется в отдельную категорию, подчеркивается отличие моряков от сухопутных жителей. Но при этом мало рассказывается о флотской организации, о своеобразии жизни моряка на судне, о служебных и внеслужебных отношениях, их воздействии на психологию и характер человека. Главный герой так предстает перед читателем: «Молодой человек, сидевший на руле, был полный и законный хозяин карбаса… его томила охота отведать своего счастья, поторговать на свое имя… впрочем, никогда еще Савелий Никитич – это было его имя – не пускался в море с таким запасом веселости, как в этот раз… » Он говорит о себе: «Притом я имею суднишко и кредит… ношу голову на плечах и благодаря Создателю не пустоголов, не сухорук. Прошлый год я выгодно продал в Соловках свои товары, был там и по весне; да если с тобой поладим, так с жениной легкой руки в Спасово заговенье опять пущусь» . Автор не дает увидеть изнутри склад души своих героев, сознание человека, рвущегося в море. Художественное исследование этих проблем не входило в замысел писателя. Рассматривая море как символ абсолютной свободы, Бестужев не особенно стремился воссоздать бытовые реалии судна. Критики отмечали романтическую приподнятость и полную «морскую безграмотность» его произведений. Поразительны мысли героев в тот момент, когда они попали в бурю: «Савелий не хотел умереть, потому что собирался пожить; Алексей – потому что не успел пожить; дядя Яков – потому что не готов был умереть. Но что значила смерть, что прошлое и будущее для Ивана? Он не имел, на чем свесить этих загадочных мыслей. Он покинул бы свет точно так же, как и вошел в него, – без малейшего произвола или сожаления. Счастливец Иван! Не отбил бы я у тебя твоей жизни, но твоей смерти позавидовал бы. Кто, отваливая в гробу от жизни в вечность, не оглянется назад со вздохом, не взглянет вперед с сомнением, если не с ужасом? … А он тонул и пел! » Савелий обладал очень сильным характером, был стойким и отважным, знал, чего он хочет от жизни, и был готов добиваться этого. Он не испугался трудностей: «Савелий подобрался к борту, отцепил топор и прямо пошел к рулевому. Тот вполглаза взглянул на него, подернул штуртрос… Савелий разнес ему череп до плеч; несчастный упал через румпель безмолвен, и кровь рекой полилась по палубе. Трое русских схватили одного спящего англичанина и перебросили его через борт в море… Савелий правил рулем и надзирал над капитанским люком… Все они были обвешаны оружием… Тяжко бы им было управляться с парусами, если бы ветер переменился… » Море – это дорога, открывающая мир, моряк существует в гармонии с океаном, корабль – это дом. Судьба морехода представляется нескончаемой борьбой со стихией, когда человек постоянно преодолевает собственные слабости и проверяет себя на прочность.

Бестужев-Марлинский Александр

Мореход Никитин

A.А.Бестужев-Марлинский

Мореход Никитин

A sail, a sail - a promised price to hope!

Her nation, flag? What speaks the

She walks the waters like a thing of life

And seems to dare the celements to strife.

Who would not brave the batlle fire,

To move the monarch of her peopled deck?

* Корабль, корабль - надежда на приз! Какой он нации, под каким флагом? что говорит зрительная труба? Он идет по волнам как одушевленный; он, кажется, вызывает на бой стихии. Кто побоится огня, воды, чтоб только пройтись властелином по этому многолюдному деку? (англ.). - Байрон. (Перевод автора. - Ред.)

В 1811 году, в июле месяце, из устья Северной Двины выходил в море небольшой карбас. Надо вам сказать, что в 1811 году в июле месяце, точно так же, как в настоящем 1834 году, до которого мы дожили по милости божией и по уверению календаря академии, старушка Северная Двина выливала огромный столб вод своих прямо в Северный океан, споря дважды в день с приливом, который самым бессовестным образом вторгался в ее заветные омуты и превращал ее сладкие, благородные струйки в простонародный рассол, годный разве для трески. Обязан я вам и объяснить по долгу литературной совести, что карбасом в те поры, как доселе, называлось судно шагов восемнадцать длиннику, на шесть ширины, с двумя мачтами-однодревками, полусшитое корнями, полусбитое гвоздями, из которых едва ль пятая часть были железные. Палубы на карбасе обыкновенно не полагалось, а на корме и на носу небольшие навесы образовали конурки, где, на кучах клади, только русская спина, и только одна спина, могла уютиться, скрутясь в три погибели. Вследствие чего, как вы сами усмотреть благоизволите, в середину судна белый свет и бесцветная вода сверху и снизу, справа и слева, могли забегать и проживать безданно, беспошлинно. Посудина эта, или, выражаясь учтивее, этот корабль, - а слово "корабль", заметьте, произвожу я от "короба", а короб от "коробить", а коробить от "горбить", а горб от "горы": надеюсь, что это ясно; какие-то подкидыши этимологи производят "корабль" от какого-то греческого слова, которого я не знаю, да и знать не хочу, но это напраслина, это ложь, это клевета, выдуманная каким-нибудь продавцом грецких орехов; я, как вы изволите видеть, коренной русский, происхожу от русского корня и вырос на русских кореньях, за исключением биквадратных, которые мне пришлись не по зубам, а потому, за секрет вам скажу, терпеть не могу ничего заморского и ничему иностранному не верю, - итак, этот корабль, то есть этот карбас, весьма походил на лодию, или ладью, или лодку древних норманнов, а может статься, и аргонавтов, и доказывал похвальное постоянство русских в корабельной архитектуре, но с тем вместе доказывал он и ту истину, что мы с неуклюжими карбасами наследовали от предков своих славено-руссов отвагу, которая бы сделала честь любому hot pressed, силой завербованному моряку, танцующему под свисток man of war* на лощеной палубе английского линейного корабля, или спесивому янки**, бегущему крепить штын-болт по рее американского шунера.

* военный (англ.).

** В насмешку англичане называют североамериканцев yankee.

Да-с! Когда вздумаешь, что русский мужичок-промышленник, мореход, на какой-нибудь щепке, на шитике, на карбасе, в кожаной байдаре, без компаса, без карт, с ломтем хлеба в кармане, плавал, хаживал на Грумант, - так зовут они Новую Землю, - в Камчатку из Охотска, в Америку из Камчатки, так сердце смеется, а по коже мурашки бегают. Около света опоясать? Копейка! Послушайте, как он говорит про свои странствия, про которые бы французы и англичане и в песнях не напелись, и в колокола не назвонились, и вы убедитесь, что труды и опасности для него игрушка. "Забрались мы к Гебрицким да оттуда на перевал в Бразилию, в золотое царство махнули. Из Бразилии перетолкнулисъ в Камчатку, а оттоль ведь на Ситку-то рукой подать!" Вот этаких удальцов подавай мне, - и с ними хоть за живой водой посылай! Океан встрелся? Океан шапками вычерпаем! Песчаное море? Как тавлинку, вынюхаем! Ледяные горы? Вместо леденца сгрызем! Где ж это сударыня Невозможность запропастилась? Выходи, - авось на подметки нам пригодится! Под кем добрый конь авось-масти, тому лес не лес, река не река: куда ни поскачут - дорога, где ни обернется - простор. На кита? - так на кита - экая невидаль! Зубочисткой заострожим! На белого медведя? щелком убьем; а в красный час и лукавый под руку не подвертывайся. Нам уже не впервые на зубах у него гвозди ковать, в нос колечко вдевать. Правду сказать, русак тяжел на подъем; раскачать его трудно; зато уж как пойдет, так в самоходах не догонишь. Куда лениво говорит он первое "ась?". Но когда после многих: "Да на что мне это! Да к чему мне это! Живем и так; как-нибудь промаячим!" - доберется он до "нешто, попытаем!" да "авось сделаем", так раздайтесь, расступитесь: стопчет и поминай как звали! Он вам перехитрит всякого немца на кафедре, разобьет француза в поле и умудрится на заводе лучше любого англичанина. Не верите? Окунитесь только в нашу словесность, решитесь прочесть с начала до конца пламенные статьи о бессмертных часах с кукушкою, о влиянии родимых макаронов на нравственность и о воспитании виргинского табаку, статьи столь пламенные, что их невозможно читать без пожарного камзола из асбеста, - и вы убедитесь, что литературные гении - самотесы на Руси так же обыкновенны, как сушеные грибы в великий пост, что мы ученее ученых, ибо доведались, что науки вздор; что пишем мы благонравнее всей Европы, ибо в сочинениях наших никого не убивают, кроме здравого смысла.

Но к делу. В 1811 году еще ни один пароход не пугал своими шумными колесами рыбный народ в реках русских, и потому двинские рыбки безбоязненно высовывали головки свои, чтобы полюбоваться на вороной как смоль карбас и тех, которые им правили. Вот физиологические подробности, полученные мною от одной из очевидиц, щук: несмотря на архангелогородскую соль и непривычное ей путешествие в розвальнях, слог этой щуки так цветист, как будто бы она кушала сочинителей всех темных, пестрых и голубых сказок; должно думать, что предметы, отражаясь в тысяче граней рыбьих глаз, производят необыкновенное разнообразие впечатлений в их мозге; образчик прилагается в подлиннике.

Река, - рыбы всегда начинают речь с своего отечества, с своей стихии: благоразумные рыбы! в этом они нисколько не следуют сосцепитательным сочинителям, которые всего более любят говорить о том, что они знают наименее, - река чуть струилась; корабль катился быстро, напутствуемый теченьем и ветром; пологие берега незаметно текли мимо его, и если б кой-где стоящие на якорях суда не оказывали бега судна как поверстные столбы, то пловцы в карбасе могли бы подумать, что они неподвижны: столь однообразно-пусты, так безмолвно-мертвы были окрестные тундры. Тогда еще не видно было на берегах Двины сахарных и канатных заводов, и ни одна верфь не готовила бросить в воду юных скелетов корабельных, еще не одетых дубовою плотью. На всем пространстве от Соломбола до устья не встретилось им ни одной живой души, хотя разноцветный мох подернут был оранжевою ягодой морошки...

Отличное противоскорбутное средство! - замечает мой приятель, медик. - Природа помещает всегда противуядие вблизи яда; как мне известно, морошка составляет теперь отрасль торговли Придвинского края: ее для английского флота вывозят тысячами сороковых бочек.

Морошки, раскинутой причудливыми узорами, подобно фате северной красавицы...

Лучше бы сказать, подобно русскому ситцу, - говорит один женатый помещик, - потому что русские ситцы-самоделки точь-в-точь морошка по болоту.

Рыба сморкает нос и продолжает:

Только одинокий журавль, царь пустыни, бродил там, как ученый по части зоологии...

Он, - то есть журавль, а не ученый, - втыкал нос в мутную воду, в жидкий ил и, вытащив оттуда какого-нибудь червячка или пескаря, гордо подымал голову. Оглянувшись на карбас, он рассчитал глазомерно расстояние и, уверившись, что находится вне выстрела, погнался за резвою лягушкою, беспечно кивая хвостиком. Он нашел лягушку гораздо занимательней людей.

И справедливо: барон Брамбеус хоть вовсе не похож на журавля, а чуть ли не того же мнения. "Лягушек не лягушек, - скажет он, - а что устриц я всегда предпочту людям! Во-первых, древность происхождения устриц глубже всякой летописи и несомненнее Несторовой, так что сам барон Кювье не отыскал пятна в их предпотопной генеалогии; во-вторых, они постояннее китайцев в своих мнениях: родятся себе и умирают у скалы, к которой приросли, и с доброй воли не делают фантастических путешествий; и, в-третьих, не заводят в старом море юной литературы".

Судя по хладнокровию, или, лучше сказать, по беспечности, с какою четверо мореходцев, составлявших экипаж карбаса, пускались в шумный бурун, образованный борьбою речной воды с напором возникающего прилива, их можно было бы зачислить в варяжскую дружину, не подводя под рекрутскую меру. На руле сидел здоровый молодец лет двадцати семи: волосы в кружок, усы в скобку, и бородка чуть-чуть закудрявилась, на щеках румянец, обещавший не слинять до шестидесяти лет, с улыбкой, которая не упорхнула бы ни от девятого вала, ни от сам-девять сатаны, - одним словом, лицо вместе сметливое и простодушное, беззаботное и решительное; физиономия настоящая северная, русская.