Самые известные социологи и их труды. Краткие характеристики выдающихся социологов

Ученый социолог, ученого социолога … Орфографический словарь-справочник

Ученый, занимающийся социологией или общественными науками. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. социолог специалист по социологии. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

СОЦИОЛОГ, социолога, муж. Ученый, специалист по социологии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Сущ., кол во синонимов: 1 ученый социолог (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

- (Quételet) (1796 1874), бельгийский учёный, социолог позитивист; один из создателей научной статистики, иностранный член корреспондент Петербургской АН (1847). Установил, что некоторые массовые общественные явления (рождаемость, смертность,… … Энциклопедический словарь

Петражицкий, Лев Иосифович Петражицкий, Лев Иосифович Петражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki)(1867 1931) русский и польский ученый, социолог, правовед, философ, депутат I Государственной Думы … Википедия

- (1796 1874) бельгийский ученый, социолог позитивист; один из создателей научной статистики, иностранный член корреспондент Петербургской АН (1847). Установил, что некоторые массовые общественные явления (рождаемость, смертность, преступность и др … Большой Энциклопедический словарь

Псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.). {Брокгауз} Горький, Максим (наст. фам. Пешков, Алексей Максим.), известный беллетрист, р. 14 марта 1869 в Нижн. Новгороде, с. обойщика, подмастерье малярного цеха. {Венгеров} … …

- (02.05.1921 16.06.1987) ученый социолог; д р филос. наук, проф. Род. в дер.Пысково Нерльского р на Калининской обл., в крестьянской семье. В 1939 поступил на ист. ф т МГУ. Учеба была прервана службой в армии, участием в Великой Отеч. войне. В… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Маятник бизнеса. Между орденом и тюрьмой , Бронштейн Виктор Владимирович. Автор книги - не только член Союза писателей России, но и ученый-социолог, а также предприниматель с большим опытом работы в промышленности и в бизнесе, страстный коллекционер современной…
  • Лабиринты судьбы: между душой и бизнесом , Бронштейн Виктор Владимирович. На страницах этой книги автор - член Союза писателей России, ученый-социолог, бизнесмен и страстный коллекционер - продолжает разговор, начатый в книге "Маятник бизнеса: между орденом и…

Дадим краткий анализ взглядов отдельных русских социологов.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) - один из лидеров русского позитивизма, автор "субъективного метода" в социологии. Стройная система его взглядов в цельное мировоззрение способствовали тому, что в конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли.

Н.К. Михайловский считал, что нельзя относится к обществу как агрегату физических тел и явлений. Социолог в отличие от естествоиспытателя, биолога не может строить свою науку, науку об обществе, беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог - "наблюдатель" не может не ставить себя "в положение наблюдаемого".

Михайловский был ярким индивидуалистом. Для него критерии блага реальной личности стал тем краеугольным камнем, на котором он возводил всю свою систему социологических воззрений. Личность, утверждал учёный, весома только в общественной среде, личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного - вред личности. Сама личность - это человек, пытающийся синтезировать личную пользу с общественной.

Михайловский отрицал право "высшей гармонии" за обществом - организмом, если из человека делают лишь средство для процветания этого организма. Развитие по органическому пути с его разделением труда превращает реальную личность в «палец от ноги». Для Михайловского "желательно", чтобы общество пошло по пути прогрессивного развития, развития "над органического", где широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а "кооперацией простого сотрудничества".

В социологии, считал Михайловский, надо пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями нравственности и справедливого. В реальном мире необходимо действовать в соответствии с целями "общим идеалом", а не переносить механически на человеческое общество причинность, проявляющуюся в природе. Только определив цель, можно определить пути практической деятельности, пренебрежения к целям и идеалам неизбежно ведёт к ультраиндивидуализму, к взгляду на жизнь как на процесс, где каждый заботиться только о себе, ведёт себя так, как ему заблагорассудится, не интересуясь общественными делами, не стремясь к социальному идеалу, а следовательно и к собственному совершенству и к совершенству общества в целом. Объективизм есть позиция чистого разума, субъективизм - нравственный суд свободной воли, и здесь одно не отрицает, а лишь дополняет другое. В свою формулу прогресса Михайловский включает субъективно-этический момент, считая справедливым и разумным только то, что приближает личность к её всестороннему развитию и целостности.

Одно из направлений неокантианства в российской социологии было представлено "легальным марксизмом". Среди теоретиков этого направления важное место занимал Пётр Бернгардович Струве (1870-1944). Именно он первым преодолел господствующий материализм. и позитивизм, первый ознакомил русскую публику с немецким неокантианским критицизмом и идеализмом. П.Б. Струве считал, что цель развития - всесторонне развитая личность, а общественная организация -средство достижения этой цели, если "современное культурное человечество"хочет идти путём прогресса. Единственно возможной формой общественного прогресса, по мнению Струве, является путь реформ. Работы П.Б. Струве "Метафизика и социология", "Социальная и экономическая история России с древнейших времён до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности" определяют социологию как систему "свободного взаимодействия между единичными конкретными существами, носителями спонтанной активности".

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из виднейших представителей неопозитивизма, оказал большое влияние на развитие всей социологии XX в. По его собственному признанию, в России он стал исследовать сущность такого явления, как социальные условия. В основном труде - двухтомной "Системе социологии" он формулирует теоретические основы своей системы - теории «социальной стратификации" и "социальной мобильности" (им же эти термины были введены в научный оборот).

Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Сами социальные группы делятся им на неорганизованные и организованные. Особое его внимание сосредоточено на анализе иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе с "процветающей демократией". В любой неорганизованной группе можно менять формы стратификации - смягчать или ужесточать её, но нельзя её "отменить", уничтожить.

Наряду со стратификации П.А. Сорокин признаёт наличие в обществе и социальной мобильности. Она может быть двух типов - горизонтальной и вертикальной.

Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения как внутри социальной группы, так и между ними.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) - один из наиболее крупных русских учёных конца XIX в. - начала ХХ в. Историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. Уникальна и сома личность Н.И. Кареева: он родился ещё при крепостном праве, пережит трёх царей и одного "вождя", видел войны и революции и умер, прочитав статью Сталина "Головокружение от успехов".

"Сочинение г-на Кареева превосходно." - отозвался о нём Карл Маркс в одном из своих писем. Этот отзыв долгое время служил Карееву своего рода талисманом, защищающим его от "нападений" советской власти. Лишь в самом конце жизни ему устроили "разнос" и стали как будто бы уже добираться, но он - в ожидании "нового нападения" - 18 февраля 1931 года скончался.

Библиография трудов Н.И. Кареева впечатляет, но ещё больше впечатляет его архив, часть которого храниться в Отделе рукописей Российской государственной библиотеке. Архив содержит материалы весьма обширной переписке учёного, рукописи его книг и статей и, что особенно важно, рукописи и машинописи уже готовых сочинений, так и не вышедших в свет при его жизни.

Алексей Кнорре увлекся социологией еще в школе, затем поступил в СПбГУ, занимался автоматическим анализом текстов, а теперь работает в Институте проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге. О том, как изучать функционирование законов не на бумаге, а в жизни, и что говорит статистика преступлений о работе правоохранительных органов - в новом выпуске рубрики «Молодые ученые» на T&P.

Где учился: Санкт-Петербургский государственный университет (бакалавриат), Европейский университет в Санкт-Петербурге (магистратура)

На данный момент: младший научный сотрудник в Институте проблем правоприменения в ЕУСПб

Что изучает: социология права и криминальная статистика

Алексей Кнорре - финалист битвы ученых Science Slam 2015 года.

Я решил стать социологом примерно в начале 11-го класса. Это было осознанное решение: мне повезло вовремя пообщаться с людьми, которые своим примером показали, что социальные науки - это важно, интересно и круто.

Во-первых, я хорошо учился в школе и благодаря этому попал в систему дополнительного образования - с разными тренингами и летними школами. В какой-то момент одной из таких школ оказался летний модуль Школы гуманитарного образования - одного из проектов, который в середине 2000-х был успешным, работал на территории всей страны и позволял участникам узнать, что есть что-то за пределами их провинциального города: глобальная экономика, движущиеся рынки труда, разные культуры. Там я научился получить удовольствие от публичных выступлений. Больше всего тогда на меня повлиял Михаил Немцев, социальный философ и историк. Сейчас он преподает в РАНХиГС в Москве и ведет интернет-портал Gefter.ru. У него замечательно получалось (и получается) говорить и писать так, чтобы, с одной стороны, было не скучно, а с другой - чтобы это было посвящено важной теме в социальной науке. Во-вторых, у меня как-то все получалось с гуманитарными предметами - наверное, оттого, что в школе они всегда самые простые: несколько тупых определений, и от тебя требуется только свести их в мало-мальски связный текст. От этого в 9–10 классах я думал, что буду заниматься политологией (не понимая толком, что это такое, кроме ничего не значащих слов про изучение политической системы общества). Потом я прочитал книгу Игоря Кона «80 лет одиночества». Думаю, она больше всего повлияла на мои представления о том, чем нужно заниматься, и потихоньку политология трансформировалась в социологию.

В-третьих, мне повезло, что у меня был интернет: хотя научно-популярный жанр только складывался, на сайте «Полит.ру» были расшифровки публичных лекций разных ученых, которые тогда потрясали и захватывали воображение. Еще был (и есть) сайт «Элементы.ру», на котором доходчиво рассказывали про современные научные исследования.

После школы я поступил в СПбГУ на факультет социологии, где получил образование бакалавра. У меня неоднозначное отношение к этому опыту. С одной стороны, общий уровень преподавания там был чудовищный: тоскливые преподаватели, по листочку говорящие только что пришедшим и ничего не понимающим первокурсникам скучные и пустые слова, без драйва и понимания, зачем это все нужно и почему этим нужно заниматься. Меня (и, подозреваю, многих других) от этого передергивало, и я искал возможность узнать, что такое социология, от других людей.

С другой стороны, СПбГУ дал мне, обычному парню с окраины Красноярска, возможность за минимальные деньги жить в прекрасном общежитии почти в центре Петербурга, иметь льготный проездной и, в общем, как-то закрепиться в городе. Кроме того, на самом факультете социологии были отдельные яркие преподаватели, которые интересно рассказывали и могли увлечь. Их мало, но они были, и главное в жизни студента-социолога - попасть под научное руководство к таким людям. Мне сказочно повезло: я попал к Виталию Григорьеву, который без помпы занимается социальной наукой на факультете на позиции ассистента больше 10 лет и мог ясно объяснить, что такое дисперсия и как работает факторный анализ.

Через несколько недель после публикации исследования нас раскритиковал глава ФСКН, а еще через несколько месяцев само ведомство расформировали

Во время учебы там я занимался областью, которая называется автоматический анализ текстов. Это такое междисциплинарное направление между лингвистикой, программированием и анализом данных, где компьютер пытаются научить решать задачи, которые обычно делает человек, когда работает с текстами: искать похожие тексты, определять сходства или различия и так далее. Ничего нового я там не открыл, зато научился основам прикладного программирования и статистического анализа данных. Благодаря этому на последнем курсе параллельно с учебой я стал ассистентом у Михаила Соколова, у которого занимался сбором и анализом данных по проектам изучения социологической элиты (по мотивам которого вышла моя первая публикация) и социологии образования. Я преследовал Соколова по разным конференциям с первого курса, и работа с ним была для меня большим удовольствием.

После СПбГУ я поступил в Европейский университет в Санкт-Петербурге на факультет политических наук и социологии. Я шел туда, потому что хорошо знал, что там происходит (на последнем курсе СПбГУ я ходил на занятия в Европейский диким вольнослушателем и таскал с собой однокурсников, многие из которых поступали потом со мной), и то, что происходило там, было тысячей глотков свежего воздуха после соцфака: серьезное отношение к студентам, много чтения, эссе, которые читают и обсуждают с тобой, исследовательские статьи на английском языке, харизматичные преподаватели, атмосфера настоящей академии и уютное здание. Там я сначала изучал программистов (точнее, их зарплаты с помощью данных сайта DOU.ua), и поскольку мой научный руководитель не говорил по-русски, курсовую пришлось писать на английском. Потом я перешел обратно к Михаилу Соколову и изучал карьерные траектории социологов, про которые написал магистерскую диссертацию. За диссертацию мне до сих пор стыдно, но побочным продуктом стал веб-инструмент для ввода и анализа биографических траекторий, который мы вместе с коллегой Арсением Габдуллиным надеемся запустить в открытый доступ в ближайшее время.

Помимо всего этого, мне повезло попасть в тусовку айтишников - неформальную образовательную программу по экосистеме информационных технологий, которая сначала называлась «Введение в индустрию ИТ», а потом переименовалась в GameChangers. Ее делали Сергей Дмитриев, Николай Вяххи и Владимир Алуферов, благодаря которым я познакомился с огромным количеством людей, которые были во всем на голову выше меня, и это всегда давало стимул что-то делать и куда-то расти.

Последний год я работаю в Институте проблем правоприменения, где занимаюсь криминальной статистикой - анализом данных о преступлениях. Причем делаю это в специфическом фокусе, когда данные говорят не столько о самой преступности, сколько об органах, которые с этой преступностью борются. Мы с коллегами изучали статистику борьбы с наркопреступлениями со стороны двух главных ведомств, связанных с этим, - МВД и ФСКН. Мы проанализировали, какие наркотики и в каком объеме изымаются при регистрации преступлений, и пришли к выводу, что ФСКН, несмотря на свой мандат борьбы с оптовыми наркодилерами, фиксирует большинство преступлений с небольшой, в размере нескольких грамм, массой наркотика. Это важно, потому что существование двух больших ведомств, которые занимаются фактически одним и тем же, дорого обходится бюджету страны. Через несколько недель после публикации исследования нас резко раскритиковал глава ФСКН Виктор Иванов, а через несколько месяцев саму ФСКН расформировали и присоединили к МВД. Исследование дошло до логического конца. Кроме того, я продолжаю заниматься карьерными траекториями, но уже не социологов, а правоохранителей. Я пытаюсь, используя методы статистического анализа биографических траекторий, увидеть, какие существуют паттерны в карьерах сотрудников разных органов, какие есть различия в этих карьерах на уровне разных регионов и так далее.

Наверное, главный мотив заниматься социальной наукой для меня в том, что если вы делаете это правильно, то вы частично решаете проблемы людей. Иногда это более серьезные проблемы (например, исследования бедности, сиротства или наркомании), иногда - менее, но в любом случае социолог должен изучить и описать, что происходит в каком-то общественном институте. Моя текущая работа позволяет через изучение того, как применяется право и закон в современной России, показать, что вообще происходит в этой области не на уровне личных историй и слухов, а в целом, с высоты птичьего полета. Поработав в какой-то области достаточно долго, социолог должен быть готов объяснить, что в ней происходит и что с ней нужно делать с точки зрения публичной политики и принятия решений.

Помимо этой этически нагруженной причины социология требует кучи навыков и поэтому никогда не дает заскучать. С одной стороны, это точная наука: в ней ставятся и проверяются гипотезы, используется сложный статистический аппарат, иногда нужно программировать. С другой стороны, в социологии важно уметь работать с теориями - использовать концептуальный аппарат, чтобы, например, за одним рекламным баннером или услышанной фразой увидеть скрытую работу социальных институтов, влияющих на жизнь людей, и потом написать про это статью. С третьей стороны, в социологии есть много так называемой полевой работы, когда нужно познакомиться с человеком и взять у него интервью, понять, чем он живет; короче говоря, напрямую изучать людей, используя арсенал антропологии и этнографии. Но и это еще не все: после того как вы провели исследование, вы можете рассказать о нем людям, и людям даже может стать интересно. Популяризацией социальных наук в России почти не занимаются - по сравнению с положением дел в естественных и точных науках, - хотя интересного здесь не меньше. С этим тоже можно и нужно работать.

Если говорить про криминальную статистику и эмпирико-правовые исследования, то, кажется, самые крутые в этой области те, в которых можно объединить всю статистику по преступности в одну рамку, когда у вас есть спектр данных от регистрации преступления и заканчивая решением суда, то есть много промежуточных состояний работы правоохранительной системы. Это позволяет очень глубоко понимать, как эта система работает, и делать далеко идущие выводы. Помимо этого, сейчас набирает популярность идея использования данных из социальных медиа в интернете - когда, например, вы пытаетесь понять, связана ли как-то вероятность совершения преступления с числом и характеристиками друзей в фейсбуке.

Меня очень интересуют возможности современных информационных технологий в социальных науках. Прежде всего в современной науке принято делать исследования воспроизводимыми, то есть вместе с текстом научной статьи выкладывать в интернет еще и данные, на которых делалось исследование, и программный код, с помощью которого вы их обрабатывали и пришли к выводам. Это очень важно, потому что наука - это способность других людей сделать то же самое и получить такие же результаты, как у вас. В социальных науках, в отличие от естественных, есть сложности с воспроизводимостью и устойчивостью выводов. Я думаю, что если каждый социолог будет ясно описывать данные и то, что он с ними делает, то доверие к социальным наукам сильно вырастет. Поэтому в меру своих сил я буду продвигать эту идею. Помимо этого, мне приносит большое удовольствие программирование. Это огромный мир - как вселенная Гарри Поттера, в которую можно погрузиться, только за это увлечение вам платят и вы можете делать много полезных вещей.

Быть ученым тяжело и некомфортно. Для многих это просто неподходящая работа, которая навредит и им самим, и науке

Научная работа по сравнению с почти любой другой гораздо сложнее. Как говорил мой преподаватель, политолог Владимир Гельман, многие идут в науку, чтобы решить личные проблемы. Мне кажется, что это худший способ решения личных проблем. Если вы ученый, то у вас, скорее всего, нет фиксированных рабочих дней и часов, нет понятных и простых должностных инструкций, какие есть в офисной работе. У вас даже нет достаточно высокой и стабильной заработной платы - нужно все время заниматься параллельными исследовательскими проектами и грантами. При этом вас поджидают специфические опасности, такие как профессиональное выгорание и прокрастинация, которые отравляют жизнь и на продолжительное время убивают удовольствие от работы. Это когда вам нужно написать большой текст - статью или диссертацию - за несколько месяцев, и вы сидите дома и просто не можете начать работать. В жизни ученого грань между работой и домом либо очень тонка, либо ее нет вовсе. Поэтому такая работа требует серьезных способностей к концентрации и управлению своим временем. Добавьте сюда то, что в науке почти невозможно получить точное и безошибочное знание: в ваших теориях всегда будут нюансы, в данных - пропущенные значения и перекосы, результаты будут противоречивыми, и вам всегда надо быть готовым к критике (иногда довольно обидной, но это тоже часть работы).

Поэтому быть ученым - это тяжело и некомфортно, и многим эта работа не подходит: люди хотят зарабатывать нормальные деньги, четко понимая, что, когда они придут домой, работа их не достанет, и я этих людей понимаю. Именно поэтому в аспирантуру и даже магистратуру нужно идти только после того, как человек хотя бы год проработает на обычной работе и все равно решит, что ему там скучно и это не для него. Я думаю, что для научного ремесла нужен определенный склад ума: пытливость, готовность вникать в тонкости, даже дотошность. Для многих людей это просто неподходящая работа, которая навредит и им самим, и науке.

Мне кажется, что самое главное - это увлеченность своей темой. Нет более нелепого ученого, чем тот, который не может объяснить, что ему интересно и почему. Любые занятия наукой должны начинаться с простых вопросов (правда, не всегда с простыми ответами) о том, как что-то устроено: почему летает самолет, почему небо голубое, почему одни люди зарабатывают больше, а другие меньше. Из таких вопросов и начинается исследование - сначала через чтение того, что исследовали до вас, а затем и через сбор и анализ собственных данных.

Сложно давать советы, потому что все люди по-своему приходят к тому, чем они занимаются. Наверное, имеет смысл почитать книжки (в конце этого текста есть несколько наименований) и в целом общаться с людьми: ходить на конференции и публичные лекции, почаще задавать вопросы - в общем, культивировать и проявлять интерес. Если вам это нравится, то вы на правильном пути; если нет, то, по-видимому, это дело не для вас и нужно найти что-то более интересное.

Фотографии предоставлены Алексеем Кнорре.

Социологическая мысль в России развивается какчасть общемировойсоциологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяюттри основных этапа. Первый- с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй- с начала 20-х гг. до конца 50-х гг.,третий- с начала 60-х гг. до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904).Развиваемое ими направление социальной мысли получило названиесубъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870).

Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется прежде всего критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития (разнородности) личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии развития разнородности общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности,к превращению ее в простой придаток общественного механизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости, хотя социализм они понимали по своему.



H. К. Михайловский определял социализм как творчество личного начала при посредстве начала общинного. В связи с этим, всубъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализмучерез использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины (“мира”), артели и др.

Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу сопереживания, когда, по выражению Н. К. Михайловского, наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. В соответствии с этой установкой разрабатываетсясубъективная концепция истины. Истина, по Н. К. Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность нормального человека, нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция нормального человека должна отражать интересы подавляющей части общества, т. е. трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, т. е. с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло решение конкретных проблем политической социологии, механизма связи - лидера и массы (герои и толпа), роли партии в общественной борьбе.

Яркимипредставителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е. В. Де Роберти и Н. И. Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальных причин и движущих сил; основного содержания и направленности развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы общественного развития решались исходяиз признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Общественные явления, считали ученые, всегда имеют психологическую основу. С точки зрения Де Роберти социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, которая определяет социальную деятельность людей. Н. И. Кареев считал, что социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией, опирается на факты, науку. Н. И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия: интеллектуальную(ум); эмоциональную(чувства); волевую.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. М. М. Ковалевский выдвинул идею эволюции, т. е.органической смены стадий общественного развития. Его интересовали главным образом истоки и генезис основных социальных институтов: семьи,общины, частной собственности и государства.

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с нимив России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. Так называемый легальный марксизм П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют. Однако при решении конкретных проблем общественного устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый “легальный марксизм” как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции 1905-1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и “легальный марксизм” прекратил свое существование.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процессаинституционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии, о чем шла речь выше.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих, крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, чтоисторический материализм - это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии.Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 1960-х гг.социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 г.была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 г. на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 г. был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее времясуществует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

Социологи шире вливаются в социально-политическую жизнь страны, выступая в роли социальных помощников, экспертов, авторов программ по реформированию, совершенствованию общественной жизни. В своей работе они более целенаправленно переориентируются на объективное исследование реальной жизнедеятельности субъектов общественной жизни, тенденций ее развития. Наиболее известные современные ученые-социологи в России - это Г. В. Осипов, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Р. В. Рывкина, А. И. Кравченко, Г. Г. Силласте, В. А. Ядов и др.

Бабосов Евгений Михайлович (р. 1931) – белорусский социолог и философ. Доктор философских наук (1972), профессор (1973), академик НАН РБ (1994). С 1998 г. – почетный директор Института социологии НАН Беларуси. Главные направления научных исследований – социальная философия, теория и история социологии, конфликтология, экстремальные ситуации, особенности переходных (посткоммунистических) обществ. Автор более 750 научных работ (из них более 30 индивидуальных монографий, учебников и учебных пособий). В том числе «Личность, коллектив, общество» (1975), «Социология конфликтов» (1996), «Человек на пороге рынка» (1992), «Введение в конфликтологию» (1996), «Социология управления» (2000), «Общая социология. Учебное пособие» (2002) и др. Бабосов сыграл значительную роль в создании и институализации академической социологии в Республике Беларусь.

Блумер Герберт (1900 1987) – американский социолог и психолог. В 1925–1952 работает в Чикагском, с 1952 – в Калифорнийском университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж. Г. Мида. В 1937 г. предложил термин «символический интеракционизм». Основная работа – «Символический интеракционизм. Перспективы и метод» (1969). По мнению ученого, действия с символами (жесты, язык), предваряют практически-преобразовательные действие. Посредством знаковой деятельности мы задаем дистанции, т. е. структурируем внешний мир.

Бурдье Пьер (1930 2002 ) – французский социолог, профессор Высшей школы социальных наук. С 1996 г. – директор школы практических исследований. С 1975 г. возглавил Центр Европейской социологии. Автор 35 книг и нескольких сотен статей. Бурдье исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, масс-медиа, социальные науки. Главный труд Бурдье – «Различие. Социальная критика суждения» (1979). Начиная с публикации в 1993 году «Нищеты мира», Бурдье занимает критическую позицию, выступая на стороне социально обделенных, находящихся под угрозой, или исключенных из общества групп.

Вебер Макс (1864 1920) крупнейший социолог конца XIX–начала XX века. Учился в Гейдельбергском университете. С 1894 г. – профессор в университете во Фрайбурге, с 1896 – в Гейдельберге. Читал лекции в университетах Сент-Луиса (США) и Вены (Австрия). С 1919 г. – профессор Мюнхенского университета. Всемирно известные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (1921). Разработал теорию «идеальных типов», которые рассматривал как концентрированные отражения сущности изучаемых социальных явлений, их идеальные модели. Большое внимание уделял изучению социального действия и его основных типов, структур и функций. Разработал учение о типах господства и подчинения, о сущности власти и политических систем. Обстоятельно исследовал социологию религии и раскрыл решающую роль протестантизма, в частности протестантской этики в становлении и развитии капитализма.

Гидденс Энтони (р. 1938) – английский социолог и политолог. С 1961 г. преподаватель социологии в университете Лестера, с 1965 г. – профессор социологии в Кембридже. Главные работы: «Основные проблемы социальной теории» (1979), «Устройство общества» (1984). Автор теории структурации, согласно которой социальные структуры являются порождениями человеческих действий и отношений. Все действия людей в свою очередь подвержены влиянию структурных характеристик общества. Процесс социального воспроизводства через действия структурационных механизмов перерастает в социальные трансформации. Сами же трансформационные изменения происходят отчасти в соответствии с намерениями людей, совершающих их, а иногда приводят к таким последствиям, которых никто не желал и не предвидел.

Данилов Александр Николаевич (р. 1965) – белорусский социолог, политолог и социальный философ. Доктор социологических наук (1994). Заведующий сектором изучения общественного мнения и прогнозирования Совета Министров Республики Беларусь (1991–1994), аналогичного сектора Администрации Президента Республики Беларусь (1994–2000), профессор кафедры социологии БГУ (с 2000), заместитель председателя ВАК Республики Беларусь (с 2003). Основатель и главный редактор научно-теоретического журнала “Социология”. А.Н. Данилов – автор оригинальной теоретико-методологической концепции, раскрывающей механизм системных трансформационных изменений в постсоветских странах. Им разработаны теоретические предпосылки нового направления в социологической науке – социологии трансформационных процессов в переходных обществах.

Дарендорф Ральф (1929 2009) – немецкий социолог, политолог, политический деятель. В 1958–1967 г. – профессор университетов Гамбурга, Тюбингена, Констанца. В 1974–1984 – директор Лондонской школы экономики и политических наук. Основные работы: «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Современный социальный конфликт» (1982). Дарендорф является автором так называемой «конфликтной модели общества». Теория конфликта Дарендорфа возникла как альтернатива марксизму. С точки зрения Дарендорфа, порядок и стабильность – суть патологии социальной жизни. Различные теории организуют и конституируют мир своими специфическими способами, и одним из таких способов – вполне перспективных, по мнению Дарендорфа – является теория конфликта.

Дюркгейм Эмиль (1858 1917) – французский социолог. Работал профессором социологии в университете Бордо (1887–1902), а затем – в Сорбонне. Основные работы – «О разделении общественного труда (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897). Считал, что социология должна базироваться на изучении социальных фактов, имеющих объективный характер, рассматривал общество как совершенно уникальную социальную реальность, которая должна быть изучаема самостоятельной наукой, несводимой к философии – социологией. Большое внимание уделял анализу разделения труда, которое играет огромную роль в развитии общества. Выделил основные типы социальной солидарности и дифференциации общества. Ввел понятие «аномия», под которой понимал патологию социальной жизни, воплощающуюся в осознанных нарушениях норм права, морали и т.д.

Конт Огюст (1798 1857) французский философ, социолог, методолог, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма. Автор шеститомного «Курса позитивной философии» (1830–1842). В 1816–1824 – секретарь Сен-Симона. Конт провозгласил создание новой науки – социологии, призванной изучать единые, универсальные законы о развитии общества; создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии.

Кравченко Альберт Иванович (р. 1949) – российский социолог, специалист в области экономической социологии и социологии труда. Окончил философский факультет МГУ (1973). Доктор социологических наук (1991). С 1978 работает в Институте социологии РАН ведущим научным сотрудником. С 1984 – научный консультант, редактор журнала «Социологические исследования». Кравченко дал определение структуры и предметной области социологии труда, осуществил систематизацию категориального аппарата, выделил основные школы в истории отечественной и зарубежной социологии труда, предложил новую трактовку концепции социальной организации труда Тейлора. Является автором более 150 научных работ, в том числе – «Социология труда в XX веке: историко – критический очерк» (1987), «Введение в социологию. Учебное пособие» (1995), «Основы социологии» (1997).

Кули Чарлз Хортон (1864 1929) – американский социолог и социальный психолог. Получил образование и преподавал в Мичиганском университете. В 1918 – президент Американского социального общества. Основные сочинения: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Считается предшественником теории «символического интеракционизма». Согласно Кули, человек и общество есть аспекты органического единства – «человеческой жизни», вне которой они являются чистыми абстракциями. Общество может существовать лишь на основе взаимодействия личностей, их коммуникации. Кули связывал формирование человеческого «Я» с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению ученого, он производит на окружающих (теория «зеркального «Я»).

Лавров Петр Лаврович (1823 1900) – русский социолог, публицист, идеолог народничества 1860-х; в начале своей карьеры – профессор математики. В 1868–1869 опубликовал «Исторические письма», ставшие настольной книгой радикальной молодежи России. С 1870 за границей, издает газету «Вперед!». Лавров считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Лавров определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность – есть общность привычек, интересов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Лавров приходит к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. Реальными субъектами истории, по Лаврову, являются «критически мыслящие личности», способные выработать в себе высший нравственный идеал.

Луман Никлс (1927 1999) – известный немецкий социолог. Окончил Билефельдский университет. В 1968–1993 гг. – профессор Билефельдского университета. Основное внимание уделял разработке теории социальных систем. Считал, что основными элементами социальной системы являются не люди или их действия, а их коммуникации между собой. Коммуникация не ограничивается передачей информации, а является самореферентным процессом, приводящим к определенному структурированию социальной системы. Наиболее известные работы – «Социальные системы: основы общей теории» (1984), «Теория общества» (1989), «Наблюдения современности» (1992).

Маркс Карл (1818 1883) – выдающийся немецкий философ, социолог, экономист. Получил образование в университетах Бонна и Берлина, защитил докторскую диссертацию по философии в Йенском университете. В 1864 г. участвовал в учреждении Международного товарищества рабочих (I Интернационал). Основные труды: «Капитал» (1867–1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852). Маркс считал, что в основе развития общества находится способ производства материальных благ, состоящий из двух взаимосвязанных сторон – производительных сил и производственных отношений. На определенном этапе развития общества производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями, и тогда наступает эпоха социальной ре­волюции. В процессе революций рабочий класс становится «могильщиком» капитализма, превращает частную собственность в общественную; совершается переход к новому типу общества – коммунистическому, в котором свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.

Мертон Роберт Кинг (1910 2003) – американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1957). Внес значительный вклад в развитие и формирование ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма («Социальная теория и структура», 1957), социальной дезорганизации обществ («Социальная структура и аномия», 1966), социологии науки («Социология науки», 1973) и др.

Мид Джордж Герберт (1863 1931) американский психолог, социолог и философ. Основные его работы собраны в книгах « Разум. Я и Общество» (1934) и «Философия действия (1938). Определял свою концепцию как «социальный бихевиоризм», однако, фактически заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Г. Блумером). Согласно Миду, любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы.

Михайловский Николай Константинович (1842 1904) – русский философ и социолог, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения: «Аналогический метод в общественной науке» (1869), «Что такое прогресс?» (1872), «Борьба за индивидуальность» (1875–1876), «Герои и толпа» (1882). С 1892 года – один из ведущих редакторов журнала «Русское богатство». Предметом социологии, по мнению Михайловского, является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности, исследование законов этого отношения позволяет соединить в социологическом анализе сущее и должное. Михайловский разработал субъективный метод в социологии. Данный метод не исключает объективного познания, но в силу неустранимости субъективного момента (предвзятого мнения) из социального познания предполагает еще и оценку реальности с точки зрения нравственного идеала, желаемого будущего.

Парсонс Толкотт (1902 1979) – выдающийся американский социолог. Родился в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. С 1927 г. – профессор Гарвардского университета, в 1946–1956 гг. возглавлял отделение социальных отношений. Создатель социологических теорий структурно-функционального анализа и социального действия. Президент Американской социологической ассоциации (1949). Основное внимание уделял теории систем и социального действия, разработанных в трудах «Структура социальной деятельности» (1937), «К общей теории действия» (1951), «Система современных обществ» (1971). Занимался исследованием субъекта действия («актора»), в качестве которого может выступать отдельный индивид, коллектив, организация. Основными функциями систем действия считал: адаптацию, интеграцию, мотивацию и целедостижение. Считал, что система общества включает в себя в качестве выс­шей иерархической структуры систему культуры, неразрывно связанную с системой личности.

Смелсер Нейл Джордан (р. 1930) – американский социолог, профессор Калифорнийского университета, представитель эволюционного функционализма, ученик и последователь Т. Парсонса. Главные работы: «Социология экономической жизни» (русск. перевод издан в 1965 г.), «Теория коллективного поведения» (1962), учебник «Социология» (1988). Автор концепции ценностно-ориентированного коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии сравнительного анализа.

Сорокин Питирим Александрович (1889 1968) – родился в Вологодской губернии в семье ремесленника. Окончил Санкт-Петербургский университет. В 1917 г. получил звание приват-доцента Санкт-Петербургского университета, в 1920 г. избран руководителем кафедры социологии этого университета. В 1922 г. эмигрировал из Советской России. Сначала жил и работал в Праге, а затем – в США. Работал профессором, а с 1930 г. – деканом социологического факультета Гарвардского университета. Основные труды: «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937–1941), «Социальная и культурная мобильность» (1959), «Социологические теории сегодня» (1966). Основной вклад в социологическую науку заключается в создании теорий социальной стратификации и социальной мобильности, в разработке всемирной панорамы социокультурной динамики общества и основных типов культур. Считал, что ключевую роль в развитии человека и общества выполняют социальные взаимодействия, в процессе развертывания которых формируется личность, вырабатываются формы культуры и типы обществ. Подверг резкой критике чрезмерное распространение различных форм массовой культуры, неразрывно связанной с кризисом духовности в современном мире. Выражал уверенность, что человечество от эпохи войн, революций и кризиса культуры движется к новым формам социальных взаимодействий, возвышающих человека духовно, нравственно, социально.

Спенсер Герберт (1820 1903) – британский философ и социолог. Важнейшие труды: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864–1867), «Основания психологии» (1870–1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876–1896). Идея всеобщей эволюции – центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи. Он выделил три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Основная задача социологии по Спенсеру – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Спенсер – родоначальник «органицистской школы» в социологии.

Ядов Владимир Александрович (р. 1929) – российский социолог. В конце 1950-х годов Ядов организовал лабораторию социологических исследований при Ленинградском Государственном университете, которая впервые в СССР стала изучать трудовую мотивацию. В 1963–1964 прошел стажировку в Университете Манчестера и Лондонской школе экономики и политических наук, где изучал методику и технику социологических исследований. Под руководством Ядова в Ленинграде сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, осуществивший исследовательский проект «Человек и его работа». На протяжении 1960–1970-х возглавляемая Ядовым ленинградская социологическая школа провела фундаментальное исследование ценностных ориентаций, в результате которых была разработана и получила широкое признание диспозиционная теория регуляции социального поведения личности, сыгравшая важную роль в обособлении социальной теории от доктрины исторического материализма.

1 В современной социологии под классом понимают большую группу людей, имеющих одинаковый статус в системе социальной стратифи­кации.