Радищев сын отечества. Прогрессивная роль В.Ф.Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами»)

Идеал воспитания А.Н.Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»).

Александр Николаевич Радищев (1749-1802)-он как просветитель обращал серьезное внимание на задачи и пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России. Радищев выступал против слепого подчинения детской воле родителей. - взаимное уважение родителей и детей. Большое внимание умственному воспитанию. Принцип народности : 1. отечествен. язык - язык образования, 2. знания об обществе и природе.

Радищев - человек эпохи, его цель - исправление строя, где царит социальная несправедливость. Статья «Беседа о том, что есть сын отечества» , проникнутую «вольностью духа» (1789). Истинным сыном отечества, патриотом может быть только свободный человек. Потому им не может быть крепостной крестьянин, превращенный в раба.

Прогрессивная роль В.Ф.Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами»)

Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) выступал за отмену крепостного права и отдал много сил по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа. Он разработал Положение о детских приютах и “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”, по которым с 1839 г. работали эти учреждения. Согласно “Положению...” приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства, под покровительством царицы. В 1839 Одоевский был назначен руководителем Комитета.

Детские приюты должны были :

  • 1) предоставлять убежище бедным детям,
  • 2) внушать детям “чувство доброй нравственности и к этой цели направлять детские занятия и игры;
  • 3) приучать детей к порядку и опрятности;
  • 4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия.

Жизнь в детском приюте, должна была быть организована на семейных началах. “Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, дитя не должно быть наказано телесно”. После отстранения Одоевского в 1841 от должности, его идеи уступили место методам официальной педагогики николаевского времени.

А.Н. Радищев

Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего

Санкт-Петербург 8 августа 1782 г. Вчера происходило здесь, с великолепием посвящение Монумента Петру Первому в честь воздвигнутаго; то есть открытие его Статуи, работы Г. Фальконета. Любезной друг, побеседуем о сем в отсутствии. Пребывая в отдаленном отечества нашего краю, отлученный от твоих ближних, среди людей не известных тебе, ни со стороны качеств разума и сердца, не нашед еще может быть в краткое время твоего пребывания, не токмо друга, но ниже приятеля, с коим бы ты, мог сетовать во дни печали и скорби, и радоваться в часы веселия и утех: ибо печаль и скорбь исчисляются днями и годами, веселие часами, утехи же мгновением. Ты охотно, думаю, употребишь час хотя единый отдохновения твоего, на беседование с делившим некогда с тобою горесть и радовавшимся о твоей радости; с кем ты юношеские провел дни свои.

В день, назначенный для торжества, во втором уже часу пополудни, толпы народа стекалися к тому месту, где зреть желали лице обновителя своего и просветителя. Полки Гвардии Преображенский и Семеновский, бывшие некогда сотоварищи опасностей Петровых и его побед, так же и другие Полки Гвардии тут бывшие, под предводительством начальников своих окружили места позорища, Артиллерия, Кирасирской Новотроицкой Полк и Киевской пехотной заняли места на близлежащих улицах. Все было готово, тысячи зрителей на сделанных для того возвышениях и толпа народа рассеянного по всем близлежащим местам и кровлям ожидали с нетерпением зреть образ того, которого предки их в живых ненавидели, а по смерти оплакивали. Истинно ибо есть и непреложно: достоинство заслуги и добродетель привлекают ненависть нередко и самих тех, кои причины не имеют их ненавидеть; когда же вина и предлог ненависти исчезает, то и она не отрицает им должного, и слава Великого Мужа утверждается по смерти.

Соорудившая Монумент Славы Петра императрица Екатерина, сев на суда у летнего своего дома прибыла к пристани, выйдя на берег, шествовала на уготованное при Сенате ей место, между строя воев своих. Едва вступить она успела на оное, как бывшая вокруг статуи заслона, помалу и неприметно как, опустилася. И се явился паки взорам нашим седящ на коне борзом в древней Отцов своих одежде, Муж, основание града сего положивший и первый которой на Невских и Финских водах воздвиг Российский Флаг, доселе не существовавший. Явился он взорам любезных чад своих сто лет спустя, когда в первые трепещущая его рука, младенцу ему сущу, прияла Скипетр обширныя России, пределы коея он расширил столь славно.



Благословенно да будет явление твое, речет преемница Престола его и дел и преклоняет главу. Все следуют ея примеру. И се слезы радости орошают ланиты. О, Петр! Когда громкия дела твои возбуждали удивление и почтение к тебе, из тысячи удивившихся великости твоего духа и разума, был ли хотя един кто от чистоты сердца тебя возносил. Половина была ласкателей, кои во внутренности своей тебя ненавидели и дела твои порицали, другие объемлемые ужасом беспредельно самодержавной власти, раболепно пред блеском твоей славы, опускали зеницы своих очей. Тогда был ты жив, Царь, Всесилен. Но днесь когда ты ни казнить ни миловать не можешь, когда ты бездыханен, когда ты меньше силен, нежели последний из твоих воинов, шестьдесят лет по смерти, хвалы твои суть истинны, благодарность нелестна. Но сколь крат более признание наше было живее и тебя достойнее, когда бы оно не следовало примеру твоей преемницы, достойному хотя примеру, но примеру того кто смерть и жизнь миллионов себе подобных в руке своей имеет. Признание наше было бы свободнее, и чин открытия изваянного твоего образа, превратился бы в чин благодарственного молебствия каковое в радости своей народ воссылает к предвечному отцу.

Статуя представляет мощного всадника, на коне борзом стремящемся на гору крутую, коей вершины он уже достиг, раздавив змею, в пути лежащую и жалом своим быстрое ристание коня и всадника остановить покусившуюся. Узда простая, звериная кожа вместо седла, подпругою придерживаемая, суть вся конская сбруя. Всадник без стремян в полукафтанье, кушаком препоясан, облеченной багряницею, имеющ главу, лаврами венчанную, и десницу простертую. Из сего довольно можешь усмотреть мысли изваятеля. Если б ты здесь был, любезный друг, если бы ты сам видел сей образ, ты, зная и правила искусства, ты, упражняяся сам в искусстве сему собратном, ты лучше бы мог судить о нем. Но позволь отгадать мне мысли творца образа Петрова. Крутизна горы – суть препятствия, кои Петр имел, производя в действо свои намерения; змея, в пути лежащая, – коварство и злоба, искавшие кончины его за введение новых нравов; древняя одежда, звериная кожа и весь простой убор коня и всадника – суть простые и грубые нравы и непросвещение, кои Петр нашел в народе, которой он преобразовать вознамерился; глава, лаврами венчанная, – победитель ибо был прежде, нежели законодатель; вид мужественной и мощной – крепость преобразователя; простертая рука, покровительствующая, как ее называет Дидерот, и взор веселый – суть внутреннее уверение, достигшее цели, и рука простертая являет, что крепкий муж, преодолев все стремлению его противившиеся пороки, покров свой дает всем, чадами его называющимся. Вот, любезный друг, слабое изображение того, что, взирая на образ Петров, я чувствую. Прости, буде я ошибаюсь в моих суждениях о искусстве, коего правила мне малоизвестны. Надпись сделана на камне самая простая: Петру Первому, Екатерина Вторая, Лета 1782.

Петр, по общему признанию, наречен Великим, а Сенатом – отцом Отечества. Но за что он может Великим назваться? Александр, разоритель полусвета, назван Великим; Константин, омывшийся в крови сыновней, назван Великим; Карл, первой возобновитель Римской Империи, назван великим; Лев Папа Римский, покровитель наук и художеств, назван великим; Козма Медицис Герцог Тосканский назван великим; Генрих, добрый Генрих IV, Король Французский, назван великим; Людвиг XIV, тщеславный и кичливый Людвиг, Король Французский, назван великим; Фридрих II, король Прусский, еще при жизни своей назван великим. Все сии Владетели, о множестве других не упоминая, коих ласкательство великими называет, получили сие название для того что исступили из числа людей, обыкновенных услугами к Отечеству, хотя великие имели пороки. Частной человек гораздо скорее может получить название великого, отличаясь какой-либо добродетелью или качеством, но правителю народов мало для приобретения сего лестного названия иметь добродетели или качества частных людей. Предметы, над коими разум и дух его обращается, суть многочисленны. Посредственный Царь исполнением одной из должностей своего сана был бы, может быть, великий муж в частном положении; но он будет худой Государь, если для одной пренебрежет многими добродетелями. И так вопреки Женевскому гражданину познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно.

И хотя бы Петр не отличился различными учреждениями, к Народной пользе относящимися, хотя бы он не был победитель Карла XII, то мог бы и для того великим назваться, что дал первый стремление столь обширной громаде, которая, яко первенственное вещество, была без действия. Да не уничижусь в мысли твоей, любезный друг, превознося хвалами столь властного Самодержавца, которой истребил последние признаки дикой вольности своего отечества. Он мертв, а мертвому льстить не можно! И я скажу, что мог бы Петр славнее быть, возносясь сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную; но если имеем примеры, что цари оставляли сан свой, дабы жить в покое, что происходило не от великодушия, но от сытости своего сана, то нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти, сидя на престоле. (Если бы сие было писано в 1790 году то пример Лудвига XVI дал бы сочинителю другие мысли.)

Беседа о том, что есть сын отечества

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся не достойны украшаться сим именем. Кому неизвестно, что имя сына Отечества принадлежит человеку, а не зверю или скоту, или другому бессловесному животному? Известно, что человек – существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума, и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому.

Все сие обретает он в едином последовании естественным и откровенным законам, иначе божественными называемым, и извлеченным от божественных и естественных гражданским или общежительным. Но в ком заглушены сии способности, сии человеческие чувствования, может ли украшаться величественным именем сына отечества? Он не человек, но что? он ниже скота; ибо и скот следует своим законам, и не примечено еще в нем удаления от оных. Но здесь не касается рассуждение о тех злосчастнейших, коих коварство или насилие лишило сего величественного преимущества человека, кои соделаны чрез то такими, что без принуждения и страха ничего уже из таких чувствований не производят, кои уподоблены тяглому скоту, не делают выше определенной работы, от которой им освободиться нельзя; кои уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу, и не имеющие надежды освободиться от своего ига, получая равные с лошадью воздаяния и претерпевая равные удары: не о тех, кои не видят конца своему игу, кроме смерти, где кончатся их труды и их мучения, хотя и случается иногда, что жестокая печаль, объяв дух их размышлением, возжигает слабый свет их разума и заставляет их проклинать бедственное свое состояние и искать оному конца: не о тех здесь речь, кои не чувствуют другого, кроме своего унижения, кои ползают и движутся во смертном сне (летаргии), кои походят на человека одним только видом, в прочем обременены тяжестью своих оков, лишены всех благ, исключены от всего наследия человеков, угнетены, унижены, презренны; кои не что иное, как мертвые тела, погребенные одно подле другого; работают необходимое для человека из страха; им ничего, кроме смерти, не желательно, и коим наималейшее желание заказано, и самые маловажные предприятия казнятся; им позволено только расти, потом умирать; о коих не спрашивается, что они достойного человечества сделали? какие похвальные дела, следы прошедшей их жизни, оставили? какое добро, какую пользу принесло государству сие великое число рук?

Не о сих здесь слово; они не суть члены государства, они не человеки, когда суть не что иное, как движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот! Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества! Но где он? Где сей украшенный достойно сим величественным именем? Не в объятиях ли неги и любострастия? Не объятый ли пламенем гордости, любоначалия, насилия? Не зарытый ли в скверноприбыточестве, зависти, зловожделении, вражде и раздоре со всеми, даже и теми, кои одинаково с ним чувствуют и к одному и тому же устремляются? или не погрязший ли в тину лени, обжорства и пьянства? Вертопрах, облетающий с полудня (ибо он тогда начинает день свой) весь город, все улицы, все домы, для бессмысленнейшего пустоглаголения, для обольщения целомудрия, для заражения благонравия, для уловления простоты и чистосердечия, соделавший голову свою мучным магазином, брови – вместилищем сажи, щеки – коробками белил и сурика, или лучше сказать живописною палитрою, кожу тела своего – вытянутою барабанного кожею, похож больше на чудовище в своем убранстве, нежели на человека, и его распутная жизнь, знаменуемая смрадом из уст и всего тела его происходящим, задушается целою аптекою благовонных опрыскиваний – словом, он – модный человек, совершенно исполняющий все правила щегольской большего света науки; он ест, спит, валяется в пьянстве и любострастии, несмотря на истощенные силы свои, переодевается, мелет всякий вздор, кричит, перебегает с места на место – кратко, он щеголь. Не сей ли есть сын Отечества?

Или тот, поднимающий величавым образом на твердь небесную свой взор, попирающий ногами своими всех, кои находятся пред ним, терзающий ближних своих насилием, гонением, притеснением, заточением, лишением звания, собственности, мучением, прельщением, обманом и самым убийством, словом, всеми, одному ему известными, средствами раздирающий тех, кои осмелятся произносить слова: человечество, свобода, покой, честность, святость, собственность и другие сим подобные? потоки слез, реки крови не токмо не трогают, но услаждают его душу. Тот не должен существовать, кто смеет противоборствовать его речам, мнению, делам и намерениям? сей ли есть сын Отечества?

Или тот простирающий объятия свои к захвачению богатства и владений целого Отечества своего, а ежели бы можно было, и целого света, и который с хладнокровием готов отъять у злосчастнейших соотечественников своих и последние крохи, поддерживающие унылую и томную их жизнь, ограбить, расхитить их пылинки собственности; который восхищается радостью, ежели открывается ему случай к новому приобретению; пусть то заплачено будет реками крови собратий его, пусть то лишит последнего убежища и пропитания подобных ему сочеловеков, пусть они умирают с голоду, стужи, зноя; пусть рыдают, пусть умерщвляют чад своих в отчаянии, пусть они отваживают жизнь свою на тысячу смертей; все сие не поколеблет его сердца; все сие для него не значит ничего; он умножает свое имение, а сего и довольно. И так не сему ли принадлежит имя сына Отечества?

Или не тот ли, сидящий за исполненным произведениями всех четырех стихий столом, коего услаждению вкуса и брюха жертвуют несколько человек, отъятых от служения Отечеству, дабы до пресыщения мог он быть перевален в постель, и там спокойно уже заниматься потреблением других произведений, какие он вздумает, пока сон отнимет у него силу двигать челюстями своими? Итак, конечно, сей, или же который-нибудь из вышесказанных четырех? (ибо пятого сложения толь же отдельно редко найдем).

Смесь сих четырех везде видна, но еще не виден сын Отечества, ежели он не в числе сих! Глас разума, глас законов, начертанных в природе и сердце человеков, не согласен наименовать вычисленных людей сынами Отечества! Самые те, кои подлинно таковы суть, произнесут суд (не на себя, ибо они себя не находят такими), но на подобных себе, и приговорят исключить таковых из числа сынов Отечества; поелику нет человека, сколько бы он ни был порочен и ослеплен собою, чтобы сколько-нибудь не чувствовал правоты и красоты вещей и дел.

Нет человека, который бы не чувствовал прискорбия, видя себя уничижаема, поносима, порабощаема насилием, лишаема всех средств и способов наслаждаться покоем и удовольствием и не обретая нигде утешения своего. Не доказывает ли сие, что он любит честь, без которой он как без души. Не нужно здесь изъяснять, что сие есть истинная честь; ибо ложная, вместо избавления, покоряет всему вышесказанному, и никогда не успокоит сердца человеческого. Всякому врождено чувствование истинной чести; но освещает оно дела и мысли человека по мере приближения его к оному, следуя светильнику разума, проводящему его сквозь мглу страстей, пороков и предубеждений к тихому ее, чести то есть, свету. Нет ни одного из смертных, толико отверженного от Природы, который бы не имел той вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению чести. Всякий желает лучше быть уважаем, нежели поносим, всяк устремляется к дальнейшему своему совершенствованию, знаменитости и славе; как бы ни силился ласкатель Александра Македонского, Аристотель, доказывать сему противное, утверждая, что сама Природа расположила уже род смертных так, что одна и притом гораздо большая часть оных должна непременно быть в рабском состоянии, и следовательно не чувствовать, что есть честь? а другая в господственном, по тому, что не многие имеют благородные и величественные чувствования.

Не спорно, что гораздо знатнейшая часть рода смертных погружена во мрачность варварства, зверства и рабства; но сие нимало не доказывает, что человек не рожден с чувствованием, устремляющим его к великому и к совершенствованию себя, и следовательно к люблению истинной славы и чести. Причиной тому или род провождаемой жизни, обстоятельства, или в коих быть принуждены, или малоопытность, или насилие врагов праведного и законного возвышения природы человеческой, подвергающих оную силою и коварством слепоте и рабству, которое разум и сердце человеческое обессиливает, налагая тягчайшие оковы презрения и угнетения, подавляющего силы духа вечного. Не оправдывайте себя здесь, притеснители, злодеи человечества, что сии ужасные узы суть порядок, требующий подчиненности. О ежели б вы проникли цепь всея Природы, сколько вы можете, а можете много! то другие бы мысли вы ощутили в себе; нашли бы, что любовь, а не насилие содержит толь прекрасный в мире порядок и подчиненность.

Вся природа подлежит оному, и где оный, там нет ужасных позорищ, извлекающих у чувствительных сердец слезы сострадания, и при которых истинный друг человечества содрогается. Что бы такое представляла тогда Природа, кроме смеси нестройной (хаоса), ежели бы лишена была оной пружины? Поистине, она лишилась бы величайшего способа как к сохранению, так и к совершенствованию себя. Везде и со всяким человеком рождается оная пламенная любовь к снисканию чести и похвалы у других. Сие происходит из врожденного человеку чувствования своей ограниченности и зависимости. Сие чувствование толь сильно, что всегда побуждает людей к приобретению для себя тех способностей и преимуществ, посредством которых заслуживается любовь как от людей, так и от высочайшего Существа, свидетельствуемая услаждением совести; а заслужив других благосклонность и уважение, человек учиняется благонадежным в средствах сохранения и совершенствования самого себя. И есть ли сие так, то кто сомневается, что сильная оная любовь к чести и желание приобрести услаждение совести своей с благосклонностию и похвалою от других, есть величайшее и надежнейшее средство, без которого человеческое благосостояние и совершенствование быть не может? Ибо какое тогда останется для человека средство преодолеть те трудности, кои неизбежны на пути, ведущем к достижению блаженного покоя, и опровергнуть то малодушное чувствование, кое наводит трепет при воззрении на недостатки свои?

Какое есть средство к избавлению от страха пасть навеки под ужаснейшим бременем оных? ежели отъять, во-первых, исполненное сладкой надежды прибежище к высочайшему Существу, не яко мстителю, но яко источнику и началу всех благ; а потом к подобным себе, с которыми соединила нас Природа, ради взаимной помощи, и которые внутренне преклоняются к готовности оказывать оную и, при всем заглушении сего внутреннего гласа, чувствуют, что они не должны быть теми святотатцами, кои препятствуют праведному человеческому стремлению к совершенствованию себя. Кто посеял в человеке чувствование сие искать прибежища? Врожденное чувствование зависимости, ясно показывающее нам оное двойственное к спасению и удовольствию нашему средство. И что, наконец, побуждает его ко вступлению на сии пути? что устремляет его к соединению с сими двумя человеческого блаженства средствами, и к заботе нравиться им? Поистине, не что иное, как врожденное пламенное побуждение к приобретению для себя тех способностей и красоты, посредством которых заслуживается благоволение божие и любовь собратий своей, желание учиниться достойным их благосклонности и покровительства.

Рассматривающий деяния человеческие увидит, что се одна из главнейших пружин всех величайших в свете произведений! И се начало того побуждения к люблению чести, которое посеяно в человеке, при начале сотворения его! се причина чувствования того услаждения, которое обыкновенно сопряжено всегда с сердцем человека, как скоро наливается на оное благоволение божие, которое состоит в сладкой тишине и услаждении совести, и как скоро приобретает он любовь подобных себе, которая обыкновенно изображается радостию при воззрении его, похвалами, восклицаниями. Се предмет, к коему стремятся истинные человеки, и где обретают истинное свое удовольствие! Доказано уже, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же; следовательно будет верный отличительный признак его, ежели он таким образом честолюбив.

Сим да начинает украшать он величественное наименование сына Отечества, Монархии. Он для сего должен почитать свою совесть, возлюбить ближних; ибо едино любовию приобретается любовь; должно исполнять звание свое так, как повелевает благоразумие и честность, не заботясь нимало о воздаянии, почести, превозношении и славе, которая есть спутница, или паче, тень, всегда следующая за Добродетелью, освещаемою не вечерним солнцем Правды; ибо те, которые гоняются за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных от других, но паче лишаются.

Истинный человек есть истинный исполнитель всех предоставленных для блаженства его законов; он свято повинуется оным. Благородная и чуждая пустосвятства и лицемерия скромность сопровождает все чувствования, слова и деяния его. С благоговением подчиняется он всему тому, чего порядок, благоустройство и спасение общее требуют; для него нет низкого состояния в служении Отечеству; служа оному, он знает, что он содействует здравоносному обращению, так сказать, крови Государственного тела. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия и тем отнять у Отечества детей, кои бы могли быть украшением и подпорою оного; он страшится заразить соки благосостояния своих сограждан; он пламенеет нежнейшею любовию к целости и спокойствию своих соотчичей; ничего столько не жаждет зреть, как взаимной любви между ними; он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге; преодолевает все препятствия, неутомимо бдить над сохранением честности, подает благие советы и наставления, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнию; если же она нужна для отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту, и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствование Соотечественников своих. Словом, он благонравен! Вот другой верный знак сына Отечества!

Третий же, и, как кажется, последний отличительнейший знак сына Отечества, когда он благороден. Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими; кто сияет в Обществе разумом и Добродетелию, и будучи воспламенен истинно мудрым любочестием, все силы и старания свои к тому единственно устремляет, чтобы, повинуясь законам и блюстителям оных, придержащим властям, как всего себя, так и все, что он ни имеет, не почитать иначе, как принадлежащим Отечеству, употреблять оное так, как вверенный ему залог благоволения соотчичей и государя своего, который есть Отец Народа, ничего не щадя для блага Отечества. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества, и который не инако чувствует притом воспоминании (которое в нем непрестанно), как бы то говорено было с драгоценнейшей всего на свете его чести. Он не жертвует благом Отечества предрассудкам, кои мечутся, яко блистательные, в глаза его; всеми жертвует для блага оного; верховная его награда состоит в Добродетели, то есть в той внутренней стройности всех наклонностей и хотений, которую премудрый Творец вливает в непорочное сердце, и которой в ее тишине и удовольствии ничто в свете уподобиться не может. Ибо истинное благородство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честию, которая нигде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим Соотечественникам, воздавая каждому по достоинству и по предписуемым законам Естества и Народоправления. Украшенные сими единственно качествами как в просвещенной Древности, так и ныне почтены истинными хвалами. И вот третий отличительный знак сына Отечества.

Но сколь ни блистательны, сколь ни славны, ни восхитительны для всякого благомыслящего сердца сии качества сына Отечества, и хотя всяк сроден иметь оные, но не могут однако быть они без надлежащего воспитания и просвещения Науками и Знаниями, без коих наилучшая сия способность человека удобно, как всегда то было и есть, превращается в самые вреднейшие побуждения и стремления, и наводняет целые Государства злочестиями, беспокойствами, раздорами и неустройством. Ибо тогда понятия человеческие бывают темны, сбивчивы и совсем химерические. Почему прежде, нежели пожелает кто иметь помянутые качества истинного человека, нужно, чтобы прежде приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, скромности, умному состраданию, кто к охоте благотворить всем, к любви Отечества, к желанию подражать великим в том примерам, также к любви к Наукам и Художествам, сколько позволяет отправляемое к общежитии звание; применился бы к упражнению в Истории и Философии или Любомудрии, не школьном, для словопрения единственно обращенном, но в истинном, научающем человека истинным его обязанностям; а для очищения вкуса возлюбил бы рассматривание Живописи великих Художников, Музыки, Изваяния, Архитектуры или Зодчества.

Весьма те ошибутся, которые почтут сие рассуждение тою Платоническою системою общественного воспитания, которой события никогда не увидим, когда в наших глазах род такого точно воспитания, и на сих правилах основанного, введен Богомудрыми Монархами, и просвещенная Европа с изумлением видит успехи оного, восходящие к предположенной цели исполинскими шагами!

Многие задаются вопросом: «Что же есть сын Отечества?» Но впервые начал беседу об этом А.Н. Радищев, в который сказал, что «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)». И с этим высказыванием я абсолютно согласна. Потому что не каждый готов защитить свое Отечество в нужное время, и поэтому он не достоин такого звания, как «сын Отечества».

По-моему, сын Отечества - это тот, который готов всегда постоять за свою Родину, защитить ее в трудный момент, оберегать и всегда любить ее. И я могу назвать таких людей без капли сомнения: сыновья Отечества - это в первую очередь те, кто воевал за свою страну. Это герои Великой Отечественной войны. Эти люди готовы были отдать свою жизнь за Родину, защищали ее и не отдали в руки врагу ни под каким предлогом. Они любили ее, как маму и не давали в обиду. Вот это настоящие сыны Отечества.

В принципе, не имеет большого значения, в какой стране ты родился, главное, в какой стране ты вырос, как и за что ты ее полюбил. Хочу привести в пример ребенка-сироту. Если его взяли чужие родители к себе в дом и считают своим дитем, то и ребенок в свою очередь полюбит их и будет считать своими родителями, ведь именно они воспитывали его, любили всем сердцем как своего, вкладывали в него свое терпение и доброту. И он их называет мамой и папой. Так же и с Родиной. Твоя Родина та, что воспитала тебя, вселила в твое сердце патриотизм и веру; та, которую ты полюбил, как свое Отечество.


А.Н. Радищев говорил, что честь, благонравие и благородство зажигают внутри человека любовь к Родине, что побуждает к совершению больших подвигов ради нее. Благодаря этим качествам у людей просыпается патриотизм, который, в свою очередь, поможет им в любых испытаниях, подброшенных судьбой.

Но самое главное - это по-настоящему любить свою страну и верить в нее. Как известно, большинство людей выбирают то, что выгоднее или лучше лично для них. Я считаю это неправильным. Приведу в пример обычного ребенка или даже нас самих. Мы не можем выбирать себе родителей, мы рождаемся и уже любим их за подаренную жизнь. Даже если у кого-то родители богаче или достойнее в каком-то плане, мы же не можем так просто взять и уйти к другим родителям, оставив своих просто так. Вот и с Родиной - нельзя ее оставлять, нужно бороться и стараться быть лучше, нужно помогать ей во всех отношениях, и тогда, действительно, можно с гордостью назвать себя сыном Отечества!

В музее А.Н.Радищева объявлен конкурс «Что есть сын Отечества».

Положение
о конкурсе «Что есть сын Отечества»
Конкурс «Что есть сын Отечества» в 2018 году посвящён 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.

1.Организаторы, партнёры конкурса, жюри.
1.1. Конкурс учреждён в 1999 году по решению ГБУК «Объединение
государственных литературно — мемориальных музеев Пензенской
области».

1.2. Организатор конкурса: музей А. Н. Радищева, филиал ГБУК
«Объединения государственных литературно – мемориальных
музеев Пензенской области».

1.3. Партнёры конкурса: отдел образования администрации Кузнецкого
района, управление образования администрации г. Кузнецка, отдел
по делам молодёжи, культуре, физкультуре и спорту Кузнецкого
района.

1.4. Состав жюри утверждает организатор конкурса.

2.Цели и задачи конкурса.

2.1. Конкурс «Что есть сын Отечества-2018» проводится в целях
популяризации творчества великого русского писателя И.С.Тургенева и активизации читательского интереса.

2.2. Задачи конкурса:
— выявление и поддержка творческого потенциала начинающих
актеров;
-нравственное воспитание молодежи.

3.Условия и порядок конкурса.

3.1. Конкурс проводится с 01.01.2018 г. по 30.11.2018 г.

3.2. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и
учреждений дополнительного образования.

3.3. Заявки на участие в конкурсе «Что есть сын Отечества» подаются в
музей А. Н. Радищева по форме (см.приложение №1) по
электронной почте: [email protected] до 1 ноября 2018г.

4.Требования к участникам конкурса.

4.1. Конкурс объявлен в театральной номинации «Летописец душ
народных» (постановка по произведениям И.С.Тургенева).
4.2. На конкурс представляются постановки, раскрывающие смысл
произведения через художественные образы.

4.3. На конкурс представляется только одна постановка от одного
учебного учреждения.

4.4. Все конкурсные постановки будут оцениваться жюри по четырём
критериям:
— раскрытие и яркость образов персонажей литературного
произведения;
— оригинальность режиссерского решения;
— использование средств выразительности;
— музыкальное, художественное оформление спектакля.

4.5. Постановка может быть исполнена в любом жанре театрального
искусства (комедия, мим, мюзикл, драма, пародия).

4.6. Продолжительность постановки не должна превышать 10 минут.

4.7. К постановке должна обязательно прилагаться театральная
программка с указанием исполнителей в количестве не менее 3
штук по форме (см. Приложение № 2).

4.8. В постановке запрещается содержание, разжигающее расовую,
межнациональную или религиозную рознь, нарушающее законы
РФ и носящее антисоциальный характер.

442514, Пензенская область, Кузнецкий район, село Радищево,
улица Центральная, 63.

Куратор конкурса – Галкина Светлана Алексеевна (8-927-362-41-82)

5.Подведение итогов и поощрение победителей конкурса.

5.1. Все участники конкурса награждаются грамотами.

5.2. Победители, занявшие 1, 2 и 3 места награждаются дипломами и
ценными подарками.

5.4. Организаторы конкурса имеют право учреждать специальные
призы.

5.5. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.

6. Контакты

Адрес: 442514, Пензенская область, Кузнецкий район, село Радищево,
улица Центральная,63.
Электронная почта: [email protected]
Тел.: 8(841-57) 5-16-25
Куратор конкурса – Галкина Светлана Алексеевна(8-927-362-41-82).

Приложение № 1

Заявка на участие

Общее количество участников постановки ______________________
Ф.И.О. участника, возраст, класс, роль: ________________________
Название постановки, жанр исполнения ________________________

Руководитель ______________________________________________
Название организации, представляющей конкурсанта ____________
___________________________________________________________
Контактный телефон: ________________________________________

Адрес:_____________________________________________________ ___________________________________________________________

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества. Под игом рабства находящие­ся не достойны украшаться сим именем.

Поудержись, чувствительное сердце, не произноси суда твое­го на таковые изречения!?..

Кому не известно, что имя сына Отечества принадлежит че­ловеку, а не зверю или скоту, или другому бессловесному животному? Известно, что человек существо свободное, по­скольку одарен умом, разумом и свободною волею, что сво­бода состоит в избрании лучшего, что это лучшее познает он и избирает посредством разума и стремится всегда к прекрасному, высокому. Бее это обретает он в последовании естественным и (Божественным) законам и извлеченным (из них) гражданским и общежительным 14 .

Но здесь не касается рассуждение о тех злосчастнейших, которых коварство или насилие лишили сего величественно­го преимущества человека 15 , которые без принуждения и страха (неспособны к чувствованию), которые уподоблены тяглому скоту, не имеющие надежды освободиться от своего ига. Хотя и случается иногда, что жестокая печаль возжига­ет слабый свет их разума и заставляет проклинать бедствен­ное свое состояние и искать оному конца. Не о тех здесь речь, кои походят на человека одним только видом, угнете­ны, унижены, презренны, о которых не спрашивают, что они достойного человечества сделали, какие похвальные де­ла оставили? Не о них здесь речь. Они не суть члены госу­дарства, они не человеки, не что иное, как движимые мучи­телем машины, тяглый скот!



Человек, человек потребен для ношения имени сына Отече­ства! Но где он? Где сей украшенный достойно сим величе­ственным именем?

Вертопрах, облетающий с полудня (тогда начинает он день свой) весь город для бессмысленнейшего пустоглаголания, для обольщения целомудрия, соделавший голову свою муч­ным магазином, брови вместилищем сажи, щеки коробками белил и сурика... Его распутная жизнь, знаменуемая смрадом из уст и всего тела, задушается целою аптекою благовонных опрыскиваний. - Не сей ли есть сын Отечества? Или тот, поднимающий величавым образом на твердь небес­ную свой взор, попирающий ногами своими всех, раздираю-

14 Речь идет о нормах гражданского права и нормах общежития, которые долж­ны быть основаны, по мнению Радищева, на естественном праве.

115 Быть свободными, быть сынами Отечества.

щий тех, кто осмеливается произносить слова: человечество, свобода, покой 16 , честность, святость, собственность (выделено мной. - А.А.) и другие сим подобные? ...Сей ли есть сын Отечества?

Или тот, простирающий объятия свои к захвату богатств и владений целого Отечества своего, а ежели бы можно было, и целого света, который восхищается радостью, ежели от­крывается ему случай к новому приобретению, пусть то за­плачено будет реками крови собратий его, пусть они умира­ют с голоду, все сие для него не значит ничего. Не сему ли принадлежит имя сына Отечества?

Или не тот ли сидящий за столом, (для) услаждения вкуса и брюха (которого стараются) несколько человек, дабы по пресыщении мог он быть перевален в постель?.. Глас разума, глас законов, начертанных в природе и сердце человеческом, не согласен наименовать (этих) людей сынами Отечества!

<...> Нет ни одного из смертных, толико отверженного от природы, который бы не имел вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению чести. Всяк желает быть уважаем, всяк устремляется к дальнейше­му своему совершенствованию, знаменитости и славе, как бы ни силился ласкатель Александра Македонского, Аристотель, доказать противное, утверждая, что сама природа располо­жила уже род смертных так, что большая часть оных долж­на непременно быть в рабском состоянии, и следовательно, не чувствовать, что есть Честь, а другая в господственном, потому что немногие имеют благородные чувствования. Не спорно, что гораздо знатнейшая часть рода смертных по­гружена в мрачность рабства, но не оправдывайте себя, притеснители, злодеи человечества, что сии ужасные узы есть порядок, (установленный природой). О, если бы вы проникли цепь всей природы, нашли бы, что любовь, а не насилие содержит толь прекрасный в мире порядок и под­чиненность. Везде и во всяком человеке рождается оная пламенная любовь к снисканию Чести и похвалы у других. Сын Отечества, таким образом, Честолюбив. Истинный человек есть исполнитель всех предустановленных для блаженства его законов, он свято повинуется оным. С благоговением подчиняется он всему тому, чего порядок, благоустройство и спасение общее требуют. Словом, он бла­гонравен 1 . <...>

Третий же отличительный знак сына Отечества, когда он благороден. Благороден же тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми поступками, кто сияет в об-

16 Покой - здесь: мир, благоденствие.

ществе разумом и добродетелью. Тот есть прямо благороден, сердце которого не может не трепетать при едином имени Отечества... 17

Но сколь ни славны для всякого благомыслящего сердца сии качества, без надлежащего воспитания и просвещения нау­ками и знаниями наилучшая способность человека превра­щается в самые вреднейшие побуждения и стремления и на­водняет целые государства злочестиями, раздорами и неуст­ройством. Поэтому нужно, чтобы (желающий стать сыном Отечества) приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, применился бы к упражнению в истории и философии, (научающим) человека истинным его обязанно­стям, а для очищения вкуса возлюбил бы рассмотрение ве­ликих художников, музыки, архитектуры.

<...> Боепитание, на сих правилах основанное, введено богомудрыми монархами, и просвещенная Европа с изумлением видит успехи оного, восходящие к предположенной цели ис­полинскими шагами!