Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (село Новоспасское)

Новоспáсское - родовое имение русского композитора Михаила Ивановича Глинки, в данный момент является мемориальным музеем композитора.

География

Усадьба расположена в юго-восточной части Смоленской области в 22 км к югу от районного центра - г. Ельня, на реке Десна.

История

  • Первоначальное название усадьбы «пустошь Шатьково» по расположенной рядом деревне Шатьково. В 1750 г. она перешла во владение деда М. И. Глинки - отставного майора Николая Алексеевича Глинки.В 1654 г. образован православный приход в честь Преобажения Господня (Спаса) и село получило название Спасское. В 1786 году была построена новая каменная Спасо-Преображенская церковь, а также деревянный дом, в котором впоследствии родился великий русский композитор. По названию церкви «Спасо-Преображенская» была названа усадьба - Новоспасское.
  • Усадебный дом в Новоспасском был построен отцом композитора Иваном Николаевичем Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из передаточной описи, составленной членом ельнинской дворянской опеки 18 июня 1860 года, известно, что это был: «…деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцом и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40 <…>, печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16»
  • Во время Отечественной войны 1812 г. капитан Глинка, вместе с семьёй вынужден был покинуть имение и временно поселиться в Орле. Во время этого, крестьяне, оставшиеся в деревне, мужественно сопротивлялись французам. Они заперлись в церкви от отряда французов и в итоге отстояли её, но остальная часть имения была разграблена. В 1813 году после возвращения Иван Николаевич отремонтировал (а по сути, выстроил заново) усадебный дом.
  • После смерти Ивана Николаевича Глинки, имение перешло к его младшей сестре Ольге Ивановне Измайловой. Через три года Ольга Ивановна скончалась, и имение досталось её мужу, который, не желая заниматься хозяйством, продал его купцу Рыбакову. Деревянный дом и часть флигелей были в 1882 году разобраны и перевезёны в Коломну, где из этого материала были построены казармы для военных. Само же имение после этого пришло в полный упадок.
  • В 1933 настоятель Новоспасской церкви Федор (Рафаил) Тиванов был арестован вместе с семьей и увезен в неизвестном направлении. Также были арестованы несколько активистов прихода со старостой Лисовским и увезены на строительство канала Москва - Волга. Впоследствии все реабилитированы, дело находится в архиве УФСБ по Смоленской обл. Храм был разграблен, в нем местные коммунары хранили сено и ставили лошадей. Колокола были сброшены, самый большой (106 пуд., отлит в честь победы над французами) разбился. Один из уцелевших колоколов находится в музее музыкальной культуры им. Глинки г. Москва.
  • Остальная часть истории усадьбы относится уже к нашим дням. В 1976 году по решению Министерства культуры РСФСР и Союза композиторов началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 мая 1982 года был открыт музей-усадьба М. И. Глинки.
  • Из-за царившего в советские времена гонения на церковь во время реставрации усадьбы, Спасо-Преображенская усадебная церковь восстановлена не была. Её ремонт начался только в 1990 году. В настоящий момент церковь является действующей, настоятелем церкви является протоиерей Николай Привалов.

Архитектура

Архитектор усадьбы в настоящее время неизвестен. На первом этаже господского дома располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами.

Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Кроме господского дома в Новоспасском было еще несколько построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т. п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

Из каменных сооружений первой в усадьбе была церковь, которая и в плане и в композиционном решении повторяла тип храма в селе Аполье, построенного на тридцать с лишним лет раньше. Сравнивая эти две постройки, можно легко обнаружить временную разницу, хотя обе они выдержаны в стиле барокко. В 80-е годы XVIII века, когда строилась церковь в Новоспасском, стиль барокко завершал период своего расцвета в русской провинции. Декоративное решение фасадов становится намного скромнее, и нет уже той динамики форм, какая была в архитектуре Смоленщины в середине века. Полукруглые фронтоны стали гораздо меньших размеров, окна и вход имеют только ленточные обрамления.

Особое место в облике Новоспасского занимает огромный парк, покрывающий всю территорию усадьбы. До сих пор неизвестно, кто являлся его создателем.

Усадьба имеет очень сложный рельеф местности. Несмотря на это, парковому художнику удалось с блеском использовать все особенности этого рельефа. Основу парка составляют липы, вязы, клёны, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередуются с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.

Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».

Естественной границей парка служила река Десна. На небольшом островке посреди реки, получившем название «островок Муз», стояли беседки для отдыха. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов.

В обустройстве сада активно участвовал Иван Николаевич Глинка. Он специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.

М. И. Глинка

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе Новоспасское 20 мая 1804 года (ст. ст.).

Здесь, в имении отца, Глинка провёл 12 лет детства, и покинул его в 1817 году, когда уехал учиться в Петербург в Благородный пансион для юношей.

Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные места, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.

В последний раз М. И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года.

Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспасское не приедет».

Современность

На данный момент в усадьбе работает мемориальный музей М. И. Глинки. Этот музей является первым и единственным музеем композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о его жизни и творческой деятельности. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

Ежегодно в конце мая - начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском. В эти дни в усадьбе особенно многолюдно. В 2004 г. вся Россия отмечала 200-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Часть празднований проходило в родовой усадьбе композитора.

Усадьба Новоспасское находится в Ельнинском районе Смоленской области. До неё можно добраться по дороге из Смоленска мимо и , дальше по дороге на Рославль поворот на Починок, затем идет пустынная, но хорошая дорога на Ельню, откуда поворот на Новоспасское ровно до которого эта хорошая дорога доходит.
Усадьба находится в живописном посёлке, посетителей в выходные дни немало, есть туристы на автобусах, на автомобилях не только из России, но и из Латвии и Белоруссии. В Новоспасское ходит и местный рейсовый автобус из Ельни.
Такую дорогу стоит проехать, чтобы посмотреть этот удивительный по красоте уголок.

Деревенская улица в Новоспасском

При подъезде к усадьбе гостей встречает Спасо-Преображенский храм, который дал название усадьбе - Новоспасское.

Храм был построен в 1781-86 гг. усилиями помещика Николая Алексеевича Глинки, деда композитора.

В этом храме венчались родители М.И. Глинки, и в 1804 году был крещен младенец Михаил – будущий композитор.

Храм пережил несколько войн. В 1812 году настоятель церкви священник Иоанн Стабровский защитил храм от разграбления французами и был награжден фельдмаршалом Кутузовым. В 1933 году храм был разграблен уже от имени советской власти, за сопротивление вывозу ценностей священник Фёдор Тиванов и несколько прихожан были арестованы и высланы. Во время Великой Отечественной войны в церкви был склад партизанских припасов, колокольня была взорвана.

С 1990 года началось восстановление церкви, сейчас настоятелем церкви является протоиерей Николай Привалов. К сожалению, храм не открыт постоянно – не хватает людей, поэтому можно полюбоваться только внешним убранством и интересным оформлением ограды с текстами молитв и изображениями святых.

Теперь зайдём в усадьбу. Пустошь Шатьково стала владением семьи Глинок в середине ХVIII века. В 1804-11 гг. был построен главный дом усадьбы Новоспасское, в 1806-11 гг. флигели. В1879 году имение из семьи Глинки было продано купцу Ф.Т. Рыбакову, который разобрал дом и перевез его в Коломну. Однако фундамент сохранился. Также сохранилось много личный вещей семьи Глинки, которые хранились у сестёр композитора и были затем переданы потомками в музей.
Усадьба восстановлена в 1980-е годы на сохранившемся фундаменте с прежней планировкой, включающей элементы подлинной обстановки, так что атмосфера времён Глинки сохранена.

Перед домом звучит музыка. Кажется, кто-то играет на рояле.

Вид на флигель и памятник Михаилу Ивановичу Глинке (1804-57)

Заглянем в дом

Комната отца композитора отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777-1834)

комната матери композитора, Екатерины Андреевны Глинка (1784-1851), которая была троюродной сестрой своего мужа.

Комната прислуги

Экспозиция, посвященная композитору

Кстати вид Смоленска

Анфилада комнат 1 этажа

Рабочий стол композитора.

на 2 этаже спальня композитора

В 1834 году после смерти отца композитор приезжает в Новоспасское, в 1835 году женится. Его супругу - Марья Петровна Иванова, «Кроме доброго и непорочнейшего сердца, - пишет Глинка матери сразу же после женитьбы, - я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость... несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях». Счастье в личной жизни прибавило Глинке творческой активности, и он закончил оперу «Жизнь за царя». Также в Новоспасском была написана опера «Руслан и Людмила», и другие музыкальные произведения. Глинку по праву называют основоположником русской классической музыки.

М.И. Глинка. Фотография Сергея Левицкого. 1856 год.

Интересно, откуда он черпал вдохновение. Усадьба Новоспасское показывает нам источники музыки.
В гостиной Глинка репетировал исполнение своих произведений, приглашал хор из местных крестьян

Также на 2 этаже обустроена комната птиц, где Михаил Иванович слушал мелодии птичьих голосов

Фасад усадебного дома, лужайка перед которым называлась «Амуров лужок»

Герб Глинок

Прогуляемся по территории усадьбы

В усадьбе два флигеля

Святой источник

фундамент оранжереи

прямо за оградой деревенские постройки

Другая сторона усадьбы обращена к спуску на реку

сохранившаяся кладка фундамента

Природная терраса в сторону реки. Для меня это отличительная черта усадебной жизни.

Здесь можно было гулять, принимать гостей, устраивать пикники

рядом пруды

местами парк напоминает настоящий лес с ручейком

и конечно есть загадочная старая мельница

на этом прогулка по Новоспасскому заканчивается

Мне очень понравился музей – усадьба Новоспасское, именно за то – что там воссоздана атмосфера эпохи. Там не чувствуется, что прошло много лет, были вырубка вишневых садов, революции и разрушительные войны. Вновь из дома слышатся звуки рояля. Это удивительное место находится вдали от больших городов, там удивительный воздух. Но музею ещё предстоит развиваться, особенно требует внимания инфраструктура.
сайт музея

Будучи в Сызрани и имея свободное время, кроме прогулок по городу и его окрестностям,я делал вылазки в соседнюю Симбирскую губернию, в интересующие меня места.


Целью данной поездки было посещение места гибели авиаконструктора Всеволода Константиновича Таирова. Маршрут пролегал все по той же федеральной трассе М-5 « Урал » . В связи с загруженностью трассы и плечом в 120 км, придорожные населенные пункты осматривались выборочно.

«…. И стали безлюдные места Поволжья заселяться разным людом, вольными безземельными крестьянами, солдатами, получившими в дар земли за заслуги перед Отечеством, получили в дар земли, лесные угодья и князья, графы, купцы и дворяне.

В 1698 году стал заселяться южный край Сызранского наместничества. В дар были даны земли Бестужевым, Соловцову, Милославскому, Чурину. И стал преображаться поволжский край, раньше который считали диким, безлюдным. Стали строиться божьи дома. Люди надеялись получить оседлость, от земли благополучие и довольствие» (Летопись за 1702 г., дьякон Преображенского монастыря Сызранского наместничества Данилов).

Cело возникло в XVII в. и называлось Соловцово по фамилии владельца сельца - служилого дворянина Петра Гавриловича Соловцова. Позднее сельцо стало волостным центром. В 1874 г. через Соловцово прошла железная дорога. Станцию назвали « Новоспасское » , по имени церкви, которая была построена в селе. В начале ХХ в. название села - Соловцово уже стало исчезать, а укрепилось Новоспасское.

с. Новоспасское (Соловцово) при р. Сызрани

Храм каменный, двухэтажный, построен в 1700 г. помещиком Петр. Гавр. Соловцовым. Престолов в нем четыре: в верхнем этаже (холодн.) главный в честь Преобра жения Господня
и в приделе во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; в нижнем этаже (тепл.): главный во имя препод. Сергия Радонежского и в приделе во имя св. великомученика Иоанна воина.

В приходе есть часовня-склеп, каменная, построенная в 1829 г. помещиком Ив. Ив. Нечаевым.

Церковной земли: 1 дес. 1128 кв. саж. усадебной и 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика. Дома: для священника церковный, для дьякона и псаломщика общественные; все на церковной земле. Прихожан: в с. Новоспасском (н. р.; волостн. правл.) в 189 дв.* 758 м. и 790 ж.; в с-це Рокотове (часть села, при р. Сы зрани; н. р.) в 46 дв. 186 м. и 188 ж.; в дер. Малой Андреевке (Горловаровка, при р. Сызрани, в 3 вер.; н. р.) в 22 дв.* 87 м. и 90 ж.; в дер. Верине (при р. Сызрани, в 5 в.; н. р.) в 18 дв. 73 м. и 73 ж.; в д. Маловке (при р. Сызрань, в 3 вер.; н. р.) в 31 дв.* 124 м. и 148 ж.; в дер. Юрьевке (Воровские Выселки, при Ключе Адовском, в 14 в.; н. р) в 24 дв.* 95 м. и 118 ж.; всего в 330 дв.* 1323 м. и 1407 ж.; сверх того раскольников австрийского толка в 2 дв.* 7 м. и 12 ж.

В селе земская школа, существует с 1868 г.

Ближайшие села: Голодяевка в 4 в. и Суруловка в 5 в. Расстояние от Симбир ска 130 вер., от Сызрани 50 вер. Почтовый адрес - с. Новоспасское.

Источник: Н.Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск

Последний владелец Новоспасского полковник лейб-гвардии Преображенского полка Амбразанцев-Нечаев Иван Алексеевич, погиб в Великую войну (убит 26 ноября 1914 г.), погребен в в приходе церкви.


Сын генерал-лейтенанта Александра Сергеевича Амбразанцева-Нечаева и Александры Ивановны Амбразанцевой-Нечаевой (урож. Вишняковой)
кадет Пажеского корпуса Иван Александрович Амбразанцев-Нечаев
(выпущен из камер-пажей в Лейб-гвардии Преображенский полк в 1886 г.). Портрет. СПб.1885 г.

Общее и военное образование получил в Пажеском корпусе. В службу вступил 01.10.1884. Выпущен в лейб-гвардии Преображенский полк. Подпоручик (ст. 11.08.1886). Поручик (ст. 11.08.1890). Штабс-Капитан (ст. 18.04.1899). Капитан (ст. 06.05.1900). Адъютант при Его Высочестве принце Ольденбургском (с 16.07.1901). Полковник (ст. 06.12.1907). Командир 2-го батальона того же полка (с 06.12.1907). На 01.03.1910 в том же чине и должности. На 1911 в списках не значится - вероятно вышел в отставку. После начала мировой войны определен в службу тем же чином в 176-й пехотный Переволоченский полк (ВП 19.08.1914). Командир 175-го пехотного Батуринского полка (с 03.11.1914). Исключен из списков убитым в бою с неприятелем (ВП 30.11.1914).
Награды: ордена Св. Станислава II ст. (1905); Св. Анны II ст. (1907).

В окрестных лесах скрывались участники разгромленных банд Степана Разина и Емельяна Пугачева. Крестьяне, жители села - Мурановы, Барановы, Соловьёвы были отмечены императорскими наградами за Отечественную войну 1812 г.

В 1913 г. в селе было 314 дворов, 2060 жителей, церковь, 2 часовни, земская (1824 г.) и церковно-приходская школы, волостное правление, почтово-телеграфное отделение, земская больница (1875 г.), ярмарка 19 августа и 25 сентября, базары по воскресеньям, станция Сызранско-Вяземской железной дороги, конезавод и мельница И. А. Амбразанцева-Нечаева.

У входа находится могила Лукьянова Олега Валентиновича, погибшего в Афганистане.

Мл. сержант Лукьянов Олег Валентинович, пулеметчик 3 МСР 860 отдельного мотострелкового Псковского Краснознаменного полка. Родился 20.02.1967 в с. Топорнино Николаевского р-на Ульяновской обл. В ВС СССР призван 19.10.1985 ВК Новоспасского р-на Ульяновской обл. В Афганистане с февраля 1986 г. Неоднократно принимал участие в боевых операциях, проявил себя смелым и решительным воином. Смертельно ранен в бою в районе к. Чинга 30.04.1987.

На фронт во время Второй Мировой из села ушли 6500 человек, не вернулось с войны 3420, почти половина. 1580 новоспассцев были награждены орденами и медалями. Жуков Иван Фёдорович , Карпов Николай Филиппович , Сурков Григорий Николаевич , Баранов Виктор Кириллович удостоились звания « Герой Советского Союза » . Пазерский Алексей Максимович , Соловьёв Николай Петрович , Бадигин Михаил Петрович , Кульков Николай Иванович стали полными кавалерами ордена Славы. 11 человек были награждены орденом Ленина за труд в тылу. Во время войны на фронт было отправлено хлеба - 2200218 пудов; яиц - 12368860 шт; шерсти - 12426 кг; мяса - 118030 пудов; картофеля - 622356 пудов; посылок - 38680; собрано денег на постройку танковой колонны - 4 млн. руб. Многие колхозники, рабочие вносили по 100-150 тыс. руб и более: Озеров - 150 тыс. руб, Игнатов - 100 тыс. руб, Фадеев - 100 тыс. руб, Шыбаршов - 50 тыс. руб, даже ученики вносили свою мелкую лепту - 10-20-30 руб.

«Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений. Всегда живой в сознании русских музыкантов, Глинка столь же дорог сердцу русского народа»...
(Б. Асафьев)

Великого русского композитора справедливо называют основоположником русской музыкальной классики. Это не значит, что русская музыка до Глинки не представляла собой ничего ценного, - Россия испокон веков славилась талантами, и даровитые музыканты в ней были не редкость. Но печальная судьба ожидала многих из них: те, которым досталась участь родиться крепостными, всю жизнь были обречены подчинять свой талант прихотям барина. Тем же немногим, кому удалось выбиться в люди, всегда угрожало соперничество иностранных артистов. Иные препятствия стояли на пути музыкантов из высших сословий. В дворянской среде музыка считалась обязательным элементом хорошего воспи­тания. Посещение театров и концертов было таким же непременным светским ритуалом, как посещение балов, маскарадов и званых сделать музыку основным своим занятием - вместо военной или дипломатической карьеры, вместо хо­зяйственного управления родовым поместьем - казалось непростительным легкомыслием.

Для Глинки музыка была не только основным делом жизни - она была самой жизнью. Еще мальчиком, потрясенный первыми музыкальными впе­чатлениями, сказал он о себе: «Музыка - душа моя!» Так она и осталась навсегда его судьбой, целью и смыслом его существования. Потому-то в творениях великого композитора нам слышен и голос самого художника, и голос времени, самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел. Время это, трудное и сложное, было временем великих надежд и великих разочарований.

Два события определили его облик. Первое - победоносная война с Наполеоном, в которой русский народ показал не только военную доблесть, но и невиданную силу, и стойкость духа. Война пробудила в лучших умах России уверен­ность в том, что такой народ сумеет уничтожить или хотя бы обуздать самовластье и добиться свободы. Здесь лежали корни второго события: восстания декабристов, закончившегося трагедией на Сенат­ской площади, казнью и ссылкой самых честных и благородных людей. А за этим последовали годы мрачнейшей реакции, «дух неволи», прочно завла­девший всей необъятной империей - от крепостной деревни до чиновного Петербурга.

«Но наперекор историческим испытаниям именно тогда, в первой половине века, Россия выдвину­ла целую плеяду талантливых людей, уверенно поставивших ее молодое искусство в один ряд с уже зрелыми национальными школами. Современника­ми Глинки и почти его ровесниками были Пушкин, Гоголь, Баратынский, Тютчев. Девятью годами стар­ше - Грибоедов, десятью годами моложе - Лермонтов. Им на смену пришла плеяда младших современников, первые успехи которых совпадают с годами полного расцвета творчества Глинки: Некра­сов, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой. Разные характеры, разные таланты, разные судьбы. Но есть у них и общие черты, позволяющие считать их единой национальной школой. Это, преж­де всего вера в созидательный дух своего народа и стремление прикоснуться к живому источнику его искусства - отражению «чаяний и ожиданий народ­ных», как много лет спустя назвал русскую народ­ную песню Ленин.

Творческие принципы, характерные для русской литературной классики века, легли в основу и других искусств, в том числе музыки. Первыми образцами музыкальной классики стали произведе­ния Глинки, в которых и эстетические идеалы русского искусства его времени выражены в прекрасной художественной форме, во всеоружии уве­ренного мастерства. Если проследить жизненный и творческий путь Глинки, то легко обнаружить, какое большое значение имела для него связь со Смоленщиной. Здесь, в селе Новоспасском, он родился, провел свое детство, получил первые музыкальные впечатления и познал красоту русской народной песни. Здесь же под влиянием событий Отечественной войны 1812 года в нем навсегда пробудились патриотические чувства и вера в могучие народные силы, что нашло в дальнейшем глубокое отражение в его музыке.

В Смоленской усадьбе Новоспасское, что в двадцати кило­метрах от Ельни, родился и провел детство великий русский композитор (1804-1857), основоположник русской классической музыки.

«Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю мое­му, капитану в отставке Ивану Ни­колаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися со знаменитыми Брянскими лесами...» Так начинает свои автобиографические «Записки» М. И. Глинка. Первый биограф М. И. Глинки В. В. Стасов писал: «Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя те элементы музыкальной народности, которые, по существу, в наших городах сохранились лишь в сердце России...»

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М. И. Глинки - отставным майором Н. А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М. И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.

Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М. И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.

Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из Новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.

Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. «Наше семейство многочисленно, но очень дружно», - писал композитор.

Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, «красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера», по словам ее дочери Людмилы. Друг М. И. Глинки П. А. Степанов так говорит о Евгении Андреевне: «Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов».
49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.

Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые «грустно нежные звуки» народных песен.

Сам он напишет в «Записках»: «И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку». «Отец мой, - писал Михаил Иванович, - очень любил меня и всех детей своих. Со мною же обращался, как с товарищем - поверял мне тайны и предположения свои, не скрывая радостей и огорчений. Он не щадил для меня издержек».

А любимая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала: «Отец мой был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью.
Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг.

У нас было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки: также были портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, - всего около ста человек, может быть, и более. Все помещались семьями во флигелях, которых было от деся­ти до двенадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко или городок».

Усадебный дом в Новоспасском был построен И. Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40... печей голландских из простых из­разцов со всею принадлежностью - 16».

На первом этаже располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мас­терами. «Мебель была в каждой комнате из особого дерева, - вспо­минала сестра М. И. Глинки, Л. И. Шестакова. - Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Пе­тербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны - прочного хорошего леса». Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т. п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.

Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».

Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М. И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.

Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.

В последний раз М. И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспас­ское не приедет».

После смерти матери композитора - Е. Н. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л. И. Шестакова и О. И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф. Т. Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.

После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов.

В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения.

По архивным материалам и воспоминаниям восстановлены дом Глинок, гостевой и кухонный флигели, каретный сарай, пекарня и дворовая изба, мостки, Амуров лужок (розарий), каскад прудов, бе­седки, оранжерея, отреставриро­вана родовая церковь, ныне действующая. Приведен в порядок парк, сделаны посадки дубов, кленов, лип. Посажен фруктовый сад. Радуют глаз и многочисленные цветники.

27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М. И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М. И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

Текст: А. Низовский. «Усадьбы России. Подмосковные. От Петербурга до Саратова»
Фотографии дома и интерьера в наши дни (использованы в работе): «Музей-усадьба М. И. Глинки в Новоспасском»

Адрес музея: Смоленская обл., Ельнинский район, село Новоспасское

Звуки музыки

Вальс-фантазия

«Вальс-фантазия» был написан Глинкой в 1839 году. В первом варианте это произведение предназначалось для фортепиано. В 1845 году Глинка оркестровал его, а в 1856 году создал новую оркестровую редакцию, в которой оно и исполняется ныне.

«Вальс-фантазия» был создан в период сердечного увлечения М. И. Глинки молодой Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью А. П. Керн, той самой Анны Петровны, которой Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье»), а Глинка написал на него романс. Композитор создал лирическую поэму, в которой воплощена богатейшая гамма человеческих чувств.

С основной вальсовой темой ярко контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды, то светлые и грациозные, то взволнованно-драматические. Главная тема повторяется многократно, образуя форму рондо. Удивительно изящна инструментовка этого произведения. Преобладание струнной группы придает всему симфоническому произведению легкость, полетность, прозрачность, неповторимое очарование мечты.

Перед нами прошла картина душевной борьбы, попыток вырваться к счастью, к свету. Счастье оказалось недосягаемым. Отсюда - общая элегическая окраска музыки.

Впервые в русской музыке на основе бытового танца возникло развернутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Увертюра к «Руслану и Людмиле» стала первой вершиной симфонического творчества Глинки. Она была сочинена после завершения всего произведения, строится на темах оперы и передает ее главную идею - победу светлых сил над миром зла. Музыка увертюры, стремительная и ликующая, по словам Глинки, «летит на всех парусах»; она содержит основные образы оперы - мужественную героику, радость любви, таинственную сказочность.

Романс на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Самым известным вокальным произведением М. И. Глинки является романс на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Это высшее достижение композитора в области вокальной лирики. В нем идеально сливаются пленительные стихи и вдохновенная мелодия. Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Петровны Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание гениального стихотворения. С прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это, прежде всего, выражено в мелодии – по-русски пластичной и задушевной. В романсе, как и в стихотворении, ясно показаны зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки, радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке.

В этом романсе ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников – Пушкина и Глинки: целостность, гармоничность восприятия мира, светлый взгляд на жизнь, вера в ее непреходящую ценность.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Я помню чудное мгновение (в исп. Д. Хворостовского), mp3;
Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Вальс-фантазия, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

15 марта 2015 года. Село Новоспасское расположено в Ельнинском районе Смоленской области.Усадьба Новоспасское расположена в юго-восточной части Смоленской области в 22 км к югу от районного центра - г. Ельня, на реке Десна. В 1750 году усадьба перешла во владение деда Михаила Ивановича Глинки и называлась она "пустошь Шатьково" по расположенной рядом деревне Шатьково. В 1786 году была построена новая каменная Спасо-Преображенская церковь, а также деревянный дом, в котором 20 мая 1804 года в семье Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны родился сын – будущий великий композитор Михаил Иванович Глинка.. По названию церкви "Спасо-Преображенская" была названа усадьба - Новоспасское. В Новоспасском прошло детство Глинки. Здесь он получил первые музыкальные впечатления, познал красоту русской народной песни, работал над своими бессмертными произведениями. На месте старого дома в 1807-1810 годах отец композитора построил новый "…деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцом и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40 , печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16". После Отечественной войны 1812 года дом по сути выстроили заново. Все в нем было прекрасно: потолки парадных комнат были расписаны, стены обиты бархатными обоями. Мебель – только из особого дерева. Всюду огромные зеркала, паркеты, люстры, лампы, два фортепиано – для музицирования. После смерти Ивана Николаевича Глинки, имение перешло к его младшей сестре Ольге Ивановне Измайловой. Через три года Ольга Ивановна скончалась, и имение досталось её мужу, который, не желая заниматься хозяйством, продал его купцу Рыбакову. Деревянный дом и часть флигелей были в 1882 году разобраны и перевезёны в Коломну, где из этого материала были построены казармы для военных. Само же имение после этого пришло в полный упадок. В 1933 настоятель Новоспасской церкви Федор (Рафаил) Тиванов был арестован вместе с семьей и увезен в неизвестном направлении. Остальная часть истории усадьбы относится уже к нашим дням. В 1976 году по решению Министерства культуры РСФСР и Союза композиторов началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 мая 1982 года был открыт музей-усадьба М. И. Глинки. Из-за царившего в советские времена гонения на церковь во время реставрации усадьбы, Спасо-Преображенская усадебная церковь восстановлена не была. Её ремонт начался только в 1990 году. В настоящий момент церковь является действующей.