XIII. Неударяемые частицы не и ни

ОТЛИЧИТЬ, отличу, отличишь, совер. (к отличать), кого что. 1. Распознать, установить разницу между кем чем нибудь, обнаружить. Отличить правду от лжи. Его не отличить от брата. «В нем героя война отличила.» Некрасов. 2. Наградить, выказать кому… … Толковый словарь Ушакова

ОТЛИЧИТЬ, чу, чишь; чённый (ён, ена); совер. 1. кого (что) от кого (чего). Установить различие, границу между кем чем н. Близнецы так похожи, что их не о. друг от друга. О. один сорт товара от другого. 2. кого (что). Наградой, поощрением… … Толковый словарь Ожегова

Различить, распознать Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

отличить - правду знание, понимание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

отличить - что от чего. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). [Старик Цыбукин] не держит при себе денег, потому что никак не может отличить настоящих от фальшивых (Чехов). Ср. различить … Словарь управления

Сов. перех. см. отличать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Отличить, отличу, отличим, отличишь, отличите, отличит, отличат, отлича, отличил, отличила, отличило, отличили, отличи, отличите, отличивший, отличившая, отличившее, отличившие, отличившего, отличившей, отличившего, отличивших, отличившему,… … Формы слов

Глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: я отличу, ты отличишь, он/она/оно отличит, мы отличим, вы отличите, они отличат, отличи, отличите, отличил, отличила, отличило, отличили, отличивший, отличённый, отличив см. нсв … Толковый словарь Дмитриева

отличить - отлич ить, ч у, ч ит … Русский орфографический словарь

отличить - (II), отличу/(сь), чи/шь(ся), ча/т(ся) … Орфографический словарь русского языка

Чу, чишь; отличённый; чён, чена, чено; св. 1. кого что. Установить различие, границу между кем, чем л. О. зерно ячменя от ржи. О. один сорт табака от другого. О. разные партии товара. 2. кого. Наградой, поощрением, вниманием выделить из числа… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Лекция «Как отличить настоящее искусство от поделки» , Олег Насобин. Чего мы ещё не знаем о Микеланджело, Рафаэле, Боттичелли, Дюрере, Ватто и Ротко? Какие из работ этих гениев валялись под ногами, на чердаках, на блошиных рынках и былинайдены чудесным… аудиокнига
  • Шизофреники повсюду, или Как отличить причуды от болезни , Жовнерчук Евгений Владимирович. Евгений Жовнерчук - доктор медицинских наук, врач: психиатр, психотерапевт, нарколог, психофизиолог - своей книгой не пытается напугать читателя. А наоборот, он ответит на вопросы, волнующие…

Глава первая

Евгений Онегин, молодой дворянин, едет из Петербурга в деревню к своему всерьез занемогшему дяде. В шутливой форме дается характеристика героя:

"Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
коснуться до всего слегка,
с ученым видом знатока.
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм..."

В глазах света он был "ученый малый, но педант":

"Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха..."

"Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет..."

Более всего Онегин преуспел в изучении "науки страсти нежной":

"Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!.."

Интересна манера одеваться у Онегина:

"Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет..."

Образ жизни героя типичен для всех молодых людей его круга. Поздно проснувшись, он отправляется на прогулку, далее в ресторан, из ресторана - в театр, затем на бал и, наконец, уже под утро возвращается домой. Однако:

"...рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели..."

Молодой человек пытается заняться литературной деятельностью, но из этой затеи ничего не выходит, так как "труд упорный ему был тошен". По словам повествователя, он знакомится с Онегиным именно в это время и собирается пуститься с ним в путешествие. Но умирает отец Евгения, имущество которого достается полностью кредиторам. Вскоре Онегин получает известие о том, что при смерти находится его дядя, желающий оставить племяннику наследство. Приехав в деревню, Онегин узнает, что дядя уже скончался, а он стал "заводов, вод, лесов, земель хозяин полный".

Глава вторая

Онегин решает обосноваться в деревне и провести здесь некоторые преобразования: например, заменяет крестьянам барщину легким оброком. С ближайшими соседями отношений не поддерживает. Но вскоре в свою деревню приезжает помещик Владимир Ленский, романтик и неисправимый идеалист:

"Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт".

В семье соседей Лариных Ленский принят как жених дочери Ольги. Вскоре Онегин и Ленский становятся друзьями:

"Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны."

Ленский рассказывает Онегину о своей любви к Ольге Лариной. Автор описывает помещичий быт и жизнь семьи Лариных, дает портреты обеих сестер. Ольга была:

"Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан
Все в Ольге... Но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет..."

Старшая сестра "звалась Татьяной":

"Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой".

Оканчивается глава лирическим размышлением о смене поколений.

Глава третья

Ленский проводит все свободное время у Лариных. Онегин хочет быть представленным их семье, и Ленский обещает все устроить. Большое впечатление на Онегина производит Татьяна. Теперь Ларины прочат его в женихи старшей дочери. Татьяна влюбляется в молодого человека. Начитавшись французских романов, она действует как одна из их героинь - пишет письмо возлюбленному и передает его с няней:

"Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела.
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи...

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно...

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
... Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю..."

Однако, Онегин не похож на романтического героя. Два дня от него нет ответа. Ленский уверяет, что он обещал быть на днях. Татьяна видит подъезжающего Онегина, пугается, убегает в сад.

Глава четвертая

Онегин размышляет над письмом Татьяны. Он тронут, понимая, что ее чувства очень искренни, но он не хочет обманывать наивную девушку. Евгений принимает решение объясниться. Татьяна слушает его, "чуть жива" от смущения.

"Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но...
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет".

В то же время роман Ленского и Ольги развивается очень быстро. Онегин продолжает жить в деревне. Приближается осень. Ленский приезжает на ужин к Онегину, и передает ему приглашение на именины Татьяны. Он счастлив: уже назначена дата его свадьбы с Ольгой Лариной - через две недели после именин.

Глава пятая

Глава открывается описанием зимы в деревне. Наступают святки - время для гаданий, в которые Татьяна верит. На ночь она кладет под подушку зеркало и ложится спать, чтобы увидеть вещий сон. Ей снится, что она идет по шатким мосткам и боится оступиться. Из сугроба вылезает медведь, протягивает лапу. Она опирается на нее и переходит ручей. Медведь поднимает обессилевшую девушку и вносит в шалаш. Татьяна видит Онегина в окружении чудовищ, она открывает дверь в комнату, свечи гаснут. Онегин заступается за Татьяну, на которую нападают чудовища. Входят Ольга и Ленский. Онегин убивает Ленского. В ужасе Татьяна просыпается.

К Лариным съезжаются гости. Появляются и Ленский с Онегиным. Татьяна в смущении. Онегин, не выносящий "траги-нервических явлений, девичьих обмороков, слез" досадует на Ленского за то, что тот притащил его на эти именины, и, решив отомстить ему, все время приглашает танцевать Ольгу. Взбешенный Ленский уезжает.

Глава шестая

Онегин отправляется домой, другие гости остаются в доме Лариных. Утром сосед Онегина, помещик Зарецкий, приносит записку от Владимира с вызовом на дуэль. Евгений сожалеет о своем поведении на именинах, но принимает вызов, так как боится общественного мнения.

Владимир Ленский перед дуэлью видится с Ольгой. Девушка ведет себя так, как будто накануне ничего особенного не произошло. Вернувшись домой, Ленский проверяет пистолеты, берется за чтение Шиллера, затем бросает книжку и до утра пишет лирические стихи о любви.

Онегин просыпает назначенное для дуэли время и приезжает с опозданием. Договариваются стрелять друг в друга одновременно. Онегин стреляет первым и убивает бывшего друга. Далее следует рассуждение, как сложилась бы судьба Ленского, останься он жив. Быть может, Ленский "для блага мира или для славы был рожден", а может "расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и богат носил бы стеганый халат".

Глава седьмая

Ольга недолго горевала о погибшем женихе. Вскоре она увлеклась неким уланом, за которого и вышла замуж. Онегин, чтобы избежать пересудов, отправился в заграничное путешествие. Однажды Татьяна случайно заходит в усадьбу Онегина, внимательно читает его книги и начинает лучше понимать человека, в которого влюблена.

После отъезда Ольги с мужем, мать принимает решение вывезти Татьяну в Москву, чтобы устроить судьбу младшей дочери. В лирическом отступлении говорится о скверных российских дорогах, и описываются подмосковные пейзажи.

В Москве - бесконечные балы, на которых Татьяна скучает. Она мечтает вернуться в деревню, но на девушку обращает внимание важный генерал.

Глава восьмая

На одном из светских раутов появляется Евгений Онегин, который много путешествовал и теперь вернулся в Москву. На балу он встречает даму в сопровождении генерала:

"Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.

Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar..."

В этой даме Евгений узнает Татьяну. Выясняется, что она замужем за князем, давним его приятелем. Князь знакомит Онегина с женой. Татьяна ничем не выдает своих чувств. Спустя несколько дней Евгений едет в гости к князю. Он теперь безнадежно влюблен в Татьяну, "законодательницу зал":

"Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен;
В тоске любовных помышлений
И день, и ночь проводит он".

Онегин пишет одно за другим Татьяне письма, в которых объясняется в любви к ней. Однако та остается холодна. Наконец Евгений приезжает в дом генерала без приглашения и застает Татьяну одну, плачущей над его письмами.

"В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит,
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева...

Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней".

Татьяна упрекает Онегина в том, что теперь, когда она богата и знатна, имеет успех в свете, только тогда он полюбил ее.

"Тогда - не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Татьяна признает, что любит Онегина:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен...
Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьяны показался,
И здесь героя моего,
В минуту злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда".

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак...

В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
"на хОлмах Грузии"; "гремит музЫка"; "катЯтся ядра"...
Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, "былинно-народной" речи...
- - -

Стихотворные произведения (стихи) бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста.
Обычный вид стихотворения – одна или нескольких строф с одинаковым ритмическим рисунком, строки в которых располагаются друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза).

СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
. . .СТИХ – отдельная стихотворная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
. . .СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
. . .СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.

Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
- - -

1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах.
Обозначим деление строки между тактами знаком (/), ударные слоги (!), безударные слоги (=).

* Двухсложные размеры:

ХОРЕЙ (! =) /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
! = ! = ! = ! =

ЯМБ (= !) /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
= ! = ! = ! = !

* Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):

ДАКТИЛЬ (! = =) /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
! = = ! = = ! = = ! = =

АМФИБРАХИЙ (= ! =) /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
= ! = = ! = = ! = = ! =

АНАПЕСТ (= = !) /по горАм/ по долАм/ шум и гАм/
= = ! = = ! = = !

* Четырёхсложные размеры – ПЕОНЫ:

ПЕОН 1 (! = = =) /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на
! = = = ! = = = ! = = =

ПЕОН 2 (= ! = =) /красАвица/ нарОдная/
= ! = = = ! = =

ПЕОН 3 (= = ! =) /отворИте/ мне темнИцу/
= = ! = = = ! =

ПЕОН 4 (= = = !) /переживЁм/ ещё денЁк/
= = = ! = = = !

* Пятисложный ДОХМИЙ (пентон) – такт (стопа) из пяти слогов.

Всем известны стихи Кольцова:

"Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь"...

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой (//):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

/Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
/ = = ! = = // = = ! = = /

Предыдущие ПЕОНЫ навели на идею аналогично поиграть с переменой ударения в дохмической стопе.
Вот такое открытие получилось при перемене ударения:

Дохмий 1 / ! = = = = // ! = = = = /:

Белые цветы высушенные...
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Дохмий 2 / = ! = = = // = ! = = = /:

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Дохмий 3 / = = ! = = // = = ! = = /:

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица...

Дохмий 4 / = = = ! = // = = = ! = /:

"Мирандолина! Мирандолетта!"
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета...
А там, на кухне, горят котлеты!

Дохмий 5 / = = = = ! // = = = = ! /:

Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной...
Может быть, с утра станешь ты иной.
- - -

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

А) МУЖСКАЯ рифма (м) - ударение на последнем слоге:
(час - раз; бал - идеал; мгла - светла).

Б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
(мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

В) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
(накОпится – торОпится; бИтвою – молИтвою).

Г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
(пАдающй – рАдующий).
- - -

3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ:

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – утЮг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ".

Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.
- - -

Стихотворные размеры различаются анАкрузой и клАузулой.

АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД ПЕРВЫМ ударением:

В хорее и дактиле анакруза равна нулю: (! =), (! = =);
в ямбе и амфибрахии равна единице: (= !), (= ! =);
в анапесте равна двум: (= = !) ...

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.

АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
/бУря/ мглОю/ нЕбо/ крОет,/
/ ! = / ! = / ! = / ! = /

КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
/вИхри/ снЕжны/Е кру/тЯ(-)/
/ ! = / ! = / ! = / ! (-)/

ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
/Ой, пол/нА, пол/нА ко/рОбу/(шка)
/ ! = / ! = / ! = / ! = /(+)

Насколько велико значение анакрузы и клаузулы?

Убирая или добавляя безударный слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Покажем на примере строки из всем известного произведения Агнии Барто:

* Хорей: / ! = / ! = / ! = / ! = /

/нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/ (хорей) (ж)

Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим:
/нАшей/ ТАни/ грОмкий/ плАч/ (хорей) (м)

* Ямб: / = ! / = ! / = ! / = ! /

Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб:
/там нА/шей ТА/ни грОм/кий плАч/ (ямб) (м)

Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
/там нА/ша ТА/ня грОм/ко плА/чет (ямб) (ж)

* Дактиль: / ! = = / ! = = / ! = = / ! = = /

Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.
/нАша Та/нЮша ры/дАет так/ гОрестно/ (дактиль) (д)

Уберём в конце строки один безударный слог:
/нАша Та/нЮша ры/дАет и/ плАчет/ (дактиль) (ж)

Уберём два безударных слога:
/нАша Та/нЮша ры/дАет с ут/рА/ (дактиль) (м)

* Анапест: / = = ! / = = ! / = = ! /

Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем:
/наша ТА/ня рыдА/ет с утрА/ (анапест) (м)

Добавим в конце строки безударный слог:
/наша ТА/ня рыдА/ет и плА/чет (анапест) (ж)

* Амфибрахий: / = ! = / = ! = / = ! = / = ! = /

Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта.

/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ и плАчет/ (амфибрахий) (ж)

Уберём последний безударный слог и получим:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/ (амфибрахий) (м)

Вот такой фокус!!!
- - -

Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!

Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль...) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем... Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Пример 1.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю...
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
(Роберт Рождественский)

/Я сегодня/ до зари/ встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
/ = = ! = // = = ! // ! = /

СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.

/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.

Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите. Переберите все буквы алфавита
(пакля, шмакля, дракля...) – и сокровище обязательно найдётся! Пример:
В этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА.

4. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула – АбАб:
Давно забытых чувств появится круженье,………..А
Как будто карусель в старинном городке,………….б
И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья……..А
Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке……..б
(Л.Потешнова)

ОХВАТНАЯ формула – аББа:
Душа то плачет, то поёт,………….а
Стихи прекрасные услышав,…….Б
Встаёт на цыпочки всё выше…….Б
И отправляется в полёт…………..а
(Г.Епанечников)

СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
Внезапно зазвонит молчавший телефон………….а
И маятник часов качнётся,………………………...Б
И долгий разговор начнётся,………………………Б
Соединяя нас в пространстве двух времён:………а
Там – годы юности, тут – наступивший час,……..в
Переменивший многое для нас……………………в
(И.Катеринич)

На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
В пустынной степи полыхает пожар,…..(м)
Никем не замеченный,…………………..(д)
И мне остаётся лишь горечь и гарь…….(м)
Туманного вечера………………………...(д)
(А.Лихачёва)

ДВУСТИШИЯ ААббССдд... – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит...
(А.Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ...

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути...
(А.Фет)

ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
1) Есть гора Медведь, Лягушка,
2) Обезьяна, Крокодил.
3) Нет горы с названьем Мышка,
4) Видно, кто-то проглотил.
(В.Бончак)

БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
Вырастают волны выше туч лохматых,
Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
(Н.Борисова)

ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте.

ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА - условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина... и пр. (см. раздел "Стихи твёрдых форм")
Как написать.

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.


То, что Евгений не мог отличить ямба от хорея говорит о том, что все-таки в его образовании были пробелы, а главное, он был чужд стихосложению, и всего того, что с ним связано. И ямб и хорей - это стихотворные размеры. Ямб - самый простой размер, который широко и всячески распространенный. Это двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Вот пример пятистопного ямба:
Волчица ты! Тебя я презираю!
К Птибурдукову ты уходишь от меня!
У Хорея же, ударение идет на первый слог. Пример:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное

метрические стопы

Кто такой Гомер, я думаю, объяснять не надо (Его фамилия не Симпсон - сразу же говорю), а вот с Феокритом, думаю, знакомы немногие. Тоже грек, тоже поэт, который прославился своими идилиями. Я более подробно узнал о нем, когда был на прекрасном греческом острове Кос, где и творил этот поэт при храме Асклепия. И знаете, проникся. Место там такое, правильное…

Феокрит на Косе

Адам Смит - это фактически пророк и апостол современной экономической теории. Если у Вас в ВУЗе была экономика - вы читали работы этого шотландца. Ну хотя бы работу «О богатстве народов», которая была крайне популярна в те времена. Евгений, прочел оную (причем естественно на французском, ибо английский был не в чести) - и стал себя считать видным знатоком и учить отца.

Адам Смит

Кстати, судя по всему название этой книги Пушкин обыграл намеряно «мог судить о том как государство богатеет". Простой продукт - это земля, и это уже теории французских экономистов того времени. Тут Пушкин нам, видимо показывает, этакий конфликт более эрудированного сына с более патриархальным отцом. Но по сути, никакого конфликта нет,ибо автор иронизирует, называя Евгения «глубоким» знатоком. Да и мог ли юноша, поверхностно нахватавшийся знаний в основах экономики помочь избежать разорения своему отцу? Нет конечно, только в теории.
Но давайте процитируем на сегодня последнюю часть.

Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.


Овидий.

В общем, был Онегин не только сибарит и ленивый белоручка, но и коварный соблазнитель. О чем мы еще убедимся позже. Не только любитель, но и настоящий профи:-)
Не все знают, кто такой Назон, но уж точно хоть раз слышали имя Овидий. Это один и тот же человек. Полное имя Публий Овидий Назон. Древнеримский поэт и острослов, один из самых известных и популярных, живший на рубеже 1 века н.э. Если не читали его метаморфозы - очень советую. И интересно, и они выступили примером для подражания для кучи авторов. Тот же Пушкин, насколько я знаю, очень любил и ценил Овидия. Науку страсти нежной он воспел, скорее всего, в другом своем известном крупном произведении «Науки любить». Или быть может в любовных элегиях.

Это я обнаружил, читая "Науку любви" в книге Издательства «Янтарный сказ», Калининград, 2002

При императоре Августе, фиг его знает почему, крайне популярный поэт был сослан в ссылку в Причерноморье в город Томы (ныне Констанца). Прикол в том. Что никакая это не Молдавия, а Добруджа, и более того, этот город на берегу моря, а не в степях. Бывшему в Кишиневе в ссылке Пушкину, сие абсолютно четко известно. Зачем он допустил осознанную ошибку - неясно. Хотя, смотря на его оценки по географии в Лицее, может быть ошибка была и неосознанная:-)

Продолжение следует…
Приятного времени суток

«Как мы ни бились…»

Бывая на собраниях литературных объединений, гостиных, клубов Ижевска, я заметила интересную особенность в выступлениях поэтов и прозаиков, посещающих такие собрания: отсутствие элементарных знаний по теории стиха и общим особенностям произведений словесного искусства и присутствие непоколебимой уверенности писать как пишется, уверенности., основанной на том, что все написанное – плод «божественного вдохновения», «космической энергии», это «надиктовано свыше».Стойкость убеждения, что писать стихи могут все, кто буквы знает, особенно забавно проявляет себя в полемике, когда предлагаешь оппоненту сыграть на рояле, а он. не подозревая, что выставляет ослиные уши, конечно же, говорит, что не умеет. Понятно продолжение мысли: стихи писать можно сразу, не мороча себе голову умением и обучением. Оставим в стороне вопросы одаренности, поэтического таланта, чувства ритма, чуткости к слову звучащему.Оставим, потому что для тех, кому эти вещи даны, быть может, действительно неактуальны вопросы теории стиха. Но почему они неактуальны для тех, кто «ямба от хорея» не только не отличает, но и чуть ли не гордится этим, как орденом? Вот, дескать, да, не умею отличать, но пишу же, три сборника издал! Это воинствующее невежество неопасно для русской поэзии, опасно для самих невежд. На подобные заявления можно ответить одним: и очень жаль, что не отличаете! Ведь все отличие, если на то пошло, заключается всего лишь в ударении на первом или втором слоге. Ларчик просто открывался. Это арифметика. Продолжая аналогию с математикой, хотелось бы спросить авторов, дающих своим опусам жанровые обозначения: сонет, ода, - возможно ли изучение интегральных уравнений теми, кто алгебру не изучал и этим гордится?
Цель сравнения с музыкой и математикой заключается прежде всего в уточнении позиции: не в ямбе и хорее дело, важно убеждение в том, что творчество идет об руку с наитием, вдохновением, а знание здесь неуместно и даже лишает необходимой прелести порыва, эмоционального подъема.
Картина вдохновенного творчества вызывает в памяти страницы из романа Виктора Пелевина «Ампир В26
«…Но через несколько минут у меня начала чесаться кожа между пальцами, а потом захотелось писать стихи. Я взял ручку и блокнот. Но желание, к сожалению, не означало, что у меня открылся поэтический дар; строчки лезли друг на друга, но не желали отливаться во что-то законченное и цельное.
Исчеркав полблокнота, я родил следующее:
За калину твою,
За твой пиленый тендер с откатом,
За твой снег голубой,
За мигалок твоих купола…
После этого вдохновение вдруг наткнулось на непреодолимый барьер. Вступление подразумевало какое - -то ответное « я тебе…»А с этим было непросто. Действительно, думал я, пытаясь взглянуть на ситуацию глазами постороннего, - что, собственно. « я тебе» за пиленый тендер с откатом? Приходило в голову много достойных ответов на народном языке, но в стихах они неуместны.
Я решил, что поэтический эксперимент на этом закончен и встал с дивана. Вдруг у меня возникло ощущение какой – то назревающей в груди счастливой волны, которая должна была вот – вот вырваться наружу и обдать сверкающей пеной все человечество. Я глубоко вздохнул и позволил ей выплеснуться наружу. После этого рука моя написала:
My sister, do you still recall
The blue Hasan and Khalkin – Gol?
И это было все. Напоследок только хлопнуло в голове какое – то бредовое трехступенчатое восклицание вроде «хлобысь хламида хакамада», и лампа музы угасла».
Отмечу в скобках несчастную судьбу вынесенных в название строк Пушкина, не единственных, свободно толкуемых вне контекста: « Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», - сказано, как известно, не о поэте. В романе в стихах « Евгений Онегин» это сказано о герое, о его легковесном и поверхностном(в традициях дворянского образования того времени) знании из всех областей. Автор «Евгения Онегина» отнюдь не призывает всех причастных к поэтическому творчеству к невежеству, не ставит отсутствие необычайно простых, как дважды два, знаний по поэтике, условием вдохновения и создания истинно лирических строк. Мне приходилось видеть на стене маникюрного салона строки из того же произведения Пушкина: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», - с указанием автора строк. Я думаю, не нужно объяснять, что Александр Сергеевич не призывал посещать маникюрного мастера, да и вообще здесь комментарии излишни.
Убеждение в том, что знать теорию стиха не нужно, легко опровергнуть обращением к наследию лучших поэтов России, оставивших глубокие теоретические работы. Это и Гумилев, и А.Белый, это интереснейшие исследование «поэт о поэте»,проникающие в самые «тайны ремесла»:Ахматова о Данте, Цветаева о Пушкине и др. При этом мы говорим об одареннейших авторах, воистину писавших « под диктовку»!И не в вину в отсутствии знаний узких, специальных(чем отличается антиспаст от хориямба), а знаний необходимы, элементарных, которые позволят скорректировать ритмические погрешности из – за отсутствия природного восприятия звучания стиха, не в вину ставим мы своим оппонентам. В формальном отношении(исключая лиризм) ритмика прежде всего создает стих, недаром английский просветитель семнадцатого века Джон Локк писал в одной из своих работ: «Неправильная постановка ударения в стихе должны навлекать суровое наказание плеткой на благонравного и прилежного мальчика так же неизбежно, как злостный проступок - на упрямого и испорченного ослушника». Наказывать плеткой мы не будем, да и делать сие надо было в детстве, а вот с убеждением., что стих « деревенеет».когда автор его считает слоги и ударения, необходимо поспорить. К тому же не оставляет меня каверзный вопрос: а не был ли стих и до этого деревянным?
Автор этих строк предложила всем желающим приходить в библиотеку для пополнения своих знаний о стихосложении. В течение 2011 года в Центре удмуртской культуры и краеведческой литературы – библиотеке имени В.Азина собирались от трех до пятнадцати человек. информация для слушателей была строго отобрана, она была тесно связана с практикой художественного творчества. Это не цех, где обучают ремеслу.Скорее. это клубное собрание. на котором кипели споры (и еще долго продолжались о «вреде» сухой теории!),на котором обязательно звучали стихи участников встреч. Да и примеры (если позволяла тема)были подготовлены из личных сборников, из коллективных сборников литературного объединения «Прикосновение» (руководитель Васильев Леонид Петрович.ИжГТУ),этих сборников уже издано одиннадцать. Начло все же не обошлось без пресловутого ямба и хорея, поскольку говорить о свободном стихе, сочетающем,например, анапест и хорей, без арифметики все же затруднительно, да и в русской поэзии, достижениями которой мы справедливо гордимся, 85 % стихов написаны ямбом. Конечно, посвятили занятия видам рифм, способам рифмовки, строфике(акростих, фигурные стихи, венок сонетов, одиннадцатистишная строфа Лермонтова).Все эти вопросы представляются многим самыми важными, да и участники встреч в азинской библиотеке на вопрос об отличии стихов от прозы в первую очередь, к сожалению. называют рифму и размер(не ритмику даже).Быть может, поэтому такие горячие споры вызвала тема об отличии стихов от прозы. Отражение мира в стихах и прозе, изображение человека в стихах в отличие от прозы не является аргументом в отстаивании своей точки зрения, а наличие ритма в прозе (помимо собственно стихотворений в прозе) представляется маловажным.
Это вызывает особенное сожаление, потому что во время такого системного курса прозвучали и темы о художественном пространстве и времени, о лирическом герое, о тропах и фигурах, о выразительных возможностях русской фразеологии, лексики, о словарном богатстве русского языка.
Меньше всего схоластика витала в библиотеке: использование венка сонетов показано на примере опубликованного в сборнике «С юбилеем, институт!» венка сонетов Л.Васильева, ритмическая организация стиха на примере стихов В. Правилова, Р.Семакина и др., лирический герой стихотворения на примере стихов А. Хамитова, герой лирического стихотворения – на стихах С.Арсентьевой(у авторов в каждом случае бралось разрешение).Конечно, не для всех тем можно подобрать иллюстративный материал из стихов участников литературных клубов, но примеры на использование архаизмов и омонимов, синонимов и профессионализмов приводились из поэтических произведений. Каждый из посещавших встречи в библиотеке унес целую папку материалов. Пусть она лежит без движения, в конце концов не в ямбе и хорее дело и не в умении их друг от друга отличать. Мне представляется гораздо глубже корень этой проблемы, и лежит он в прошлом веке. Разрыв многих традиций привел к тому, что врачи не собирали медицинскую библиотеку, а учителя покупали вместо текстов произведений так называемые методички, по которым можно провести «хороший « урок. Удивительно ли, что человек имеет небольшой интерес к тому, чем он занят не «профессионально» (на службе, за зарплату), а в часы досуга, любительски? Для меня лично это неразрешимая загадка: как не иметь самого широкого интереса к тому, чему посвящаешь именно досуг, чем занимаешься с интересом, не считаясь с недостатком времени, усталостью и прочим? Коренное отличие области знаний от области творчества является значительным, как мне кажется, только в начале, а в дальнейшем творческое познание мира и создание стихов о познании мира и людей сближаются.
Конечно, далеко не все участники литобъединений пишут собственно стихи, как пишет их Валерий Килеев. Другие пишут творческий дневник, дневник духовного развития в стихотворной форме (Геннадий Русских). Я высоко ценю человека, который посвящает досуг и недосужее время творчеству. Считаю глубоко, принципиально неверным отграничение так называемых самодеятельных от профессиональных поэтов. Само прилагательное так и отдает советским новоязом. Если стихи хорошие и если будут у них читатели, то и смысла на подобное деление нет. Время рассудит. Но избегать, как черт ладана, знания поэтики, считая, что это обеспечит не формальный, сухой, а истинно творческий подход к написанию стихов – поэзия шаткая, уязвимая.