Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата» в старшей логопедической группе

Технологическая карта №6 организованной учебной деятельности.

Дата: 11.11.16

Старшая группа

Образовательная область: «Коммуникация».

Раздел: Художественная литература.

Тема: Заучивание наизусть стихотворения Н. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»

Цель: Ст.гр.: Учить детей понимать смысл и содержание произведения, заучивать текст стихотворения наизусть.

Ср.гр.: Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально читать отрывок по памяти.

Задачи: Ср. гр. – знакомить детей с новым жанром малого фольклора – колыбельной песней;

Формировать интерес к художественной литературе.

Формировать эстетический вкус в восприятии поэтического слога.

Ст.гр. - Формировать умение читать стихотворение наизусть с использованием иллюстраций

Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения;

Закреплять знакомые слова на казахском языке.

Оборудование: запись плача ребенка, запись колыбельной, колыбель-игрушка, иллюстрации к стихотворению, атрибуты для инсценировки: шапочка мамы-медведицы, медвежонка, микрофон..

Билингвальный компонент: қонжық - медвежонок, орман –лес, шырша – елка, ана- мама, бал- мед, балық- рыба.

Словарь: хата, капризуля, состряпай, меньшой

Мотивационно –побудительный

Прослушивание записи детского плача.

Как можно успокоить малыша, когда он плачет, не может заснуть?

Давным – давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих детей спать, стали петь им песенки. Эти песни пелись у колыбели и названы они были – колыбельными. Такие песенки должны были помочь маме уложить ребенка спать, убаюкать его.

Прослушивание записи колыбельной песенки

    Как поется колыбельная?

    А сейчас самый серьезный вопрос: кто пишет стихи? Рассказы? Кто сочинил колыбельную? (Мамы). Да, мамы, и передали их своим детям, а те пели другим детям. Если нет одного автора, мы говорим что сочинил кто?... (Народ). Колыбельные – жанр народного творчества. Но есть и такие колыбельные, которые сочиняют поэты для своих детей.

Дети собираются в круг, слышат запись плача ребенка. Предлагают свои варианты: пожалеть, спеть песенку, побаюкать.

Слушают колыбельную, определяют, каким голосом она поется. (Тихо, ласково, нежно), потому что мама любит своего малыша, всю любовь вкладывает в песенку, желает ему спокойного сна. Нежно покачивает люлечку и в такт подпевает. Люлечка - это колыбелька, кроватка. Рассматривают люльку-игрушку, один ребенок пробует ее покачать.

Вспоминают, что стихи пишут поэты, а рассказы – писатели.

Организованно –поисковый

Сегодня я хочу познакомить с одной такой колыбельной, которую написал украинский поэт Платон Воронько, а о ком она вы скажите, если отгадаете загадку Загадка о медведе
Косолапый, неуклюжий.

Любит мёд, не любит стужу.

До весны привык храпеть

Что за зверь такой?

1. Как называется у медведей мама? 2.Кто детёныши у медведицы? 3. Если он один? Кто он?

Прослушивание стихотворения

Послушайте стихотворение: «Есть в лесу под ёлкой хата»


Есть в лесу под ёлкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый просит:

«Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Мёду, рыбки из пруда».


«Баю-баю, надо спать –

Напевает сыну мать –

Ты уснёшь, и сон придёт –

Всё в корзине принесёт!»

Беседа по содержанию. Словарная работа.

Игра «Кто был внимательным?»
1. У медведицы один медвежонок или несколько?

2. Где уснули медвежата? Что такое хата?

3. Кто не хочет спать? Кто такой меньшой?

4. Как его ласково называют в стихотворении?

5. Что же хочет маленький мишка?

6. Как вы понимаете слово «состряпай»? (Приготовь еду).

7. Какая у медвежат мама?

8. Что она поёт меньшому?

9. Вам понравилось стихотворение? Почему?

11. Услышали ли вы слова медвежонка? Как он просил? (Жалобно). Повторное чтение Игра «Вопрос – ответ». Правила игры: Я задаю вопрос, а вы отвечаете на него словами из стихотворения.

Пример: Я – Есть в лесу под елкой хата?

Вопросы:

Есть в лесу под елкой хата?

Там уснули медвежата?

А меньшой не хочет спать?

Маме стал надоедать?

Динамическая пауза

Рассказывание первого куплета детьми.

Рефлексия для средней группы.

С каким жанром вы сегодня познакомились?

Отрывок из какого стихотворения выучили?

Сложно вам было его выучить или нет и почему?

Воспитатель хвалит детей и отправляет детей к помощнику воспитателя для игровой деятельности.

Игра «Эхо» (развитие силы голоса)

Воспитатель читает стихи тихо , а дети громко.

Конкурс чтецов

Слушают загадку и отгадывают – медведь.

Называют однокоренные слова: медведица, медвежата, медвежонок.

Проходят и садятся на стулья.

Слушают стихотворение.

Ответы детей, вспоминают содержание стихотворения, передавая друг другу микрофон.

Дети – есть в лесу под елкой хата.

Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.

Ср.гр. рассказывают первый куплет

Ст. гр. Повторяют строчки стихотворения громко

Дети хором читают стихотворение, Полина отмечает картинку – куплет фишкой.

Затем 2-3 человека читают стихотворение полностью по иллюстрациям.

Рефлексивно – корригирующий

Если стихотворение вам понравилось, то покажите руками.

Громко или тихо рассказал…?

Сам или с помощью?

Молодцы!

Как называется стихотворение, которое мы с вами запоминали?

Что нам помогло его запомнить?

Дети оценивают друг друга.

Ожидаемый результат:

Воспроизводит: автора стихотворения, его название, содержание.

Понимает: содержание стихотворения

Применяет: умение отвечать на вопросы по содержанию и выразительное чтение стихотворения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №3
Технологическая карта урока русского языка.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ»
НАЗАРОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕНВНА
2013-2014 учебный год.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Класс: 6 класс
УМК: Русский язык. Под ред.С.И.ЛьвовойУчебный предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия «нового» знания
Тема урока: Правописание ь в числительных
Цели:
Образовательные: сформировать навык правильного написания ь в количественных числительных Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать правило написания ь в количественных числительных
Уметь находить числительные
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать собеседника
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (4 мин.)
Цель:
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
повторить правило написания НЕ с причастиями на основе таблицы.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с именем числительным, узнали что это за часть речи, какие бывают разряды числительных, на какие группы по строению делятся числительные, какую синтаксическую роль они выполняют в предложении. А сегодня мы узнаем,как правильно писать имена числительные.
- Давайте попробуем восстановить в памяти уже знакомый материал. Давайте поиграем.
Игра «Верно-неверно».
1.Имя числительное - самостоятельная часть речи(+)
2.Числительные могут выполнять любую синтаксическую роль в предложении(-)
3.Миллион и миллиард пишутся с 2 буквами лл(+)
4.Слова миллион, миллиард, тысяча не являются числительными, а употребляются для обозначения числа(+)
5.Встарину в России и в других странах применялись различные меры длины.Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека(+)
6.Ь знак пишется всегда в числительных(-)
7.Числительное одиннадцать и двенадцать пишутся с –н(-)
8.Понятие «число» и «имя числительное»-одно и тоже(-)
9.По строению числительные бывают 3 видов(+)
10.Составные числтельные состоят из 2 или более слов(+)
Один ученик излагает правило у доски, на котором изображает схему разряды числительных; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют
Выполнение задания, взаимопроверка соседа, выставление оценок.
Познавательные УУД

Коммуникативные УУД
Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД

Уметь оценивать, сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу.
3.Этап получения нового знания
Цель: сформулировать правило написания ь в середине и в конце числительных
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы.
- Работа с текстом на основе разноуровневых заданий.
-Прочитаем текст (читает один ученик)
- Ответим на вопросы по тексту:
Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста, придумайте заголовок.
Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.
Выполните задания: выпишите в 2 столбика числительные цифрами и слова со значением числа. А теперь напишите словами ваши цифры. Какую сложность при их написании вы испытали?Т.о., тему нашего сегоднешнего урока можно обозначить так: правописание ь в числительных. Воспользуйтесь материалом учебника и составьте таблицу написание ь в числительных 1 учащийся читает текст, все учащиеся работает над текстом.
Индивидуальная работа с текстом на основе разноуровневых заданий. Ответы на вопросы учителя. Составляют схему, таблицу или кластер. Проверяют ее вместе с остальными обучающимися
Коммуникативные УУД

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Регулятивные УУД.
Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.
Познавательные УУД
Уметь работать с разными по уровню заданиями
4. Этап закрепления (15 мин.) Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: формировать навык правильного написания ь в числительных
Цель: сменить вид деятельности. Ь в середине или в конце слова
При написании ь в середине слова - хлопаем в ладоши, при написании ь в конце слова- топаем ногами.
11,6,50,12,70,500,30,600,7,20,900,5. При написании ь в середине слова - хлопают в ладоши, при написании ь в конце слова- топают ногами.
Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Включение изученного в систему знаний.(10 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать
выполнения заданий Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания
-Записать упражнение 542. Запишите несколько номеров телефонов своих друзей. Объясните их написание
-Используя данные примеры, расскажите о правописании ь в числительных
-Устно составьте 3 предложения с числительными, данными в упражнении.
Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке
оценивают себя.
Познавательные УУД
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы.
Регулятивные УУД
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
6. Домашнее задание (3 мин.) Используя материал сегодняшнего урока, учитывайте правило написания ь в числительных, составьте 10 ребусов. Или вспомните и запишите 10 названий сказок или других литературных произведений,или же придумайте сказку-загадку про имя числительное
Записывают домашнее здание Познавательные УУД
Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
7.Рефлексия. (4 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
Рефлексия
-Давайте вспомним все о числительных
- Что было трудным?
- Что вызвало интерес?
- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?
Отвечают на предложенные учителем вопросы
Личностные УУД
Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что было трудным? Что вызвало интерес?»)

Валентина Гордобина
Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата» в старшей логопедической группе

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных. Уточнение, расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-) .

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие связной речи, речевого слуха, чувства ритма, координации речи с движением, тонкой моторики, памяти.

Коррекционно-воспитательные цели.

Прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Просмотр мультфильмов по теме, беседы о диких животных, посещение зоопарка, разучивание пальчиковой гимнастики «Зайка серенький сидит» , физминутки «Как – то раз лесной порой.» , чтение художественной литературы.

Материал.

Малосюжетные картинки, текст стихотворения , таблицы для рисования строк стихотворения .

1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадки :

Есть у меня работники ,

Во всем помочь охотники.

Целый десяток

Верных ребяток! (Пальцы)

У двух матерей

По пяти сыновей

И всем одно имя. (Рука и пальцы) .

А чем могут помочь вам ваши руки? Что они умеют делать?

(дети называют слова- действия, что могут руки) .

Много дел позволяют вам выполнить ваши руки, они ваши постоянные и верные помощники. Ваши руки делают многое : и обнять, и поднять упавшего друга, дать корм голодным птицам и зверям красиво накрыть стол и еще очень многое. Они творят чудеса.

Создание проблемной ситуации. Знаете ли вы, ребята, что руки помогают заучивать стихи . Как мое высказывание можно проверить? (ответы детей)

Давайте проверим опытным путем :

Если мы сегодня выучим стихотворение с помощью рук , то мое высказывание верно.

Сообщение темы.

Я вам прочитаю стихотворение украинского поэта П . Воронько

«Есть в лесу под елкой хата » . Слушайте внимательно (выразительное чтение) .

Есть в лесу под елкой хата ,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать,

Капризуля - косолапый просит :

«Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда,

Меду, рыбки из пруда»

«Баю – баю надо спать»

Напевает сыну мать

«Сон придет и все в корзине принесет»

Объяснение новых слов.

Хата , состряпай.

Физминутка «Как – то раз лесной порой.»

Игра «Чудесные превращения»

При повторном чтении стихотворения дети самостоятельно придумывают выразительные движения руками к каждой строчке стихотворения . Покажите :

Где находится хата ?

Как спят медвежата?

Как капризничал меньшой?

Что просил капризуля косолапый?

Что ответила мама? Как?

Кто принесет корзину?

Игра «Наоборот»

Ребенок показывает руками движения, а дети читают стихи .

А потом наоборот, дети показывают руками движения, а ребенок читает стихотворение .

Воспитатель читает стихи тихо , а дети громко.

(ответы детей) .

Вывод. Наши руки помогают нам запоминать стихи .

Ребята, давайте сыграем в игру «Можно и нельзя»

Педагог «Я буду говорить, чему могут научиться наши руки, а вы хлопайте, если это действительно нужно. Будьте внимательны!»

Нужно научиться :

Пришивать пуговицы;

Разбрасывать мусор;

Плавать;

Рвать книги;

Застилать постель;

Бить посуду;

Рисовать;

Обижать животных;

Кормить птиц;

Драться;

Гладить друга;

Думать прежде, чем что-то сделать!

Учить стихи !

В таблицах, я вас попрошу нарисовать стихотворение , чтобы помочь родителям его выучить.