Значение слова элеонора.


Элеонора

Э Л Е О Н О Р А

"Если вам дороги те минуты,

если вы любите меня, то

исполните мою просьбу,

последнюю просьбу, иначе жизнь

моя - ничто и я погибла. "

Элеонора дописала эти строки, пылающие страстью и склонила голову на прекрасные розовые руки. "Лора" вполголоса позвала она свою послушницу в этот миг дверь отворилась и вошла пятнадцатилетняя монахиня с рано оформившимися формами тела. Об этом свидетельствовали чувствительный и сладостный рот, холмики больших, слегка отваливающихся грудей, округлые бедра, полноту которых не в силах было скрыть длинное платье монахини.

Лора! - произнесла Маркиза, - отнеси это письмо, ты знаешь кому и немедленно возвращайся обратно. Неслышно ступая своими маленькими ножками, послушница удалилась, скромно потупив голову. Соблазнительное покачивание ее бедер не ускользнуло от внимания Маркизы. Полные ягодицы девушки двигались в такт ее шагам. Глаза Маркизы, проводив послушницу, загорелись плотоядным огнем. Она приподняла подол своего платья и вложила два пальца в промежность. Почувствовав первое вздрагивание пылающих губок влагалища, Маркиза обернулась к распятию, висевшему над кроватью и упал перед ним на колени. Так она и предстала перед богом, одну руку подняв к нему, второй сжимая пылающие половые органы. "Боже мой", воскликнула онадай мне силы, отврати от меня искушение! Но распятие молчало, обнаженное и покорное всему. Маркиза со страхом заметила, что глаза ее упорно вглядываются в то место на распятии, где член слегка приподнимал материю, даже в боге она видела мужчину. Маркиза встала, медленно подошла к кровати и стала сбрасывать с себя одежду. Она поняла, что молитва не спасет ее от вечного ада впереди. Так пусть же это случится скорее. Перед кроватью стояло уже обнаженное тело женщины.

Все оно выражало собой желание, вздрагивая то ли от уличной прохлады, то ли от страсти, которая бушует в груди молодой монахини. Полные груди с темными сосками тяжело поднимались, оголенный зад, слгка отстраненный в предвкушении, извивался сжимая и расжимая ягодицы, губы Маркизы вздрагивали, обнажая ряд белоснежных зубов. Глаза Маркизы были плотно закрыты. Одной рукой она быстро водила по соскам груди, а второй, чуть раздвинув ляжки, вложила во влагалище себе два пальца. Влагалище стало влажным и Элеонора легла накинув на горящее тело простыню. Рука монахини скользнула под подушку и пальцы судорожно сжали свечку в два пальца толщиной, шесть дюймов длиной. Приподняв вверх живот и сильно заведя ноги, Маркиза ввела свечку себе во влагалище. Чувствуя конец матки при каждом движении свечи, Элеонора напрягала живот, сжимая потемневшую свечку стенками влагалища. Перед глазами вставали сладострастные картины. Она не заметила, что в момент когда она испытывала верх блаженства, ее зубы до крови прокусила нижнюю губку. Элеонора, чувствуя благодатную напряженность, с силой вдавила свечу в глубину влагалища. Ее ноги задергались и она в изнеможении откинулась на подушку.

Маркиза лежала отдыхая, когда вернулась послушница. "Я выполнила ваш приказ", сказала Лора. - Я давно хотела поговорить с тобой кое о чем, Прошептала Маркиза пригласила послушницу сесть рядом. - Лора, милая, знаешь ли ты как я мучаюсь? Я готова убить себя, - трепеща всем телом прошептала Маркиза. - чем я могу помочь вам моя наставница? Я сделаю для вас все, что в моих силах, - с радостью ответила Лора. Все это время руки Маркизы жадно скользили по телу девушки. - Обнажи свое тело, Лора, мы вместе будем служить господу богу и поверь мне, дела наши ему важнее, чем молитвы, - целуя девушку говорила Маркиза. Лора, еще не понимая, чего хочет Маркиза, подчинилась ей. Когда с нее упала последняя рубашка, перед Маркизой предстало прекрасное тело девушки, достойное кисти Рафаэля.

Особенно возбуждали Маркизу груди девушки, торчащие вперед, но уже достаточно полные, с нежнокоричневыми пятнами сосков. - Ляг со мной, обнимая девушку горячими руками, произнесла Элеонора, вся дрожа и пылая огнем преисподней, прижимая к себе упругое тело, покрывая его поцелуями. "Сожми крепче мои груди и дай мне свои, - попросила Маркиза. Она стала мять пальцами соски молодой девушки. От такой ласки они стали твердыми и выпуклыми. Тоже самое делала Лора. Но вот Элеонора повернулась к ногам девушки и начала целовать ее тело сверху вниз: плечи, грудь, живот. Наконец ее губы остановились на бугорке венеры, едва прикрытом светлым пушком. Осторожно раздвинув ноги лоры Маркиза ртом прижалась к губам наслаждений. Нежно-розовый язык Элеоноры проник во влагалище, приятно раздражая половые органы молодой послушницы. Глаза Лоры то закрывались, то открывались. На щеках появил румянец. Нервное подергивание конечностей говорило о буре чувств проснувшихся в молодом теле. Девушка стала прижимать голову Маркизы с своему пушку, движениями ног и живота старалась как можно глубже погрузить язык Элеоноры в свое влагалище. Монахиня, вся трепеща, взяла голову лоры и приблизила к ее лицу свой вздрагивающий живот, который она опустила невероятно раздвинув ноги. Девушка поняла. Она нервно прижалась к плотной растительности Маркизы, прикрывающей роскошные части тела и стала делать торопливые движения языком, стараясь привести Маркизу в такое же состояние в котором находилась сама. Руки монахини легли на ягодицы Лоры и стали щекотать задний проход. Через некоторое время мерные толчки удовлетворенных женских тел возвестили кульминационную точку наслаждения. Еще одно содрогание и тела обеих женщин замерли в диком восторге. Женщины лежали неподвижно, но вот Элеонора поцеловала в губы девушку и сказала: "Лора, встала на четвереньки". Та исполнила просьбу Маркизы. Опустившись на колени перед задом девушки, Маркиза одной рукой пригнула ее голову, другой приподняла ее зад так, что стало видно влагалище. После этого Маркиза принялась водить сосками своих грудей по влагалищу, пока оно не стало судорожно сжиматься и расжиматься. Элеонора молча перевернула Лору на спину и легла на нее, введя ей во влагалище указательный и средний пальцы, сложенные винтообразно. Большой палец она ввела себе во влагалище. Прижимаясь к девушке всем телом, Маркиза стала делать движения мужчины при удовлетворении желания. Лоре было немного больно, но что это за боль по сравнению с наслаждением, которое она впервые получила. Она целовала Маркизу как мужчину и снова содрогания их тел слились воедино, отражая напряжение страсти.

Элеонора
Eleonora

Жанр рассказ
Автор Эдгар Аллан По
Язык оригинала английский
Дата написания 1842
Дата первой публикации

Сюжет [ | ]

Рассказчик живёт в идиллическом, райском уголке вместе со своей тётей и двоюродной сестрой Элеонорой. Они живут счастливо, хотя и совершенно обособленно. Мир вокруг них прекрасен и ярок: разноцветные луга, фламинго, реки… По прошествии пятнадцати лет между рассказчиком и Элеонорой вспыхивает любовь. Окружающий мир становится еще ярче и прекрасней. Но Элеонора заболевает. Предчувствуя свой скорый конец она беспокоится, что после её смерти любимый уйдет из долины и найдёт себе другую. Герой клянётся ей, что никогда не женится и в свидетели своей клятвы он призывает Всевышнего.

После смерти Элеоноры, однако, прекрасная долина начинает терять свою прелесть и тепло. Герой покидает её и перебирается в некий город, где вскоре находит милую женщину по имени Эрмингарде, на которой, без всякого зазрения совести, женится. Вскоре во сне его посещает Элеонора и благословляет его союз с этой женщиной.

Анализ [ | ]

В рассказе, безусловно, присутствуют совпадения с событиями из личной жизни По. Так, во время написания рассказа, у жены писателя, Вирджинии Клемм уже проявились признаки смертельного заболевания, которое, правда, станет причиной её смерти лишь через пять лет. Вирджиния приходилась Эдгару Аллану По двоюродной сестрой, также как и героиня рассказа, Элеонора, рассказчику .

Сравнительно счастливое окончание рассказа также по мнению некоторых исследователей жизни и творчества По говорит о попытке писателя заглушить чувство вины, которое неизменно возникает у тех, кто пытается построить новую любовь после смерти любимого человека. Основной посыл рассказа - мужчина имеет право жениться вновь после смерти его первой любви и не испытывать при этом чувства вины .

Строки с описанием «долины многоцветной» в которой живут герои, взяты из поэмы

Александр Казбеги

Элеонора

Юная и шаловливая, изнеженная и лукавая, своенравная и прекрасная Элеонора, дочь богатого феодала Вахтанга Хелтубнели, была предметом мечтаний тогдашней молодежи.

Все, кто были достаточно знатны, богаты и блестящи, неотступно искали ее руки, каждый мечтал о чести стать ее супругом, измышляя тысячи способов понравиться ей. Но Элеонора, надменная в своей красоте и гордая тем, что отец ее был правителем всего края, происходил из самого знатного рода в стране и обладал несметным богатством, смеялась над своими поклонниками, в то же время притягивая их к себе, разжигала в них огонь любви, никому не покоряясь сама. Множество молодых людей окружало прекрасную девушку, они вздыхали, томились по ней, лишенные сна и покоя, но все было тщетно. Их пламенные слова, порывисто-самоотверженные поступки и огненно-сверкающие взгляды не в силах были смягчить сердца Элеоноры, не могли растопить вокруг нее ледяную броню.

Стоило только Элеоноре увидеть красивого юношу, как она тотчас же принималась его завлекать: посылала ему улыбки, дурманящие разум, обращала к нему слепящий блеск своих бархатно-черных глаз, перешучивалась с ним своим певучим голосом, и когда сладостный яд начинал опьянять несчастного, когда мягкие, мучительно-нежные сети опутывали его, вот тогда-то и наступали для девушки минуты истинной радости и она с восторгом победительницы следила за трепетным волнением своей жертвы, словно наслаждалась ее страданиями.

И в такие минуты Элеонора была похожа на тигрицу, которая ощущает под своими лапами дрожь поверженнойжертвы и упивается ее бессильным ужасом.

Среди юношей, которые, подобно ночным бабочкам, вились вокруг Элеоноры, опалялись и сгорали, но не могли покинуть ее, был один, по имени Леван Кречиашвили. Ни род, ни богатство, ни внешность не давали ему надежы когда-нибудь растопить сердце девушки, но образ ее был глубоко запечатлен в его душе. Юноша этот был азнауром, подвластным Вахтангу Хелтубнели, и уже поэтому не мог претендовать на руку дочери своего феодала. Но если бы даже различие положений феодала и его дворянина не высилось огромной горой между ним и Элеонорой, все равно у него не было надежды на сочувствие девушки, так как сам он был ростом невысок, дурно сложен, неловок в движениях… и некрасив лицом.

Его беспорядочно торчащие усы и борода, большая голова на узких плечах, косые глаза – все вызывало смех у Элеоноры при каждой встрече с ним; девушке и в голову не приходило, что несчастный любит ее и тает в огне любви.

Леван понимал свое положение и старался вырвать из сердца коварно впившийся в него образ, но вскоре с грустью убедился, что все его старания тщетны и что глаза Элеоноры с каждым днем все сильнее покоряют его, вливают в него медленный яд и отравляют его.

Положение Левана отягощалось тем, что он находился в доме Вахтанга Хелтубнели и постоянно мог видеть свою госпожу, и от этого еще больше туманился его разум, адский огонь еще сильнее обуревал его. Он понимал все это, но уйти не мог.

Леван затих, притаился, замкнулся в себе и молчаливо, без жалоб влачил дни своей жизни в тайных муках.

Нередко Элеонора призывала его к себе и беседовала с ним, не замечая глубоко затаенной тоски, терзающей сердце несчастного.

Она, бывало, говорила ему: «Кречиашвили, очистите мне орехи!» И Леван, втайне вздыхая, но весь светясь радостью, бежал выполнять приказание своей госпожи; он мог переложить поручение на своих подчиненных, но ведь орехи нужны были Элеоноре, и разве допустит он других до этого дела, разве кому- нибудь уступит его? Он нежно гладил сердцевины орехов, ласкал их, трепетно шептал над ними слова любви, – ведь уста Элеоноры могут коснуться их, и этого было достаточно, чтобы орехи стали святыней для Кречиашвили.

Спесивые князья высмеивали перед Элеонорой бедного дворянина Кречиашвили и, будучи старшими над ним, умышленно изводили его мелкими поручениями и всячески унижали его. Кречиашвили понимал свое унижение, в сердце его закипала бессильная злоба, он проклинал день, в который родился, и все-таки не мог, не в силах был уйти, добровольно отказаться от всех этих мук.

Так безнадежно текли дни Левана, рабски привязанного к своей госпоже, терпеливо сносившего ради нее всяческие несправедливости, унижения, страдания, и все же преданного ей как собака.

Кречиашвили любил Элеонору, и жаждал хотя бы лишь изредка взглянуть на нее, услышать ее голос, доставлявший ему радость и муку, – чего же еще мог он желать?

Поместье Вахтанга Хелтубнели было цветущим садом и в то же время – неприступной крепостью. К ровному плато, окруженному густым лесом, примыкали обширные пахотные земли, покосы и пастбища, и все поместье с трех сторон омывалось тремя чистыми прозрачными ручьями. За лесом стояла гора, над нею виднелась другая, а дальше тянулись разнопородные и разноцветные голые скалы, над которыми, подобно короне, вздымалась белоснежная ледниковая вершина. Там были владения Аслан-Гирея, недремлющего врага Кахетии и всей Грузии; оттуда этот горный орел производил свои набеги то на один, то на другой уголок Кахетии, и всюду, где ступала его нога, оставались следы разрушения, следы крови. Все трепетало в страхе перед Аслан-Гиреем, так как сердце его не знало жалости, он не щадил ни старого, ни молодого, и виноградники и нивы сжигал он и разорял в ярости своей.

Одно только село Чагмети, принадлежавшее Вахтангу Хелтубнели, неустрашимо продолжало отражать набеги врага.

Аслан-Гирей был молод и красив, статен и стремителен, как сокол. Храбрость его была примером для мужчин, а красота и стройность – предметом воздыханий для женщин.

Однажды к Вахтангу Хелтубнели явился гонец от Аслан-Гирея. Вахтанг был человеком умным, он свято чтил обычаи гор и, разумеется, принял гонца, как гостя, с большим почетом.

После богатого обеда и развлечений Вахтанг спросил гостя о причине, которая привела его к нему.

– Аслан-Гирей желает видеть тебя, – ответил гость.

– Аслан-Гирей прославлен отвагой и храбростью, – сказал хозяин, – разве могу я отказаться от такого гостя?… При этом я одинаково чту и долг воина и долг хозяина… Где находится он?

– Он стоит лагерем тут же, неподалеку, в лесу.

– Тогда торопись, торопись и проси его пожаловать ко мне…

Хозяин приказал нескольким всадникам сопровождать гостя, и они поспешили к лезгинам. А сам он стал раздумывать над тем, что могло означать желание Аслан-Гирея, того самого неистового Аслан-Гирея, который считал несчастным каждый день, прожитый им без пролития чьей-нибудь крови.

Вахтангу хорошо известен был нрав Аслан-Гирея, он знал, что битва для него – меджлис, и потому счел нелишним привести в готовность своих людей, и если бы Аслан-Гирей преступил права гостя, предал хлеб- соль хозяина, тогда… тогда лезгин кровью поплатился бы за свою дерзость!

Все было готово к ужину. Элеонора сверкала нарядом, с нетерпением ожидая прославленного гостя. Тут же были и молодые князья, поклонявшиеся своей звезде.

Вдруг конский топот замер у въездных ворот. Вахтанг вышел встретить Аслан-Гирея.

– Хозяин, я счастлив, что меня ожидает честь провести ночь под твоей кровлей! – низко склонив голову, почтительно произнес лезгин.

– Гостю, подобному тебе, радуются и дом и сердце хозяина! – сказал Вахтанг, приглашая его. – Войди в мой дом и взгляни на весело гудящий камин, с которым схоже сердце хозяина!

Все вошли в богато убранный зал, где полыхал огромный камин. В дверях гостя встретила Элеонора.

– Светило неба! – воскликнул лезгин, и глаза его заискрились огнем. – Слава о твоей красоте взметнулась к высям небесным, и вот, вижу сам, что ты достойна ее!.. Да будет благословенна грудь, вскормившая тебя, благословенье очам, проводившим бессонные ночи над твоей колыбелью, благословенье руке, не устававшей укачивать тебя! Горная роза, долгах лет желаю тебе!

При этих хвалебных словах Элеонора вдруг вспыхнула, зарделась и на мгновенье потеряла обычную свою самоуверенность. И поэтому отцу пришлось притти ей на помощь.

. ЭЛЕОНОРА МАТВЕЕНКО (АНГЛИЯ)

Джулия и Садовник
Рассказ

. Бледный солнечный луч скользнул сквозь щель занавески и упал на её подушку. Разбуженная его светом, Джулия попыталась приоткрыть тяжелые веки, чтобы окончательно уйти из мягких и теплых объятий сна и начать еще один день своей недвижимой жизни. Едва она просыпалась, как тут же начинала ждать спасительную ночь. Только ночью, в своих снах, она становилась прежней Джулией - весёлой, любимой, жадно пьющей жизнь, как воду- большими глотками. Она не умела "растягивать удовольствие", смакуя каждый глоток, как странник в пустыне, стараясь сохранить живительную влагу до конца пути. Видно, вкусная прохладная родниковая вода, отпущенная ей судьбой, закончилась и осталась только чаша горечи и страданий.

Она не любила утро - это начало нового дня. А когда-то, в той другой жизни утро было её любимым временем суток. Оно начиналось каждый раз с нежного поцелуя мужа и утреннего кофе, который он приносил ей прямо в спальню, не пропустив ни разу! Иногда она просыпалась ночью и слушала шумное дыхание Марка. Ощущение любимого теплого тела рядом неизменно приносило её душе покой и ощущение счастья. В такие минуты она думала: "Спасибо тебе, Господи, за то, что ты позволил мне это узнать!", хотя и не была религиозной - и снова засыпала, умиротворенная, чтобы вновь проснуться уже утром от нежного и легкого поцелуя и слов, сказанных тихим ласковым голосом любимого: "Просыпайся, моя маленькая Жюли, мой нежный цветок!" - так любил называть её Марк, а она звала его Садовником, потому что всегда была окружена заботой и лаской, как редкий цветок в оранжерее. За утренним кофе они обсуждали и планировали новый день и расставались ненадолго, всего на каких-то восемь часов, (каждый из них работал), но с нетерпением ждали вечера, который снова собирал их вместе.

Теперь же каждый новый день не приносил ничего, кроме обычных процедур, установленных в клинике, призванных поддерживать в теле естественные функции, в то время, как её душа давно просилась к Всевышнему. Но, видно ещё не вся чаша страданий была выпита Джулией, и не пришел ещё её час. Теперь только во сне она могла приходить к нему, единственному и навсегда любимому Марку.

Как только Марк и Джулия встретились, они сейчас же поняли, что их встреча - чудесный дар судьбы. Они были как две половинки одного яблока. И, если верить легенде о разделенных и вечно ищущих друг друга половинах, то Джулия и Марк были избранниками судьбы, потому что им выпало счастье соединить эти две половинки. Они поселились в маленьком уютном доме, наполнив его любовью, нежностью и заботой друг о друге. Друзья часто приходили к ним, привороженные этой любовью. Даже скептик, когда узнавал эту пару ближе, "изнутри" - начинал верить, что простое земное счастье возможно не только в романах, но и на этой бренной земле. Марк и Джулия настолько были поглощены друг другом, настолько "растворились" в своей любви, что не хотели даже ребенка, что было бы естественно для такой пары, как они. "Почему бы вам не родить малыша, а то и двух? У вас были бы замечательные дети!"- спрашивали иногда самые близкие из друзей. "Мы не с кем не хотим делить друг друга!" - весело отвечали они. "Мы еще молодые, успеем и детей "сделать"!"- добавлял Марк.

Несчастье в виде недуга, поразившего Джулию, ворвалось в их судьбу внезапно, разбив вдребезги их планы и мечты, смяв их жизни как лист бумаги. Узнав о страшном диагнозе, Джулия поникла, как цветок под морозным дыханием ветра, а в глазах поселилась потерявшаяся маленькая девочка. Марк сам ухаживал за ней. Он не хотел приглашать в дом сиделку, не доверяя никому свою "маленькую Жюли, свой нежный цветок". Тогда-то Джулия впервые заметила горькие складки на родном лице мужа и первую седину в темных волосах. Марк ни у кого не просил помощи, а когда её предлагали, всегда отвечал: "Спасибо, но мы справляемся". Он всегда говорил "мы", как бы подтверждая участие Джулии в домашних делах, так - как будто они жили прежней жизнью.

Единственным человеком, от которого Марк иногда принимал помощь, была его сестра Марго. В той "другой" жизни, до страшного диагноза, разделившего её на "до" и "после", Джулия и Марго были подругами. Решение переехать в специализированную клинику приняла Джулия. Она настолько любила своего Садовника, что решила отпустить его на свободу из той западни, в которую загнал их обоих недуг Джулии. "Судьба и так была ко мне благосклонна, послав мне Марка. Я узнала настоящую искреннюю любовь! Но теперь я не могу привязать его к себе на всю его жизнь" - думала Джулия по ночам, когда горькие думы и бессонница одолевали её. - "Это несправедливо! Он должен жить нормальной жизнью с нормальной здоровой женщиной, а не с такой развалиной как я!"

Джулия переехала в клинику и дала себе время привыкнуть к мысли о том, что Марк должен навсегда уйти из её жизни. Уйти для его же блага. Сначала Марк не хотел ничего слышать о клинике. Чтобы чужие руки дотрагивались до любимого им тела? А вдруг кто-то по неосторожности причинит ей боль? Но Джулия настояла на своем.

Он часто навещал её, и Джулия старалась запомнить каждую черточку и морщинку на его лице, она жадно слушала голос Марка, чтобы его интонации навсегда остались в её памяти. Когда он уходил от неё, она долго смотрела на его удаляющуюся фигуру и понимала, что скоро она его больше никогда не увидит. Однажды, когда Марк пришел в очередной раз навестить жену, молоденькая медсестра передала ему письмо от неё. В нем Джулия сообщала, что не хочет и не может больше удерживать его возле себя. "Я всегда буду благодарить бога за то, что он подарил мне тебя. Пусть на такое короткое время, но я узнала что значит любить и быть любимой!" - писала ему Джулия. "Но теперь, наши пути разошлись. Я хочу, чтобы ты, любимый, запомнил меня такой, какой я была - жизнерадостной, красивой и здоровой, а не беспомощной и слабой, как сейчас! Пожалуйста, не спорь со мной, прими моё решение. Со временем ты поймешь, что я права. Желаю тебе счастья, Марк, и спасибо за то, что ты был в моей судьбе".

Марк перечитал письмо раз, потом ещё - и понял, что Джулия не изменит своего решения. Она всегда была такой: если решалась на что-то - ничто и никто не мог заставить её изменить это решение. Его маленькая стойкая Жюли, его нежный цветок. Сидя на скамейке в парке клиники с письмом Джулии в руке, Марк чувствовал такую пустоту в душе, словно он остался один на всем белом свете. Смысл его жизни - любовь и забота о любимой женщине - исчез. Мир потерял свои краски и превратился в линялую тряпку. Пока Джулия была с ним, он чувствовал, что способен на многое: любовь питала его силы, как огромный генератор. Он всегда спешил домой, к ней, чтоб увидеть снова её глаза, прикоснуться к теплой коже, вдохнуть пьянящий запах её волос... Когда она была опечалена чем-то, а в последнее время это случалось все чаще и чаще, Марк принимался смешить её и не переставал, пока не вызывал на её лице улыбку, а слышать её веселый смех было для него счастьем. Ведь это был отзвук его любви!

Теперь же все казалось неинтересным, банальным и ненужным. "Почему она так поступила с ним? Почему она оставила только за собой право любить? А как же моя любовь и мои чувства?" - думал Марк, машинально перебирая пальцами цветы из букета, который он приготовил для жены. Она всегда любила неброские и скромные цветы, предпочитая розам ромашки или мелкие хризантемы. Сейчас была ранняя осень - время хризантем. Воздух был наполнен приглушенным ароматом первых опавших листьев, горьковатым запахом осенних цветов и ароматом сливового повидла. Но Марк перестал замечать красоту внешнего мира. Он перестал быть Садовником - жизнь отняла у него его любимый цветок.

Он поднялся и направился по аллее, ссутулившись, как старик, - к выходу. Что ж, раз Джулия так решила - он должен уважать её решение и попытаться жить дальше один. Один - потому что твердо знал: никакая другая женшина не заменит ему его маленькую Жюли. Два раза найти свою половинку еще не доводилось никому.

Вместе с просьбой передать прощальное письмо Марку, Джулия попросила унести из её комнаты зеркало. Зачем ей зеркало, для кого ей теперь приводить себя в порядок? Она утратила интерес к маленьким женским радостям. Вместе с Марком ушла и часть её собственной жизни. Отказавшись от него, она утратила частицу себя. Джулия отказалась также видеть всех друзей и знакомых, которые знали её и Марка в их прошлом - счастливом и беззаботном. Ей нужно было научиться жить новой для неё жизнью, в которой не будет больше Марка, а раз не будет его - зачем тогда другие? Напоминать и том, что уже никогда не вернется?

Только Марго было позволено общаться с ней. Когда Джулия переехала в клинику, сестра Марка навещала её все эти годы. Они были очень близкими подругами, и именно Марго была тем зыбким мостиком в прежнюю жизнь. Только её хотела видеть Джулия, только от неё она могла узнавать подробности о жизни любимого. Она всегда с нетерпением ждала приход единственной подруги. Марго приносила ей новые книги и всякие вкусности, на которые была большая мастерица. Она старалась поддержать в Джулии оптимизм и веру в лучшее. Если погода позволяла, Марго вывозила подругу в парк клиники, и они подолгу гуляли, разговаривая обо всем на свете.

У Марго была своя семья и малыши. Джулия любила слушать рассказы об их проказах и шалостях, о школьных успехах и достижениях. Но больше всего её интересовало, как живет Марк. От Марго она знала, что он сделал удачную карьеру, но по по-прежнему живет один в их доме. "Почему, Марго, ну почему он не женится снова?" - спрашивала Джулия подругу. "Ведь он достоин лучшей доли, чем жить один или ухаживать всю жизнь за больной стареющей женой!" Но Марго только грустно улыбалась и говорила: "Он никого не хочет, Джулия, только ты ему нужна". Джулия качала головой, не соглашаясь: "Это неправильно, человек должен жить в паре, а Марк - достойнейший из людей".

"Почему же тогда ты прогнала его, если считаешь, что у каждого должна быть пара? Ты же тоже человек!"
"Ах, Марго, я - другое дело! Я больная и ни на что не годная особь! Таких как я - нужно изолировать, чтобы не мешать жить другим!"- восклицала Джулия.
"А как же быть тем людям, которые любят тебя и для которых разлука с тобой невыносима? Возможно, они считают по-другому, а ты лишаешь их права решать этот вопрос самим! Пойми, надо уметь не только отдавать, но и принимать, нужно дать и другим людям проявить лучшие качества их души и сердца!" Они могли спорить так до бесконечности, но каждая оставалась при своем мнении.

Сегодня Джулия ожидала Марго. Подруга появилась, как всегда, жизнерадостная, заряжая её хорошим настроением. "Сегодня чудесный день, дорогая! Хочешь, я вымою тебе голову и расчешу волосы?"- спросила она. Джулия любила, когда Марго ухаживала за ней и согласилась, предвкушая удовольствие. Когда Марго уже расчесывала её густые волнистые волосы, Джулия вдруг спросила: "Скажи мне, дорогая, я сильно изменилась за эти годы?" Марго не поверила своим ушам - Джулия никогда не интересовалась у неё как она выглядит. С чего бы это? Неужели, она начинает возрождаться? Неужели её можно вытащить из этой вязкой безысходности, в которую Джулия сама себя погрузила, отказавшись от любви Марка? Только бы не спугнуть её, чтобы она снова не ушла в себя, как улитка в раковину.
"Ты похудела немного, Джулия, чуть больше морщинок появилось у глаз, но тебя это не портит!" Джулия не ответила. Потом они стали пить чай с печеньем - новым творением Марго. Марго старалась быть веселой, рассказывала о детях и смешных случаях у себя в офисе и наблюдала за Джулией, стараясь увидеть в ней первые признаки перемен.

Уходя, Марго спросила, как бы невзначай: "Джулия, я купила недавно новый крем для лица. Просто чудо, что творит! Хочешь попробовать?"
"Спасибо, дорогая, я подумаю" - ответила Джулия и Марго решила не настаивать. Подруга ушла, а Джулия думала: может, она была неправа тогда, несколько лет назад, когда написала мужу то письмо, вдруг, несмотря на её желание сделать его счастливым, освободив от себя, она причинила ему страдания? "О, господи!" - в который раз подумала нерелигиозная Джулия - "Как мне разобраться во всем этом? Кто прав - я или Марго?"

В следующий раз подруга навестила её через неделю. Была ранняя весна, и Марго принесла ей первые нарциссы. У обеих было хорошее настроение, и они собирались после чая отправиться в парк на прогулку. Марго приоткрыла окно, и свежий весенний воздух хлынул в комнату вместе с пением птиц.

"Ты знаешь, Марго, я раньше так любила весну!"- сказала Джулия. "Я просыпалась после зимней спячки с первым лучом весеннего солнца. Мне казалось, что я могу все! Энергия так и бурлила во мне, накопившись за долгую зимнюю спячку! Последние годы я не чувствовала ничего, что напомнило бы мне о прежних чувствах, а сегодня, вдруг что-то шевельнулось во мне, когда ты открыла окно и я услышала пение птиц!"

Джулия все говорила и не могла остановиться. А Марго слушала её, поглаживая по руке, понимая, что наконец-то в душе подруги начал таять лед и ей необходимо излить ту энергию, которую она так долго держала в себе, не позволяя даже выглянуть наружу! После чая, Марго покатила коляску с Джулией в парк. У них было излюбленное место - скамейка возле куста жасмина справа от центральной аллеи.

"Я принесу плед, дорогая, немного прохладнее, чем я ожидала" - сказала Марго и, оставив Джулию возле скамейки, пошла к корпусу клиники. Джулия с наслаждением вдыхала весенние запахи и подставила лицо солнцу. Солнечный луч ласкал её кожу, отдавая ей свое тепло и энергию. Она прикрыла глаза, чтобы защитить их от яркого света. Так она сидела несколько минут, наслаждаясь покоем.

Тихий шум шагов привлек её внимание, и она открыла глаза. Все еще щурясь от солнечного света, она пыталась рассмотреть фигуру, направлявшуюся к ней. Это был мужчина. Сердце Джулии почему-то забилось сильнее и захотело выпрыгнуть из груди, когда она, присмотревшись узнала... Марка. Он шел прямо к её коляске своей уверенной походкой и держал в руках ярко-красные тюльпаны. Джулия зажмурилась, не поверив своим глазам. Она так давно не видела мужа, так старалась жить без него, не позволяя воспоминаниям бередить душу, что на мгновение подумала, что это сон.

Марк подошел уже так близко, что она ощутила знакомый аромат любимого. Он закрыл собой солнце, падающее на её лицо и она смогла увидеть, что он... протягивает ей цветы. Как во сне, она услышала знакомые слова: "Здравствуй, моя маленькая Жюли, мой нежный цветок". Марк присел перед ней на корточки и положил ей на колени цветы. Потом нежно взял её за руки... Он смотрел на её бледное лицо, маленькие морщинки у глаз, которых не было, когда они виделись в последний раз, складки у губ, держал её за тонкие худенькие руки и видел в ней ту Джулию, которую он всегда любил - молодую, жизнерадостную и веселую... Он вдыхал аромат её волос и не верил, что это правда - он видит её, смотрит на неё, держит её руки в своих руках не во сне, а наяву!

Они не произнесли ни слова, только смотрели друг на друга, слишком много им нужно было сказать, слишком много нерастраченных чувств накопилось в их душах за все эти годы разлуки. Пройдет немного времени, и они всё расскажут о том, как каждый жил без своей половинки...

"Я всегда буду с тобой, моя маленькая стойкая Джулия, ты не сможешь меня прогнать" - произнес наконец Марк. На аллее неподвижно застыла Марго. В одной руке она держала плед, а другую прижала к губам, чтобы не дать эмоциям вырваться наружу. Тихонько повернувшись, она ушла, оставив брата и подругу наедине.

На следующее утро в комнате Джулии появилось зеркало.

Элеонора МАТВЕЕНКО

">НАПИСАТЬ АВТОРУ Что же побудило меня искать мужа за рубежом? - Ответ на письмо Алексея из США "Идея понятна и проста: лишь бы уехать из России, а там..."
Джулия и Cадовник. Рассказ
Английские традиции рождества: из прошлого в настоящее

РАЗДЕЛ "РУССКИЕ В АНГЛИИ, ЖИЗНЬ В АНГЛИИ, ЗАМУЖ В АНГЛИЮ " ГЛАВНАЯ