Геология. Полезные ископаемые ленинградской области


Системы автономного водоснабжения помогают решить целый комплекс проблем. Они уже давно зарекомендовали себя как эффективное средство, как в городе, так и за его пределами. Они помогают решить вопросы с регулярным отключением воды, низкого качества воды, низкого давления, отсутствие центрального водоснабжения и другие

  • 11.02.2016
    В текущем году инвестиции Газпрома в газификацию региона составят 500 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на начало строительства четырех газопроводов, продолжение строительства еще двух и завершение строительства одного газопровода, а также на подготовку проектной документации по 21 газопроводу.

  • 18.02.2014 В торговом порте Усть-Луга будет построен новый нефтеналивной терминал
    Компания "Трансбункер" получила кредит в размере семнадцати миллионов долларов для начала строительства нового нефтеналивного терминала в торговом порте Усть-Луга в Ленинградской области. На реализацию проекта уйдет от трех до пяти лет

  • 02.10.2012 Проект намыва в Сестрорецке может быть опасен для экологии
    Комиссия по экологической защите населения Законодательного собрания в Петербурге признала проект создания новых территорий в Сестрорецке опасным для экологии, а так же для будущих жителей.

  • 22.09.2012 Еще одна жертва "Газпрома" - заказник "Кургальский"
    Компания "Северный поток" планирует строительство нового газопровода через Балтийское море. На пути его встала особо охраняемая природная территория заказник "Кургальский"

  • 29.12.2011 Уникальная коллекция образцов и самородков золота от "Драгоценности Урала"
    На выставке JUNWEX ПЕТЕРБУРГ будет представлена коллекция образцов с видимыми вкраплениями золота.

  • Общие сведения

    Ленинградская область сравнительно богата различными полезными ископаемыми. Их состав, условия залегания и размещение месторождений находится в тесной связи с геологическим строением области.
    Ленинградская область богата разнообразными природно-сырьевыми ресурсами. На территории имеются большие запасы полезных ископаемых: бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, песок. В области эксплуатируется более 80 месторождений полезных ископаемых. Выявлены новые виды сырья: магнетитовых руд, олово-серебряной и урановой минерализации, цветных и отделочных камней, природного газа и битумов.
    Всего разведано 26 наименований полезных ископаемых, в том числе 20 видов нерудных полезных ископаемых, используемых для производства строительных материалов и органических удобрений. На государственном балансе запасов числятся 173 месторождения твердых полезных ископаемых, из которых разрабатывается 46%.

    Наибольшее промышленное значение имеют бокситы (в районе города Бокситогорска; руды залегают неглубоко и могут добываться открытым способом), горючие сланцы (в районе города Сланцы; глубина залегания 80-300 м, добыча шахтным способом) и фосфориты (вблизи города Кингисеппа).
    Ленинградская область обладает огромными запасами гранита, известняка, кирпичной и огнеупорной глины, строительного и формировочного песка и других строительных материалов, минеральных красок. Имеются крупные источники минеральных вод (Полюстровские углекислые в СПб, серноводные в Саблино, хлоридно-натриевые в Сестрорецке).
    Гранит добывается на севере Карельского перешейка, где древний кристаллический фундамент выходит на поверхность. Известняки широко распространены в области. В зависимости от времен образования разными свойствами. Древние известняки, слагающие Ижорскую возвышенность,- очень плотные и разламываются на крупные плит. Наиболее значительны месторождения известняков сосредоточены в районе глинта и в районе города Пикалево, на востоке области.
    Значительное количество болот (13,5% общей площади) обуславливают наличие промышленных залежей торфа, широко используемого как в топливной промышленности, так и в сельском хозяйстве.
    В области обнаружено свыше 2300 месторождений торфа. Запасы торфа в области превышают 17 млрд.куб.м. Самые крупные месторождения торфа расположены в низменных районах области, особенно на юге и востоке.
    Благодаря запасам лесных ресурсов область является одной из ведущих зон на Северо-Западе России по лесозаготовкам, деревообработке и лесному экспорту. Общая площадь лесного фонда Ленинградской области составляет 6027 тыс. га. Общий запас древесины — 647 млн м3, в том числе спелой и перестойной — 289 млн м3. В настоящее время объем заготовок составляет 8,7 млн м3 в год. Расчетная лесосека более 10 млн м3.

    Месторождение Запасы (тыс тонн) Кингисеппское месторождение фосфатных руд 225 357 Ленинградское месторождение горючих сланцев (город Сланцы) 152 573 Радынский бокситовый рудник (добыча прекращена) 2 135 Железно-марганцевые конкреции в акватории Финского залива руда — 2 411
    В нижнеордовикских оболовых песках и песчаниках тосненской свиты находится Ульяновское месторождение фосфоритовых руд, в которых содержание пятиокиси фосфора составляет 4,7%. Аналогичные руды кингисеппского месторождения с содержанием фосфорита до 12-15% перерабатываются в фосфоритовую муку.

    марганец — 188 576 Пикалёвское месторождение флюсовых известняков 300 000 Сланцевское месторождение известняков более 9 000,
    с месторождением «Боровня» — более 45 000 Алмазные трубки промышленная добыча не ведётся Радоновые источники у посёлка Лопухинка и Воронино - Минеральные термальные воды под Лугой - Ленинградская термальная аномалия (месторождение термальных подземных вод)

    Главное достояние нашей области - конечно, знаменитые синие кембрийские глины лонтовасской свиты. В г.Никольское, с севера прилегающем к СПП, производится добыча этих глин открытым способом из карьеров. Один карьер уже выработан, а на другом ведутся активные разработки.
    Другим важным полезных ископаемым являются кварцевые стекольные пески и песчаники саблинской свиты. Саблинское месторождение стекольных песков интенсивно эксплуатировалось с 1860 по 1930 г.г. Песок использовался не только в стекловарении, но и для производства знаменитого императорского хрусталя.
    Диктионемовые сланцы копорской свиты ранненордовикского возраста относятся к горючим породам. От среднеордовикских кукерситов, имеющих промышленное значение на западе и юге Ленинградской области, диктионемовые сланцы отличаются высокой зольностью и низким содержанием керогена, поэтому они относятся к низкосортным горючим сланцам.

    Область, центром которой является Санкт-Петербург, является относительно богатой на полезные ископаемые. Значительных залежей на этой территории не выявлено, малоперспективные и нерентабельные месторождения отсеяны на предварительном этапе, зато перспективные активно эксплуатируются.

    Общая характеристика области

    Территория области в полном объеме расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине. Наивысшая точка не достигает даже трехсот метров над уровнем моря. Именно равнинный характер рельефа и объясняет то, что рудные полезные ископаемые Ленинградской области практически отсутствуют. Зато присутствуют нерудные, большая часть которых активно используются в строительстве. На территории области расположена разветвленная и развитая речная сеть, присутствует почти две тысячи озер, в том числе наибольшее в Европе - Ладожское.

    Область располагается в зоне тайги, поэтому богата на леса (хвойные на севере и смешанные на юге), которые занимают больше половины территории области. Значительная часть мест заболочена. Но это не помешало практически полному исследованию области на наличие запасов Карта полезных ископаемых Ленинградской области приведена ниже.

    Наличие полезных ископаемых

    Из выявленных на территории области двадцати шести наименований полезных ископаемых к рудным относят только шесть. При этом разведано более пятисот месторождений, но эксплуатируется меньше двадцати процентов. Полезные ископаемые Ленинградской области связаны с тектоникой - территория расположена на стыке тектонических структур. Поэтому северные части богаты залежами твердых строительных материалов - гранитом, камнем, Мощные слои осадочных пород южной части содержат фосфориты и горючие сланцы, бокситы, известняки и доломиты. Практически равномерно по всей области распределены залежи торфа, песка, глины. Акватория Финского залива вмещает в себя небольшие месторождения Кроме того, в области присутствует несколько радоновых источников и минеральные термальные воды.

    Полностью освоенные минералы

    По степени освоения месторождений следует выделить несколько групп, из которых состоят полезные ископаемые Ленинградской области. Список следует начать с полностью освоенных минералов, к которым можно отнести сланцы, фосфаты и бокситы.

    Самая большая роль для промышленного применения отводится бокситам. Залегание руд близ Бокситогорска неглубокое, поэтому добыча ведется в основном открытым способом. Добыча сланцев близ города с одноименным названием происходит шахтным способом, ведь глубина их залегания достигает трехсот метров. Фосфоритное сырье добывается около Кингисеппа.

    Частичное освоение

    Частично освоенные минералы - это различные виды строительных материалов. Полезные ископаемые Ленинградской области богаты на гранит, известняк, строительный и формировочный песок, кирпичную и огнеупорную глину. Добыча гранита ведется в северной части Карельского перешейка открытым способом.

    Самые богатые залежи известняка расположены в восточной части области. Основные воды - углекислые (непосредственно в Санкт-Петербурге), серные (около Саблино) и хлоридно-натриевые (близ Сестрорецка). Большое количество болот послужило основой наличия торфяных залежей в промышленным масштабах. Его места применения - топливная промышленность и сельское хозяйство - в последнее время переключились на другие материалы. Поэтому запасы торфа, расположенные повсеместно, но главным образом на юге и востоке, практически не вырабатываются.

    Добыча золота

    Область не богата наличием обильных залежей золота, но золотоносные места присутствуют. В основном этот металл находят в месторождениях других полезных ископаемых, как рудных, так и не рудных. Но его наличие в этих источниках довольно скудное. Поэтому в Ленинградской области признана нерентабельной и промышленным способом не ведется. Зато представляет интерес для любительской старательской добычи.

    Последняя особенно развита в бывших местах промышленной выработки полезных ископаемых, которые сейчас не эксплуатируются. Также не ведется добыча алмазов, хотя алмазные трубки в небольших количествах на территории области присутствуют.

    Перспективы

    Существуют также полезные ископаемые Ленинградской области, месторождения которых вообще не вовлечены в эксплуатацию. Сюда относят залежи доломитов, минеральной краски, кварцитов и глин. Кроме того, в стадии разработки находятся некоторые виды полезных ископаемых, залежи которых обнаружены в области. Это магнетитовая руда, цветные и поделочные камни, нефть, газ и битум.

    Слайд 1

    Окружающий мир 4 класс Полезные ископаемые Ленинградской области Презентацию составила Полякова С.В.

    Слайд 2

    1.Внешний вид (цвет) 2. Состояние (жидкое, твёрдое, газообразное) 3. Основное свойство (ГОРЮЧЕСТЬ, ПЛАВКОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ) 4. Добыча (ГДЕ ДОБЫВАЕТСЯ) 5. Использование
    План описания полезного ископаемого

    Слайд 3

    таблица
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    таблица
    Название полезного ископае- мого Где добывают Внешний вид, свойства Использование
    1. Серого, розового цвета с чёрными вкраплениями. Прочное. В строительстве?
    2. Тёмно-коричневого, бордового цвета. Прочное, плотное. Горит?
    3. Тёмно-коричневый с красноватым оттенком. Прочный?
    4. Тёмно-серый с красноватыми прожилками, внутри буро-красный. Непрочный.
    5. Тёмно-серый, очень прочный В строительстве?

    Слайд 10

    4
    4
    2
    2
    5
    5
    5
    5
    1
    1
    1
    1
    3
    3
    С
    Ю
    З
    В
    центр

    Слайд 11

    Посмотрите, рядом с каким населённым пунктом его добывают
    1. Что это за ископаемое?
    Найдите на карте номер вашего полезного ископаемого. Посмотрите каким значком оно обозначается Узнайте название вашего полезного ископаемого
    2. Где его добывают?
    3. В какой области находится населённый пункт?
    НАЗОВИ В какой части области это место (СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА ОБОЗНАЧЕНЫ НА КАРТЕ)

    Слайд 12

    4
    4
    2
    2
    5
    5
    5
    5
    1
    1
    1
    1
    3
    3
    С
    Ю
    З
    В
    центр

    Слайд 13

    4
    4
    2
    2
    5
    5
    5
    5
    1
    1
    1
    1
    3
    3
    С
    Ю
    З
    В
    центр

    Слайд 14

    4
    4
    2
    2
    5
    5
    5
    5
    1
    1
    1
    1
    3
    3
    С
    Ю
    З
    В
    центр

    Слайд 15

    4
    4
    2
    2
    5
    5
    5
    5
    1
    1
    1
    1
    3
    3
    С
    Ю
    З
    В
    центр

    Слайд 16

    4
    4
    2
    2
    5
    5
    5
    5
    1
    1
    1
    1
    3
    3
    С
    Ю
    З
    В
    центр

    Слайд 17

    Учились работать с картой Определять местоположение добычи ископаемого по сторонам горизонта (ориентирование) Узнать где добывают полезное ископаемое и как оно называется
    Цель этапа

    Слайд 18

    таблица
    Название полезного ископае- мого Где добывают Внешний вид, свойства Использование
    1. Гранит Приозерск, Выборг, Светогорск (Пруды) на северо-западе Ленинградской обл. Серого, розового цвета с чёрны- ми вкраплениями. Прочное. В строительстве?
    2. Боксит Бокситогорск, Пикалёво, на востоке Ленинград. области Тёмно-коричневого, бордового цвета. Прочное, плотное. Горит?
    3. Сланец Сланцы, на юго-западе Ленингр. обл. Тёмно-коричневый с красноватым оттенком. Прочный?
    4. Фосфорит Кингисепп, на юго-западе Ленингр. обл. Тёмно-серый с красноватыми прожилками, внутри буро-красный. Непрочный.
    5. Доломит Пикалёво, на востоке Ленингр. обл. Тёмно-серый, очень прочное, тяжёлое ископаемое В строительстве?

    Слайд 19

    В итоге получается таблица:
    Название полезного ископае- мого Где добывают Внешний вид, свойства Использование
    1. Гранит Приозерск, Выборг, Светогорск (Пруды), на северо-западе Ленинградской обл. Серого, розового цвета, зернистый, прочный В строительстве
    2. Боксит Бокситогорск, Пикалёво, на востоке Ленинград. области Буро-красный, зеленовато- серый, плавкость. Получают алюминий. В строительстве, в промышленности, в быту.
    3. Сланец Сланцы на юго-западе Ленингр. обл. Тёмно-бурого цвета с органическими веществами, горючесть Топливо, как химическое сырьё.
    4.Фосфорит Кингисепп, на юго-западе Ленингр. обл. Серого, внутри бурого цвета, твёрдый, непрочный. Минеральные удобрения
    5. Доломит Пикалёво, на востоке Ленингр. обл. Серого цвета. Прочный. Цемент для строительства

    Слайд 20

    Изучали какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области учились составлять таблицу месторождений полезных ископаемых области учились самостоятельно работать с текстовым материалом отбирать и сравнивать материалы, описывать наблюдение
    Итог урока

    Региональный компонент.

    Из стандартов второго поколения. В содержание курса входят темы:

    Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, полезные ископаемые родного края.

    Тема: «Полезные ископаемые Ленинградской области».

    Цели: познакомить учащихся с полезными ископаемые Ленинградской области, составить таблицу месторождений полезных ископаемых области.

    Задачи: продолжить формировать умения

    • самостоятельно работать с текстовым материалом, с таблицами,
    • анализировать через отбор и сравнение материала,описывать наблюдение

    совершенствовать умения

    • исследовать новый объект, делать предположения,
    • работать с картой, с печатной информацией, с таблицами
    • работать в команде, публично выступать, делать выводы, обобщения, оценивать свою работу.

    Через знания и умения продолжить воспитывать у учащихся любовь к малой родине.

    Оборудование: образцы полезных ископаемых с нумерацией: 1-гранит, 2-боксит, 3-сланец, 4-фосфорит, 5-доломит, карта «Полезные ископаемые Ленинградской области», таблицы «Полезные ископаемые Ленинградской области», статьи об использовании полезных ископаемых и местах их добычи.

    План урока :

    1. Погружение в тему. Первое исследование: описание полезного ископаемого (ПИ) по плану. Умение пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике.
    2. Ответы детей: описание полезного ископаемого.
    3. Определение названия и места добычи полезных ископаемых, его обозначения на карте.
    4. Ответы детей.
    5. Работа с печатной информацией. Систематизация полученной информации через составление таблицы.
    6. Ответы детей и заполнение таблицы. (Свойства ПИ его использование, подготовка рассказа и выступления команды о ПИ).
    7. Итоги урока. Определение темы, целей.
    8. Разновариантные домашние задания.
    9. Оценки за урок.

    Ход урока

    1. Оргмомент. 1 этап урока. Погружение в тему. Первое исследование: описание полезного ископаемого по плану. Умение пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике (5 минут)

    У команд лежат образцы полезных ископаемых с цифрами: у первой команды – 1 (гранит), у второй – 2 (боксит), у третьей – 3 (сланец), у четвёртой – 4 (фосфорит), у пятой – 5 (доломит).

    Учитель: Рассмотрите, что лежит у вас на партах. Из какого царства эти предметы?

    Ответы детей : Из подземного. Это полезные ископаемые.

    Учитель: Зачем же они здесь?

    Дети: Наверное, будем изучать эти полезные ископаемые.

    Учитель: Проведите исследование№1. Опишите это ископаемое по плану, который составляли на предыдущих уроках.

    2 слайд – план описания полезного ископаемого

    1. состояние (жидкое, твёрдое, газообразное)
    2. основное свойство (горючесть, плавкость, прочность)
    3. добыча
    4. использование

    Учитель: Можете ли вы дать ответ на все пункты плана?

    Дети: Нет, только на первый пункт – можем описать полезное ископаемое.

    Учитель: Сделайте предположение, каким свойством обладает ископаемое и где может использоваться. Решите, кто будет отвечать от команды.

    На прошлом уроке мы начертили таблицу. Пришло время её заполнить. Слушая ответы ребят, подготавливая свой ответ, вписывайте в таблицу всё, что узнаете о ПИ.

    3 слайд - таблица ПИ

    Учитель обходит команды, направляя работу детей. Дети начинают обсуждение.

    2 этап. Ответы детей – описание полезного ископаемого (5 минут). 4 слайд – фотография гранита. 1 команда.

    Ископаемое серого цвета с белыми и чёрными вкраплениями, прочное. Думаем, что это гранит. Его добывают у нас в Прудах и используют в строительстве.

    5 слайд – фотография боксита. 2 команда.

    Ископаемое тёмно коричневого, бордового цвета. Оно плотное, прочное. Вкраплений в нём нет.Названия его не знаем, думаем, что раз оно прочное, то его можно использовать в строительстве. Может оно и горит, а может, если нагреть, то может во что-то превратиться.

    6 слайд – фотография сланцев. 3 команда.

    Порода тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может и рассыпаться. Применять его могут так же, как сказала предыдущая команда. Мы видели в программе «Галелео» такое ископаемое и думаем, что это сланец. Там говорили, что он горит. Если это так, то главное свойство ископаемого – горючесть.

    7 слайд – фотография фосфоритов. 4 команда. Может оно горюче, но не можем проверить.

    8 слайд – фотография доломитов. 5 команда.

    Может быть это свойство используют в строительстве. Но если это металл, то тогда у него другое использование и качества.

    Учитель:

    Дети: Чтобы мы учились исследовать новое, учились пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике. Описывать внешний вид ископаемого, сделать предположение о его свойствах и использовании.

    9 слайд – чему учились на этапе .

    Рефлексия.

    На магнитной доске начерчена таблица оценивания своей работы.

    Учитель: Подведём итоги этого этапа урока. Заполните таблицу, в которой вы оцените свою работу на этом этапе.

    Каждый ученик прикрепляет своё имя на магните в тот показатель, которым он себя оценил:

    Оценка моей работы

    Учитель: У вас уже заполнена часть таблицы.

    10 слайд – внешний вид, свойства ПИ.

    Где добывают

    Внешний вид, свойства

    Использование

    Серого цвета с белыми и чёрными краплениями, прочное.

    Тёмно-коричневого, бордового цвета, плотное, прочное. Вкраплений в нём нет.

    Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

    Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое.

    3 этап. Определение названия и места добычи полезных ископаемых, его обозначения на карте (4 мин.)

    11 слайд – карта Ленинградской области.

    Учитель выдаёт командам карту «Полезные ископаемые Ленинградской области», на которой рядом со значками, обозначающими ископаемое, стоят цифры: 1, 2, 3, 4, 5, обозначающие месторождения и на которой обозначены стороны горизонта.

    Учитель: Проведите исследование №2

    12 слайд – исследование №2.

    1. Что это за ископаемое? Найдите на карте номер вашего полезного ископаемого. Посмотрите каким значком оно обозначается. Узнайте название вашего полезного ископаемого.

    Учитель: Не забывайте заполнять таблицу.

    4 этап – ответы детей (14 мин.)

    Учащиеся быстро находят на картах ПИ и отвечают.

    13, 14, 15, 16, 17 слайды – карта Ленинградской области.

    1 команда: у нас точно гранит, добывают его рядом с Выборгом и Светогорском на северо-западе Ленинградской области.

    2 команда: у нас боксит (алюминий). Добывают его в Бокситогорске на востоке Ленинградской области.

    3 команда: у нас сланец. И добывают его в Сланцах на юго-западе Ленинградской области.

    4 команда: у нас фосфорит. Его добывают в Кингисепе на юго-западе Ленинградской области.

    5 команда: у нас доломит. Добывают в Пикалёво на востоке Ленинградской области.

    Учитель: Зачем бы нужен этот этап?

    Дети: Узнать где добывается полезное ископаемое и как оно называется.

    18 слайд – цель этапа.

    Учитель: У вас уже часть таблицы заполнилась

    Название полезного ископаемого, обозначение на карте

    Где добывают

    Внешний вид, свойства

    Использование

    рядом с Выборгом и Светогорском на северо-западе Ленинградской области.

    Серого цвета с белыми и чёрными краплениями, прочное

    в Бокситогорске на востоке Ленинградской области

    Тёмно-коричневого,бордового цвета, плотное прочное. Вкраплений в нём нет.

    в Сланцах на юго-западе Ленинградской области

    Тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может рассыпаться.

    4. Фосфорит

    в Кингисепе на юго-западе Ленинградской области

    Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

    5. Доломит

    в Пикалёво на востоке Ленинградской области

    Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископ.

    5 этап. Работа с печатной информацией. Систематизация полученной информации через составление таблицы (4 мин.)

    На доске прикреплены статьи о ПИ.

    1. С закладкой Санкт-Петербурга стала бурно развиваться промышленность. Город рос и строился. Для его строительства требовался гранит . Его добывали в северной части Карельского перешейка в карьерах. Так вблизи Выборга возник карьер Петерлакс. Здесь вырубали колонны для Исаакиевского собора. Гранит добывали для украшения других городов России. Есть месторождение в посёлке Пруды, там добывают гранит и гранитную крошку.
    2. В 1916 году под городом Тихвином было обнаружено месторождение бокситов – руды буро-красного или зеленовато-серого цвета, из этой руды получают алюминий. На месте месторождения возник город Бокситогорск , а в городе Волхов был открыт первый в нашей стране алюминиевый завод.
    3. Город Сланцы получил своё название от горючего материала – сланцев . Горючие сланцы – горная порода тёмно-бурого цвета, насыщенная органическими веществами. Эта порода используется в качестве топлива и химического сырья, горючего газа. Добывают эту породу в шахтах.
    4. В конце 1950-х годов учёные открыли Кингисеппское фосфоритовое месторождение, на базе которого было построено предприятие по производству минеральных удобрений, содержащих фосфор. Фосфор необходим жизнедеятельности растений, для созревания плодов. Он входит в состав минеральных удобрений, благодаря которым можно получить высокие урожаи.
    5. В районе Пикалёво сосредоточены запасы доломитов , которые используют для получения цемента. В городе построен цементный завод. Ещё доломиты измельчают,превращая в муку. Используют для размягчения и раскисления почв.

    Учитель: Капитаны команд, выберите на доске нужную статью и используя план, подготовьте ответ всей командой. Слушая выступления команд, не забывайте заполнять таблицу

    Дети готовятся отвечать.

    6 этап – Ответы детей и заполнение таблицы (10 мин.)

    Слушаем ответы команд и заполняем таблицу.

    20 слайд – в итоге получается таблица:

    Название полезного ископаемого, обозначение на карте

    Где добывают

    Внешний вид, свойства

    Использование

    Приозерск, Выборг

    Серого, розового цвета, зернистый, прочный.

    В строительстве.

    Бокситогорск, Пикалёво

    Буро-красный, зеленовато-серый, плавкость. Получают алюминий.

    В строительстве, в промышленности, в быту.

    Тёмно-бурого цвета с органическими веществами, горючесть.

    Топливо, как химическое сырьё.

    4. Фосфорит

    Кингисепп

    Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

    Минеральные удобрения.

    5. Доломит

    Пикалёво

    Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое.

    Цемент для строительства.

    Проверьте ваше заполнение таблицы. Сделайте исправления.

    Учитель: Для чего был нужен этот этап урока?

    Дети отвечают: Чтобы мы учились работать с печатной информацией, приводить в порядок полученные знания через составление таблицы, узнали свойства ПИ, где оно используется.

    В итоге показываю слайд, на котором отражены ответы детей.

    21 слайд – цель этапа.

    1. Узнать о свойствах полезного ископаемого
    2. Где оно используется
    3. Подготовить рассказ и выступление команды о ПИ

    7 этап. Итоги урока. Определение темы, целей (2 мин.)

    Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему учились?

    Дети: Узнали, какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области, их основные свойства, узнали, где их добывают ископаемые, где используют.

    Учились работать с таблицей – составляли таблицу месторождений области.

    Развивали умение самостоятельно работать с печатной информацией.

    Делали анализ через описание и наблюдение.

    Учитель: Для чего был нужен такой урок? (Его цели.)

    Дети: Урок был нужен для того, чтобы мы изучили полезные ископаемые нашего края.

    Учитель: определите тему урока.

    Учащиеся: «Полезные ископаемые Ленинградской области»

    22 слайд – цели, задачи, тема урока.

    23 слайд. 8 этап. Домашнее задание.

    Учитель: Прочитайте варианты заданий. Подумайте, какой вариант выберите вы. Запишите в дневник задание.

    Разные варианты задания

    1. найти в сети Интернет какие ПИ ещё добывают в нашей области
    2. посетить библиотеку или читальный зал и найти информацию о других ПИ, добываемых в нашей области
    3. узнать: зачем нужен алюминий?

    Дети записывают свой выбор в дневник.

    9 этап – оценки за урок. (2 мин.)

    Учитель: Прикрепите своё имя в таблице в другой столбик, если вы изменили мнение о своей работе к концу урока (первая таблица на магнитной доске).

    Подхожу к стенду и комментирую таблицу. Выставляю оценки.

    Учитель : Лучшими капитанами команд сегодня были: … Они умело организовывали работу команды, прекрасно отвечали. Этим командам за работу «5».

    Одна команда неверно логически распределила отрывки при прочтении статей. Если бы вы пересказали текст, как другие команды, то ошибки бы не было. В итоге было трудно понять смысл текста и мне пришлось перечитывать его. Поэтому командная оценка – «4».

    Остальные команды тексты пересказали, а не зачитывали. Хочу похвалить Машу и Наташу. Эти девочки очень старались, были весь урок активны, у них хорошо заполнены таблицы. За работу тоже «5». Занизила свою оценку Полина. За урок крепкая «4». А вот Света завысила самооценку: в работе команды принимала участие не всегда, руку поднимала редко и таблицу заполнила с ошибками.

    Фотографии самооценки учащихся, которую выполнили при помощи магнитных карточек с именами детей.

    Литература:

    1. Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва. «Просвещение» 2008.
    2. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области: учеб. пособие для 10-11 классов / З. А. Томанова, М. А. Шаталов, А. Н. Любарский. СПб.: Специальная Литература, 2007
    3. Газета «ЭКО Петербург». Апрель 2008 год. Санкт-Петербурга.
    4. Природа родного края: учебное пособие для учащихся 6 кл./ Томанова З. А., Любарский А Н. – СПб.: Специальная Литература, 2007.
    5. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. – М.:5 за знания, 2007. – (Методическая библиотека).
    6. Светогорск: краеведческий очерк/ по материалам А.А.Осмакова. – СПб.: Изд-во «МорВест», 2002.
    7. Вехи выборгской истории. Учебное пособие по краеведению. Коллектив авторов: Волкова Л.Г., Геращенко Л.В., Коробова Т.А., Усольцева Т.В., Федосеева В.Н., – Выборг 2005.
    8. Красная книга природы Ленинградской области. Особо охраняемые природные территории. Правительство Ленинградской области. Министерство окружающей среды Финляндии. Биологический научно-исследовательский институт Санкт-Петербургского государственного университета. – Санкт-Петербург 1999.
    9. Ленинградская область: сегодня и завтра. Творческий коллектив: А.В. Агапова, В.А. Антонов, В.В. Балашов, В.Б. Богуш и другие. Правительство Ленинградской области, 2003 г. ИПК «Вести». 2003 г.
    10. История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней. Под общей редакцией С.А. Лисицына. Санкт – Петербург. Специальная литература. 2003.
    11. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие)/ Составитель В. А. Уланов. – СПб.: Издательство «Паритет», 2007.