Поэма м. ю

Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение.

Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь. Новый, пугающий, но манящий мир открывается перед юным послушником. Он поражен красотой окружающей природы, вдохновлен ею. Горы, поля, парящие в небе птицы, навевают мцыри воспоминания о родном крае, который он покинул в глубоком детстве.

Беглец движется дальше в поисках своей родины. Впервые в жизни он встречается лицом к лицу с бурей. Грозные картины предстают перед ним, но нет в сердце мцыри страха. Напротив, он был бы рад даже «обняться с бурей», потому что чувствует себя счастливым, просто созерцая.

Грузинская девушка, которую герой встречает на своем пути, восхищает его своей гармоничностью. Множество образов возникает в воображении юного послушника при встрече с ней. Он представляет, как жил бы среди людей, близких ему по крови, какую пользу мог бы приносить деревне.

Однако мцыри чувствует, что у него есть свой путь, которому он неотступно должен следовать. Его свободолюбивая натура хочет увидеть, узнать как можно больше. Впитать в себя всю ту жизнь, что он упустил за толстыми стенами монастыря.

Самый драматичный момент в этом произведении – схватка с барсом. Непроглядной, холодной ночью, ощущая нарастающий голод и одиночество, беглец судорожно пытается пробраться через все сгущающиеся деревья. Осознание приходит внезапно – он заблудился. Каким бы дружелюбным ни казался окружающий мир, у него есть и обратная сторона.

Убей или умри – таковы законы животного мира. Герой решает проверить свою судьбу и вступает в сражение с барсом. Существо, превосходящее послушника по силам и жизненному опыту, было повержено. Хотя и сам победитель был ранен, но эта схватка позволила ему ощутить радость честного соперничества, радость победы.

Не только раны, нанесенные барсом, стали причиной смерти послушника. Увидев окружающий мир, прочувствовав его, он больше не смог бы жить в душных стенах монастыря.

Даже за три дня можно успеть многое. А для мцыри этот небольшой срок оказался ценнее всей остальной его жизни. И несмотря ни на что, он умирает счастливым.

3 дня Мцыри на свободе

М. Ю. Лермонтов подарил читателям немало замечательных произведений. Достойное место среди них занимает его поэма «Мцыри».

Это поэтическое повествование о судьбе юноши, именем которого и названо лермонтовское творение.

Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность, которая попадает в необычные условия. Судьба его очень печальна. Ещё ребёнком попадает он в монастырь, где и суждено ему провести остаток жизни. Мцыри не может смириться с уделом монаха. Жизнь в монастыре для юноши равнозначна смерти. Это место стало для него настоящей тюрьмой.

Бунтарский дух подталкивает героя на побег. Это событие стало переломным в сознании юноши.

Всего три дня удалось провести беглецу на свободе. Но это были лучшие дни в его жизни. Невозможно без сочувствия читать строки, описывающие душевное состояние героя в тот момент, когда он оказывается на воле. Природа раскрывает перед ним свою истинную красоту и богатство. Всё, что видит Мцыри, воспринимается им как нечто необычное. Он восхищён полями, лесистыми холмами, горными хребтами, высоким голубым небом в облаках…

Особое чувство вызывает у юноши снежная вершина Кавказа, пробудившая в памяти героя мысли о родной стороне. Мцыри с нежностью вспоминает родное ущелье, отца, сестёр, природу родных мест.

Три дня, проведённые на свободе, становятся для него олицетворением жизни. Первое, что приводит сердце беглеца в восторг, - это буря. Пугающая всех своей грозной силой, она становится для Мцыри вестником свободы. Сопровождаемый ею, он бежит, вдыхая свежий запах лесов.

Путь Мцыри был полон опасностей, однако его это не страшит.

Самой волнующей является встреча героя с молодой грузинкой. Она заставила встрепенуться сердце юноши и испытать чувства, не знакомые ему прежде. Затаив дыхание, наблюдает смущённый юноша за прекрасной горянкой, которая вселила в его душу пылкое чувство любви. Беглец ещё сильнее осознаёт, что монастырь не его удел.

Кульминацией кратковременной свободы Мцыри становится его схватка с барсом, в полной мере показавшая стремление к свободе и жизни. Если раньше, отгороженный от внешнего мира монастырскими стенами, Мцыри не дорожит своей жизнью, то теперь он полон желания жить. Герой готов сражаться до последнего вздоха. Победа над барсом далась нелегко. Следы зверя навсегда остались в виде глубоких шрамов на груди бесстрашного юноши.

Однако жить здесь он больше не может. Три дня, потрясшие его воображение, перевернули сознание героя. Мцыри, потерявший надежду на свободу, предчувствует свою смерть. Однако не она страшит его. С тоской говорит он о том, что труп его не будет захоронен на родине.

Мцыри – это символ борьбы за свободу человеческой личности.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Крестьянский мальчик Ванька Жуков Чехова 6 класс

    Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника

  • Анализ рассказа Бунина Дурочка

    Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали купаться в реке

  • Образ Николь в романе Мещанин во дворянстве Мольера

    Николь обычная служанка в мещанском доме, он работает на господина Журдена, а также является любимой девушкой Ковьеля. Несмотря на то, что ей приходится выполнять достаточно низкую работу

  • Образ и характеристика Маши Мироновой из повести Капитанской дочки Пушкина сочинение 8 класс

    Мария Миронова - героиня рассказа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Эта молодая девушка приходится дочерью капитану Миронову - коменданту Белогорской крепости.

  • Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману

Тема 51. Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри ещё до того, как герой начнёт её рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь - тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто “уравнялись”. Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как “хранитель” истории юноши-монаха.

Эта история даётся в форме исповеди - от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии - страстный рассказ юноши, о трёх днях, проведённых “на воле”.

Таким образом, внимание читателя сосредоточивается на главном - внутреннем мире героя. Б.Эйхенбаум в «Статьях о Лермонтове» писал, что в поэме «Мцыри» “выдвинута… проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную»”.

Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребёнка, из-за войны лишённого родины. Но этот же монастырь - “тюрьма” для Мцыри. По мысли Ю.В. Манна, “злое существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведённому порядку вещей”. Это - образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.

Неоднократно подчёркивается, что он умирает “гордо”: будучи мальчиком и будучи юношей. В гордости - протест и вызов, это чувство, чуждое во многом христианскому смирению. “Гордый взор” - то, что характеризует его отца в представлении Мцыри. В уже цитированной выше статье Ю.В. Манн отмечает, что Мцыри чужд желанию прощения, идеям христианского смирения, он не ропщет на Бога, но и не обращается к нему - в этом причина его одиночества. И происходит это потому, что “желанный, родной Мцыри край - вне видимого наличного круга явлений… в «Божьем мире», где всё на своём месте, Мцыри оказался лишним звеном”.

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. “И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой” - невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово “раб”) и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовёт и манит его. “Душой дитя” - “судьбой монах” - важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с “остановившейся”, упорядоченной жизнью монастыря. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или “принять монашеский обет”, или, “глотнув свободы”, умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя - “пламенной страстью”, живущей в нём.

С монастырём связана тема смирения - отказ от отчизны, родных, друзей (“я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать». // Конечно, ты хотел, старик, // Чтоб я в обители отвык // От этих сладостных имён”). Мцыри не приемлет смирения, потому и “не молит о прощении”.

“Жизнь, полную тревог” противопоставляет Мцыри “жизни в плену”, “чудный мир тревог и битв” - “душным кельям и молитвам”. Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести “родную душу” становится единственной возможностью для существования.

Путь Мцыри - не только путь на Родину, но и жизненный путь, не случайно некоторые исследователи проводят параллели с «Божественной комедией» Данте. И нравственный выбор Мцыри лежит в стороне от пути, выбранного для него жизнью, от пути, намеченного появлением прекрасной грузинки, от манящего пути из песни рыбки. Это однажды избранный жизненный путь, вскормленный “слезами и тоской”, признанный “пред небом и землёй”, верность которому закреплена клятвой.

Дни, проведённые на свободе, - жизнь в её истинном, единственно возможном для Мцыри значении - средоточие радости, опасной и борьбы.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы - не случайно цель его - “Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы”.

Смерть для Мцыри - прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей её полноте. Он не надеется на встречу с Родиной “за гробом”, и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.

По мнению Д.Е. Максимова, “смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”.

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину.

В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.

А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив.

Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.

Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.

И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.

    Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал Из...

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим...

    Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек...

    В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле...

  1. Новое!

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы - свобода личности - характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества - свободолюбие,...

Одной из вершин художественного наследия Михаила Юрьевича Лермонтова является поэма «Мцыри» - плод длительной и напряженной творческой работы. Поэт создал тревожный мир исканий, нерешённых вопросов и философских проблем, мир высоких и прекрасных чувств - любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Замысел создания образа человека, рвущегося на волю из монастыря, возник у Лермонтова в 1830 году, но лишь в 1837 году замысел этот воплотился в жизнь.

Мцыри – одноименный герой поэмы, кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь. Нахождение там приходится ему не по душе. Убежав из монастыря, Мцыри надеется вернуться в родную стихию - в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему природой от рождения:

Я цель одну-

Прийти в родимую страну-

Имел в душе.

За годы одиночества Мцыри стало противно сытое существование в стенах монастыря, он ищет выход своим «пламенным страстям», которые подавляются им с детства. Только после побега из монастыря он осознал, что такое счастье:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей…

Мцыри побеждает барса, и это неудивительно: он подчиняет все вокруг достижению своей единственной цели. В эти дни герой жил, а не существовал, только эти дни он называет блаженными. Однако пребывание в монастыре сказалось на его духе. Вышло так, что герой стал неприспособленным к вольной жизни. Таким образом, Мцыри движется по кругу, не зная, где обрести настоящую свободу. Мы видим в герое борьбу противоречий: он победил барса, слился с Вселенной, но одновременно страшится стихийных сил.

Символическим выражением тщетности желания гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола. Мцыри оказывается практически бессильным и - отказывается от борьбы. В итоге герой терпит поражение. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним. Желанная свобода не достигнута. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд ему в целом.

Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в «одну, но пламенную страсть» сливаются любовь к Отчизне и жажда воли. Желание Мцыри «узнать: для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Стоит задуматься над этими словами. Дело в том, что Лермонтов пытается донести до нас мысль: человек неотделим от своей Родины, своих корней. Он может полностью реализовать свои возможности только там, где родился. Поэтому Мцыри так стремится к дому, к свободе - эти понятия для него означают одно и то же. Главный герой говорит:

…Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов…

…за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Не вина, а беда героя в том, что не суждено ему побывать на Родине, осуществить заветную мечту, взлелеянную «слезами и тоской». Он мог бы стать достойным сыном своего Отечества. Судьба не дала Мцыри испытать упоение битвой, однако по духу он – настоящий воин.

Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа и мощи вольнолюбивого патриотизма главного героя. Побежденный обстоятельствами, он духовно не сломлен, а его мужество и героизм являются укором трусливым и бездеятельным монахам - олицетворению общества, современного Лермонтову.

Мцыри не может жить в неволе, «пламень прожег свою тюрьму». Да, мечтам юноши не суждено было осуществиться, но сама попытка протеста была выражена. Это не оставило равнодушным никого: ни современников поэта, ни нас, читателей. Бунтарский дух героя привлекает своей целеустремленностью, ведь Мцыри мог прозябать в монастыре, смирившись со своей участью, но он не выбрал этот простой путь смирения. Попытка осуществить мечту вызывает восхищение.

Ценности, которые утверждает в своей поэме М.Ю.Лермонтов, – истинные, они вечны и актуальны во все времена. Поэтому это произведение вызывает сильные эмоции и в наши дни. Свобода духа, память предков, преданность Родине, протест против гнетущих обстоятельств, единение с природой, нравственная чистота и целеустремленность – вот те ценности, которыми должен руководствоваться не только идеальный герой, но и каждый из нас. К сожалению, таких людей, как Мцыри – очень мало, а подобные ему находят смерть, не достигнув великой цели. Но вызов обществу уже сделан!..

Текст сочинения:

ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА МЦЫРИ" И ЕЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любиҭ свою Родину, народ, но ҭяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерҭи (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину. В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми пҭицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройҭи в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходиҭся превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь. А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, ҭ. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою ҭюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив. Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в ҭюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль ҭюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри гориҭ сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле. Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни. И хотя Мцыри умирает, но в предсмерҭный час взоры его и стремление к свободе и счастью будуҭ являться путеводной звездой для многих поколений.

Права на сочинение "ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА МЦЫРИ" И ЕЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ." принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на