Самые известные казармы в россии. Лидия Васильевна из казармы "Париж"

Городок «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий» («Морозовский городок») (Россия, Тверская область, Тверь, ул. Большевиков, двор фабрики «Пролетарка», № 15, 23, 24, 35,42, 43, 47, 48, 59-61, 70, 80-83, 88, 89, 93-95, 97-103, 105-107, 116-119, 121, 122, 124, 151, 156, 177, 177а и др.)

Казалось, что я хорошо знаю Тверь, в которой бывала много раз и имела возможность познакомиться с её культовым и гражданским зодчеством, но «Морозовский городок» среди архитектурных достопримечательностей стоящий особняком, не сразу мне приглянулся (само собой разумеется, что в моей библиотеке тома СПАМИР занимают в книжном шкафу почетные места, и изучены от корки до корки). В поисках нестандартной натуры вдруг вспомнила про кирпичный ансамбль, и, направляясь в Бежецк, сделала остановку в Пролетарке.
Комплекс формируют множество разнообразных построек, часть из них используется под жильё и подразделяется на вполне благополучные (например, казарма «Париж»), не очень благополучные и обреченные. В квартале хватает брошенных домов, они зияют черными глазницами проемов, ошеломляют прогнившими перекрытиями…

Встречаются секции со срезанными чугунными лестницами, что производит весьма шокирующее впечатление… Ажурные марши с чудесными ограждениями вероятно отправились во вторчермет… Без них доступ на верхние этажи стал невозможным.
Население квартала живет более чем скромно, мне было любопытно посмотреть на дома изнутри. Длиннющие коридоры, по сторонам которых размещаются коммуналки, тусклый свет, разноцветные блоки из почтовых ящиков, затхлый застоявшийся запах… и ощущение неподдельной старины, приятное разве что залетному туристу (постоянным жителям можно только посочувствовать). Особенно хорошо в памяти запечатлелся дом с астрономическими башнями на крыше (т. н. казарма «для семейных»), удивительно, для чего обсерватории рабочим?
Антураж городка весьма специфический – промзона и разветвленный железнодорожный узел.

Статья из СПАМИР

Итак — «Морозовский городок» — посл., треть 19 в. — нач. 20 в.
«Расположен в юго-западной части города на обширной ровной территории, пересекаемой в северной части р. Тьмака и ограниченной с севера — просп. Калинина, с запада — железнодорожной веткой. Комплекс городка с жилыми, общественными и промышленными зданиями, а также многочисленными хозяйственными постройками, включает более пятидесяти сооружений.

Появление городка связано с историей «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий». Первая фабрика была основана в 1856-58 гг. московскими купцами С.М. Шибаевым, И.В. Митюшиным, В.И. Брызгалиным, В. Залогиным и Н.И. Каулиным на правом берегу Тьмаки на землях Успенского Жёлтикова монастыря. Каулин, Шибаев и Залогин вскоре вышли из компании. Вместо них в дело вступил Савва Васильевич Морозов (1770—1862) — основатель знаменитой купеческой династии, и его сын Тимофей Саввич (1823—1889), под руководством которого предприятие развивалось до 1872 г. Устав паевого Товарищества с основным капиталом в 600 тыс. руб. был утвержден в мае 1859 г. Первой была открыта прядильная фабрика, давшая продукцию в 1859 г.; вскоре выстроены механическая ткацкая, белильно-красильная и отделочная фабрики. В 1861 г. основной капитал достиг 900 тыс. руб. Собственные лесные дачи, откуда поступало топливо, в 1872 г. составляли 4 561 десятину.
Новый этап в развитии предприятия начался в 1872 г. После раздела фирмы «Саввы Морозова Сын и К°» Тверская мануфактура перешла к внукам Саввы Васильевича — Абраму и Давиду Абрамовичам. Главой дела стал А.А. Морозов (1839—1882), при котором были значительно расширены прядильное и ткацкое отделения, в 1874 г. открыт отделочный корпус, приобретены 32666 десятин леса. Видимо в 1870-е гг. началось и возведение первых капитальных казарм для рабочих. За восемь лет объем производства увеличился втрое: в 1878 г. -212 тыс. пудов.

  1. бумагопрядильная фабрика
  2. ткацкая фабрика
  3. ситцепечатная фабрика
  4. народный театр
  5. главная фабричная контора и магазины
  6. училище
  7. дом управляющего
  8. лечебные заведения
  9. пожарная часть и конюшни
  10. хозяйственные постройки
  11. казармы 1870-х-80-х гг.
  12. казарма 1890-х-1900-х гг.
  13. казарма «для семейных»
  14. казарма «Париж»
  15. ворота
  16. жилые дома для служащих
  17. жилой дом для служащих с хозяйственной постройкой
  18. склад и магазины
  19. амбар-склад
  20. памятник В.И. Ленину

Персоналии

МОРОЗОВА Варвара Алексеевна (1848—1917)
В.А. Хлудова (в замужестве Морозова) родилась 14 (2) ноября 1848 г. в Москве, в семье крупного промышленника и известного коллекционера Алексея Ивановича Хлудова. Несмотря на то что в 6-летнем возрасте маленькая Варя потеряла мать, детство ее было радостным - отца и братьев она обожала и, судя по ее собственным впечатлениям, описанным в дневнике, была любима ими. Однако уже после 16 лет наступает прозрение и понимание истинного отношения к ней отца - замуж Варвару Алексеевну он выдал не по любви, а по материальным соображениям, абсолютно не считаясь с душевным состоянием дочери. Ее мужем стал один из владельцев Тверской мануфактуры - Абрам Абрамович Морозов, приходившийся Варваре Алексеевне двоюродным дядей. Уже в 1871 г. потомственная почетная гражданка В.А. Морозова становится пайщицей товарищества Тверской мануфактуры, получив 5 паев на сумму 20 000 руб. серебром. <...>
Материальное благополучие в семье существовало, но вряд ли Варвара Алексеевна была счастлива в браке. Супруги имели троих сыновей - Михаила, Ивана и Арсения. Спустя 12 лет совместной жизни Абрам Абрамович заболел тяжелой формой прогрессивного паралича. Невзирая на тяжесть психического расстройства, Варвара Алексеевна отказалась поместить его в психиатрическую лечебницу и приняла на себя все заботы по уходу за больным. Абрам Абрамович оставался на ее попечении до последнего часа. После смерти мужа в 1882 г. молодая вдова взяла управление семейным делом - Тверской мануфактурой - в свои крепкие руки и повела дело умело, четко и организованно.

<...>Еще при жизни Абрама Абрамовича Варвара Алексеевна построила в Твери, при их мануфактуре, школы для малолетних и взрослых рабочих (1877) и устроила в Москве ремесленное училище для мальчиков. <...>В 1897 г. В.А. Морозова пожертвовала 10 000 руб. на постройку здания для 2-го Рогожского женского начального училища, которое было открыто в 1903 г.
Варвара Алексеевна считала своим долгом помогать не только учащимся, но и обучающим. Так, будучи членом московского благотворительного Общества воспитательниц и учительниц, она участвовала в устроении «Дома призрения» для престарелых и хворых преподавательниц. <...>
Первым большим и очень важным делом благотворения В.А. Морозовой после смерти мужа было устройство на ее средства Психиатрической клиники с условием присвоения ей имени почившего супруга. <...>
Клиника была открыта в 1887 г. Она существует и поныне в начале клинического городка на Девичьем поле, основание которому и положила. (Однако после революции имя А.А. Морозова было предано забвению, и сейчас клиника известна как Психиатрическая клиника им. С.С. Корсакова.) Рядом, на общем, купленном Варварой Алексеевной участке земли, расположилась Клиника нервных болезней с приютом для хронически нервнобольных при ней, созданная также на средства Морозовой (1890).
Большим даром Москве было открытие на Девичьем поле Института им. Морозовых для лечения страдающих опухолями (1903). Этот институт был создан исключительно по инициативе Варвары Алексеевны - в память ее матери, умершей от рака, и для облегчения страданий пораженных этим страшным недугом, о котором Варвара Морозова знала не понаслышке - ей самой пришлось пройти через операцию по поводу онкологии. Институт был первым в России заведением по лечению раковых больных; в нем больных не только пытались лечить, используя новейшие на то время способы, но и изучали эту страшную болезнь. <...>

С 1805 г. в Москве существует Ботанический сад при Московском университете. В 1882 г. «Потомственные почетные граждане Василий Алексеевич Хлудов и Варвара Алексеевна Морозова на собственные средства в размере 15 000 руб., построили на земле ботанического сада двухэтажный каменный дом, который с согласия совета университета предназначается жертвователями для помещения большого университетского гербария, а также для практических работ студентов и сторонних лиц по морфологии и систематике растений. В этом доме находится большой зал для гербария и занятий по систематике и, кроме того, 7 комнат для практических работ с микроскопом, для квартиры лаборанта и служителя. С постройкою этого здания впервые получается возможность организовать при саде практические занятия в зимнее время...» Впоследствии и Варвара Алексеевна, и Василий Алексеевич жертвовали в Ботанический сад различные растения.
В 1885 г. в Москве открылась первая бесплатная библиотека-читальня им. И.С. Тургенева. Средства на ее строительство и полное обеспечение дала В.А. Морозова. <...>
В.А.Морозовой была также открыта библиотека в Клину (не ранее 1913 г.).
Благотворительные заведения появлялись благодаря Варваре Алексеевне и в Твери. Умело управляя Тверской мануфактурой, Морозова не забывала о том, что хорошо работать на производстве может тот рабочий, который живет в приличных условиях, имеет возможность отдыха, неплохого питания; чьи заботы о здоровье его самого и членов его семьи приняли на себя специалисты прифабричных больницы и амбулатории; дети которого могут получать образование. Поэтому при фабриках в Твери существовали и школы, и больницы, и ясли, и богадельни, и прекрасные казармы для жилья, построенные на средства В Морозовой, а по инициативе одного из сыновей Варвары Алексеевны - Ивана Абрамовича - было даже возведено здание Народного театра. <...>

Помогали Морозовы и учебным заведениям Твери. Помощь оказывалась Иллюминарской и Мариинской гимназиям, губернской мужской гимназии, школе Максимовича, Тверскому епархиальному, коммерческому, реальному училищам. Выдавались также пособия на обучение детей рабочих и служащих Товарищества.<...>
Состояла Варвара Алексеевна и членом Комитета грамотности - общественной просветительной организации, ставившей своей целью содействие начальному народному образованию. <...>
Основным направлением благотворительной деятельности Варвары Алексеевны Морозовой и в Твери, и в Клинском уезде, и в Москве была просветительская работа - устроение на собственные средства училищ, школ, курсов, участие в организации университетов. <...>
Варвара Алексеевна Морозова прожила долгую, насыщенную событиями жизнь, полностью отдавая себя служению людям. При этом она была и матерью, и женой. У нее было пятеро детей: трое старших сыновей - Михаил, Иван и Арсений, как мы уже говорили, родились в браке с А.А. Морозовым, отцом младших детей - Глеба и Наталии - был В.М. Соболевский. Двоих своих сыновей - Михаила и Арсения Абрамовичей - ей пришлось пережить...
Варвара Алексеевна скончалась 4 сентября 1917 г.

// haydamak.livejournal.com


Двор Пролетарки. Он же Морозовский отмороженный городок, или отмороженные Морозовские казармы

// haydamak.livejournal.com


Самая главная достопримечательность Твери.

Во первых это по сути первый в России (еще царской России) микрорайон в своем классическом смысле - комплекс зданий изначально построенных как отдельный город, со всеми своими приблудами, включая народный театр и собственную обсерваторию (!) на одной из крыш.

// haydamak.livejournal.com


А во вторых - в своем классическом смысле - сегодня это единственное в современной России полноценное гетто, со всеми сопутствующими ему тенденциями и закону каменных джунглей.

// haydamak.livejournal.com


Всем этим домам больше ста лет. Начинали они строиться еще в 1856 году, для рабочих текстильной фабрики династии Морозовых (да-да, тех самых)

// haydamak.livejournal.com


Морозовы были амбициозными, работали не только за прибыли, но и за имя и славу - для постройки района трудились лучшие архитекторы того времени, в том числе из Франции и Швеции.

// haydamak.livejournal.com


Результат - построенный городок Морозовской мануфактуры не имеет на свое время в прогрессивности аналогов

// haydamak.livejournal.com


Уверенно берет гран-при на Всемирной выставке в Париже, как лучший рабочий городок мира

// haydamak.livejournal.com


Самое внушительное здание Двора Пролетарки и по сей день неофициально зовут "Парижем"

// haydamak.livejournal.com


В честь этого события и в честь приложивших к нему руку французов. Безумный сплав готики и модерна.

// haydamak.livejournal.com


Невероятная смесь готического замка с заводским цехом и фабричной казармой.

Строили на века. По старинным традициям при замешивании кирпичей добавляли яичный желток, как в кремлевских стенах

// haydamak.livejournal.com


Пришла революция. Морозовы сместились, мануфактура национализировалась. Городок их имени символично переименовался в Двор Пролетарки, как он называется и до сих пор

// haydamak.livejournal.com


Здания больше века уж и стоят, уцелев даже под снарядами Второй Мировой.

// haydamak.livejournal.com


Здесь была работа, сюда ехали лимитчики.

// haydamak.livejournal.com


Знаете - нет ничего более постоянного, чем временное. Люди которые приезжают на заработки, живут в общаге, чтобы раскрутиться, и переехать. И еще не знают, что в этой же общаге встретят свою любовь, в этой же общаге с ней съедутся, в этой же общаге нарожают детей, в этой же общаге состарятся, в эту же общагу дети принесут им внуков, в этой же общаге начнут жить всеми поколениями, в эту же общагу перевезут своих уже немощных родителей

// haydamak.livejournal.com


В общаге будут подворовывать вещи из коридоров, будут носиться общие оравы детей, заниматься очереди на коммунальные кухни или в облезлый коммунальный душ. И здесь же будут слагаться легенды, здесь легко будут заходить к соседям в гости без стука, спрашивать соль, оставлять на попечение детей.

Смутные времена наложили на этот район свое проклятие

// haydamak.livejournal.com


Мануфактура в 90-е закрылась. Работать стало негде

// haydamak.livejournal.com


Мануфактура закрылась, а общежития нет

// haydamak.livejournal.com


Кроме "Парижа", в котором успели поделить цеха общежитий на отдельные квартиры, которые можно приватизировать и которыми можно по своей воле распоряжаться, все остальные дома остаются общежитиями и по сей день.

// haydamak.livejournal.com


- "Это коммунальная, коммунальная квартира, это коммунальная, коммунальная страна..." (с) группа Дюна

// haydamak.livejournal.com


Капитального ремонта здесь не было сто лет - как-то сперва не нужно было, здания держались на старом ресурсе, а когда старый ресурс иссяк - неясно стало кому заниматься

// haydamak.livejournal.com


Сыграл эффект общаги - любой здесь живущий - он как бы временный. Даже если точно понимает, что он тут навсегда. Раз временный - то чего я буду чем-то заниматься?

// haydamak.livejournal.com


Общага не то место, где возможно что-то сделать для себя. Тут либо скопом, либо никак. А сделаешь что-то для себя - разворуют и сломают. Ничто не вызывает столь яростной ненависти и свирепости как проявление индивидуальности в общем бараке.

Играет эффект бездны - пока ты вглядываешься в бездну, бездна вглядывается в тебя.

Знаете почему в тюрьмах, больницах, детских садах, школах и вообще любых социальных заведениях, где взламывают человеческую психику, приняты туалеты всем напоказ, грязные и унизительные? Потому что это первая и основная психологическая граница, сохранение интимности своего тела. Когда эта граница изначально взломана, человек перестает понимать и ощущать себя цельным - становится размазанным, слепленным, несамостоятельным - таким легче управлять.

Жизнь в общаге - это жизнь людей, у которых границы изначально уничтожены и взломаны. А с Двором Пролетарки выстрелил неожиданный парадокс - с одной стороны жители жалуются на свои кошмарные условия здесь жизни, плачутся на судьбу, на беспомощность. А с другой - многие из этих людей на самом-то деле уезжать отсюда не хотят. Такой, стокгольмский синдром - да, здесь суровые бытовые условия, рассадник наркомании и социального дна, перевалочная база мигрантов - свято место пусто не бывает, оставленные разбитые дома, страшные жилища мгновенно заселили таджики, узбеки, киргизы - во дворах зазвучала речь среднеазиатских рынков, на детских площадках зычно переговариваются на своих наречиях колоритные мусульманские женщины в хиджабах и паранджах. Но одновременно с этим - тут привыкаешь жить полной безответственностью. Здесь все отвечают за всё, но никто конкретно не отвечает ни за что.

// haydamak.livejournal.com


haydamak
23/05/2015



«Морозовский городок» строился для рабочих «Бумагопрядильной, ткацкой, красильно-отбельной и ситценабивной фабрик Товарищества Тверской мануфактуры» (полное официальное название), фактически принадлежавшей семье купцов Морозовых – знаменитых промышленников, меценатов и спонсоров русских революционеров. Видимо, из-за обилия кирпичных строений этот фабричный поселок стали уважительно называть городком. И в принципе есть за что. Не во всех русских городах наверное в те времена было столько каменных домов – тем более четырех- пятиэтажных. Вместе с общественными зданиями и хозяйственными постройками комплекс городка включает более пятидесяти сооружений. Это без преувеличения архитектурный заповедник «кирпичного стиля» середины 19 – начала 20 веков. Есть здесь и оригинальные образцы модерна. В общем, сейчас вы сами все увидите.

Фабрика, вокруг которой и вырос городок. В советское время она стала называться «Пролетаркой».

Казармы 1870 -1900-х годов

странная круглая пристройка во дворе. Ныне – «гараж №1», судя по надписи на воротах

Казарма «для семейных».
Наиболее сложное в плане жилое сооружение городка. «Два обращенных друг к другу «П-образных четырехэтажных объема соединены средним поперечным корпусом» . (т.е. в плане напоминает букву «Н» с загнутыми внутрь концами боковых планок). В некотором роде прообраз домов-коммун: «Кроме жилых включает ряд культурно-бытовых общественных помещений» . В поперечном корпусе размещаются общие кухни – видимо, они имеются в виду.

Загадочные башни, на стыке боковых и поперечного корпусов казармы названы в своде памятников астрономическими.

Казарма «Париж» - самое большое и оригинальное здание Городка. Возведена в 1910-е годы по проекту архитектора В.К. Терского.

«Имеет пять значительно выступающих объемов с северной стороны, и пять плоских ризалитов – с южной. Многие элементы фасадного декора близки или практически точно повторяют те или иные мотивы, использованные в других казармах городка». Таким образом, «Париж» является своеобразным «собранием» того художественного языка, который складывался в предыдущих постройках»

Но это здание имеет и свое уникальное украшение – «готические» аркбутаны, венчающие торцы поперечных объемов и южные ризалиты.

Во дворе за казармой сохранилась парковая скульптура, изображающая читающих школьниц

и остатки еще нескольких скульптур.

Рядом с «Парижем» сохранились железнодорожные ворота.

На входе в городок со стороны Тьмаки по левой стороне улицы в один корпус объединены три здания:
Мануфактурная лавка

Главная фабричная контора

Магазины

Про это здание ничего не знаю, н тоже колоритное

Еще одним украшением городка является Народный театр , расположенный на главной площади городка, редкий пример специального театрального здания рубежа 19-20 веков, возведенного в рабочем городке

В сквере напротив театра сохранился постамент от памятника Ленину 1925 года.


Вместо цветов пролетарии возлагают к нему теперь только мусор.

В городке сохранилось несколько деревянных лечебных сооружений


В них ярче проявляются элементы модерна, но и горят они конечно лучше

несмотря на расположенную рядом пожарную часть

Еще одна сгоревшая хозяйственная постройка

За Тьмакой стоят три четырехэтажных дома для служащих . Архитектор – все тот же В.К. Терский. Их фасады более изысканны и близки к модерну. Два дома вытянулись параллельно Калининскому проспекту по оси восток-запад.

Сохранившиеся первоначальные навесы подъездов – весьма модерновые

Между домами сохранились хозяйственные постройки. Судя по всему, конюшни – гаражи для жильцов, по-нашему.

монументальная подстанция – не ровесница ли она домам?

Третий дом расположен перпендикулярно двум первым, фасадом развернут в сторону железной дороги.

Загадочный декоративный элемент в виде трех колец во фронтоне заставил нас строить самые смелые предположения насчет личной жизни архитектора и жильцов дома

Через улицу стоит деревянный двухэтажный особнячок с замечательным модерновым эркером, «рифмующимся» с ризалитами над подъездами каменных домов.

У моста, ведущего к фабричной проходной, ютится совсем скромный деревянный домик. Сейчас в нем какое-то учреждение.

Ну и завершают нашу фотопрогулку две замечательных жилых четырехэтажки рядом с домами для служащих. Внешне они изо всех сил пытающиеся быть похожими на своих стильных соседей. Вроде основные элементы отделки присутствуют. Даже углы скруглены. Грубоватость и аляповатость декора можно списать на современный капитальный ремонт дореволюционным домам. Но низкие потолки похоже выдают в них современные постройки а-ля модерн. Да и в своде памятников архитектуры Твери они не значатся в отличие от прочих построек Морозовского городка. Интересно, что скажут про эти дома специалисты?

Ну и напоследок расскажу, как я узнал о Морозовском Городке и как впервые туда попал. Получилось так, что попал раньше чем узнал.
В общем, во время нашего прошлогоднего осеннего путешествия по Тверской губернии оказались мы с Женькой темным ноябрьским вечером на окраине Твери, на Ржевском шоссе. Там по дороге с Селигера высадили нас наши друзья. Сами они поехали в Москву, а у нас было еще почти пять часов до поезда на Великий Новгород. И мы неспешно побрели к центру по вечерней Твери. Рядом с дорогой в сумерках заметили по виду модерновые дома, свернули их посмотреть, потом перешли по мостику Тьмаку и… оказались в какой-то сказке. В темноте казармы напоминали то ли загадочные крепостные сооружения, то ли средневековые дома (которым их строители, в общем-то, и подражали). Дойдя же до «Парижа» (тогда мы еще не знали, что эта казарма имеет собственное имя), испытали какие-то просто мистические ощущения, стоя перед ним с задранной головой и глядя сквозь аркбутаны на ночное небо. Не особо пугали даже мелькавшие под редкими фонарями нетрезвыми серыми тенями подозрительные аборигены-пролетарии. Наоборот, казалось, что это какие-то современники например Павла Заломова или Максима из одноименной трилогии. А заглянув сквозь окно в коридор одной из казарм, мы поняли, что точно перенеслись на сто лет назад. Покидая это чудесное, но темное место, я почти рыдал, оттого что ничего из красот этого кирпичного райского уголка невозможно было сфотографировать.
Долгое время я ничего не знал об этом месте, пока перед новым годом не приобрел в «Академкниге» первый том Свода памятников архитектуры Тверской области, посвященный Твери. Не утерпев, я начал рыться в нем еще в вагоне метро, и довольно быстро не нашел очень подробную статью про историю Морозовского городка (теперь я знал, как называлась наша тверская вечерняя сказка!) и архитектуру его зданий. Из этой статьи и взяты выделенные курсивом цитаты в подписях к фотографиям.
С тех пор мне вдвойне захотелось побывать в вожделенном Городке еще раз. Чуть ли не каждые выходные собирался я в Тверь. Но мешали то дикие зимние морозы, то весенняя распутица, то просто апрельский дождь, из-за которого вместо Твери решено было поехать в Тулу. В общем, после того первого ночного знакомства с Морозовским городком я побывал в пяти областных городах России, двух бывших советских республиках, был даже в Бобруйске. Но где бы я ни был, нет-нет, да и вздыхал о Морозовском городке.
И вот в минувшую субботу мечта моя сбылась. Я наконец-то добрался до «городка своей мечты». Надеюсь, после этой виртуальной прогулки вы хоть отчасти испытали такие же чувства, какие я неделю назад.

На прощанье бросим еще раз взгляд на улицы Морозовского городка

Ну вот и все. Спасибо всем, сопровождавшим нас в этой прогулке

Дальше прописано 6 этапов реализации, на четвёртом как раз предполагалось переселить жителей дома № 122, о котором мы здесь рассказывали, а сам дом законсервировать до реставрации. Только произойти это должно было в 2014 году. Все разговоры о расселении в этой концепции опираются на ввод в эксплуатацию нового многоквартирного жилого дома в Твери, в который и планировалось переселить людей с Пролетарки. По словам тверичан, дом действительно был построен, но заселили в него кого-то другого.

Наверное, что-то пошло не так, и общее экономическое расстройство в стране немного нарушило планы, не могла же такая серьёзная инициатива областных и городских властей просто захлебнуться. Могла. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на предыдущие попытки решить проблему Морозовского городка. В статье местного издания Тверская Жизнь читаем:

«Еще в 2002 году (это ровно десять лет назад!) ГУП „Тверьреставрация“ провело обследование Двора „Пролетарки“. Приведем небольшую выдержку из отчета: „Происходит активный процесс разрушения… ограждающих и несущих конструкций“. Далее описывается состояние каждого из домов. К примеру, о домах № 47 и № 48 говорится следующее: „Эксплуатировать здания в их сегодняшнем состоянии просто нельзя… Электрощитовая с водораспределительным устройством находится в подвале, полностью затопленном хозяйственно-фекальными водами… Система слива не работает… Возможны разрушения фундаментов в ближайшие 4−5 лет“. Похожая ситуация по всем домам Двора „Пролетарки“. Специалисты „Тверьреставрации“ делают вывод: здания эксплуатировать нельзя…

…Кстати, в 2005 году депутатами Тверской городской думы была принята городская целевая программа по реконструкции Двора „Пролетарки“ на 2005−2010 годы. В её задачи входили строительство нового общежития, расселение граждан из казарм, проектирование реконструкции жилых домов Двора „Пролетарки“. Предполагалось выделить на эту программу 436,7 миллиона рублей. Чтобы оценить результат её реализации, достаточно выбраться на экскурсию по Морозовским казармам. Добавим, что часть средств пошла на строительство общежития на улице Строителей, 19/1, но проблему это не решило…».
Там же возлагается надежда на новую программу, которая, как мы знаем теперь, стала таким же пшиком, а прошло уже 15 лет:

«Сейчас, кажется, началось поступательное движение в решении проблемы. Была разработана концепция развития Двора «Пролетарки» на 2011- 2016 годы. Так, в этой концепции указано, что в 2011 году должно было завершиться расселение дома № 48, разработана и принята ДЦП «Двор «Пролетарки» на 2012−2016 годы». Еще осенью 2011 года глава города Владимир Бабичев сообщил на встрече с жителями, что начнется строительство нового 11-подъездного 10-этажного дома. На справочно-информационном портале Тверского региона зафиксировано обращение Владимира Бабичева к людям: «Я вам обещаю, что жильцами этого дома станете вы, те, кто сейчас живет в Морозовских казармах. Мы будем вести очень тщательную работу по сверке списков проживающих, чтобы квартиры не получали фиктивные жильцы».

А во вторых - в своем классическом смысле - сегодня это единственное в современной России полноценное гетто, со всеми сопутствующими ему тенденциями и закону каменных джунглей.

Всем этим домам больше ста лет.
Начинали они строиться еще в 1856 году, для рабочих текстильной фабрики династии Морозовых (да-да, тех самых)

Морозовы были амбициозными, работали не только за прибыли, но и за имя и славу - для постройки района трудились лучшие архитекторы того времени, в том числе из и Швеции.

Результат - построенный городок Морозовской мануфактуры не имеет на свое время в прогрессивности аналогов

Уверенно берет гран-при на Всемирной выставке в , как лучший рабочий городок мира

Самое внушительное здание Двора Пролетарки и по сей день неофициально зовут "Парижем"

В честь этого события и в честь приложивших к нему руку французов.
Безумный сплав готики и модерна.

Невероятная смесь готического замка с заводским цехом и фабричной казармой.

Строили на века. По старинным традициям при замешивании кирпичей добавляли яичный желток, как в

Пришла революция. Морозовы сместились, мануфактура национализировалась.
Городок их имени символично переименовался в Двор Пролетарки, как он называется и до сих пор

Здания больше века уж и стоят, уцелев даже под снарядами Второй Мировой.

Здесь была работа, сюда ехали лимитчики.

Знаете - нет ничего более постоянного, чем временное. Люди которые приезжают на заработки, живут в общаге, чтобы раскрутиться, и переехать.
И еще не знают, что в этой же общаге встретят свою любовь, в этой же общаге с ней съедутся, в этой же общаге нарожают детей, в этой же общаге состарятся, в эту же общагу дети принесут им внуков, в этой же общаге начнут жить всеми поколениями, в эту же общагу перевезут своих уже немощных родителей

В общаге будут подворовывать вещи из коридоров, будут носиться общие оравы детей, заниматься очереди на коммунальные кухни или в облезлый коммунальный душ.
И здесь же будут слагаться легенды, здесь легко будут заходить к соседям в гости без стука, спрашивать соль, оставлять на попечение детей.

Смутные времена наложили на этот район свое проклятие

Мануфактура в 90-е закрылась. Работать стало негде

Мануфактура закрылась, а общежития нет

Кроме "Парижа", в котором успели поделить цеха общежитий на отдельные квартиры, которые можно приватизировать и которыми можно по своей воле распоряжаться, все остальные дома остаются общежитиями и по сей день.

- "Это коммунальная, коммунальная квартира, это коммунальная, коммунальная страна..." (с) группа Дюна

Капитального ремонта здесь не было сто лет - как-то сперва не нужно было, здания держались на старом ресурсе, а когда старый ресурс иссяк - неясно стало кому заниматься

Сыграл эффект общаги - любой здесь живущий - он как бы временный. Даже если точно понимает, что он тут навсегда.
Раз временный - то чего я буду чем-то заниматься?

Общага не то место, где возможно что-то сделать для себя. Тут либо скопом, либо никак.
А сделаешь что-то для себя - разворуют и сломают.
Ничто не вызывает столь яростной ненависти и свирепости как проявление индивидуальности в общем бараке.

Играет эффект бездны - пока ты вглядываешься в бездну, бездна вглядывается в тебя.

Знаете почему в тюрьмах, больницах, детских садах, школах и вообще любых социальных заведениях, где взламывают человеческую психику, приняты туалеты всем напоказ, грязные и унизительные? Потому что это первая и основная психологическая граница, сохранение интимности своего тела.
Когда эта граница изначально взломана, человек перестает понимать и ощущать себя цельным - становится размазанным, слепленным, несамостоятельным - таким легче управлять.

Жизнь в общаге - это жизнь людей, у которых границы изначально уничтожены и взломаны.
А с Двором Пролетарки выстрелил неожиданный парадокс - с одной стороны жители жалуются на свои кошмарные условия здесь жизни, плачутся на судьбу, на беспомощность. А с другой - многие из этих людей на самом-то деле уезжать отсюда не хотят.
Такой, стокгольмский синдром - да, здесь суровые бытовые условия, рассадник наркомании и социального дна, перевалочная база мигрантов - свято место пусто не бывает, оставленные разбитые дома, страшные жилища мгновенно заселили таджики, узбеки, киргизы - во дворах зазвучала речь среднеазиатских рынков, на детских площадках зычно переговариваются на своих наречиях колоритные мусульманские женщины в хиджабах и паранджах.
Но одновременно с этим - тут привыкаешь жить полной безответственностью. Здесь все отвечают за всё, но никто конкретно не отвечает ни за что.

Эффект разбитых окон.
Если окно разбито, а рядом лежит гора мусора, и это остается таковым день, неделю, месяц, год - даже самый интеллигентный человек начинает бросать мусор не в урну, а прямо оземь.

И неминуемо настанет миг, когда, будучи в плохом настроении, в подавленности, оглянувшись кругом, поднимет с земли камень и запустит его в еще целое оконное стекло.

Зачем? А низачем. Из злости и отчаяния. В отместку всему миру, за его нелюбовь.
Какого хрена?! Всем можно гадить под себя, а мне нет?!

Многие из тех, кто с Двора Пролетарки таки съехал, ностальгируют - они теперь живут в чистом доме, в отдельной квартире, а им совершенно нечего стало делать. Они ведь любую из своих даже самых мелочных трудностей не умеют переживать в одиночестве.
Им обязательно нужно то, что есть в общагах Пролетарки и чего нет в своем жилище - вот это ощущение размазанной общности, этот вечный эрзац душевной близости для бесконечно одиноких людей, стыдящихся самим себе сознаться в том, что они никому не нужны.

Какой самый частый возглас рассерженных общажников, при обращении к властьпредержащим? "Нас забыли? Мы никому не нужны?". И чиновникам неудобно признаться в общем-то очевидном для всех - да, вы не нужны.

Да вы сами себе не нужны, с чего бы вдруг стали еще кому-то?

Ну что радости что-то делать для вас? Да, дома ветхие и старые, да, ситуация у вас незавидная. Но - ладно дом ветхий, но это ж вы выбросили под ноги мусор. Это ж вы сами захерачили в окно камнем. Это вы сами, живя рядом, воруете у соседа железный патрон для газовой плиты, в то время как сосед скручивает седло с вашего, стоящего в коридоре велосипеда.

Ну переселить вас - а зачем? Чтобы вы и в новом доме так же нагадили?
Как там - можно вывести девушку из деревни, но деревню из девушки вывести нельзя.
Так и тут - можно уехать из общаги, но общага из человека уже никуда не уедет.

Весь Двор Пролетарки даже расположен как-то уникально - изолированно, при том, что и от центрального городского вокзала недалеко, и Октябрьская железная дорога рядом ("Париж" как на ладони видно из окон поезда на ), и остальная Тверь не склонна к изоляционизму.

Ощущение, что жители себя сами как-то огородили, застроили, оторвались. В Двор Пролетарки случайно не зайдешь, несмотря на то, что он огромный - нужно сворачивать с ездовых дорог, вырываться из обыденного облика среднероссийского города.

Двор Пролетарки - уникальнейшее место. Наглядная площадка удивительного социального эксперимента, иллюстрирующего разность жизни людей при разных формах организации жизненного пространства.

Это здание взяли себе какие-то очередные смирные сектанты католического толка, в премудростях которых я не разбираюсь.
Не стали разводить бюрократию и стенания в кабинетах чиновников - просто взяли и отреставрировали здание.

Да-да, это здание точно такое же, как и это скажем

Или это. Одногодки, рядом стоящие.

Захотели привести в порядок - сделали спортивный комплекс

Стайки девочек потянулись

Не захотели ничего сделать, кроме как чиновникам стенать - ну и ладно, дело ваше.

Очень наглядно.
Жаль лишь то, что наглядность эта никому не интересна.
Ну вот есть на свете Северная Корея и Южная Корея. Один и тот же народ, одна история, один язык. Но две формы организации.
Ну и что? У нас принято ездить на южнокорейских автомобилях, пользоваться южнокорейской техникой, питаться южнокорейской лапшой, трепаться по южнокорейским телефонам и тыкать в клавиши южнокорейских ноутбуков, но при этом страстно признаваться в любви не к , а к Северной.

Так и тут. Для людей здесь живущих совершенно по человечески не хочется делать добрых дел.
Ни одно еще доброе дело не осталось безнаказанным. И напротив - никто не вызывает столь много восторга у народа, как его палач.

Отчего же досада и злость меня грызла, пока я по Двору Пролетарки гулял?
Это вы не смотрите, что я улыбаюсь, внутри меня молнии Зевса на самом деле сверкают

А досада за то, что уникальное место пропадает, совершенно точно не заслужившее позорной славы.
Пафосно звучит, но за погибающую русскую гордость обидно. За людей, которые вложили себя в уникальный эксперимент, вколотили себя самоотверженно в общее дело.
"Судьба экспедиции - провал. За попытку спасибо".

Что вообще с этим гетто можно сделать? А ведь это именно гетто, классическое гетто, столь мало распространенное в нашей многонациональной и внеклассовой привычке бытия.
Что вообще делали в мире, чтобы притушить и окультурить гетто, включить его в жизнь и выключить из неизбежного проваливания в зону главенства понятий и криминала?

В опаснейшей, контролируемой наркокартелями Колумбии начали строить сеть общественных бесплатных библиотек, с свободным интернетом и доступом к книгам и дискуссионным залам. И подействовало! Вот уж где, казалось бы, ничего не сделать, вот уж, казалось бы, совершенно безнадежные, смертельно опасные кварталы.
А огромная часть неприкаянной доселе молодежи нашла себе мирное занятие, всё больше привыкает к далеким от бандитизма амбициям.