Лидия Васильевна из казармы "Париж". Морозовские казармы в Твери: будущее не настало

В Твери, на окраине Затьмачья сохранился уникальный микрорайон конца XIX - начала XX веков, прозванный в народе "Морозовским городком" , тверским "Парижем", Пролетаркой. Его строительство шло параллельно с расширением текстильного производства на мануфактуре Морозовых, куда съезжались в поисках заработков крестьяне из бедных плодородной землей окрестных деревень.

У «Морозовского городка» были предшественники. Еще раньше, в 1853 году, московские купцы Каулин и Залогин построили текстильную фабрику, перешедшую затем Павлу Васильевичу Бергу. Сохранилась фотография Каулинской фабрики (или Рождественская мануфактура, названная так по расположенному поблизости Христорождественскому монастырю), сделанная Прокудиным-Горским в 1910 году:

При Берге, помимо реконструкции фабричных корпусов, строились жилые казармы для рабочих. Так, к началу XX века окончательно сформировался огромный фабричный комплекс - "городок фабрики Берга" или «Казармы Берга» . Сейчас от городка сохранился комплекс из трех жилых казарм и бань, но самое главное - уцелело здание фабрики, и фабрика действующая.

Казармы Берга (ул. Спартака, 43 и 44)

Так здание фабрики выглядит на Яндекс Картах. Можно сравнить этот снимок с фото Прокудина-Горского:

Еще до Морозова в 1858 году московские купцы Сидор Шибаев, Викул Митюшин и Василий Брызгалов получили в аренду на 50 лет 21 десятину земли на правом берегу реки Тьмаки, где начали строительство семь фабричных зданий: бумагопрядильного, самоткацкого, ситценабивного, красильного, суконного, шелкового и чугунолитейного. Вскоре единственным пайщиком текстильного предприятия становится Савва Васильевич Морозов (не путать с его внуком, Саввой Тимофеевичем Морозовым, который дружил с Горьким и помогал революционерам). Савва Васильевич - бывший крепостной крестьянин, выкупивший себя и сыновей в 1821 году, и, обладая особым секретом окраски тканей, а также незначительным первоначальным капиталом, к концу 1850-х годов стал крупным промышленником, сумевшим создать фамильную текстильную империю.

Право руководить строительством бумагопрядильной и самоткацкой фабрик он передаем своим сыновьям - Абраму и Тимофею. Через год было закончено сооружение первой очереди пятиэтажного корпуса фабрики с котельной и выпущена первая партия миткаля. Здание это сохранилось до наших дней, но сейчас здесь расположен торговый центр "Морозовский" и швейная фабрика "Тверь".

При внуках Саввы Васильевича - Абраме и Давиде Абрамовичах Тверская мануфактура продолжала расти за счет увеличения прядильного и ткацкого отделов, а также постройки новой отделочной фабрики. В это же время началось и возведение первых капитальных казарм для рабочих. После кончины Абрама Абрамовича, с 1883 по 1892 годы во главе правления товарищества встала его супруга Варвара Алексеевна, дочь известного текстильного фабриканта А.И. Хлудова. Именно по её инициативе для рабочих и служащих фабрики "Тверская мануфактура" был построен "Морозовский городок". Так он выглядит сейчас на Яндекс Картах

Проект городка был разработан архитектором Константином Викторовичем Терским, за который он был награжден серебряной медалью архитектурной выставки в Париже как лучшее жилье для рабочих. К началу XX века "Морозовские казармы", при строительстве которых применялись прогрессивные на то время материалы - металлические и железобетонные конструкции, представляли собой замкнутый, обнесенный стеной двор с домами для инженеров и казармами для рабочих. Над планировкой квартала в разное время, помимо Терского, работали архитекторы Эрихсон, Назаров и Федоров.

В конце 1900-х годов вся территория "Морозовского городка" окружалась оградой, в которой с трех сторон (на севере, юге и востоке) были устроены охраняемые и запиравшиеся на ночь ворота. От ограды ничего не осталось, а вот южные ворота в стиле модерн по-прежнему стоят напротив дома №70. Близко подойти к ним сложно, т.к. сейчас они находятся на территории действующего предприятия.

Зато к дому №70 во дворе Пролетарки - жемчужине тверского "Парижа" - вход сводный. Казарма "Париж" появилась в городке одной из последней, в 1910-е годы, когда большинство зданий комплекса уже стояли на своих местах.

Для строительства жилых казарм из красного кирпича архитекторы выбрали стиль модерн. Особенно эффектно выглядят торцевые фасады с остекленными лестничными клетками.

"Париж" и сейчас заселен, но если в 1910-е годы это было добротное жилье для рабочих мануфактуры, после бесхозных 1990-х, когда фабрика прекратила свое существование и сюда стали перебираться граждане соседних республик, "Морозовские казармы" быстро обветшали, спустя несколько лет без порядка и ремонта, превратились в настоящие трущобы. Рассказывают, что еще до войны не только в комнатах, но и в огромных общих коридорах намывали полы и стелили коврики. Сейчас в подъездах можно увидеть кучи бытового мусора прямо на подоконниках. Люди мечтают отсюда выбраться, переселиться подальше, но а пока не прочь вытряхнуть свое мусорное ведро прямо в подъезде. "Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах".

Сохранившиеся чугунные балясины и ступеньки 1910-х годов:

1890-е - 1900-е годы - время, когда были возведены не только основные многоэтажные жилые казармы для рабочих, но и новые административные и общественные здания. Всего на территории городка насчитывалось более 80 хозяйственных построек разных типов: коровники, птичники, прачечные, продуктовые склады, конюшни, сараи для карет и экипажей, кузница. Были на территории "Морозовского городка" свои почтово-телеграфная станция, пожарное депо, амбулатория, комплекс больницы с часовней, кухней и прачечной, приют для сирот, ясли, богадельня, библиотека, школа, мануфактурная и фабричная лавки.

Звучит фантастически, но в "казармах для семейных" были устроены обсерватории. То, что от них осталось, можно увидеть и сейчас - небольшие округлые строения на крыше.

В те ж годы был разбит общественный сад с прудом и стоящие по их сторонам Народный театр, главная фабричная контора, фабричные лавки, хлебопекарня и училище. Большая часть зданий, не считая часовни, которая была разрушена одной из первых, в той или иной степени сохранились. К примеру, если от складов остались лишь зияющие пустотой каменные коробки, то в здании Народного театра сейчас бассейн и туда приходят дети из района Пролетрки.

Кстати, дети "Морозовских ткачих" бесплатно получали трех-четырехлетнее образование. Да и с приходом советско власти вплоть до 1960-х годов в "Морозовском городке" были бесплатные кружки и секции, куда дети охотно приходили заниматься дети.

Будете в Твери, не игнорируйте этот "архитектурный артефакт". Прежде всего, потому что, не смотря на многолетнюю разруху, "Морозовский городок" остается особенным, впитавшим в свои краснокирпичные стены дух того времени, когда отдельные фамилии промышленников строили для своих рабочих на свои деньги современные микрорайоны. И было это чуть больше 100 лет назад.

Морозовский городок в Твери September 13th, 2012

"Морозовский городок", "Морозовские казармы" или двор "Пролетарки" - прифабричный городок текстильной мануфактуры в Твери. Прекрасный памятник промышленной архитектуры рубежа XX века увидеть который стоит поездки в Тверь.

Городок строился при «Товариществе Тверской мануфактуры» семьи Морозовых в XIX и XX веках. Представляет собой фабричный поселок, какие строились в то время продвинутыми промышленниками в ряде стран Европы и Америки. Как, например, или немецкий Вольфсбург. В Твери городок стал фактически одним из первых прототипов микрорайона.


Когда-то на въезде на территорию находились огромные ворота с надписью «Тверская Мануфактура», которые по понятной причине были снесены. В советское вермя фабрика стала называться «Пролетаркой». Сегодня, не уверен, что она что-то еще производит. Главное здание уже приспособлено под магазины.

Интерес представляет комплекс прифабричных зданий городка. Даже сегодня на фоне окружающей застройки они смотрятся очень неплохо. Думаю сто лет назад эффект был в разы сильнее.

История городка началась со строительства мануфактуры в 1856 году.

"Морозовский городок" сформировался к началу XX век и представлял собой замкнутый, обнесенный стеной двор, в котором были построены дома для инженерно-технических работников и казармы для рабочих «Товарищества тверских мануфактур».

В советское время все жилые дома городка стали общежитиями и "казармами".

Самая большая казарма - "Париж". Построена в 1909 г.

"Париж" в псевдо-готическом стиле стал завершающей и самой выразительной постройкой "Морозовского городка".

Подъезд "Парижа" прекрасен.

В 1968 году только в этой казарме произвели перепланировку и превратили общежитие в нормальный жилой дом с квартирами. Сегодня он в относительно неплохом состоянии.

Остальные казармы так и остались.

Что-то разрушилось.

Что-то разрушается.

Несмотря на неприглядное состояние городок все равно красив. Больше всего впечатляет насколько выразительно и цельно он выглядит.

Ведь строили все с большой любовью.

И вниманием к деталям.

Кроме жилых построек вокруг фабрики был и ряд общественных зданий: больница, аптека, родильный дом, ясли, богадельня, училище, библиотека, церковь.

Народный театр (1900 г.) с паровым отоплением, электрическим освещением, прекрасным зрительным залом, сценой с трюмом и подъёмником для декораций, а под ней уборными комнатами для артистов. Перестроен в спортивный комплекс с басейном.

Бывшая богадельня. Кажется сейчас используется церковью. Единственное здание на территории городка отгороженное от людей забором.

Пожарное депо.

Магазины и административные здания.

Во дворе "Пролетарки" мне встретился Иван Федорович, который поделился своими воспоминаниями.

И.Ф.: «Еще мой дед работал на Морозовых. Квасил капусту, готовил продукты для городка и на продажу».

«Тогда все строили на века. Из красного кирпича со специальным раствором в состав которого входили куриные яйца».

«Для фабрики содержать городок было тяжело. Ведь фактически не было такого ЖКХ, и вот фабрика ткацкая все обслуживала. Но все здания были в очень хорошем состоянии. В сухих, теплых подвалах могли жить люди. Когда большевики пришли за постройками перестали следить. Все подвалы скоро заполнились водой. Для кирпича - это плохо, фундамент начал разрушаться».

«У мануфактуры были большие планы. Построили собор, хотели строить полноценный мост через железную дорогу. Были навезены горы камня, земли, материалов. Но после 1917 года все планы были нарушены».

Говорят, что есть планы на реконструкцию городка.

Но пока как-то так.

Морозовские казармы без всякого сомнения являются самыми фактурными сооружениями в Твери для съемки сюжетов про постапокалиптический мир. Я, как любитель подобного жанра, не мог не побывать там. А живущие там люди придали этому фоторепортажу еще больший колорит.

Тверь, Двор Пролетарки (Морозовский городок, Морозовские казармы) - историко-архитектурный комплекс общественных, промышленных и хозяйственных зданий, построенных для «Товарищества Тверской мануфактуры» в 1856 - 1913 годах.

Создание Морозовского городка стало важным этапом в развитии градостроительства в Твери, и одной из первых попыток создания микрорайона в России. Городок занимает участок между р. Тьмакой и железной дорогой в Затьмацкой части города. Застройка квартала началась в 1856 году со строительства фабрики «Тверской мануфактуры». Вместе с развитием фабрики началось строительство жилья для рабочих, общественных и хозяйственных сооружения. В 1910 году его территория была расширена к северу от Тьмаки, до нынешнего проспекта Калинина.

Старый участок предназначался для рабочих, а новый - для инженеров и служащих. На самому берегу Тьмаки был построен корпус прядильной фабрики, перед южным фасадом которой была организована центральная площадь. Внутри микрорайон разделен главной улицей (поперечная ось), протянувшейся с севера на юг, на две неравные части. Восточная была застроена зданиями общественного характера: больница, Народный театр, магазины, полицейское отделение, библиотека. Западная часть была застроена общежитиями для рабочих - казармами. По периметру городок был окружен стеной, имевшей двое врат.

Над планировкой квартала в разное время работали архитекторы А. Э. Эрихсон, К. В. Терский, В. Назаров, А. Федоров и др. Внешние фасады оформлены в переходном, от неоготики к модерну, стиле. При строительстве широко применялись металлические конструкции (профилированное железо, прокат), железобетонные конструкции прогонов, перемычек и перекрытий.

Комплекс включает более 50 зданий. Наиболее характерными из них являются центральный казарменный корпус, замыкающий перспективу главной улицы (так наз. казарма «Париж», он же - «Дом построенный Саввой Морозовым»), и Народный театр.

Да вот люди, которые живут там, как-то не особо довольны жизнью в таком историко-архитектурном комплексе… С чего бы так?

Ну, давайте спросим, чем же недовольны люди…

Комментарии жителей (118 дома, Тверь, Двор Пролетарки):
Наталья-
3 года назад Управляющая Компания сделала в нашем доме капитальный ремонт крыши… Ну, вернее они та так назвали. Что там ремонтировали – мы понять не можем. Стоит начаться дождю – протекает все: вода льется с 4 до 1 этажа.
Мы обращались в жилищную комиссию. Нам говорят, что все выделенные деньги в рамках ремонта были освоены (полтора миллиона) и то, что крыша у нас все еще протекает – это уже не их проблема.

Практически всю зиму мы сидели без отопления, хотя в квитке счет за него выставлялся регулярно. И жаловаться то некому – УК постоянно меняются.
Мы то за все платим, мы же законопослушные граждане. Мы и за сантехников, которые должны обслуживать наш дом платим, и за вывоз мусора, и за плановое обслуживание дома, которого нет. Деньги берут, но никто из нас тут не видел, чтобы что-либо делалось.

Чувствуете запах? Это наша канализация привет передает. Что происходит каждой весной – догадаться нетрудно. В том, что оттуда поднимается мы скоро плавать уже будем. Властям безразлично. Жить просто невозможно.

Юлия:
По документам то у чиновников все отлично. И ремонт тут есть, и вода, и все-все-все. Только вот по факту ничего нет. Они живут по своим бумагам и в деньгах, а мы – вот в этом вот ужасе.
Немцы во время войны разрушить эти дома не смогли, а нашим чиновникам удалось…

Ирина:
Помните, была такая юмористическая передача «Ужасы нашего городка»? Так вот, у нас тут все то же самое, только без юмора.
Далеко ходить не надо, вон – на нашу проводку посмотрите. Все в аварийном состоянии. Эти провода из потолков по всему дому на каждом этаже торчат, а из щитка постоянно искры. Зимой отопления нет, а мы даже обогреватель включить не можем! Все сгорит.

Практически всю зиму мы сидели без отопления, хотя в квитке счет за него выставлялся регулярно.
Мы то за все платим, мы же законопослушные граждане. .. но где то что нам полагается за наши деньги???

А это.. Лучшая ванная в этом доме.. сделанная кстати на собственные средства

Какой там обогреватель, мы и стиральную машинку включить не можем: вон – в раковине вещи стираем.
После «ремонтов», которые УК или кто там еще их делает, только хуже становится. На втором этаже в кухне пол уже весь гнилой и скоро обвалится.
Куда только не обращались – толку ноль. Мы никому не нужны.

Вон, недавно нам якобы сделали ремонт. Только никто из жителей этого не видел и никто работу не принимал. Зато в администрации района, на бумагах, все отлично. Хоть туристов зови и показывает как тут хорошо живется нам, если бумагам и главам верить.

Туристов то звать можно, пусть посмотрят на ужасы эти. Будет так продолжаться – через год тут вообще склеп будет.

Дырявая крыша.. и это после недавнего ремонта кровли
и как нам жить в таких условиях? что делать? помогите нам!

Что там ремонтировали – мы понять не можем. Стоит начаться дождю – протекает все: вода льется с 4 до 1 этажа.

А во вторых - в своем классическом смысле - сегодня это единственное в современной России полноценное гетто, со всеми сопутствующими ему тенденциями и закону каменных джунглей.

Всем этим домам больше ста лет.
Начинали они строиться еще в 1856 году, для рабочих текстильной фабрики династии Морозовых (да-да, тех самых)

Морозовы были амбициозными, работали не только за прибыли, но и за имя и славу - для постройки района трудились лучшие архитекторы того времени, в том числе из и Швеции.

Результат - построенный городок Морозовской мануфактуры не имеет на свое время в прогрессивности аналогов

Уверенно берет гран-при на Всемирной выставке в , как лучший рабочий городок мира

Самое внушительное здание Двора Пролетарки и по сей день неофициально зовут "Парижем"

В честь этого события и в честь приложивших к нему руку французов.
Безумный сплав готики и модерна.

Невероятная смесь готического замка с заводским цехом и фабричной казармой.

Строили на века. По старинным традициям при замешивании кирпичей добавляли яичный желток, как в

Пришла революция. Морозовы сместились, мануфактура национализировалась.
Городок их имени символично переименовался в Двор Пролетарки, как он называется и до сих пор

Здания больше века уж и стоят, уцелев даже под снарядами Второй Мировой.

Здесь была работа, сюда ехали лимитчики.

Знаете - нет ничего более постоянного, чем временное. Люди которые приезжают на заработки, живут в общаге, чтобы раскрутиться, и переехать.
И еще не знают, что в этой же общаге встретят свою любовь, в этой же общаге с ней съедутся, в этой же общаге нарожают детей, в этой же общаге состарятся, в эту же общагу дети принесут им внуков, в этой же общаге начнут жить всеми поколениями, в эту же общагу перевезут своих уже немощных родителей

В общаге будут подворовывать вещи из коридоров, будут носиться общие оравы детей, заниматься очереди на коммунальные кухни или в облезлый коммунальный душ.
И здесь же будут слагаться легенды, здесь легко будут заходить к соседям в гости без стука, спрашивать соль, оставлять на попечение детей.

Смутные времена наложили на этот район свое проклятие

Мануфактура в 90-е закрылась. Работать стало негде

Мануфактура закрылась, а общежития нет

Кроме "Парижа", в котором успели поделить цеха общежитий на отдельные квартиры, которые можно приватизировать и которыми можно по своей воле распоряжаться, все остальные дома остаются общежитиями и по сей день.

- "Это коммунальная, коммунальная квартира, это коммунальная, коммунальная страна..." (с) группа Дюна

Капитального ремонта здесь не было сто лет - как-то сперва не нужно было, здания держались на старом ресурсе, а когда старый ресурс иссяк - неясно стало кому заниматься

Сыграл эффект общаги - любой здесь живущий - он как бы временный. Даже если точно понимает, что он тут навсегда.
Раз временный - то чего я буду чем-то заниматься?

Общага не то место, где возможно что-то сделать для себя. Тут либо скопом, либо никак.
А сделаешь что-то для себя - разворуют и сломают.
Ничто не вызывает столь яростной ненависти и свирепости как проявление индивидуальности в общем бараке.

Играет эффект бездны - пока ты вглядываешься в бездну, бездна вглядывается в тебя.

Знаете почему в тюрьмах, больницах, детских садах, школах и вообще любых социальных заведениях, где взламывают человеческую психику, приняты туалеты всем напоказ, грязные и унизительные? Потому что это первая и основная психологическая граница, сохранение интимности своего тела.
Когда эта граница изначально взломана, человек перестает понимать и ощущать себя цельным - становится размазанным, слепленным, несамостоятельным - таким легче управлять.

Жизнь в общаге - это жизнь людей, у которых границы изначально уничтожены и взломаны.
А с Двором Пролетарки выстрелил неожиданный парадокс - с одной стороны жители жалуются на свои кошмарные условия здесь жизни, плачутся на судьбу, на беспомощность. А с другой - многие из этих людей на самом-то деле уезжать отсюда не хотят.
Такой, стокгольмский синдром - да, здесь суровые бытовые условия, рассадник наркомании и социального дна, перевалочная база мигрантов - свято место пусто не бывает, оставленные разбитые дома, страшные жилища мгновенно заселили таджики, узбеки, киргизы - во дворах зазвучала речь среднеазиатских рынков, на детских площадках зычно переговариваются на своих наречиях колоритные мусульманские женщины в хиджабах и паранджах.
Но одновременно с этим - тут привыкаешь жить полной безответственностью. Здесь все отвечают за всё, но никто конкретно не отвечает ни за что.

Эффект разбитых окон.
Если окно разбито, а рядом лежит гора мусора, и это остается таковым день, неделю, месяц, год - даже самый интеллигентный человек начинает бросать мусор не в урну, а прямо оземь.

И неминуемо настанет миг, когда, будучи в плохом настроении, в подавленности, оглянувшись кругом, поднимет с земли камень и запустит его в еще целое оконное стекло.

Зачем? А низачем. Из злости и отчаяния. В отместку всему миру, за его нелюбовь.
Какого хрена?! Всем можно гадить под себя, а мне нет?!

Многие из тех, кто с Двора Пролетарки таки съехал, ностальгируют - они теперь живут в чистом доме, в отдельной квартире, а им совершенно нечего стало делать. Они ведь любую из своих даже самых мелочных трудностей не умеют переживать в одиночестве.
Им обязательно нужно то, что есть в общагах Пролетарки и чего нет в своем жилище - вот это ощущение размазанной общности, этот вечный эрзац душевной близости для бесконечно одиноких людей, стыдящихся самим себе сознаться в том, что они никому не нужны.

Какой самый частый возглас рассерженных общажников, при обращении к властьпредержащим? "Нас забыли? Мы никому не нужны?". И чиновникам неудобно признаться в общем-то очевидном для всех - да, вы не нужны.

Да вы сами себе не нужны, с чего бы вдруг стали еще кому-то?

Ну что радости что-то делать для вас? Да, дома ветхие и старые, да, ситуация у вас незавидная. Но - ладно дом ветхий, но это ж вы выбросили под ноги мусор. Это ж вы сами захерачили в окно камнем. Это вы сами, живя рядом, воруете у соседа железный патрон для газовой плиты, в то время как сосед скручивает седло с вашего, стоящего в коридоре велосипеда.

Ну переселить вас - а зачем? Чтобы вы и в новом доме так же нагадили?
Как там - можно вывести девушку из деревни, но деревню из девушки вывести нельзя.
Так и тут - можно уехать из общаги, но общага из человека уже никуда не уедет.

Весь Двор Пролетарки даже расположен как-то уникально - изолированно, при том, что и от центрального городского вокзала недалеко, и Октябрьская железная дорога рядом ("Париж" как на ладони видно из окон поезда на ), и остальная Тверь не склонна к изоляционизму.

Ощущение, что жители себя сами как-то огородили, застроили, оторвались. В Двор Пролетарки случайно не зайдешь, несмотря на то, что он огромный - нужно сворачивать с ездовых дорог, вырываться из обыденного облика среднероссийского города.

Двор Пролетарки - уникальнейшее место. Наглядная площадка удивительного социального эксперимента, иллюстрирующего разность жизни людей при разных формах организации жизненного пространства.

Это здание взяли себе какие-то очередные смирные сектанты католического толка, в премудростях которых я не разбираюсь.
Не стали разводить бюрократию и стенания в кабинетах чиновников - просто взяли и отреставрировали здание.

Да-да, это здание точно такое же, как и это скажем

Или это. Одногодки, рядом стоящие.

Захотели привести в порядок - сделали спортивный комплекс

Стайки девочек потянулись

Не захотели ничего сделать, кроме как чиновникам стенать - ну и ладно, дело ваше.

Очень наглядно.
Жаль лишь то, что наглядность эта никому не интересна.
Ну вот есть на свете Северная Корея и Южная Корея. Один и тот же народ, одна история, один язык. Но две формы организации.
Ну и что? У нас принято ездить на южнокорейских автомобилях, пользоваться южнокорейской техникой, питаться южнокорейской лапшой, трепаться по южнокорейским телефонам и тыкать в клавиши южнокорейских ноутбуков, но при этом страстно признаваться в любви не к , а к Северной.

Так и тут. Для людей здесь живущих совершенно по человечески не хочется делать добрых дел.
Ни одно еще доброе дело не осталось безнаказанным. И напротив - никто не вызывает столь много восторга у народа, как его палач.

Отчего же досада и злость меня грызла, пока я по Двору Пролетарки гулял?
Это вы не смотрите, что я улыбаюсь, внутри меня молнии Зевса на самом деле сверкают

А досада за то, что уникальное место пропадает, совершенно точно не заслужившее позорной славы.
Пафосно звучит, но за погибающую русскую гордость обидно. За людей, которые вложили себя в уникальный эксперимент, вколотили себя самоотверженно в общее дело.
"Судьба экспедиции - провал. За попытку спасибо".

Что вообще с этим гетто можно сделать? А ведь это именно гетто, классическое гетто, столь мало распространенное в нашей многонациональной и внеклассовой привычке бытия.
Что вообще делали в мире, чтобы притушить и окультурить гетто, включить его в жизнь и выключить из неизбежного проваливания в зону главенства понятий и криминала?

В опаснейшей, контролируемой наркокартелями Колумбии начали строить сеть общественных бесплатных библиотек, с свободным интернетом и доступом к книгам и дискуссионным залам. И подействовало! Вот уж где, казалось бы, ничего не сделать, вот уж, казалось бы, совершенно безнадежные, смертельно опасные кварталы.
А огромная часть неприкаянной доселе молодежи нашла себе мирное занятие, всё больше привыкает к далеким от бандитизма амбициям.

// haydamak.livejournal.com


Двор Пролетарки. Он же Морозовский отмороженный городок, или отмороженные Морозовские казармы

// haydamak.livejournal.com


Самая главная достопримечательность Твери.

Во первых это по сути первый в России (еще царской России) микрорайон в своем классическом смысле - комплекс зданий изначально построенных как отдельный город, со всеми своими приблудами, включая народный театр и собственную обсерваторию (!) на одной из крыш.

// haydamak.livejournal.com


А во вторых - в своем классическом смысле - сегодня это единственное в современной России полноценное гетто, со всеми сопутствующими ему тенденциями и закону каменных джунглей.

// haydamak.livejournal.com


Всем этим домам больше ста лет. Начинали они строиться еще в 1856 году, для рабочих текстильной фабрики династии Морозовых (да-да, тех самых)

// haydamak.livejournal.com


Морозовы были амбициозными, работали не только за прибыли, но и за имя и славу - для постройки района трудились лучшие архитекторы того времени, в том числе из Франции и Швеции.

// haydamak.livejournal.com


Результат - построенный городок Морозовской мануфактуры не имеет на свое время в прогрессивности аналогов

// haydamak.livejournal.com


Уверенно берет гран-при на Всемирной выставке в Париже, как лучший рабочий городок мира

// haydamak.livejournal.com


Самое внушительное здание Двора Пролетарки и по сей день неофициально зовут "Парижем"

// haydamak.livejournal.com


В честь этого события и в честь приложивших к нему руку французов. Безумный сплав готики и модерна.

// haydamak.livejournal.com


Невероятная смесь готического замка с заводским цехом и фабричной казармой.

Строили на века. По старинным традициям при замешивании кирпичей добавляли яичный желток, как в кремлевских стенах

// haydamak.livejournal.com


Пришла революция. Морозовы сместились, мануфактура национализировалась. Городок их имени символично переименовался в Двор Пролетарки, как он называется и до сих пор

// haydamak.livejournal.com


Здания больше века уж и стоят, уцелев даже под снарядами Второй Мировой.

// haydamak.livejournal.com


Здесь была работа, сюда ехали лимитчики.

// haydamak.livejournal.com


Знаете - нет ничего более постоянного, чем временное. Люди которые приезжают на заработки, живут в общаге, чтобы раскрутиться, и переехать. И еще не знают, что в этой же общаге встретят свою любовь, в этой же общаге с ней съедутся, в этой же общаге нарожают детей, в этой же общаге состарятся, в эту же общагу дети принесут им внуков, в этой же общаге начнут жить всеми поколениями, в эту же общагу перевезут своих уже немощных родителей

// haydamak.livejournal.com


В общаге будут подворовывать вещи из коридоров, будут носиться общие оравы детей, заниматься очереди на коммунальные кухни или в облезлый коммунальный душ. И здесь же будут слагаться легенды, здесь легко будут заходить к соседям в гости без стука, спрашивать соль, оставлять на попечение детей.

Смутные времена наложили на этот район свое проклятие

// haydamak.livejournal.com


Мануфактура в 90-е закрылась. Работать стало негде

// haydamak.livejournal.com


Мануфактура закрылась, а общежития нет

// haydamak.livejournal.com


Кроме "Парижа", в котором успели поделить цеха общежитий на отдельные квартиры, которые можно приватизировать и которыми можно по своей воле распоряжаться, все остальные дома остаются общежитиями и по сей день.

// haydamak.livejournal.com


- "Это коммунальная, коммунальная квартира, это коммунальная, коммунальная страна..." (с) группа Дюна

// haydamak.livejournal.com


Капитального ремонта здесь не было сто лет - как-то сперва не нужно было, здания держались на старом ресурсе, а когда старый ресурс иссяк - неясно стало кому заниматься

// haydamak.livejournal.com


Сыграл эффект общаги - любой здесь живущий - он как бы временный. Даже если точно понимает, что он тут навсегда. Раз временный - то чего я буду чем-то заниматься?

// haydamak.livejournal.com


Общага не то место, где возможно что-то сделать для себя. Тут либо скопом, либо никак. А сделаешь что-то для себя - разворуют и сломают. Ничто не вызывает столь яростной ненависти и свирепости как проявление индивидуальности в общем бараке.

Играет эффект бездны - пока ты вглядываешься в бездну, бездна вглядывается в тебя.

Знаете почему в тюрьмах, больницах, детских садах, школах и вообще любых социальных заведениях, где взламывают человеческую психику, приняты туалеты всем напоказ, грязные и унизительные? Потому что это первая и основная психологическая граница, сохранение интимности своего тела. Когда эта граница изначально взломана, человек перестает понимать и ощущать себя цельным - становится размазанным, слепленным, несамостоятельным - таким легче управлять.

Жизнь в общаге - это жизнь людей, у которых границы изначально уничтожены и взломаны. А с Двором Пролетарки выстрелил неожиданный парадокс - с одной стороны жители жалуются на свои кошмарные условия здесь жизни, плачутся на судьбу, на беспомощность. А с другой - многие из этих людей на самом-то деле уезжать отсюда не хотят. Такой, стокгольмский синдром - да, здесь суровые бытовые условия, рассадник наркомании и социального дна, перевалочная база мигрантов - свято место пусто не бывает, оставленные разбитые дома, страшные жилища мгновенно заселили таджики, узбеки, киргизы - во дворах зазвучала речь среднеазиатских рынков, на детских площадках зычно переговариваются на своих наречиях колоритные мусульманские женщины в хиджабах и паранджах. Но одновременно с этим - тут привыкаешь жить полной безответственностью. Здесь все отвечают за всё, но никто конкретно не отвечает ни за что.

// haydamak.livejournal.com


haydamak
23/05/2015