Так говорил Заратустра: Ницше: цитаты.

Комментарии ( 9 )

  • 3. С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, - ко злу.

    А если к свету не стремиться, то к добру?

    9. Тот, кто хвалит, делает вид, будто воздает он должное, но на самом деле он хочет получить еще больше!

    Отнюдь. Чаще наоборот: и вид не делает и получить ничего не хочет.

    Ответить

  • "Слушал я вас всех долго и внимательно и наконец-то понял: ну и дураки же вы все" А. Райкин. А может, Жванецкий в исполнении Райкина. Жаль, нельзя пообщаться с самим Заратустрой, но, может, когда еще сподобится.
    1. Нет абсолютных истин.
    2. Нет относительных истин.
    3. Любая истина, если она истина - источник развития и себе же цель. Потому что все развивается, иначе коснеет и застывает.
    4. Внизу находится не только зло, но и полезные ископаемые. А также наше прошлое - в археологических и палеонтологических раскопках.
    5. Сразу все узнать невозможно. Поэтому каждый при обучении проходит стадию полузнания, неполного знания, которое по мере углубления его в науку, становится все более полным.Вот это углубление в науку - зло? Стремление к глубинам познания - зло? Можно, конечно, окрестить их высотами, но не относительно ли будет такое перекрещивание?
    6. Величайшие события - не те, которые кажутся нам таковыми, а те, которые выдерживают проверку временем и остаются в истории.
    7. Смерть неизбежна - впрочем, как и жизнь,
    Хотя от жизни отказаться проще.
    Устали руки - больше не держи.
    Ну почему на смерть никто не ропщет?

    Все только ноют: жизнь не удалась!
    Возьми и компенсируй это смертью.
    И будет точно уж не в бровь, а в глаз.
    Не верите? Попробуйте, проверьте.
    8. "Люди должны оставаться собой, а тролли должны оставаться сами собой довольны" - из мульта на тему Пер Гюнта, что ли.
    9. Прежде чем стать Христом,
    Надо побыть Иудой.
    Сможете вы потом
    Сделать любое чудо.

    Что это за чудеса,
    Если их не предавали?
    Если не знаешь сам -
    Холодно ли в подвале?

    Сможешь ли свет хранить,
    Тьмы и вдали не видев?
    Дальнего как любить,
    Ближнего не обидев?

    Если ошибок нет,
    Как же ты их исправишь?
    Вбейте хоть гвозди в крест -
    После ладонь подставишь.

    10. Да, это уже не возражения. Попробуем вот так:
    п.1. Да, но лишь по отношению к себе подобным. И не всегда. Он же - и жертва. Дуализьм-с. Тем и богаты.
    п.2. Бедный Сократ! А он-то считал, что знает только то, что ничего не знает! Просто объем знаний о мире так велик, что невозможно познать его хотя бы наполовину. Так неужели мы из-за этого станем отказываться от познания вообще? "Лучше что-нибудь, чем ничего", ибо "Экс нихило нихил хит" - сорри, лень переключаться на латиницу.
    ...
    ...
    п.8 Самое интересное - куда идут 3-й, 4-й, и все остальные.
    п.9. Бедняжку, видимо, никто искренне не хвалил. Или же это последствия всеобщей лживости Запада?
    п.10. Надо уметь выбирать друзей. А то тут получается, не "друг - это второе я", а "друг - это минус я". Жаль его, что и говорить.
    п.11. Изучая мир, нужно думать прежде всего о мире, а не о том, какой ты доклад сделаешь в научном обществе по результатам своего изучения.
    п.12. Оборотная сторона ревности - свальный грех. Неужели он лучше?
    п.13 А люди и так не равны: один высокий, другой низкий,один толстый, другой худой. Прокруст тоже стремился к "справедливости", только понимал ее по-своему. И вообще: никто так не врет, как внутренний голос.
    п.14. Самое интересное - что находится на дне пропасти? А то, может, нет смысла идти по канату?
    п.15. Церковь - это церковь. Еще одна "вертикаль" для тех, кто не может карабкаться по другим вертикалям.

    Ответить

    С некоторыми цитатами можно согласиться. Но не стоит забывать, что философия Ницше оказала огромное влияние на идеологию почти всех крайне правых и фашистких организаций и движений мира (а особенно - германского нацизма). Идеологи фашизма (не обязательно все, но что многие - это точно известно) хорошо знали работы Ницше и широко использовали его идеи при разработке фашистcкого мировоззрения, в пропаганде и агитации.
    http://www.nietzsche.ru/look/xxc/politik/bugera-fenomen/?curPos=2

    Одно только его высказывание чего стоит: "Говорит мне справедливость: «люди не равны». И они не должны быть равны !"

    Ницше отрицал Бога и провозглашал идеею СВЕРХЧЕЛОВЕКА. Да и жизнь его закончилась как-то ужасно. В книгах пишут, что Ницше сошел с ума и умер, лая в железной клетке. (кто знает, насколько это правда?)

    Ответить

    Ницше не виноват в том, что его "подняли на щит" фашисты и пр. А Вы считаете, что все люди равны? У всех голубые глаза, все белокурые великаны 2 м роста? Или одни сильнее, а другие слабее, одни спринтеры, а другие стайеры, одни "совы", а другие "жаворонки"? Вы читали Ницше? У него нет ничего страшного даже в идее Сверхчеловека. Как Вы полагаете, кроманьонец сильно отличается от современного человека? Взять если "целиком и полностью" - со всем уровнем образования, знаний, культуры и т.п. Или сразу возникает вопрос: а какого современного? Профессора или "работягу"? И получается, что люди все-таки не равны? Да, можно попытаться "уравнять во Христе", но неизбежно появятся сферы деятельности, знаний, где они равны не будут. Так и сверхчеловек Ницше - если сравнить его с Чеховым, который "выдавливал из себя по капле раба", то сверхчеловек тоже выдавил из себя этого раба. Ну и в остальном, если рассмотреть иные аспекты "сверхчеловечности" более внимательно, вырисуется совсем не страшная картина.

    Ответить

    У меня есть несколько аргументов против идеи Сверхчеловека.
    Во-первых, история всем показала, как реализуются на практике лозунги – «Люди не равны и не должны быть равны». Фашисты это продемонстрировали еще во время ВОВ, когда славяне либо уничтожались как люди второго сорта, либо превращались в рабов.
    Да и сейчас растет социальное неравенство, когда одни имеют все, в том числе возможность получить хорошее образование за границей, хорошую работу и т.д., а кто-то не имеет ничего.
    Во-вторых, если говорить о НАСТОЯЩЕЙ справедливости, у каждого должны быть равные стартовые возможности – возможности реализовать свои способности и разививаться. Я верю в то, что каждый рождается талантливым, просто не все хотят и могут (в силу обстоятельств) раскрыть свои способности.

    Ответить

    "2. Поверьте, если вы посмотрите историю человечества настолько, насколько это возможно, то легко можете проследить, что ещё никогда внутри человечества не было РАВЕНСТВА – подчёркиваю: РАВЕНСТВА, дарованного людям от Бога, того РАВЕНСТВА, которое ЕСМЬ на Небесах, ибо это РАВЕНСТВО предполагает прежде всего РАВЕНСТВО ДУХА, обусловленное уровнем Духовного СОВЕРШЕНСТВА, а значит, возможностью Творить Новое Пространство!
    3. Посмотрите историю человечества, прочитайте Ветхозаветные Писания, и вы увидите, что НЕРАВЕНСТВО, а значит, присутствие власти, было всегда и было приемлемой необходимостью, а значит, и потребностью управления людьми, что никогда не устраивало все стороны участников общежития, однако многим людям казалось, что это НЕРАВЕНСТВО было всегда и происходило от истоков человечества, от Начала Начал!
    4. Но хочу вам напомнить, что человечество (Коренная цивилизация) по происхождению ЕСМЬ всё же Боги, спустившиеся с Небес, и они никак не могли привнести с собой НЕРАВЕНСТВО людей, а значит, НЕСОВЕРШЕНСТВО отношений между Богами, а теперь и между людьми! Поверьте Мне, не могли Боги, ставшие на Твердь, в одночасье разделиться на первых и последних, а значит, по терминологии Ветхого Завета, стать сразу одни хозяевами, а другие рабами!
    5. Возникает вопрос о том, кто же первый придумал разделение людей по классам и кто же первый решил, что он первый, а все остальные люди (народы) должны подчиняться силе, и не просто силе, а силе Мамоны! Могу вам сразу сказать, что НЕРАВЕНСТВО на Планету было привнесено теми цивилизациями или представителями тех цивилизаций, которые в нарушение Великого СОГЛАШЕНИЯ Небес, а значит, в нарушение Вселенской Программы Преображения Пространства, десантировались на Планету, искажая своим присутствием чистоту Эксперимента и создавая дополнительные трудности для Коренной цивилизации при формировании Со-Знания человека-Бога!"

(нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; родился 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз - умер 25 августа 1900, Веймар, Германская империя)

И звестный немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто не академический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.

Т ак говорил Заратустра

Ф илософский роман Фридриха Ницше, начавший издаваться в 1883 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну – четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе. «Так говорил Заратустра» называют ницшеанской Библией.

Ц итаты и афоризмы

Его молчание давило меня; и поистине, вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою.

Ж елезо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой!»

Д вух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры. Именно поэтому ему нужна женщина - как самая опасная игрушка.

Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.

В ы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?

Ч еловек - это канат, натянутый между животным и Сверхчеловеком, - канат над пропастью.

Г олос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.

К то в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звезды.

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Н е лучше ли попасть в руки убийцы, чем в мечты возбуждённой женщины?

К ачества мужа здесь редки; поэтому их женщины становятся мужчинами. Ибо только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине - женщину.

Е сли вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

В еличайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

У бивают не гневом, а смехом.

С лишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь. В любви женщины есть несправедливость и слепота ко всему, чего она не любит. Но и в знаемой любви женщины есть всегда еще внезапность, и молния, и ночь рядом со светом. Еще не способна женщина к дружбе: женщины все еще кошки и птицы. Или, в лучшем случае, коровы.

С амые тихие слова - те, что приносят бурю. Мысли, ступающие голубиными шагами, управляют миром.

П усть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.

В своем друге ты должен иметь своего лучшего врага.

В се в женщине – загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.
Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок.

Л учше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.

Е сли ты хочешь иметь друга, ты должен вести войну за него; а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом.

В раги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своими врагами, тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.

«Что мог бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!»

««Что мог бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!» »

«Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?»

«В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума.»

«Как много великих идей, чьё действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится ещё более пустым.»

«Но невозможного хочу я: попрошу же я свою гордость идти всегда вместе с моим умом!»

«Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы заключая брак, и вот следствие - расторжение брачных уз!»

«Что знает о любви тот, кто не презирал именно того, кого он любил?»

«Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее - любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй.»

«Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали опять радоваться безумству своему, а бедные - богатству своему.»

««Ты не должен грабить! Ты не должен убивать!» – такие слова назывались некогда священными; перед ними преклоняли колена и головы, и к ним подходили, разувшись.

Но я спрашиваю вас: когда на свете было больше разбойников и убийц, как не тогда, когда эти слова были особенно священны?»

«Они уступают, эти добрые, они покоряются, их сердце вторит, их разум повинуется: но кто слушается, тот не слушает самого себя!»

«– Быть правдивыми – могут немногие! И кто может, не хочет еще! Но меньше всего могут быть ими добрые.

О, эти добрые! – Добрые люди никогда не говорят правды; для духа быть таким добрым – болезнь.»

«– Так хочет этого характер душ благородных: они ничего не желают иметь даром, всего менее жизнь.

Кто из толпы, тот хочет жить даром; мы же другие, кому дана жизнь, – мы постоянно размышляем, что могли бы мы дать лучшего в обмен за нее!»

«Вот новая тишина, которой я научился: их шум вокруг меня накидывает покрывало на мои мысли.»

«Я вежлив с ними, как со всякой маленькой неприятностью; быть колючим по отношению ко всему маленькому кажется мне мудростью, достойной ежа.»

«Мужество побеждает даже головокружение на краю пропасти; а где же человек не стоял бы на краю пропасти! Разве смотреть в себя самого - не значит смотреть в пропасть!»

«Разве жалость - не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие.»

«- Не давай им ничего, - сказал святой. - Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ними - это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!

И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить её у тебя!

Нет, - отвечал Заратустра, - я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден.»

«Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня.»

«Любящие и созидающие - вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.»

«Познающий не любит погружаться в воду истины не тогда, когда она грязна, но когда она мелкая.»

«Малочисленное общество для меня предпочтительнее, чем злое.»

«Все вы, для которых дорог суровый труд и всё быстрое, новое, неизвестное, - вы чувствуете себя дурно; ваша деятельность есть бегство и желание забыть самих себя.»

«Даже когда ты снисходителен к ним, они всё-таки чувствуют, что ты презираешь их; и они возвращают тебе твоё благодеяние скрытыми злодеяниями.»

«Спокойна глубина моего моря: никто и не догадывается о том, какие забавные чудовища скрывает оно!»

«В сущности в своей простоте они желают лишь одного: чтобы никто не причинял им страдания. Поэтому они предупредительны к каждому и делают ему добро.

Но это трусость – хотя бы и называлась она «добродетелью».»

«Тот, кто кормит голодного, насыщает свою собственную душу....»

«Пусть будет сострадание к другу сокрыто под твёрдой корой, на ней должен ты изгрызть себе зубы. Тогда оно будет иметь свою тонкость и сладость.»

«Всё самое малое, самое тихое, самое лёгкое, шорох ящерицы, дуновение, мгновение, миг - малое, вот что составляет качество лучшего счастья.»

«Ибо люди не равны - так говорит справедливость. И чего я хочу, они не имели бы права хотеть! - так говорил Заратустра.»

«...и кто среди людей хочет остаться чистым, должен уметь мыться и грязной водой.»

«Твоя гордость без слов всегда противоречит их вкусу; они громко радуются, когда ты бываешь достаточно скромен, чтобы быть тщеславным.»

«Верьте мне, друзья мои: угрызения совести учат грызть.»

«Надо перестать позволять себя есть, когда находят тебя особенно вкусным, - это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили.»

«Кто обладает малым, тем обладают меньше.»

«И более всего несправедливы мы не к тем, кто противен нам, а к тем, до кого нет нам никакого дела.»

«Кто должен быть творцом в добре и зле, - поистине, тот должен быть сперва разрушителем, разбивающим ценности.»

«Лучше обезуметь от счастья, чем от неудач, лучше неуклюже танцевать, чем ходить, прихрамывая.»

«Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи.»

«Чем совершеннее вещь, тем реже она удаётся.»

«Они так холодны, что ищут себе тепла в спиртном.

Они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов.

Все они хилы и одержимы общественным мнением.»

«У того, кто хочет быть совсем справедливым, даже ложь обращается в любовь к человеку.»

«Брак - так называю я волю двух создать одного, который больше создавших его.»

«Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых - ждать до последнего дня осени; и в то же время становятся они спелыми, жёлтыми и сморщенными. У одних сперва стареет сердце, у других - ум. Иные бывают стариками в юности; но кто поздно юн, тот надолго юн.»

«Злое дело похоже на нарыв: оно зудит, и чешется, и нарывает, - оно говорит откровенно.»

«Иному ты должен подать не руку, а только лапу – и я хочу, чтобы у твоей лапы были когти»

««Кто ищет, легко сам теряется. Всякое уединение есть грех» – так говорит стадо. И ты долго принадлежал к стаду.»

«Таких не мало, которые потеряли свою последнюю ценность, когда освободились от рабства.»

«И когда проклинают вас, мне не нравится, что вы хотите благословить проклинающих. Лучше прокляните и вы немного!»

«Ибо в том мое учение: кто хочет научиться летать, должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать, - нельзя сразу научиться летать!»

«Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.»

«Быть свободным от счастья рабов, избавленных от богов и поклонения им, бесстрашным и наводящим страх, великим и одиноким, - такова воля правдивого.»

«Вы жметесь к ближнему, и для этого у вас есть прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.»

«В своем друге ты должен иметь своего лучшего врага.»

«Наша вера в других выдает, где мы охотно хотели бы верить в самих себя. Наша тоска по другу является нашим предателем.»

«Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своими врагами, тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.»

«Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.»

«Из всего написанного люблю я только то, что написано кровью.»

«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!»

«Так гласит моя великая любовь к самым дальним: не щади своего ближнего. Человек есть нечто, что должно преодолеть.»

«Надо смириться с тем, что посаженное тобой пожнут другие - позже и в ином месте.»

«Никто не знает еще, что добро и что зло, - если сам он не есть созидающий!»

«И вы говорите мне, друзья, что о вкусах и привкусах не спорят? Но ведь жизнь есть спор о вкусах и привкусах!»

«Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть своих друзей.»

«Остерегайся приступов своей любви! Слишком скоро протягивает одинокий руку тому, кто с ним повстречается.»

«Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой - потому что он хотел бы потерять себя.»

«Видел ли ты своего друга спящим, чтобы знать, как он выглядит? Что такое лицо твоего друга? Оно - твоё собственное лицо на грубом, несовершенном зеркале.»

«Для твоего друга должно быть честью, что ты даешь ему себя, каков ты есть? Но он за это посылает тебя к черту!»

«Если бы ты громко сказал все, что ты сотворил уже в мыслях, каждый закричал бы: «Прочь эту скверну и этого ядовитого червя!»»

««Будь хотя бы моим врагом» - так говорит истинное почетание, которое не осмеливается просить о дружбе.»

«И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовётся у нас всякая истина, у которой не было смеха!»

«Вы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?»

«Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!»

«Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.»

«Отчего крадёшься ты так робко в сумерках, о Заратустра? И что прячешь ты бережно под своим плащом?

Не сокровище ли, подаренное тебе? Или новорождённое дитя твоё? Или теперь ты сам идёшь по пути воров, ты, друг злых?»

Поистине, брат мой! - отвечал Заратустра. - Это - сокровище, подаренное мне: это маленькая истина, что несу я.

Но она беспокойна, как малое дитя; и если бы я не зажимал ей рта, она кричала бы во всё горло.

Когда сегодня я шёл один своею дорогой, в час, когда солнце садится, мне повстречалась старушка и так говорила к душе моей:

«О многом уже говорил Заратустра даже нам, женщинам, но никогда не говорил он нам о женщине».

И я возразил ей: «О женщине надо говорить только мужчинам».

«И мне также ты можешь говорить о женщине, - сказала она, - я достаточно стара, чтобы тотчас всё позабыть».

И я внял просьбе старушки и так говорил ей:

Всё в женщине - загадка, и всё в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.

Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребёнок. Но что же женщина для мужчины?

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки.

Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина - для отдохновения воина; всё остальное - глупость.

Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой сладкой женщине есть ещё горькое.

Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребёнок, чем женщина.

В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть. Ну-ка, женщины, найдите дитя в мужчине!

Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, как алмаз, сияющей добродетелями ещё не существующего мира.

Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей надеждой будет: «о, если бы мне родить сверхчеловека!»

Пусть в вашей любви будет храбрость! Своею любовью должны вы наступать на того, кто внушает вам страх.

Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй.

Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для неё цены.

Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина ещё дурна.

Кого ненавидит женщина больше всего? - Так говорило железо магниту: «я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силён, чтобы перетянуть к себе».

Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

«Смотри, теперь только стал мир совершенен!» - так думает каждая женщина, когда она повинуется от всей любви.

И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность - душа женщины, подвижная, бурливая плёнка на мелкой воде.

Но душа мужчины глубока, её бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает её.

Тогда возразила мне старушка: «Много любезного сказал Заратустра, и особенно для тех, кто достаточно молод для этого.

Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав относительно их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет ничего невозможного?

А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для неё!

Заверни её хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во всё горло, эта маленькая истина».

«Дай мне, женщина, твою маленькую истину!» - сказал я. И так говорила старушка:

«Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Так говорил Заратустра.

Фразы и цитаты книги «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» - философский роман Фридриха Ницше, на немецком Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen.

  • Я говорю вам: нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.
  • «Наказание» - именно так называет само себя мщение: с помощью лживого слова оно притворяется чистой совестью.
  • Чтобы приятно было смотреть на жизнь, надо, чтобы её игра была хорошо сыграна, - но для этого нужны хорошие актёры.
  • «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек» - такова должна быть в великий полдень наша последняя воля!.
  • Человек есть нечто, что до́лжно превзойти.
  • …Не существует ничего, о чём ты говоришь: нет ни чёрта, ни преисподней. Твоя душа умрёт ещё скорее, чем твоё тело: не бойся же ничего!
  • Церковь - это род государства, притом - самый лживый.
  • …среди людей так мало осталось благородства: признаком его всегда будет отсутствие страха перед собою, когда мы не ждем от себя ничего постыдного, когда летим, очертя голову, куда нас влечёт.
  • Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!
  • Ах, я закидывал свою сеть в их моря, желая наловить хороших рыб, но постоянно вытаскивал я голову какого-нибудь старого бога.
  • Тело - это большой разум, множество с одним сознанием, война и мир, стадо и пастырь. - «О презирающих тело»
  • Брак - так называю я волю двух создать одного, который больше создавших его.
  • Так говорил однажды мне дьявол: «Даже у Бога есть свой ад - это любовь его к людям».» - Часть четвёртая, и последняя
  • В основу вещей коварно волгали награду и наказание - и даже в основу ваших душ.
  • Смотреть вниз на самого себя и даже на свои звёзды - лишь это назвал бы я своей вершиной.
  • В чём моё счастье! Оно - бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Моё счастье должно бы было оправдывать само существование.
  • С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, - ко злу.
  • Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
  • Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя..
  • Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе - ему учит вас Заратустра.
  • Поэтому называет он себя «человеком», то есть оценивающим. Оценивать - значит созидать.
  • Врач, исцелись сам, и ты исцелишь также и своего больного.
  • Поистине, слишком хорошо понимаю я знамение снов и предостережение их: моё учение в опасности, сорная трава хочет называться пшеницею!
  • Всякое уединение есть грех - так говорит стадо.
  • Отвратить взор свой от себя захотел Творец - и тогда создал он мир.
  • Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека, и тетива лука его разучится дрожать.
  • Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замёрзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.
  • Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!
  • Но кто же ненавистен народу, как волк собакам, - свободный ум, враг цепей, кто не молится и живёт в лесах.
  • Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе.
  • Но где же та молния, что лизнёт вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам?
  • Живут слишком многие, и слишком долго висят они на своих сучьях. Пусть же придёт буря и стряхнёт с дерева всё гнилое и червивое!
  • Необыкновенна и бесполезна высшая добродетель, блестяща и кротка она в своём блеске: дарящая добродетель есть высшая добродетель.
  • Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьёт отребье, все родники бывают отравлены.
  • Не только разум тысячелетий - также безумие их прорывается в нас. Опасно быть наследником.
  • Земля … имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек»… - Часть вторая, «О великих событиях»
  • Не лучше ли попасть в руки убийцы, чем в мечты похотливой женщины?
  • И каждый желающий славы должен уметь вовремя проститься с почестью и знать трудное искусство - уйти вовремя.
  • Не ваш грех - ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!.
  • И не к тому, кто противен нам, бываем мы больше всего несправедливы, а к тому, до кого нам нет никакого дела.
  • Надо научиться любить себя самого - так учу я - любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.
  • Ибо только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине - женщину.
  • На горизонте бесконечного. Мы покинули сушу и пустились в плавание! Мы снесли за собою мосты - больше, мы снесли и саму землю! Ну, кораблик! Берегись! Вокруг тебя океан: правда, он не всегда ревёт и порою лежит, словно шёлк и золото, грезя о благе. Но наступит время, и ты узнаешь, что он бесконечен и что нет ничего страшнее бесконечности. О, бедная птица, жившая прежде на воле, а нынче бьющаяся о стены этой клетки! Горе тебе, если тебя охватит тоска по суше и дому, словно бы там было больше свободы, - а «суши»-то и нет больше!
  • Как в море жил ты в своём одиночестве и оно лелеяло тебя. Увы, ты снова хочешь сойти на берег. Увы, ты снова хочешь сам нести своё тело.
  • Могли бы вы мыслить Бога? - Но пусть это означает для вас волю к истине, чтобы всё превратилось в человечески мыслимое, человечески видимое, человечески чувствуемое! Ваши собственные чувства должны вы продумать до конца.
  • Когда выдают они себя за мудрых, меня знобит от мелких изречений и истин их; часто от мудрости их идёт запах, как будто она исходит из болота; и поистине, я слышал уже, как лягушка квакала в ней!
  • Мне нужны живые спутники, которые следуют за мной, потому что хотят следовать за собой - и туда, куда я хочу.
  • Любовь - это факел, который должен светить вам на высших путях.
  • Лишь на базаре нападают с вопросом: да или нет?
  • Много коротких безумств - это называется у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладёт конец многим коротким безумствам.
  • Качества мужа здесь редки; поэтому их женщины становятся мужчинами. Ибо только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине - женщину.
  • Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребёнок.
  • Из всего написанного люблю я только то, что пишется своей кровью.
  • Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
  • Ибо так говорит мне справедливость: «люди не равны». И они не должны быть равны!.
  • Наша вера в других выдаёт, где мы охотно хотели бы верить в самих себя.
  • И как ловко умеет сука-чувственность молить о куске духа, когда ей отказывают в куске тела!
  • Не вокруг изобретателей нового шума - вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.
  • И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл.
  • Не позволяйте вашей добродетели улетать от земного и биться крыльями о вечные стены!
  • Жизнь тяжело нести; но не притворяйтесь же такими нежными! Мы все прекрасные вьючные ослы и ослицы.
  • Некогда говорили: Бог, - когда смотрели на дальние моря; но теперь учил я вас говорить: сверхчеловек.
  • Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.
  • Но всегда к человеку ведёт меня сызнова пламенная воля моя к созиданию.
  • Ещё боремся мы шаг за шагом с исполином случаем, и над всем человечеством царила до сих пор ещё бессмыслица, безсмыслица.
  • Но кровь - самый худший свидетель истины; кровь отравляет самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.
  • Дух мщения: друзья мои, он был до сих пор лучшей мыслью людей; и где было страдание, там всегда должно было быть наказание.
  • Но я хочу совсем открыть вам своё сердце, друзья мои: если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом! Следовательно, нет богов.
  • Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и дурные; государством, где все теряют самих себя, хорошие и дурные; государством, где медленное самоубийство всех - называется - «жизнь».
  • Остерегайся также святой простоты! Всё для неё нечестиво, что не просто; она любит играть с огнём - костров.
  • Глубокое уважение друг перед другом называю я браком, как перед хотящими одной и той же воли.
  • Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остаётся только учеником.
  • Всё в женщине - загадка, и всё в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.
  • Поистине, человек - это грязный поток.
  • Вот - чахоточные душою: едва родились они, как уже начинают умирать и жаждут учений усталости и отречения.
  • Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители.
  • Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир - незримо вращается он. Но вокруг комедиантов вращается народ и слава…
  • Проповедники равенства! Бессильное безумие тирана вопиет в вас о «равенстве»: так скрывается ваше сокровенное желание тирании за словами о добродетели!
  • Великое светило, к чему свелось бы твоё счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!
  • Самые тихие слова - те, что приносят бурю. Мысли, ступающие голубиными шагами, управляют миром.
  • В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
  • Страданием и бессилием созданы все потусторонние миры, и тем коротким безумием счастья, которое испытывает только страдающий больше всех.
  • В мире самые лучшие вещи ничего ещё не стоят, если никто не представляет их; великими людьми называет народ этих представителей.
  • Так говорит познающий: стыд, стыд, стыд - вот история человека!
  • Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.
  • Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе.
  • Ах, как много есть великих мыслей, от которых проку не более, чем от воздуходувки: они надувают и делают ещё более пустым.
  • Убивают не гневом, а смехом. Вставайте, помогите нам убить дух тяжести!
  • …Учу я людей: не прятать больше головы в песок небесных вещей, а гордо держать её, земную голову, которая создаёт смысл земли!
  • Человек - это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.
  • …Вся жизнь есть спор о вкусах и привкусах! Вкус: это одновременно и вес, и весы, и весовщик…
  • Что падает, то нужно ещё толкнуть! - цитата часто изменяется как «Падающего - толкни.
  • «Счастье найдено нами», - говорят последние люди, и моргают.
  • Я говоришь ты и гордишься этим словом. Но больше его - во что не хочешь ты верить - тело твоё с его большим разумом: оно не говорит Я, но делает Я.
  • «Враг» должны вы говорить, а не «злодей»; «больной» должны вы говорить, а не «негодяй»; «сумасшедший» должны вы говорить, а не «грешник».