Формы организации обучения в школе. Формы обучения в современной школе

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и т. д.

Общие формы организации обучения. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на общие и конкретные. Общих форм организации обучения три: фронтальная, групповая и индивидуальная. К конкретным (частным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя работа учащихся, факультативные занятия, занятия в учебно-производственных мастерских и некоторые другие.

Рассмотрим общие формы организации обучения. При фронтальной (общеклассной) форме работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - опережают и вынужденно бездействуют.

При групповой форме организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса (их называют также малыми группами).

Индивидуальная форма организации обучения не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки.

В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

Рассмотренные общие организационные формы обучения применяются, как правило, в комплексе, чередуясь на одном уроке.

Иногда говорят о коллективной форме организации обучения. Но ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. Так, при фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Но и не всякая групповая работа является коллективной. По утверждению X.Й. Лийметса, коллективная работа, возникает только на основе дифференцированной групповой работы и имеет следующие признаки:

  • 1) класс (группа) осознает коллективную ответственность за выданное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
  • 2) организация выполнения задания осуществляется самим классом (группой) под руководством учителя;
  • 3) действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика в и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
  • 4) есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

По мнению В.К. Дьяченко, коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Основные формы организации обучения

Урок остается основной формой организации обучения в современной школе. Причина «живучести» урока заключается в том, что эта форма организации обучения весьма выгодна экономически, так как при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения.

Учебная экскурсия (см. дальше) - форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.

Самоподготовка - организованное выполнение домашних заданий в школах-интернатах и группах продлённого под руководством учителя или воспитателя.

Преимущества самоподготовки:

  • а) она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха или прогулки);
  • б) учащиеся могут обратиться за помощью к педагогу;
  • в) можно организовать взаимоконтроль, взаимопомощь.

Однако самоподготовка не лишена недостатков:

  • а) возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся;
  • б) выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость);
  • в) усложняется процесс подготовки устных заданий.

Вспомогательные формы организации обучения

Факультативные занятия - форма организации обучения во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний, навыков и умений учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, склонностями и способностями, удовлетворение повышенного интереса к предмету.

Факультативные занятия являются одной из основных форм дифференциации обучения в современной школе. В этом плане их значение возросло после Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», которым было отменено профильное обучение.

Группы для проведения факультативных занятий комплектуются из учащихся одного класса или параллельных классов в количестве не менее 5 учащихся в городских населённых пунктах и не менее 3 в сельских населённых пунктах. Учащиеся посещают факультативные занятия добровольно, на основании заявлений их законных представителей, но состав факультативных групп остаётся стабильным в течение года.

Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологичской, военно-патриотической, музыкальной, хореографичекской, художественной, театральной или иной направленности. Они проводятся по учебным программам, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь (см.: www.adu.by), которые не дублируют программы по учебным предметам. Перечень программ факультативных занятий ежегодно пополняется. Издаются УМК для проведения факультативных занятий.

На факультативных занятиях широко используются различные виды самостоятельной работы учащихся (выполнение индивидуальных творческих заданий, обсуждение сообщений и докладов учащихся, подготовка и защита рефератов, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок и др.). При этом отметки не выставляются, учебные достижения учащихся оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе.

Стимулирующие занятия - проводятся во внеурочное время с наиболее способными, хорошо успевающими учениками.

На стимулирующих занятиях решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки обязательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих вопросов, осуществляется подготовка школьников к участию в олимпиадах и конференциях.

Поддерживающие занятия - проводятся во внеурочное время с целью восполнения у учащихся пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Стимулирующие и поддерживающие занятия проводятся по мере необходимости при наполняемости групп не менее 3 учащихся.

Консультации - особый вид вспомогательных учебных занятий, строящийся на основе индивидуального подхода к учащимся и имеющий целью помочь отдельным учащимся лучше понять и усвоить то из ранее пройденного материала, что почему-то ими не было в достаточной степени понято и усвоено в своё время.

Консультации проводятся эпизодически, по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации (последние организуются, например, при подготовке к экзаменам). Консультации в школе обычно групповые, но не исключаются и индивидуальные консультации. Иногда в школах практикуется выделение специального дня консультаций.

Олимпиада - это товарищеское соревнование учащихся в выполнении учебных заданий творческого характера (повышенной сложности, занимательных) по тому или иному учебному предмету.

Олимпиада способствует проверке качества теоретической и практической подготовки учащихся, стимулирует их к более активной работе по усвоению знаний и умений, содействует выявлению одарённых учащихся.

Конференция учащихся - это комплексная форма обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной (под руководством учителя) исследовательской деятельности учащихся. Характерная черта конференции - подготовка и чтение учащимися докладов, сообщений. Ученические конференции могут проводиться по различным учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.

Конференция имеет, как правило, тематический характер. Ее задача - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема конференции должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных классов, так и разных параллелей. К работе конференции могут привлекаться учителя, представители науки, искусства и производства.

Учебная экскурсия и домашняя учебная работа

Учебная экскурсия - форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.

Для этой формы организации обучения характерны высокая степень самостоятельности учащихся, наглядность и предметность в обучении, связь обучения с жизнью. На экскурсиях школьники учатся целенаправленно наблюдать и анализировать под руководством учителя или специалиста факты, явления в их взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их, обобщать, делать выводы. Экскурсии во многом способствуют задачам развития у учащихся познавательного интереса, эстетических качеств.

По месту проведения выделяют экскурсии:

  • Ш в природу;
  • Ш музейные (в музеи, на выставки, в галереи);
  • Ш по историческим местам;
  • Ш литрературно-эстетические (даннный вид экскурсий предложил Якуб Колас в своем учебном пособии «Методыка роднай мовы»);
  • Ш производственные (на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в узлы транспорта и связи);
  • Ш комплексные (например, краеведческие).

Экскурсия должна быть хорошо подготовлена: учитель выбирает объект, тщательно изучает относящиеся к теме экскурсии материалы, намечает цели, составляет подробный план, разрабатывает маршрут, уточняет подлежащие выяснению в ходе экскурсии вопросы, заранее разрабатывает и распределяет между учащимися задания, определяет порядок подведения итогов экскурсии.

Руководитель экскурсии обязан также подготовить к ней учащихся. Характер подготовки может быть различен. Это предварительный рассказ или объяснение, указание объектов для наблюдений, зарисовок, составления схем, инструктаж о порядке следования и правилах поведения детей в период осмотра объекта и т. п.

Домашняя учебная работа выполняется учащимся самостоятельно; она органически связана с классным занятием и его содержанием.

Виды домашней работы разнообразны, из них основными являются: заучивание объясняемого на уроках материала по учебным и другим вспомогательным литературным источникам; выполнение письменных и устных упражнений; решение задач; проведение опытов; написание сочинений; изготовление моделей и чертежей; составление различных схем и диаграмм; собирание экспонатов (коллекций, гербариев) и др.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно.

В I классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении. Во II-IV классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

Основная причина перегрузки - объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе.

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. Это значит, что, сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично дифференцировать или индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

Непременным условием успешного выполнения учащимися домашней учебной работы является подготовка школьников к ее выполнению под руководством учителя.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым инструктажем.

В помощь учащимся учитель разрабатывает и предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу, как учить наизусть стихотворение, как подготовить план пересказа, как выполнять работу над ошибками и др.).

При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Для учащихся II классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва полезно сделать несколько физических упражнений, гимнастику для глаз. В III классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30-35 минут, а в IV - до 40-45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся III-IV классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которые отводятся на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся помощь в выполнении домашних заданий.

Домашнее задание, какого бы вида оно ни было, должно быть осознано каждым учащимся, как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения путей и способов его выполнения. Поэтому учитель должен основательно инструктировать класс о путях его рационального выполнения. В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на 2-3 примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Домашнее задание бывает общеклассное (фронтальное, обязательное для всех учащихся) и индивидуальное.

Для того, чтобы домашние задания стали действенными, эффективными, учитель должен строго руководствоваться следующими основными дидактическими требованиями:

  • 1) домашнее задание должно вытекать из материала, объясненного на уроке в соответствии с программой;
  • 2) учитель должен задавать домашнее задание в конце урока, после того, как материал был основательно объяснен и учащимися осмыслен;
  • 3) объем домашнего задания должен быть строго дозирован и соответствовать установленному режиму дня, допустимой нагрузке учащихся данного возраста, гигиеническим нормам;
  • 4) домашние задания должны равномерно распределяться на дни недели;
  • 5) в начале следующего урока учитель обязан проверить выполнение классом домашнего задания и учесть качество его выполнения при оценке каждого учащегося.

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

Какие существуют формы обучения в школе?
Со временем меняется не только материал, предусмотренный школьной программой, но и форма его подачи. Сегодня родители, исходя из индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка, могут сами выбирать форму обучения для него.
Очная форма обучения
По факту присутствия обучающегося на уроках обучение в школе происходит по очной форме обучения .
Кому подходит очная форма. Методы обучения
Если ребенок здоров, подготовлен к школе, он общительный и самостоятельный, то ему подойдет стандартная форма занятий. Это самый привычный и распространенный вид обучения: дети приходят в школу, где в классах с ними занимаются учителя.
Классифицируются формы очного обучения по таким параметрам:
По численности учеников: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы обучения.
По месту проведения занятий: школьная – это уроки, обучение в мастерских и на пришкольной территории.
По времени обучения: обычный урок – 35-40 минут . В соответствии с санитарными нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15
По дидактическим целям: занятия теоретические, комбинированные и практические; занятия для проверки степени усвоения детьми материала.
Очная форма организации процесса обучения предусматривает использование пяти методов проведения занятий:
Фронтальный, Парный, Групповой,Коллективный, Индивидуальный.
Каждый из указанных выше методов дополняет еще один – метод домашних заданий. Он помогает эффективно закрепить пройденный материал, предусматривает выполнение заданий самостоятельно или с помощью родителей.
Надомное образование
Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие ребята, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Ребята тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.
В нашей школе обучение на дому может осуществляться по необходимости (по медицинским показаниям), и по желанию родителей (законных представителей).
Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения.
Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (35-40 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:
для 1-4 классов — 8 уроков в неделю;
для 5-8 классов — 10 уроков в неделю;
для 9 классов — 11 уроков в неделю.
В школе разработано Положение о надомном обучении.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок или лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и моди­фикацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра­бота). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза­мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо­вание.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения - семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студен­тов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зару­бежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения использу­ются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Особенности школьного урока:

Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образо­вательной, развивающей и воспитывающей);

Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

Определенное организационное начало и постановка задач урока;

Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домаш­него задания;

Объяснение нового материала;

Закрепление или повторение изученного на уроке;

Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

Подведение итогов урока;

Задание на дом;

Каждый урок является звеном в системе уроков;

Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применя­ет определенную систему методов и средств обучения для достижения по­ставленных целей урока;

Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особен­ностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обу­чения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием со­держательно-методической инструментовки и вариативностью способов органи­зации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Лекция. Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгое следование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение;

Большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера­ботанной современной научной информации;

Доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек­стов и документов;

Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов­ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

Разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз­можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

Умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди­дактических материалов и технических средств;

Применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб­ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из­вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату­ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла­гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту­альная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь­ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ­ных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци­онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек­ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае­мых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Педагогика
Учебник для вузов Общая педагогика и история педагогики Педагогика и психология личности Педагогические задачи и ситуации

ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Что такое «педагогика»? Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые се­годня придают этому слову. Все мы целенаправленно или неосознанно в

Педагогика - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки под­растающего поколения к жизни и деятельности.
Потребность передавать опыт от поколения к поколе­нию появилась, наряду с другими потребностями челове­ка, на самом раннем этапе возникновения общества. По­этому практика воспитания первоначально о

Педагогика представля­ет собой науку о сущ­ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Так, например, известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила - где уменье, а где - и терпенье», «Чего в дру­гом не любишь, того и сам не делай»,

Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека.
Как они решаются - в повседневной жизни и профес­сионально? В жизни встречаются различные педагогические про­блемы - формирование гуманного и гармонично развито­го человека, выработка эффе

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при ус­ловии выделения специфического предмета исследований. Предметом педагогики как науки явля

М. Монтень
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспи­татели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, с

Педагогика представ­ляет собой науку о сущности, закономер­ностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объединяющим началом воспитания, обучения и обра­зования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках кон­кретной педагогической системы. В настоящ

Культуру можно назвать “памятью мира и общества”».
А. Молье В наше время пришли к осознанию того, что образование и воспитание явля­ются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию обще­ства и уровень

Проперций
Вместе с тем, выявлена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к обществу или само­му себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда

ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному челове­ку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффек­тивность и значительное соот

М. Монтень
По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на ес­тественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности пер­вобытной эпохи, уступает место второму типу

То, что мы знаем, ограничено, а что не знаем бесконечно». Лаплас
Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаив

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: адаптацию человека к разл

Образование ¾ это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диал

М. Монтень
Обучение, преподавание, учение - основные категории дидактики. Обучение - это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систем

Истина редко бывает чистой и никогда - однозначной». Оскар Уайльд.
Догматическое обучение. Сложившийся в средневе­ковье вид церковно-религиозного обучения через слуша­ние, чтение, механическое запоминание и дословное вос­произведение текста. Раз

Конфуций
Концепция дидактического энциклопедизма. Сто­ронники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) счи­тали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся

Цицерон
Начальный период развития школы, высших учебных заведений и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций. Каковы истоки возникновения и развития современ­ных школ

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА
Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии шко­лы или ву

СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образователь­ные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню

Система - это совокуп­ность множества вза­имосвязанных элемен­тов, образующих определенную целост­ность и взаимодейству­ющих между собой.
Система - это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов. Однако с точки зрения П. К. Анох

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Общение между учителем и учеником - одна из основных форм, в которой до­шла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по

А. Адлер
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспита­ния), имеющее определенные педагогические функции и

А. А. Леонтьев
В исследовании С. В. Кондратьевой анализируется вза­имосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воз­действий. (Уровень понимания педагогом у

Короли смотрят на мир очень упрощен­но: для них все люди - подданные». А. де Сент-Экзюпери
При демократическом стиле оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в об­суждении хода предстоящей работы и ее органи

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко.
В настоящее время проблема познания педагогом лич­ности учащегося приобрела особую значимость, ибо она непосредственно связана с гуманистическими тенденция­ми, которые составляют ядро современного

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Образовательные системы - это все те социальные институты, чья цель - обра­зование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, на­чальная и средняя школа, професс

В. А. Сухомлинский
Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности - важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в каче­стве ее системообразующего компонента. В современно

Социализация - это процесс и результат усвоения и последую­щего активного воспро­изводства индивидом социального опыта.
Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На э

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они - «недоросли»,

Ф. Ницше
Проблематикой социальной зрелости личности зани­маются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным

Ф. Ницше
Вспомните 12-летнюю княжну Катю, одну из главных героинь «Неточки Незвановой» Достоевского. Взрослые никак не могут понять, что заставляет ее то и дело совершать необдуманные, противоречивые и дерз

Результаты диагностики
Название выборки_____________________ Объем выборки_______________________ Пере­менные Фактор

РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ
Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для р

О. Уайльд.
Вторую группу образовали дети, недостаточно уверен­ные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не

Типы взаимодействия родителей в соответствии с моделью поведения детей
Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, от

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести: 1) ситуации стимулирования; 2)ситуации выбора; 3) ситуации успеха; 4) конфликтные си

Ситуации самокритики и самосозерцания
С и т у а ц и я 1. Д о ч ь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком? Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нра

Ситуация соперничества
Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и ис­править ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошиб­ку там, где ее и не было вовсе.

Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки
- Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, - спокойно говорит отец. - Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что про­изошло. Сын пытается объяснить ситуацию с

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика направленности личности Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала-Кучера л

Ключ к опроснику Смекала-Кучера
Направленность на себя (НС) на взаимодействие (ВД) на задачу (НЗ)

Форма 2
НС ВД НЗ Количество «+»

Бланк оценки по 8 октантам
Октант Аспект I II III Я (самооценка) &

Основной организационной формой обучения в современной школе является урок

Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием

Урок имеет следующие особенности:

Является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

Каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

В отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

Посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

Является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

Совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

Способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков. По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы. УЧН нов и др.. По этапами учебной деятельности - вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные урокки.

удачной в современной теории и практике обучения является классификация, в основу которой положен дидактическую цель и место урока в общей системе уроков (Б. Есипов,. М. Махмутов,. В. Онищук). Находясь на один акових позициях, эти авторы предлагают разное количество типов уроков. По классификации. В. Онищука, различают следующие типы типи:

Урок формирования умений и навыков;

Урок применения знаний, умений и навыков;

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

Комбинированный урок

Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой)

В. Онищук ввел понятие"микро-и макроструктуры урока"Макроэлементы определяются задачами урока типа. Такими, по его мнению, есть этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, обобщение ния, систематизация. Поскольку логика усвоения знаний и сама, то макроструктура уроков этого типа одинакова. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапеному його етапі.

Время и место, отведенные на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательных ьнои деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель. Следовательно, определяя структуру урока, учитель должен учитывать тему и зм исторических, целесообразные методические средства и приемы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности учащихся тощщо.

Почти во всех типах уроков имеются такие структурные элементы: вводная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, сообщение домашнего задания, за акинчення урок.

1. Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя я и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация вниманияаги.

2. Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, и устной проверки знаний, которую проводят с к опомогою рассмотренных ранее методеів.

3. Изучение нового материала. Здесь предполагается или сообщения учителя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельная работа учащихся с учебниками, учебными пособиями и др.. При поясн ние нового материала учитель должен позаботиться, чтобы все ученики видели и слышали (можно сидеть, если устал), он не должен ходить по классу, говорить следует громко, четко, размеренно. Речь его должна бытьжна быть понятной для соответствующего возраста. Объяснение должно опираться на предыдущий опыт учащихся, выделение существенного в материале, без восторга второстепенным время следует следить за последовательностью изложения, просмотр ористовуваты иллюстративный матетеріал.

Изучение нового материала позволяет учащимся приобретать разнообразных умений и навыков. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными ее компонентами является разбор и усвоение правила, положенного в осно ную действия навыки, преодоления трудностей в ее применении, усовершенствования действия навыки, закрепление достигнутого уровня воздействия навыки и использования ее на практике, достижения мастерства в ее использованиині.

Важнейшим средством формирования умений и навыков являются упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными

4. Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретенными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения я применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным упражнениям и самостоятельной практической работе учащиесянів.

5. Сообщение домашнего задания. Учитель должен продумывать его содержание, чтобы оно было конкретным, посильным для учащихся. Домашнее задание нельзя давать наспех, когда раздался звонок с урока. На сообщений щения и объяснения домашних заданий отводят специальный ча час.

6. Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию учителя

К основным компонентам каждого типа урока относятся:

а) урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока; мотивация обучения школьников; восприятия и осознание ния учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого; обобщение и систематизация знаний; итоги урока, оповещение домашнего задания

б) урок формирования умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение учащимся темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников;, изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения) первоначальное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные в прави по образцу, инструкции заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщения домашнего задания

в) урок применения знаний, умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьник ров; осмысление содержания последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полу маних результатов; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; воспроизведения и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний; вообще леннон и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения школьников; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий, проверка гл. Либин осмысление учащимися знаний и степени их обобщения, применение учащимися знаний в стандартных и измененных условиях; сбор выполненных работ, их проверка, анализ и оценка; итоги урока и сообщение ения домашнего задания

д) комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера, проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; сп приема и осознание учащимися нового материала осмысления, обобщение и систематизация знаний; итоги урока и сообщения домашнего задания.

Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков т.д.. Ц. Это означает, что учитель должен творчески планировать каждый урок.

Во время любого типа урока он использует разные виды учебной работы: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную. Каждая форма этой работы имеет свою методику ее организации

      история развития форм организации обучения.

      классно-урочная система обучения (со).

      лекционно-семинарская со.

      урок как пед. система.

Еще одним элементом дидактической системы является форма организации обучения. В философском словаре «форма» (лат.) – 1) внешнее очертание, 2) способ существования и выражение содержания, 3) устройство, структура. Все эти аспекты находят свое отражение и в дидактическом понятии формы. Форма обучения понимается как конструкция цикла обучения, реализуемая во взаимодействии педагога и обучаемого по освоению содержания. Таким образом, форма обучения – это вариант композиционного построения отрезка обучения, обозначающий внешнюю сторону организации (кто, когда, где и как обучается). Будучи внешней характеристикой дидактического процесса, форма, однако, напрямую связана с целью, содержанием, методами и средствами обучения. В основу классификации форм обучения положим следующие признаки:

    количество и состав обучаемых

    место обучения

    продолжительность учебной работы.

В связи с этими признаками выделяют: индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, школьные и внешкольные, классные и внеклассные. Эта классификация позволяет упорядочить формы обучения, не являясь строго научной. Выделяется еще одна классификация, в основу которой положены признаки:

    количество обучаемых

    соотношение индивидуальных и коллективных видов работы

    степень самостоятельности и специфика пед. руководства.

В связи с этими признаками выделяют: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

Система индивидуального обучения оформилась еще в первобытном обществе и просуществовала до начала 18 века. Суть ее заключается в передаче информации от старших к младшим. При индивидуальном обучении педагог, занимаясь с обучаемым, непосредственно или косвенно помогает ему в самостоятельном освоении материала. Индивидуальное обучение доминирует при семейном обучении. Начиная с 16 века индивидуальное обучение трансформируется индивидуально-групповое. При такой системе педагог занимается с группой детей, с каждым из которых работает по индивидуальной программе, т.е. учитель обучает 10-15 учеников разного возраста и разного уровня подготовленности, находящихся в одном помещении, но по очереди работает с ними. Данная форма обучения позволяла ученикам начинать учебный год в разное время и осваивать учебный материал разными темпами. В качестве исключения педагог организовывал всю группу для совместной работы. Уже к концу 16 века становится очевидной неэффективность индивидуально-групповой формы обучения. Более совершенной системой стала классно-урочная, описанная в начале 17 века великим чешским педагогом Яном Каменским в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система характеризуется следующими признаками:

    постоянный состав группы (классов), объединяющих приблизительно одного уровня подготовленности и возраста учащихся

    наличие учебных планов и программ, регламентирующих содержание образования в каждом классе

    строго определенное расписание занятий

    сочетание индивидуальных и коллективных форм работы

    ведущая роль учителя

    систематическая проверка и оценка домашних заданий

    основная единица занятий (урок) посвящена изучению одной темы

В последствие теория урока дорабатывалась в трудах таких известных ученых педагогов, как Ушинский (организационное строение уроков, типология уроков), Дистервег (принципы и правила обучения). Таким образом, классно-урочной системе более 420 лет. И на протяжении всего этого времени урок модифицировался по двум направлениям: 1) по количеству обучаемых, 2) по аспектам управления. В конце 19 столетия сформировалась так называемая система взаимного обучения (авторы – англ. ученый Ланкастер и священник Белль), которую еще называют белль-ланкастерская система. Суть этой системы заключается в следующем: одновременно можно было обучать до 600 учеников. Изначально под руководством учителя обучаемые получали теоретические знания, а затем под присмотром монитов (помощников) получали спец. знания и инструкции, готовились самостоятельно. В последствие отчитывались перед учителем. Такая система позволяла при малом количестве учителей обучать большее количество учеников.

В конце 19 века на базе той же классно-урочной системы появляется форма избирательного обучения, которая известна под двумя названиями: ботавская система в США и мангеймская система в Западной Европе (Германия). Сущность этой системы заключается в том, что одну часть занятий учитель проводит с классом, а вторую часть индивидуально, если учащийся в них нуждается. На индивидуальном занятии учителю могли помогать более сильные ученики. Положительным является то, что учащиеся дифференцируются на сильных, слабых и среднеуспевающих. Недостаток – учитель в своей работе ориентируется на среднего ученика. Но к 20 веку выделилась индивидуальная форма обучения, которая впервые была применена Еленой Паркхерс в американском городе Дальтон и получила название Дальтон план. Уроки отменялись. Обучаемые получали письменные задания, консультации у учителя и индивидуально должны были их выполнить. Педагог консультировал, организовывал мастерские. Получалось, что расписания не было. Опыт показал, что не все учащиеся могут обучать без педагога и поэтому дальтон план не получил широкого распространения.

В 20-е годы в СССР получила развитие модификация дальтон – бригадно-новый метод. Бригада получала задание, педагог консультировал, а затем командир следил за выполнением этих заданий. Оказалось, что не давались систематические задания, а, как правило, активисты выполняли задания, а двоечники могли «отсидеться», и за высокий результат всей бригадой получали 5. В 1932 году этот метод был запрещен.

Лекционно-семинарская система зародилась с возникновением первых университетов (10-11 века), но с тех пор не претерпела никаких изменений. В рамках лекционно-семинарской системы выделяются занятия, направленные на теоретическую подготовку студентов (лекции, семинары) и формы обучения, направленные на практическую подготовку – практикумы, курсовые и дипломные работы. Лекционно-семинарская система сопровождается зачетами и экзаменами. Выделяются требования в современной лекции:

    гуманистическая направленность материала

    научность и информативность

    доказательность и аргументированность изложения

    образность примеров, фактов

    эмоциональное изложение материала

    необходимость активизировать мыследеят-ть слушателей

    методическая обработка материала

    использование технических средств обучения и различных дидактических материалов

Лекция бывает разных видов: вводная, обзорно-повторительная в конце курса или темы, обзорная систематика большого материала, информационная (ежедневная). В настоящее время предпринимаются попытки нетрадиционных форм лекций. В 60-х г.г. XX столетия была предпринята попытка модификации лекционно-семинарской системы Трампом, который предложил организацию занятий в 3 этапа:

      высококвалифицированный преподаватель перед большой аудиторией (100-150 человек) с использованием технических средств читает лекции. Такие занятия занимают 40 % времени.

      40 % учебного времени огромная группа разбивается на группы по 20 человек, и ассистенты отрабатывают наиболее трудные и узловые моменты материала.

      Обучаемые самостоятельно выполняют эти задания. В американской системе этот план до сих пор широко распространен.

Урок является основной формой обучения в средней школе. Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную или другую виды деят-ти обучаемых с учетом их особенностей, используя методы, средства и формы работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели изучаемым материалом. Наиболее употребляемой типологией урока является классификация по дидактической цели (автор Есипов):

    Урок владения новыми знаниями

    Урок закрепляемого материала

    Урок повторения

    Урок систематизации и обобщения нового материала

    Урок оценки и проверки

    Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач.

Структуру типичного комбинированного урока составляет:

      Организационный момент

      Проверка домашнего задания

      Опрос по пройденному материалу

      Изучение нового материала

      Закрепление нового материала

      Домашнее задание.

На уроке обязательно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Учитель руководит самостоятельной работой учащихся. Формы организации обучения сопровождаются соответственными формами контроля – контрольные работы, зачеты, экзамены.