Зачем люди учатся в школе. Мы учимся ради того, чтобы …

О воспитании. Записки матери Творогова Мария Васильевна

Зачем учиться в школе?

Зачем учиться в школе?

Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд, об этом знает всякий, кто пытался отвечать на него школьнику, особенно старшекласснику. Такой разговор (если, конечно, ответ на вопрос превращается в разговор, а не в гневный монолог негодующего родителя) в конечном итоге может свестись к вопросу о смысле жизни вообще, на который нет однозначного ответа.

В годы моей юности такой вопрос редко возникал у детей. Хорошая учёба не только вызывала похвалу взрослых, но и неизменно была престижной среди самих школьников. Теперь ситуация несколько изменилась - не потому, что нынешние дети глупее прежних, а потому, что они свободнее. Раньше, при авторитарном режиме, воспитание в школе и большинстве семей было тоже авторитарным и детям с пелёнок внушали, что для них единственный способ стать приличным человеком - безоговорочно слушаться старших. С изменениями в стране произошли изменения и в подходе к воспитанию детей. Они растут более свободными, раскованными, а значит, задают больше вопросов себе и взрослым, которых подчас ставят в тупик своей любознательностью.

Вопрос о пользе или необходимости учёбы относится как раз к таким вопросам. Более того, подобные сомнения иногда кажутся взрослым чуть ли не кощунственными: ведь когда они были маленькими, не принято было сомневаться в правоте старших: надо - значит, надо, и весь разговор! В те времена вообще никакие сомнения особенно не приветствовались, и если у детей и возникали подобные вопросы, они редко смели задавать их взрослым, а, следовательно, и не получили в своё время на них ответа. У современных детей такой вопрос возникает чаще, и они не стесняются его задать. Значит, надо на него отвечать. Как же аргументировать для них пользу учёбы?

Часто взрослые говорят детям: образование нужно для того, чтобы иметь в жизни больше возможностей. Оно позволяет найти более интересную и лучше оплачиваемую работу. Иногда родители рисуют детям мрачные картины их будущего в случае, если они будут плохо учиться; называют самые низкооплачиваемые и грязные работы, которые в этом случае им придётся выполнять: посудомойка, дворник, грузчик и т. п. Это, конечно, не лишено оснований, но думаю, что перечислять такие специальности надо с осторожностью. Ваше презрение к лени и нерадивости ребёнок может принять за презрение к людям этих профессий. Не думаю, что это правильно.

Но маленького ребёнка трудно серьёзно заинтересовать отдалёнными перспективами. Дети школьного возраста уже задумываются о своём будущем, но планомерно работать на него они ещё не умеют. Такой труд кажется им неподъёмным, и их можно понять. Представьте себе, что Вам надо для достижения какой-то цели серьёзно работать (а школьная учёба - это действительно серьёзная, тяжёлая работа) десять, а то и пятнадцать лет. Любой из нас ещё очень подумает, стоит ли за эту работу браться; попытается выяснить, адекватен ли будет результат таким усилиям.

Поэтому, кроме получения будущей профессии, у ребёнка должны быть и другие стимулы к учёбе.

Для младших школьников бывает достаточно просто одобрения учителей и родителей. Первоклассник с гордостью приносит домой первые пятёрки, плачет над тройками или двойками.

Замечу, однако, что не следует злоупотреблять такой зависимостью и слишком усердно ругать ребёнка за плохие отметки. Во-первых, родители должны помнить, что в первом классе для ребёнка всё ново: задания, которых он раньше не делал, образ жизни (особенно для домашних детей: надо каждый день ходить в школу), требования учителей, и неудивительно, если ему трудно с этим справляться. Надо просто ему помочь. А во-вторых, ребёнок по мере взросления должен постепенно перенимать у родителей ответственность за себя, за своё поведение, за качество своей учёбы. Участвуя слишком активно в школьной жизни ребёнка и решая за него большую часть его проблем, мы лишаем его такой возможности.

Я уже писала, что, на мой взгляд, оптимальное отношение к неуспеваемости ребёнка - воспринимать двойки не как его вину, а как общую, его и Вашу, проблему. К двойке и пятёрке следует относиться не как к наказанию и поощрению, а как к оценке знаний Вашего ребёнка. И сам он должен хорошо понимать, что целью учёбы является приобретение знаний, а не оценок, двойка же - это повод не столько для огорчения, сколько для работы, для пополнения и углубления знаний. Но, к сожалению, даже родители иногда об этом забывают. Поэтому часто дети, вместо того, чтобы стараться получить основательные знания, стремятся всеми правдами и неправдами получить хорошие оценки, иногда забывая об их непосредственной связи с полученными знаниями. Сплошь и рядом это продолжается и в ВУЗе. В результате появляется огромное количество дипломированных специалистов, реальная квалификация которых оставляет желать лучшего. Причём они не способны её самостоятельно повысить, потому что не привыкли учиться, а умеют лишь добиваться хороших оценок.

Однако родители начинающего школьника должны помнить, что он не всегда будет оставаться маленьким и послушным, как бы иногда им этого ни хотелось. Подрастая, ребёнок должен становиться более самостоятельным в своих суждениях (старшие ждут от него такой самостоятельности, но радуются ей обычно только тогда, когда его суждения совпадают с их взглядами, а это бывает не всегда). С возрастом он постепенно перестаёт воспринимать мнение старших как неоспоримую истину, поэтому надо, чтобы он сам понемногу осознал необходимость учёбы.

Очень важна, конечно, любознательность. В детстве ею обладают почти все без исключения, но не каждому удаётся сохранить это качество, являющееся одним из элементов интереса к жизни. Если родители с самого начала стараются поощрять детскую любознательность, то впоследствии она может стать неплохим стимулом к учёбе. Если ребёнку интересно учиться, то он не задаётся вопросом, для чего он это делает.

Но редко бывает, что школьнику интересно всегда и всё. Какие-то предметы могут оказаться нелюбимыми; для их изучения ребёнку приходится тратить значительные усилия, не испытывая при этом никакой радости познания. Вот тогда он и начинает задумываться: зачем это нужно? Иногда вопрос ставится так: зачем мне учить историю (английский, географию, математику), ведь это мне никогда не понадобится. Во многих случаях на это трудно возразить. Как объяснить ребёнку, зачем ему знать о полезных ископаемых Парагвая или при каких обстоятельствах ему может понадобиться закон Кулона?

Непросто бывает говорить с детьми на эту тему: взрослые и сами не всегда могут ответить на вопрос, зачем они учились, зачем столько времени посвятили знаниям, которые впоследствии, казалось бы, ни разу не пригодились.

Думаю, однако, что такие сомнения не всегда обоснованы. Попробую изложить своё мнение на этот счёт; возможно, оно пригодится тем, кто будет говорить об этом с детьми.

Спору нет, не все конкретные сведения, полученные за время учёбы, находят своё применение в последующей жизни человека. А некоторые люди впоследствии всю жизнь пользуются лишь знаниями, приобретёнными в начальной школе.

Помимо знаний, школьное образование должно давать также многие навыки и умения. Среди них, например, способность логически мыслить, способность к самообучению, тренировка памяти. Я бы даже взяла на себя смелость утверждать, что умение думать, рассуждать - основной «сухой остаток» школьного обучения, который пригодится в жизни абсолютно любому, независимо от того, чем он будет впоследствии заниматься. Кто-то остроумно заметил, что образование - это то, что у человека остаётся, когда он забывает всё, чему его учили. Школа также должна учить дисциплине, умению работать в коллективе, тренировать волю - то есть призвана готовить человека к будущей взрослой жизни.

Даже если бы школьное обучение преследовало единственную цель - подготовить ребёнка к освоению им будущей профессии, невозможно было бы ограничиться только теми знаниями и умениями, которые непосредственно нужны для исполнения служебных обязанностей. Это всё равно, как если бы футболист тренировал только ноги, водитель только учил правила дорожного движения, художник ограничился бы умением держать кисть и смешивать краски.

Да и при всём желании составители школьных программ не смогли бы строго соблюдать этот принцип, потому что невозможно определить, чем человек будет заниматься впоследствии. Человеческие склонности и способности редко со всей очевидностью проявляются с самого детства, выявить их непросто как учителям и воспитателям, так и самому обладателю этих способностей. Поэтому в школьные программы стараются включать начальные знания по многим наукам.

Кроме того, предложите ребёнку представить себе мир, в котором люди знали и умели бы только то, что им нужно для работы. Он согласится, скорее всего, что такой мир был бы невыносимо скучным. Людям просто не о чем было бы друг с другом разговаривать. Очевидно, для того, чтобы этого избежать, люди должны иметь не только профессиональные знания.

Чем больше человек знает и умеет, тем ярче для него выглядит мир, тем интереснее ему жить. Вооружённый знаниями из разных областей жизни, человек имеет возможность на каждое явление, на каждый предмет посмотреть с самых разных точек зрения; он видит такие связи и зависимости между разными объектами, о которых человек необразованный даже не подозревает. Именно такие знания и пытается дать человеку школа.

Другое дело, что школа не всегда имеет возможность в полной мере выполнить все эти задачи. Финансирование школьного образования недостаточно, учителя не так хороши, как хотелось бы, одноклассники недостаточно разумны и мешают учиться. Что же касается школьных программ, то и они, несомненно, тоже далеки от совершенства. Мне думается, что пришло время кардинально пересмотреть взгляды на школьное образование. Однако останавливаться на этом не будем, это не входит в обсуждаемую сейчас тему.

Конечно, идеально было бы поместить ребёнка в хорошую школу с хорошими учителями, чтобы подобных проблем не возникало. Но возможности родителей ограничены по самым разным причинам, начиная с финансовых и кончая малым количеством школ, в полной мере удовлетворяющих перечисленным требованиям. Всё это приводит к тому, что школьник теряет интерес к учёбе и начинает задумываться о её целесообразности.

В значительной мере его можно понять. Тяжко сидеть на нелюбимом уроке, слушать непонятные или неинтересные объяснения учителя, готовить скучные домашние задания. Что можно этому противопоставить?

Бессмысленно, думаю, говорить ребёнку о том, что он должен стремиться к знаниям, должен уважать и любить учителей и т. п. Может быть, и должен, но вот - не стремится, не уважает... Просто волевым усилием - чьим бы то ни было усилием, ребёнка ли, родителей или учителей - такое положение изменить невозможно.

«Рабочая жизнь» ребёнка посвящена в основном школе, там он проводит большую часть дня, а также много времени посвящает домашним заданиям. Если он при этом с пренебрежением относится к этим занятиям, на скучных, нелюбимых уроках не слушает учителя, не пытается вникнуть в то, что ему объясняют, а просто бездельничает - это значит, что он убивает время, причём время одного из лучших периодов в своей жизни - детства, юности. Разумно ли это? Надо с ранних лет объяснять ребёнку, что время и здоровье - это самые важные, самые дорогие ресурсы у человека. Тратить время зря, особенно в таких масштабах, непозволительно. Бережное отношение к своему времени - это один из элементов уважения к себе, к своей жизни. Пусть не нравится предмет или учитель - всё равно надо постараться извлечь из этих уроков максимальную пользу.

Легко и приятно учиться на любимых уроках, у хорошего учителя. Но человек, способный к волевым усилиям, вполне может преодолеть трудности обучения и там, где всё даётся непросто. Родители должны особенно уважать старания ребёнка в этом случае и поощрять их. Пусть об этих усилиях будут знать только они и сам ребёнок, но благодаря родителям это должно добавлять ему самоуважения. Обратите внимание ребёнка на то, что глупо отказываться от изучения предмета, если учитель, например, несправедлив или не так хорошо преподаёт свой предмет, как хотелось бы. Нелюбимый учитель через несколько лет навсегда исчезнет из его жизни, а он останется с теми знаниями (или незнаниями), которые сумел приобрести.

В идеале родители должны внимательно следить за успеваемостью ребёнка и поощрять его к тому, чтобы он ликвидировал отставание по любому предмету так скоро, как только возможно. Лучше не допускать, чтобы у него складывалось предубеждение против трудных для него дисциплин. Тем не менее часто одной из причин нелюбви к предмету является запущенность, непонимание учеником материала, причём далеко не всегда сам ребёнок это осознаёт. Вы должны понимать, что за его словами: «Ненавижу эту дурацкую химию!» или « Неужели кому-то может быть интересна история?» может скрываться полное непонимание или незнание предмета, такое, что школьник даже не представляет себе, как к нему подступиться. Разубедить его непросто, это могут сделать только родители, пользующиеся доверием ребёнка. Попробуйте ему помочь, постарайтесь дать ему возможность заполнить пробелы в знаниях. Замечательно, если Вы сами обладаете необходимыми для этого сведениями и возможностями. В каких-то случаях может помочь хороший репетитор, иногда достаточно предложить ребёнку интересную книжку, касающуюся «скучных» для него тем. Однако важно, чтобы Ваша помощь не была слишком навязчивой, иначе она может вызвать результат, обратный желаемому.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Д. Темплтон за 90 минут. Всемирные законы жизни автора Темплтон Джон

Закон 14. ТОЛЬКО ОДНО МОЖЕТ БЫТЬ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ УЧИТЬСЯ НА ОПЫТЕ: ЭТО - НЕ УЧИТЬСЯ НА ОПЫТЕ Сегодняшний день может стать днём, когда вы выразите себя, возвыситесь над собой и познаете окружающий вас мир. Многие люди говорят о жизни. Некоторые её любят. Некоторые её принижают.И

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

1.1. Что может помешать детям успешно учиться в школе? В развитии детей, даже при отсутствии патологических нарушений (т. е. в рамках медико-биологической нормы), имеется множество трудностей психологического плана, приводящих к неуспешности учебной деятельности и

Из книги Дисциплинированный трейдер. Бизнес-психология успеха. автора Дуглас Марк

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Шаг 4. Направлять мысль в новое русло! Учиться, учиться и учиться! Если новая идея появилась, ее уже нельзя отбросить. В этом и состоит бессмертие новой идеи. Эдвард де Боно. Латеральное мышление У вашей задачи есть множество верных решений Настроив свой разум на поиск

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

6.5 НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ Школьное насилие это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или - что в нашей культуре встречается крайне редко - учениками по отношению к учителю.Школьное насилие подразделяется на

Из книги 4 вида любви автора Литвак Михаил Ефимович

О школе Всем детям мира я бы сказал: «Делай, как хочешь!»Когда ребенка блокирует по сути вся педагогическая система, направленная на то, чтобы он поступал только согласно указке педагогов, у него мышление развивается или нет? Нет. А когда он делает по-своему…Мы же не даем

Из книги Настольная книга для девочек автора Луковкина Аурика

Глава III. Как учиться в школе и при этом не очень скучать Ты начала учиться, и теперь школа стала очень важной частью твоей жизни. Ведь ты не только занимаешься уроками, но и общаешься с разными людьми – учителями, одноклассниками, с ребятами, которые старше тебя. Сейчас мы

Из книги Как легко учиться и сдавать экзамены автора Полонейчик Иван Иванович

Глава 1. УЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ! Экзамены… Вступительные, выпускные, сессия. И почти всегда происходит одно и то же. Экзаменуемый с какого-то момента времени начинает изо всех сил готовиться. Что это означает? Бесконечное корпение над учебниками, беспорядочное повторение,

Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева Александра

Из книги Новации в читальном зале [Развивающие игры, мотивационные конкурсы] автора Кашкаров Андрей Петрович

2.4.2. В школе Сегодня в некоторых (далеко не везде, как хотелось бы) школах практикуется такой полезный прием. На последний день перед каникулами (заблаговременно) назначается особое классное мероприятие: учитель всему классу (до 30 человек) ставит задачу подготовить

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Готовимся к школе Идти вперед – значит потерять душевный покой, остаться на месте – значит потерять себя. В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя. С. Кьеркегор Ребенок растет, становится старше, а родители иногда этого не замечают, продолжая

Этот вопрос задала моя младшая кузина. Нет, она вовсе не разгильдяйка - просто иногда предается унынию. Сестра-подросток не всегда находит причины, по которым должна готовить стопки рефератов либо изучать подробные биографии писателей.

Восторг от первых сентябрьских встреч с одноклассниками уже немного развеялся. Теперь, думая о ворохе заданий и предстоящих контрольных, Аня грустит. Я стараюсь ее поддержать, а потому нахожу разумные доводы в пользу старательной учебы.

Аргументы-табу

Для начала нужно отказаться от примитивных фраз, которые не только не помогут, но и введут в ступор несчастного школьника. Я такие не раз слышала от знакомых. Например:

1. Школа – это твоя работа.

Далее следует традиционное «оценки – это твоя зарплата», что тоже поддается сомнению. Школьник с нормальным логическим мышлением скажет, что на работе дают денежку, которую можно обменять на всякие интересные и съедобные штуки. А вот оценки в дневнике никакой продавец не примет.

2. Будешь плохо учиться – станешь дворником.

Во-первых, я бы поспорила с таким выводом. Можно подумать, все успешные бизнесмены получили золотую медаль в школе! Во-вторых, незачем растить «дворникофоба», который презирает обыкновенных рабочих.

3. Не позорь семью своими оценками!

Эту фразу соседка адресовала сыну. Она побывала на родительском собрании, а дома всыпала отпрыску по первое число.

Хм… Получается, ребенок тоже имеет право стыдиться родителей, которые не стали начальниками, светилами науки либо успешными предпринимателями. Соседка, между прочим, работает кондуктором, а ее супруг – слесарем. Разве они позорят семью?

4. Получишь плохую оценку – достану ремень.

Порку розгами вроде давно отменили, так что не стоит возвращаться к средневековым обычаям. А еще учиться надо ради чего-то хорошего, доброго и светлого, а не из-за страха перед семейной инквизицией.

5. Учись хорошо – и мы подарим тебе …

Угу, интересно получается: нет подарков – нет старания. Может, ребенку еще поторговаться, если сумма вознаграждения не устроит?

Ищем позитив

По-моему, выстраданные оценки счастье не подарят. Ребенок хочет понять, ради чего нужно корпеть над учебниками. А пресловутые «так надо» и «ты должен» давно набили оскомину. Я выбрала другие аргументы. Итак, в школе можно:

1. Приучить мозг к интенсивной работе.

С каждым годом технологии все быстрее сменяют друг друга, поэтому человеку нужно вовремя реагировать и пополнять запасы знаний. Сотрудники с ленивым мозгом никому не нужны.

В школе ребенка учат работать с информацией, сопоставлять факты, анализировать. Контрольные и экзамены похожи на краш-тесты для мозга. Если материал не был изучен, ребенок все равно ищет выход: пытается списать, пускает в ход нестандартное мышление. Даже этот опыт потом пригодится на работе:)

2. Пробовать свои силы в разных науках.

Я долго не могла определиться с будущей профессией. Чтобы полюбить или разочароваться в каком-либо направлении, нужны знания. После школы (университета) я умудрилась поработать и с цифрами, и с текстами. Школьные знания помогали в самых неожиданных ситуациях, поэтому я рада, что «не забивала» на учебу.



3. Преодолевать страх перед новыми задачами.

У меня в аттестате отличные оценки, но не все предметы давались легко. Иногда казалось, что логарифмы или законы физики не покорятся мозгу, но старание и смекалка творят чудеса. Школа дает возможность сразиться со своими страхами и ленью. Так почему бы не принять вызов?!

Все это я сказала кузине. Надеюсь, мне удалось ее вдохновить. По крайней мере, Аня слушала с интересом, а это уже хорошо:)

Дорогие читательницы, а приходилось ли вам убеждать детей хорошо учиться? Какие аргументы вы считаете убедительными?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Ребенок пошел в школу. Ему нужно рано вставать, делать домашние задания, порой достаточно объемные. Очень мало времени остается на любимые игры. Как можно полюбить то, что отнимает драгоценные минуты и силы, которые можно было бы потратить на другое, более интересное занятие?

Очень просто: нужно понять, что это действительно нужно и заинтересоваться учебой. Вот здесь без помощи взрослых никак не обойтись. В каждой семье по-разному объясняют значение учебы.

Учиться, чтобы жить хорошо

Зачастую, родители, отвечая на детский вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:

  1. «Чтобы поступить в университет (институт, академию)».
  2. «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
  3. «Не будешь стараться – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые должности)».

Такая мотивация малоэффективна:

  • Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не понимают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне очень нравится. Я хочу быть таким же!».
  • Подростки решат, что их просто пугают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
  • Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с красным дипломом, но не смог устроиться на работу!».

Такое объяснение зачастую просто не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальше: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»

Учиться, чтобы развиваться

И вот здесь можно поговорить о том, что на самом деле люди учатся всегда! Абсолютно! Начиная с младенчества и до конца своей жизни: сначала ходить и разговаривать, потом играть и бегать, наконец, жить в обществе. Пусть ребенок перечислит, чему еще он уже научился в течение всей своей короткой жизни. Так ему будет легче понять, что все, чего он достиг, на самом деле досталось большим трудом (ведь не сразу же он начал разговаривать, да и ходить, не падая, научился не за один день).

Эти навыки нам необходимы, чтобы нормально жить:

  • Способность ходить позволяет перебираться на некоторые расстояния.
  • Поддерживают физическое здоровье умение бегать, прыгать, ходить, плавать.
  • Речь позволяет понимать друг друга и т.п.

Но есть еще такие умения, которые помогут выжить в современном обществе:

  1. Прочитать инструкцию к прибору.
  2. Написать письмо другу.
  3. Расплатиться за покупки в магазине.
  4. Выбрать интересный город для отдыха.
  5. Найти место жительства знакомых по адресу и т.п.

Без них очень сложно будет ориентироваться в мире. Получить эти навыки поможет учеба.

Таким образом, учиться – значит самосовершенствоваться, становиться лучше, получать те умения, которые пригодятся в жизни. Это не просто нужно, но и полезно! А если правильно подойти к этому процессу, то .

значение учебы с точки зрения развития и воспитания таких характеристик, как:

  • Самодисциплина.
  • Ответственность.
  • Грамотность.
  • Работоспособность.
  • Самостоятельность.
  • Коммуникабельность.
  • Креативность.
  • Культурность.
  • Умение производить все мыслительные операции.

Постоянное пополнение знаний способствует также успешной учебе, расширению возможностей ученика и, как следствие, укреплению его веры в себя, повышению самооценки.

Понять смысл учебы поможет также личный пример родителей. Но не из области: «Я училась хорошо – теперь много зарабатываю». Большой заработок не восполнит моральное неудовлетворение от нелюбимой работы. Важнее – успешность, которая приведет к гармонии.

Здесь правильнее слова: «Я люблю учиться – это интересно и полезно, потому что помогает мне стать лучше». И пояснить, как это – лучше (целеустремленнее, счастливее, спокойнее и т.п.). И, конечно, подтверждение своих слов конкретным примером. Только в этом случае дети поверят, что учиться нужно!

Мотивирование к учебе

Чтобы школьнику было учиться интересно и легко, важно объяснить ему смысл обучения еще в начальной школе. А после того, как он поймет необходимость этого действия, всячески содействовать развитию его познавательного интереса, действуя наедине с педагогом.

Чтобы не отбить желание учиться, со стороны родителей важно придерживаться следующих правил:

  • Собственным примером показывать , что узнавать что-то новое – это интересно.

Американскими учеными было проведено тестирование: к психологу для занятий пригласили несколько детей вместе с родителями. Заранее в комнате разложили различные развивающие игры и инструкции к ним, установили камеры наблюдения. Когда взрослые и ребенок заходили, психолог под каким-то предлогом отлучалась, предлагая не стесняться и вести себя «как дома».

Родители поделились на 4 группы: запрещающие трогать ребенку что-либо, ни на что не реагирующие (ребенок изучал игры самостоятельно), объясняющие инструкции детям и заинтересованные (им самим было интересно, как играть).

Через время психолог возвращался и проводил тест на определение уровня развития ребенка. Результаты показали, что лучшее развитие ребенок получил у последней группы родителей. Низкий уровень был у тех, кому родители сами объясняли смысл игры. Такие показатели позволяют выделить следующее правило.

  • Позволять проявлять самостоятельность , если ребенок этого пожелает: сам сделает домашнее задание, соберет портфель, подпишет тетрадь, заполнит дневник.
  • Оценивать достижения на основе его предыдущих умений: «Сегодня у тебя получилось написать слово аккуратнее, чем вчера».
  • Адекватно загружать . У каждого человека свои особенности, кто-то может решить 4 задачи и приступить к пятой, а кому-то сложно осилить даже три. Не нужно заставлять ребенка писать больше, чем он может. Перенапряжение и усталость будут способствовать появлению негативного отношения к учебе.
  • Спрашивать о школьных успехах, жизни в коллективе . Неравнодушное отношение к учебе со стороны родителей позволит ребенку оценить важность процесса.
  • Рассказывать о своих неудачах и успехах, советоваться . Хорошие отношения с родителями – залог спокойствия ребенка, который знает, что его всегда поддержат. А отношение к нему, как к взрослому, воспитывает ответственность, дисциплинированность.

Роль семьи в объяснении смысла учения и развитию мотивации к процессу огромна. Даже если предмет преподается на недостаточно высоком уровне, родители способны воспитать интерес к нему у ребенка.

С другой стороны, даже усиленное влияние учителя по повышению мотивации неспособно конкурировать с неправильными действиями родителей, перечеркивающими все старания педагога.

Чтобы избежать этого, не следует:

  • При ребенке критически отзываться о школе и педагогах.
  • Ругать детей за плохие отметки и нарушение дисциплины.
  • Игнорировать учебный процесс.

Лучшие родители – это те, которые поддерживают свое чадо во всех начинаниях, радуются победам и поддерживают в период неудач, стимулируют интерес ребенка к любой области знаний.

Зачем нужно учиться? Если вы задаетесь этим вопросом, то видимо вы еще учитесь в школе, и вас мучают какие-то внутренние противоречия. Задумываясь над этим, вы порой становитесь в некую оппозицию из-за того, что вам попросту не хочется учиться, или вы просто устали. Давайте же разберемся, зачем нужно учиться, и почему знания так важны в нашей жизни.

Для чего люди учатся, и зачем им это нужно?

Многие дети часто слышат от своих родителей, что обязательно нужно учиться, что без знаний в жизни невозможно чего-либо добиться. Порой вы не понимаете, почему они на этом так настаивают, и какое им до этого вообще дело. В первую очередь, хочется отметить, что образованные люди комфортнее себя чувствуют в обществе, нежели неучи. Чем объясняется эта тенденция?

Попробуйте ответить себе на вопрос, можно ли доверить серьезную задачу необразованному человеку? Можно ли на него положиться, если речь идет об узконаправленном деле, в котором нужны руки специалиста и только? Ответ очевиден - нет. Ведь великие дела решают умные люди, которые в период своей жизни "грызли гранит науки", ради блага своего будущего и не только. Исходя из этого, можно сделать несложный вывод, что учиться нужно для того, чтобы что-то уметь и иметь представление о том, что делают другие.

Мы учимся ради того, чтобы …

Не говоря уже о том, что учиться нужно ради банальных навыков чтения, правописания красивой речи, еще нужно учиться ради конкретной цели, которую вы преследуете в своей жизни. Человек, который мечтает стать врачом, ежедневно трудится и пополняет запасы своих знаний в области медицины. Он прекрасно знает, поэтому рьяно преследует эту цель, не задавая себе из серии «зачем нужно учиться?». Параллельно с ним, другие люди, которые хотят стать адвокатами, педагогами либо программистами, действуют точно таким же образом. То есть они знают, чего хотят и, соответственно, изучают: один юриспруденцию, другой воспитательные науки, а третий все нюансы кодинга. Так нужно ли учиться или нет? Ответьте…

Если у вас есть мечта или цель, которая связанна с вашей профессией, то вы прекрасно знаете, что для этого нужно делать - учить ту отрасль науки, с которой будет связана ваша деятельность, арифметика проста. Однако если вы не знаете, кем хотите стать, то вполне вероятно, что ваши душевные терзания приведут к извечному для вас вопросу «зачем нужно учиться?».

Я не знаю, кем хочу стать, что мне делать?

Многие подростки, которые вот-вот окончат общеобразовательную школу, не знают, кем хотят стать в жизни. В наше время это довольно распространенная тенденция, которая объясняется некоторыми факторами. В первую очередь - это лень! Человек, который предпочитает провести время, лежа на диване и смотря телевизор (а ныне бывает чаще за компьютером), зачастую не знает, какую бы профессию хотел освоить.

А все дело в том, что в большинстве случаев ему не из чего выбирать. Он привык к безделью и не задумывается над серьезными вопросами. Его интересы направлены только на отдых и развлечение, он зациклен на тех вещах, которые противоречат силе воли, стремлению. Поэтому нужно найти выгодное для себя занятие, и если оно будет не по душе, то не останавливаться и искать следующее. Попробовав множество сфер и отраслей той или иной области, вы поймете, что вам ближе и уже сами определите свои дальнейшие действия, которые будут связаны с учебой.

В ином случае может быть такое, что человек прилежно учился в школе (либо в институте), познавал множество наук и заинтересован в обучении. Но он тоже не знает, кем хочет быть в жизни. В его голове переплетается множество мыслей, порождающее многоэтажные противоречия по поводу будущего. Зачастую, такие люди просто слишком амбициозные, они боятся ступить на неверный путь, тем самым все глубже и глубже закапывая себя в яму неопределенности. В этом случае могут помочь тесты на знания!

В интернете есть множество тестов и опросников, которые исходя из ваших знаний и интересов, могут дать достойный ответ, кем бы вы могли работать. Результат, сформированный из ваших ответов, покажет вам приоритетную лестницу из множества сфер в процентном соотношении - от большего к меньшему. Далее вы уже сами рассматриваете ту или иную сферу деятельности, в которой подыскиваете себе вакантную профессию. Дать стопроцентный ответ вам, конечно же, никто не сможет, потому как залезть в вашу голову невозможно. Вы сами кузнец своего счастья, поэтому прислушайтесь к своему сердцу и сделайте правильный выбор в пользу вашего будущего.

Знания - это тропа в мир открытий

Сколько нужно учиться? Ответить на этот вопрос можно пословицей «век живи, век учись». Естественно, что всего на свете знать попросту невозможно, потому как совершенству нет предела. Знания раскрывают глаза на многие вещи, которые происходят в мире. Да что там говорить, весь мир - это сплошное знание!

Нужно всего-то иметь желание, и как только вы начнете побеждать собственные страхи - вашему наслаждению не будет предела. Первый положительный результат, достигнутый упорным трудом, является сильнейшей мотивацией и тягой к новым открытиям! Жить учась, значить жить в свое удовольствие, то есть счастливой жизнью. «Ученье - свет, а неученье - тьма», так давайте же не будем сидеть во тьме ереси и невежества, а будем нежиться в лучах света и счастья.

Будильник. Утро. Сонно. 11 класс. Собрался в школу, пришёл в школу, сел за парту… Как всё скучно, аж зевнул! И тут слышишь недовольный и удивлённый голос учителя, обратившегося к не подготовившемуся к уроку ученику: «Плохо. Я от тебя такого не ожидала…».

А мне хочется выпалить: «Если бы вы знали, что он и понятия не имеет, зачем учится, тогда бы вообще не удивлялись!»

Здравствуйте! Я Илья. Мне 17 лет, и через несколько месяцев я окончу школу. На основе своего одиннадцатилетнего опыта обучения я готов обсудить проблемы современного образования.

И первая, самая важная проблема - это то, что школьники совсем не понимают, для чего и для кого они учатся.

Интересно, а вы понимали (или понимаете), для чего вы это делаете?

Несколько раз я беседовал с одноклассниками о роли учёбы в нашей жизни, но связного и полноценного ответа не получил. Что, собственно, и неудивительно - в эру ИТ, СМС-ок, твитов и мемов десять связных обдуманных предложений - уже маленькое достижение.

Я задавал вопрос: «А зачем мы учимся?» Кто-то отвечал: «Для ЕГЭ». Кто-то: «Для будущей профессии». И всё это вроде бы правильно с одной стороны, а с другой - слишком узко. Нет, каждый хочет подготовиться и успешно сдать ЕГЭ, получить высокооплачиваемую работу, но неужели учёба сводится только к этим двум полюсам? А как же получение знаний, которые определяют мировоззрение, формируют личную позицию и интеллектуальные точки опоры? Как же личностный рост? Саморазвитие?

Вы бы согласились целыми днями перекладывать кирпичи с места на место?

Вторая проблема - скучные уроки. Нам задают прочитать и пересказать параграф по биологии или географии, физике или химии. Большинство механически учит параграф и ещё более механически пересказывает:«Бла-бла-бла!» И я не исключение…

Мы зубрим текст, термины или причинно-следственные связи, даже не вдумываясь во всё это. Не глупо ли?

Лично для меня материал по географии намного понятнее, чем по физике. Он понятен именно потому, что изложен доступно. Тяжеловесный материал даже если вызубришь, всё равно выбросишь из головы через день-два, а то и сразу после урока. Когда отвечаешь на уроке не для расширения горизонтов познания, а ради циферки в клеточке, содержание пересказанного теряет всякий смысл. Это довольно печально.

Вы согласились бы тратить время на перекладывание кирпичей из одного угла в другой? Вот и я бы…

Спасает ситуацию творческий настрой учителя. На уроке истории и уроке обществознания, к примеру, мы не только пользуемся учебниками, каждый нужный абзац из которого объясняется учителем, но и смотрим презентации на смежные темы, исторические или документальные фильмы (О Рокоссовском, о битве под Москвой, о Древней Руси). Это хоть как-то разбавляет архаичную атмосферу, наполненную тошнотворной писаниной и перелистыванием чёрно-белого учебника, информация из которого лишь малюсенькими порциями применяется в нашей жизни. Слушать монотонную речь и записывать её конспект очень надоедает.

На уроке английского у нас обычно сумасшедшая атмосфера! (В хорошем смысле этого слова). Мы все постоянно вовлечены в тему урока: или обсуждаем что-то, или высказываем мнения насчёт какого-либо вопроса. В общем, на английском не заскучаешь. Этот тот урок, на котором успешно сочетается и разговор, и прохождение материала.

Покажи мне, где ты учишься, и я скажу тебе, кто ты

Третья проблема - серость и невыразительность самой школы и прилегающих территорий. Даже если вокруг растут деревья, летают птички и высажены цветы в клумбах. Когда я иду в школу, смотреть на её фасад не хочется - в мире и так слишком много чёрного и серого! Мне кажется, все школы России, ну по крайней мере, все школы нашего города - это постройки из мира геометрии. Слишком они прямые, плоские, типичные. Они выполняют свои функции, но ведь школа - это место получения новых знаний и умений, место, где должна кипеть работа энтузиастов. А смотрю на типичные школы своего города с типичной архитектурой, и думается, что там внутри такие же типичные, обычные, невзрачные ученики и учителя. Хотя это не так! Мы участвуем во Всероссийских олимпиадах разного уровня и становимся призёрами. Победителями.

Видели здание МГУ? Какое оно величественное, тянущееся к небу, какое оно светлое и широкое. Сердце начинает биться быстрее! Хочется постигать науки и искусства! Хочется идти вперёд, совершать открытия и удивлять мир новыми изобретениями! Жаль, что такое здание в России одно, а сколько людей, жаждущих непрерывно учиться?

Учёба для меня - это интеллектуальное и личностное строительство самого себя. Я это понял. Скорее всего, это поняли не все мои одноклассники. С пользой ли проходит каждый учебный год, зависит на 50% от твоей школы, а на 50% - только от тебя. Только надо вовремя остановиться, чтобы увидеть, правильным ли путём ты идёшь. Это сложно сделать, если с первого класса тебе незнакома любовь к знаниям, трудолюбие и ответственность.

Что посеешь, то и пожнёшь. Давайте сеять только хорошее? Доброе? Человечное в землю своей души? Давайте? А на школу или на кого-то ещё надеяться нечего… Гениев создавали не школы. Гении создавали себя сами.