Мария клейнмихель. Благотворительный базар императрицы

Хозяйка этого особняка - графиня Клейнмихель, была одной из самых известных в городе дам. Легенды о балах и маскарадах проводимых в этом доме разносились по всему Петербургу, а утром о каждом из прошедших мероприятий писали все светские газеты: кто с кем танцевал кадриль, сколько кто икры съел и каким шампанским ее запивал, играл ли при этом гимн, ну и главное, кто кого в свою опочивальню на карете увез.

Зачекиниться на таком балу было статусно не только для знатных персон, но и для членов королевской семьи. Думаю будь это все в наше время, то самые лучшие клубы города завидовали бы такой концентрации влиятельных людей на один квадратный метр, а будь еще в то время и инстаграм, то он бы точно за один вечер заполнялся тоннами фоточек с геотегами из этого дома на Каменном острове.

Огненная Саламандра

Но прежде чем перед вами предстанет сам особняк, вы упретесь в кованную решетку, и как говорили в детских сказках: "а яичко не простое". Сбежав из мифологических книг, на ограде разместилась диковинная зверюшка.

2.

Появилась она там далеко не случайно. Саламандра существо мифическое, по легендам не только живет в огне, но еще и своим холодным телом его гасит. Почему такой странный выбор? Свекор графини прослыл героем, во время пожара Зимнего дворца проявил особую старательность, за что и получил право изобразить на гербе рода этот же самый Зимний дворец объятый пламенем, а мифическая саламандра стала напоминанием о подвигах Геракла графа Клейнмихель.

3.

фото с сайта http://citywalls.ru/

Коробка с шоколадом

В момент вышеупомянутых гуляний произошел довольно неприятный случай, который мог трагично оборвать жизнь нашей героини, если бы чиновники вовремя не разобрались в ложных доносах. С первыми ласточками войны донесся и слух о предательстве, о переданном мобилизационном плане наших войск в штаб врага. Передала его туда наша графиня, которая была тайным посланником немецкой партии вместе с "коробкой шоколада". Поверили? Исходила же эта вопиющая компрометирующая ее информация от брата председателя IV Государственной думы Павла Родзянко, мстившего ей за то, что он так и не получил приглашения на эти костюмированные вечеринки.

4.

Вход строго воспрещён...

Несмотря на предшествующую ранее светскую жизнь и клевету, которая ее окружала, Клейнмихель в годы войны проявила себя героически, на собственной даче открыла госпиталь, где и помогала раненым солдатам. Содержала и финансировала она его также за свои деньги, но только до прихода революции. В связи с тем, что призывов поддержать революцию на ютубе не было, да и о ней мало распространялись, она стала неожиданностью для многих. Следовательно и времени на подготовку к побегу графине катастрофически не хватало, а оставлять все свои драгоценности в качестве поддержки новой власти не хотелось.

5.

фото с сайта http://citywalls.ru/

Так ей в голову залетела рискованная идея. Она закрыла двери и ставни, вывесила собственноручно написанное объявление: "Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость ". Удивительно, но на революционеров эта табличка подействовала, как дихлофос на тараканов, и такая мистификация помогла не только выиграть время, аккуратно собрать все чемоданы, но и без лишних хлопот выехать из пошедшей под откос страны.

6.

фото с сайта http://citywalls.ru/

По заветам Ильича

Обман с объявлением вскрылся не сразу, и поэтому дачу национализировали с большим опозданием, только в 1918 году, а уже через пару лет особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха для рабочих на Каменном острове. Здесь впервые вечером 19 июля 1920 года побывал и сам дядюшка Ленин, чтобы лично убедиться в реализации социалистических идей. Только благодаря этому событию особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как живой памятник уже "горизонтально лежащей" истории, но тем самым не дали ему сгнить в пучине времени.

7.

фото с сайта http://www.ilovepetersburg.ru/

Сокровище Агры

Ну разве после этого события могли его обойти стороной советские киноделы? Дача заняла свое почетное место в архивах советских фильмов благодаря запоминающейся роли в фильме "Шерлок Холмс: Сокровище Агры".

8.

фото с сайта http://www.221b.ru/

Особняк Клейнмихель засветился во множестве эпизодов и может по праву считаться одним из главных действующих лиц. По кадрам можно понять что его состояние на сегодняшний день заметно улучшилось. Почему?

9.

фото с сайта

Особняк Клейнмихель это замечательный памятник архитектуры, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу р. Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х гг. больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.
К 1827 г. около 1-го Елагина моста сформировался архитектурный ансамбль Театральной площади. В него входили Летний или Каменноостровский театр, дом театральной дирекции, дача для воспитанниц Театрального училища, домики для смотрителя театра и охраны, Кофейный домик и Дача Э. Женьеса. Именно Женьес, руководитель и актёр французской труппы, выступления которой пользовались успехом в Летнем театре, стал в 1834 г. первым владельцем участка, где позднее появился особняк М. Э. Клейнмихель. Позднее дача Женьса принадлежала Н. А. Верховцевой
В 1893 г. Дачу Верховцевой и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М. Э. Клейнмихель — хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала «Столица и усадьба», человек глубокого ума и независимых мыслей.
Мария Эдуардовна (урожденная фон Келлер, род. в 1846 г.) была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, скончавшегося через пять лет после свадьбы. Его отец — граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 г., получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.
Клейнмихель Петр Андреевич (1793-1869) Участник войны 1812 и заграничных походов. В 1839 возведен с нисходящим потомством в графское Российской империи достоинство. Генерал от инфантерии (1841). С 1842 главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Женат дважды. Первая жена Варвара Александровна Кокошина. Развод. Вторая жена Ильинская Клепатра Петровна (1811-1865). От второго брака семь детей:
Елизавета по мужу Пилар-фон-Пильхау (1833-1896) Урожденная графиня, баронесса. Похоронена в с. Ивня Обоянского уезда
Александра (1835-1912), фрейлина, муж Федор Федорович (Фридрих) Козен (умер в 1906),
Николай (1837-1878), генерал-майор, жена Келлер Мария Эдуардовна (1846-1931), родилась в Киеве, в семье вице-губернатора Эдуарда Келлера.
Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. В 1904 г. арх. К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой. Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его картушем с гербом Клейнмихель.
Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.
В 1907 г. часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли. Для нее в 1909 г. арх. Ф. Ф. фон Постельс выстроил двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увечанной башенкой. Вход в особняк вел через парадный вестибюль дачи Клейнмихель.
Архитектурная разноголосица домов стала причиной еще одной перестройки дачи графини в неоготическом стиле в 1911-1912 гг. по проекту арх. К. К. Мейбома. Здание украшает крыша с высоким шпицем и угловая башенка.
В 1914 г. графиня организовала в своем особняке госпиталь, которай сама финансировала. Убранство дома было перевезено в ее дом на Сергиевскую ул. (ул. Чайковского, 33-37) В 1918 г. Клейнмихель покинула Россию, продав коллекцию и городской дом.
В 1918 г. дачу национализровали. Весной 1920 г. особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха на Каменном острове. Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 г. побывал В. И. Ленин, знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих в нашей стране (Ленинград. Путеводитель). Благодаря этому событию в 1976 г. особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства.
С 1986 по 1989 г. объединение «Реставратор» проводило работы по реконструкции по проекту арх. Н. В. Морозовой. При этом были уничтожены интерьеры дома графини. Пока разрабатывался проект реконструкции дачи Клейнмихель, в 1978 г. дачу Л. Чинизелли разобрали.
В 1990 г. здесь открылась База отдыха Балтийского морского пароходства.
В 2006-2007 гг. (?) была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 г. дом был восстановлен в первозданном виде. Дача Л. Чинизелли воссоздана. Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.
Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.
В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» — Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры»).
Адрес Особняка графини М. Э. Клейнмихель:
г.Санкт-Петербург
наб. реки Крестовки, 12


"Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. -- Это была "гранд-дама" до кончиков ногтей, - свидетельствовала вел.княгиня Ольга Александровна, - и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками. Я слышала, что однажды вызываемые ею духи до того расшалились, что один из них сорвал с ее головы парик и открыл тайну ее плешивости. Думаю, что после этого случая она прекратила занятия подобного рода...» .
Это строки Йена Ворреса из его книги "Последняя Великая Княгиня" , написанной со слов вел.княгини Ольги Александровны, сестры императора Николая II.

Из потонувшего мира
Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель (1846-1931) оставила нам несколько прекрасных домов в Петербурге и книгу мемуаров "Souvenirs d"un Monde englouti" («Из потонувшего мира»). Отдельные главы этой интереснейшей книги вышли в издательстве «Петроград» в 1923г.

Лев Троцкий в «Истории русской революции» отзывался о книге так: «Циничные мемуары старой интриганки Клейнмихель с замечательной яркостью показывают, какой сверхнациональный характер отличал верхи аристократии всех стран Европы, связанные узами родства, наследования, презрения ко всему нижестоящему и... космополитического адюльтера в старых замках, на фешенебельных курортах и при дворах Европы» .

А вот что писала «Петербургская газета» 100 лет назад (июнь 1910 г.): «...многолюдные собрания на Каменоостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и «autocars» ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, также как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица и т.д., привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона» .

ДВА ДОМА
Сегодня о графине вспоминают обычно в связи с ее особняком-дачей на Каменном острове (фото в конце поста).
Это здание напоминает дворец из волшебной сказки. Ему посвящено множество публикаций (см., например, Архитектурный сайт Петербурга Citywalls или пост tata_cheshuina Особняк Клейнмихель).

В отличие от большинства дач на Каменном, особняк восстановлен и не закрыт глухим забором.
Интересные детали: в кованую ограду вплетен вензель инициалов графини «МК» (на фото ниже, за ним сплошная сетчатая ограда нынешних хозяев). А над входом герб Клейнмихелей с горящим Зимним дворцом. Свекор графини, ген.-адъютант, гр. П.А. Клейнмихель за героизм, проявленный во время пожара императорской резиденции в 1837г., получил право указом Николая I изобразить на своем гербе объятый пламенем Зимний.


Интерьеры дачи известны по серии фотографий К.К. Буллы. Это одна из комнат дачи

Менее известен дом графини на ул. Сергиевской (Чайковского), 33-37 (фото в заголовке поста).
Он был построен в 1893 г. архитектором В.Е. Патером в стиле, который можно назвать «предмодерн».

Сохранились решетка балкона с вензелем графини «МЭК»

и решетка ворот дома

Мария Эдуардовна жила здесь в квартире из 15-ти комнат на 2-м этаже (Л. Бройтман, А. Дубин. Улица Чайковского. - М.: "Центрполиграф").

Как вспоминал Вс. Рождественский, на один из «четвергов» графини сюда были приглашены Клюев с Есениным. «...За парадным ужином, под гул разговоров, звон посуды и лязг ножей, Есенин читал свои стихи и чувствовал себя в положении ярмарочного фигляра, которого едва удостаивают высокомерным любопытством. ... Когда они собрались уходить и надевали в передней свои тулупы, важный старик дворецкий с густыми бакенбардами вынес им на серебряном подносе двадцать пять рублей.
-Это что?- спросил Есенин, внезапно багровея.
-По приказанию ее сиятельства, вам на дорожку-с!
-Поблагодарите графиню за хлеб-соль, а деньги возьмите себе! На нюхательный табак!
И ушел, хлопнув дверью»
.

В революционную октябрьскую пору 1917 г. графиня проявила недюжинную смекалку по части своих владений. На даче, прежде чем появились погромщики, она забаррикадировала двери и повесила дощечку: "Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость".
Фокус удался. Графиня успела упаковать вещи и сделать приготовления для своего бегства из России. Лишь после ее бегства местный совет узнал, что его одурачили.

Свой дом на Сергиевской она умудрилась продать 24 ноября 1917 г. купцу 1-й гильдии Л.Б.Немировскому. Не нужно пояснять, что денежки Леонида Борисовича плакали.

БИОГРАФИЯ ГЕРОИНИ
Мария Эдуардовна Клейнмихель (урожденная Келлер), родилась в 1846 г. в Киеве.

Ее отец - гр. Келлер Эдуард Федорович (1819-1903), Минский губернатор, с 1863 г. сенатор, действительный статский советник. Мать - Мария Ивановна Ризнич (1826-?).
В музее Орсэ в Париже есть ее портрет работы Александра Кабанеля

Русская ветвь Келлеров восходит к гр.Людвигу-Христсфору, прусскому посланнику в Санкт-Петербурге. Семья Келлеров была лютеранского вероисповедания.

Брат Марии Эдуардовны- гр. Келлер Федор Эдуардович (1850-1904), генерал-лейтенант, герой балканской и русско-турецкой войн, кавалер многочисленных боевых наград. Погиб смертью героя в русско-японскую войну.

Другой ее брат - гр. Келлер Александр Эдуардович (1859-1938), камергер.

В 1872 г. Мария Келлер вышла замуж за Н.П. Клейнмихеля, полковника Преображенского полка. Через пять лет после свадьбы она овдовела.

Графиня состояла в родстве и свойстве с Барятинскими, Мещерскими, Ржевусскими, Сапегами, Витгенштейнами, Бенкендорфами, Деказами, де-Бовуар и многими другими аристократическими фамилиями России и Европы. Как говорят, она была приятельницей самого Кайзера Вильгельма, что едва не погубило ее в годы Первой мировой войны.

КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1914 ГОДА
На масленицу в конце января 1914 г. графиня Клейнмихель устроила в своем особняке грандиозный бал-маскарад для трехсот персон, ставший событием в большом петербургском свете.
Дизайнерское решение бала выполнил сам Лев Бакст. Украшением бала стали роскошные восточные костюмы участников и шествие из «Тысячи и одной ночи»

Вот строки из «Петербургской газеты»: «Светлейшая княгиня Наталья Павловна Горчакова была в оригинальном серебряном с белым индийском костюме,выполненном по рисунку Бакста, с вставками из золота и серебра, изображавшими горельефные арабские орнаменты, широко вырезанный корсаж отделан синим бархатом bleu person с оригинальными наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма,ослепительно белая и легкая, с белыми токами и эспри, жемчугом и бриллиантами, обрамлявшими лицо по-восточному. Изумруды, сапфиры и
серебряные кисти и бульонэ, также по Баксту, дополняли сказочное впечатление этого оригинального костюма»
.

Графиня вспоминает в своих мемуарах: «Была устроена кадриль, в которой участвовали племянницы хозяйки дома, а также княжна Кантакузен, внучка великого князя Николая Николаевича- старшего, верховного главнокомандующего в русско-турецкой кампании семидесятых годов, и ее сестра; затем был исполнен классический менуэт под музыку Моцарта. Известная своим умением танцевать графиня Марианна Зарнекау, дочь графини Палей, исполнила египетский танец с морским офицером Владимиром Лазаревым. Баронесса Врангель, урожденная Гуэн, ее подруга и Охотникова, сестра красивой графини Игнатьевой, ныне супруги генерала Половцова, танцевали имевший огромный успех венгерский танец; партнерами были два отменных танцора- граф Роман Подони и Жак дес-Лалайг. Князь Константин Багратион, зять великого князя Константина Константиновича, исполнил кавказские танцы, а княжна Кочубей и брат ее Виктор, граф Мусин-Пушкин и Григорий Шебеко, сын нашего посла в Вене, танцевали малороссийскую кадриль. Наконец великая княгиня Виктория Федоровна, супруга вел.князя Кирилла Владимировича вместе с вел.князем Борисом Владимировичем стали во главе восточной кадрили» .
Участвовать в этом танце вел.княгиня Виктория пригласила всех красивейших, изящнейших женщин Петербурга: княжну Ольгу Орлову, графиню Марию Кутузову, дочь английского посла Мюриэл Бьюкенен, княгиню Наталию Горчакову и многих других. Сохранилась фотография вел.княгини Виктории и вел.князя Бориса Владимировича в восточных костюмах

Бал омрачился одним событием. Графиня отказала в приглашении известному "светскому льву" и скандалисту Павлу Владимировичу Родзянко, брату председателя Государственной Думы. Она опасалась, что Родзянко рвется на бал, чтобы оскорбить кн. Константина Багратиона, с которым у него уже были столкновения, либо просто устроит скандал, пребывая в обычном для него полупьяном состоянии. За это Родзянко публично обещал ей отомстить и «заставить проливать кровавые слезы».

КАК ГРАФИНЯ УЗНАЛА О СВОЕМ ПОВЕШЕНИИ
Родзянко свое слово сдержал. 19 июля 1914 г. к графиня на Каменный остров прибыл корреспондент «Русского Слова» Руманов. Он сообщил, что Родзянко обзвонил редакции всех петербургских газет и сообщил, что графиня Клейнмихель передала в Берлин "в коробке от шоколада" план мобилизации русской армии. Она арестована и теперь уже повешена.

По городу сразу же поползли невероятные слухи. Некий жандармский полковник рассказывал, что он присутствовал на казни графини, которую повесили вместе с ненавидимым многими ген.Драчевским, причем графиня очень храбро умирала, а генерал просил пощады и дрожал от страха.
На следующее утро об этом сообщалось во многих газетах. Мария Эдуардовна отправилась в Зимний дворец и присутствовала, когда царь произносил перед народом свою речь об объявлении войны. Графиня вспоминает: «Проходя мимо меня, государь подал мне руку. Итак - нельзя было уже сомневаться, что я жива и здорова. Случайно приблизилась я к помощнику Фредерикса, ген.Максимовичу. ... Когда он меня увидел, он сделал такое изумленное лицо, будто перед ним стояло привидение, и сказал мне: «Профессор только что мне рассказывал, что вас вчера повесили» .
Через день она встретила в ресторане Кюба в кругу своих друзей самого Родзянко, как раз в момент рассказа о повешении. Увидев графиню, тот изменился в лице и исчез из ресторана.

С началом Первой мировая войны Мария Эдуардовна организовала в своём особняке госпиталь, который сама же и финансировала. Убранство интерьеров было перевезено в дом на Сергиевской.

ЭПИЛОГ
В «великую и бескровную февральскую революцию» графиню, которой исполнился 71 год, арестовали. Она якобы стреляла с крыши дома из пулемета по революционным отрядам. Ее доставили в Думу, но вскоре отпустили, убедившись в абсурдности обвинения.

И она увидела результаты «революционного творчества масс». Винный погреб разграблен, повсюду беспорядок и разорение. Особенно старались солдаты Волынского полка - того, где унтер-офицер Кирпичников выстрелом в спину убил своего командира. В особняке на Каменном острове они устроили состязания по стрельбе на парадной лестнице, украшенной портретами Государей из Дома Романовых. В глаза Императрицы Елизаветы Петровны тыкали горящими окурками, у Екатерины II вырезали нос, немыслимо изуродовали портрет Александра I.

В конце 1918 г. Клейнмихель уехала из России во Францию по паспорту, который с трудом получила через посольство Швеции.

Она умерла 19 ноября 1931 г. похоронена на кладбище в Версале вместе со своим братом Александром.

Интересная деталь: рядом находится могила известного мистика и эзотериста Александра Сент-Ив де Альвейдра (1842-1909).
Он был автором концепции Синархии (тройственной власти Императора, жрецов и воинов), представлявшейся ему в виде системы так называемых "Советов" (le Conseil). В 1877 г. Сент-Ив женился на Марии Ризнич, матери Марии Эдуардовны Клейнмихель, которая была старше его на 15 лет.
Племянник нашей героини, гр. Келлер Александр Федорович был учеником Сент-Ива.
Как говорят, он был масоном очень высокой степени посвящения. Именно ему достались три пакетика, на которых рукой Сент-Ива было написано дата алхимического опыта и точный вес заключенного в каждом из них золотого образца, добытого алхимическим путем.

А еще говорят, что большевики заимствовали термин «Советы» именно у Сент-Ива. Но, это уже совсем другая история.

Отрекшись от трона, Николай II вернулся к семье в Царское Село, где вместе с супругой и детьми находился под домашним арестом в Александровском дворце с 9 марта по 14 августа. Этому периоду жизни теперь уже бывшего императора Николая II графиня М.Э. Клейнмихель посвятила отдельную главу своих мемуаров. Более подробно о нем повествует в своем дневнике гофмейстерина императрицы Александры Федоровны, княгиня Е.А. Нарышкина, находившаяся тогда подле царской семьи (см. приложение).

В обстановке нарастания революции по решению Временного правительства царская семья была переведена в глубь России, где отношение к недавнему монарху было несколько иное, чем в революционном Петрограде и других крупных промышленных центрах страны. После долгих дебатов определили городом их поселения г. Тобольск. Им разрешили взять из дворца необходимую мебель, личные вещи, а также предложить обслуживающему персоналу по желанию добровольно сопровождать их к месту нового размещения и дальнейшей службы.

В Тобольск семья Романовых прибыла 6 августа и спустя неделю разместилась в специально отремонтированном к их приезду доме губернатора. Режим проживания арестованных здесь был менее строгий, чем в Царском Селе. Семья вела спокойную, размеренную жизнь. По вечерам члены семьи собирались вместе, царь читал вслух отечественную и зарубежную классику.

Еще в первые дни революции царская семья могла покинуть Россию, но судьба изгнанника, живущего за рубежом, не прельщала бывшего царя. Он твердо решил остаться на родине. В своих мечтах царь, царица и их дети лелеяли надежду, что судьба будет к ним благосклонна и им разрешат уехать в Крым, в их Ливадийский дворец. Однако все сложилось иначе.

После Октябрьской революции судьба Николая II была предрешена. С первых дней после прихода к власти большевики стали говорить об открытом суде над бывшим императором. В апреле 1918 г. было получено разрешение Президиума ВЦИК о переводе Романовых в Москву с целью проведения суда над ними. Решено было отправить сначала царскую чету, а затем – детей. 22 апреля 1918 г. колонна из 150 человек с пулеметами выступила из Тобольска в Тюмень. 30 апреля поезд из Тюмени прибыл в Екатеринбург, где временно должны были находиться узники. Для их размещения заняли дом, принадлежавший горному инженеру Н.Н. Ипатьеву, который накануне приезда поднадзорных был выселен, дом обнесен высоким наскоро сколоченным двойным дощатым забором. Условия содержания в этом «доме особого назначения» оказались значительно хуже, чем в Тобольске. Здесь с семьей Романовых проживали пять человек обслуживающего персонала: доктор Боткин, лакей Трупп, комнатная девушка Демидова, повар Харитонов и поваренок Седнев. Хуже всего для Романовых была атмосфера неизвестности, усугубленная напряженной политической обстановкой в стране.

Комендантом дома был назначен уральский рабочий А.Д. Авдеев, но за воровство и другие проступки его вскоре сняли, а вместо него комендантом поставили большевика Якова Юровского. «Этот тип нам все меньше нравится…» – записал Николай в своем дневнике.

Гражданская война отодвинула план судебного процесса над царем, который первоначально вынашивали большевики. Накануне падения советской власти на Урале и угрозы освобождения царской семьи исполкомом Уральского областного Совета было принято решение казнить царя и его родных. Убийство было поручено Я.М. Юровскому и его заместителю Г.П. Никулину, для чего выделили солдат, среди которых были латыши и венгры.

Ночью 17 июля 1918 г. бывшего императора и его семью разбудили и попросили спуститься в подвал. «В городе неспокойно», – объяснил арестантам Юровский. Романовы вместе с прислугой спустились по лестнице. Николай нес на руках царевича Алексея. Затем в помещение вошли 11 чекистов, и комендант объявил пленникам о том, что они приговорены к смерти. Самого царя Я.М. Юровский застрелил из пистолета в упор. Когда отгремели залпы, оказалось, что Алексей, три великие княжны и царский врач Боткин еще живы – их добили штыками. Трупы убитых вывезли за город, облили керосином, пытались сжечь, а затем закопали.

О трагической смерти последнего российского императора и его семьи в мемуарах графини М.Э. Клейнмихель сообщается лишь косвенно. Рассказывать об этом она, очевидно, не посчитала необходимым, так как в эмигрантской литературе акт цареубийства в Екатеринбурге подробно описан. Завершает свои воспоминания она сообщением о гибели от рук комиссара фрейлины Александры Федоровны графини А.В. Гендриковой и гоф-лектрисы бывшей императрицы Е.А. Шнейдер. Перед смертью А. Гендриковой была якобы обещана свобода, «если она покинет императрицу», но та ответила: «Моя последняя мысль будет о ней». На самом же деле обе женщины из Екатеринбургской тюрьмы после расстрела царской семьи были переведены в Пермь и 4 сентября вместе с группой заложников расстреляны чекистами.

М.Э. Клейнмихель удалось избежать печальной участи многих ее знакомых. Однако и она едва не стала очередной жертвой революции, когда была арестована в первые ее месяцы. Свой арест, освобождение и страх перед новыми репрессиями она описала в мемуарах. В апреле 1919 г. она покинула Петроград и эмигрировала, сначала в Стокгольм, а затем в Берлин.

Последние годы графиня М.Э. Клейнмихель прожила в Париже и скончалась в возрасте 85 лет. В парижской эмигрантской газете «Возрождение» 21 ноября 1931 г. было напечатано следующее сообщение: «19 ноября в 3 часа дня скончалась графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель, урожденная графиня Келлер, о чем сообщает семья покойной. Заупокойная литургия и отпевание состоятся в субботу, 21 ноября, в Александро-Невской церкви на ул. Дарю после обедни». Автор мемуаров прожила долгую и богатую событиями, которых с лихвой хватило бы на несколько поколений, жизнь.

В.М. Осин, член Союза журналистов Москвы, секретарь Правления Московского областного отделения Российского общества историков-архивистов

М.Э. Клейнмихель

Из потонувшего мира

Прежде чем память моя угаснет и глаза мои закроются навеки, хотела бы я изложить мои воспоминания. Будущему историку, быть может, предстоит найти в этих разбросанных страницах фундамент для изображения той эпохи, в которой я жила и следы которой безжалостно сметены потоком революции.

Я родилась в 1846 г. в г. Киеве, где отец мой был вице-губернатором. Мой крестный, генерал Бибиков, генерал-губернатор Киевский, Подольский и Волынский, был очень известной личностью в военном миpе. Он лишился руки в сражении при Силистрии . Для того чтобы присутствовать на моих крестинах, моя крестная мать, которая одновременно была и моей бабушкой со стороны отца, совершила большой путь из Курляндии в Киев в собственном экипаже, так как не было тогда еще железных дорог. Она рассказывала о своем путешествии так, как Стенли рассказывал бы о своей экспедиции в Центральную Африку .

У меня нет воспоминаний о Kиeве того времени, так как через четыре года после моего рождения мой отец был переведен в Ригу чиновником особых поручений к князю Суворову, бывшему тогда генерал-губернатором Лифляндии, Курляндии и Эстляндии . Несколько лет спустя последовало назначение моего отца волынским губернатором .

Здесь хотела бы я сказать несколько слов о моей семье. Мой прадед, граф фон Келлер, был послом Фридриха Великого при дворе Екатерины II. Его жена была принцесса Сайн-Витгенштейн-Берлебург, сестра русского фельдмаршала того же имени . Во время одного торжества в честь великой правительницы, данного моим прадедом, моя прабабушка почувствовала себя плохо, ввиду ожидаемого материнства. Императрица предложила ей удалиться и сказала моему прадеду: «Если супруга ваша подарит Вам сына, я буду его крестной. Определите его на русскую службу». В ту же ночь родился мой дед. Императрица сдержала слово, и когда спустя три года мой прадед получил назначение в Вену, он оставил своего сына на воспитание своей золовке, принцессе Витгенштейн.

Графиня Клейнмихель и ее библиотека (начало)

Наибольшую по объему часть публикуемой нами подборки документов из архива князя Ф.Ф. Юсупова, составляют бумаги, связанные со знаменитой брошюрой Энеля «Жертва», знакомой каждому, кто так или иначе занимался изучением обстоятельств цареубийства 1918 года.
Следует заметить, что к такого рода литературе у Феликса Феликсовича был давний и устойчивый интерес.
«Одна из наших ближайших соседок, графиня Клейнмихель, – пишет он в своих воспоминаниях, – располагала значительной библиотекой, состоявшей в основном из трудов о франкмасонстве. Там нашелся пергамент, написанный на древнееврейском языке, который посылали в Петербург, чтобы перевести на русский. Этот перевод был опубликован в брошюре, озаглавленной “Протоколы Сиона”, большинство экземпляров которой таинственно исчезли после публикации. Несомненно, они были уничтожены. Как бы там ни было, факт, что в момент большевицкой революции все члены семьи, где находили эту брошюру, расстреливались на месте. Один экземпляр попал в Англию. Сохраненный в Национально библиотеке Лондона, он был переведен на английский язык под названием «The Jews Peril”, а на французский язык – “Protocoles de Sion”».
Лет десять назад, работая над книгой о генерале от кавалерии графе Федоре Артуровиче Келлере, мне пришлось углубиться в генеалогию этого рода. Помянутая в юсуповских мемуарах графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель (1846–1931) также принадлежала к нему.
Она приходилась теткой моему герою. Отец ее, граф Эдуард Федорович Келлер (1819–1903) служил по Министерству внутренних дел, сначала при канцелярии Киевского губернатора, затем минским губернатором, став, в конце концов, сенатором.
В отличие от прославленного кавалерийского генерала, подлинного рыцаря Монархии, человека ясного и прямого, история многих представителей этой ветви графского рода полна, как правило, неясностей, тайн и недоговоренностей.
Не представляла исключения в этом отношении и сама графиня М.Э. Клейнмихель, в библиотеку которой время от времени наведывался молодой князь Юсупов.


Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель.

До замужества Мария Эдуардовна была фрейлиной Императрицы Марии Александровны (Супруги Александра II). Ближайшими ее подругами были княжна Мария Элимовна Мещерская (первая любовь будущего Императора Александра III) и Александра Васильевна Жуковская (дочь поэта), морганатическая супруга Великого Князя Алексея Александровича (сына Александра II). Обе из-за своих романов вынуждены были покинуть Двор.
В 1872 г. 26-летняя графиня М.Э. Келлер тоже оставила Двор, выйдя замуж за графа Николая Петровича Клейнмихеля (1836–1878), сына главноуправляющего путей сообщения, курировавшего строительство Николаевской железной дороги из Петербурга в Москву.
Брак этот продлился не долго. Шесть лет спустя ее супруг скончался от скоротечной чахотки в Метони – греческом курорте на побережье Ионического моря.
Не связывая себя более брачными узами, графиня не чуралась интимными связями с людьми определенного круга. Среди них был, например, всесильный при Александре II «диктатор сердца» граф М.Т. Лорис-Меликов.
Ходило немало и иных слухов. Вот один из них.
В эмиграции утверждали, например, что в России у графини М.Э. Клейнмихель был внебрачный ребенок, получивший фамилию Придворов, гораздо более известный впоследствии как поэт Демьян Бедный, о котором недавно мы уже писали:


Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов, 1883–1945), первые стихи которого (начиная с 1899 г.) были написаны в стиле, как пишут теперь, «монархического патриотизма» или «романовской лирики».

Прижила она его будто бы от Великого Князя Константина Константиновича (поэта К. Р.). И действительно, незадолго до замужества графиня (тогда еще Келлер) состояла при дворе Великой Княгини Александры Иосифовны, матери Константина Константиновича, с которой, судя по мемуарам, и впоследствии сохраняла весьма близкие, доверительные отношения.
Эти распространенные в эмиграции сведения об адюльтере подтверждал впоследствии и советский функционер от литературы К.А. Федин
В предвоенную пору он рассказывал русскому писателю-эмигранту Р.Б. Гулю: «“Из-за каких-то гонорарных недоразумений Демьян был в ссоре с ‘Красной газетой’ и не давал туда ни строки, запрещая даже перепечатывать его басни. Но однажды к редактору ‘Красной газеты’ Чагину вдруг звонок. Звонит Демьян, говорит, что хочет мириться и будет печататься, но просит немедленно прислать ему 500 рублей, он сидит у антиквара-букиниста на проспекте 25 Октября.
Чагин и так и сяк, говорит, сию минуту в кассе свободных денег нет. Но Демьян упрашивает, говорит, что 500 рублей ему нужны сейчас до зарезу. И наконец 500 рублей Чагин отправляет Демьяну к антиквару-букинисту.
Оказывается, ловкий антиквар случайно где-то приобрел письма Демьяна к его незаконному, но кровному отцу Вел. Кн. Константину Константиновичу и сообщил об этом в Москву Демьяну. Тот стремглав примчался в Ленинград выкупать их. Но для выкупа до 2000 рублей не хватило 500. И не выходя из магазина, Демьян звонил в ‘Красную’, предлагая Чагину мировую, только чтоб тот немедленно привез ему эти 500 рублей. Ну, и выкупил”.
Но Федин, смеясь, говорил: – “Я этого антиквара-букиниста превосходно знаю, он хитрущий ч…, и я уверен, что парочку самых махровых писем он все-таки на всякий случай припрятал”».


Демьян Бедный с Я.М. Свердловым и В.А. Аванесовым, секретарем ВЦИК и членом коллегии ВЧК.

Некоторые исследователи, однако, оспаривают этот слух, указывая на определенную несогласованность дат; считают, что Демьян Придворов, действительно обласканный Великим Князем, попросту придумал себе родословную.
А те, которые верят, утверждают, что наверняка отцом ребенка был не К.Р., а вообще «человек не её круга. В противном случае ребёнок не был бы отдан в крестьянскую семью».

http://club.berkovich-zametki.com/?p=11421

Есть, наконец, и такие, которые находят подтверждение тому в словах Л.Д. Троцкого (как известно хорошо знавшего Демьяна Бедного) из первого его тома «Истории русской революции»:
«Циничные мемуары старой интриганки Клейнмихель с замечательной яркостью показывают, какой сверхнациональный характер отличал верхи аристократии всех стран Европы, связанные узами родства, наследования, презрения ко всему нижестоящему и, last but not least [“последнее, но не менее важное” (англ.) ] космополитического адюльтера в старых замках, на фешенебельных курортах и при дворах Европы».


Демьян Бедный (в центре) с Л.Д. Троцким под Казанью. 1918 г.

Обратившие внимание на эти слова «демона революции» усматривают в них также намек Троцкого на принадлежность графини М.Э. Клейнмихель к «черной аристократии»:
http://mahtalcar.livejournal.com/60066.html

Более углубленное понимание, о чем тут речь, дает (в какой-то степени, конечно) переведенная и изданная у нас в 2012 г. книга «Память крови», увидевшая свет в 1990 г. в Милане.
«Группа свободных итальянских исследователей», выступающая под псевдонимом «Александр де Дананн», рассмотрела в ней проблемы т.н. «проклятых родов», являющихся, по мнению этих авторов, «генетическими носителями контринициации», «отрицающими смысл Искупления и учение Христа на всем протяжении истории».
Что касается приведенного нами пассажа из книги Л.Д. Троцкого, то вдохновили его вышедшие в 1922 г. в Берлине в издательстве «Глагол» в переводе с французского (так значилось на титульном листе издания) мемуары графини М.Э. Клейнмихель «Из потонувшего мiра», тут же переизданные в Советской России (уж не стараниями того же Льва Давидовича?).


Титульный лист первого берлинского издания.

В отличие от него, петроградско-московское было сильно усечено. В эмигрантском было 304 страницы, в советском – всего-навсего 87-мь.
Судя по тексту, у графини был свое видение , основанное на недоступном для многих знании , некоторых важных событий.
Она была лично знакома со всеми последними тремя Императорами Всероссийскими, многими Великими Князьями и Великими Княгинями, Английским Королем Эдуардом VII и Германским Императором Вильгельмом II, многочисленными приближенными и доверенными лицами Русского и многих европейских Дворов.
Именно поэтому значительный интерес представляют ее суждения о трагической смерти Австрийского Эрцгерцога Рудольфа в Мейерлинге, о деятельности созданной для защиты Императора Александра II «Священной Дружины» и влиятельного петербургского Яхт-клуба, о щекотливом деле Великого Князя Николая Константиновича в связи с кражей им фамильных бриллиантов, рассказ Министра Двора графа В.Б. Фредерикса об отречении Императора Николая II.


Титульный лист советского издания мемуаров графини.

Характерно, что графиня не поддерживала светские сплетни о Царском Друге, что, учитывая состояние русского общества как в предреволюционную пору, так и в эмиграции, требовало известного мужества.
«Ее отношение к Распутину, – писала она об Императрице Александре Феодоровне, – по моему мнению, носило совершенно невинный характер… […] Моя невестка графиня Клейнмихель и ее дочери пользовались благосклонностью Императрицы; племянницы мои бывали часто в Крыму и в Царском Селе у Великих Княжон и говорили мне, что они никогда не видели Распутина. Это доказывает ложность слухов, будто Распутин имел доступ даже в опочивальню Великих Княжон и что он постоянно бывал во Дворце».
«Списки с циничных писем, которые будто бы Царица писала к Распутину, – пишет она далее, – ходили по рукам в салонах, а также и в низших слоях общества. Эти письма были вымышленными, но когда это стало известным, они уже сделали свое дело, и цель была достигнута».


Начало одной из публикаций подложных «писем к Распутину». Газета «Русская воля», 25 марта 1917 г., вечерний выпуск.

Идеальным местом для сбора (и вбрасывания) информации, равно и для оказания влияния (не исключая и политического) и различного рода манипуляций были пользовавшиеся широкой известностью в Высшем петербургском свете салон графини М.Э. Клейнмихель и устраиваемые ею время от времени балы.
Министр иностранных дел граф В.Н. Ламсдорф отзывался о ней как об особе «весьма предприимчивой и склонной вращаться в свете».
По словам князя М.С. Кантакузина, «ее называли “Мимишка – мать всех дипломатов”, так как она всегда знакомила их с обществом на своих вечерах...»
Проходили они чаще всего в ее доме на Каменном острове на берегу речки Крестовки. Мария Эдуардовна сняла его в аренду в 1893 г. сроком на девяносто (!) лет.
Дачу перестраивали, пока она окончательно не приобрела черты готического стиля.

http://troitsa1.livejournal.com/360596.html


Дача графини М.Э. Клейнмихель на Каменном острове. Дореволюционный снимок.

«…Многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, – описывала происходившее там в июне 1910 г. “Петербургская газета”, – когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями её салона».
По словам сестры Государя, Великой Княгини Ольги Александровны об этих «балах-маскарадах говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Её особняк прослыл рассадником сплетен». (Этот последний рассказ касается уже не дачи, а особняка на Сергиевской, о котором речь пойдет в следующем посте.)
На «четверги» к графине приглашались не только люди знатные, но в той или иной степени значимые, такие, например, как поэты Николай Клюев и Сергей Есенин.
«...За парадным ужином, под гул разговоров, звон посуды и лязг ножей, – вспоминал Вс. Рождественский, – Есенин читал свои стихи и чувствовал себя в положении ярмарочного фигляра, которого едва удостаивают высокомерным любопытством. ... Когда они собрались уходить и надевали в передней свои тулупы, важный старик дворецкий с густыми бакенбардами вынес им на серебряном подносе двадцать пять рублей.
– Это что? – спросил Есенин, внезапно багровея.
– По приказанию ее сиятельства, вам на дорожку-с!
– Поблагодарите графиню за хлеб-соль, а деньги возьмите себе! На нюхательный табак!
И ушел, хлопнув дверью».


Интерьер Каменноостровской дачи.

Последний бал-маскарад состоялся в конце января 1914 г. на масленицу.
По тогдашней европейской моде, он был «Восточным» (некоторые называли его «Персидским»).
По словам графини, она разослала более 300 приглашений.
На нем были виднейшие представители российской аристократии и Особы Императорской Фамилии: Великие Князья Кирилл и Борис Владимiровичи, Принц П.А. Ольденбургский, Великие Княгини Ольга Александровна, Мария Павловна старшая и Виктория Феодоровна.
Среди приглашенных было немало английский дипломатов. Блистала Марианна Эриковна Дерфельден – дочь княгини О.В. Палей, морганатической супруги Великого Князя Павла Александровича, принимавшая участие в убийстве Г.Е. Распутина.


Восточный бал-маскарад. 1914 г.

Дальнейшие злоключения графини, как считала она сама, так или иначе были связаны именно с этим Восточным балом-маскарадом.
На него не был приглашен П.В. Родзянко (брат председателя Государственной думы), который, как только предоставился такой случай, жестоко отомстил.
«Вспыхнула война, – читаем в воспоминаниях графини М.Э. Клейнмихель. – Я находилась на моей даче на островах, когда мой знакомый привел ко мне корреспондента “Русского слова” Руманова. Руманов мне сообщил, что Павел Родзянко уже в течение 24 часов телефонирует по редакциям всех газет с вопросом: “Вы тоже слыхали, что графиня Клейнмихель послала императору Вильгельму, в коробке от шоколада, план мобилизации и что она была арестована и теперь уже повешена?”».
Обвинения, конечно, вздорные, но осадок, как говорится, остался. И, как выяснилось, навсегда…
Ряд современных авторов обращают внимание на неясность и невнятность обстоятельств пребывания графини в Советской России в 1917-1918 гг., а также ее выезда в апреле 1919 г. в Стокгольм, в эмиграцию…

Продолжение следует.