Образ и характеристика хлестакова в комедии гоголя ревизор сочинение. Что такое «загадка»

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.

В чем загадка характера Хлестакова? 10. Манн считает, что «Хлестаков - первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова

Ответы:

Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совершенно серый, ничем не примечательный человек. Если от такого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соответствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, потому что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фактически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполняется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отражаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностности Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен. Образ Хлестакова в «Ревизоре» - это действительно художественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит нас, что к любому событию или явлению надо подходить без предубеждения, без заранее сформированного мнения. Если наше представление о ситуации или человеке с самого начала строится на наших собственных измышлениях, то ситуация обязательно станет неконтролируемой и непонятной. Если мы будем упорствовать в своих заблуждениях и искать им подтверждения, то эта ситуация или человек станут таинственными, засасывающими в себя нашу энергию, мы станем зависимы от них и послушны им. Любая бессмысленность, абсурд, нелепость могут стать тогда для нас источником фатальной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собственных целей, производя такое впечатление, но часто этим приёмом пользуются сознательно, заманивая в секты или занимаясь вымогательством. Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего положения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только перед самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, - он так и не понял. Всё происходящее с Хлестаковым происходит как бы помимо его воли и, тем не менее, к вящей его выгоде.

Цель урока:

сформировать у учащихся
представление об основной теме произведений
Ю.Казакова: верность своему предназначению и
исполнение долга перед жизнью.

Формировать умение анализировать
произведения малых эпических форм.

  • Развивать эмоциональное восприятие
    художественного текста, образного и
    аналитического мышления, понимание авторской
    позиции.
  • Воспитывать чувства любви и уважения к культуре
    Севера, людям, северным традициям.
  • Предварительная работа:

    Ход урока

    1. Слово учителя. Постановка цели урока:

    Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя
    Юрия Павловича Казакова, к его рассказу
    “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся
    понять размышления молодого писателя-студента о
    главной героине: “…Отчего же так таинственно
    близка и важна мне её жизнь, почему так
    неотступно слежу я за ней, думаю о ней,
    расспрашиваю её?”

    – ЧТО так заворожило его в образе 90-летней
    старухи?

    – Какую тайну в её характере хотел раскрыть
    писатель?

    – Вот вопросы, на которые мы должны найти
    ответы на нашем уроке. И вслед за автором
    попытаться разобраться, в чём же загадка
    характера поморки.

    Найти ключевое слово , характеризующее
    образ главной героини.

    2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

    – Обратимся к композиции рассказа.

    Оформление доски:

    – Какой увидел писатель природу и быт северной
    деревни, рыбаков?

    Работа с текстом.

    Перед нами широкая панорама северной
    деревни, без прикрас и восхищения…

    /тускло, хмуро, пусто. ../

    – Какое слово связывает эти две главы? / пусто
    /

    – Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

    /рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не
    оживляют дом их веселые голоса…/

    /огромный, темный, чистый “до блеска” /

    – Какие детали в доме уже указывают
    читателю на характер хозяйки?

    /… “суровые скатерти” /

    – Что чувствуется в словах писателя,
    описывающего быт и дом?

    /восхищение, уважение тем, в какой идеальной
    чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

    характер хозяйки уже предопределён,
    подготовлен описанием дома, вычищенного до
    блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

    – Теперь мы можем начать разговор о главном
    о личности героини.

    – В центре рассказа образ русской женщины:

    – Объясните значение слова “образ”.

    Литературный словарь В.В. Агеносова:

    “Образ
    – это действующее лицо, главный объект
    повествования… Читатель узнаёт о нём через
    диалог, действие, описание” –
    научное
    определение берётся за основу.

    Ф. Абрамов:

    Художественный образ в
    произведении искусства – это единство внешнего
    и внутреннего. Гармония тела и души…”.

    – Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать
    в произведении?

    /Образ поморки…, гармонию, единство через
    речь, судьбу, портрет/

    3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

    А). Портрет.

    – Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? /
    …древней старухой/

    /…жутко! Как стара! /

    – Почему уже в следующем абзаце резко меняется
    и настроение, и описание героини?

    – Назовите, с помощью каких художественных
    средств автор рисует портрет поморки? Приведите
    примеры. /Приводятся примеры антитезы,
    сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной
    лексики, рядов однородных членов…/

    Самостоятельная работа в парах (заполнение
    таблицы).

    – Для понимания характера Марфы сравним её в
    молодости и старости:

    Запись в тетрадях:

    В молодости В старости
    1.Глаза – глаза сияли

    2.Лицо – щеки
    горели, горяча, хороша, красавица была…

    3.Фигура – стройное, сильное тело

    4.Характер – веселая, заводила на любом
    празднике.

    5.Отношение к жизни, к труду –
    неутомимо-талантлива,
    яростно-неуёмная и в работе,
    и в отдыхе.

    Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное.
    Сгорбленная, ноги набрякли.

    Сердце “утИ шилось”,
    сурова, немногословна.

    Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

    Старость

    “как один тёмный осенний
    вечер”.

    (Печальная метафора)

    – Какой вы её увидели?

      портрет является отражением характера
      героини.

    Портретные зарисовки – это первый шаг к
    пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть
    приоткрывается его тайна.

    Судьба.

    – Что мы узнали о её жизни?

    /– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
    – работа в колхозе ради трудодней,
    – смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей.
    /

    – Зачитайте, как прощалась с ними.

    – Благодаря чему так пронзительны эти строки?

    / нагнетают впечатление повторы,
    восклицательные предложения…/

    – Когда светлеет лицо Марфы?

    / воспоминания о внуках, их открытки… Внуки
    продолжат род /

    – А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? /
    в труде /

    Докажите (текст).

    – В этом перечислении заключено отношение
    автора к героине. Какое оно?

    /опять восхищение/

    – Чем же восхищается писатель?

    / трудолюбием,…труд приносит ей радость и
    удовлетворение /

    Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что
    были у её прабабки, бабки, матери – ничто не
    изменило устоев в северных деревнях.

    И такая жизнь у многих и многих вековух по всей
    России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо
    переносить удары судьбы.

    Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении
    кроется разгадка её характера?

    Речь.

    – Последняя составляющая образа героини – её
    речь, что можно отметить?

    /…почти безмолвна, немногословна, всего
    несколько фраз/

    – Прочитайте диалог писателя со старухой.

    – Как вы считаете, почему такая
    немногословность?

    / из-за трудной судьбы, гибели родных людей,
    суровый климат, войны, голод…, суровый и сильный
    характер /

    Проанализировав образ, подведём итог, в
    чём же вы увидели “единство внутреннего и
    внешнего” героини?

    – Опираясь на композицию, смогли ли мы понять
    образ, характер 90-летней поморки?

    – А почему для Ю.Казакова её характер был
    загадкой, её жизнь тайной?

    / молодой городской житель, студент /

    4. Анализ 3 главы.
    Важную роль в понимании характера
    Марфы играет 3 глава.

    Что мы можем отметить с первых строк? /меняется
    настроение, мотив /

    – Какая тема здесь поднята? / смерти, старости,
    тоски по прошлому, одиночества (одна из
    составляющих характера)

    – Найдите в тексте, как Марфа воспринимает
    смерть.

    /…это торжественная перемена, знак,
    предзнаменование. …умирать ей не страшно/

    Именно эта непоколебимая уверенность и вера в
    справедливость жизни, в необходимости смерти
    делает её стойкой и спокойной.

    – Но “скоро эти грустные мысли уходят”,–
    пишет Юрий Казаков.

    Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует
    героиню?

    / на думы о завтрашнем дне,… дожить до
    Михайлова дня…/

    – Меняются думы: меняется настроение рассказа.
    Что появляется?

    / надежда, желание жить /

    – И в этих изменениях можно увидеть причину
    её долголетия, истоки её силы
    как физической,
    так и духовной. Как их формулирует автор?

    / – некогда умирать. – не все дела ещё
    переделаны на земле…/

    Б).

    – А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте /
    на берегу моря… /

    – Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на
    берег бушующего моря?

    / она ждёт, как в молодости, рыбаков, ведь они
    все ей родные… мотив веры, надежды /

    Её одинокая фигура на фоне бушующего моря
    – это символ женской верности, стойкости, любви
    ко всем людям.

    – А что, по-вашему, ещё является важным
    источником силы и душевной красоты старой
    поморки? / молитва /

    • Услышав её сквозь сон, писатель начинает
      понимать, в чём загадка характера Марфы – это в
      её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с
      жизнью предков, казавшейся ему прежде такой
      далекой и чужой.

    (Учащиеся читают отрывки).

    – О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех,
    кто в море/

    Эта молитва раскрывает глубину и истинную
    любовь к людям.

    – Найдите в тексте, какие неожиданные чувства
    испытал автор в эту ночь?

    И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы
    стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это
    вечные непреходящие ценности, которые так
    бережно сохраняются в доме поморки.

    Итак, Ю. Казакову удалось создать
    цельный и яркий образ старой поморки.
    Монументальность, величие этого образа у меня
    ассоциируется с ликами святых, с иконописью,
    наполненной внутренней силой и красотой.
    Святая, одно слово –
    поморка!…

    – А вы не находите сходства?

    / наклон головы, платок, глаза, суровость и
    драматизм…/

  • Вот она гармония души и тела.
  • 5. Итог урока.

    – Так в чём же тайна, загадка характера старой
    поморки? /…в самой сути её характера, в главном
    в её характере…/

  • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и
    подчеркнул то лучшее, что отличает истинно
    поморский женский характер, а именно…
  • Учащиеся перечисляют – учитель записывает на
    доску самые точные определения в нужном порядке:

    “ Чувство собственного достоинства, величие
    духа
    , уверенность в своих силах, вера в
    высшую справедливость, связь с прошлым и будущим,
    суровость и стойкость , духовная и
    нравственная сила, ясность души , извечное терпение,
    одиночество, трудолюбие.”

    Появляется запись на доске:

    Уровость
    В еличие духа, вера
    Я сность души
    Т рудолюбие
    О диночество
    С тойкость
    Т ерпение
    Ь

    Самый, на мой взгляд, комичный и даже немного глуповатый герой комедии Гоголя «Ревизор» - это Иван Александрович Хлестаков.

    Автор говорит, что Хлестакову на вид двадцать три года, он худенький и «без царя в голове», в чем читатель убедится в течение всей комедии. По пути из Петербурга в свой родной Саратов, Хлестаков проигрывает все свои деньги, поэтому останавливается в губернии N, где и разворачиваются все события комедии.

    Местные чиновники и купцы воспринимают Хлестакова как строжайшего ревизора, мнение о нём у них сложилось ещё до их личного общения, это один из главных моментов комедии, ведь если люди сами выдумали себе властителя своих судеб, то их будет очень трудно переубедить, даже если вести себя настолько глупо и бестактно, как вёл себя Хлестаков.

    Из-за того, что Ивана Александровича все воспринимают как судью своего будущего, люди просто не замечают, что его повадки, речь и истории, которые он о себе рассказывает, расходятся с действительностью. А даже если и замечают, то это для них не бревно в глазу, а небольшая пылинка. Примером тому служит разговор Городничего, который после хвастовства Хлестакова о своём положении в Петербурге и общении на короткую ногу с самим императором, говорит, что даже если половина от того, что сказал Хлестаков, правда, то это уже крах, ведь такой уважаемый человек увидел все недостатки города, которым управляет Городничий.

    Хлестаков же, будучи человеком не самой честной породы, пользуется моментом и получает от сложившейся ситуации максимальную выгоду. Хотя он и не догадывается, что его воспринимают как ревизора, который может упечь всех в тюрьму, он понимает, что его положение среди этих глупых жителей кажется им очень высоким, связи его в Питере крайне мощные, поэтому он пользуется силой, которая у него есть: якобы занимает деньги у всех чиновников, которые никогда и не вернёт, хотя и обещает; ест вдоволь, где только можно; принимает плату за себя в гостинице, где у него долгов за две недели проживания и пропитания.

    Он выслушивает все жалования купцов на своего Городничего, обещает разобраться и, конечно, наказать виновного. Берет за это деньги с рабочих, выслушивает проблемы двух женщин, но в итоге попросту забывает всё, что было им выслушано, потому что ему это не важно.

    Он падок на женщин и пытается добиться успеха сразу и у дочери Городничего, и у его жены. Даже на таком уже абсурдном моменте, никто не догадывается, что из себя представляет Хлестаков, а когда понимают - уже поздно.

    Сочинение про Хлестакова

    Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония, которая мало у кого не вызовет улыбку, актуальные социальные проблемы, которые заставляют задуматься вот уже не одно поколение читателей, ну и, конечно, герои: яркие, самобытные, очень узнаваемые. Одним из таких персонажей, является главный герой бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», аферист и проходимец по фамилии Хлестаков. Это наглый и самоуверенный молодой человек, который хорошо знает людскую психологию и умеет, пользуясь человеческими слабостями, добиваться успеха в своих планах.

    Одна из главных черт характера Хлестакова заключается в том, что этот нагловатый молодой человек считает, что все почему-то должны его всячески ублажать и помогать ему. Именно поэтому он охотно принимает от окружающих взятки и подарки и с радостью начинает играть роль мнимого ревизора. Хлестаков любит, когда ему уделяют большое внимание, когда перед ним преклоняются, заискивают. Ему нравится чувствовать себя всесильным, хот на самом деле он абсолютно ничего собой не представляет.

    Хлестаков – из тех людей, которые привыкли брать от жизни все. Когда его принимают за ревизора, он упивается своей властью и безнаказанностью, нисколько не задумываясь о будущем, о том, куда его приведет этот спектакль одного актера. У этого человека нет никаких морально-этических принципов, он привык жить по принципу «после меня хоть трава не расти». Хлестаков считает себя королем жизни, а остальных – жалкими, абсолютно никчемными людишками. Но потом жизнь расставляет все по своим местам, в конце спектакля, когда приезжает настоящий ревизор.

    В своей комедии Гоголь имел в виду, что черты Хлестакова живут во многих, современных ему, людях, и не случайно эпиграфом к произведению он выбрал русскую народную поговорку «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Этим он хотел сказать читателям, чтобы они не обижались, если ненароком найдут свои черты в образе Хлестакова.

    Хлестаков просто мелкий чиновник, но, тем не менее, он уверен, что все самое лучшее в жизни должно доставаться именно ему. Он просто не замечает других людей, равнодушен к их потребностям и желаниям. Другие люди для него – просто пешки, с помощью которых он осуществляет свои планы. Также Гоголь изображает Хлестакова хорошим психологом: Он легко входит в доверие к самым разным людям, находит с людьми общий язык, использует людские слабости для того, чтобы нажиться на них. Гоголь изображает его совершенно беспринципным и черствым, глухим к чувствам и переживаниям других людей.

    Комедия Гоголя «Ревизор» актуальна до сих пор в связи с тем, что в ней Гоголь рисует очень яркие типы людских характеров, в частности, яркие образы наглого афериста Хлестакова и малодушных людей, которые боятся ревизора и всячески заискивают перед ним, теряя собственное достоинство. Но образ Хлестакова нарисован ярче всего. Хлестаков – это наглый, самоуверенный аферист, который уверен, что его мошенничество останется безнаказанным, и ни во что не ставит окружающих людей. Такие люди были во все времена, были во времена Гоголя, есть они и сейчас. И будут.

    Характеристика Хлестакова в комедии Ревизоре Гоголя

    Один из главных действующих лиц в комедии Гоголя «Ревизор» - Хлестаков. Гоголь специально выбрал ему такую фамилию. Корень слова - хлестать, ухлёстывать за кем-то. Неприметный, худой мужчина, двадцати трёх лет от роду. Мелкий чиновник, игрок, по дороге проиграл все деньги и сидит теперь в гостинице уездного города голодный. Поэтому, и заглядывает ко всем в тарелки. Есть хочет, а городничий принимает его за ревизора.

    Любит мечтать и любит немного приврать о себе. И получает от этого удовольствие. Как- будто все на него внимание обращают и даже приняли за важного генерала.

    Его враньё похоже на враньё ребёнка, он и сам верит в него. Выдаёт желаемое за действительное. Жители города невольно помогают ему в этом - верят всем его байкам. Никто, включая городничего, не удосужился его проверить и посмотреть его документы. Все ждали ревизора, боялись его проверки, а тут приезжий не платит денег и повсюду суёт свой нос. Чем не ревизор? Поэтому никто и не обратил внимания на некоторую нестыковку фактов в его речах. Где это видано, чтобы послы иностранных держав играли с первым встречным в карты. А человеку, не имеющему никакого военного звания, обещали присвоить высший военный чин фельдмаршала.

    Хлестаков сумел обмануть даже городничего, который хвастается, что в течение тридцати лет своей службы обманывает людей. Он так и не понял, с кем его спутали. Если бы был немного поумнее, то извлёк бы выгоду из сложившейся ситуации. А так он просто хотел поесть и взять в долг немного денег, чтобы ехать дальше. Ведь в этом городе он не планировал оставаться надолго. Он вообще никогда и ничего не планирует, живёт не разумом, а извлекает выгоду из сложившейся ситуации.

    Хлестаков - человек без моральных принципов, глупый, ленивый. Он предпочитает не работать, а проводить время за карточным столом. Берёт у людей в долг деньги, заранее зная, что отдавать их не будет. Обманывает сразу двух женщин - жену и дочку городничего. Дочку прельщает перспектива выйти замуж за человека из столицы. Никого не жалеет и не видит кроме своей персоны, циник и эгоист.

    В лице Хлестакова Гоголь показывает, что как можно обмануться в человеке, который только хочет казаться тем, кем он не есть на самом деле.

    Сочинение 4

    Произведение Гоголя “Ревизор” является прекрасным примером отечественной фантасмагории и юмора в рамках литературной прозы и произведения. Данное произведение отличается от остальных его творений тем, что оно имеет свою уникальную атмосферу и самобытность, опять же, в рамках его творчества, и его видения проблем и их решения. Также произведение уникально своим особым стилем повествования и слога, хотя это уже более технические аспекты произведения. Так или иначе, произведение является замечательным примером литературного гения Гоголя. Этим произведением является “Ревизор”.

    В произведении рассказывается об истории с очень хитрым и талантливым мошенников Хлестаковым, который благодаря своему знанию человеческой психологии и своей напористости, и отчасти, самоуверенности, получает все, что ему необходимо. Также в произведении присутствует множество различных аспектов, которые хотелось бы обсудить, но пока обсудим только образ и характер мошенника Хлестакова.

    Хлестаков по сути своей является человеком, которому без разницы состояния его окружения, ведь из любой ситуации он всегда сможет найти выгоду для себя. Его не заботит ничего кроме его сохранности, и его благополучия, из-за чего у читателя иногда возникают противоречивые чувства насчёт данного образа. Он человек скрытый, не имеющий, по крайней мере, не показывающий их, настоящих друзей. Он только делает вид, что ему важны его якобы друзья, а на самом деле же продумывает, как из них можно выжать выгоду для себя любимого. Таков уж он человек и ничего с этим не поделать. Он также старается обманывать как можно большее количество людей, для, скорее всего совершенствования своего навыка.

    Именно образ Хлестакова получился у Гоголя наиболее ярким и сильным, который, несомненно, должен запомниться читателю, хотя бы за его хлёсткость и самоуверенность. Я считаю, что именно на это автор пытался сделать упор, когда писал произведение, ведь именно это и помогает читателю запомнить образ, и держать его в голове, осмысляя и, прокручивая всё тоже, и соответственно, вновь возвращаться к данному произведению. Это моё субъективное мнение, а следственно, оно не может расцениваться как объективное.

    Несколько интересных сочинений

    • Образ Василия Денисова в романе Война и мир Толстого

      Многие характерные черты героев романа «Война и мир» были «списаны» Толстым с реальных исторических личностей. Таковым является и образ Василия Денисова.

    • Родители и дети - это поколения, между которыми существует значительная разница в возрасте. Именно поэтому на протяжении жизненного пути их взгляды в отношении многих вопросов расходятся.

    • Образ Николь в романе Мещанин во дворянстве Мольера

      Николь обычная служанка в мещанском доме, он работает на господина Журдена, а также является любимой девушкой Ковьеля. Несмотря на то, что ей приходится выполнять достаточно низкую работу

    • Образ и характеристика Зои Берёзкиной (Клоп Маяковского) сочинение

      Одним из персонажей сатирического произведения является молодая женщина по имени Зоя Березкина. Сюжетная линия пьесы построена на описании жизни общества в период новой экономической политики (нэпа) начала двадцатого века.

    • Образ матери в повести Тарас Бульба сочинение

      В произведении Гоголя «Тарас Бульба» много информации о поведении самого Тараса, его сыновей Андрия и Остапа. Но вот жена и мать была описана вкратце, всего несколькими предложениями

    В чём загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хле­стаков — первое из художественных открытий Гоголя…». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.

    Ответ

    Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совер­шенно серый, ничем не примечательный человек. Если от та­кого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступ­ным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представ­ления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соот­ветствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, пото­му что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фак­тически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполня­ется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отра­жаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностно­сти Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен.

    Образ Хлестакова в «Ревизоре» — это действительно ху­дожественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит нас, что к лю­бому событию или явлению надо подходить без предубежде­ния, без заранее сформированного мнения.

    Если наше представление о ситуации или человеке с само­го начала строится на наших собственных измышлениях, то ситуация обязательно станет неконтролируемой и непонятной. Если мы будем упорствовать в своих заблуждениях и искать им подтверждения, то эта ситуация или человек станут таин­ственными, засасывающими в себя нашу энергию, мы станем зависимы от них и послушны им. Любая бессмысленность, аб­сурд, нелепость могут стать тогда для нас источником фаталь­ной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собствен­ных целей, производя такое впечатление, но часто этим приё­мом пользуются сознательно, заманивая в секты или занима­ясь вымогательством.

    Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего по­ложения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только пе­ред самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, — он так и не понял. Всё происходящее с Хлестаковым происходит как бы помимо его воли и, тем не менее, к вящей его выгоде.