Раскаленный воздух едва едва колышется. «Правописание о и ё после шипящих и Ц

Что такое ИКГ

(Беседы о методике индивидуальной коррекции грамотности)

Боже, дай мне силы перенести то,
что я не в силах изменить.
Боже, дай мне силы изменить то,
что я не в силах перенести.
Боже, дай мне мудрости,
чтобы не перепутать первое со вторым.

(Испанская народная мудрость)

Беседа первая

О тестировании и... о себе

Предлагаемая вашему, уважаемые коллеги, благосклонному вниманию авторская методика индивидуальной коррекции грамотности (сокращенно – ИКГ) не является, конечно, панацеей от всех пунктуационно-орфографических и грамматических бед. Она не задумывалась и как серьезная альтернатива традиционной (научно обоснованной и хорошо апробированной) системе преподавания русского языка в средней общеобразовательной школе.

Однако, как представляется ее автору, эта методика может быть полезна для классов коррекции, авторских, частных, семейных и малокомплектных школ, где учится немало детей с весьма серьезными проблемами в правописании. Впрочем, и в обычных школах, где наполняемость классов куда больше, чем в перечисленных выше школах, ИКГ может помочь коллегам-словесникам поработать над грамотностью каждого ученика отдельно, поскольку такой подход дает возможность сдвинуть ситуацию с грамотностью (безграмотностью) с мертвой точки.

Специфика методики обозначена в ее названии, в первом же слове – индивидуальная коррекция грамотности.

Нечто вроде вступления.
Как я дошел до жизни такой,
или Для чего понадобилось изобретать какие-то методики

Несколько слов о себе, точнее, о том, почему у меня возникло желание каким-то образом изменить учебный процесс. Лет десять я работал в обычной школе в классах с четвертого по одиннадцатый, пользуясь всевозможными методичками, советами старших коллег и учителей-методистов. В классах, где я работал, было, как правило, человек по 35–40. И ситуация с грамотностью была вполне обычной, то есть удручающей. Что касается индивидуального подхода к ученикам на уроках, то, как это чаще всего бывает в подобных случаях, он не шел дальше благих пожеланий. Дополнительные занятия с отстающими и всевозможные индивидуальные задания серьезной роли в деле избавления от безграмотности не играли. Конечно, эта ситуация не могла меня устраивать, но на оплату труда уровень грамотности не влиял. К сожалению, зависимости между зарплатой учителя и реальным уровнем грамотности учеников (хотя бы повышением его!) нет и сейчас.

В 1988 году я пошел (по совместительству с основной работой) преподавать – готовить к вступительным экзаменам отстающих – в один из московских кооперативов, оказывавших образовательные услуги.

В нем оплата труда полностью зависела от успеха преподавателя. Плохо работаешь, нет у ребят серьезных подвижек в правописании – через короткое время остаешься практически без зарплаты и должен искать себе другое место работы. Результаты работы видны почти сразу, оценка ее достаточно объективна, поскольку проводится она незаинтересованными лицами – в первую очередь учителями школ, где ребята из вашей группы учатся.

Здесь, в этом самом кооперативе, я и ощутил острую необходимость в создании методики, которая позволила бы реально помочь приходящим на занятия ученикам (в группах было по 8–10 человек) избавиться от безграмотности.

Осознание того, что использующийся на многих подготовительных курсах метод последовательного прохождения всего курса орфографии и пунктуации (начиная с орфограммы № 1 и знаков препинания в конце предложения и кончая дефисом в междометиях и знаками препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи) ни к чему хорошему привести не мог, и собственный метод проб и ошибок в конце концов и привел к возникновению методики ИКГ, с которой я и хочу вас познакомить.

Этап первый и ответственнейший. Тестирование

Начало начал такого рода методик – предварительное тестирование. От того, насколько удачно подобран (или написан самим преподавателем) текст (тест), в конце концов зависит успех всей долгой и трудной работы. Это как в любом деле: начато плохо, шаляй-валяй – результата хорошего не будет.

Конечно, выбирая соответствующий текст, в первую очередь обращаешь внимание на возраст ребят. Так как в кооператив, о котором шла речь ранее, в основном приходили ребята из 11-го класса (уж так получается, что и родители, и ученики начинают думать о вступительных и выпускных экзаменах только в последний год обучения в школе), то и тексты приходилось подбирать соответствующие, те, в которых максимально были бы представлены орфографические и пунктуационные правила, особенно те из них, которые объективно, по-настоящему сложны (-н- и -нн- в прилагательных, в том числе и отглагольных, и страдательных причастиях прошедшего времени; слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений; слитное и раздельное написание не с различными частями речи и т.п.).

Первый тест не должен быть излишне сложным, «навороченным» и чрезвычайно большим по объему, так как в этом случае речь бы шла уже не о проверке знаний и определении изъянов в правописании, а прежде всего о способности ребят в течение долгого времени концентрировать свое внимание. Кроме того, поскольку в школе (в том числе и на письменном экзамене по русскому языку в девятом классе) объем диктантов ограничен и ребята не имеют опыта работы с текстами по 400–500 слов, даже для старшеклассников я подбирал тексты, объем которых не превышал 300–325 слов.

Бесспорно, объем объемом, а число проверяемых орфограмм и пунктограмм должно быть довольно большим. Полагаю, что 70–80% всех изучаемых в школе правил, а то и больше в таком тексте должны быть представлены.

Естественно, совершенно иная ситуация складывается, если вы тестируете ребят более младших классов. И все же подход должен оставаться прежним. В первом проверочном тесте, скажем, для ребят, окончивших пять классов, должны быть представлены практически все основные орфограммы и пунктограммы, изученные к этому времени, причем приоритет должен быть отдан именно тем из них, которые, как показывает опыт, усваиваются тяжелее всего, например, чередующиеся безударные гласные в корнях а г-, -ло ж-; -ро с-, -ра ст-, -ра щ-; непроизносимые согласные в корне, личные окончания глаголов; знаки препинания при прямой речи и т.д. Объем такого теста должен быть примерно таким же, как и в обычном проверочном диктанте, в крайнем случае можно превысить объем слов на 10–15.

В рамках этой статьи нет возможности подробно рассказать о специфике тестов для всех классов, а также привести все примеры первичных тестов. Но в мои планы входит в дальнейшем знакомить вас и с такими тестами, с тем, как я их подбираю, и с другими тайнами моей репетиторской кухни.

А сейчас для начала разрешите предложить вашему вниманию текст, который я довольно часто использовал на первом тестовом занятии для выпускников школ. Текст взят из хорошо известного словесникам пособия: Д.Э. Розенталь . Русский язык для поступающих в вузы. М.: Изд-во МГУ, 1972.

Контрольный текст № 1

Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский полдень. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое – никто уже больше не борется с истомой. По-видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое.

На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания еще больше распаришься на солнцепеке. Одна надежда на грозу: лишь она может разбудить скованную жарой природу и развеять сон.

И вдруг что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти–пятнадцати минут(,) царит зловещая тишина, и вдруг все небо покрывается тучами.

Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза и на обнаженные поля польется освежающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева впору только ребенку.

Гроза надвигается: вдалеке вспыхивают молнии, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

Но вот солнце выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась.

(315 слов, 24 предложения)

Как правило, сам процесс диктовки этого теста занимает 40–45 минут, 15 минут обычно дается на самопроверку. Таким образом, все тестирование занимает не более часа, что соответствует нормам проведения школьного экзаменационного диктанта.

К числу несомненных достоинств этого теста я хотел бы отнести следующее: оптимальное число случаев с -нн- в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени – еще не кошенн ая дано в паре с на некошен ых лугах , имеются в тексте нежданн ый и желанн ый . Очень хороший подбор слов с личными окончаниями глаголов: дене шься, дыши т, боре тся, сдержи шь, пляше т, шепче т и т.п. Хорош он тем, что наряду с исключениями представлены слова с безударными личными окончаниями глаголов, относящихся и к основному правилу. Конечно, нашлось в тексте место и случаям со слитным и раздельным написанием наречий и наречных выражений.

Кроме пары в пору – впору , обращают на себя внимание и часто встречающиеся наречия: вдалеке и без устали .

Имеется также случай, позволяющий выяснить, отличают ли ребята наречие от существительного с предлогом: вдаль – в даль, неясную итуманную .

Конечно, особое место занимают в тексте случаи слитного и раздельного употребления не с различными частями речи: не денешься, немощеной, непрестанно, невнятное, неугомонный, незачем и прочие.

Среди остальных орфограмм текста (а они в нем представлены почти все) хотелось бы отметить случаи с написанием производных предлогов (в течение, в продолжение) ; синтаксически цельных словосочетаний (как ни в чем не бывало, откуда ни возьмись) ; дефисное написание различных частей речи (по-видимому, по-прежнему, что-то, юго-восточный, вот-вот) ; написание пре- и при - (непре станно, непре одолима, при клоняет, беспре дельная, при ближающийся) ; написание корней -пол- и -полу- (полдень, полудремота) ; не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях (ничем, никуда, никто) .

Есть в тексте и такие случаи: отличие частицы не от ни, -тся и -ться в глаголах, ь в существительных и личных окончаниях глаголов и его отсутствие (рощ и пашен) , орфограммы в именах числительных, написание неясно слышимой проверяемой согласной в корне (приведен и очень интересный случай – блеснувшая , в котором т не пишется) и многое другое.

Таким образом, в сравнительно небольшом по объему тексте представлены трудные случаи русской орфографии.

С точки зрения пунктуации текст тоже можно назвать удачным. Есть в нем примеры с употреблением тире при обозначении пространственно-временных пределов, и знаки препинания (в первую очередь двоеточие) в бессоюзном сложном предложении, и обособление вводных слов и словосочетаний, и знаки препинания в сложносочиненном предложении (в том числе и в тех случаях, когда запятая перед союзом и не ставится, поскольку в первом предложении имеется общий второстепенный член – обстоятельство времени вот-вот , не говоря уже об обособлении определений, как одиночных, так и распространенных, а также обстоятельств.

Словом, это тест .

Кстати сказать, каждый раз, когда подобного рода тестирование проводилось с вновь пришедшими ребятами, перед началом работы я напоминал им о регламенте и правилах проведения теста (да и любой проверочной работы по русскому языку), а именно – объяснял им, что они должны делать при первом прослушивании текста и тогда, когда текст читается в последний раз. Говорил о том, что в тот момент, когда каждое отдельное предложение зачитывается в первый раз, они должны слушать его, а не хвататься за ручку и т.д. Думаю, что это вещи общеизвестные, но напоминать об этом ребятам все же необходимо, и почаще. И вообще мелочей в таком деле нет.

Есть и еще один маленький нюанс, который позволяет организовать работу во время написания теста (экзаменационного диктанта, проверочной работы). Я советовал ребятам всегда иметь при себе простой карандаш (лучше М2) и хорошо стирающий ластик, и в тех случаях, когда по ходу работы над текстом они не уверены в написании той или иной буквы или знака препинания, не ставить их, а на полях делать определенную отметку (палочка – пропущенная буква, галочка – знак препинания). Опыт показывает, что многие особо сложные случаи требуют для размышления некоторого времени. В ходе работы над текстом его просто-напросто нет, ребенок начинает нервничать, не успевает записывать текст, пропускает слова, по инерции делает неоправданные, глупые ошибки и так далее. А за те пятнадцать минут, которые выделены для окончательной проверки, ему проще будет справиться с этими случаями, да и найти их по отметкам на полях можно очень быстро. Нелишне напомнить коллегам и то, что в институтских экзаменационных диктантах 3 исправления приравниваются к одной ошибке, что влияет на итоговую оценку. (Отметки на полях потом аккуратно убираются.)

Безусловно, обучать этим нехитрым приемам организации работы над диктантом нужно не в одиннадцатом классе. Тогда и «грязи» в тетрадях будет куда меньше, а желанияучиться учиться – куда больше. В конце концов из таких вот маленьких хитростей (точнее, из суммы таких маленьких хитростей) и состоит процесс обучения!

Итак, вы подобрали текст, тестирование проведено. Конечно, само по себе оно мало что значит. Главная его задача – выяснить, в каких именно орфограммах и пунктограммах, а также случаях, изучаемых грамматикой (неверное согласование, управление и т.п.), ваш ученик делает ошибки и насколько часто. Выяснив это, мы сможем выстроить алгоритм коррекции его грамотности. О том, как лучше провести разбор первого теста, в какой последовательности отрабатывать плохо усвоенные орфограммы и пунктограммы, как учесть интересы каждого в группе и в то же время максимально полезно для всех проводить занятия, и о многом другом мы поговорим с вами при следующих встречах.

Главная > Книга

2 Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже нику- да не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский день. Раскалённый воздух едва-едва колышет- ся над немощёной песчаной дорогой. Ещё не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дрем- лет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неуго- монный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насеко- мое - никто уже больше не борется с истомой. По-види- мому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом по- ле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка. Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания ещё больше распаришься на солнцепёке. Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить скованную жарой природу и развеять сон. И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и ту- манной, и гряда тёмных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в те- чение каких-нибудь десяти - пятнадцати минут царит зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами. Но вот откуда ни возьмись в мёртвую глушь врывает- ся резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пы- ли, беспощадно рвёт и мечет древесную листву, безжа- лостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза и на обнажённые поля польётся осве- жающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до де- ревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева впору только ребёнку. Гроза надвигается: вдалеке вспыхивает молния, слы- шится слабый гул, постепенно усиливающийся, прибли- жающийся и переходящий в прерывистые раскаты, об- нимающие весь небосклон. Но вот солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся окрест- ность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась. 3 Командир партизанского отряда рассеянным взгля- дом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал её. Он увидел свой отряд, измученный и поредевший втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, что ниоткуда и ни от кого ждать помощи не приходится. Сам он тоже бессилен был что-нибудь сделать для людей, плетущихся на одеревенелых ногах позади него по гли- няной каше осенней дороги и жующих лепешки из не- сеяной муки. Однако он не мог не чувствовать, что эти люди теперь близки ему и дороги так, как никогда не бы- ли дороги раньше. В присутствии этих людей он обязан быть бодрым и энергичным. Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на чём-нибудь, но мысли его сбивались и путались, глаза слипались, и он чувствовал, что эта попытка овладеть со- бой могла ему не удаться. Странные образы, обрывки ту- манных воспоминаний, донельзя смутные ощущения ок- ружающего клубились в его сознании беззвучным и бес- плотным роем. Он не знал, сколько времени длилось это бессозна- тельное состояние, ему казалось, что очень долго, но ког- да он очнулся, то, к удивлению своему, почувствовал, что по-прежнему сидит в седле с какой-то кошачьей цеп- костью, и увидел, что впереди него колышутся те же ло- шадиные уши. На полях, которые тянулись узкими по- лосками от дороги к сопкам, виднелись стога соломы и фигуры людей, медленно двигавшихся за плугами. Вда- ли слышались людские голоса, звуки животных, каза- лось, кто-то мурлычет и мяучит. Тучи наполовину за- тмили и продолжали затмевать оранжево-жёлтое солн- це, создавая тревожно-неспокойное настроение. Внезапно стало темно, как ночью. Бессчётные удары грома следовали один за другим, молния слепила глаза. Сколько люди ни напрягали зрение, сколько ни всматри- вались в даль, впереди ничего нельзя было различить. Приходилось ехать наугад. Как нелегко достаётся им эта дорога! А какие только испытания не ждут их впереди! Но люди верили и знали: победа будет за ними. Часть 2 ПУНКТУАЦИЯ Раздел 1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ 1. В конце повествовательного предложения ставит- ся точка, в конце вопросительного - вопро- с и т е л ь н ы й знак, в конце восклицательного - в о с к л и ц а т е л ь н ы й знак. 2. При перерыве речи, как в конце, так и в середине предложения, ставится м н о г о т о ч и е. 211. Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания в конце предложения и при перерыве речи. 1. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, бит- ва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строят- ся полки. Молчит музыка боевая. (П.) 2. Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? (Г.) 3. Как Днепр широк! Как даль ясна! Как шелестят колосья в поле! (Сурк.) 4. Заперто. Уеха- ли... Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... (Ч.) 212. Прочитайте. Разбейте текст каждого примера на простые предложения. Запишите предложения, расстав- ляя знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные бук- вы прописными. 1. «А, так ты...» - «Я без души лето целое всё пе- ла». (Кр.) 2. Редела тень восток алел огонь казачий пламенел. (П.) 3. В департаменте но лучше не называть, в каком департаменте. (Г.) 4. Да разве можно такими ре- чами поносить родителей да неужто я затем тебя на свет родила, учила и берегла пуще соломинки. (Остр.) 5. При мне не смей сидеть встань ступай отсюда. (Ч.) 6. Кого они любят чего им надо. (М. Г.) 7. Какая не- обыкновенная была эта девушка на грузовике а уж ха- рактер а глаза какие. (Фад.) 8. Была самая середина глухой осенней ночи в лесу было очень сыро и холодно из чёрных лесных болот, заваленных мелкими гнилыми листьями, поднимался туман луна стояла над головой. (Кат.) 9. Но как хорошо какая большая Москва и как шумно на улицах. (Кае.) 10. Партизаны въехали в лес тут было тихо вдруг командир приказал остано- виться отряд выполнил приказ командир спешился и пополз через несколько минут отряд услышал его ус- ловный призыв. (Финн.) Диктант Машенька Павлецкая жила в доме Пушкиных и была гувернанткой хозяйских детей. Вернувшись однажды с прогулки, она застала в доме необыкновенный переполох. Подходя к своей комнате, Машенька увидела, как из дверей выбежал сам хозяин Николай Сергеич. Он был красен. Его передёргивало... Не замечая гувернантки, он прошёл мимо неё и, подни- мая вверх руки, воскликнул: «Как это ужасно! Как бес- тактно! Как глупо, дико!» Машенька вошла в свою комнату. Хозяйка Федосья Васильевна стояла у её стола и укладывала обратно в ра- бочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки... Огля- нувшись и увидев бледное, удивлённое лицо гувернант- ки, хозяйка слегка смутилась и пробормотала: «Извини- те, я... я нечаянно рассыпала... зацепила рукавом...» Оставшись одна, Машенька обвела удивлёнными гла- зами свою комнату и, ничего не понимая, похолодела от страха... Что Федосья Васильевна искала в её сумке? За- чем у стола слегка выдвинут один ящик? Всё носило на себе свежие следы обыска. Что же случилось? В комнату вошла горничная. - Лиза, вы не знаете, зачем это меня... обыскивали? -- спросила у неё гувернантка. - Так ведь всех обыскивали, - ответила Лиза. - У ба- рыни пропала брошка в две тысячи... - Но ведь это подлость, низость! - воскликнула Ма- шенька, задыхаясь от негодования. - Какое она имела право подозревать меня и рыться в моих вещах? - В чужих людях живёте, барышня, - вздохнула Лиза. - Хоть вы и барышня, а всё же... как бы прислу- га... Это не то, что у папаши с мамашей жить... Машенька повалилась в постель и горько зарыдала. Никогда ещё её так глубоко не оскорбляли, как теперь... Её, благовоспитанную девицу, дочь учителя, заподозри- ли в воровстве, обыскали! В голову полезли всякие несо- образности. Если её могли заподозрить в воровстве, то, значит, могут теперь арестовать, потом вести под конво- ем по улице, засадить в тёмную, холодную камеру... Кто вступится за неё? Родители живут далеко в про- винции. Хватит ли у них денег, чтобы приехать к ней? В столице она одна, без родных и знакомых... (По А. П. Чехову.) Раздел 2 ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ § 38. Тире между подлежащим и сказуемым I. Между подлежащим и сказуемым может ставить- ся т и р е: 1. При отсутствии глагола-связки между подлежа- щим и сказуемым, выраженными формами име- нительного падежа существительного (перед сло- вами это, вот, значит, это значит тире ставит- ся всегда): 1) в предложениях, содержащих логическое опреде- ление или характеристику предмета путем указания на существенный признак: Геология - это наука о строении, составе, истории земной коры; Книга - источник знаний; 2) в предложениях научного и публицистического стиля: Появление нового лекарства - результат нескольких лет работы многих учёных; Подго- товка жилых зданий к зиме - вот задача перво- степенной важности; 3) после однородных подлежащих: Лесть и трусо- сть - самые дурные пороки (Т.). 2. Перед сказуемым, выраженным идиоматическим оборотом: А крыльцо - дай бог иному князю (А. Т.). 3. Для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старший брат - мой учитель и Старший брат мой - учитель. 4. Если подлежащее и сказуемое выражены инфи- нитивом (неопределенной формой глагола) или если один из главных членов выражен формой име- нительного падежа существительного, а другой - инфинитивом: Жизнь прожить - не поле перей- ти (Поел.); Назначение каждого человека - раз- вить в себе всё человеческое, общее и насладиться им (Бел.). 5. Если подлежащее и сказуемое выражены числи- тельными в форме именительного падежа или если один из главных членов выражен формой имени- тельного падежа существительного, а другой - чис- лительным или оборотом с числительным: Дважды два - четыре; Большая Медведица - семь звёзд в виде ковша к югу от Полярной звезды; Удельный вес золота - 19,3. II. Между подлежащим и сказуемым тире обычно не с т а в и т с я: 1. В простых по конструкции предложениях разго- ворного стиля: Мой отец врач. 2. Если в роли связки выступает сравнительный со- юз как, словно, будто, точно, вроде как и др.: Льды как льды, пустыни как пустыни (Кав.). 3. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз или частица: Вадим, кажется, друг Олега; Кино по-прежнему самый массовый вид искусства; Ртуть тоже ме- талл; Март только начало весны. 4. Если перед сказуемым стоит отрицание не: Бед- ность не порок (Погов.). 5. Если сказуемое предшествует подлежащему (т. е. при обратном порядке главных членов предложе- ния): Интересный человек наш сосед. 6. Если сказуемому предшествует не согласованный с ним второстепенный член предложения: Серёжа мне приятель. 7. Если подлежащее и сказуемое образуют неразло- жимый фразеологический оборот: Дело дрянь. Постановка тире в случаях 1-7 имеет своей целью интонационно подчеркнуть отношения меж- ду главными членами предложения: Моя солдат- ская шинель - как печать отвержения (Л..); Но объяснение - не оправдание (М. Г.); Славные люди - соседи мои! (Н.) 8. Если подлежащее выражено личным местоимени- ем, а сказуемое - существительным в форме имени- тельного падежа: Он порча, он чума, он язва здеш- них мест (Кр.). Постановка тире в этом случае имеет целью логи- чески и интонационно подчеркнуть высказывание: Ты - старый ребёнок, теоретик, а я - молодой старик и практик (Ч.). 9. Если один из главных членов предложения вы- ражен вопросительно-относительным местоимени- ем: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. 10. Если сказуемое выражено прилагательным или словосочетанием: Спина у акулы тёмно-синего цве- та, а брюхо ослепительно белое (Гонч.). Постановка тире в этом случае имеет целью инто- национно расчленить предложение: Зрачки - ко- шачьи, длинные (Ш.); Высота возле разбросанных домиков хутора - командная (Каз.). 213. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1. Услуга в дружбе вещь святая. (Кр.) 2. Прекрасный человек Иван Иванович. (Г.) 3. Аврал это значит общая работа. (Гонч.) 4. Грушницкий юнкер. (Л.) 5. Гусь, из- вестно, птица важная и рассудительная. (Т.) 6. Обман всегда обман. (Д.) 7. Пруд как блестящая сталь. (Ф.) 8. Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых простых голубей. (Н.) 9. У тебя брошка вроде как пчёлка. (Ч.) 10. Дома города точно груды грязного сне- га. (М. Г.) 11. Офицер этот не чета вам. (Фед.) 12. Сте- пан нам сосед. (Ш.) 13. Грош цена теории, которая не подтверждается практикой. 214. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1. Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания. (П.) 2. У лётчиков наших такая порука, та- кое заветное правило есть: врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь. (Те.) 3. Зна- чит, девятью сорок триста шестьдесят, так? (Пис.) 4. Семь уничтоженных и три захваченных фашистских бронемашины таков результат проведённого партизана- ми боя. (Сурк.) 5. Я не вор какой, душегуб лесной, я слу- га царя, царя грозного. (Л.) 6. Я честный человек и ни- когда не говорю комплиментов. (Ч.) 7. Я фабрикант, ты судовладелец. (Фед.) 8. Обитатели Горюхина большею частью роста среднего. (П.) 9. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. Солнце ярко, небо сине. (Л.) 10. Виш- нёвый сад мой! (Ч.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

челябинский институт (филиал)

Кафедра МЕНЕДЖМЕНТ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант 2

Выполнил: студент 1 курса

специальности «Менеджмент организации»

заочной формы обучения __________________________ А.А.Лесиков

Проверил: преподаватель

к.филол.н. __________________________ Е.В.Семёнова

Челябинск 2009

Задание 1.

Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский полдень. Раскалённый воздух едва-едва колышется над немощённой песчаной дорогой. Ещё не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощи и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое - никто больше не борется с истомой. По-видимому все сдались, убедившись, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима и непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Полуденное солнце, готовое пронзить каждым своим лучом, жжёт невыносимо. Бесшумно, едва приметно, струится в низких берегах кристально чистая вода, зовущая освежить истомлённое зноем тело в прохладной глубине.

Задание 2.

а) АлфавИт, блЮдо, вЕчеря, диспансЕр, закУпорить, ломОть, оптОвый, столЯр, счАстлив, твОрог, тунИка, хОленый, туннЕль, фанЕра, милиционЕр, скворЕчник, друг сердЕчный, цыгАн, прАвы, дЕверь, забытьЁ, осетрОвый, стартЁр, форзАц, тульЯ.

б) АнатОм, атеИзм, трубопровОд, бытиЕ, втридОрога, дОблестный, кЕта, кулинарИя, кОлледж, Индекс, звЁздный, некролОг, надОлго, соболЕзнования, проЕкт.

Задание 3

а) Бра – средний род; киви – мужской род.

б) Видеть – нет повелительного наклонения (в повелительном наклонении употребляется другой глагол – смотри); поднимать – подними; бояться - бойся; хотеть – хоти (разговорная форма).

в) От восьми тысяч четырёхсот пятидесяти шести отнимите шесть тысяч четыреста пять. Книга иллюстрирована сорока тремя рисунками и снабжена девяносто двумя чертежами.

г) З лющий – более злющий; фиолетовый – фиолетовее – более фиолетовый; клетчатый – нет сравнительных степеней.

Задание 4

а) Гувернёр - воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей.

Психоз - психическая болезнь, душевное заболевание.

Соратовать - соратничать кому-либо, быть чьим-то соратным товарищем, соратнаком, ратовать (бороться) за одно и то же дело.

Раздудить - о чем-либо всюду, раструбить, расславить, разнести весть, огласить шумно.

б) Пробный - примерный, смотреть - глядеть, храбрость - смелость.

в) К ак снег на голову – внезапно; не оставить камня на камне - разрушить.

г) Зима поля одела снежным одеялом.

Вместо шапки на ходу он надел сковороду (С.Я.Маршак)

Задание 5

В городской народный суд г. Челябинска

Истец: Иванов Геннадий, проживающий

по улице проспект Ленина, дом 20

Ответчик: Петрова Мария, проживающая

по улице проспект Ленина, дом 21

Исковое заявление

23 февраля сего года я отмечал праздник Красной Армии. Моя соседка Петрова Мария выразила по этому поводу своё бурное недовольство, на что я ей ответил в том же тоне. После этого получил от ответчицы удар в область шеи. Поэтому на основании вышеизложенного и в соответствии со ст.7 Гражданского Кодекса РФ

привлечь ответчицу к гражданской и уголовной ответственности за оскорбление меня, как бывшего воина Красной Армии и нанесение телесных повреждений.

Дата. Подпись.

Задание 6

а) официально-деловой текст

Уведомление о преобразовании

12 октября 2009 года в ОАО «САТУРН» произошла реорганизация путем преобразования в ООО «САТУРН» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица: серия 74 № 004123456).

ООО «САТУРН» является правопреемником по всем обязательствам ОАО «САТУРН» в отношении всех его кредиторов и должников.

С уважением,

Генеральный директор

ООО «САТУРН» Иванов И.И.

б) публицистический текст

В пресс-службе «Зенита» корреспонденту «Советского спорта» Владиславу Белякову предоставили следующую информацию: около 400 фанатов «Спартака», большинство – в черных вязаных масках-шапкахс прорезями для глаз, были задержаны на набережной Макарова за несколькочасовдо матча.

При досмотре у них было изъято около 180 пиротехнических средств, 285 масок, боксерские капы, хоккейные маски, кастеты, заточки, газовые баллончики. Фанатов развезли по отделениям милиции и после составления протоколов обещали отпустить.

в) разговорный текст

Первый раз я смотрел фильм «Звёздные войны» в далёком 89-м, в кинотеатре. Вскоре после него удалось посмотреть следующий фильм - "Империю". 6-й эпизод на большом экране заценить, к сожалению, не удалось. Немного зацепило, увлёкся. Затем состоялся повторый просмотр всех трёх фильмов по телевизору. Я просто полюбил эти фильмы. А когда в 95-96 гг. вышла "азбучная" серия EU-книг я вдруг понял, что я настоящий фэн вселенной "Звёздных войн".

г) научный текст

Вода - весьма распространенное в природе вещество. 71 % поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы. Общие запасы воды на Земле составляют 1454,3 млн. км3 (из них менее 2% относится к пресным водам, а доступны для использования 0,3%).

Задание 7

Художественный троп - употребление слова или выражения в переносном, образном смысле; в более узком значении - словопреобразование, посредством которого достигается эстетический эффект выразительности в речи (художественный, публицистический, бытовой и др.)

Эпитет - художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным ("сладостный напев"), но также наречием ("горячо любить"), именем существительным ("веселья шум").

Парцелляция - реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой. Пример: Я жаловаться буду. Губернатору. (М. Горький.)

Задание 8

Бесшумно, едва приметно, струится в низких берегах кристально чистая вода , зовущая освежить истомлённое зноем тело в прохладной глубине.

    повествовательное,

    невосклицательное,

  1. двусоставное. Подлежащее – вода. Сказуемое – струится, простое глагольное сказуемое,

    распространённое,

  2. осложнено обособленным обстоятельством в виде уточнения и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

    Схема предложения:

Список использованных источников и литературы

Большая Российская энциклопедия», 1969-1978 [Электронный ресурс].- Электрон. Дан. © 2001 «Большая Российская энциклопедия», 1969-1978© 2001-2009 «Яндекс». Режим доступа к ресурсу: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/

Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников [Электронный ресурс].- Электрон. Дан. © 2000-2009 БСМП «ЭЛЕКС-Альфа». Режим доступа к ресурсу: http://[email protected]

Конспект лекций по русскому языку и литературе Семёновой Е.В. - Челяб. ин-т (фил.) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2009

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех © 2000-2009. [Электронный ресурс].- Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36126 [email protected]. Режим доступа к ресурсу:http://www.gramota.ru/

Срочно в номер! Милиция задержала 400 фанатов «Спартака» Новости 30 ноября 2009, №181-М(17985) [Электронный ресурс] .- Электрон. Дан. Газета "Советский спорт" 1999 - 2009 . Режим доступа к ресурсу: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/358898

Толковый словарь русского языка Под ред. Ушакова Д. Н., издание 1935-40 г.г. [Электронный ресурс].- © Яндекс (электронная версия), 2007 . Режим доступа к ресурсу: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/

Диктант №36

Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский день Раскаленный воздух едва колышется над немощёной песчаной дорогой. Ещё не кошенная, но на половину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудреме неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое никто уже больше не борется с истомой. По-видимому все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка. Но купаться не хочется, да и незачем: после купания ещё больше распаришься на солнцепеке. Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить скованную жарой природу и развеять сон. И вдруг что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина, и вдруг небо покрывается тучами. Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза и на обнажённые поля польется освежающий дождь. Хорошо бы укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся. Гроза надвигается: вдалеке вспыхивает молния; слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Но вот солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась.

(Д.Э. Розенталь)

«Правописание Ь знака после шипящих»

Диктант №37

На футбольный матч он зачем-то взял с собой железный обруч и баскетбольный мяч. Мужчина был горяч и могуч, поэтому, издав воинственный клич, он прорвался сквозь полчища фанатов и, изящно оттопырив мизинчик, перепрыгнул через веревочку, чтобы сесть на место получше. Уборщики уже закончили убирать трибуны, сборщики пустых бутылок корчили обезьяньи рожи, а молочники почему-то разносили огурчики, перчики и помидорчики. Пачка пончиков, купленная за медный грош, являет собой нужную вещь, когда проголодаешься, поэтому мужчина хищно усмехнулся в ожидании хлеба и зрелищ. Хорошо, что матч состоялся не в январскую стужу, а в период сентябрьского бабьего лета, когда нет туч, облачков и дождик похож на теплый душ, а то больной позвоночник потребовал бы скорую помощь. Попросив у почтенной женщины цветной вкладыш, полюбовавшись на современную молодежь и с горечью наморщив лоб, он расставил ноги на ширине плеч и поплотнее закутался в коричневый плащ. Несколько тысяч болельщиков заняли трибуны, где-то рядом примостился даже чёрный грач. Начинало смеркаться, скоро должен был включиться свет, и можно было поручиться, что любимой команде удастся отвлечь внимание противника от своих ворот, чтобы достичь успеха и прорваться в финал.

Диктант №38

Жадный богач, старый бородач и опытный циркач пытались договориться, как лучше украсть у почтенной женщины позолоченный подсвечник, бриллиантовую брошь, упряжь для лошади, коричневый плащ ее помощника, пару лыж и выручить за всё это несколько тысяч. Полночь уже приближалась, из-за туч выглянула луна, вокруг башен, пастбищ, жилищ и дач прогуливался сторож, одетый в дешёвый трикотаж, а решение поставленных задач никак не находилось. Сложный чертеж был выброшен в натопленную печь. Бородач взял программу передач и стал смотреть интересный матч. Циркач нашёл ветошь для уборки, вытер дорогую электропечь и разогрел жареную дичь. Богач сварил борщ, поджарил фарш и гуляш, достал с полки кулич, сладкий корж и калач, из погреба вытащил корзину груш и, добавив несколько вишен, приготовил морс. Сев у закрытых ставен за стол и издав воинственный клич, они приступили к ужину. Раз уж дом пожилой женщины выглядел как надежный блиндаж, то нужно было отказаться от мысли ограбить его.

Комплексные диктанты на все правила орфографии

Диктант №39

(по мотивам диктантов Д.Э. Розенталя)

Длинной полосой тянется с запада на восток темная грозовая туча. По небу медленно продвигаются насупившиеся облака. Что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда свинцово-темных туч движется с юго-восточной стороны. На северо-востоке возвышаются каменные глыбы, а за ними маячат чёрные хребты гор, покрытые шапками снега. Гроза принесет с верховьев реки следы пребывания человека: рваные сети, сломанные поплавки, искорежённые деревянные весла и другие немудреные принадлежности рыбачьего обихода. Ветер повсюду разносит запах прелых листьев и сырой земли. Насколько хватает глаза, стелется бескрайняя равнина и, простираясь до самого горизонта, лежит свободно, просторно, открытая настежь ветрам и грозе. Гроза застала врасплох рыбаков и охотников, присевших отдохнуть у поваленного дуба. Не на расстеленной тканой скатерти, а на шелковистом мху, чуть-чуть высеребренном тонкой паутиной, разложили они дорожные яства. Поджаренное мясо, масленые гренки чёрного хлеба, сгущённое молоко, печёный картофель, пол-литра вина в прозрачной пластмассовой бутылке всё оказалось залитым потоками воды, неожиданно хлынувшими с неба. Холодный дождь, мелкий, как пыль, неутомимо сеет свои струи на крыши домов близлежащего городка, на потрепанные зонтики горожан и, пузырясь и отскакивая, на вымощенную булыжниками мостовую. Он льет беспрестанно, словно пытаясь затопить весь городок. Но этот яростный ливень сначала приостановил, а затем и вовсе прекратил свою трескотню. Стихии больше не спорят, не ссорятся, не борются. Полчища туч уносятся куда-то вдаль, открывая темно-синий, почти чёрный, небосвод, усыпанный ярко мерцающими звездами. Завтра будет хороший день.

Диктант №40

Появившийся вчера вечером в нашем доме породистый щенок кавказской овчарки голубовато-серого цвета прежде всего осмотрелся и, преданно глядя мне в глаза, сделал большую лужу на любимом мамином ковре. Мама сказала, что это девочка и со временем она превратится в красавицу с длинной шерстью, лихо загнутым хвостом и очень самостоятельным характером. Вскоре этот пушистый комочек, состроив на морде серьезное и озабоченное выражение, отправился исследовать новую территорию, предназначенную для житья и доверенную ему для охраны. Сначала она откусила кусок от только что приобретенных папой ботинок, беспечно оставленных в прихожей, и, задумчиво пожевав кусок искусственной кожи и не испытав никакого удовольствия, выплюнула всё это на недовязанный свитер, над которым бабушка трудилась в течение последнего месяца. Решив поискать что-нибудь более похожее на еду, она прошлепала на кухню, тщательно следя за тем, чтобы лапы не разъезжались на натертом паркете, и там произвела самые значительные разрушения, позволившие нам предположить, что именно так и должен выглядеть конец света.

Диктант №41

Самбур Владлен, ЭЭ-60

В детстве я всегда мечтал о даче. И вот наступил тот прекрасный момент, когда моя сокровенная мечта сбылась. Но путь к её осуществлению был долгим… В один ветреный осенний день нежданно-негаданно мой дедушка объявил, что желанный участок, на который мы притязали, предложил его приятель-президент. Привилегию выбрать проект дома отдали мне, самому юному « претенденту на престол» в нашей семье. « Пусть внук осмотрит участок», сказал дед. Участок в Царицыно оказался очень удобным: его не надо было « отвоевывать у тати», перекапывать и разравнивать. Расположенный на склоне оврага, он представлял собой ровную территорию, окружённую причудливой растительностью. Не сговариваясь, мы решили во что бы то ни стало приобрести его и точь-в-точь восстановить на нем дом, в котором мы жили в Ростове. В течение двух недель напряжённо и целенаправленно мы подбирали материалы для строительства: деревянные блоки, стеклянные панели, кирпичи из темно-красной глины Желанная мечта начинала обретать зримые очертания. За считанные дни мы вплотную подошли к реализации нашего замысла. Каменщики, бетонщики и другие мастера преобразили наш участок: появился длинный бетонный подъезд, претерпел изменения план дома, к которому добавили второй этаж и изящную терраску. Дом рос на глазах. Масляной краской нежно-голубого цвета были покрашены стены, белый цвет наличников хорошо сочетался с бледно-розовым яблоневым цветом. Пестрые занавески на окнах оживляли общую картину. Крыша, покрытая черепицей, была видна издалека. Трещотка на заборе палисадника издавала веселое постукивание. Ура, наши задумки претворялись в жизнь! Но самое большое удовольствие доставил нам процесс обустройства дома: крашенные в белый цвет стулья и стол царствовали на веранде, мягкие дорожки скрадывали шаги человека, идущего по комнате, на стены повесили ковры, не пригодившиеся в московской квартире. Удивительно, но старые вещи как бы получили второе рождение. Я люблю свою дачу, провожу на ней выходные. Несмотря на усталость от работы по дому, я получаю заряд энергии на всю неделю. Оживленные голоса моих родных делают меня счастливым. Особенно приятно принимать гостей летом: хорошо на заре побарахтаться в медленной речонке, позагорать на песчаном пляже, поесть картошки, печённой на костре и присыпанной крупной солью. Нет ничего лучше запаха костра, освещённого лучами заходящего солнца! Нельзя не любить русскую природу, которая дает нам ощущение счастья и полноты жизни. Когда человек приобщается к красоте, его чувства становятся ярче, сильнее. И начинаешь испытывать благодарность к тем людям, близким тебе, которые нашли непростое, но нужное решение купили дачу и не побоялись трудностей при осуществлении своей мечты. И я с гордостью говорю: « Это мои близкие! Я буду рассказывать моим детям о своих бабушке и дедушке, сумевших сплотить семью, доставить радость нам и сделать наш мир прекрасным!» Наша дача это одно лучших мест в мире.

Диктант №42

Талдыкин Алексей, ЭЭ-75

После долгой бессонной ночи наступило долгожданное утро. Чувство было такое, что всё тело разобрали на бесчисленное количество кусочков, а затем собрали обратно, перепутав всё, что можно было перепутать таким образом, что тело оказалось собранным в обратном порядке словом, ощущение не из приятных. Однако нужно было идти устраиваться на работу. Ещё с вечера я заполнил длинную анкету и подготовил подлинные документы вместо копий. Всё было готово, и теперь оставалось только одно: постараться произвести хорошее впечатление на директора фирмы. Когда поверенный в делах фирмы пригласил меня в кабинет директора, я ожидал увидеть образованного человека в строгом костюме, то и дело поглядывающего на серебряные карманные часы. Однако предположения мои не оправдались. Когда я вошёл, передо мной оказался здоровенный бородач с красным лицом. Внезапно я вспомнил его. Организация ярмарки, вырученные средства от которой были вложены в развитие местной промышленности, являлась его заслугой. Его странная внешность никак не сочеталась с его профессиональными качествами. Несмотря на мое высшее образование, я казался несмышленым малышом по сравнению с недюжинными способностями этого человека. Пришлось приложить усилия, чтобы показать себя компетентным и воспитанным человеком. Вопрос о моей работе оказался решённым положительно. Для меня это было крайне неожиданным, и поэтому я решил поехать за город и, расслабившись на свежем воздухе, хорошенько всё обдумать. Купив билет на вечернюю электричку, я отправился домой собирать вещи и уже около семи вечера любовался осенним пейзажем невиданной красоты. На станцию я прибыл в прекрасном расположении духа и через непаханое поле направился к хорошо знакомому деревянному домику. Проходя мимо ветряной мельницы, я встретил своего друга детства, названного родителями Степаном в честь героически погибшего в Отечественную войну дедушки. Выяснилось, что он (, ) помимо работы мельника (, ) занялся разведением племенного скота. После оживленного разговора я продолжил путь. Незаметно для себя я добрался до каменных ворот, и сразу же миллионы воспоминаний пронеслись передо мной. Двор практически не изменился, и родной дом был всё таким же красивым и крепким. Я заглянул в фазаний питомник и был приятно удивлен царившим там порядком. В курином хлеву я встретил сторожа Ивана. На нем была поношенная холстинная рубаха, неаккуратно заштопанные штаны и грязные поношенные сапоги. Мама очень обрадовалась моему приезду. В доме был накрыт стол. Откуда ни возьмись появились жареный гусь, мочёные яблоки, жаренные в масле пирожки, масленые блины, селедочка, посыпанная зеленым луком, и многое другое. Отец достал граненые стаканы и бутылочку прекрасной клюквенной настойки. Такая непринужденная обстановка дала мне возможность расслабиться и забыть о городской суете. Проснувшись на следующее утро, я был удивлен отсутствием всяких болезненных ощущений. Окружённый утренними трелями соловья, я вышел в сад. Всё вокруг было окутано туманной дымкой. Тут я осознал, насколько благосклонна ко мне судьба. Я почувствовал себя уверенным и полным сил. Позавтракав и попрощавшись с родителями и Иваном, я устремился в город. Меня ждала напряженная, но очень интересная работа.

Диктант №43

Александрова Александра, ИЭ-21

Рассвет лишь едва забрезжил, сгоняя молчаливый, пасмурно-серый покров уходящей безлунной ночи, а рыночная площадь, расположенная в северо-западной части небольшого провинциального городка мало-помалу начала оживать. В отдаленье уже слышался скрип подъезжающих несмазанных телег и беспокойный людской говор. Из церкви, возвышавшейся в полукилометре от опушки темно-зеленого леса, полукругом огибавшего город, донесся мелодичный, обладающий какой-то неизъяснимой радостью звон колоколов, оповестивший о начале нового дня. Через полчаса, когда уже совсем рассвело, праздничное ярмарочное настроение царило повсюду. Бесконечными вереницами к площади тянулись упряжки со всех окрестных деревень. Расседлав лошадей, торговцы торопливо разгружали повозки и раскладывали свой товар на лотках. К каждому подходил фининспектор, взимавший плату за аренду места и требовавший предъявить справку о соблюдении норм дезинфекции. Среди нагроможденных в бессчётном количестве ящиков с овощами и фруктами были разложены холсты домотканого сукна, изысканные ковры с замысловатыми узорами, овчинные полушубки, кожаные полусапожки. Рядом возвышались горы глиняной и фаянсовой посуды. Из соседних рядов, где торговали скотом и птицей, доносились нестройные звуки: ржание необъезженных лошадей, горластый петушиный крик, коровье мычание и овечье блеяние. В воздухе чувствовался ни с чем не сравнимый аромат свежесобранного липового меда, заблаговременно разлитого в пол-литровые банки для торговли в розницу. Прежде чем купить такую поллитровку, можно было съесть пол-ложки светло-жёлтого меда, чтобы распробовать подлинный вкус этого бесценного натурального продукта, дарованного природой и трудолюбивыми пчёлами. Не обращая внимания на беспощадно палящие лучи ярко светящего послеполуденного солнца, народ сновал взад и вперед, подыскивая не только нужный товар, но и желая ещё и сэкономить. Чересчур взыскательные покупатели, отыскав необходимое и вроде бы сойдясь с продавцом во взаимовыгодной цене, могли вдруг заметить какой-нибудь незначительный изъян и наотрез отказаться от только что изъявленного желания сделать покупку. В подобных случаях умение переубедить и сагитировать колеблющегося клиента залог успеха. Безынициативный продавец никогда не сможет выгодно сбыть даже сверхинтересный и желанный товар. К вечеру шум и суматоху стихают. Время подсчитать истраченные деньги, подытожить доходы и сравнить их с предыдущей выручкой.