Нормативное употребление слов и фразеологических оборотов. Вариантные формы имени числительного

НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Понятие о языковой норме

Языковая норма (норма литературная) - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Различают нормы орфоэпические, орфографические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, пунктуационные.

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, язык средств массовой информации, общепринятое современное употребление, …
данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию.

Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность.

Языковые нормы - явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30-40-е годы ХХ века слова дипломник и дипломант употреблялись для выражения одного и того же понятия: «Студент, выполняющий дипломную работу». Слово дипломник было разговорным вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х гг. произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное дипломник теперь обозначает учащегося, студента в период защиты дипломной работы, получения диплома. Словом дипломант стали называть преимущественно победителей конкурсов, призеров смотров, состязаний, отмеченных дипломом (например, дипломант Всесоюзного конкурса пианистов, дипломант Международного конкурса вокалистов).

Конкуренция между старой, первоначальной нормой (А) и новой (Б) проходит в четыре этапа.

На первом этапе господствует единственная форма А, ее вариант Б находится за пределом литературного языка и считается неправильным. На втором этапе вариант Б уже проникает в литературный язык, считается допустимым (помета доп.) и в зависимости от степени его распространения квалифицируется как разговорный (помета разг.) по отношению к норме А или равноправный с ней (помета И). На третьем этапе старшая норма А теряет свою главенствующую роль, окончательно уступает место младшей норме Б и переходит в разряд устаревших норм. На четвертом этапе Б становится единственной нормой литературного языка.

Источники изменения норм литературного языка различны: живая, разговорная речь; местные говоры; просторечие; профессиональные жаргоны; другие языки.

Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

норма 1 степени - строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

норма 2 степени - нейтральная, допускает равнозначные варианты;

норма 3 степени - более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Историческая смена норм литературного языка - закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

По свидетельству ученых, процесс изменения языковых норм особенно активизировался в последние десятилетия.

Лексические нормы

Лексические нормы, т. е. правила применения слов в речи, требуют особого внимания. Слово должно использоваться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.

Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости, то есть их способность соединяться друг с другом. Так, «похожие» прилагательные длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный по-разному сочетаются с существительными: длительный период, продолжительный период (но не длинный, долгий, долговременный период); долгий путь, длинный путь; продолжительные сборы, долговременный кредит. Нередко слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость (истинный друг - подлинный документ).

Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. Во-первых, слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости. Нельзя сказать фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит. Во-вторых, объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой - плыть, близко - веселый). В-третьих, объединению слов могут препятствовать их лексические особенности. Так, принято говорить причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, удовольствие.

Нарушение лексической сочетаемости может быть продиктовано сознательным стремлением говорящего (пишущего) удивить слушателей (читателей) необычным соединением слов, что зачастую приводит к комическому эффекту

Нарушение лексических норм может быть связано с тем, что говорящие смешивают слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется использовать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу.

Основыне виды лексических ошбок представлены в таблице

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
1. Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2. Неразличение паронимов Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3. Неразличение синонимов В конечном предложении автор применяет градацию
4. Неуместное употребление слов и фразеологизмов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
5. Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
6. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.
7. Употребление лишних слов, в т.ч. плеоназм Красоту пейзажа автор передал нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный…

Правильное употребление фразеологизмов

Особого внимания требует употребление в речи фразеологизмов, то есть сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками).

Для фразеологизмов характерно постоянство состава, что предполагает недопущение замены каких-л. элементов. Нельзя заменить фразеологизм кот наплакал выражением «кошка наплакала», раскинуть умом - «разбросить умом» или «раскинуть головой».

Большинство фразеологизмов не допускает и включение новых компонентов. Так, нельзя распространить фразеологизмы потупить голову, потупить взор : низко потупить голову, еще ниже потупить печальный взор.

Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются формы компонентов. Нельзя сказать бить баклушу, вытачивать лясу, заменив формы множественного числа баклуши, лясы формами единственного числа.

Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; все течет, все изменяется, хотя на первый взгляд значение осталось бы неизменным.

Главное условие правильности речи - употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Недопустимо искажение смысла устойчивых сочетаний: Сегодня мы провожаем в последний путь своих старших товарищей….

Фразеологизмы, как правило, употребляются в образном значении, однако в некоторых случаях содержание речи подсказывает их неправильное (буквальное) толкование, например: В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне ; Авиаторы на своих крыльях всегда вовремя приходят на помощь (ходят на крыльях?).

Невнимательные к своей речи ораторы и авторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо смешение (контаминация) фразеологизмов, например: Здесь собрался узкий круг ограниченных людей (узкий круг, ограниченный круг людей); Его поймали на честном слове (поймали на слове, честное слово).

Не может быть оправдано и сокращение фразеологизмов, однако иногда их приводят неточно, опуская то или иное слово. Например, говрят: это усугубляющее обстоятельство (вместо усугубляющее вину обстоятельство). Ошибочно усеченные фразеологизмы теряют смысл, употребление их в речи может приводить к абсурдности высказывания: Успехи этого ученика желают лучшего (вместо оставляют желать лучшего); Тренер Вильямсон сделал хорошую мину (опущено: при плохой игре).

Нередко происходит искажение лексического состава фразеологизмов: Не мудрствуя долго (вместо лукаво). Ложные ассоциации иногда порождают смешные и нелепые ошибки: Вот поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой (держит камень за пазухой); Чем дальше в лес, тем больше щепки летят ; Это дело гроша выеденного не стоит .

Изменение состава фразеологизма может быть вызвано обновлением грамматических форм, например: Дети заморили червячков и развеселились (нельзя использовать множественное число вместо единственного во фразеологизме заморить червячка); Голова ее убелена сединой (вместо сединами); Был он не из робкой десятки (робкого десятка).

В составе фразеологизмов нельзя допускать искажения предлогов: Он никогда не думал, что эти слова сбудутся в его судьбе с полной мерой (вместо в полной мере). Возможен неправильный выбор падежных форм и предлогов в фразеологизмах: скрепя сердцем, власти придержащие, скатерть ему на дорогу, в голове идет кругом. Чтобы избежать подобных ошибок, следует обращаться к фразеологическим словарям

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь образной, эмоциональной и колоритной.

Большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка – предка(пришло из старины).

Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии. От плотников ведет свое начало «топорная работа», от скорняков «небо с овчинку». Новые профессии дали новые фразеологизмы. Из речи железнодорожников русская фразеология взяла выражение «зеленая улица». Успехи нашей страны в космосе способствуют возникновению фразеологизма «выйти на орбиту».

Другие фразеологизмы заимствованы из других языков. Например: Фома неверующий, соль земли, нести свой крест.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Первоначальный смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Например: бить баклуши – бездельничать возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан или баклуши(чурки для изготовления ложек), т.е. делать нетрудное дело.

Многие фразеологические сочетания создавались на основе пословиц и поговорок. Например: голод не тетка, рука руку моет.

Некоторые выражения пришли в язык из мифов, фольклора, литературных произведений. Например: ахиллесова пята, сказка про белого бычка, разбитое корыто, мартышкин труд.

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: вольный казак - свободный, мокрая курица –размазня, недотепа.

У фразеологических оборотов есть синонимы и антонимы. Например: два сапога – пара и одного поля ягода(синонимы); засучив рукава и спустя рукава, заварить кашу и расхлебывать кашу(антонимы).

Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой. Их изучение помогает глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним. Во фразеологии отражаются разные стороны жизни народа.

Установить время и место возникновения множества фразеологизмов трудно, поэтому существует лишь предположение о том, где они возникли и как.

Писатели видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности. Их привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление.

Образность речи с помощью использования фразеологизмов заставляет переживать сказанное сильней. Например: Документ, не имеющий никакой силы (филькина грамота), много получать, зарабатывать(лопатой грести), человек низкого роста(от горшка два вершка), человек, которого не обмануть(тертый калач), вносить неразбериху, запутывать(мутить воду) и другие.

Изучение фразеологии помогает развитию речи человека и повышению речевой культуры. Изучение фразеологии важно для познания самого языка. Для глубокого изучения служат фразеологические словари.

При употреблении фразеологических оборотов возможны следующие ошибки:

Использование фразеологических оборотов без учёта их семантики,

Искажение грамматической формы компонента фразеологического оборота,

Замена компонента фразеологического оборота или его пропуск,

Контаминация фразеологического оборота.

Для фразеологизмов характерно постоянство состава. Никому не придет в голову вместо кот наплакал сказать «кошка наплакала», вместо раскинуть умом – «разбросить умом» или «раскинуть головой».

Большинство фразеологизмов не допускает включения новых слов. Так, есть фразеологизмы потупить голову, потупить взор, но нельзя сказать: низко потупить голову, еще ниже потупить печальный взор.

Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются формы слов. Нельзя сказать бить баклушу, вытачивать лясу, заменив формы множественного числа баклуши, лясы формами единственного числа.

Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; все течет, все изменяется, хотя смысл, казалось бы, не пострадал бы, если бы мы сказали: Все изменяется, все течет.

Главное условие правильности речи – употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Недопустимо искажение смысла устойчивых сочетаний. Такие ошибки делают плохие ораторы. Например, на традиционном празднике «последнего звонка» в одном институте первокурсник свое выступление начал довольно странно: Сегодня мы провожаем в последний путь своих старших товарищей... А рассказывая о веселом выпускном вечере, юноша заметил: Мы спели свою лебединую песню и долго танцевали.

Фразеологизмы, как правило, употребляются в образном значении, однако в некоторых случаях содержание речи подсказывает их неправильное толкование, например: В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне ; Авиаторы на своих крыльях всегда вовремя приходят на помощь (ходят на крыльях?).

Невнимательные к своей речи ораторы и авторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо смешение (контаминация) фразеологизмов, например: Здесь собрался узкий круг ограниченных людей (узкий круг, ограниченный круг людей); Его поймали на честном слове (поймали на слове, честное слово). Контаминацию фразеологических оборотов мы наблюдаем, например, во фразе: "раздавая почести, председатель начал мерить всех под одну гребенку" (надо: или "стричь под одну гребенку", или "мерить на один аршин").

Не может быть оправдано и сокращение фразеологизмов, однако иногда их приводят неточно, опуская то или иное слово. Например, говорят: это усугубляющее обстоятельство (вместо усугубляющее вину обстоятельство). Ошибочно усеченные фразеологизмы теряют смысл, употребление их в речи может приводить к абсурдности высказывания: Успехи этого ученика желают лучшего (вместо оставляют желать лучшего); Тренер Вильямсон сделал хорошую мину (опущено: при плохой игре).

Нередко происходит искажение лексического состава фразеологизмов: Не мудрствуя долго (вместо лукаво). Ложные ассоциации иногда порождают смешные и нелепые ошибки: Вот поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой (держит камень за пазухой); Чем дальше в лес, тем больше щепки летят ; Это дело гроша выеденного не стоит .

Изменение состава фразеологизма может быть вызвано обновлением грамматических форм, например: Дети заморили червячков и развеселились (нельзя использовать множественное число вместо единственного во фразеологизме заморить червячка); Голова ее убелена сединой (вместо сединами); Был он не из робкой десятки (робкого десятка).

В составе фразеологизмов нельзя допускать искажения предлогов: Он никогда не думал, что эти слова сбудутся в его судьбе с полной мерой (вместо в полной мере). Некоторым фразеологизмам «не везет» – в них то и дело заменяют предлоги: ставить точки на и (вместо над и); семи пядей на лбу (во лбу). Неправильный выбор падежных форм и предлогов в фразеологизмах порождает такие «странные» ошибки: скрепя сердцем, власти придержащие, скатерть ему на дорогу, в голове идет кругом. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще обращаться к фразеологическим словарям.

Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний. Чтобы уяснить их принципиальные отличия, остановимся на особенностях употребления фразеологизмов в речи.

Важнейшей особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость. Они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке.

Фразеологизмы, как и другие слова, служат для передачи мыслей, для отражения явлений действительности. Их основное значение состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл. Если их грамотно использовать, то они помогут добавить речи особую выразительность, меткость и образность.

Однако не все фразеологизмы являются образными. Они не характеризуют явление, а лишь называют его. Некоторые терминологические фразеологизмы иногда начинают употребляться в переносном значении и в этом случае приобретают образность. Так, морской фразеологизм отдать концы – «отплыть от берега» стал использоваться в значении «умереть».

Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются грамматические формы слов. Так, нельзя сказать бить баклушу, вытачивать лясу, заменив формы множественного числа баклуши, лясы формами единственного числа, или употребить полное прилагательное вместо краткого во фразеологизме на босу ногу. Однако в особых случаях вариации грамматических форм во фразеологизмах возможны (ср.: греть руку – греть руки, слыханное ли дело – слыхано ли дело).

Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; битый небитого везет; все течет, все изменяется; хотя смысл, казалось бы, не пострадал, если бы мы сказали: «Все изменяется, все течет».

В то же время в некоторых фразеологизмах возможно изменение порядка слов (ср.: набрать в рот воды – в рот воды набрать, не оставить камня на камне – камня на камне не оставить). Перестановка компонентов обычно допускается во фразеологизмах, состоящих из глагола и зависящих от него именных форм.

Одни фразеологизмы являются единственными для выражения обозначаемых ими явлений, потому что в языке нет слов или других фразеологизмов, способных передать то же самое значение.

Другие же фразеологизмы имеют синонимы. Например, если нужно сказать о чем-то, чего очень мало, то люди говорят: «кот наплакал» или «капля в море». Однако не в любом случае можно использовать эти фразеологизмы.

Ошибки в разговорной речи встречаются довольно часто.

К ним относятся:

1. Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

2. Замена слов в составе фразеологизма: «говорить нараспашку» вместо «душа нараспашку».

3. Употребление фразеологизма в несвойственном ему стиле (например, разговорные фразеологизмы в деловых бумагах).

Таким образом, мы видим, в разговорной речи вместе с правильным употреблением встречается неверное использование фразеологизмов. В художественной литературе фразеологизмы иногда преобразовывают для создания образности.

Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …

Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
Заключение. Иногда встречаются такие случаи, когда фразеологизм не имеет равного себе выражения и для точной передачи того или иного явления нужно использовать именно его.Фразеологизмы используются как в обычной разговорной речи, так и в художественной литературе. Это делает нашу речь ярче и образнее. Некоторые фразеологизмы устаревают со временем, «выходят из языка», но на смену им всегда приходят другие, которые связаны с событиями нашей жизни.


Лексические нормы регулируют правила употребления слов, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. При определении лексических норм следует учитывать изменения в словарном составе языка: многозначность слова, явления синонимии, антонимии, стилистическое рассмотрение лексики, понятие активного и пассивного лексического запаса, социальную сферу употребления лексики, необходимость оправданного выбора слова в конкретной речевой ситуации и многие другие.

Изменения в словарном составе русского языка происходят параллельно с изменением в жизни общества, для обозначения новых явлений в социальной жизни может быть или создано новое слово с помощью существующих в языке словообразовательных средств, или заимствовано иноязычное слово, или образовано сложное, составное наименование, или же, наконец, приспособлено слово, уже существующее в языке, которое в таком случае определённым образом видоизменяет своё значение (а часто при этом и стилистическую окраску).

Многозначностью называется наличие у слова нескольких (двух или более) значений. Следствиями небрежного отношения к многозначным словам являются неясность и двусмысленность выражения, а также неправомерное, чрезмерное расширение значений известных слов.

От многозначности следует различать омонимию. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по своей форме, но значения которых никак не связаны друг с другом, т.е. не содержат никаких общих элементов смысла. Выделяют лексические омонимы (слова, совпадающие во всех грамматических формах), омофоны (слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, например: луг – лук ), омоформы (слова, совпадающие по звучанию в какой-либо грамматической форме, например: чистое стекло стекло по крыше ) и омографы (слова, имеющие одинаковую форму, но разное звучание, например: замок замок ). Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов – слов, близких, похожих по звучанию и написанию, но разных по значению (например: экскаватор эскалатор ).

Синонимия противоположна многозначности и омонимии. При синонимии разная форма выражает одинаковое (или сходное) содержание. Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Они бывают понятийными (близкими, не совсем тождественными по значению) и стилистическими (тождественными по значению, но имеющими различную стилистическую окраску). Наличие синонимов обеспечивает выразительность речи и в то же время обязывает всех говорящих и пишущих внимательно относиться к выбору слова из ряда близких, похожих.

Антонимы – это слова с противоположным значением. Они издавна используются как приём для создания контрастных образцов, для резкого противопоставления признаков, явлений.

Целый ряд слов снабжён в толковых словарях пометами “ высокое”, “книжное”, с одной стороны, и “разговорное”, “просторечное” – с другой. Эти пометы указывают на стилистическое расслоение лексики. Основную часть словарного фонда составляет так называемая “нейтральная ” лексика, на фоне которой проявляются выразительные возможности стилистически окрашенных слов, использование которых в речи требует развитого языкового чутья и эстетического вкуса.

Лексику можно рассматривать с точки зрения активного и пассивного словарного запаса. К пассивной лексике относятся устаревшие слова: архаизмы (устаревшие синонимы современных слов) и историзмы (устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия), а также новые слова (неологизмы). Отдельные устаревшие слова “возвращаются” в активный фонд словаря, иногда приобретая новые значения, например: дума , губернатор , банкир , вратарь .

С точки зрения социальной сферы употребления все слова русского языка можно разделить на лексику неограниченной сферы употребления и лексику ограниченной сферы употребления, к которой относятся профессионализмы (слова и выражения, используемые в устной речи людьми одной профессии), диалектизмы (элементы территориальных диалектов, употребляемые носителями литературного языка), термины (точные обозначения определённых понятий какой-либо специальной области науки, техники, искусства), жаргонизмы (элементы различных социальных диалектов в литературной речи). Слова ограниченного употребления могут входить со временем в лексический состав литературного языка. При этом областные слова утрачивают диалектную окраску (например: околица , пахать , стерня ), а термины детерминологизируются (например: общественная реакция , среда , атмосфера ).

Ясность и понятность речи зависит от правильного употребления в ней заимствованных (иноязычных) слов. Ошибки в их использовании связаны прежде всего с незнанием точного смысла слова, что часто приводит к плеоназму (речевой избыточности), например: первый дебют, памятные сувениры. Разновидностью плеоназма является тавтология – употребление в речи рядом стоящих однокоренных слов.

Фразеологические нормы – это правила употребления фразеологизмов, несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней. Фразеологизмы отличаются устойчивым соотношением смыслового содержания, лексического состава и грамматического строения, поэтому любые изменения в составе и структуре этих выражений приводят к речевым ошибкам.

Вопросы :

2. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

3. В чем проявляется богатство лексики современного русского языка?

4. Дайте характеристику лексических речевых ошибок, связанных с нарушением требования оправданного выбора слова в определенной речевой ситуации.

5. Каковы особенности фразеологических норм? Охарактеризуйте основные виды фразеологических речевых ошибок.

Задания:

Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте с ними несколько словосочетаний.

Апелляция, концентрат, апогей, аранжировка, акустика, абонемент, баллотироваться, баланс, вернисаж, витраж, гравитация, габарит, гамма, гипотеза, вакуум, газон, грильяж, гурман, деградация, декада, диапазон, детектор, десерт, ералаш, заурядный, идеограмма, иллюзия, инстинкт, интонация, кавалькада, кинофицировать, кредо, кулуары, коллизия, лексикон, лейтмотив, манекен, мемуары, матрица, меридиан, мизерный, невежда, околица, орнамент, плеяда, претензия, просодия, фикция, эстетика, титульный.

Задание 2 . Выпишите сначала однозначные, затем многозначные слова. Мотивируйте свой ответ.

Б. Адмирал, водолаз, год, грач, вуз, бежать, вторник, стажёр, абажур.

В. Беглец, гусли, биолог, заря, вещь, герой, идти, почва, огонь, дом.

Задание 3. Определите, какие из выделенных слов употреблены в переносном значении.

1. Так своеволием пылая, роптала юность удалая.(А. Пушкин.). 2. Я хочу подышать возле тёплого тела искусства. (М. Светлов). 3. Яростный ветер подталкивал путника в спину. (М. Матусовский). 4. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А. Герцен) 5. Имел слова любимые, и выпускал их дедушка по слову через час. (Н. Некрасов).

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3.Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

Задание 5 . Укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии. 3. «Слово о полку Игореве» поймет каждый человек, который подлинно любит свою родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. 6. В образе Игоря отличается беззаветная храбрость, воинский пыл. 7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал своё кредо.

Задание 6 . Определите значение следующих слов паронимов. Объясните, с чем связаны ошибки при их употреблении.

Абонент – абонемент, одеть – надеть, дипломат – дипломант, ро­мантичный – романтический, основание – обоснование, веский – ве­сомый, бережный – бережливый, адресат – адресант, придворный – притворный, крепостной – крепостник, статут – статус.

Задание 7 . Распределите синонимы по группам: 1) семантические, 2) стилистические.

Безветрие, тишь, затишье, штиль; аплодировать, рукоплескать, хлопать; вынимать, извлекать; бледный, неяркий, блеклый, тусклый; долг, обязанность; любовь, влюблённость, страсть, увлечение; перерыв, передышка, перемена, перекур; поэт, стихотворец, пиит, бард, певец; серый, дымчатый, пепельный, мышиный.

Задание 8 . Определите, с какими словами, данными в скобках, могут сочетаться члены одного синонимического ряда. Укажите, с какими другими словами могут они сочетаться.

А. Безмолвный, молчаливый, немой (признание, лес, горе, человек); большой, крупный, здоровый (ребенок, зерно, дуб, город, сумма, борец); заграничный, зарубежный, иностранный (товар, язык, события); изысканный, утонченный (манеры, кушанья).

Б. Личный, индивидуальный, персональный (транспорт, машина, свобода, право); невероятный, невообразимый, немыслимый, несусветный (лень, шум, напряжение, тара); оживленный, живой, бойкий (улица, разговор, торговля, игра); неприятный, досадный, обидный (ошибка, упущение, недосмотр, промах, происшествие).

Задание 9 . Прочитайте следующие примеры из прозведений М.Ю. Лермонтова. Выпишите из них антонимы. Определите, к какой части речи они относятся и какую стилистическую функцию выполняют в художественном тексте. Есть ли среди приведенных примеров контекстуальные антонимы ?

1. Но долго это сердце увядало, и мир ему! – в единый миг оно любить и ненавидеть перестало: не всем такое счастье суждено! 2. Нет! охладить любовь гоненье еще ни разу не могло; она сама свое добро и зло! 3. Взгляни туда, где бранный дым краснее, где гуще пыль и смерти крик сильнее, где кровью облит мертвый и живой... 4. Направо темные кусты висят, за шапки задевая... налево –пропасть; по краям ряд красных камней, здесь и там всегда обрушиться готовый . 5. И вы не смоете своею черной кровью поэта праведную кровь.

Задание 10 . Выделите слова-архаизмы. Объясните, чем они от­личаются от историзмов. Определите, какую роль в речи играют уста­ревшие слова.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми.

2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный.

3. Шествовать, воздвигнуть, глаголить, внушить.

4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия.

5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица.

6. Пристав, бурса, балда, наипаче (особенно).

Задание 11 . Проанализируйте выделенные слова и укажите, к какой лексической группе с точки зрения сферы её употребления они относятся: 1) слово общенародного языка; 2) диалектизм; 3) жаргонизм; 4) профессионализм.

1. Сколько в юности недолюблено, недопето (А. Сурков). 2. Полк шел переменным аллюром, и лошади заметно припотели (М. Шолохов). 3. Сокровища музыки неисчерпаемы (Д. Шостакович) 4. Шапка русых кудрей колыхалась на его большой голове (М. Горький). 5. Задыхаясь, тянет Андрей повод, вводит на баз шатающегося от усталости коня (М. Шолохов). 6. Сокол сапсан бьёт сверху летящее стадо уток (Н. Пржевальский). 7. Пароход отходил, чтобы пристать к дебаркадеру (К. Федин). 8. Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает" (А. Пушкин) 9. Драка – драка не игрушка; хоть огнём горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо (А. Твардовский).

Задание 12. Выясните, с какой целью используется профессионально-терминологическая лексика в приведённых примерах: 1)для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики.

1. Покровский завод направляет нам лемехи тракторных плугов, зубья для борон (П. Проскурин). 2. Лицо у него некрасивое, но очень располагающее. Ноздри мясистые, подвижные, а глазищи как два светофора (Г. Николаева). 3. Севообороты утверждены, сев на носу (Г. Николаева). 4. В сосновом бору начинался ветер. Явно транзитный ветер, пришедший сюда с другого континента (И. Петров). 5. Внутренняя полость вентиля изолирована от внешней среды сильфонным устройством. 6. Быстродействующий регулятор интегральной мощности оказывает сильное стабилизирующее влияние на систему регулирования распределения мощности. 7. Мартены, блюминги, кессоны вот племя идолов твоих. Ты жил физически бессонно, а нравственно трусливо дрых (Е. Евтушенко). 8. Я – трубадур турбогенераторов (А. Вознесенский). 10. Гидравлические турбины строят только стационарными и используют на ГЭС для привода гидрогенераторов.

Задание 13 . Составьте предложения со следующими иноязычными по происхождению словами,. Укажите для каждого из них язык-источник, используя сведения из «Словаря иностранных слов».

Циркуль, фантазия, деспот, вакансия, штурм, паштет, патриот, шашлык, престиж, туннель, офицер, консерватор, тенденция, караул, талант, космополит, базар, рояль, экран, аромат.

Задание 14. Найдите канцеляризмы, отредактируйте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 2. Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков. 3. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 4. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине.

Задание 15 . Исправьте ошибки, связанные с многословием, определите их вид.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неё были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистически и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

Задание 16. Объясните значения заимствованных слов. Оцените уместность их употребления.

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики дефицит –товаров и услуг. 5. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

Задание 17. Дайте стилистическую характеристику приведённым фразеологическим выражениям .

Ахиллесова пята, белая ворона, умыть руки, марионеточное правительство, валять дурака, море по колено, первая ласточка, попасть впросак, средь бела дня, водить за нос, попасться на удочку, кот наплакал, задать баню.

Задание 18. Пользуясь словарями, определите значение фразеологических единиц и сферу их употребления. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы.

Втирать очки, раз-два и обчёлся, в ажуре, во весь дух, умывать руки, под сапогом, капля в море, не по зубам, лезть на рожон, след простыл, чуть свет, стричь под одну гребёнку.

Занятие 4

Морфологические нормы

Терминологический аппарат: фразеология, фразеологизм (фразео­логическая еДиница), фразеологическая норма, фразеологическая ошибка.

Особое место в системе языка занимают фразеологизмы - лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению сочетания слов, воспроизводимые в виде готовой речевой единицы (плыть по течению, Держать нос по ветру, обвоДить вокруг паль­ца, взять слово, оказать поДДержку и т.

Такие единицы изучаются в разделе лингвистики, который называется «Фразеология». Как самостоятельная лингвистическая дисциплина фразе­ология возникла сравнительно недавно, и поэтому далеко не все вопросы, связанные с особенностями этой языковой единицы, получили полное 32

и ЕДиНооБрАзНоЕ осВЕщЕНиЕ В НАучНоЙ литЕрАтурЕ.

ТАК, НАпримЕр, До сих пор НЕ очЕрчЕНЫ грАНицЫ фрАзЕологии: НЕКото­рЫЕ исслЕДоВАтЕли поНимАют ЕЕ узКо и отНосят К фрАзЕологизмАм тольКо ТЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, В КОТОРЫХ КАЖДОЕ ОТДЕЛЬНОЕ СЛОВО НЕ рЕАЛИЗуЕТ ВСЕХ сВоих КАчЕстВ (тЕряЕтся чЕтКость зНАчЕНия, слоВо НЕ используЕтся Во ВсЕх фОрмАХ). ЗНАЧЕНиЕ фрАзЕОЛОгизмА при эТОм ЧАСТО пЕрЕДАЕТСя ОДНим СЛО­ВОм. НАпримЕр, книга за семью печатями - «ТАЙНА». В эТОм СЛуЧАЕ НЕЛьзя УЖЕ УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОВО книга ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ИЛИ, НАПРИМЕР, зАмЕНяТь КОмпОНЕНТ семь НА пять. ТАКОВЫ ОСОБЕННОСТи НОВОЙ язЫКОВОЙ ЕДИНИцЫ, ОБЛАДАющЕЙ СОБСТВЕННЫМИ ХАрАКТЕрИСТИКАМИ ПО СрАВНЕНИю С ВХОДящИМИ В НЕё КОМПОНЕНТАМИ. ПрИ ТАКОМ ПОНИМАНИИ фрАзЕОЛОгИзМА гЛАВНЫМ ЕгО ПрИзНАКОМ СТАНОВИТСя уСТОЙЧИВОСТЬ КОМПОНЕНТНОгО СОСТАВА И НЕВЫВОДИМОСТЬ зНАЧЕНИя фрАзЕОЛОгИзМА Из зНАЧЕНИя СОСТАВЛяющИХ ЕгО КОМПОНЕНТОВ.

ПрИ шИрОКОМ ПОНИМАНИИ фрАзЕОЛОгИИ В НЕЕ ВКЛюЧАюТСя ПОСЛОВИ­цЫ, ПОгОВОрКИ, АфОрИзМЫ («Человек - это звучит гордо!» А. М. ГОрЬКИЙ); ПрЕДЛОЖНО-ИМЕННЫЕ СОЧЕТАНИя (в меру, на ходу); СЛОВОСОЧЕТАНИя ТЕрМИ­НОЛОгИЧЕСКОгО ХАрАКТЕрА (железная дорога, Министерство образования, налоговая инспекция); фОрМуЛЫ рЕЧЕВОгО эТИКЕТА (доброе утро, будьте любезны). В эТОМ СЛуЧАЕ КрИТЕрИИ фрАзЕОЛОгИзМА КАК язЫКОВОЙ ЕДИНИцЫ рАзМЫТЫ, ПОСКОЛЬКу КОМПОНЕНТЫ фрАзЕОЛОгИзМА СОХрАНяюТ КАЧЕСТВА СЛОВА, А зНАЧЕНИЕ фрАзЕОЛОгИзМА НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСя ОТ зНАЧЕНИя, КОТОрОЕ ПЕрЕ­ДАЕТСя СВОБОДНЫМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ ИЛИ ПрЕДЛОЖЕНИЕМ.

ОДНАКО ОСНОВНОЕ КАЧЕСТВО фрАзЕОЛОгИзМА (И В узКОМ, И В шИрОКОМ ПО­НИМАНИИ) - устойчивость состава компонентов - ОСТАЕТСя НЕИзМЕННЫМ. ИМЕННО эТА ХАрАКТЕрИСТИКА фрАзЕОЛОгИзМА СВязАНА С воспроизводимостью, суть которой состоит в том, что гОВОрящИЙ, фОрМуЛИруя СВОю МЫСЛЬ, МОЖЕТ ПОЛЬзОВАТЬСя язЫКОВОЙ ЕДИНИцЕЙ КАК гОТОВЫМ СТрОИТЕЛЬНЫМ МАТЕ­рИАЛОМ. ПрИ эТОМ СЛЕДуЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО СЕМАНТИЧЕСКИ фрАзЕОЛОгИзМ ЧАСТО СООТНОСИТСя СО СЛОВОМ, А фОрМАЛЬНО - СО СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. ПОСЛЕДНЕЕ ОБСТОяТЕЛЬСТВО ОПрЕДЕЛяЕТ ВАрИАТИВНОСТЬ фрАзЕОЛОгИзМА.

ПОД вариативностью ПОНИМАЕТСя такое видоизменение фразео­логизма, при котором не допускается искажение его значения, сти­листической характеристики и синтаксической функции. НАПрИМЕр, гроша медного (ломаного) не стоит; сердце в пятки ушло (сердце в пятках); ПОшЕЛ на попятный двор (ПОшЕЛ на попятную).

БОЛЬшИНСТВО фрАзЕОЛОгИзМОВ В руССКОМ язЫКЕ ДОПуСКАЕТ СВОБОДНЫЙ ПОряДОК СЛОВ (гнуть спину - спину гнуть), ОДНАКО В НЕКОТОрЫХ СЛуЧАяХ эТО ВЕДЕТ К рАзрушЕНИю фрАзЕОЛОгИзМА (МОЖНО СКАзАТЬ: гусь лапчатый, НО НЕЛЬ­зя: лапчатый гусь; ДЕНЕг куры не клюют, НО НЕЛЬзя: ДЕНЕг не клюют куры).

ОсоБЕнностЬ фрАЗЕоЛоГиЗмА имЕтЬ устойЧиВый состАВ компонЕнтоВ порожДАЕт БоЛЬшоЕ коЛиЧЕстВо рЕЧЕВых ошиБок:

1) нЕпрАВомЕрнуЮ ЗАмЕну компонЕнтА ФЕ (Само руководство региона не должно сидеть сложа рукава: не рукава, а руки);

2) усЕЧЕниЕ состАВА ФЕ (Все это чревато: необходимо добавить по­следствиями);

3) ВкЛЮЧЕниЕ В состАВ ФЕ ЛишнЕГо компонЕнтА (голосовать «за» обеими своими руками: необходимо убрать своими);

4) иЗмЕнЕниЕ формы ФЕ (Они были выше головы всех, кто выступал на конкурсе: нужно заменить родительный падеж на винительный - быть выше всех на голову).

5) контаминацию, поД которой понимАЕтся основанное на ассоциа­ции ошибочное соединение двух разных фразеологизмов в составе одного (Эта история давно канула в лепту: соЕДинЕниЕ фрАЗЕоЛоГиЗмоВ кануть в Лету и внести лепту).

ФрАЗЕоЛоГиЧЕскАя систЕмА яЗыкА прЕДстАВЛЕнА рАЗными кЛАссификА­циями. НАпримЕр, ФЕ ДиффЕрЕнцируЮтся по стиЛЮ. БоЛЬшАя ЧАстЬ фрАЗЕ­оЛоГиЧЕскоГо состАВА русскоГо яЗыкА относится к рАЗГоВорному стиЛЮ, по­скоЛЬку по происхожДЕниЮ ВосхоДит к устной нАроДной рЕЧи: ума палата, сломя голову, во все лопатки, медведь на ухо наступил.

ЕсЛи В состАВ фрАЗЕоЛоГиЗмА ВхоДят ГруБыЕ сЛоВА, то они относятся к просторЕЧным фрАЗЕоЛоГиЗмАм: поворачивать оглобли, губа не дура, драть как сидорову козу.

ПринАДЛЕжностЬ к стиЛЮ Во мноГом опрЕДЕЛяЕтся происхожДЕниЕм фрАЗЕоЛоГиЗмоВ. ТАк, фрАЗЕоЛоГиЗмы, пришЕДшиЕ иЗ ДруГих яЗыкоВ, от­носятся, кАк прАВиЛо, к книжному стиЛЮ. ОсоБЕнно это кАсАЕтся стАросЛА­ВянскоГо яЗыкА: на сон грядущий, знамение времени, краеугольный камень, вавилонское столпотворение.

СфЕрА испоЛЬЗоВАния ЛитЕрАтурно-книжных фрАЗЕоЛоГиЗмоВ - пуБЛицистиЧЕский, официАЛЬно-ДЕЛоВой, нАуЧный сти­Ли.

МноГиЕ фрАЗЕоЛоГиЗмы пришЛи В русский яЗык иЗ профЕссионАЛЬной рЕЧи: поставить в тупик - иЗ рЕЧи жЕЛЕЗноДорожникоВ, в час по чайной ложке - иЗ рЕЧи мЕДикоВ, овчинка выделки не стоит - иЗ рЕЧи скорнякоВ, второе дыхание - иЗ рЕЧи спортсмЕноВ и т.Д. ПрофЕссионАЛЬнАя рЕЧЬ по­рожДАЕт, кАк прАВиЛо, фрАЗЕоЛоГиЗмы рАЗГоВорноГо хАрАктЕрА.

К стиЛистиЧЕски нЕйтрАЛЬным фрАЗЕоЛоГиЗмАм относятся фрАЗЕоЛо­ГиЗмы, которыЕ ВыпоЛняЮт номинАтиВнуЮ функциЮ: они имЕнуЮт прЕД­меты, действия и явления Без их оценки. НАпримЕр, сДержать слово, во всяком случае, время от времени, из года в год.

ФрАЗЕоЛоГиЗмы кЛАссифицируЮтся по происхожДЕниЮ. БоЛЬшуЮ ЧАстЬ составляют исконно русские фразеологизмы, меньшую - заимствованные. Заимствованные устойчивые обороты в оригинале на письме передаются латинским шрифтом, наиболее известные - буквами русского алфавита (постфактум - «после сделанного» и лат. post factum).

Устойчивые сочетания, образованные путем пословного перево­да, называются фразеологическими кальками (железная Дорога - фр. chemin de fer). В отдельных случаях в калькированные обороты входят слова, упо­требляющиеся в русском языке как заимствования (принять резолюцию - фр. prendre une resolution). Иначе такие единицы именуются полукальками.

Следует помнить, что выразительные возможности фразеологии ве­лики. Употребление фразеологизмов в речи создает образность, яркость, свидетельствует, как правило, о хорошем уровне языковой подготовки говорящего. Однако проблема заключается в том, что далеко не каждый носитель языка способен пользоваться устойчивыми выражениями без­ошибочно, поэтому использовать фразеологизмы можно только в случае четкого представления об их значении.

Задания для самоконтроля

5.1. Подготовьте сообщение на тему «В.В. Виноградов и его клас­сификация фразеологизмов по степени семантической слитности». Особое внимание обратите на возможности употребления фразео­логизмов в разных коммуникативных ситуациях.

5.2. Исправьте ошибки, учитывая нормы лексической и фразео­логической сочетаемости; объясните характер ошибок.

Вариант 1. 1. Высокий вам поклон! 2. Она выполнила все наши просьбы и замечания. 3. Все поставленные заДачи Достигнуты. 4. Появление Николая Баскова наносит опреДеленный шлейф на эту проблему. 5. Я всяческими своими обеими руками буДу голосовать «за». 6. Я тебя черным по белому спросил. 7. Ушел Дмитриев, поДхватил пальму первенства Руслан. 8. Они были выше головы всех, кто выступал на конкурсе. 9. Само руковоДство региона не Должно сиДеть сложа рукава. 10. Говорящий возмущается по повоДу проДажи монастыря: «По существу уже позДно махать». 11. Чтение фантастических романов воспитывало в юношах любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. 12. Особую помощь и личное участие в про­веДении СпартакиаДы оказали начальник Депо и преДсеДатель профкома. 13. Сколько лет Днем с фонарем страна ищет национальную иДею, а она, оказывается, на поверхности. 14. Я слышу, о чем происхоДит речь. 15. Как прекратить эти сизифовы муки?16. Теперь на послеДних километрах ей наДо зубы сжать в кулак и бегать.

Вариант 2. 1.У меня даже рот отвис от удивления. 2. Отмечается улучшение состояния больного, он самостоятельно протягивает ноги. 3. Наши войска произвели сокрушительный удар, враг получил поражение. 4. Ну, кто еще у нас принимал? (речь идет об участии в олимпиаде). 5. Первый ком блином. 6. Азазелло в романе является первой рукой Воланда. 7. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 8. Их сильная дружба многими была замечена. 9. Вчера мне было печально.10. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 11. Я не посчитал возможным выполнить это по­ручение. 12. Эта история давно канула в лепту. 13. Преступность упала до критических границ. 14. Он вклинился к нему в доверие. 15. Он хотел выска­зать обиду, но у него остолбенел язык.

5.3. Разбейте примеры на две группы: 1) с нарушением формы ком­понента фразеологизма, 2) с неправомерной заменой компонента фразеологизма.

Денег - кошка наплакал; львиная часть прибыли; играть значение в раз­витии предприятия; играть главную скрипку в уголовном деле; одержать успех в крупных соревнованиях; тратить нервы своим родственникам; за­варился сыр-бор; расхвалить в пух и прах; взять корову за рога; вывести на чистую сторону; дареному коню в уши не смотрят; все вернулось на круги свои; бить баклушами; все кошки ночью черные; петухов по осени считают; как будто воды холодной в рот набрал; ошарашил меня словно снег в голову; не хотел удариться в грязь лицом; задавать кляузные вопросы; подвернулся под рукой.