План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: нод по фэмп в подготовительной группе "школьный портфель". Конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе

Коррекционное занятие во 2 классе.

Тема занятия: Ориентировка на листе бумаги.

Тип занятия: Изучение новой темы.

Цель: научить ориентироваться на плоскости листа.

Задачи:

Образовательные:

    Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др..

    Проводить линии в определённом направлении.

    Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.

    Показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между).

Коррекционно-развивающие:

    Развитие устной речи, путем требования полных ответов на вопросы учителя.

    Развитие мелкой моторики посредством выполнения практической работы в тетрадях.

    Развитие мышления посредством включения в урок заданий на умения находить закономерности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, маркерная доска, маркеры, (синий, красный, зелёный, чёрный), лист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Структура урока

1. Организационный момент.

2 .Введение в тему.

    Сообщение темы и цели урока.

    Вводная беседа.

3. Изучение нового материала.

    Задание №1.

    Работа с массажором Су Джук

    Задание №2.

    Задание №3.

    Физминутка.

    Задание №4.

5.Итог урока.

    Обобщение.

    Анализ деятельности учащихся.

I .Организационный момент.

Прозвенел звонок для Вас,

Все зашли спокойно в класс.

Встаньте все у парт красиво,

Поздоровайтесь учтиво!

Не ленитесь – улыбнитесь,

И тихонечко садитесь! (Дети садятся.)

На занятии Вам понадобятся: лист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, ластик. Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку. (Проверка готовности учащихся к уроку.)

II .Введение в тему.

1). Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на коррекционном занятии мы научимся ориентироваться на листе бумаги, размещать объекты в заданной позиции: вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др..

2). Вводная часть.

Ой, ребята, тише, тише,

Что – то странное я слышу:

Гость, какой – то к нам спешит

И как будто бы пищит.

Кто бы ни был, заходи

На ребяток посмотри!

Чтобы узнать, кто спешит к нам в гости, надо отгадать загадки.

(Показ слайда №2).

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка

Кто это? (Это петух.) (Показ слайда №3).

(Показ слайда №4).

Зёрнышко клюёт,

Деток зовёт:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Квохчет, хлопочет

Детей созывает,

Всех под крылья собирает!

Кто это? (Это курица.) (Показ слайда №5).

Правильно! Молодцы! Послушайте следующую загадку.

(Показ слайда №6).

Я родился в жёлтой шубке:

«Прощайте, две скорлупки!»

Кто это? (Это цыплёнок.) (Показ слайда №7).

Умницы ребята! (Показ слайда №8).

Петухи, цыплята, куры-

Очень важные фигуры.

По утрам петух поёт,

Будит весь честной народ.

Курица цыплят растит

И яйцом нас угостит. (Показ слайда №9).

III . Изучение нового материала.

Ребята Вы думаете, куриная семья к нам просто так в гости пришла? (Ответы детей).

Они приготовили нам задания, которые мы будем выполнять.

1) Задание №1.

Ребята Вы, наверное, знаете какой большой церковный праздник, мы скоро будем праздновать? (Праздник Пасхи).

Правильно! А главным пасхальным символом воскресения считается яйцо, так как из яйца рождается новая жизнь. При пасхальном целовании и приветствии верующие всегда дарили друг другу крашеные яйца. Вот и вы в первом задании должны раскрасить яйца в нужные цвета.

Возьмите в руки красный карандаш и раскрасьте яйцо с правой стороны.

Возьмите в руки зелёный карандаш и раскрасьте левое яйцо.

Возьмите в руки синий карандаш и раскрасьте им яйцо, которое находиться справа от зелёного.

Возьмите в руки жёлтый карандаш и раскрасьте им яйцо которое находиться между синим и красным находиться.

Молодцы! Все с заданием справились. (Показ лучших работ).

2) Работа с массажором Су Джук.

Теперь мы с вами немного отдохнём. Я раздам Вам массажоры и Вы будите повторять все движения за мной. Всё внимание на меня.

Был белый дом,

Чудесный дом.

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое тёплое, такое -

Пушистое и золотое!

Я родился в жёлтой шубке:

«Прощайте, две скорлупки!»

(Все движения ребята повторяют за учителем. После того, как массажор откроется, ребята начинают массировать пальцы массажным кольцом.)

3) Задание №2.

Ребята, найдите на своих листочках задание №2. Кто здесь нарисован в середине квадрата? (В середине квадрата нарисован цыплёнок.)

Правильно, цыплёнок. Посмотрите, он только ещё вылупился из своего яичка и очень хочет кушать, но не знает, куда ему идти. Давайте ему подскажем. Возьмите в руки простой карандаш. Приготовьтесь внимательно слушать. Что располагается в левом верхнем углу? (В левом верхнем углу располагается червяк).

Совершенно верно! Это червяк. Проведите дорожку от цыплёнка к левому верхнему углу. (Дети выполняют задания).

Что находиться в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу находиться трава.)

Молодцы, правильно там располагается трава. Проведите линию от цыплёнка к правому нижнему углу. (Дети выполняют задания).

Что цыплёнок найдёт в правом верхнем углу? (В правом верхнем углу находиться божья коровка-жучок.)

Молодцы! Проведите дорожку от цыплёнка в правый верхний угол, к жучку. (Дети выполняют задания).

А что находиться в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу находиться зерно.)

Правильно, зерно! Нарисуйте дорожку от цыплёнка к левому нижнему углу. (Дети выполняют задания).

Молодцы! С этим заданием Вы тоже справились.

4) Задание №3.

Ребята, а кто из Вас знает, где живут куры? (Куры живут в курятнике.)

Правильно! Они живут в курятнике. Найдите на своих листочках задание №3. Что у Вас нарисовано в середине квадрата? (Ответы детей).

Правильно, ребята, это курятник. Скажите, а курочкам понравиться здесь жить? (Ответы детей).

Сейчас мы с Вами закончим этот рисунок. Я говорю что, а самое главное, где нужно нарисовать. Вы быстро это рисуете. Приступим к работе. В левом углу нашего рисунка нарисуйте солнце. Внизу курятника нарисуйте траву. В правом нижнем углу нарисуйте цветочек. Сверху курятника нарисуйте облако. Слева от курятника нарисуйте забор. Справа от курятника нарисуйте дерево. В левом нижнем углу нарисуйте гриб. В правом верхнем углу нарисуйте ещё одно облако. У Вас должен получиться вот такой рисунок. (Показ рисунка – образца на маркерной доске.)

5) Физминутка.

Сели ровно. Внимание на меня. Положите свою голову на свои ладони. Работаем глазками. Вверх – вниз (2 раза), вправо – влево (2 раза), в правый верхний угол – в левый нижний угол (2 раза), в левый верхний угол – в правый нижний (2 раза). Закройте глаза ладонями и считаем от 5 до 1. Затем открываем глаза. Молодцы!

6) Задание №4.

И последние задание, которое приготовили нам курочки это штриховка. Кто нарисован у Вас в задание №4? (В задании №4 нарисовваны цыплята.)

Правильно! Вам нужно заштриховать этих цыплят в нужном направлении. Возьмите в руки простой карандаш и заштрихуйте первого цыплёнка сверху вниз. (Дети выполняют задания).

Молодцы! Следующего цыплёнка Вам нужно заштриховать слева направо. (Дети выполняют задания).

И последнего цыплёнка Вам нужно заштриховать с верхнего правого угла в нижней левый. (Дети выполняют задания).

Молодцы! Все с заданием справились. (Показ лучших работ.)

IV .Итог урока.

Сели все ровно. Курочкам очень понравилось как Вы работали. Молодцы! Все встаньте. Можете идти на перемену.

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги; упражнять детей в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении; развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Ведущий (В.). Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашей группе и, возможно, нам удастся увидеть в обычных предметах что-то новое, интересное и, может быть, мы найдем новых друзей.

Актуализация знаний о видах транспорта.

Давайте вспомним, на чем можно путешествовать? Какой вид транспорта вам больше всего нравится? Давайте мы выберем поезд. Из каких частей состоит поезд? (Локомотив и вагоны.) Кто хочет быть локомотивом? А кто лучше всех сможет вести наш поезд?

Игра «Теневое домино».

В. Чтобы построить поезд, каждый должен взять по одной карточке домино и построить цепочку, приставляя цветное изображение предмета к его тени. А теперь, ребята, станьте друг за другом в таком же порядке, в каком лежат ваши карточки. Скажите, кто за кем стоит. Запомните свои места и можете разойтись. Итак, поезд у нас есть. Теперь необходимо выбрать маршрут нашего движения. Что для этого необходимо? (Карта.)

Чтение схемы-плана (повторение графических символов).

В. Используем для этого план игровой комнаты, который мы составили на прошлом занятии. Давайте представим, что мы только вошли в группу. Что находится слева от вас? (Окна.) Каким цветом обозначены окна на нашем плане? (Голубым.) Что находится перед окнами? (Стол.) Какой он формы? (Прямоугольной.) Какого цвета крышка стола? (Белого.) Покажите, где этот стол обозначен на нашем плане. Что справа от вас? (Столы для рисования.) Сколько их? (Три.) Они одинаковые? (Нет, посередине большой, а по бокам - маленькие.) Какой формы большой стол? (Трапеция.) Какого он цвета? (Белого.) Какой формы маленькие столы? (Квадратной.) Какого они цвета? (Желтого.) Покажите, где они расположены на нашем плане. А что расположено посередине нашего плана? (Ковер.) Каким цветом он обозначен? (Красным.)

А что изображено на нашем плане в правом верхнем углу? (Театральный уголок.) Ребята, на плане стрелками обозначен наш маршрут и остановки, на которых нас ждут удивительные приключения. Откуда начинается наше путешествие? (От двери.) А вы помните, кто за кем стоял? Итак, в путь!

Игра «Поезд» (движение по схеме в заданном направлении).

Дети получают карту в руки и двигаются по стрелкам до первой остановки, указанной на схеме. Поезд останавливается, вагоны произвольно рассыпаются.

В. Ребята, а кто у нас сидит на месте Павлика? (Обезьяна.) Рассмотрите ее. Какая у нее шерстка? (Пушистая, коричневая, гладкая, теплая, мягкая и т. д.) Какие у нее грустные глаза! Я поняла, почему она так печальна: у нее нет дома. Ребята, а мы можем помочь обезьяне? Как? (Построим дом.) Но чтобы строить дом, надо начертить чертеж.

Ориентировка на листе бумаги (словесный диктант).

В. Возьмите листики и расположите их так, чтобы красная полоса была слева от вас. Возьмите ручки, приготовьтесь. От точки проведите линию на 5 клеток вниз, на 5 клеток вправо, на 5 клеток вверх и т. д. (Дети выполняют .)

Молодцы! Какие красивые дома у вас получились! Теперь обезьяна сможет построить себе дом. А наше путешествие продолжается.

Задание на смену направления движения по словесной инструкции.

В. Пройди вперед до ковра, поверни налево. Дойди до угла ковра и поверни направо. Иди вперед до следующего угла ковра и пройди вперед еще 3 шага. (Вторая остановка.)

Ребята, куда мы прибыли? (В театральный уголок.) Кто здесь живет? (Сказочные герои.) Правильно, вот это Чебурашка - сказочный персонаж. Но он тоже невеселый. Дом у него есть, а вот ковра для игр - нет. Мы можем помочь ему? (Да, мы подарим ему ковер.)

Ориентировка на листе бумаги (создание аппликации).

В. Какой формы у нас лист? (Квадратной.) Рома, положи посередине ковра желтый квадрат. Катя, положи сверху посередине овал, снизу - второй овал, и т. д. В углах ковра приклейте треугольники. Сколько надо треугольников? (Четыре.) Какого они цвета? (Синего.) Между овалами приклейте круги. Красиво у нас получилось? Какой пестрый ковер! Чебурашке он понравился, поэтому он споет нам песенку, а мы давайте проследим за ним глазками.

Гимнастика для глаз, снимающая зрительное напряжение (используется звучащая игрушка).

В. Ребята, а куда же исчез наш план? И что это за письмо? (Читают письмо.) Да, это письмо от крота. Он предлагает вам поиграть в прятки. Сам спрятался и оставил только письмо-подсказку. А вы знаете, кто такой крот? Как он выглядит? Где он может прятаться? Давайте поищем.

Игра «Найди игрушку» (предлагается схема игрового уголка или словесные указания). (Дети выполняют задание.)

В. Где прятался крот? Давайте вместе поиграем в прятки. Куда прячется крот? (На стол, под стол, за шкаф, в шкаф и т. д.)

Крот подсказал мне, где наша карта, она под синей коробкой. Принесите ее, пожалуйста. Но это же не карта, это изображения пляшущих человечков. Давайте и мы потанцуем под музыку.

Физкультминутка (дети выполняют упражнения с опорой на зрительные символы).

В. А нам пора в путь! Паровоз, давай сигнал к отправлению! Мы едем к последней остановке.

Игра «Лабиринт».

В. Ребята, звери потеряли своих детенышей в лабиринтах. Что же делать? (Мы их проведем к маме.) Тогда разберите карточки и помогите детенышам. (Дети выполняют задание.)

Ну, вот, наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили? Понравилось вам путешествие? Спасибо за внимание!

Инна Наумчик

Татьяна Лихачева
Конспект интегрированной НОД для подготовительной группы по математике «Ориентировка в пространстве»

Конспект НОД по О . О. «Познание» (ФЭМП,

Возрастная группа : подготовительная группа .

Тема : «Ориентировка в пространстве » .

Цель : формировать умения ориентироваться на листе бумаги , составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание в переделах 20.

Интегрированные области : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» .

Задачи :

Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги ;

Выполнять задание под диктовку;

Формировать умение двигаться во время перерисовывания от указанной точки в том направлении, которое называет педагог;

Закрепит название месяцев;

Продолжать формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20.

Развивать мыслительные операции, речь и воспитывать умение работать в группе и индивидуально .

Закреплять знания детей с учетом их половой идентификации.

Методы и приемы : наглядный, словестный, проблемный, игровой, показ.

Материалы :

Для воспитателя : цифры от 1до 20, знаки;

Для детей : карточки с цифрами, тетрадь, карандаши (синий и красный) .

Ход НОД:

Вводное слово воспитателя. Воспитатель загадывает загадку, а дети пытаются отгадать.

– Отгадайте загадку :

Длинноногий, горделивый,

Важный и не торопливый

Шею длинную он носит.

И листву, как траву «косит»

Кто ответит, будет прав -

Это дядюшка (жираф) .

– Правильно ребята, а теперь нарисуем ответ с помощью волшебного карандаша, который слушается моего голоса.

– Ребята, прежде чем мы начнем выполнять задание, давайте разомнем наши ручки. (Пальчиковая гимнастика) .

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок :

Чок– чок, кулачок,

Чок– чок, на бочок!

Руки положить на стол : – ладони прижать к столу; – одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» «кулак» ); – разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» «кулак» ). Для усложнения увеличить темп движения

Графический диктант

Волшебный карандаш побывал в ваших тетрадях. Откройте тетради и посмотрите, что вам оставил карандаш? (Ответы детей : Точка.) – Возьмите в руки карандаши (девочки- красный, мальчики- синий,и от точки на листе отсчитайте 6 клеток влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 9 клеток вниз,2 клетки вправо, 3 клетки вверх,3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 5 клеток вверх, 1 клетка по диагонали.

– Что вы нарисовали? (Жирафа.)

Почему у вас жираф разных цветов?

– Что делает жираф? (Стоит.)

– Где живет жираф?

– А может ли жираф жить в нашей стране? Почему? (Ответы детей) .

– А теперь давайте с вами поиграем в игру «Двенадцать месяцев» . Я возьму карточки с цифрами от 1 до 12 изображением вниз и перемешаю их. Возьмите по карточке и постройтесь по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Вы «превратились в 12 месяцев» .

Задача : назвать четные и нечетные цифры,цифровой ряд (предыдущие и последующие ряды) .

Вспомните, что вы можете рассказать о себе и своих «соседях» ? (Ответы детей.)

Воспитатель задает вопросы :

– Первый месяц, как тебя зовут?

– Как зовут второй месяц?

– Январь, придумай загадку о своем месяце.

– Март, ты какой месяц по счету?

– Апрель, в каких сказках встречается твой месяц?

Когда теплее, в марте или в феврале?

Работа с карточками.

– Сегодня мы будем продолжать формировать умение составлять и решать задачи.

На доске «запись» : 18 + 1 =

– Посмотрите на «запись» , обратите внимание на знак (показывает на знак «+» ). Что он обозначает? (Что прибавили, стало больше.)

– Придумайте задачу, в которой будут такие же числа, как на доске.

Дети придумывают задачи.

– Сделайте с использованием карточек лежащих на столе «запись» задачи, и расскажите почему получилась такая запись. (Ответы детей.)

– А теперь я «напишу» на доске другой пример : 17 – 1 =

– Придумайте другую задачу. Обратите внимание на то, что число стало меньше, уменьшилось.

Рефлексия : - Чем мы занимались на НОД?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что нового узнали?

– Что вызвало у вас затруднение?

– Покажите в воздухе рукой цифру 20.

Выполнила воспитатель ГБОУ СОШ №9 СПДС№10 «Снежок» , Лихачева Т. В.

Литература :

1. Новикова, В. П. Математика в детском саду/В . П. Новикова, Мозаика-Синтез , – 2005.

2. Графические диктанты. Веселые клеточки// И. Васильева, ИПК Парето-Принт, –2010.

3. Я. Краснов, Стихи- загадки о животных. М., 2012.

4. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. М, 2012.

МКОУ «Мухор – Тархатинская СОШ»

Детский сад «Айучак»

Непосредственная образовательная деятельность

Область «Познание»:

(Формирование элементарных математических представлений)

Тема:

«Ориентировка в пространстве. Составление предмета из треугольников».

(Старшая группа)

Воспитатель: Чурекенова Н.В.

Кош-Агачский район

с. Мухор-Тархата

Тел: 89136964110

Тема: «Ориентировка в пространстве. Составление предмета из треугольников».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, художественно-эстетическое.

Цели: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке, развивать предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений; учить составлять конструкцию из четырёх разно бедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать дружелюбное отношение друг другу во время игр, умение радоваться успехам других детей.

Материалы и оборудование : Макет домика, листы бумаги, карандаши. 2 ватмана окрашенных в голубой цвет. Для детей: по 4 треугольника, сделанных из квадрата размером 3х3 см; 2,5х2,5 см; 2х2; клей.

    Организационный момент. Чтение стихотворения:

Барабанщик барабанит,

Барабанит, барабанит...

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

предложить каждому ребенку показать левую и правую руки.

2. Упражнения . «Движение по заданной инструкции» (усвоение частей, левой и правой стороны).

Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаем.

Знаем лево, знаем право

И, конечно же, кругом.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

«Вверх–вниз, сверху–снизу». (Анализ макета домика)

а) Ориентировка в пространстве:

– Что наверху, что внизу?

б) Ориентировка на листе бумаги:

– Нарисуйте в верхней части листа кружок, в нижней – квадрат.

3. Игра «Где лево, где право?».

Инструкция:

а) стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;

б) по инструкции расположить предметы слева и справа от данного;

в) определить место соседа по отношению к себе;

г) стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища левую руку, правую руку и т. д.

4.Рег. компонент Алтайская народная игра «Волк и жеребята».

Из группы играющих выбираются волк, две, три лошади, а остальные дети изображают жеребят. Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко, т.к. там бродит волк. Лошадки распростёртыми руками сгоняют в табун старающихся убежать из пастбища жеребят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры, стоят в определенном месте, куда их приведёт волк.

5.Аппликация.

На отдельных столах лежат листы ватмана. Дети сидят за столами по два человека, перед детьми листы по 4 бумажных треугольника. Предложить отгадать загадку:

Крылья есть да не летает.

Глаза есть да не мигает.

Блещет в речке чистой

Спинки серебристой.(Рыбка)

Правило работы с треугольниками:

Один треугольник прикладывается к другому, а не накладывается на него. Предложить детям самим придумать различные рыбки. Затем "запустить" рыбок в "аквариум" то есть наклеить их на ватман.

Сколько больших рыбок?

В какую сторону плывут рыбки?

Как узнать в каком аквариуме больше рыбок?

Как называется рыбка?

Придумайте название картины.

6. Рефлексия.

– Что мы делали на занятии? В какие игры играли?

– Как назвали свою работу?

Если вам понравилось занятие поднимите правую руку, если нет то левую. (Что понравилось, что не понравилось, расскажите).