Гипотетическое видение мира (Особенности построения концептуального знания). Пассивные и мимические вопросы

Гипотетический

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ая, ое.hypothétique , нем. hypothetisch <лат. hypotheticus . Предположительный , возможный . Сл. 18. Низринуть идолов сект и разорить их капища ипотетических оснований. Пнк. 1800 6. Обе оне <карты> служат к ипотетическому определению мест, упомянутых древними землеописателями, особливо Страбоном. 1823. Муравьев-Апостол Пут. по Тавриде с. IX. Столовые ложи напоминают английские митинги; в них также нечто далекое, вопросы и решения, часто ипотетическия. Батенков Восп. о масонстве. // ВЕ 1872 123 7 274. Оно <происшествие> может служить для нашего положения примером ипотетическим. ОЗ 1872 9 2 140. В душе у каждого еще теплится слабой искрой женский образ - .. та гипотетическая девушка, с которой должна была соединиться вся жизнь. Мамин-Сиб. Отец на Новый . Меня пытались обижать и.. за мою гипотетическую принадлежность к его <адмирала Канариса> антиподам - евреям. Д. Каралис Из варяг в . // Нева 2003 4 4. - Лекс. Ян. 1803: гипотерический; САН 1847: гипоте/тический.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "гипотетический" в других словарях:

    ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ - (от гипотеза). Основанный на предположении, гадательный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ основанный на гипотезе, предположительный, гадательный, невполне достоверный. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    гипотетический - гипотетичный, предположительный, проблематичный; гадательный, проблематический. Ant. очевидный, ясный, явный Словарь русских синонимов. гипотетический см. предположительный Словарь синонимов русско … Словарь синонимов

    ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ - ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ, гипотетическая, гипотетическое (книжн.). Предположительный, основанный на гипотезе. Гипотетическое утверждение. Высказывать что нибудь гипотетически (нареч.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ - [тэ ], ая, ое (книжн.). Основанный на гипотезе, предположительный. Гипотетическое построение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ - (от греч. hypothesis – основание) условный, предположительный; суждение является гипотетическим, если действительность второго положения обусловлена действительностью первого положения: если есть А, то есть В. Философский энциклопедический… … Философская энциклопедия

    гипотетический - гипотетический. Произносится [гипотэтический] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    гипотетический - [тэ], ая, ое, книжн. Основанный на гипотезе, предположительный. Гипотетическое суждение. Гипотетический случай. Родственные слова: гипотети/чески Этимология: Из западноевропейских языков (нем. hypothetisch, фр. hypothétique, англ. hypothetical… … Популярный словарь русского языка

    Гипотетический - прил. 1. соотн. с сущ. гипотеза, связанный с ним 2. Свойственный гипотезе, характерный для неё. 3. Основанный на гипотезе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    гипотетический - гипотетический, гипотетическая, гипотетическое, гипотетические, гипотетического, гипотетической, гипотетического, гипотетических, гипотетическому, гипотетической, гипотетическому, гипотетическим, гипотетический, гипотетическую, гипотетическое,… … Формы слов

    гипотетический - См. ipotètico … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Книги

  • Дорога к дому (+ DVD) , Жигайлов А.. В Москве в последние два года появился обычай устраивать фотоэкспозиции под открытым небом - то на Чистопрудном бульваре, то на Страстном... Алексей Николаевич Жигайлов устроил свою… Купить за 1328 руб
  • Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание. Избранные труды , Л. В. Скворцов. Метаморфоза эзотеризма. Проблема страха: искусство жизни в`Век смерти`. Homo faber: крушение классической концепции?Информационное общество и насилие. Перспектива толерантности.…

Ф. Котлер исходит из допущения, что маркетинг так или иначе затрагивает интересы каждого, будь то покупатель, продавец или рядовой гражданин. А ведь у этих людей могут быть цели, противоречащие друг другу . В подтверждение этому он на гипотетическом примере сталкивает между собой три позиции - рядового покупателя, управляющего по маркетингу фирмы и сенатора, интересующегося деятельностью предпринимателей в области маркетинга. Кроме того, автор приводит ряд высказываний о маркетинге его защитников и противников, а также факты, касающиеся регулирования маркетинговой деятельности . Все это делается для того, чтобы подвести читателя к одному из ключевых вопросов Какова же истинная цель маркетинга  


Гипотетические вопросы Эти вопросы ("Что бы вы сделали, если бы...") могут сразу выявить взгляды претендента на ту или иную проблему. Они полезны для выявления установок и ценностей. Однако их следует задавать как можно реже. (Должны исключаться также вопросы с "подвохом").  

Пример (гипотетический). Допустим, Ваш корабль потерпел крушение и вы вынуждены были высадиться на необитаемом острове. Корабль, который заберет вас отсюда, прибудет не ранее, чем через шесть месяцев. У Вас есть с собой 10 000 долларов. Вопрос изменится ли за эти шесть месяцев текущая стоимость этих денег  

Полезно изобразить графически вероятные значения будущих объемов прибыли поглощающей компании как при слиянии, так и без него. Такой график для гипотетического слияния изображен на рис. 24.2. График показывает, какой период понадобится для того, чтобы устранить размывание величины прибыли на акцию и достичь его увеличения, о котором шла речь выше. В данном примере этот период составляет 1,5 года сначала, сразу же после слияния, показатель прибыли на акцию снижается на 0,30 дол., однако это относительное размывание устраняется к середине второго года. Наличие данного эффекта позволяет утверждать, что чем больше период, в течении которого сохраняется влияние первоначального размывания величины прибыли на акцию, тем менее желательным представляется приобретение с точки зрения поглощающей компании. Некоторые компании устанавливают максимальную приемлемую продолжительность упомянутого периода, и это значение служит ограничителем при установлении менового соотношения, на основе которого осуществляется приобретение. Рассматривая вопрос о поглощении компании, следует построить такие графики для разных возможных значений менового соотношения. Должны быть также выполнены графики для разных значений объема прибыли поглощаемой компании построение подобных графиков предоставляет руководству компании большой объем информации, на базе которого можно вести переговоры о поглощении.  

Рассмотрим следующие (гипотетические) данные. RT обладает активами обанкротившихся сберегательных учреждений в сумме 10 млрд. долл. в текущих рыночных ценах . Каждый доллар проданных активов уменьшает чистые издержки , которые несут налогоплательщики по ликвидации последствий кризиса, на 1 долл. Рыночная опенка непроданных активов равномерно уменьшается на 50% ежегодно. И последнее, рыночная процентная ставка равна 7% годовых. Ответьте на следующие вопросы, исходя из того, что RT реализует активы по рыночным ценам.  

Чтобы ответить на этот вопрос, мы сделаем соответствующий примерный расчет. Исходя из соотношения 20 1 и полагая, что каждый следующий тарифный разряд должен оплачиваться выше предыдущего на одно и то же число процентов, мы получили бы для довоенного времени по сравнению с нынешней 8-кратной сеткой следующую гипотетическую тарифную сетку (табл. 23).  

Рассмотрим этапы конструирования идеального показателя V на методическом уровне, который необходим для нахождения ряда соответствующих статистик и в том числе Ус. Однако задачу можно поставить более узко - оценить F , не задаваясь вопросом о природе и свойствах идеального показателя, но при этом, по нашему мнению, усилия на оценку F сравнимы с усилиями для построения идеального показателя. Пока эта сложная проблема не решена, можно довольствоваться и гипотетической оценкой Ус> в том числе и V = 0.  

Гипотетические и оценивающие вопросы  

Семинар начался удачно, и большинство участников очень хотели узнать кое-что новое о предмете, на исследование которого многие трейдеры не тратят слишком много времени. Я начал с примера с монетой, который был описан во второй главе этой книги. Слушатели с благоговением ожидали выводов, и мне действительно удалось завладеть их вниманием. Однако через 30 -40 минут поднялся один человек и, видимо, преследуя определенные цели , прямо выкрикнул саркастический вопрос, почему я рассказываю о том, чем не следует пользоваться. Испуганный подобным выступлением, я путано объяснил, что это самый рекомендуемый метод, и если я собираюсь продолжать выступление и рассказывать слушателям о Фиксированно-Пропорциональном методе , то они должны понять недостатки Фиксированно-Фракционного метода. Это умиротворило на некоторое время задавшего вопрос. Однако вскоре после этого стало ясно, что я не собираюсь обучать их методу Фиксированно-Пропорциональной торговли. Вместо этого я просто показал несколько распечаток гипотетических результатов, сравнивая результаты использования Фиксированно-Фракционного метода с Фиксированно-Пропорциональным.  

Может показаться, что эта тема является неуместной в книге по управлению капиталом. Тем не менее косвенным образом она тесно связана с вопросами, рассматриваемыми в этом издании. Управление капиталом без метода или системы торговли попросту бесполезно. Помимо этого, использование в торговле метода с отрицательным математическим ожиданием тоже бесполезно. Таким образом, метод или торговая система должны давать деньги для того, чтобы в игру вступили факторы роста, ведущие происхождение от управления капиталом и позволяющие получить хорошие конечные результаты . Откройте любой журнал по торговле и вы найдете там больше торговых систем и методов, чем сумеете опробовать. Все они кажутся великолепными, и большинство из них, как утверждается, являются самыми лучшими способами создания денег. Помимо всего прочего, основой для большинства таких утверждений являются гипотетические результаты. Как-то раз я получил "рассылку", автор которой утверждал, что он "превратил" 200 долларов в 18.000.000 долларов (здесь нет ошибки - в 18 миллионов долларов) за какие-то несколько лет. Там же говорилось, что вы тоже сумеете это сделать, приобретя книгу за 39,95 доллара и прочитав о невероятном методе, описанном в ней. (За небольшую плату я скажу вам, что собой представляет эта книга). Дело в том, что большинство этих гипотетических результатов появляется только после проведения значительного оптимизационного тестирования представляемого метода. Если управление капиталом сложным образом связано с системой или методами, используемыми в торговле, то гипотетические результаты становятся особенно важны в момент принятия решения о том, стоит ли пользоваться данным методом или системой.  

Вот что мы получили. Оптимизированные результаты для системы со скользящей средней применяются к рынку бондов. Теперь единственный вопрос заключается в том какая нам польза от этой информации Я боюсь, что не слишком большая. Сама по себе эта информация не имеет никакого смысла, кроме того, что при определенных параметрах она дает нам определенные результаты за пятилетний период. Приведенные выше результаты -это то, что вы обычно видите, когда вам предлагают купить метод или систему, то есть это результаты гипотетического тестирования. Чаще всего такие результаты довольно хороши. Тем не менее в следующих разделах книги показано, что оптимизация торговой системы для одного вида финансовых инструментов и одного набора данных очень похожа на оптимизацию метода Фиксированно-Фракционной торговли для какого-то определенного набора данных, как это показано в главе 5. То, что оптимально для одного ряда данных, может оказаться неоптимальным для другого набора.  

Ключевой вопрос. Предположим, что в 1974 г. совокупное производство в гипотетической экономи-  

Ключевой вопрос. Предположим, что параметры совокупного спроса и совокупного предложения в гипотетической экономике имеют следующие значения.  

Ключевой вопрос. Предположим, что в гипотетической экономике, которой посвящен вопрос 4, существует следующая зависимость между реальным объемом производства и объемом ресурсов, необходимых для этого производства.  

Ответьте на приведенные ниже вопросы, опираясь на следующую информацию о состоянии гипотетической экономики в первый год денежное предложение - 400 млрд дол. долгосрочный ежегодный рост реального ВВП - 3% скорость обращения денег - 4. Исходите из того, что первоначально банковская система не имеет избыточных резервов и что  

Ключевой вопрос. Используя модель совокупного 6. Допустим, в гипотетической экономике реаль-  

Ключевой вопрос. Ниже приведены таблицы гипотетических производственных возможностей для Новой Зеландии и Испании.  

На рис. 10.6 представлена карта позиционирования гипотетических конкурирующих продуктов на определенном целевом рынке по двум параметрам цена (горизонтальная ось) и качество (вертикальная ось). В кружках, радиусы которых пропорциональны объему реализации , буквы означают названия конкурирующих продуктов. Знак вопроса характеризует возможный выбор позиции на рынке для новой фирмы-конкурента, исходя из анализа позиции на соответствующем рынке продуктов других фирм. Данный выбор обосновывается стремлением занять такое место на целевом рынке , где меньше накал конкурентной борьбы (в данном примере - продукт относительно высокого качества , реализуемый по средней цене).  

Вопросы носят гипотетический характер и строятся таким образом, чтобы по полученным ответам можно было составить некоторое представление о способе мышления, личных убеждениях, творческих способностях и практическом опыте кандидата.  

Гипотетический - воображаемый. Гипотетические вопросы интервью направлены на то, чтобы спрогнозировать поведение кандидата в той или иной ситуации как вопросы, так и ответы носят чисто предположительный характер.  

Серьезная проблема, связанная с ситуативным интервью , состоит в том, что вопросы носят только гипотетический характер. Вы не можете оценить, будет ли кандидат так же успешно решать реальные проблемы, возникающие на работе, как делает это в искусственно созданной ситуации.  

Кандидатам не задают гипотетических вопросов для разрешения воображаемых ситуаций. Их просят рассказать о том, что они действительно делали при подобных обстоятельствах в прошлом.  

Всякий, однако, поймет, что случай одновременного и равномерного роста интенсивности труда во всех отраслях производства, о котором гипотетически говорит Маркс, исключительно редкий. Изменение динамики производительности труда по всему народному хозяйству в целом - это., к сожалению, пока только интересная теоретическая проблема. В повседневной же практике всегда идет речь о производительности труда отдельных производств и производителей, причем сопоставляется она не только во времени, но и в пространстве, например у забойщиков Кузбасса и Донбасса. Во всех этих случаях и речи быть не может, чтобы повышенная интенсивность понижала стоимость единицы продукта. Таким образом, диалектическое да и нет этого учебника сводится практически к категорическому нет, т. е. к отрицанию возможности подъема производительности труда с ростом его интенсивности на том или другом конкретном производстве или отдельном участке труда. И, таким образом, наши авторы как раз скатываются на деле к тем установкам в этом вопросе Гинзбурга и К°, которые отвергаются всей нашей партией.  

Ключевой вопрос. Предположим, что гипотетическая экономика, где ПСПравна 0,8, переживает жестокий спад. На сколько следует увеличить государственные расходы , чтобы кривая совокупного спроса сместилась вправо на 25млрд дол. На сколько надо  

Понимание действительного хода событий, в отличие от гипотетического равновесия, ставит немало проблем, не получивших должной оценки. Причина их возникновения в том, что участники принимают решения на основе присущего им несовершенного понимания ситуации, в которой они участвуют. Следует рассмотреть две взаимосвязанные группы проблем несовершенство понимания ситуации ее участниками и несовершенство понимания ситуации специалистом по общественным наукам. Ни в коем случае мы не должны их смешивать. В этом разделе я постараюсь объяснить, почему пониманию участников присуще несовершенство. В следующем разделе мы рассмотрим вопрос о том, почему это несовершенство понимания создает трудности для общественных наук. Несовершенство понимания ситуации ее участниками - концепция, которую трудно определить и с которой еще труднее работать. Я попытаюсь подойти к ней путем сравнения позиции участника ситуации с позицией ученого-естественника. (Я должен выбрать именно ученого-естественника, поскольку ученый - специалист по общественным наукам сталкивается с особыми проблемами, возникающими вследствие несовершенства понимания ситуации ее участниками. Эти проблемы мы рассмотрим в следующем разделе). Цель этого сравнения - определить некий стандарт, по отношению к которому понимание участника может быть названо несовершенным. Сравнение это усложняется еще и тем, что понимание ученого-естественника также не является совершенным. Отнюдь нет. Как показал Карл ПопперЗ, один из основных постулатов научного метода гласит, что полнота знания недостижима. Ученые работают путем испытания правдоподобных гипотез и выдвижения новых. Если бы ученые не считали все полученные выводы временными и подлежащими дальнейшим уточнениям, естественные науки не могли бы достичь нынешнего состояния в своем развитии и не могли бы развиваться далее. Невзирая, однако, на несовершенство знания, полученного учеными-естественниками, оно выступает как стандарт, по  

Сигналы к трейдингу. Воспользуемся примером с британским фунтом , чтобы продемонстрировать очень простую стратегию прорвавшегося колебания. Она не претендует на признание в качестве абсолютно прибыльной, полной системы трейдинга, а скорее на роль философского подхода к вопросу об улучшении инвестиционных стратегий, связанных с теорией Эллиотта. Она основана на колебательной системе, поскольку это вообще часто используемая стратегия, корни которой уходят в теорию Эллиотта. Не стоит забывать об этом, рассматривая приводимые ниже детали сделок, иллюстрирующие гипотетическую отдачу от этого метода (ни комиссионный сбор, ни slippage (потери от запаздывания) (= буксование, проскальзывание, юз) не включены)  

Мы начинали эту книг со слов, что ПР старается увеличить число контролируемых параметров, пресс-конференция в этом плане является достаточно ярким примером. Являясь по форме импровизационным событием, она в действительности реализуется по жесткой схеме заранее известных вопросов и подготовленных на них ответов. Когда Генри Киссинджер появился на своем первом брифинге в качестве госсекретаря, он начал со следующих слов "У кого есть вопросы... к моим ответам ", что весьма точно иллюстрирует рассматриваемую нами проблему. Американцы также советуют не отвечать на гипотетические вопросы (типа что было бы, если бы...), чтобы не попасть впросак.  

Если существует много проблем, то это положительный фактор, поскольку проблема - это то, чем надо заниматься для улучшения дел. Для постановки проблемы нужно знать цели, к которым следует стремиться, и нынешнее положение дел. При этом глобальные цели всегда имеются развитие в конкурентной экономике, конкурентоспособность, выживаемость зависят от повышения результатов, роста продаж и снижения издержек. В каждом цехе висит список проблем, срок их решения и фамилия ответственного после решения проблемы она считается закрытой, и на ее место вписывается новая. Если нет проблем, то это признак слабости менеджмента и коллектива. Проблема создается в процессе исследования существующего положения дел и постановки вопросов типа Нельзя ли это сделать быстрее, дешевле, лучше и т. п. Предположим, сейчас десять человек выполняют определенную работу , и проблем у них нет. Но менеджеры ставят вопрос Нельзя ли это сделать всемером, и тут же выявляются узкие места , возникают проблемы, которые следует решать, и когда они решены, достигается рост производительности и основа для повышения уровня оплаты труда и повышения конкурентоспособности продукции , т. к. ее производство становится дешевле. Предприятие рассматривается как гипотетический водоем, проблемы которого не видны под слоем воды, но следует искусственно снизить уровень воды, тогда проблемы выйдут на поверхность. Обычный круг проблем - избыточная численность, несбалансированность производственных процессов , неисправность оборудования, недостатки управления, большие затраты времени на подготовку производства , брак. Сравните с этим подходом американскую пословицу No news is good news - отсутствие новостей- хорошая новость.  

Рассмотрим прежде всего вопрос об определении реального курса двух валют, имея в виду, что обе они, хотя и в разной степени, инфлируют. Пусть, например, сравниваются курсы доллара (инфляция 4 % в год) и валюты некоторой гипотетической страны - фанта, инфляция которого составляет 10 % в год. Примем, что на начало 1995 г. курс этих валют составлял 1 дол. = = 1 фанту. Реальная ценность каждой из валют за счет инфля-  

Идея состоит в том, чтобы выяснить, каким условиям ссуды той же величины капитальных затрат эквивалентен по своей эффективности (т.е. по ожидаемому потоку прибылей) данный инвестиционный проект . Иначе говоря, надо ответить на вопрос при какой ставке ссудного процента было бы равнопред-почтительно (равновыгодно) вместо инвестирования в этот проект просто открыть на тот же срок депозит в надежном банке на сумму /о, необходимую для вложения в оцениваемый проект. Эту гипотетическую ставку ссудного процента и именуют внутренней нормой доходности по конкретной инвестиции. Разница между нею и фактически действующей в момент оценки рыночной ставкой ссудного процента тогда указывает на сравнительную эффективность данного инвестиционного проекта в сопоставлении со средней эффективностью простых капиталовложений на рынке кредитов.  

Вы рискуете получить необоснованный, некомпетентный ответ или вовсе его не получить.

Гипотетические вопросы лучше всего задавать

Ученым-футурологам или экспертам,

Занимающимся прогнозами в своей области.

Проективные вопросы. Заслуживают внимания и проективные вопросы, которые помогут глубже изучить характер вашего собеседника, определить потенциал его внутреннего мира:

«Если бы вы получили миллион, что бы вы сделали?»;

«Что бы вы сделали в этой ситуации, если бы были президентом страны?».

Переходные вопросы. Их еще называют «вопросы-мосты» или «вопросы-переключатели». Они служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему:

«Господин режиссер, в начале беседы вы упомянули, как сложно было найти средства для съемок этого фильма. Давайте поговорим об экономической части производства картины. Сколько она стоила?».

Профессионально заданный переходный вопрос не должен обрывать собеседника. Не следует неожиданно переключать разговор на новую тему, к которой собеседник еще не готов. Однако, если вы видите, что разговор зашел в тупик, можно попробовать резкую смену сюжета:

«Хорошо, давайте не будем говорить о ваших неприятностях по службе и поговорим о вашей семье. Как давно вы женаты?».

Если собеседник проявляет настойчивость в передаче своего (часто заранее подготовленного) «послания», переходный вопрос может не сработать. Вот пример:

«Господин губернатор, я слышал, что ваша позиция по вопросам приватизации земли резко расходится с позицией президента. Не можете ли вы прокомментировать позицию президента?»;



«Я не знаю, что по этому поводу думает президент, а моя точка зрения вот какая...».

Переходные вопросы нужны для изменения направления беседы.

Они очень помогают, когда разговор заходит в тупик.

Однако они должны быть настолько интересны,

Чтобы собеседник захотел переключиться.

В упомянутом уже интервью с Марисом Лиепой Урмас Отт удачно применил и прием переходного вопроса, чтобы сбить напряжение, завершить одну тему и приступить к следующей:

О. Скажите, что вам как актеру балета дал период обучения в Московском хореографическом училище, и как вы туда попали?

Л. Это опять счастливый случай. В Риге отдыхали в то время будущие педагоги Елена Николаевна Сергиевская и профессор Николай Иванович Тарасов... Был такой случай. Елена Николаевна спросила: «Марис, отгадайте, сколько спичек в этом спичечном коробке»? Я назвал цифру. Прошла секунда, две, три, она говорит: «Вы отгадали». Я сказал слово, которое я никогда не повторю по-русски. Я сказал: «Вы врете...». Она повторяет: «Вы отгадали». Она меня поставила на колени, говорит, извинитесь, так по-русски нельзя, тем более женщине, говорить. Я спрашиваю: «А как надо говорить»? «На всякий случай запомните, что надо говорить хотя бы "вы говорите неправду"», - отвечает она. Я это запомнил на всю жизнь. Она сказала: «А вы знаете, что я загадала? Я загадала: будете ли вы учиться в Москве или не будете учиться в Москве»? И действительно, прошел месяц, я приехал в Москву, в класс Николая Ивановича Тарасова.

О. Кстати, сколько спичек было в коробке?

Л. Не хочу врать. Не помню.

Пассивные и мимические вопросы. Это фактически даже и не вопросы, а вербальное или невербальное побуждение собеседника продолжить разговор. Пассивные вопросы задаются в форме кратких выражений, которые посылают сигнал о включенности собеседника в разговор («Понимаю...»; «Да, да, конечно...»; «Правда?»). Это сигналы, воодушевляющие собеседника продолжать диалог, и поскольку они не несут оценочной окраски, этот прием оказывается особенно эффективным, когда взгляды собеседника оппозиционны вашим. Этому способствует и мимика - выражение лица, жесты, телодвижения. Однако во время эфирных интервью пассивные и мимические вопросы надо использовать умеренно.

Пассивные и мимические вопросы

Стимулируют продолжение разговора.

Однако их следует избегать во время эфирных интервью.

Близкими по значению являются так называемые молчаливые, или «немые», вопросы, которые стимулируют диалог без слов, только с помощью паузы. Начинающие репортеры панически боятся образовавшихся во время беседы пустот. Их смущение действует и на собеседника. Они, конечно же, правы, но только отчасти. Тишина страшна только тогда, когда нечего спросить, но вопреки бытующим предубеждениям ее можно использовать с умом.

Во-первых, пауза, образовавшаяся во время интервью, даст собеседнику передышку и время подумать. В результате можно получить более глубокий ответ.

Во-вторых, пауза с помощью дополнительных невербальных средств, мимики, языка тела и жестов информирует собеседника о том, что диалог продолжается и журналист ждет новых подробностей.

Кроме того, собеседник может намеренно или интуитивно посылать журналисту сигналы для передышки, для обдумывания ответа. Например, когда, отклонившись в кресле, смотрит в потолок или когда произносит «э-э-э», «хм-м-м», подбирая нужные для ответа слова, формулируя мысли. В этот момент не стоит торопить собеседника, и сделать здесь паузу - беспроигрышный ход.

«Немой» вопрос дает собеседнику время на раздумья,

При этом не прерывая ход беседы.

Следите за собеседником: он сам пошлет вам сигнал для паузы.

В начало

Вопросы, которых следует избегать

Не все используемые в повседневности формы вопросов стоит журналистам применять в своей практике. Например, слишком длинные, громоздкие, по которым сложно определить, какая, собственно, информация запрашивается. Или такие, в которых, по существу, не содержится желания спрашивать, а есть только констатация или предположение журналиста. Неопытные репортеры, стараясь вложить в свою часть диалога «глубокий смысл», задают сразу два или несколько вопросов, что также нежелательно, так как это дезориентирует собеседника в порядке ответов. Нередко журналистов подводят и «дежурные» вопросы, которые припасены на случай, если не о чем больше спрашивать.

Вот как отреагировал один известный журналист на вопрос студентки:

Помните ли вы какой-нибудь смешной эпизод из вашей практики?

На такие вопросы не отвечаю, - отрезал он.

Почему же? Чем плох такой вопрос? - с недоумением спросила студентка.

Это анкетные вопросы, на них люди больше всего не любят отвечать. Самые интересные вопросы те, которые заставляют вас думать.

Есть и другие варианты неумелого подхода к подбору вопросов, которые следует знать, чтобы не усложнять и без того непростую технологию ведения беседы.

В этом параграфе будут рассмотрены наиболее характерные случаи неудачных вопросов, проанализирована функциональная и структурная составляющая ошибок, которые влияют на процесс интервью. Здесь не затрагивается содержательный аспект вопросов ввиду их бесконечного многообразия и зависимости от конкретных ситуаций.

Риторические вопросы. Выделяемые грамматикой в отдельную группу вопросительных предложений, они содержат не вопрос как таковой, а скрытое утверждение, не требующее ответа. При этом в риторическом вопросе имеются все компоненты вопросительного предложения, отличающие его от повествовательного, - специфическая интонация, особый порядок слов, наличие вопросительных частиц, что, безусловно, не может не смутить неопытного интервьюера. Другим «привлекательным» моментом риторического вопроса является эмоциональная выразительность, т.е. возможность передать через него дополнительную информацию об оттенках своих эмоций:

«Как же можно барышень, произносящих подобные монологи, серьезно обвинять за что-нибудь?» (Н. Добролюбов. Темное царство);

«Разве можно так поступать?»;

«Это ли не решение всех проблем?».

В риторических вопросах не происходит требуемого двустороннего вопросно-ответного взаимодействия между журналистом и его героем. Активной стороной оказывается журналист. Приговор выносит он, и он, а не его собеседник, ставит точку.

При этом корреспондент нарушает сразу два правила интервью: получение новой информации вообще и получение новой информации от вопрошаемой стороны. Кроме того, риторическим вопросом, по существу, прерывается ход беседы, а собеседнику ничего не остается, как развести руками и молчаливо ретироваться. Недаром риторические вопросы близки по своему значению к высказываниям, содержащим скрытое утверждение или отрицание.

В телеинтервью с министром иностранных дел Игорем Ивановым обсуждалась актуальная для текущего момента проблема напряженности, возникшей во взаимоотношениях России и Грузии. Речь, в частности, зашла о введении Россией на границе с Грузией визового режима. Министр аргументирует такое решение властей, а журналист пытается выяснить, все ли было сделано, чтобы проблему решить более мягкими мерами, и в запальчивости восклицает: «И вообще, можете ли вы себе представить, что всеми любимые люди, такие, как Кикабидзе, Брегвадзе, станут в России настоящими иностранцами!» Министр долго ищет подходящий ответ на этот риторический вопрос.

Риторические вопросы не содержат

Гипотетические вопросы. Это особая вопросная форма, когда спрашивающий хочет получить ответ на вопрос, что произойдет, если совершится (совершается или уже совершилось) подразумеваемое. Гипотетические вопросы побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать о перспективах объекта беседы или возможных последствиях его действий:

«Господин директор, попробуйте представить будущее вашего завода, если правительство выделит деньги на его реконструкцию?»;

«Как вы считаете, сложилась бы такая критическая ситуация, если бы помощь в район бедствия пришла вовремя?».

Такие вопросы имеют оттенок условного значения и предполагают такого же рода ответ-догадку. Поэтому многие журналисты отказываются от использования их в интервью, справедливо считая, что в журналистике нет места домыслу. Кстати, на такие вопросы часто отказываются отвечать политики и лица, принимающие решения, потому что они рискуют ответить невыгодным для себя образом.

Значит ли это, что гипотетических вопросов вообще следует избегать? Вовсе нет. Однако надо иметь в виду, что в ответ вы можете получить нулевой результат. Тем не менее надо учесть также, что есть персоны, особенно натуры творческие, которые положительно относятся к гипотетическим вопросам.

Кроме того, есть ученые, эксперты, занимающиеся экономическими, политическими, социальными прогнозами, которые по роду своей деятельности могут ответить на такой вопрос профессионально:

«Господин профессор, что произойдет, если озоновая дыра увеличится еще больше?»;

«Вы не могли бы описать последствия глобального экономического кризиса?».

Задавая гипотетический вопрос неподготовленному собеседнику,

вы рискуете получить необоснованный, некомпетентный ответ или вовсе его не получить.

Гипотетические вопросы лучше всего задавать

ученым-футурологам или экспертам,

занимающимся прогнозами в своей области.

Проективные вопросы. Заслуживают внимания и проективные вопросы, которые помогут глубже изучить характер вашего собеседника, определить потенциал его внутреннего мира:

«Если бы вы получили миллион, что бы вы сделали?»;

«Что бы вы сделали в этой ситуации, если бы были президентом страны?».

Переходные вопросы. Их еще называют «вопросы-мосты» или «вопросы-переключатели». Они служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему:

«Господин режиссер, в начале беседы вы упомянули, как сложно было найти средства для съемок этого фильма. Давайте поговорим об экономической части производства картины. Сколько она стоила?».

Профессионально заданный переходный вопрос не должен обрывать собеседника. Не следует неожиданно переключать разговор на новую тему, к которой собеседник еще не готов. Однако, если вы видите, что разговор зашел в тупик, можно попробовать резкую смену сюжета:

«Хорошо, давайте не будем говорить о ваших неприятностях по службе и поговорим о вашей семье. Как давно вы женаты?».

Если собеседник проявляет настойчивость в передаче своего (часто заранее подготовленного) «послания», переходный вопрос может не сработать. Вот пример:

«Господин губернатор, я слышал, что ваша позиция по вопросам приватизации земли резко расходится с позицией президента. Не можете ли вы прокомментировать позицию президента?»;

«Я не знаю, что по этому поводу думает президент, а моя точка зрения вот какая...».

Переходные вопросы нужны для изменения направления беседы.

Они очень помогают, когда разговор заходит в тупик.

Однако они должны быть настолько интересны,

чтобы собеседник захотел переключиться.

В упомянутом уже интервью с Марисом Лиепой Урмас Отт удачно применил и прием переходного вопроса, чтобы сбить напряжение, завершить одну тему и приступить к следующей:

О. Скажите, что вам как актеру балета дал период обучения в Московском хореографическом училище, и как вы туда попали?

Л. Это опять счастливый случай. В Риге отдыхали в то время будущие педагоги Елена Николаевна Сергиевская и профессор Николай Иванович Тарасов... Был такой случай. Елена Николаевна спросила: «Марис, отгадайте, сколько спичек в этом спичечном коробке»? Я назвал цифру. Прошла секунда, две, три, она говорит: «Вы отгадали». Я сказал слово, которое я никогда не повторю по-русски. Я сказал: «Вы врете...». Она повторяет: «Вы отгадали». Она меня поставила на колени, говорит, извинитесь, так по-русски нельзя, тем более женщине, говорить. Я спрашиваю: «А как надо говорить»? «На всякий случай запомните, что надо говорить хотя бы "вы говорите неправду"», - отвечает она. Я это запомнил на всю жизнь. Она сказала: «А вы знаете, что я загадала? Я загадала: будете ли вы учиться в Москве или не будете учиться в Москве»? И действительно, прошел месяц, я приехал в Москву, в класс Николая Ивановича Тарасова.