Из фабрики в холодный день. В день холодный в день осенний анализ

В день холодный, в день осеннийЯ вернусь туда опятьВспомнить этот вздо

В день холодный, в день осенний
Я вернусь туда опять
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать.

Я приду - и не заплачу,
Вспоминая, не сгорю.
Встречу песней наудачу
Новой осени зарю,

Злые времени законы
Усыпили скорбный дух.
Прошлый вой, былые стоны
Не услышишь - я потух.

Самый огнь - слепые очи
Не сожжет мечтой былой.
Самый день - темнее ночи
Усыпленному душой.
люди помогите найти эпитеты метафору олицетворение
2место сттихотворения в творчестве поэта 3 ведущая тема 4 лирический сюжет 5 проблемы 6 композиция 7 лирический герой 8 преобладающее настроение 9 жанр10 лексика 11 размер ритм и рифма способы рифмовки

Кто умеет делать анализ стихотворения?Помогите пожалуста...

сделать анализ стихотворения...
Июльский полдень Синематограф Игорь Северянин
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку;
В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоеньи,
В Ало-встречном устремленьи - это пчелки к лепестку.

А кругом бежали сосны, идеалы равноправии,
Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок;

И под шинами мотора пыль дымилась, прыгал гравий,
Совпадала с ветром птичка на дороге без дорог...

У ограды монастырской столбенел зловеще инок,

Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж»..
И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок,
Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.

Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер,
Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,

Шелестел молниеносно под колесами фарватер,
И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр...

Помогите пожалуйста!! нужен анализ стихотворения Блока "Снежное вино". Снежное вино И вновь, сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей у

лыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вьюгах вкруг тебя. И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице?

Александр Александрович Блок

В день холодный, в день осенний
Я вернусь туда опять
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать.

Я приду — и не заплачу,
Вспоминая, не сгорю.
Встречу песней наудачу
Новой осени зарю,

Злые времени законы
Усыпили скорбный дух.
Прошлый вой, былые стоны
Не услышишь — я потух.

Самый огнь — слепые очи
Не сожжет мечтой былой.
Самый день — темнее ночи
Усыпленному душой.

В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой.

Любовь Дмитриевна Менделеева

С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.

Лирика, вошедшая в «Стихи о Прекрасной Даме», создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать «совершенно особое состояние». На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов. Весенние события легли в основу стихотворения «В день холодный, в день осенний…», иногда фигурирующего под названием «Поле за Петербургом». При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим - не «провидцем и обладателем тайны», а «поэтом и человеком». Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета:

И не зови - но песню наудачу
Любви запой…

В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того - при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении «В городе колокол бился…».

«В день холодный, в день осенний…» Александр Блок

В день холодный, в день осенний
Я вернусь туда опять
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать.

Я приду — и не заплачу,
Вспоминая, не сгорю.
Встречу песней наудачу
Новой осени зарю,

Злые времени законы
Усыпили скорбный дух.
Прошлый вой, былые стоны
Не услышишь — я потух.

Самый огнь — слепые очи
Не сожжет мечтой былой.
Самый день — темнее ночи
Усыпленному душой.

Анализ стихотворения Блока «В день холодный, в день осенний…»

В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.

Лирика, вошедшая в «Стихи о Прекрасной Даме», создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать «совершенно особое состояние». На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов. Весенние события легли в основу стихотворения «В день холодный, в день осенний…», иногда фигурирующего под названием «Поле за Петербургом». При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим – не «провидцем и обладателем тайны», а «поэтом и человеком». Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета:
И не зови – но песню наудачу
Любви запой…

В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того – при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении «В городе колокол бился…».

В 1905 году московское издательство “Гриф” выпустило дебютный сборник Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.

Лирика, вошедшая в “Стихи о Прекрасной Даме”, создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее

субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать “совершенно особое состояние”. На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов. Весенние события легли в основу стихотворения “В день холодный, в день осенний…”, иногда фигурирующего под названием “Поле за Петербургом”. При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим – не “провидцем и обладателем тайны”, а “поэтом и человеком”. Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета:
И не зови – но песню наудачу
Любви запой…

В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того – при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении “В городе колокол бился…”.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сборник “Стихи о Прекрасной Даме”, которым Блок дебютировал, вышел в московском издательстве “Гриф” в 1905 году. Он представляет собой поэтический дневник молодого человека, охваченного внеземной...
  2. Без малого десять лет поэт работал над циклом “Родина”, который отразил трудные раздумья о судьбе отчей земли. Произведение “Осенний день”, написанное в самом начале 1909...
  3. Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил...

«А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?» — пишет в одной из своих статей Викентий Викентьевич Вересаев.

Да, трудно не согласиться с этими строчкам, но также невозможно отнести их к поэзии Блока.

Каждое произведение Блока — это отдельная, самостоятельная и абсолютно целостная история. Но эта история всегда находит свое продолжение, развитие в последующих его стихах, которые порой разнесены по разным сборникам и написаны с существенным временным разрывом. Так, на мой взгляд, связаны между собой стихи «Фабрика» ноября 1903 года и «Холодный день» сентября 1906. Несмотря на то что стихотворения написаны с интервалом в три года, создавались они в обстановке революционных событий 1904-1905 годов, которые не могли не оставить след на творчестве поэта.

Оба стихотворения объединены социальной тематикой, которая свойственна Блоку в меньшей степени, чем тематика любовных переживаний, томлений и ожиданий. «Фабрику» и «Холодный день» можно отнести к бытовым зарисовкам из жизни рабочих.
«Фабрика» — это взгляд снаружи, сверху.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

С первой строчки мы упираемся в яркий блоковский символ — «жолтые окна». Как стало известно из дневников и писем Блока, автор вкладывал особый идейно-психологический смысл в это прилагательное. "Жолтый" как синоним сытости, мещанского самодовольства, всяческого хамства — в отличие от слова «жёлтый», служившего просто обозначением цвета. Трудно судить, почему именно желтый цвет в поэзии Александра Блока обозначает душевную пошлость, но я думаю, этому можно найти объяснение. Блок — поэт Серебряного века — воспитывался на «золоте» Пушкина, Толстого, Достоевского. В русской литературе нам хорошо известно такое явление, как «желтый Петербург Достоевского». Вероятно, и произведения Федора Михайловича, и тот факт, что сам Александр Блок родился и долгое время жил в Петербурге — сыром, мрачном, «засаленном», «желтом», и натолкнули символиста на такую ассоциацию с несчастным желтым цветом.

По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

В своем стихотворении автор использует лексические повторы («по вечерам — по вечерам», «а на стене — а на стене» и др.), чтобы подчеркнуть однообразные, повторяющуюся изо дня в день, из года в год действия. Одним ритмом, не сказав ни слова, Блок показывает нам жизнь пролетариата — монотонную и тяжелую, как удары отбойного молотка.

В критических статьях можно найти, что в первоначальном варианте «Фабрики» написано: «Скрипят чернеющие болты», а до читателя дошли уже болты «задумчивые». Такую замену критики объясняют тем, что в темноте трудно заметить черный цвет болтов. Но мне кажется, Блок выбрал эпитет «задумчивые», чтобы далее акцентировать внимание на единственной черной фигуре в своем стихотворении:

Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Этот «кто-то», как пишут критики, и есть воплощение неведомой силы, которая установила этот несправедливый порядок и приносит людям страдания.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

В этом четверостишии появляется местоимение «Я», и повествование в этих четырех строчках идет уже от первого лица.

«Я слышу всё с моей вершины» звучит безысходным вскриком измученного трудяги. Где вершина у человека, который живет по велению «медного» голоса-гудка, где вершина у человека, которого встречают одни только «глухие ворота» да скрипучие болты? Да человек ли он или попросту раб?! «Вершина» — нелепое и неуместное здесь слово, которое и придает этим строчкам особый трагизм.
Хлесткой пощечиной справедливости звучат заключительные строки:

И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Двоякое толкование имеет само слово «провели»: то ли людей провели к воротам, на работу, то ли их подло обманули.
До самого конца стихотворения не покидает чувство безысходности, цикличности происходящего.

Если в «Фабрике» мы смотрим на мир рабочих несколько отстраненно, будто бы из окна, то «Холодный вечер» позволяет нам заглянуть внутрь мира рабов. Увидеть срез частной жизни.
Автор показывает всего-навсего, как мужчина и женщина возвращаются к месту своего ночлега, в свой «дом». Но тут сразу вспоминается старый афоризм: «Я не напуган темнотой снаружи домов: темнота внутри домов гораздо страшнее».
Так и в этом стихотворении несправедливость, убожество, мерзость, а главное — беспросветность только усиливаются.

Мы встретились с тобою в храме,
И жили в радостном саду.

К сожалению, мне не удалось найти в критических статьях анализа этого стихотворения, поэтому буду опираться на личные ощущения и предположения.

У меня «Радостный сад» ассоциируется с раем. То есть с самого начала лирический герой рассуждает не только о себе и своей спутнице, а скорее обо всех людях, которые, согласно Библии, произошли от Адама и Евы. И никому не понятно, по какому принципу произошло разделение на тех, кто «зловонными дворами» отправился к «проклятью и труду» и тех, кому позволено насмехаться в сытом «жолтом» свете?!

И вот пошли туда, где будем
Мы жить под низким потолком,
Где прокляли друг друга люди,
Убитые своим трудом.

Теперь становится ясно, что «вершину» этих людей четко определил «низкий потолок». А ведь эти затертые, огрубевшие трудяги тоже умеют думать, чувствовать, любить. Но всю их человеческую сущность стремительно, как гангрена, пожирает страшная действительность. Это не тот быт, который сейчас у «несчастных домохозяек» ассоциируется со стиральной машинкой и пылесосом. Это настоящее болото из вони, плевков и тел, валяющихся на полу.

Стараясь не запачкать платья,
Ты шла меж спящих на полу;
Но самый сон их был проклятье,
Вон там — в заплеванном углу…

Трудно, наверное, Блоку обойтись в своих стихах без излюбленного образа Прекрасной Дамы. Она появляется и здесь. Только теперь ей уже не суждено дышать «духами и туманами», ей уготовлен «заплеванный угол». Женская натура еще не утонула в грязном болоте, и она брезгливо приподымает платье, боясь не ткань запачкать, а боясь сама измазаться этой жизнью.

Безысходно и доверчиво, надеясь на защиту, она глядит в глаза своему спутнику. Но «пьяная слеза», скатившаяся с мужского лица, лишает ее всякой надежды. «Мне — молоток, тебе — игла», — единственный выход из безвыходного положения, который может предложить ей спутник.

Я близ тебя работать стану,
Авось, ты не припомнишь мне,
Что я увидел дно стакана,
Топя отчаянье в вине.

Мужчина не может даже сказать своей женщине «люблю». В их жизни для этого не отведено свободного угла. Но он говорит: «Я близ тебя работать стану», — это и звучит его обещанием в любви и верности. А с Нее он не берет обещаний. Только просит не упрекать за проклятое вино.

В последней строке стихотворения большую роль играют звуки: «ТоПя оТЧаяние». С помощью этой угнетающей звукописи и достигается ощущение какого-то смиренного отчаяния.

От «Фабрики» до " Холодного дня" прошло всего три года. И если первое стихотворение своим названием четко обозначает тематику, то догадаться по заглавию о содержании второго довольно трудно. Блок описывает просто «Холодный день». И страшно становится именно от этой обыденности. Нет разницы, холодный день или теплый — так будет каждый день. Все беспрерывно и беспросветно, как работа станка.

Тамара ШАВЕРДО,
фото с сайта http://steampunker.ru/