Кто определяет политику ельцин центра. Музейная игра «Ветер перемен»

Это давняя статья, но и сейчас, всё что в ней написано только подтверждает то, что было задумано устроителями "Ельцин-центра". Всё работает так, как планировали западные политики, чтобы это было всё в России. Чтобы пропаганда и вмешательство в политику зарубежных информаторов не утихало не на мину.

Что такое «Ельцин-центр», чей это проект, за чей счет идет строительство, почему именно эту дату назначил Евгений Куйвашев, какие силы и каким образом пытаются использовать это событие, что не произносится вслух и какие последствия для российской политики может иметь это мероприятие - обо всем этом в нашем материале.

Что такое «Ельцин центр»?

В 2007 году, после смерти Бориса Николаевича Ельцина, его семья по приглашению американской стороны посетила США. Одним из пунктов программы визита стало посещение так называемых президентских центров. Традиция открывать центры наследия бывших президентов - американская, в США работают центры Картера, Кеннеди, Никсона, Клинтона, Буша-младшего, старшего - всего 13 центров. Работа центров финансируется из внебюджетных источников, за счет благотворительности, то же с их строительством. Только в некоторых случаях, например, спустя два месяца после убийства Джона Кеннеди, возведение соответствующих центров частично спонсировалось госбюджетом. Стоимость стройки библиотеки и музея составляет обычно несколько десятков миллионов долларов. Традиционно, это довольно скромные комплексы, включающие музей и архив бывшего президента. Кстати, иногда проекты центров запускались еще при жизни президентов.

Похоже, свое новое «развитие» американская традиция получила на постсоветском пространстве. Например, в 2005 году подобный музей был открыт в Казахстане в честь Нурсултана Назарбаева. Всех «переплюнул», конечно, мемориальный центр «Туркмен-баши » в постсоветской Туркмении. Именно на постсоветском пространстве американские общественные центры переродились в государственные со свойственной государству помпезностью.

Американская идея понравилась семье Б.Н.Ельцина. Конечно, захотелось сделать это за счет государства, и с 2007 года началось лоббирование проекта на государственном уровне. В 2008 году Госдумой был принят закон « », который так и не был подписан действующим тогда Президентом РФ Владимиром Путиным. Уже тогда стройка центра наследия Ельцина оценивалась в 1,225 млрд. рублей, то есть в 48 млн. $ по действующему курсу, а ежегодное финансирование из бюджета предполагалось в размере 125 млн. рублей. Но аппетиты растут…

Государственный «карман» проекта

Маленькая деталь… Закон «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий » подписал Президент РФ Дмитрий Медведев 13 мая 2008 года, т.е. в первый день своего президентства (!) . Это, конечно, о многом говорит… Кстати, в этот же день новоявленный президент Дмитрий Медведев подписал и свой первый Указ, которым поручил своей Администрации президента учредить некоммерческую организацию - Фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», определив главным источником финансирования фонда, кроме благотворительных взносов и прибыли, безвозвратные субвенции из федерального бюджета. Этим же указом Д.Медведев наделил фонд государственным имуществом. В Москве фонду был передан комплекс зданий усадьбы Долгорукова (Бобринских) на Малой Никитской 12, где ранее располагалась Росохранкультура, состоящий из трех внушительных строений.

Целью фонда были определены - «сохранение, изучение и осмысление (!) исторического наследия Бориса Николаевича Ельцина в контексте политических и исторических событий 90-х годов », задачей фонда - строительство «Центра Ельцина» на исторической родине Б.Н.Ельцина в Екатеринбурге (почему не в селе Будка?) с открытием музея первого президента и архива его имени. Открытие «Центра Ельцина» первоначально планировалось 1 февраля 2011 года в день 80-летия бывшего президента. Для этого в 2009 году по распоряжению Д.Медведева и был перечислен на счета фонда необходимый миллиард рублей. Недостающую сумму предполагалось собрать с благотворителей.

Куда уходят миллиарды…

Но всё оказалось сложнее и дороже… Первый миллиард «проглотили» и не поперхнулись - центр Ельцина на него даже не начали строить. Якобы, деньги ушли на реставрацию московского имущества, переданного фонду «Президентский центр Б.Н.Ельцина», на восстановление комплекса зданий усадьбы Долгорукова (Бобринских) на Малой Никитской 12… До Урала деньги не дошли…

«Семья» подготовила новую смету строительства и под предлогом «успеть к 80-летию Б.Н.Ельцина» начала по-новой лоббировать проект строительства стоимостью уже в 2 млрд. рублей. Подключили к этому процессу нового губернатора Свердловской области - Александра Мишарина. В марте 2010 года А.Мишарин встречается по этому поводу с министром финансов Алексеем Кудриным. По результатам встречи, президент РФ Дмитрий Медведев распорядился выделить очередные 2 млрд. рублей на строительство «Ельцин-центра» к 80-летию первого президента РФ Б.Н.Ельцина. Был определен и адрес будущего объекта - это недостроенный бизнес-центр «Демидов» на улице Бориса Ельцина, довольно «спорный» объект, который хотели построить еще к саммиту ШОС 2008 года и который превратился после саммита в очередной долгострой.

Но и эти 2 млрд. рублей растворились, не дойдя до стройки… На них, якобы, был построен мемориальный комплекс Б.Н.Ельцину рядом с тем самым бизнес-центром «Демидов». 1 февраля 2011 года, в день 80-летия Б.Н.Ельцина, в условиях строгого «оцепления» праздника от народа прошло открытие комплекса в узком кругу «небожителей» с участием президента РФ Дмитрия Медведева.


Стоимость 10-метровой стелы из белого китайского мрамора вызвала шок даже в администрации президента РФ. Невнятные объяснения семьи Б.Н.Ельцина и скульптора Георгия Франгуляна о том, что для добычи такого куска мрамора потребовался сверхдорогой ручной труд китайцев, что миллиарды ушли на транспортировку мрамора из Китая в Москву, а потом на Урал, вызвали лишь улыбки у специалистов. Особенно у тех, кто помнит, что на Урале расположены крупнейшие месторождения этого самого мрамора. Так или иначе, мимо стройки прошли очередные 2 млрд. народных рублей. Не был даже решен вопрос собственности по недострою…

А дальше, в мае 2012 года сменился президент РФ. Дмитрий Медведев озаботился собственным «наследием». Еще 5 мая 2012 года в «Life News» прошло сообщение, что в 2013 году в Санкт-Петербурге начнет работу Центр исторического наследия Дмитрия Медведева. Сообщил об этом изданию источник в руководстве «Президентского центра Бориса Ельцина», который выразил готовность распространить «накопившийся опыт» в интересах Д.Медведева. Интернет «разорвался» шутками, что главным экспонатом музея Дмитрия Медведева мог бы стать iPhone четвертого поколения, который Медведеву подарил сам Стив Джобс… Шутки шутками, но Дмитрий Медведев продолжил лоббировать вечное строительство «Ельцин-центра» и после ухода с поста президента…

Кредит под Бориса Ельцина…

С уходом с президентского поста Дмитрия Медведева и последующей отставкой губернатора Александра Мишарина, доступ семьи к «халявным» (безвозвратным) субвенциям из федерального бюджета, похоже, затруднился… Начался поиск других источников финансирования… Поиск увенчался успехом. Решили «кредитоваться» под имя Б.Н.Ельцина.

В декабре 2012 года, не прошло и месяца со дня утверждения бюджета Свердловской области на 2013 год, как новый губернатор области Е.Куйвашев , обязанный своим назначением уходившему с поста президента Дмитрию Медведеву, срочно созывает внеочередную сессию свердловского Заксобрания. В повестке один вопрос: Медведев срочно даёт области целевой кредит на строительство некоего теннисного центра имени Б.Н.Ельцина в Екатеринбурге на улице Ясной, если срочно не проголосовать, то деньги пройдут мимо «кассы»…

Никакие здравые аргументы ряда депутатов не подействовали, хотя они в открытую заявляли, что проект «теннисного центра» — это афера, это только предлог для очередной коррупционной схемы. Но послушное большинство депутатов от «Единой России» обеспечило необходимый результат голосования, и федеральный кредит в 2 млрд. рублей поступил в областной бюджет, якобы на строительство теннисного центра имени Б.Н.Ельцина.

Действительно, теннисный центр оказался чистой аферой, даже земли под предполагаемый проект принадлежали сторонним организациям и были выделены под другие цели. Уже через 3 месяца, в марте 2013 года, губернатор Евгений Куйвашев вышел на Заксобрание области с новыми изменениями в бюджет. Он предложил целевой федеральный кредит, полученный областью под строительство «липового» теннисного центра, перенаправить на кредитование «Ельцин-центра».

Развернулись горячие баталии… Депутаты напрямую обвиняли губернатора в нарушении действующего законодательства, в реализации заведомо преступной схемы. Губернатор никак не мог объяснить сложную финансовую цепочку. Никто так и не понял, зачем кредитовать федеральную структуру, которой является учрежденный Администрацией президента Фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», по такой странной схеме: федеральный кредит областному бюджету под несуществующие цели (теннисный центр) - областной кредит федеральной структуре через МУГИСО и увеличение уставного капитала ГУПСО «Распорядительная дирекция МУГИСО»? Почему федеральное правительство не выдало этот кредит напрямую своей федеральной структуре? Свои сомнения в правомерности такой схемы высказала даже областная прокуратура… При этом никто, включая министра финансов Свердловской области Галину Кулаченко, не мог ничего пояснить по условиям кредитования. Были какие-то невнятные предположения, что области не придется возвращать этот федеральный кредит, так как он будет заменен на безвозмездную субвенцию.

Депутаты негодовали. Руководитель фракции КПРФ в Заксобрании прямо заявил: «Это пример того, что коррупция окончательно победила в нашей стране. Нас просто втягивают в соучастники всего этого… Живой и пьяный Ельцин обходился России дешевле ». Поддержал его и коллега Андрей Альшевских : «В этом бюджете заморочены темные и грязные дела ». Вице-спикер Заксобрания Георгий Перский предположил, что эти 2 млрд. рублей уйдут на выкуп у УГМК недостроенного бизнес-центра «Демидов» площадью 22 тыс. кв.м., а это уже не просто мемориальный центр, а какой-то торговый центр имени Б.Н.Ельцина. Галина Кулаченко откровенно врала, заявляя, что «деньги пойдут на оборудование и усовершенствование этого центра ».

Всё решило послушное большинство депутатов от партии «Единая Россия». Незаконная схема была одобрена. Как и предупреждала оппозиция, весь кредит ушел на выкуп недостроенного бизнес-центра «Демидов». Деньги прокрутили через МУГИСО и его Распорядительную дирекцию, при этом никаких доказательств увеличения уставного капитала дирекции на 2 млрд. рублей не предоставили, скорее всего, и не могли предоставить, т.к. у дирекции не могло быть активов на эту сумму. Федеральный кредит так и не был заменен на безвозвратную субвенцию, и в декабре 2015 года, т.е. через месяц, области придется его возвращать. «Ельцин центр» на сегодняшний день так и не вернул кредит в бюджет области.

Таким образом, к 2013 году в «Ельцин-центре» растворились уже 5 млрд. рублей народных денег, включая 2 млрд. рублей, которые придется возвращать жителям Свердловской области.

Бездонная бочка

Истратив 5 млрд. рублей народных денег, «Ельцин-центр» к 2014 году остался с недостроенным бизнес-центром «Демидов». Нужны были новые вливания. И они продолжились…

По нашим данным, пока не подтвержденным, в 2014 году «Ельцин-центру» всё-таки выделялась очередная федеральная субвенция в размере 2 млрд. рублей, но она не была потрачена на погашение кредита, полученного из бюджета Свердловской области. Деньги ушли на достройку бизнес-центра.


Кроме того, нам известно, что через счета «Ельцин-центра» прошли еще не менее 2 млрд. рублей, собранных с «благотворительных» организаций. Говорят, что за пополнение счёта от благотворителей отвечают отец российских олигархов Анатолий Чубайс и член «семьи Ельциных», зять Валентина Юмашева и алюминиевый король России Олег Дерипаска. Но и эти деньги не пошли на расчет по кредиту, они также «освоены» на строительство стеклянного небоскреба «Демидов».

Нам известно, что в марте того года в администрации президента было проведено специальное совещание по «Ельцин-центру», на котором прозвучали обещания рассчитаться по кредиту из Свердловского областного бюджета, но деньги так и не поступили. Поговаривают, что организован новый виток работы с «благотворителями» на территории Свердловской области через областной союз промышленников и предпринимателей. Им, якобы, гарантируют некую протекцию и готовы обеспечить «дешевые» кредиты в обмен на «благотворительность» в пользу «Ельцин-центра». Есть сведения, что надо срочно собрать очередные 2 млрд. рублей для последующего расчета с бюджетом Свердловской области.

Кроме того, мы располагаем сведениями, что в декабре 2015 года «Ельцин-центр» рассчитывает получить из федерального бюджета очередную безвозвратную субвенцию в размере 2 млрд. рублей. Если все наши расчеты точны и сбудутся все ожидания «Ельцин-центра», то к началу 2016 года через счета Центра могут пройти до 13 млрд. рублей, из которых до 7 млрд. рублей могут составить безвозвратные субвенции из федерального бюджета, до 4 млрд. рублей средства «благотворителей» и 2 млрд. рублей заемные средства из бюджета Свердловской области.

Если даже заемные средства будут погашены до конца года, «Ельцин-центр» обойдется в 11 млрд. рублей народных денег. И это не окончательные расходы, учитывая, что скорее всего, будет открытие очередного «недостроя».

Есть реальная опасность, что «Ельцин-центр» превратится в бездонную бочку памяти первого президента России…

Кто реально контролирует «Ельцин-центр»?

Формально было найдено государственное решение конкретной проблемы: государство учредило фонд, государство строит и открывает этот самый «Центр Ельцина».

Но, на самом деле, всё оказалось не так… Руководящими органами фонда были определены его правление из 7 человек, председатель правления и исполнительный директор, для поддержки деятельности фонда сформирован попечительский совет из 14 человек. И, если в попечительском совете фонда, возглавляемом руководителем администрации Президента РФ Сергеем Ивановым, есть хоть какой-то паритет между государственниками и общественниками (государственники - С.Б.Иванов, С.К.Шойгу, С.Э.Приходько, А.А.Громов, И.Р.Холманских, Е.В.Куйвашев, Е.В.Ройзман, общественники - Н.И.Ельцина, Т.Б.Юмашева, А.Б.Чубайс, А.С.Волошин, М.Е.Швыдкой, В.Н.Шевченко, Г.Б.Волчек), то реальные органы управления в лице членов правления фонда (А.А.Дроздов - председатель правления, А.С.Волошин, Д.В.Молчанов, А.А.Ослон, М.Е.Швыдкой, В.Н.Шевченко, В.Б.Юмашев) и исполнительного директора А.А.Дрозлова (он же председатель правления) были полностью отданы на откуп «семье» Б.Н.Ельцина. Более того, исполнительный директор государственного «Ельцин-центра» ранее возглавлял частный Фонд Ельцина, о котором мы расскажем ниже.

По сути, формально государственный фонд с государственным финансированием, был сознательно превращен в частную лавочку семьи «Ельциных».

Частный «карман» проекта

Еще задолго до создания государственного Фонда «Президентский центр Б.Н.Ельцина» в ноябре 2000 года был создан частный Фонд «Первого президента РФ Б.Н.Ельцина». Его учредителями являются Т.Б.Юмашева (дочь Б.Н.Ельцина и его советник), В.Б.Юмашев (муж дочери Б.Н.Ельцина, бывший глава администрации президента Ельцина) и А.Б.Чубайс (отец российской либеральной демократии). Фонд этот возглавляет дочь бывшего президента и одновременно директор фонда гражданка Австрии Татьяна Ельцина-Хайруллина-Дьяченко-Юмашева. Исполнительным директором фонда до 2011 года был тот самый Александр Алексеевич Дроздов, который сейчас является председателем правления и исполнительным директором государственного Фонда «Президентский центр Б.Н.Ельцина». В настоящее время исполнительным директором частного Фонда «Первого президента РФ Б.Н.Ельцина» является мало известный общественности Евгений Степанович Волк.

Цели частного фонда, заявленные еще в 2000 году, практически те же, что у государственного фонда - «сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Б.Н.Ельцина в контексте политических и исторических событий 90-х годов ».

Люди те же, цели те же, даже названия фондов на первый взгляд неразличимы, более того, лица, аффилированные с этими фондами, умышленно оба фонда в интервью называют одинаково - Фонд Ельцина… В чем же тогда разница? В источниках пополнения этих фондов-карманов. В один карман складываются деньги исключительно спонсоров, в другой еще и деньги государства. Оба эти карманных фонда пришиты к одному «пиджаку» семьи Б.Н.Ельцина в широком ее понимании. Всё это допускает перекладывание средств из одного кармана в другой, позволяет решать задачи, не заявленные в учредительных документах фондов.

Либеральная подкладка

Надо, конечно, отличать лицо проекта от его реальных интересантов. Наивно даже предполагать, что лицо проекта - Наина Иосифовна Ельцина, имеет какие-то тайные интересы. Она порядочный человек, заинтересованный лишь в одном - в сохранении доброй памяти о ее муже и первом президенте РФ Борисе Николаевиче Ельцине. Она предельно искренна во всех своих проявлениях - интересуется ли она строительством «Ельцин-центра», занимается ли формированием экспонатов будущего музея и архива, награждает ли талантливую российскую молодежь, организует ли волейбольные и теннисные турниры памяти своего мужа… К ней нет никаких претензий … Но не она контролирует деятельность названных фондов, не она занимается финансовыми вопросами, не она занимается идеологией фондов.


Например, вряд ли она даже знает, что тихий и незаметный исполнительный директор частного Фонда «Первого президента РФ Б.Н.Ельцина» Евгений Степанович Волк одновременно является основателем и председателем попечительского совета Международного фонда Фридриха фон Хайека и возглавляет российское отделение фонда «Наследие» (The Heritage Foundation).

Среди партнеров Фонда Хайека - целый ряд американских и европейских организаций, занимающихся «проповедованием» западных ценностей, либерализма и демократии. На сайте самого Фонда Хайека говорится, что «основной задачей фонда является распространение в РФ знаний о привлекательности современного капитализма », а целью фонда заявлена «популяризация идей неолиберализма ».

На том же сайте Фонда Хайека одним из главных заголовков идет обращение президиума фонда под названием «Кто остановит Путина? », да и темы остальных статей и выступлений в этой же логике. А Фонд «Наследие» — это, вообще, американский неправительственный научно-исследовательский и образовательный центр в области государственной политики, оказывающий значительное воздействие на формирование внутренней и внешней политики США. Именно эта организация ежегодно публикует «индекс экономических свобод», где «недемократическая путинская Россия» занимает 140-е место из 178 стран в компании с Бурунди. Именно эти фонды финансируют и готовят кадры «антипутинской оппозиции» в России. Именно эти фонды финансируют различные НКО, признанные в России «иностранными агентами». Именно эти фонды финансируют программы по пересмотру истории России, по ее «десталинизации».

Из той же когорты и компания Ральфа Оппельбаума, выигравшая конкурс по оснащению «Ельцин-центра». Ни для кого не секрет, что она близка к спецслужбам США и Израиля. То, что подобные структуры занимаются «оснащением» Центра, находящегося в шаговой доступности от резиденции губернатора области, зданий правительства и Заксобрания области современной «электроникой», должно вызывать беспокойство российских спецслужб.

Таким образом, выстраивается система сообщающихся сосудов: зарубежные фонды - частные российские фонды - государственные российские фонды. Эта система позволяет заниматься чисто антироссийской политикой под прикрытием российской юрисдикции и даже за счет российского бюджета.

В связи с этим вопрос: не получит ли российская власть за наши с вами деньги под видом «Ельцин-центра» очередной очаг либерализма в России? Не случайно ходят слухи, что Центр может возглавить известный всем по заслугам в деле разрушения СССР Геннадий Бурбулис.


На минувшей неделе был на Урале. В и . Встреч было много, масса впечатлений и новых знакомств.

В Екатеринбурге перед встречей с читателями я сходил в Ельцин-центр.

Каково мое отношение к Борису Николаевичу Ельцину?

Оно, мягко говоря, сложное.

С одной стороны, этот тот, кто в угоду своим амбициям, своей неприязни к Горбачеву и для своей карьеры уничтожил великую страну, что стало стартом неописуемого числа бедствий на огромном геополитическом пространстве. И эти беды далеко не закончены, и конца и края им не видно. Начало этому горю было положено в Беловежской пуще, где 8 декабря 1991 года три руководителя трех союзных республик «распустили СССР». Не имея на то НИКАКОГО законного права.

А еще один предатель — Горбачев — с этим легко согласился.

Ельцин мог стать главой СССР, мог спасти страну, но предпочел разрушить ее, чтобы избавиться от Горбачева и стать удельным князьком в малой России. Стать им вместо того, чтобы стать «царем» в СССР-России, большой, монархической по своему духу, великой державе.

Все это с одной стороны. С другой – Ельцин нашел Путина. Нашел и назначил того, кто в невероятно сложной ситуации восстановил мощь державы. И за это назначение Ельцину можно многое простить. Многое, но не все.

Я не буду перечислять все минусы Ельцина, этот материал не об этом. Ельцин-центр – это попытка реабилитации и мифологизации не Бориса Ельцина, а того политического курса, разрушительного для России, который он проводил и олицетворял. Ельцин-центр – это скопище всех возможных либеральных мифов. Это Зазеркалье, где добро подается злом, а зло одевается в одежды добра.

И все это на потрясающем техническом уровне.

Но начнем по порядку. Как известно, театр начинается с вешалки. Современный музей начинается с парковки.

Так вот парковка у Ельцин-центра крохотная (на 25 машин). Ее практически нет.

И это очень символично, что у Ельцин-центра отсутствует парковка. Это логично, потому что в результате реформ, которые Борис Ельцин осуществлял, у россиян не должно было быть не то, что машин, а вообще ничего. Именно в ельцинский период прошла грабительская приватизация, когда “ходорковские” воровали целыми ОТРАСЛЯМИ. Так что логика есть: “благодарные” россияне обязаны приходить к Ельцину пешком. В крайнем случае – на общественном транспорте.

Отсутствие нормальной парковки говорит либо о том, что те, кто его строили, прекрасно понимали, что народной тропы туда не будет и места на 25 машин вполне хватит. Либо по старой доброй традиции, которую не могут изменить никакие перемены, быстро отрапортовали о строительстве центра, а потом будут строить парковку , что тоже, мне кажется, весьма символично. Нам говорят, что там – что-то новое, а желание отрапортовать – старое. К чему нужно было торопиться и рапортовать?

Само здание музея первого президента России огромно, сделано по последнему слову западного музейного формата, поэтому всю экспозицию вы осмотрите за один час. Все мерцает, блестит, разговаривает. Лично у меня создается впечатление, что намеренно создается формат клипового сознания. Нормально пройти, посмотреть, все прочитать в спокойной обстановке в таком музее невозможно, поскольку всего так много, что невозможно на чем-то одном сосредоточиться.

Первое, что вы видите на входе – Закон о создании Ельцин-Центра. Сейчас многие возмущаются, что в сложной экономической обстановке открыто малопонятное здание, стоимостью во многие миллиарды рублей. При этом либералы, которые все меряют “садиками” и пенсиями”, отчего-то не предложили не строить Ельцин-центр и не пересчитали его стоимость в “пенсиях” и “садиках”. Приехали, охали и ахали на его открытии. Это военный бюджет, с их точки зрения, России не нужен. Ельцин-центр нужен и очень.

Так вот для прояснения ситуации. Закон о создании Ельцин-центра был подписан президентом Д.А. Медведевым 13 мая 2008 года и называется он так: “О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий”. Как видим, законная процедура была соблюдена и этот закон сначала ПОДДЕРЖАЛИ депутаты, затем сенаторы и только потом подписал президент Медведев. Сделано это было в мае 2008 года, когда цена на нефть била рекорды и к середине июля она дойдет до цифры 147$ за баррель. А потом будет 08.08.2008 и в ответ на защиту Россией своих интересов Запад начнет экономический и политический кризис, который продолжается до сих пор.

Идея сохранения памяти О ГЛАВАХ государства — идея правильная, вопрос только в форме ее реализации. И в том, что память начали СОХРАНЯТЬ с Ельцина, а не с Петра Великого или Сталина. Память нужно хранить обо всех главах страны и обо всех говорить правду.

А что говорят, что показывают в Ельцин-центре? Сказать, что “искажают” историю, это будет очень мягко сказано. Нагло врут – в самый раз.

Первое, что показывают посетителю – фильм по истории России, сделанный в «мультяшном» варианте. Я бы сказал, «уральско-мультяшном» формате: такое ощущение, что все персонажи сделаны из самоцветов и камней, словно Данила-мастер их вытачивал.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу ее народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с – цатого занимался “борьбой за свободу” и больше ни чем.

Вот здесь – то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном . Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно – ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего. Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом – следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины , не было бы Минина и Пожарского , вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела “реформ”. Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле

им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии еще к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного – у них же вольная трактовка истории – это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо – дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают ее под отрицательным соусом. Дальше – Александр I . Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше . Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I . Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата – это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл. Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот “мультик” сложно. Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает.

Экспонат Ельцин-центра

Царя Александра III, понятно, для них вообще не существует в истории, ничего о нем не говорится. К слову, это мой любимый царь, который, я считаю, наиболее соответствует нашему русскому мироустройству. После убитого душегубцами царя-освободителя сразу идет Николай II . Дал Конституцию в 1905 году и сразу же Россия зацвела, заколосилась, сразу все стало хорошо. Но тут, бац – и Первая мировая война, которая прервала этот “полет”. То есть, когда Николай I делал определенные политические шаги и проиграл Крымскую войну, то это – позор и мракобесие, а когда Николай II дал Конституцию и проиграл Первую мировую войну – это так получилось.

В целом создается крайне негативный образ России, все – сатрапы и палачи, все великие государи только и думали, как загубить свой народ, а вот реформаторы думали, как бы спасти.

Дальше они переходят к большевистской революции. Ленин показан более-менее нейтрально. Либералы его никогда не ругают. Понятно, что Сталин – ужас, там мультяшные персонажи всех мучают и убивают. Как всегда, с либеральной легкостью говорят о потерях: погибло в результате репрессий 10-20 млн человек. Что так скромно-то? Что такой маленький разброс в 10 млн, всего в два раза? Сказали бы, от 10 до 100 млн человек погибло. Следующая фраза: точной цифры до сих пор неизвестно. Подождите, вы только что ее назвали? Так 10-20 млн или ЦИФРА НЕИЗВЕСТНА?

Мне известна совершенно другая цифра, которая совершенно точна: 3 млн 777 тыс. 380 человек , которые были вообще осуждены к срокам заключения и , приговоренных к высшей мере наказания. Причем это с 1921 года по 1953. А в Ельцин-центре называют цифры, разнящиеся в десятки миллионов, а потом тут же, не стесняясь, говорят, что точной цифры не знают. Не знаете – молчите. Скажите: трагический период истории, точная цифра неизвестна. Все, понятна позиция: изучаем, узнаем – скажем. Нет, им надо очернить, сказать гадость, назвать ЛЮБУЮ огромную цифру и тут же сказать, что подтвердить они ее не могут.

Дальше идет Великая Отечественная война. Тут тоже мимоходом все время негатив. Что они говорят? Народ-победитель уважал себя и заплатил за Победу такую цену, которую никто никогда не платил в истории. Это правда, но подается это с той точки зрения, что это плохо. Вроде, народ-то и не хотел бы платить эту цену, да заставили.

После Сталина мимоходом Хрущев – положительный персонаж. Реформатор. Далее мимолетно Брежнев с оттенком негатива (застой). Потом Горбачев-молодец. И вершина всей этой “пищевой цепочки” – Борис Николаевич Ельцин. Как самый великий политик в истории России.

А далее начинается сама экспозиция. Много предметов, плакатов, фотографий. Троллейбус, телефон, прилавок магазина. Вот это и есть тот самый калейдоскопический вариант, когда простому посетителю будет сложно на чем-то сосредоточиться.

Экспонаты Ельцин-центра

Что производит впечатление – это кабинет президента Ельцина. Я у Ельцина в кабинете не был, не знаю, как он выглядел, но ощущение, когда открываешь дверь и заходишь внутрь, сильное.

Чего не скажешь, об остальном в этом Ельцин-центре.

Сложные момент истории, которые они хотели бы обойти, они обходят. Например, мне было интересно, что они напишут про 1993 год. Про расстрел парламента и неконституционный Указ Ельцина.

И знаете, как ОНИ это назвали? Поэтически. “Рождение Конституции”.

Там цитата из Бориса Ельцина висит. Смысл ее примерно следующий : я, Борис Николаевич Ельцин, увидел, что неправильные решения принимает парламент, и понял, что эта группа лиц не должна управлять страной и не может. Конец цитаты. То есть пришел, увидел: плохая группа лиц, и сделал государственный переворот. Вот и все обоснование.

Про 1993 год все на коммунистов валят. То есть Ельцин-то за диалог был, но там начался военный мятеж, а то, что он до этого нарушил Конституцию своим указом, об этом ничего не сообщается. И вот такая ложь во всем.

То есть перед нами – начало мифологизации не Ельцина даже, а 90-х. Те, кто жил в девяностые годы, они же помнят, что там было, знают. А вот молодежь, которая не жила в эту эпоху?

Например, есть в Ельцин-центре некое пространство, называется площадь Свободы. И со всех экранов это слово повторяют. Или актеры читают Конституцию. Акцент на слове “человек”. А о том, как человек в России жил при Ельцине, молчок.

Я жил в Советском Союзе и не помню, чтобы чувствовал отсутствие свободы. Это ведь очень сложное понятие, каждый его воспринимает по-своему. А в Ельцин-центре на таких абстрактных понятиях ведется пропаганда разрушения страны в 90-е годы. Там даже в одном месте Билл Клинтон рассказывает, как классно было в России в 90-е жить.

Зайдите, посмотрите. Наверное, Клинтону в те годы было хорошо. Даже в России.

Экспонат Ельцин-центра

Экскурсоводы – молодые люди, думаю, где-то 20-21 год. Может чуть старше. Наверное, студенты или просто молодежь. Подкованные, эрудированные, но не знаю, насколько они верят в то, что говорят, насколько они симпатизируют всему этому. Хочется верить, что не очень. Почему набрали таких молодых? Потому, что они не жили в 90-х. Взяли бы сорокалетнего мужика экскурсоводом, который работу тогда потерял, что-то еще потерял, как бы он рассказывал, какой Ельцин замечательный? Он бы не мог этого делать! Поэтому берут молодых девушек, молодых людей, которые ничего этого не знают, не помнят.

Милая девушка-экскурсовод словно олицетворяет “реформы”: вся в пирсинге, волосы голубо-синие.

Память о президентах, безусловно, должна храниться, нравятся они нам или нет, но это – государственные деятели. Такие музеи нужны. Но они не должны быть местом пропаганды разрушительных реформ и предательских действий. Расскажите про Ельцина. Не забудьте поподробнее про войну в Чечне, про наркотики и застывшие города, про преданных им русских в бывших республиках СССР.

Это, по сути, музей не Ельцина, а разрушения России под соусом красивых слов о свободе. А Ельцин – ширмочка или повод этот музей открыть. Вы там увидите фотографии всех “демократов”: они и на фото, и на видео, и на мерцающих экранах, везде, со всех сторон улыбаются, начиная с Чубайса, заканчивая Немцовым. Тут все деятели медийного пространства либерального толка. Мне кажется, они использовали первого президента России как повод собраться вместе в каком-то пространстве и постараться оказать давление на общественное мнение.

Но не получится, не будет туда народной тропы.

В этом музее очень мало Ельцина и очень много либералов. Это музей 90-х годов. А девяностые – это не только приватизация и Чечня, не только МММ и обнищание. Это еще и распад страны 1991 года.

А такие вещи воспевать нельзя!

Р.S. Своими впечатлениями об увиденном я поделился с екатеринбуржцами, а ресурс Накануне.ру об этом написал

Современный музей, оборудованный по последнему слову техники, а также крупный культурный и образовательный центр в Екатеринбурге. Он притягивает интеллигентных, культурных и прогрессивных людей. Равного ему нет ни в Екатеринбурге, ни на Урале в целом. Инсталляции, видеоролики, объекты, моделирующие обстановку, интерактивные экспонаты, взаимодействующие с посетителем – все это вызывает восхищение и надолго остается в памяти.

Ельцин Центр открыт 25 ноября 2015 года. Место появления Ельцин Центра неслучайно. Свердловская область – родина Б.Н. Ельцина, а в Свердловске началась его политическая карьера.

История Ельцин Центра

Здание Ельцин Центра – с непростой историей. Его строительство началось в 2006 году предпринимателем Марсом Шарафулиным как крупнейший в Екатеринбурге бизнес-центр с конгресс-холлом «Демидов-плаза». Его планировалось использовать уже во время саммита ШОС-2009, но объект не смогли достроить в срок. В 2008 году здание перешло УГМК, однако строительство вскоре приостановилось.

В 2011 году Ельцин Центр выкупил часть бизнес-центра «Демидов» за 2 миллиарда рублей. Весной 2013 года начались работы под создание Ельцин Центра. Всего же расходы на создание Ельцин Центра составили 7 миллиардов рублей, из которых 2 миллиарда было получено как кредит из бюджета Свердловской области.

Созданием экспозиции музея занималось американское Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума, победившее в конкурсе. Также в разработке концепции музея (экспозиции «Семи дней») принимал участие режиссер Павел Лунгин:

«Когда я побывал на месте будущего музея, я увидел недостроенный массив здания с круглой шайбой посередке, где гулял ветер. Я понял, что шайбу надо разрезать как пирог - на семь дней, семь моментов из жизни. Мне хотелось брать сложные дни, когда Ельцин был в критических ситуациях, ведь это свойство его характера - выходить из кризисов. Получилась история про семь дней, которые изменили Россию. Каждый зал - это один день, и в каждом - информация вокруг этого дня, где заодно рассказывается история из жизни Бориса Николаевича».

За первый год работы музея его посетило более 250 тысяч человек.

Ельцин Центр активно критикуют многие люди (99% которых в нем никогда не были), усугубляет это и государственная пропаганда. Критиковать Ельцина, 90-е и в целом Свободу среди малообразованных людей сейчас очень модно.

Музей Бориса Ельцина

У входа в Ельцин Центр встречает первый экспонат - автомобиль «Чайка», на котором некогда ездил Борис Ельцин. Около касс – стенд с подарками первому президенту.

Сам музей Бориса Ельцина состоит из девяти залов. Рассмотрим каждый из них.

Лабиринт

Прежде, чем попасть в Лабиринт истории, посетителям показывают мультфильм об истории Свободы в России.

В самом Лабиринте предстает хроника российской истории с 1914 по 1987 год, а также рассказывается об истории семьи Ельциных.

Здесь представлены архивные фотографии, плакаты, кадры из художественных фильмов тех лет.

В конце – письмо М.С. Горбачеву, в котором первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин требует ускорить ход перестройки.

Дальнейшим событиям посвящена экспозиция «Семь дней, которые изменили Россию». Ее концепцию придумал режиссер Павел Лунгин.

«Семь дней, которые изменили Россию»

Экспозиция «Семь дней» рассказывает об этапах создания новой России. Она рассказывает о важнейших событиях: от октябрьского Пленума ЦК КПСС 1987 года до добровольной отставки Ельцина с поста президента. Семь метафорических дней – это путь России от тоталитарного государства к парламентским и президентским выборам, к свободе слова и частной собственности.

В каждом зале стоят тумбы с экранами, где можно посмотреть документы, послушать выступления, воспоминания.

День первый. «Мы ждем перемен!»

В начале воспроизведен Мраморный зал Кремля с гербом СССР, трибуной и ковровыми дорожками, где 22 октября 1987 года Б.Н. Ельцин произнес свою знаменитую речь на пленуме ЦК КПСС. Можно остановиться и послушать аудиозапись выступления.

Тут же висят портреты членов политбюро. Можно перевернуть их и прочесть критические высказывания о выступлении Ельцина.

Далее – о московском периоде жизни Ельцина. Здесь неожиданно предстает настоящий троллейбус с московскими видами из окна (Ельцин иногда ездил на работу на общественном транспорте). В нем можно посидеть и посмотреть небольшой фильм о Борисе Ельцине. Стенды наглядно рассказывают о культурной жизни и атмосфере того времени (конца 1980-х – начала 1990-х годов) – о рок-музыке, театрах, фестивалях и т.д. Можно даже посмотреть концерт Виктора Цоя.

День второй. Августовский путч

Неожиданно вы оказываетесь в типичной советской квартире. На календаре 19 августа 1991 года. По телевизору показывают балет «Лебединое озеро». Вдруг звонит телефон и в трубке с тревогой говорят о происходящем на улицах Москвы.

Открыв дверь, оказываетесь на баррикадах вокруг Белого дома... На большом экране показывают происходившее в то время в центре столицы. А на стендах - выступления организаторов путча ГКЧП.

Представлен в музее и большой исторический флаг-триколор, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года. Он стал символом сопротивления ГКЧП во время августовского путча.

День третий. Непопулярные меры

Вы оказываетесь в магазине начала 1990-х годов с пустыми полками. В стране продовольственный кризис. Есть лишь салат из морской капусты «Дальневосточный» да березовый сок в большой стеклянной банке.

Тут же голографические копии членов гайдаровского правительства, говорящие об экономических перспективах, приватизационные чеки и даже экономическая игра.

Вызывают ностальгию вещи из ушедшей эпохи: тетрис, магнитофоны и «видики», видео- и аудиокассеты, приставка Денди, по телевизорам транслируются передачи и сериалы 1990-х годов.

День четвертый. Рождение Конституции

Несмотря на победу на референдуме 1993 года, страна оказывается на грани гражданской войны. Происходит попытка переворота. В музее воспроизведена студия телецентра Останкино, который штурмовали мятежники.

День пятый. «Голосуй или проиграешь»

История президентских выборов 1996 года и непростой предвыборной компании. Старые компьютеры, телефоны, из трубок которых звучат истории тех дней, агитационные материалы и избирательный бюллетень. Можно увидеть и кукол из одноименной программы тогдашнего, настоящего НТВ.

Рассказывается и о кровопролитной войне в Чечне.

День шестой. Президентский марафон

Здесь рассказывается об операция на сердце Бориса Ельцина. Далее - студия звукозаписи, где можно послушать выступления Ельцина или записать свое. Диаграммы с экономическими показателями России (в стране в 1998 году случился дефолт). В этом зале есть окно, из которого виден Храм-на-Крови, стоящий на месте дома Ипатьева, снесенного по решению Ельцина (когда он работал секретарем Свердловского обкома).

Приводится и информация о возможных преемниках президента, также представлен «ядерный чемоданчик».

День седьмой. Прощание с Кремлем

Воссоздан президентский кабинет в Кремле. Звучит новогоднее обращение Б.Н. Ельцина 1999 года, в котором он отказался от власти…

В шкафу за стеклом: трудовая книжка первого президента, пенсионное удостоверение, наградные листы.

Последний зал, в котором можно послушать речи известных людей о Свободе. Здесь пять столбов с экранами, разделенных тематически: «Свобода предпринимательства», «Свобода передвижения», «Свобода собраний и объединений», «Свобода мысли и слова», «Свобода совести». В специальной кабинке можно записать и свое обращение.

В центре холла на втором этаже музея, на так называемой «президентской площади», на скамейке сидит сам Борис Николаевич в натуральную величину. Рядом с бронзовым памятником можно сфотографироваться или сделать селфи.

Более-менее внимательное знакомство с музеем занимает не менее 4-5 часов. А чтобы посмотреть все, что есть в музее (включая многочисленные аудио-, видеоролики, различные материалы), то и всего дня не хватит. Музей оставляет неизгладимое впечатление. К небольшим минусам можно отнести разве что идеализацию образа Ельцина.

Что еще?

События такого масштаба, как открытие Ельцин-центра, в Екатеринбурге случаются нечасто. К приезду Владимира Путина в городе лихорадочно очистили центральные улицы от внезапного снега, а Центр заранее взяли в кольцо охраны - в 2012 году скульптуру каменного Ельцина, стоящую перед зданием, облили краской. Впрочем, визит президента стал лишь вишенкой на торте - завершение реконструкции БЦ «Демидов-плаза», где разместился Ельцин-центр, само по себе оказалось знаковым для миллионника явлением; как и появление на Урале музея невиданного до этого дня уровня.

История строительства

Фотография: Ельцин-центр

Бизнес-центр «Демидов» заложили на берегу главной екатеринбургской реки Исети еще в девяностые, но вскоре объект оказался заброшен. Годы шли, у стройплощадки менялись хозяева, а дело существенно вперед так и не двигалось - пока долгострой не перешел к Уральской горно-металлургической компании, вернее, ее строительной «дочке». Гиганты свердловской промышленности довели объект до сдачи в 2010 году. И все же двери бизнес-центра так и не открылись для арендаторов.

Дело в том, что в 2008 году правительство Медведева приняло закон, согласно которому в специальных президентских центрах России должно сохраняться наследие каждого главы государства, покинувшего пост. Уже через год в Москве приняли решение разместить Центр Ельцина в Екатеринбурге. Тогда же Фонд Ельцина обратил внимание на БЦ - его планировали сдать в эксплуатацию к саммиту ШОС летом 2009 года, но так и не успели. Решение сделать Центр в нем было очевидным: годом ранее улицу, на которой стоит здание, переименовали с 9 Января в Бориса Ельцина, ближайшими к «Демидову» объектами являются здания правительства Свердловской области и один из крупнейших в городе театров.

Реконструкция и финансирование Ельцин-центра


Фотография: Ельцин-центр

Всего на преобразование здания и оснащение Ельцин-центра потратили порядка 9,5 млрд рублей. Первый транш из федерального бюджета ельцинский фонд получил в 2011 году, на эти деньги выкупили часть площадей БЦ. Тогда же для работы над проектом пригласили Бориса Бернаскони, известного в первую очередь проектом в Сколково , до этого его бюро занималось проектированием Дома народной культуры, здания необычной формы в Первоуральске.

Реконструкция БЦ началась в 2013 году. Одновременно УГМК вела застройку прилегающей территории, где реализуется концепция екатеринбургского Сити: сейчас здесь возвышается недостроенная «Башня Исеть», которая станет самым высоким зданием в городе, рядом появятся еще три небоскреба. Фонд Ельцина вложил в реконструкцию здания 4 млрд 980 млн федеральных рублей, еще 2 млрд взяли в кредит из бюджета Свердловской области. Порядка 66 тысяч квадратных метров здания, которые не заняты Ельцин-центром (ему хватило 22,5 тыс.) выкупили на 2 млрд рублей, пожертвованных благотворителями. Имена каждого из них увековечены на стене перед входом в музей: пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова здесь соседствует со Сбербанком, и хотя очевидно, что их вклад был неодинаков, на размерах табличек это не отразилось.

Структура Ельцин-центра


Фотография: Антон Буценко/PhotoXPress

Ельцин-центр занимает четверть площади здания: свободная от президентского наследия территория постепенно заселится офисами и магазинами. Доход от аренды пойдет на обслуживание музея, организацию мероприятий и другие статьи расходов, а также на погашение кредита. Сам Центр первого президента помещается на трех нижних этажах южного крыла здания. Здесь находятся арт-галерея, архив с электронными материалами и медиатекой, детский образовательный центр, музей и кафе «1991» (часть меню здесь готовят по рецептам Наины Ельциной). Открытое пространство первого этажа будет задействовано как зона притяжения посетителей: здесь гости смогут поиграть в настольный теннис или шахматы, вечером - послушать концерт фортепианной музыки. Изогнутая стена высотой в несколько этажей представляет собой экран, где будут транслироваться фильмы и короткие ролики.

Книжный магазин и образовательный центр


Фотография: Ельцин-центр

Ядром образовательного центра стал магазин «Пиотровский» - давно известный гуманитариям книжный из Перми. Там его открыли в 2009 году, вскоре от продажи книг независимых издательств он перешел к созданию системы открытых лекций и прочим просветительским программам. В 2013 году магазин чуть не закрылся, но в том же году его владельцы выиграли тендер на участие в президентском проекте в Екатеринбурге. Сюда создатели лавки перенесли свою идею «Литературного дома», которую не удалось реализовать в Перми. На площадке «Пиотровского» будут проходить лекции, встречи, семинары на самые разные темы - от урбанистики до философии. Исполнительный директор Ельцин-центра Александр Дроздов публично пообещал не вмешиваться в дела книжного и не влиять на его курс. Рядом с образовательным центром соседствует детский, в нем за развлечения будет отвечать , просветительскую задачу возьмет на себя «Детский университет».

Арт-галерея


Фотография: Ельцин-центр

Один из немногих уральцев, играющих ведущую роль в Ельцин-центре, - арт-директор Галереи современного искусства Екатеринбурга Борис Салахов, он заведует выставочной деятельностью в здешней арт-галерее. К открытию первым проектом сделали выставку «90-е», куратором которой выступает создатель галереи «XL» Елена Селина. Предметом исследования экспозиции стала не столько сама эпоха, сколько феномен появления арт-рынка и первых коллекционеров в ельцинской России.

На выставке представлены самые известные в стране частные коллекции - собрания Дмитрия Коваленко и Шалвы Бреуса, Владимира Овчаренко и Пьера Броше и другие частные фонды, зарождавшиеся в девяностые. Среди экспонатов - работы Сергея Браткова, Олега Кулика, Владимира Дубосарского, все, конечно, с ярким политическим окрасом. Затем арт-галерея займется проектами, не связанными с перестроечной эпохой.

Центр документального кино

В конференц-зале Ельцин-центра находится филиал московского Центра документального кино. К открытию президентского центра ЦДК подготовил работы, посвященные девяностым: первые зрители увидят фильмы «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ» и «Якиманка. 90-е годы» о художниках постеперестроечного периода. Дальше собираются показывать трансляции спектаклей, документальное и художественное кино; 10 декабря одновременно с Москвой состоится премьера ленты «Реальная цена моды», фильма - расследования американского режиссера Эндрю Моргана о моде и на мировых подиумах, и в беднейших кварталах третьего мира. В рамках «Документальных уикендов» ЦДК расширит простые показы до тематических встреч - с лекциями, мастер-классами и обсуждениями заданной темы.

Музей Ельцина. Первый этаж


Этот музей сильно отличается от своих аналогов в Екатеринбурге, по сути, общего у них лишь наименование: это масштабный мультимедийный проект, который должен захватывать зрителя и погружать его в особую атмосферу 90-х глубже, чем это сделал бы 3D-фильм. Отчасти это достигается за счет арсенала технических средств, частично благодаря обилию подлинных документальных материалов.

В конкурсе на создание музея участвовало больше двадцати компаний, включая Студию Артемия Лебедева, но победа досталась американскому Агентству музейного дизайна Ральфа Аппельбаума (RAA), известному в России по Еврейскому музею в Москве. Иностранцы работали над российской концепцией, в подготовке которой участвовал режиссер Павел Лунгин, их задача состояла в том, чтобы лучшим образом рассказать историю первого президента с помощью современных технических средств.

Музей располагается на первом и втором этажах, экскурсия начинается снизу. Около входа установлена витрина с подарками, которые получал Борис Ельцин. Установленный в центре экран демонстрирует их историю - например, оранжевого свитера, который преподнес президенту Борис Немцов. Далее следует «Лабиринт истории» - затемненная анфилада, где гости прокладывают свой путь сквозь годы, отмеченные на линии времени на полу. Исторический контекст общественной жизни в России с 1914 года представлен в документах, артефактах и роликах на мультимедийных экранах (чтобы послушать их, нужно встать под «звуковой душ»).

По стенам расположены фотографии, причем те из них, что подсвечены сверху, - это документальные кадры того или иного периода, а те, что светятся изнутри, - примеры пропагандистских материалов разных лет. В витринах по центру коридора - экспонаты, относящиеся непосредственно к семье Бориса Ельцина. Например, здесь лежит копия гранаты, из-за которой будущий глава РФ лишился нескольких фаланг на левой руке, или оригинал письма, в котором Ельцин отвечает читателям детского журнала.

Музей Ельцина. Второй этаж


Здание «Демидова» досталось Фонду Ельцина с планировкой, рассчитанной на обычных арендаторов БЦ: офисы и магазины. Задачу превратить круглый в горизонтальном сечении второй этаж в музей решал Павел Лунгин - он придумал концепцию «ротора», который запускает круговое движение посетителей: развернутые по часовой стрелке дверные проемы залов подталкивают гостей к переходу из одного помещения в другое. В середине второго уровня расположена круглая площадь, на ней скамейки и одинокая фигура бронзового Ельцина в натуральную величину - объект для селфи. Напротив экран, где транслируются фотографии из архива президента.

Комнаты по периметру площади носят названия семи дней - «День первый», «День второй» и т.д. Это метафора недели Творения - и семи исторических событий в судьбе первого президента. Так, в первой комнате воссоздан зал заседаний бюро ЦК КПСС: гости могут присесть в бархатные кресла и послушать, как будущий глава государства критикует политику Горбачева. Вообще в музее много интерьеров, воссозданных со всей скрупулезностью. Здесь есть и типичная квартира 1991 года (с хрусталем в серванте и «Лебединым озером» по телевизору), типичный дефицитный магазин (на прилавке - банки с березовым соком и салатом «Дальневосточным»). В музей инсталлировали большую часть настоящего троллейбуса, лобовое стекло которого стало мультимедийным экраном, «чайку» Ельцина, первого секретаря Свердловского обкома, и лимузин президента из кремлевского гаража.


Вообще, разнообразие форм, с помощью которых музей рассказывает посетителям историю времени, поражает. Количество мультимедийных экранов сложно подсчитать, телефоны звонят, и в трубке дискового аппарата звучит радио «Свобода», фотографии оживают и говорят с гостями. Зеркальные полотна стендов, посвященных свободам человека, отражают тех, кто этими свободами пользуется, - нас самих. В одном из залов перед экраном во всю стену соорудили настоящую баррикаду 1991 года: только бочки и бетонные блоки для нее изготовили специально, чтобы вмонтировать в них колонки. Из Кремля перенесли настоящий кабинет первого президентского срока Ельцина - вместе с мебелью, предметами интерьера и даже потолком, только ковер заменили копией. Вид из «окон» кабинета - реальная фотография, сделанная с того же ракурса, но обработанная с учетом времени года, погоды и времени, когда президент зачитывал свое последнее новогоднее обращение.

Есть немало и оригинальных экспонатов. За годы подготовки Фонд Ельцина с помощью историков, краеведов, журналистов собрал более 130 тысяч подлинных фотографий, порядка 3,6 тысяч уникальных предметов. Например, триколор, который подняли над Кремлем 25 декабря 1991 года (обычно флаги уничтожают после трех месяцев службы, но это полотнище сохранили).

Для экспозиции записали больше 130 интервью. В одном павильоне известные россияне - актеры, политики, писатели - по кругу, не останавливаясь, зачитывают Конституцию, а в зале Свободы, который служит шлюзом для выхода из музейного пространства обратно в Центр, экраны-колонны транслируют высказывания о Ельцине - мэра Екатеринбурга Ройзмана, президента Казахстана Назарбаева, режиссера Бондарчука. Стену этого зала украшает полотно «Свобода», которое написал концептуальный художник Эрик Булатов , родившийся в Свердловске.