Мать любила и гордилась своим. Бог ночлегов без постелей

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку.

11 класс (2010-2011 учебный год)

1. Нормы русского языка.

1. Исправьте грамматические ошибки в приведённых примерах .

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошёл неприятный инциндент.

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквойе . Немудрено вообще забыть, где пишетсяЁ , гдеЕ.

Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е :

Опека, афера, челн, новорожденный.

3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать :валюта иливолюта ,компания иликампания ? Свой ответ аргументируйте.

    В каких словах ударение падает на последний слог ?

Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог .

5. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка .

Беспреце…дентный инци…дент.

В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, - конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».

2. История русского языка.

1. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.

«Летось погода дивная живёт: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).

А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?

Б) Почему дождь «летит», а не «идёт»?

2. Сравните в приведённых предложениях употребление слов год и година. Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры.

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие).

Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

    В нашем языке много «парных слов»: сторож – страж, Млечный – молоко, дерево – древо . В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

3. Язык художественных произведений.

    Прочитайте фрагмент стихотворения П. А. Вяземского:

Бог ухабов, бог метелей,

Бог просёлочных дорог,

Бог ночлегов без постелей,

Вот он, вот он, русский бог.

Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте?

    Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний.

А) Оторвался твой добрый конь

От того столба малинова.

Б) На берегу лес

Все малинов.

Что обозначают подчёркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют?

    Определите, какими средствами создаётся языковой каламбур в приведённых ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?

Расчёт короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж? – «По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь»

(А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»).

4. Современный русский язык.

1. Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте.

с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным.

2. Первое известное нам стихотворение четырнадцатилетнего Лермонтова «Осень» (1828 г.) начинается следующим четверостишием:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Правильно ли, что в третьей строке отсутствуют запятые? Это опечатка? Или М. Ю. Лермонтов не знал, что препозитивное деепричастие всегда обособляется? Свой ответ аргументируйте.

    Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.

А) Три книги лежал… на столе.

Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.

В) Прошл… десять лет.

Г) Несколько человек шл… по улице.

Д) Сколько книг сто…т на полке.

Е) Много людей пришл… на концерт.

4. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите примеры

Ответы.

Олимпиада по русскому языку.

11 класс.

Ответ

Баллы

Литературная норма языка

    А) Мать любила своего сына и гордилась им.

Б) Свидетель показал, что видел….

В) Памятник установлен на площади.

Г) С ним произошёл инцидент.

    В двух словах пишется Е: опека, афера.

3. Валюта – денежная единица. (1 б.)

Волюта – орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали на архитектурных сооружениях. (1 б.)

Компания – (пришло из франц. через латинский:COM(«вместе») +PANIS(хлеб); дословно – «сохлебник, соучастник в еде, тот, кто ест хлеб месте с кем-либо». 1. Торговое объединение, фирма, предприятие: кондитерская компания. 2. Небольшая группа лиц, приятелей, проводящих время вместе: компания сверстников. (1 б.)

Кампания (фр.CAMPAGNE, лат.CAMP– поле) 1.Совокупность военных действий: летняя кампания войны 1812 года. 2. Политические мероприятия: изьирательная кампания. (1 б.)

    Во всех словах.

ЖалюзИ , газопровО д, ворожеЯ , позвонИ т, нефтепровО д, каталО г.

    Надо писать: беспрецедентный, инцидент, идентифицировали, скомпрометировавшегося, констатировали.

Во всех словах буква Н – лишняя.

(по 1 б. за предложение)

(по 1 б. за слово)

История русского языка.

    А) Погода названа дивной, т.к. оначудесна ,удивительна. Дивная – чудесная, связанная с чудом, божеством. Див – бог славян-язычников.

Современное значение «дивная» - прекрасная.

Б) Дождь идёт – современная «стёршаяся» метафора. Данный текст отражает только факты, с точки зрения говорящего, поэтому дождь в контексте данного предложения именнолетит .

    Год – понятие о времени, не отмеченном какими-либо исключительными событиями, то есть о времени как таковом.

Година – производное от «год» подчёркивало особый, эмоциональный характер обозначаемого этим словом времени. Это время характеризовалось наиболее знаменательными событиями и явлениями(година спасения, година брачная). Например, в «Слове о полку Игореве» сказано: «Уже бо, братие, невесёлая година въстала».

Существительное год со значением время вышло из употребления – было вытеснено заимсвованием из старославянского языка «время». Слово относится к нейтральной лексике. Стилистически окрашенное словогодина получило возвышенную стилистическую окраску (година бед, невзгод, испытаний). Этому способствовал суффикс -ин-(а), подчёркивающий выразительность,эмоциональность значения слова.

    Слова с неполногласием прищли к нам в русский язык из славянского. Наличие неполногласия – примета строславянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.

Река Смородина – эпическая, зловещая река. Сморо дина – смра дная, пахнущая смрадом.

(за полный ответ)

Язык художественного произведения.

    Русский бог – авось, небось да как-нибудь.

    Малиновый столб ималиновый лес – слова употреблены в переносном значении и, на первый взгляд, являются аллогизмами. Но в данном случае в произведениях УНТ эти аллогизмы проявляют оценочность, скрытую в существительном МАЛИНА. Малиновый служит показателем высоких качеств предмета (например, в литературном языке часто встречается словосочетание малиновый звон – очень приятный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов).

    Языковой каламбур создаётся следующими способами:

А) …я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

Созвучие слов (1 б.) – бездельник – без дела;

Оксюморонность сочетания (1б.) - бездельник деловой;

Тавтология (1 б.)

Б) Намеренное использование многозначности слова (1 б.)

Слова «по страсти» - «по страсти» - омонимы (1 б.)

Изначально, этимологически слово «страсть» от страдания.

В современном русском языке слова «страсть» имеет несколько значений: 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» - страдание; 3) разговорное «страх»; 4) просторечное – «очень».

Современный русский язык.

1. Окончание -ом - обозначает в данном случае населённый пункт.

Окончание -ым - обозначает фамилию.

    Ни то, ни другое.

Это не опечатка и не ошибка М.Ю. Лермонтова, поэт хорошо знал русскую грамматику. Просто поникши не деепричастие, а прилагательное, выступающее в качестве определения к существительному – подлежащемуели . Перед нами усечённое прилагательное. Поэты 18 и начала 19 века очень активно употребляли такую форму прилагательных как одну из поэтических вольностей.

3.А) Три книги лежали на столе. (При числительных «2, 3, 4» сказуемое ставится во мн. числе)

Б) Двадцать один студентсдавал экзамен. (при составных числит., оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед. числе)

В) Прошло десять лет . (сказуемое обычно ставится в ед. числе, если в составе подлежащего имеются словалет, месяцев, дней, часов )

Г) Несколько человек шли по дороге. (При наличие в составе подлежащего (одушевл. сущ.) слованесколько сказуемое ставится во мн.числе)

Д) Сколько книг стоит на полке.

Е) Много людей пришло на концерт.

(Если в составе подлежащего имеются слова мало, немного, немало, сколько, столько, то сказуемое обычно ставится в форме ед.числа)

4. Пароним – от греч.Para– возле, мимо иonyma– имя. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению.

Абонемент-абонент, костный-косный.

Олимпиада по русскому языку (школьный этап) 7 класс 2012 – 2013 уч.год

1 задание – за каждый правильный ответ – 0,5 балла, максимум – 6 баллов.

Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

2 задание - за каждый правильный ответ – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.

Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, непр…одолимый страх, национальные пр…оритеты, искать пр…станища, непр…хотливое животное, пр…зреть сироту, камень пр…ткновения, знаки пр…пинания, пр…зумпция невиновности.

3 задание – за правильный ответ – 1 балл.

Сколько в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы? Какими частями речи они являются?

4 задание – за правильный ответ -0,5 балла, всего 3 балла.

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.

5 задание – за правильный ответ – 2 балла.

Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».

Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.

6 задание – за правильный ответ – 0,5 балла, всего 6 баллов

Распределите слова по трём группам: а) с нулевым окончанием, б) фонетически выраженным окончанием, в) без окончания.

Бесценный, могуч, волчий, опасность, кенгуру, домой, приберёг, хороша, дороже, влево, своего, купи.

7 задание – максимальное количество – 10 баллов. Задание оценивается по следующим критериям: логичность, последовательность, аргументированность, стройность, выразительность.

Напишите сочинение – миниатюру « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»

Максимум – 40 баллов.

Ответы школьного этапа олимпиады по русскому языку, 7 класс, 2012 – 2013 уч.год

1 задание.

ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога.

2 задание.

НепрИтязательный вкус, прЕбывать за границей, непрЕодолимый страх, национальные прИоритеты, искать прИстанища, непрИхотливое животное, прЕзреть сироту, камень прЕткновения, знаки прЕпинания, прЕзумпция невиновности.

3 задание.

Одно местоимение – Я; два союза – А, И; пять предлогов – О,У,С,К,В.

4 задание.

Куль, кожа, лик, пара, толь, парк.

5 задание.

Мужская, собирательное числительное трое употребляется с сущ. муж. рода

6 задание.

Нулевое: могуч, волчий, опасность, приберёг, купи

Фонетически выраженное окончание: бесценный, хороша, своего

Без окончания: кенгуру, домой, дороже, влево

Олимпиада по русскому языку (школьный этап) (8 кл.)

1 .Расставьте ударение в словах:

Корысть, надолго, углубить, соболезнование, ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи, оптовый. (По 0,5 за правильный ответ, 5 баллов)

2 .Подберите как можно больше словосочетаний с предлогом ПРИ в разных значениях.

(по 0,5 за правильный ответ, 4 балла)

3. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме. (по 1 баллу за правильный ответ, записанный орфографически верно, 7 баллов)

1)Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направление движения, нужны верные …

2)Пространство с четко очерченными границами называют…

3)Офицера, состоящего при начальнике для выполнений особых поручений, называют…

4)Большая удача для коллекционера - приобрести редкий…

5)На должность, звание, даже на руку и сердце нужно найти…

6)Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему…

7)Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной

может быть…

Ор(?)ентир, и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз…мпляр, тр…буна, конве…р, ад…ютант, к…м…тет, …тм…сфера, пр … т…ндент, о(к,кк)упация, х…р…ктеристика, пр…з…дент, …гр (с,сс)ия.

4 . Слова каких знаменательных частей речи могут заканчиваться на а ? Приведите примеры. (Допустимы любые формы слов.) (по 0,5 балла за правильный ответ, 5 баллов)

5 . Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина? (по 1 баллу за правильный ответ, 2 балла)

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

6. Определите окончания в словах: Возилась с чьими-то пятьюдесятью резвящимися детьми. Какое слово отличается от других по своему строению и почему? (по 1 баллу за окончание и 1 балл за ответ; 7 баллов)

7. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи и способы подчинительной связи в словосочетаниях. (по 1 баллу за правильный ответ, 5 баллов)

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.

Итого10 баллов

8. 1. Определите тип речи, стиль текста,

2.Укажите художественные средства, помогающие автору создать яркие образы.

Свой ответ оформите в виде связного текста.

Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы…

Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своей трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему…

А.П.Чехов

Итого 6 баллов Итого 51 баллов

Ответы (русский язык – 8 класс)

1.Коры сть, надо лго, углуби ть, соболе знование, хода тайствовать, христиани н, ми зе рный, танцо вщица, жалюзи , опто вый.

2.Школа при посольстве, при школе сад, стеснялся при посторонних, держал при себе, явился при галстуке, при его способностях, при помощи доски и т. д.

3. 1) …ориентиры.

2) … территорией.

3) … адъютантом.

4) …экземпляр.

5) …претендент.

6) …характеристику.

7) … атмосфера.

4.Имена сущ.(река, слона, окна, берега.), кр. прил. (умна), глаголы(шла), кр. прич.(укрыта), дееприч.(ворча), нареч.(издавна), числит.(два), местоиен.(она).

5.В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются и не выступают в роли определений, как в отрывке из пушкинской сказки.

6. Возил+а +сь с чь+ими -то пять+ю +десять+ю резв+ящ+ими +ся деть+ми . Отличается слово – детьми, так как лишь у него нет окончания в середине.

7. Неприятный ветер – подч., согл., не шло сверху – подч., прим., не шло снега – подч., упр., не очень темно – подч., прим., вставала за облаками – подч., упр.

8. Описание, художественный; эпитеты, сравнения; образ Е. К., игры на инструменте, музыки.

Олимпиада по русскому языку для 9 класса (школьный этап)

Квартал, вероисповедание, каталог, искра, обеспечение, диспансер, ходатайство, мизерный, заплесневеть, заиндеветь.

а) звуков больше, чем букв;

б) в которых букв больше, чем звуков.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец. (А. Пушкин)

Всего 2 баллов (по 0,2б за каждое слово).

Об..жаться следует только тогда когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды случайность то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.

Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городных произв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.

В общем(то) излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой(то) закомплексова..ости. Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)

    Существительные

    Глагол

    Наречие

    Предлог

    Деепричастие

    Краткое причастие

    Местоимение

    Краткое прилагательное

    Числительное

  1. Лингвистическая задача. В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встаёт,

Червонная рубаха

Забыться не даёт.

Определите значение выделенного слова. Что вы можете сказать о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своём стихотворении?

    Десница, виктория, ланиты, блиставица, ветрило, шуйца, толмач, сиречь, тать, чага.

    7. «Составляем текст». Расскажите о своем городе, о тех изменениях, которые в нем произошли уже на Вашей памяти, о том, чем он славится и чем он дорог Вам. Используйте данное начало. Постарайтесь увидеть в привычном неожиданное. Напишите о нем так, чтобы заинтересовать читателя. Озаглавьте сочинение - миниатюру. (10 баллов)

К месту, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться…

Но бывают мгновения, когда родной посёлок (деревню, село) видишь словно со стороны.

ОТВЕТЫ:

    Расставьте ударение в данных словах:

КвартА л, вероисповЕ дание, каталО г, И скра, обеспЕ чение, диспансЕ р, ходА тайство, мизЕ рный, заплЕ сневеть, заИ ндеветь.

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

    Выпишите из текста слова в две группы:

а) звуков больше, чем букв: НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е после гласной обозначает 2 звука); ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова обозначает 2 звука)

б) в которых букв больше, чем звуков: ГОРЬКО (Ь звука не обозначает); ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает звук Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает)

За каждое правильно указанное слово – 0,4 балла. За правильный комментарий каждого слова – 0,1 балла.

    Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. (Д.С. Лихачев)

Максимальное количество баллов – 5.

    Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи. Можно использовать падежные формы.

Существительные

Глагол

Жгут

Наречие

Тепло

Предлог

В течение

Деепричастие

Краткое причастие

Бита

Местоимение

Краткое прилагательное

Числительное

Сорок

Всего 4 балла (по 0,5б за каждое слово).

    ЧЕРВОННЫЙ - красный, алый, цвет крови.

В старославянском языке было слово чръвьнь , в древнерусском – чьрвенъ – красный.

Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идёт о временах восхождения на престол Петра Первого, казни стрельцов, выступавших на стороне сестры Петра I, Софьи.

За правильно определённое значение слова – 1 балл. За объяснение происхождения слова – 1 балл. За комментарий функции слова – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 3.

    Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница – правая рука; виктория – победа; ланиты – щёки; блиставица - молния; ветрило – парус;

шуйца – левая рука; толмач – переводчик; сиречь - то есть; тать – вор; чага – рабыня.

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

    Задание 10. Всего 10 баллов.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 уч.года по русскому языку.

Задания

10 класс

1 . Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Итого 2 балла

2 . Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е. Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.

Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:

Опека, афера, челн, новорожденный.

Итого1 балл

3 . В каких словах ударение падает на последний слог?

Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Итого 3 балла, 0,5 за каждый правильный ответ

4 . В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

Итого 5 баллов

5 . Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:

А) Столовая – стая Б) Портной – герой В) Рыбачий – рабочий Г) Лекторий – лисий

Итого 2балла

6 . Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите примеры.

Итого 2 балла

7 . Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

Ранним утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной жаркой избы и как(будто) не на улице оказался а вышел в тихую (не)изъяснимой прозрачности солнечную воду - такая охватила свежесть. Трава еще (не)обсохла от росы хотя блистáния рóсного когда висят на траве крупные седые капли уже (не)было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче и вот впереди сверкнула затуманен..ая река а за ней запереливались красками уходящие (в)(далекую)(даль) луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельн..чной плотины которая теперь была прорван..а. Вода обруш..валась на торчащ..й из прорван..ого тела плотины лозняк и падая дробилась о него так что по тихому мельн..чному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Н.. один рыболов н.. мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельн..чные омуты описывают..ся в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристан..ще рыб.

(157 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)

З а д а н и я к тексту:

1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте; оправданы ли они здесь? Мотивируйте свой ответ;

2) определите значение слов омут и проулок , встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения;

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение.

7. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре рассказа на тему «Книга».

Итого 10 баллов

Итого 37 баллов

Ключи

10 класс

1. Нормы русского литературного языка

А) Мать любила и гордилась своим сыном. - Мать любила своего сына и гордилась им.

Свидетель показал, что видел …

В) Мемориальный памятник установлен на площади. - Памятник установлен на площади.

Г) С ним произошел неприятный инцидент. - С ним произошел инцидент. Итого2балла

2.В двух словах пишется Е: опека, афера. Итого1балл

3.Во всех словах. ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг. Итого 3балла

4.Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.

Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом. Итого5баллов

5. Ответ: Г). В слове лисий и лекторий нулевое окончание.

А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая, в слове стая – я).

Б) Портной - герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)

В) Рыбачий –рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

Итого2 балла

6.Пароним – от греч. para – возле, мимо и onyma – имя. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению. Абонемент – абонент, костный – костлявый - косный.

Итого 2балла

7. Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы и как будто не на улице оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности солнечную воду - такая охватила свежесть. Трава еще не обсохла от росы, хотя блистáния рóсного, когда висят на траве крупные седые капли, уже не было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче, и вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливáлись красками уходящие в далекую даль луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины, которая теперь была прорвана. Вода обрушивалась на торчащий из прорванного тела плотины лозняк и, падая, дробилась о него так, что по тихому мельничному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Ни один рыболов не мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельничные омуты описываются в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристанище рыб.

Оценка: 5 баллов(0+ 0; 0+1) 4 балла (1+0; 1+1; 2+0) 3 балла (3+ 0…0+3) 0 б более 3ор и(или) 3 пун.

З а д а н и я к тексту:

1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте: По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины… - такой повтор (тавтология) оправдан, так как автор показывает нам осторожность, неторопливость своего передвижения по берегу реки; в далекую даль - такое сочетание часто встречается в произведениях устного народного творчества и имеет значение «очень далеко» (Возможны другие комментарии) (2 балла )

2) определите значение слов омут и проулок , встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения: Óмут - «1) водоворот на реке, образуемый встречным течением; 2) глубокая яма на дне реки или озера» 1 (1 балл ); проýлок - «переулок, маленькая узкая улица (просторечное) »(1 балл ).

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение: тихий омут(1 балл) - неодобрительное - о человеке скромном, спокойном, но способном обмануть это первое впечатление(1 балл ). Выражение возникло в результате расщепления пословицы В тихом омуте черти водятся (1 балл ).

Всего 12 баллов

8. Творческая работа

Оценивается

· качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

· языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

· эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Итого10баллов

Итого 37 баллов

1 Указание хотя бы одного из значений слова следует считать правильным ответом.

Олимпиада по русскому языку 10 класс


Олимпиада по русскому языку 10 класс

1. Нормы русского литературного языка

1. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

3. Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
- «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
- «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
- «Пойдут чаи, кофеи…»
- «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

4. В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

II. История русского языка

1. Тюркское по происхождению название болгарского кислого молока мы привыкли называть йогуртом. Такое написание слова является неточным. Как правильно надо было бы писать это слово?

2.Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година. Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры.
А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)
Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

3. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

III. Язык художественных произведений

1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Отрок» (1830) и проведите лингвистический анализ стихотворения (речеведческий, языковой).
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

2. Прочитайте слова: течь, поток, восток, наутек.
Являются ли эти слова однокоренными? Докажите свою точку зрения.
Какое из толкований слова «течь» вы считаете более исторически правильным и почему:
а) «Размеренно, спокойно двигаться, следовать, проходить, уходить, продолжаться»;
б) «Стремительно двигаться, бежать»?

IV. Современный русский язык

1 .Выдающийся филолог ХХ века В.В. Виноградов в фундаментальном труде «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947 г.) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. А великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин в стихотворении «Ты и вы» мастерски использовал формы личных местоимений ты и вы.
Как вы думаете, почему учёный так охарактеризовал местоимения? Какие семантические особенности личных местоимений использовал А.С. Пушкин в своём стихотворении?
Ты и вы
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
(А.С. Пушкин)

2. Распределите языки по четырём языковым семьям:
Индоевропейская семья:
Уральская (финно-угорская) семья:
Тюркская семья:
Кавказская семья:
Татарский, испанский, немецкий, венгерский, литовский, русский, греческий, азербайджанский, грузинский, финский, турецкий, иранский, эстонский

3. Даны польские слова в принятой орфографии и слова в несколько упрощенной русской транскрипции - их русские соответствия:
rybak - [рыбак] рыбак morzyla - [можыла] морила
rzeka - [жэка] река czart - [чарт] чёрт
tarli - [тарли] тёрли orzech - [ожэх] орех
В каком из следующих польских слов буквосочетание читается иначе, чем в остальных?
А) rzepa Б) gorzeli В) burza Г) grzech Д) marzla

4. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:
А) Столовая – стая
Б) Портной - герой
В) Рыбачий – рабочий
Г) Лекторий – лисий

5. Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте.
А) Восхитительный ночлег в пути.
Б) Ночлег в пути из-за непогоды.

6. Расскажите о твердых непарных согласных звуках в русском языке.

7.В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»?

8. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите примеры.

V. Творческая работа