Неаполь туристический. От Кастель Нуово до галереи Умберто

Они прекрасно вписаны в городской ландшафт между холмами и морем, построены по лучшим канонам военной архитектуры и помнят о бурной истории Неаполя. Рассказываем про 4 главных замка Неаполя.

Вконтакте

Кастель-делл’Ово

Легенда гласит, что римский поэт Вергилий спрятал в подземельях Кастель-делл’Ово волшебное яйцо. И не просто спрятал, а разработал хитрую систему.

Он положил яйцо в кувшин, наполненный водой, а кувшин поместил в железную клетку, подвешенную на перекладине. Пока яйцо оставалось целым, и крепость, и сам город выдержат любую беду.

Вот откуда произошло название замка; правда это не первое из его имён: как и пристало такому древнему сооружению, он успел переменить несколько названий. Место, где стоит крепость, - это небольшой островок Мегариде, на котором остановили свой выбор древние греки из Кум, основавшие здесь новый город Парфенопу (территория поселения также охватывала холм Монте-Экия к северу от островка).

В I в. до н.э. на этом участке построил свою роскошную виллу Луций Лициний Лукулл - римский военачальник, который прославился своими пирами. На вилле чего только не было: пруды с живой рыбой и садки, где разводили ядовитых мурен (древние римляне ценили их мясо), вишневые и персиковые деревья, завезенные из Персии и Турции. Вокруг были разбиты великолепные сады: территория виллы доходила до нынешней улицы виа Кьятамоне, и там же сохранились руины некоторых построек. Весь комплекс назывался «Замком Лукулла» (Castrum Lucullanum), и это название оставалось в употреблении вплоть до средневековья.

Впоследствии эта земля переходит в собственность императора, и в V в. н.э. Валентиниан III распоряжается возвести здесь первые укрепления. В средневековье сюда приезжают византийские монахи, которые строят на руинах виллы свой монастырь. А ещё позднее герцоги Неаполитанские распоряжаются разобрать укреплённую обитель, чтобы сарацины не устроили из неё свой аванпост.

В XII в. замок снова отстраивают под названием Arx Sancti Salvatoris, а в 1140 г., при Рожере II, он становится центральным элементом системы городских укреплений. Наряду с Кастель-Капуано он служит резиденцией короля, а в период правления Швабской династии в нём также располагаются казна, королевские палаты и государственная тюрьма. В XII в. анжуйцы проводят новый этап реставрации и перестройки, дабы здание лучше удовлетворяло потребностям королевской семьи.

В последующие столетия замок не раз оказывается в центре перипетий неаполитанской истории. Он становится свидетелем землетрясений и предательства, грабежей и обстрелов, не раз переходит из рук в руки и, конечно, постоянно перестраивается и модернизируется. Окончательный облик сооружение приобретает в XVI в., когда в связи с развитием артиллерии были модифицированы стены и башни. Постепенно замок утрачивает функции резиденции и становится исключительно военным сооружением, а также тюрьмой.

После объединения Италии рассматривалась идея снести замок и построить на его месте новый квартал, однако этот проект не был реализован. А после реставрации 1975 г. замок открыли для посещения; примечателен он тем, что здесь множество террас с прекрасными панорамными видами на город и на залив.

Кастель-Капуано

Кастель-Капуано ‒ второй в Неаполе по старшинству. Построили его норманны неподалёку от одноименных ворот в городских стенах.

Инициатором строительства выступил король Вильгельм I Злой: в XII в. он распорядился возвести крепость на месте некрополя древнеримской эпохи. Замок сочетает функции цитадели и резиденции. При Фридрихе II последняя становится преобладающей, и всё здание систематически перестраивается.

В XIII в. Неаполь переходит под власть Анжуйской династии; новый король строит для себя великолепную укреплённую резиденцию ближе к морю (Кастель-Нуово), но и прежнюю оставляет за собой. Именно в Кастель-Капуано в 1370 г. останавливается Франческо Петрарка, папский легат, прибывший в город по поручению Климента VI. Здесь же король Неаполя Карл III женился на Маргарите Дураццо, сыграв пышную и красочную свадьбу. Местному гарнизону тоже скучать не приходилось: замок осаждали то венгры, то арагонцы.

В XVI в. Кастель-Капуано становится зданием городского суда, который оставался здесь до недавнего времени. Архитекторы Фердинандо Манлио и Джованни Бенинказа перестраивают замок, перепроектируют интерьеры, а в подземельях обустраивают темницы с изощрённым пыточным оборудованием. Судебную власть в городе возглавлял королевский наместник (викарий), поэтому замок стали называть палаццо-делла-Викария. В 1857-58 гг. здание снова передлывают: оно обретает новый фасад, а балконы превращаются в окна.

После переделки залы замка украшают и расписывают тематическими фресками. В капелле-делла-Соммария сохранились росписи Педро Рубиалеса со сценами из Нового Завета (они датируются примерно 1547 г.). Более поздние фрески можно увидеть на сводах зала перед библиотекой и в зале судебного совета. Салон апелляционного суда расписал Антонио Каччапуото вместе с другими художниками конца XVIII в.; они украсили стены салона аллегорическими изображениями провинций королевства. Также примечателен зал с мраморными бюстами знаменитых неаполитанских адвокатов.

Кастель-Нуово (Маскьо-Анджоино)

В 1266 г. Карл I Анжуйский становится королем Сицилии и переносит столицу в Неаполь, где по его воле всего за три года возводят роскошный замок-резиденцию, который вместе с двумя другими крепостями формирует новый центр власти в городе.

Правда, первым королем, которому удалось в нем пожить, стал Карл II Хромой, успевший также модифицировать и украсить здание. Карл имел большое влияние на папу Целестина V, который отрёкся от Святого престола именно здесь (это случилось 13 декабря 1294 г.); «от великой доли / отрекся в малодушии своем» - писал о нём Данте Алигьери.

Следующую перестройку замка произвёл в XIV в. Роберт Анжуйский, превративший Кастель-Нуово в крупный культурный центр, где гостили Петрарка и Боккаччо. Джотто и другие известные художники были приглашены, чтобы расписать Палатинскую капеллу, тронный зал и другие помещения замка. А вот первое нападение на крепость совершили венгры, атаковавшие неаполь в 1347 г.; как и для других цитаделей, для Кастель-Нуово это был лишь первый эпизод продолжительного сериала, в котором были осады, штурмы и обстрелы.

В 1443 г. король Альфонсо пригласил каталанского архитектора Гиллема Сагреру, чтобы он приспособил резиденцию под потребности своего великолепного двора. Началась масштабная реконструкция, в ходе которой были возведены новые круглые башни, способные лучше выдерживать обстрелы тогдашней артиллерии, а также триумфальная арка в стиле Возрождения работы Франческо Лаураны и других мастеров. Был переделан и расширен и тронный зал, утративший фрески Джотто. Зал превратился в единое огромное пространство с восьмиугольным куполом, полом из белой и голубой майолики, покрытой глазурью. Около 1487 г. Фердинанд I Арагонский пригласил в этот зал нескольких баронов, затеявших против него заговор, якобы чтобы отпраздновать свадьбу своей племянницы, а затем арестовал и казнил их; с тех пор это место прозвали «Залом Баронов».

Замок перестал служить резиденцией уже в XVI в., за исключением тех случаев, когда здесь останавливались испанские короли, приезжавшие в Неаполь с визитом. А в XVIII в., когда в городе начинают строить королевские дворцы, Кастель-Нуово полностью утрачивает эту функцию. Здесь обустраивают арсенал и складские помещения, а в XX в. здание изолируют от городской застройки: на месте снесенных бастионов появляется небольшая площадь с клумбами. Замок открыт для посещения. В нём работает городской музей, чья экспозиция располагается в нескольких залах, включая Палатинскую капеллу, Оружейную палату и выставочные залы с фресками, картинами и скульптурами на религиозные сюжеты, среди которых работы Баттистелло Караччоло, Фабрицио Сантафеде, Луки Джордано и Маттиа Прети.

Кастель-Сант’Эльмо

© StripedNadin / Shutterstock

Этот замок построен на месте, где прежде стояла норманнская башня, на высоте 250 метров над уровнем моря.

Первый замок здесь соорудили в XIV в. по по воле короля Роберта Мудрого. Испытания не заставили себя долго ждать: замок вскоре осадили войска Людовика Венгерского. Стратегическое положение замка делало его желанной добычей всякого, кто стремился взять город под свой контроль, так что несколько сотен лет он регулярно выдерживал осады и отстраивался заново. Как и другие городские замки, он использовался в качестве тюрьмы; среди знаменитых заключенных местных подвалов числится, например, философ Томмазо Кампанелла. В 1799 г. Кастель-Сант’Эльмо стал опорным пунктом восстания неаполитанских республиканцев, а в период борьбы за объединение Италии здесь останавливались многие яркие фигуры патриотического движения. Сейчас здесь работает музей Неаполя в XX в. 1910-1980; кроме того, именно из этого замка открываются самые эффектные панорамные виды на город.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Кастель-Нуово или «Новый замок» построили в Неаполе в 13 веке по приказу Карла Анжуйского. В городе уже был один замок, Кастель-дель-Ово , поэтому вопрос с названием решили просто. Соорудили его за 3 года, Карл официально перенес столицу из Палермо в Неаполь и планировал обустроить тут королевскую резиденцию. Но местные жители устроили восстание против французской власти, так что в замке смог поселиться только его сын, Карл II.

Нуово пережил не одно нападение чужестранцев и местных жителей и землетрясение, несмотря на что хорошо сохранился. В разные века его достраивали и перестраивали - укрепляли при угрозе врага, расширяли площади для удобства местных властей. До 2006 г. в здании заседал Городской совет, сейчас в замке открыт Муниципальный музей.

Что посмотреть

Крепость на берегу моря привлекает внимание необычным сочетанием ажурных белых ворот в ренессансном стиле и тяжеловесных башен, единственным украшением которых служат крохотные бойницы и «зубчатый» верхний край. Башен всего 5: по бокам от арки и в каждом углу крепости, основание которой выполнено в форме трапеции. Восточная стена раньше омывалась морем, остальные окружены рвом.

Высота замка больше 50 м, с его стен открывается красивый вид на расположенный рядом порт.

Внутри посетителям показывают бывшие королевские покои, Палатинскую капеллу, Зал Баронов и небольшую часовню со статуей Мадонны Пилар. Капелла, которую еще называют церковью Св. Варвары или Сан-Себастьяно, примечательна старинными фресками работы Джотто. В музее собрана большая коллекция предметов средневекового искусства, в том числе серебра и оружия. Значительная часть экспозиции рассказывает об истории Неаполя.

Замок Кастель Нуово (Новый замок, Castel Nuovo), построенный на рубеже средневековья и эпохи ренессанса - одна из известнейших (Napoli).

Побывать в Неаполе и обойти стороной старинный замок Карла Анжуйского, живописно раскинувшийся на берегу , просто не представляется возможным. Есть ли еще подобные строения, способные сравниться с суровой красотой Кастель Нуово, созданного архитектором Маскио Анджоино (Maschio Angioino)?

До момента вступления Карла Анжуйского на королевский престол, главным городом Неаполитанского государства был Палермо, а в Неаполе была лишь небольшая резиденция - Кастель Капуано (Castel Capuano).

Взойдя на престол, Карл отдал приказ о строительстве новой резиденции для семьи монарха. Так, в 1279 г. были заложены первые камни нового замка. Строительство Кастель Нуово длилось около трех лет, а по его завершении новоиспеченный монарх перенес столицу в Неаполь. Таким образом, с возведением Кастель Нуово, Неаполь в корне изменил свое политическое значение.

Исторические тайны

За период своего существования королевская резиденция стала свидетелем многих политических событий, потрясших в Неаполь. Новый замок явился свидетелем возвышения папы Бонифация VIII (Boniface VIII). Устоял замок и перед двумя осадами короля Венгрии Лайоша Великого. В 1805 г. был он захвачен русской эскадрой.

В стенах Кастель Нуово противники короля Фердинанда I готовили коварный заговор баронов, закончившийся бесславной казнью всех участников. Позднее Кастель Нуово дважды захватывали восставшие жители Неаполя. Силы природы также не смогли разрушить крепостных стен. 1456 года, разрушившее почти весь Неаполь, не нанесло замку даже малейших разрушений.

В период франко-испанской войны (1635-1659) замку приходилось выполнять функции крепости. Впоследствии Новый замок стал резиденцией Карла III - испанского монарха. В начале прошлого XX столетия легендарный Новый замок Неаполя получил статус исторического памятника. В нашей современности в стенах Кастель Нуово велись заседания городских советов, последнее из которых состоялось в 2006 г.

Как добраться


Расположенный на побережье, Кастель Нуово соседствует с (Palazzo Reale di Napoli) и Площадью Плебисцита (Piazza del Plebiscito), а также с морским причалом Porto di Molo Beverello от которого отправляются все корабли на острова и . Добраться до Нового замка можно на автобусах, трамваях, метро или просто пешком за 25 минут от железнодорожного вокзала.

Ближайшие остановки

  • Piazza Municipio-maschio Angioino: автобусы 140, R1, R2;
  • Acton-molo Beverello: автобусы 140, 151, 154;
  • Universita’: линия метро L1;
  • Colombo-porto: трамваи 1 и 4.

В сам Новый замок попасть можно только по перекидному мосту через глубокий ров.

Взору посетителя открывается монументальное средневековое сооружение, трапециевидной формы. Основная композиция Кастель Нуово заключается в пяти цилиндрических башнях, каждая из которых имеет свое название. Особое очарование строению придает арочная галерея, а также каменная лестница, являющиеся прямым свидетельством его принадлежности к каталонскому готическому архитектурному стилю.

Лестница ведет в печально известный зал Баронов, некогда выполнявший роль тронного зала и являвшегося местом для королевских пиров. Украшением маленькой часовни является статуя столь почитаемой в этой стране Мадонны Пилар. Особым вниманием у посетителей пользуется Триумфальная арка, украшающая Новый замок и возведенная по случаю вступления Альфонсо в Неаполь.

Покои королевской семьи, расположенные в северной части Нового замка, также одними из первых посещаются туристами. В южной части селили придворную знать, а западное крыло находилось распоряжении коменданта. Достойны внимания Палатинская капелла (Cappella Palatina), а также фрески в музее, относящиеся к XVI столетию, коллекции серебря и картины.

Режим работы

На осмотр достопримечательности следует выделить весь день, к тому же время работы Нового замка к этому располагает. Открывается Новый замок в 9 утра и заканчивает работу в 7 вечера, но приобрести билет можно только до 18:00. Его стоимость составляет 5 евро.

Достопримечательности рядом

Не менее интересны для посещения и достопримечательности рядом с творением короля Карла. В первую очередь Замок дель Ово (Замок яйца, Castel dell’Ovo) и Королевский дворец не менее популярные у туристов, приезжающих в Неаполь, а также театр Сан Карло (Teatro di San Carlo). Завершить экскурсию можно вечерней прогулкой по площади Плебисцита.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сегодня мы с вами посмотрим Неаполь образцово-показательный, тот самый, который показывают туристам, привозимых на день из Рима на экскурсию «Неаполь-Помпеи». Наш маршрут по расстоянию будет совсем коротким: от площади Муничипио до площади Плебишито, но на «нить» его будут нанизаны весьма значимые объекты.

Начнем прогулку от площади Муничипио , скучновато-официальный облик который несколько оживляет фонтан Нептуна в центре (в создании этого фонтана участвовал Бернини ).

Здание Муниципалитета включает в себя (никогда не подумаешь) церковь Святого Якова (Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли ). Церковь была построена в 16 веке, во время правления испанского вице-короля Педро Альвареса де Толедо (куда же испанцы без своего главного святого! где бы испанцы не оказывались, они возводили в честь Сант-Яго город или, на худой конец, церковь).

Церковь мирно простояла три столетия, а в 19-м веке неожиданно оказалась под одной крышей с мэрией. Остроумное решение (точнее, компромисс): и для городских властей здание на хорошем месте возвели, и культурный памятник сохранили. Кстати, в церкви Сан-Джакомо Педро Толедский и похоронен.

Дона Педро в Неаполе чтят и уважают: он правил здесь 21 год и за это время много сделал для наведения порядка и преображения Неаполя: замостил дороги, проложил новые улицы, перестроил работу городских служб. Благодаря этому человеку в городе появились «консерватории» – так назывались приюты для беспризорников (итал. «conservare» — «сохранить, беречь»). Бездомным детишкам давались основы грамоты, а также уроки музыки, чтобы в дальнейшем они могли работать певчими на клиросе. Вот откуда пошли современные консерватории.

В память о Педро де Толедо одна из главных городских улиц названа .

Кастель Нуово

От площади Муничипио отлично виден наш первый объект – Анжуйский замок , или Кастель Нуово. Забавно: если в Яндекс-переводчике на итальянском ввести «Maschio Angioino» (именно так называется эта достопримечательность), он вам, глазом не моргнув, вернет на русском «Кастель-Нуово». Меж тем само слово «maschio» по-итальянски означает то же, что «macho» по-испански, т.е. «самец». Так что дословно замок называется «Анжуйский самец».

Этому замку очень повезло с окружением – точнее, с отсутствием всяческого окружения. Он стоит один, как перст. Как и подобает строению подобного рода. Очень крепкий, брутальный, мощный, с башнями-донжонами по углам. А на входе – нежнейшая беломраморная вставка, которая смотрится легкомысленной крахмальной манишкой на доспехах рыцаря.

Замок построил французский архитектор Пьер де Шоль в 1279-1282 годах для короля Карла I Анжуйского в качестве новой королевской резиденции. Король хотел иметь укрепленный и хорошо защищенный замок в стратегическом месте, на берегу моря. В отличие от предыдущих замков: Кастель Капуано и – этот получил название Кастель Нуово (новый).

При Роберте Анжуйском, меценате и покровителе искусств, в Маскьо Анжоино находили приют художники, поэты, ученые, здесь жили Джотто, Бокаччо, Петрарка.

Триумфальной ренессансной аркой из мрамора Кастель-Нуово украсился при арагонском короле Альфонсо I-м, который желал въехать в свою новую королевскую резиденцию как триумфатор.

Арка увенчана фигурой триумфатора Альфонса

На барельефе изображена триумфальная процессия

Пройдем и мы через Триумфальную арку.

Барельефы на колоннах

Тут же под аркой – касса, входной билет стоит 6 евро. По меркам Неаполя, дороговато – скажем, билет в роскошный Королевский дворец стоит 4 евро.

Но, знаете, есть в Анжуйском замке то, чего мне жалко было бы пропустить и не увидеть. Впрочем, смотрите сами.

Итак, мы проходим во внутренний двор. Служащий на входе показывает, в каком порядке обходить помещения.

Внутренний двор замка

Мы начали с художественной галереи, расположенной на втором этаже правого крыла замка. Дирк Хендрикс, Лука Джордано, Франческо Солимена, Джованни Антонио д’Амато — картины этих художников чередуются с бюстами святых в золотых одеяниях, свезенных сюда из разных церквей. Среди прочих картин выделяется картина Марко Кардиско «Поклонение волхвов». Но, честно признаюсь, перед замком мы прошлись по Декуманам через большое количество церквей и к галерее подошли уже подуставшие от впечатлений. Так что галерея прошла немножко «мимо».

Антонио Стабиле. Распятие

Лука Джордано. Святой Николай в славе

На выходе из галереи стоят бронзовые врата с барельефами. Врата были созданы по заказу Ферранте Арагонского в 1475 году для увековечивания его победы над Джованни Анжуйским в 1462 году.

Врата некоторое время украшали вход в замок, а потом начались битвы за королевство между испанцами и французами. Французский король Карл VIII, захвативший Неаполь, погрузил на корабль трофеи (в том числе и ворота снял с замка) и отправил во Францию. По дороге корабль был атакован генуэзцами, которые мало того, что ядром пробили дверь, так потом эту дверь еще и отобрали. Правда, впоследствии вернули в Неаполь. И стоит теперь эта пробитая дверь с застрявшим ядром в музее замка.

Следующий зал был заполнен гипсовыми слепками итальянского скульптора Франческо Джераче (1853-1937).

По лестнице мы поднялись наверх и оказались на открытой лоджии, под стеной Золотой башни. Стены и четыре башни замка сделаны из серого вулканического камня – пиперно, а одна из башен – из желтого туфа. Вот она-то и называется Золотой.

Золотая башня

Вид с лоджии – на порт и на окрестные дома. Из дымки проступает Везувий.

Перед замком — порт Моло Беверелло. Отсюда отправляются алискафы (быстроходные суда) на Капри, Искью, Сорренто и далее.

Университетский дворик с интересной лестницей: половина внутреннего конуса и половина внешнего.

Потом мы прошли в Палатинскую капеллу (или капеллу Санта-Барбара). Когда-то она была расписана Джотто. Большинство фресок, увы, утеряно.

Со двора есть еще вход в капеллу Чистилища душ, в которую можно заглянуть через стеклянную дверь – и ничего не разглядеть. В качестве слабой компенсации на табличке подробно расписано, что в капелле хранится.

Самое вкусное оставлено напоследок.

И вот мы поднимаемся по внешней лестнице на второй этаж

и оказываемся в неожиданно большом и высоком зале со сводчатым потолком. Это так называемый Зал Баронов , главная часть средневекового замка. Здесь стоял трон, здесь проходили приемы и пиры.

Построен этот зал был по приказу Роберта Анжуйского в 1330 году, и тогда же его расписал Джотто. На фресках Джотто изобразил Самсона, Геракла, Соломона, Париса, Гектора, Ахилла, Энея, Александра и Цезаря. К несчастью, и эти фрески были утрачены.

При Альфонсе Арагонском архитектор Сагрера расширил помещение.

А свое название зал получил после одного памятного происшествия. Король Ферранте I узнал, что бароны готовят против него заговор и, в числе прочих, пригласил заговорщиков на свадьбу своей племянницы. Во время свадьбы (которая проходила именно здесь) бароны были схвачены. Впоследствии некоторых из них казнили.

Сейчас зал мрачен, пуст и темен. Но впечатление производит сильное. Есть в нем простота, грубость и мощь, присущая той эпохе, и воображение легко заполняет это пространство рыцарями в доспехах, сидящими за длинными столами при свете факелов. Похожее впечатление на меня произвел Старый Королевский дворец в Пражском Граде: огромное пустое пространство, в котором, собственно, сохранились только стены и потрясающий звезчатый свод. Зал Баронов тоже накрыт сводом в виде восьмиконечной звезды.

Однако мы с вами подзадержались в Кастель Нуово. Идемте дальше.

Справа от замка, за рвом, начинается Королевский сад , вход в который преграждают ворота, украшенные скульптурами Клодта . Эти скульптуры – копии тех, что стоят на Аничковом мосту в Питере – подарок русского царя Николая I неаполитанскому королю Фердинанду II.

Проходим мимо Королевского сада.

Прямо перед нами – оперный театр Сан-Карло.

Театр Сан-Карло

Оперный театр Сан-Карло был построен в Неаполе по указу Карла III Бурбона. Здание возвели всего за 9 месяцев – строители спешили «сдать объект» к тезоименитству короля. И, действительно, открытие нового театра в Неаполе произошло ровно в назначенную дату – 4 ноября 1737 года, в день святого Карла. Театр тоже назвали в честь этого святого — Сан-Карло.

Построили его в непосредственной близости от Королевского дворца и соединили с дворцом галереей, так, чтобы королевская семья могла кратчайшим путем проходить на представления.

При желании в театр Сан-Карло можно легко попасть – если не на представление, то на экскурсию.

Экскурсии проводятся на итальянском и английском языках, ежедневно, сеансы: 10-30, 11-30, 12-30, 14-30, 15-30, 16-30. Стоимость – 7 евро.

Я в театр Сан-Карло ходила на утренний сеанс в 11-30. Билеты на спектакли и на экскурсии продаются в одной кассе, слева от входа. При покупке билета меня предупредили, что сейчас в театре проходит репетиция оркестра, поэтому экскурсия будет немного урезана, но в качестве компенсации мы некоторое время посмотрим репетицию. И билет будет стоить не 7 евро, а 5.

Я, конечно, согласилась.

Мы прошли в фойе театра, прослушали вводную информацию, а потом зашли в одну из лож и слушали музыку.

Играл симфонический оркестр. Акустика в зале отличная, я получила большое удовольствие.

После того, как дирижер распустил музыкантов, мы спустились в партер, и там, слушая экскурсовода, рассматривали оформление зала.

Изначально ложи были обиты темно-синим и голубым бархатом. Это традиционные цвета Бурбонов.

Каждый ярус лож — со своим рисунком:

Окантовка плафона

Герб Бурбонов над сценой

Королевская ложа


Галерея Умберто I

Напротив театра находится галерея Умберто I.

Галерея Умберто I Савойского похожа на галерею Витторио Эммануэле II в , как дочка на маму. Или, вернее, как сын на отца, поскольку Умберто I был сыном Витторио Эммануэле II (напомню, что отец был первым королем объединенной Италии, а сын — вторым).

Галерея построена в 1890 году и представляет собой два пересекающихся под прямым углом крытых пассажа. Место их пересечения накрыто большим прозрачным куполом.

Галерея имеет 4 входа. Самый представительный из них находится напротив театра Сан-Карло. Это высокий портал с колоннами, украшенный скульптурами, символизирующими добродетели и части света.

Галерея заполнена дорогими магазинами, как и положено всякому пассажу. Это красивая элегантная торговая зона, где приятно пройтись и где есть чем полюбоваться. Желающие могут отыскать на полу галереи мозаичное изображение своего знака зодиака и, встав на него, загадать желание.

Близнецы

Еще одна из доступных для рядового туриста радостей — купить неаполитанских сластей у пироженщика, который стоит в самом конце галереи при выходе на виа Толедо.
Этого пироженщика нам показали в первый наш приезд в Неаполь и посоветовали непременно отведать местных ром-баб. «Фу, ромовая баба», — подумала я, вспомнив сухую конусообразную булку из моего школьного детства. Но — все-таки купили и ром-бабу, и других сластей. А потом еще пришли за добавкой.

После этого я еще два раза была в Неаполе и всякий раз покупала в галерее Умберто пирожные. И почти всегда вокруг пироженщика толпится народ. А неаполитанская ром-баба похожа на нашу только своей формой. Неаполитанская — меньше размером, пропитана ромовым сиропом и вкус имеет божественный.

К галерее Умберто примыкает маленькая площадь с фонтаном — пьяцца Триесте-е-Тренто, к которой углом подходит торжественная, вольготно раскинувшаяся пьяцца Плебишито, разъединяющая два противостоящих здания: Королевский дворец и церковь Сан-Франческо ди Паоло.

Пьяцца Триесте е Тренто

Оставим эту великолепную пару на следующий раз, а этот рассказ закончим в приятном месте — кафе Гамбринус, расположившимся как раз на маленькой площади Триесте-е-Тренто. Зайдите сюда выпить чашку кофе — здесь он потрясающий. Пирожные тоже на любой вкус. Слегка подкрепимся и отправимся смотреть Королевский дворец.
или
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.