Что будет если наложница шехзаде забеременеет. Почему нельзя держать дома Драцену? Заболевания эндокринной системы и сердца

Как известно, все рождения, смерти, а уж тем более, когда это касалось правящей династии, подлежало четкому учету и контролю как в гаремных книгах, так и в иных документах. Описывалось все – начиная с того сколько муки ушло на изготовление десерта для шехзаде и заканчивая основными тратами на их содержание. Более того, все потомки правящей династии обязательно жили при дворе, на случай, если именно ему придется наследовать трон, ведь не стоило забывать о высокой детской смертности, имеющей место быть в те времена. Так же поскольку Османская династия и её возможные наследники находились в зоне пристального внимания не только мусульманского Востока, но и христианской Европы, то европейских королей их послы извещали о рождении ребёнка у того или иного шаха, по случаю чего полагалось отправить поздравление и подарок. Эти письма сохранились в архивах, благодаря чему можно восстановить количество наследников у того же Сулеймана. Поэтому каждый потомок, а уж тем более шехзаде, был известен, имя каждого сохранилось в истории.
Итак, у Сулеймана было 8 сыновей шехзаде, что зафиксировано в родословном древе Османского рода:

1) Махмуд (1512 – 29 октября 1521 в Стамбуле) Провозглашен наследником Vali Ahad 22 сентября 1520. Сын Фюлане.

2) Мустафа (1515 - 6 ноября 1553 в Эрегли в Карамане Иран) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521. Наместник провинции Караман 1529-1533, Маниса 1533-1541, и Амасья 1541-1553. Сын Махидевран.

4) Мехмет (1521 -6 ноября 1543 в Манисе) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521.Наместник Кютахья 1541-1543. Сын Хюррем.

6) Селим II (1524-1574) одиннадцатый султан Османской империи. Сын Хюррем.

7) Баязид (1525 - 23 июля 1562) в Иране г.Казвин. Провозглашен 3 наследником Vali Ahad 6 ноября 1553г.Наместник Карамана 1546, наместник провинций Кютахья и Амасья 1558-1559.Сын Хюррем.

8) Джихангир (1531- 27 ноября 1553 в Алеппо (по-арабски Халеб) Сирии) Наместник в Халебе 1553. Сын Хюррем.

Так же стоит помнить, что именно Сулейманом, а не Хюррем, были казнены два его сына, а именно Мустафа и Баязид. Мустафа был казнён вместе со своим сыном (оставшимся из двух, поскольку один из них умер за год до смерти самого Мустафы), а вместе с Баязидом были убиты пять его маленьких сыновей, но случилось это уже в 1562 году, через 4 года после смерти Хюррем.

Если говорить о хронологии и причинах смертей всех потомков Кануни, то выглядело это следующим образом:

Şehzade Mahmud умер от оспы 29.11.1521,
Şehzade Murad умер от оспы раньше брата 10.11.1521.
Şehzade Mustafa правитель провинции Маниса с 1533г. и наследник престола казнён вместе с детьми по приказу отца по подозрению в заговоре против отца в союзе с сербами.
Şehzade Bayezid "Şahi" казнён вместе с пятью сыновьями по приказу отца за мятеж против него

Соответственно, о каких мифических сорока потомках от Султана Сулеймана, убиенных Хюррем, идет речь остается загадкой не только для скептиков, но и для самой истории. А точнее байкой. Одной из 1001 баек Османской Империи.

Легенда вторая. «Про замужество двенадцатилетней Михримах Султан и пятидесятилетнего Рустема-паши»

Легенда гласит: «Едва дочери исполнилось двенадцать лет, как Хюррем предложила Михримах в жены занявшему место Ибрагима Рустему-паше, которому на тот момент исполнилось уже пятьдесят. Разница между женихом и невестой почти в сорок лет не смущала Роксолану».

Исторические факты: Рустем-паша также Рустем-паша Мекри (осман. رستم پاشا, хорв. Rustem-paša Opuković; 1500 - 1561) - великий визирь султана Сулеймана I, по национальности хорват.
Рустем-паша женился на одной из дочерей султана Сулеймана I - принцессе Михримах Султан
В 1539 году в возрасте семнадцати лет Михримах султан (21 марта 1522-1578гг.) вышла замуж за бейлербея провинции Диярбакыр – Рустем пашу. На тот момент Рустему было 39 лет.
Кому кажутся неубедительными простые арифметические действия по складыванию-вычитанию дат, можно лишь посоветовать воспользоваться калькулятором для вселения большей уверенности.

Легенда третья. «Про кастрацию и серебряные трубочки»

Легенда гласит: «Вместо милой и веселой чаровницы-хохотушки нашему взору предстает свирепая, коварная и безжалостная машина для выживания. С казнью наследника и его друга началась волна репрессий, невиданных в Стамбуле. За лишнее слово о кровавых дворцовых делах можно легко было поплатиться головой. Им рубили головы, не трудясь даже закопать тело...
Действенным и устрашающим методом Роксоланы была кастрация, совершаемая самым жестоким образом. У подозреваемых в крамоле вырезали все под корень. И после «операции» несчастным не полагалось перевязывать рану - считалось, что «дурная кровь» должна выйти. Тот, кто все-таки оставался в живых, мог испытать на себе милосердие султанши: она дарила несчастным серебряные трубочки, вставлявшиеся в отверстие мочевого пузыря.
Страх поселился в столице люди стали бояться собственной тени, не чувствуя себя в безопасности даже возле домашнего очага. Имя султанши произносили с трепетом, к которому примешивалось благоговение»

Исторические факты: История массовых репрессий, организованных Хюррем Султан никак не сохранилась, ни в исторических записях, ни в описании современников. Но зато следует отметить, что сохранились исторические сведения о том, что ряд современников (в частности Sehname-i Al-i Osman (1593) и Sehname-i Humayun (1596), Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет Хюррем, как женщины почитаемой "за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей ". Если говорить об исторических фактах которые имели место быть в жизни Хюррем, то она вошла в историю не как репрессивный политик, а как человек, занимающийся благотворительностью, она стала известна за свои масштабные проекты. Так на пожертвования Хюррем (Külliye Hasseki Hurrem) в Стамбуле был построен район Аксарай так называемый Avret Pazari (или женский базар, позже имени Хасеки), содержащий в себе мечеть, медресе, имарет, начальную школу, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящей семьи. А тот факт, что это было третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih) и Сулеймание (Süleymanie), свидетельствует о высоком статусе Хюррем.Она также построила комплексы в Адрианополе и Анкаре. В числе иных благотворительных проектов, можно назвать строительство вошедших в основу проекта в Иерусалиме (названный позже имени Хасеки Султан), хосписов и столовой для паломников и бездомных; столовой в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественной столовой в Стамбуле (в Avret Pazari), а также двух больших общественных бань в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах, соответственно). С подачи Хюррем Султан были закрыты невольничьи рынки и реализован ряд социальных проектов.

Легенда четвертая. «Про происхождение Хюррем».

Легенда гласит: «Обманываясь созвучием имён - собственного и нарицательного, некоторые историки видят в Роксолане русскую, другие, преимущественно французы, основываясь на комедии Фавара „Три султанши“, утверждают, что Роксолана была француженка. То и другое совершенно несправедливо: Роксолана - природная турчанка - была куплена для гарема ещё девочкой на невольничьем базаре для прислуги одалисткам, при которых и занимала должность простой рабыни.
Существует так же легенда, что пираты Османской империи в пригороде Сиены напали на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсигли. Замок был разграблен и сожжён дотла, а дочь владелицы замка - красивую девочку с волосами цвета красного золота и с зелеными глазами привезли в султанский дворец. В Генеалогическом дереве семьи Марсигли указано: Мать- Ханна Марсигли. Ханны Марсигли – Маргарита Марсигли (Ла Роза), прозванная так за огненно -красный цвет волос. От брака с Султаном Сулейманом у неё были сыновья – Селим, Ибрагим, Мехмед.»

Исторические факты: Европейские наблюдатели и историки именовали Султаншу как "Роксолана", "Рокса", или "Росса", поскольку, предполагалось, что она русского происхождения. Михаил Литвин (Mikhalon Lituan), посол Литвы в Крыме в середине шестнадцатого века, писал в своей хронике 1550 "…любимая жена турецкого императора, мать его старшего сына и наследника, была в свое время похищена из наших земель". Навагерро писал о ней как о "[Донна]. . . ди Росса ", и Тревизано назвал ее " султанша ди Руссия ". Самуил Твардовский, член польского посольства в Суд Османской империи в 1621-1622 годы так же указывал в своих заметках, что турки сообщили ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина, небольшого городка в Подолии неподалеку от Львова. Убеждение, что Роксолана была русского, а не украинского происхождения, вероятно, возникло в результате возможного неправильного толкования слов «Роксолана» и «Росса». В начале XVI века в Европе, слово «Роксолания» было использовано для обозначения провинции Рутения в Западной Украине, которая была в разные времена известна под названиями Красная Русь, Галичина или Подолье (то есть расположенное в Восточной Подолии, которая была под польским контролем в то время), в свою очередь, современная Россия в тот период времен носила название Московского государства, Московской Руси или Московии. В древности слово Roxolani обозначало кочевые сарматские племена и поселения на реке Днестр (в настоящее время в Одесской области в Украине).

Легенда пятая. «Про ведьму при дворе»

Легенда гласит: «Хюррем султан была ничем не примечательной внешне и весьма склочной по натуре женщиной. Своей жестокостью и хитростью она прославилась на века. И, естественно, что единственным образом, коим она удерживала Султана более сорока лет подле себя – это использование заговоров и приворотов. Не зря ведь ее среди простого люда называли ведьмой».

Исторические факты: Венецианские доклады утверждают, что Роксолана была не столько красива, сколько мила, изящна, и элегантна. Но, вместе с тем, ее лучезарная улыбка и игривый темперамент сделали ее неотразимо-очаровательной, за что она и была наречена "Хюррем" ("радость дарящая" или "смеющаяся"). Хюррем была известна своим пением и музыкальными способностями, умением делать изящные вышивки, она знала пять европейских языков, а так же фарси и была крайне эрудированным человеком.Но наиболее важным было то, что Роксолана была женщиной большого ума и силы воли, которые и дали ей преимущество среди других женщин в гареме. Как и все остальные, европейские наблюдатели свидетельствуют, что Султан был полностью сражен своей новой наложницей. Он был влюблен в свою Хасеки на протяжении долгих лет совместной жизни. Отсюда злые языки обвиняли ее в ведовстве (и если в средневековой Европе и на Востоке существование такой легенды в те времена можно понять и объяснить, то в наше время вера в такие домыслы объясняется с трудом).

И логически можно перейти к следующей, непосредственно связанной с этим легендой

Легенда шестая. «Про неверность Султана Сулеймана».

Легенда гласит: «Несмотря на то, что Султан был привязан к интриганке Хюррем, все же ничто человеческое не было ему чуждо. Так, как известно, при султанском дворе содержался гарем, который не мог не интересовать Сулеймана. Так же известно, что Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы. Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек, что подтверждает тот факт, что Хюррем не была единственной любовью всей его жизни».

Исторические факты: Когда послы, Навагерро и Тревизано писали свои отчеты в Венецию в 1553 и 1554 годах, указывая, что "она очень любима своим хозяином" (“tanto amata da sua maestà”), Роксолане было уже порядка пятидесяти и она находилась рядом с Сулейманом долгое время. После ее смерти в апреле 1558 года Сулейман оставался безутешным долгое время. Она была самой большой любовью всей его жизни, его родной душой и законной женой. Подтверждением этой огромной любви Сулеймана к Роксолане послужил ряд решений и действий со стороны Султана для своей Хасеки. Ради нее Султан нарушил ряд очень важных традиций императорского гарема. В 1533 или 1534 году (точная дата неизвестна), Сулейман женился на Хюррем, совершив официальную церемонию бракосочетания, тем самым нарушив полуторавековой обычай Османского дома в соответствии с которым султанам не было разрешено жениться на своих наложницах. Никогда прежде бывшая рабыня не была возведена в ранг законной супруги Султана. Кроме того, брак Хасеки Хюррем и Султана стал практически моногамным, что было просто неслыханным в истории Османской империи. Тревизано писал в 1554 году, что однажды встретив Роксолану Сулейман "не просто хочет иметь ее в качестве законной жены, всегда держать рядом с собой и видеть ее в роли правительницы в гареме, но и так же он не желает знать каких-либо иных женщин: он совершил то, чего не было сделано ни одним из его предшественников, ведь турки привыкли принимать у себя по несколько женщин, чтобы иметь как можно больше детей и удовлетворять свои плотские утехи". Ради любви к этой женщине Сулейман нарушил целый ряд традиций и запретов. В частности, именно после женитьбы на Хюррем Султан распустил гарем, оставив при дворе лишь обслуживающий персонал. Брак Хюррем и Сулеймана был моногамным, что немало удивляло современников. Так же реально существующую любовь между Султаном и его Хасеки подтверждают любовные письма, посылаемые ими друг другу и сохранившиеся до наших времен. Так, одним из показательных посланий можно считать одно из многочисленных прощальных посвящений Кануни своей жене после ее смерти:

«Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь...как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем...»

Легенда седьмая. «Про заговор против шехзаде Мустафы и всей Вселенной»

Легенда гласит: «Но настал день, когда Роксалана «раскрыла глаза» султану на якобы предательское поведение Мустафы и его друга. Она сказала, что принц завязал тесные отношения с сербами и готовит заговор против отца. Интриганка хорошо знала, куда и как ударить - мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксолана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые якобы слышала её дочь... Во дворце повисла тягостная тишина. Что решит султан? Мелодичный голосок Роксаланы, похожий на перезвон хрустального колокольчика, журчал заботливо: «Думай, о повелитель сердца моего, о государстве своем, о его спокойствии и процветании, а не о суетных чувствах...» Мустафа, которого Роксалана знала с 4 лет, став взрослым, должен был умереть по желанию своей мачехи.
Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому по приказу Сулеймана, но волей Роксаланы, Мустафу, его братьев и детей, внуков султана, задушили шелковым шнурком»

Исторические факты: В 1553 году был казнен старший сын Сулеймана, принц Мустафа, в то время ему было уже под сорок лет. Первым султаном, казнившим своего взрослого сына, был правивший в конце XIV столетия Мурад I, который добился, чтобы непокорного Савджи предали смерти. Причиной казни Мустафы было то, что он планировал узурпировать трон, но, как и в случае с казнью султанского фаворита, Ибрагима-паши, вина была возложена на Хюррем Султан, которая была иноземкой, находившейся подле Султана. В истории Османской Империи уже был случай, когда сын пытался помочь отцу покинуть трон - так сделал отец Сулеймана, Селим I с дедом Сулеймана, Баязидом II. После случившейся несколькими годами ранее смерти принца Мехмеда регулярная армия действительно считала необходимым удалить Сулеймана от дел и изолировать его в находившейся южнее Эдирне резиденции Ди-димотихон, по прямой аналогии с тем, как это случилось с Баязидом II. Более того, сохранились письма шехзаде, на которых четко видна личная печать шехзаде Мустафы, адресованных Сефевидскому Шаху, о которых потом и узнал Султан Сулейман (эта печать так же сохранилась и на ней начертана подпись Мустафы: Султан Мустафа см. фото). Последней каплей для Сулеймана стал визит австрийского посла, который вместо того, чтобы навестить Султана, в первую очередь отправился к Мустафе. После визита посол сообщил всем, что шехзаде Мустафа будет прекрасным Падишахом. После того, как Сулейман узнал об этом, он сразу же вызвал Мустафу к себе и велел удушить его. Шехзаде Мустафа был задушен по приказу отца в 1553г во время персидского военного похода.

Легенда восьмая. «Про происхождение Валиде»

Легенда гласит: «Валиде Султан была дочерью капитана английского судна, потерпевшего крушение в Адриатическом море. Затем это несчастное судно захватили турецкие пираты. Та часть рукописи, что сохранилась, заканчивается сообщением о том, что девушка была отправлена в султанский гарем. Это англичанка, которая правила Турцией лет 10 и лишь позже, не найдя общего языка с женой своего сына, небезызвестной Роксоланой, вернулась в Англию».

Исторические факты: Айше Султан Хафса или Хафса Султан (с османского турецкого: عایشه حفصه سلطان) родилась около 1479г. - 1534 г.) и стала первой Валиде Султан (королева-мать) в Османской империи, будучи женой Селима I и матерью Сулеймана Великолепного. Хотя год рождения Айше Султан известен, историки до сих пор не могут определиться с датой рождения окончательно. Она была дочерью Крымского хана Менгли-Гирея.
Она проживала в Манисе с сыном в период с 1513 до 1520 , в провинции, которая являлась традиционной для резиденции османских шехзаде, будущих правителей, обучавшихся там основам управления государством.
Айше Хафса Султан умерла в марте 1534 года и была похоронена рядом с мужем в мавзолее.

Легенда девятая. «Про спаивание шехзаде Селима»

Легенда гласит: «Прозвище «Пьяница» Селим обрёл благодаря чрезмерному потреблению вина. Изначально эта любовь к спиртному была обусловлена тем, что в свое время сама мать Селима, Роксолана, периодически давала ему вино, дыба сын был гораздо более управляем».

Исторические факты: Султана Селима прозвали Пьяницей, настолько жизнелюбив он был и не чуждался человеческих слабостей – вина и гарема. Что ж, сам пророк Мухаммед признавался: "Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве". Не стоит забывать, что алкоголь был в чести при Османском дворе, и жизнь некоторых султанов оказалась короче именно из-за страсти к спиртному. Селим II, будучи навеселе, упал в бане и потом умер от последствий падения. Махмуд II умер от белой горячки. Мурад II, победивший крестоносцев в битве при Варне, умер от апоплексического удара, вызванного запоем. Махмуд II любил французские вина и оставил после себя огромную их коллекцию. Мурад IV с утра до ночи бражничал со своими придворными, евнухами и шутами, а иногда силой принуждал пить с собой главных муфтиев и судей. Впадая в запои, он совершал столь жесткие поступки, что окружающие всерьез думали, что он сошел с ума. Например, он любил стрелять из лука в людей, которые проплывали на лодках мимо дворца Топкапы или бегать по ночам в исподнем по улицам Стамбула, убивая всякого, кто попадался на пути. Именно Мурад IV издал крамольный с точки зрения ислама указ, по которому спиртное разрешалось продавать даже мусульманам. Во многом на пристрастие Султана Селима к алкоголю повлиял приближенный к нему человек, в руках которого находились основные нити управления, а именно визирь Соколу.
Но следует отметить, что Селим был не первым и не последним султаном, почитающим спиртное, и это не помешало ему участвовать в ряде военных кампаний, а так же в политической жизни Османской Империи. Так от Сулеймана в наследство ему достались 14.892.000 km2, а после него эта территория была уже 15.162.000 km2. Селим, царствовал благополучно и оставил своему сыну государство, не только не уменьшившееся территориально, но даже увеличившееся; этим, во многом, он был обязан уму и энергии визиря Мехмеда Соколлу. Соколлу закончил покорение Аравии, которая ранее находилась только в слабой зависимости от Порты.

Легенда десятая. «Про тридцать походов на Украину»

Легенда гласит: «Хюррем, конечно, имела влияние на султана, однако не настолько, чтобы избавить земляков от страданий. За время своего правления Сулейман более 30 раз предпринимал походы на Украину».

Исторические факты: Восстанавливая хронологию завоевательных походов Султана Сулеймана
1521 г. – поход в Венгрию, осада Белграда.
1522 г. - осада крепости Родос
1526 г. – поход в Венгрию, осада крепости Петерварадин.
1526 г. – сражение у города Мохач.
1526 г. – подавление восстания в Киликии
1529 г. – захват Буды
1529 г. – штурм Вены
1532-1533 гг. - четвертый поход в Венгрию
1533 г – захват Тебриза.
1534г. - захват Багдада.
1538 г. – разорение Молдовы.
1538 г. - захват Адена, военно-морская экспедиция к берегам Индии.
1537-1539 гг. - турецкий флот под командованием Хайреддина Барбароссы разорил и обложил данью более 20 островов в Адриатическом море, принадлежавших венецианцам. Захват городов и сел в Далмации.
1540-1547 гг. - бои в Венгрии.
1541 г. – захват Буды.
1541 г. – захват Алжира
1543 г. - захват крепости Эстергом. В Буде был размещен янычарский гарнизон, на всей территории Венгрии, захваченной турками, начала функционировать турецкая администрация.
1548 г. – проход по землям Южного Азербайджана и захват Тебриза.
1548 г. – осада крепости Ван и захват бассейна озера Ван в Южной Армении. Турки вторглись также в Восточную Армению и Южную Грузию. В Иране турецкие части дошли до Кашана и Кума, овладели Исфаханом.
1552 – захват Темешвара
1552 г. - турецкая эскадра направилась из Суэца к берегам Омана.
1552 - В 1552 году турки взяли город Те-мешвар и крепость Веспрем
1553 - захват Эгера.
1547-1554 гг. – захват Маската (крупной португальской крепости).
1551 - 1562 годы состоялась очередная австро-турецкая война
1554 г. – морские бои с Португалией.
1560 году султанский флот одержал еще одну большую морскую победу. Вблизи побережья Северной Африки, у острова Джерба, турецкая армада вступила в сражение с объединенными эскадрами Мальты, Венеции, Генуи и Флоренции
1566-1568 – австро-турецка война за обладание Трансильванским княжеством
1566 – захват Сигетвара.

За время своего долгого, почти полувекового владычества (1520-1566) Сулейман Великолепный ни разу не направил своих завоевателей на Украину.
Именно в то время возникли построения засек, замков, крепостей Запорожской Сечи, организационная и политическая деятельность князя Дмитрия Вишневецкого. В письмах Сулеймана к польскому королю Артыкулъ Августа II есть не только угрозы наказать "Деметраша" (князя Вишневецкого), но и требование спокойной жизни для жителей Украины. При этом во многом именно Роксолана способствовала установлению дружеских отношений с Польшей, в подчинении которой в то время были земли Западной Украины, родные земли Султанши. Подписание Польско-Османского перемирия в 1525 и 1528 годах, а так же договоров «вечного мира» 1533 и 1553 годов очень часто приписывают именно ее влиянию. Так Петр Опалински, польский посол в суд Сулеймана в 1533 году, подтвердил, что «Роксолана умоляла Султана запретить крымскому хану беспокоить польские земли». В итоге тесные дипломатические и дружеские контакты, установленные Хюррем султан с королем Сигизмундом II, что подтверждается сохранившейся перепиской, позволили не только не допустить новых набегов на территорию Украины, но и способствовали прерыванию потока работорговли из тех земель

Шехзаде называли мальчиков, рожденных сультану его , или . Когда принцу исполнялось 5-6 лет, он начинал учиться в специальной школе для шехзаде, построенной в XV веке. Помещение школы богато убрано, в нем есть большой очаг, книжные шкафы, пюпитры, сводчатые зеркальные потолки и украшения, что является доказательством того, с каким вниманием относились к будущим наследникам трона и их обучению.

До 8 лет принцы жили со своими матерями и няньками, а после этого возраста общались по большей части только с наставником и слугами, а родителей видели только в особых случаях.


Парчовый кафтан султана Ахмеда I, который он носил, когда еще был шехзаде.

Церемония обрезания шехзаде проводилась с большой роскошью и сопровождалась торжествами. За три месяца до церемонии извещали всех визирей, правителей провинций и высших государственных деятелей, чтобы они могли прибыть на праздненство, которое зачастую начинали готовить за год, а длиться оно могло от десяти дней до месяца. Приглашенные гости дарили шехзаде и членам его семьи подарки соответственно своему статусу, а потом развлекались и угощались на пирах по случаю столь важного события.

Когда принцу исполнялось 13-14 лет, ему выделяли собственные покои в гареме. Если же отец шехзаде умирал, то в этой же комнате он оставался затворником, поэтому ее называли "кафес" ("клетка"). Шехзаде, который вел уединенную жизнь, назначали штат в двенадцать слуг, кладовую, евнухов и собственное содержание.


Окна комнаты шехзаде с видом на Босфор (дворец Топкапы).

Правление султана заканчивалось не только в случае его смерти. Так, Мурад II (1421-1451) добровольно оставил трон своему сыну - будущему султану Мехмеду Завоевателю. Баязида II заставили покинуть трон в пользу его младшего сына Селима. Осман II, Ибрагим I и Мустафа IV были свергнуты с престола.


Вступившие на престол шехзаде садились на золотой трон,
установленный перед Воротами Белых Евнухов, и принимали поздравления.

Сообщал принцу о смерти отца (или о его отречении) главный евнух. Он должен был взять шехзаде за руку и проводить его к телу отца, после чего наследник трона являлся к великому визирю и шейх-аль-исламу, которые первыми признавали нового монарха и начинали подготовку к церемонии восхождения нового султана на трон . Об этом немедленно объявляли народу, а также рассылали приглашения на церемонию всем важным государственным лицам.

Трон султана располагался у Ворот Белых Евнухов (Ворота Блаженства). Гости выстраивались по старшинству, султан выходил, садился на трон, и участники церемонии один за другим подходили к нему, падали на колени и целовали подножие трона, тем самым признавая нового властителя. Церемонию заканчивали шейх-аль-ислам, великий визирь и другие визири.

Ворота Белых Евнухов (дворец Топкапы)

После этого, в соответствии с традициями, султана опоясывали мечом в мечети Эюп. Это событие было в некотором роде аналогом европейской церемонии коронации. В день церемонии султан должен был приехать из дворца Топкапы в мечеть на лодке. Султан выходил на берег и садился на коня, который медленно двигался по улице между рядами представителей знати, салютующих войск и могилами богачей - Эюп был одним из самых престижных кладбищ в Стамбуле. На входе в мечеть он должен был спешиться и пройти к небольшому возвышению во дворе между мавзолеем Аюба аль-Ансари и самим зданием мечети, где возвышалось старое платановое дерево. Здесь его опоясывали тремя мечами: мечом Османа, мечом четвертого праведного халифа Али и мечом султана Селима I Явуза. Затем новый султан въезжал в город верхом на коне через ворота Эдирне, посещая могилы своих предшественников и также обязательно Мечеть Айя-София, после чего возвращался во дворец Топкапы.

«НЕЗАКОННЫЕ СЫНОВЬЯ» ОСМАНСКИХ СУЛТАНОВ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СОЗДАТЕЛЕЙ «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК. ИМПЕРИЯ КЁСЕМ» Дабы развеять двусмысленность сказанного в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем», внесём свои пояснения с точки зрения исторического контекста. У османского султана не могло быть «законных» и «незаконных» детей. По причине полигамии, принятой в традиционном исламском восточном обществе, коим являлась в те времена Османская империя, одному мужчине (включая султана) разрешалось иметь до 4 законных жён по никаху (венчание в исламе) и неограниченное количество наложниц. Количество женщин зависело от достатка мужчины и уровня его доходов, т.к. полагалось, чтобы каждая из жён и наложниц была обеспечена всем необходимым на уровне, равном имуществу её соперниц. Династические дома Европы, придерживающиеся христианского вероисповедания, имели как законнорожденных детей, рождённых в браке, так и бастардов – детей, рождённых вне брака. Именно данные дети и входили в категории «законных» - родившихся после заключения брака своих родителей, и «незаконных» - появившихся на свет без оформления брачных уз между матерью и отцом. Чаще всего, бастарды королей получали дворянское достоинство, герцогские и графские титулы, богатство, вассалов, наделы и крестьян, но не имели права наследовать престол после своих отцов, поскольку родились вне брака. Исключение составляли случаи, если в результате пресечения какой-либо династической линии трон мог занять новый правитель, который мог быть так же внебрачным ребёнком (к примеру, английский король Вильгельм Завоеватель, являвшийся бастардом своего отца, герцога Роберта Дьявола, или английская королева Елизавета I Тюдор, долго не признаваемая католической церковью законной дочерью своего отца Генриха VIII). Наличие такого количества внебрачных детей и существенное ограничение их прав объяснялись как невозможностью христианских монархов заключать полигамные браки с большим количеством женщин, так и с нежеланием европейских королей «дробить» свои государства между законными и незаконными детьми, что могло спровоцировать гражданские войны. Подобное устройство семьи и семейной иерархии в корне отличалось от восточного общества, которому были присущи совсем иные ценности. Исламские полигамные правители имели гаремы с десятками, сотнями и даже тысячами невольниц-рабынь, которые должны были выполнять функцию наложниц. Зрителям «Великолепного века» уже известно, что стать султаншей и добиться признания окружения и власти в государстве такая рабыня могла только в том случае, если рожала монарху сына (или нескольких), а впоследствии добивалась высоких титулов вроде Хасеки Султан (любимица или даже жена правящего султана) или Валиде Султан (мать правящего султана), если мы рассматриваем конкретно пример Османской империи. Наследником османского трона становился не старший по рождению сын, как было принято в европейских государствах, а тот из сыновей-шахзаде, к которому был более всего расположен султан-отец, или кто из сыновей обладал наибольшим влиянием в армии или чиновничьем аппарате. Порой случалось так, что мать данного шахзаде могла являться не женой по никаху, а наложницей падишаха, но это отнюдь не превращало её сына в «незаконного внебрачного» ребёнка, поскольку Османы никогда не рассматривали своих детей с данной точки зрения. Все дети, родившиеся у османских султанов в законных браках с их жёнами или от отношений (пусть даже единичных) с наложницами, ПРИЗНАВАЛИСЬ И СЧИТАЛИСЬ (!!!) законнорожденными детьми, носили соответственно титулы шахзаде и султанш, и в полной мере включались в придворную жизнь без каких-либо недомолвок. С воцарением следующего султана, даже при условиях использования пресловутого братоубийственного «Закона Фатиха» ни один из казнённых шахзаде не лишался своего титула и положения, все они продолжали именоваться сыновьями покойного султана и обычно были захоронены подле своих родственников – отцов, дедов или братьев, что подтверждало их высокий статус. Посему вопрос относительно того, насколько что изменила в законодательстве Кёсем Султан, несостоятелен: даже Кёсем Султан, при всём объёме своей власти, не могла изменить того порядка иерархии власти, что была привычна Османской империи в течение веков, от того названия «законного или незаконного шахзаде», призванные сценаристом сериала Й. Шахином неудачно скопировать придворную иерархию королевских домов Европы того времени, неудачны и неправомочны, а, попросту говоря, ошибочны и лживы. Случай, приводимый в сериале по поводу мальчика, якобы рождённого у ещё шехзаде Ибрагима от наложницы, имел место в исторической действительности, но этот ребёнок не имел никакого отношения к султанской семье. Уже в момент правления султана Ибрагима I в услужение к тогдашнему кизляр-аге (начальнику чёрных евнухов) Сюмбюлю-аге поступила на службу невольница. Девушка была куплена Сюмбюлем у персов за огромные деньги и отличалась красотой и изяществом. Сюмбюль-ага, купивший рабыню для султанского гарема, не смог подарить её султану по причине того, что рабыня не только не оказалась девственницей, но ещё и была беременна. Отец этого ребёнка остался неизвестен. Поскольку верховным евнухам султанского гарема не запрещалось иметь свои имения, богатство и даже гаремы, Сюмбюль-ага, пожалев девушку, забрал её к себе и впоследствии даже усыновил рождённого ею мальчика. Желая поддержать мать приёмного сына и его самого, Сюмбюль, не сумев пристроить молодую женщину наложницей в гарем Ибрагима Безумного, привёл её в Топкапы в качестве кормилицы для маленького шахзаде Мехмеда, рождённого Хасеки Хадидже Турхан Султан. Мальчики были практически ровесниками и росли вместе, потому Ибрагим, навещавший сына, знал и приёмного сына кизляр-аги, а, поскольку малыш был красив, смышлён и мил, султан привязался к нему, часто проводя с ним время и играя, обходя вниманием родного сына. Внимание и забота, которыми баловал падишах приёмыша, вызывали обиду, ревность и злость у Хадидже Турхан Султан, и однажды она выместила накопившуюся горечь на матери мальчика и на нём самом. Ибрагим узнал об этом, что вызвало у него приступ такой дикой ярости, что он выхватил из рук Хадидже Турхан маленького сына Мехмеда и швырнул его в близлежащий фонтан (по другой версии – бассейн или искусственный пруд). Малыш не утонул, но очень сильно ударился головой о бортики, до крови рассёк лоб, что навсегда осталось будущему султану напоминанием в виде шрама. Произошедший инцидент испугал и обеспокоил Сюмбюля-агу, поскольку тот справедливо опасался мести со стороны Турхан Султан, едва не лишившейся сына по его невольной вине. Кизляр-ага попросил у Ибрагима отставки, под предлогом паломничества в Мекку забрал наложницу с сыном и отбыл из Стамбула на корабле. Но их корабль попал в шторм, его отнесло к берегам Родоса, после чего корабль захватили мальтийские пираты, хозяйничавшие на Средиземноморье. Сюмбюль-ага был жестоко убит ими, женщина с мальчиком попали в плен, но вскоре и сама она умерла. Мальчик по ошибке был принят пиратами за сына султана Ибрагима, и разбойники надеялись получить за него огромный выкуп, но их надежды не оправдались. Ребёнок выжил, впоследствии был воспитан в христианской вере, получил сан священника и имя падре Оттомано в память о своём происхождении. Ибрагим, узнавший о гибели Сюмбюля-аги и пленении бывшей рабыни с сыном, был в ярости и даже собирался напасть на Мальту, бывшую оплотом пиратов, но его отговорили от этой затеи, после чего, дабы навредить Венеции, закрывавшей глаза на действия мальтийских пиратов в Средиземноморье, он объявил поход на о.Крит, чьё завоевание затянулось для Османской империи на пятьдесят лет. Подытоживая всё вышесказанное, обращаем внимание на то, что никаких «законных» и «незаконных» детей у османских султанов, что в последнее время демонстрируют нам создатели сериала, не было и быть не могло: все дети султанов, родившиеся от жён или наложниц, считались законными и законнорожденными, имевшими право на престол (мальчики) как де-юре, так и де-факто. ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: 1. Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 2. Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. 3. Улучай Чагатай М. Жёны и дочери османских султанов. Анкара. 1990. 4. Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 5. Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956 6. Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 7. Musallam B. F. Sex and Society in Islam. Cambridge, England, 1983. 8. Penzer N. M. The Harem. London, 1936. 9. Ulucay, Cagatay M. Harem, Ankara, 1985. 10. Ulucay, Cagatay M. Padisahlarin Kadinlari ve Kizlari. Ankara, 1992.


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем


Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства


При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .

Он стал если не величайшим, то одним из величайших монархов Турции за всю ее историю. В Европе его знают как "Великолепного" завоевателя, помня масштабные военные кампании, завоевания на Балканах, в Венгрии, осаду Вены. На родине же он еще известен как мудрый законодатель.

Семья и дети Сулеймана Великолепного

Как и положено мусульманскому правителю, султан имел множество жен и наложниц. Любому русскоязычному читателю знакомо имя Роксоланы, рабыни-наложницы, ставшей любимой женой правителя и важной особой в управлении государственными делами. А благодаря невероятной популярности сериала «Великолепный век» широко известными стали интриги султанского гарема и многолетнее противостояние славянки Хюррем Султан (Роксоланы) и черкешенки Махидевран Султан. Конечно, в эту длительную вражду со временем были втянуты и все дети султана Сулеймана Великолепного. Их судьбы сложились по-разному. Кто-то так и остался в тени своих кровных родственников, а кому-то удалось ярко вписать свое имя в страницы турецкой истории. Ниже приведена история детей Сулеймана Великолепного. Тех из них, кому удалось оставить сколько-нибудь значительный след.

Дети Сулеймана Великолепного: шехзаде Мустафа и Селим II

Эти принцы стали соперниками в споре, начатом еще их матерями. Это те Сулеймана Великолепного, которые были втянуты в ожесточенную вражду Хюррем и Махидевран. Оба не были первенцами своих матерей и изначально не считались прямыми претендентами на престол. Но перипетии судьбы сделали их таковыми. Однако была во многом разрешена теми, кто ее и начал. Роксолане удалось завоевать султанские симпатии и стать его любимой женой. Махидевран была фактически сослана в Манису вместе со своим сыном Мустафой. Однако трагические превратности судьбы принца Мустафы только начинались. Вскоре по империи начинают распространяться слухи о том, что Мустафа готовит заговор против отца. Сулейман поверил этим слухам и приказал казнить своего сына, когда они оба находились в одном из военных походов. Таким образом был устранен конкурент Селима на престол. вовсе не стал впоследствии таким мудрым и решительным правителем, как его отец. Напротив, именно с его правлением историки связывают начало заката величественной Оттаманской порты. И причиной этому послужили не только объективные социально-экономические предпосылки, но и личные качества наследника: слабый характер, лень, недальновидность и, главное, беспробудное пьянство. Пьяницей и запомнился он турецкому народу.

Дети Сулеймана Великолепного: шехзаде Мехмед и шехзаде Баязид

Оба они были сыновьями султана от Роксоланы. Мехмед был ее первым сыном, однако не мог считаться наследником, поскольку старше него был сын Махидевран Мустафа. Однако, когда последний попал в опалу, фаворитом отца стал именно Мехмед. Он был назначен губернатором города Манисы в 1541 году. Однако ему так и не суждено было стать ни великим султаном, ни Он умер от болезни в 1543 году. Наследник же Баязид с ранних лет рос смелым и отчаянным юношей. Уже в раннем

возрасте принимал он участие в военных походах, зарекомендовав себя талантливым полководцем. После смерти Мустафы он стал считаться главным претендентом на отцовское наследие. За престол в последующие годы разразилась настоящая война между братьями Баязидом и Селимом, в которой победил последний.

Михримах Султан

Она стала единственной дочерью великолепного султана. Матерью ее была Хюррем. Михримах получила замечательное образование, благодаря чему впоследствии стала важным помощником своей матери в управлении государственными делами (в то время, когда Сулейман пребывал в своих бесчисленных походах).