Что делают с беременной наложницей шехзаде. Как жили братья султанов

Как известно, все рождения, смерти, а уж тем более, когда это касалось правящей династии, подлежало четкому учету и контролю как в гаремных книгах, так и в иных документах. Описывалось все – начиная с того сколько муки ушло на изготовление десерта для шехзаде и заканчивая основными тратами на их содержание. Более того, все потомки правящей династии обязательно жили при дворе, на случай, если именно ему придется наследовать трон, ведь не стоило забывать о высокой детской смертности, имеющей место быть в те времена. Так же поскольку Османская династия и её возможные наследники находились в зоне пристального внимания не только мусульманского Востока, но и христианской Европы, то европейских королей их послы извещали о рождении ребёнка у того или иного шаха, по случаю чего полагалось отправить поздравление и подарок. Эти письма сохранились в архивах, благодаря чему можно восстановить количество наследников у того же Сулеймана. Поэтому каждый потомок, а уж тем более шехзаде, был известен, имя каждого сохранилось в истории.
Итак, у Сулеймана было 8 сыновей шехзаде, что зафиксировано в родословном древе Османского рода:

1) Махмуд (1512 – 29 октября 1521 в Стамбуле) Провозглашен наследником Vali Ahad 22 сентября 1520. Сын Фюлане.

2) Мустафа (1515 - 6 ноября 1553 в Эрегли в Карамане Иран) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521. Наместник провинции Караман 1529-1533, Маниса 1533-1541, и Амасья 1541-1553. Сын Махидевран.

4) Мехмет (1521 -6 ноября 1543 в Манисе) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521.Наместник Кютахья 1541-1543. Сын Хюррем.

6) Селим II (1524-1574) одиннадцатый султан Османской империи. Сын Хюррем.

7) Баязид (1525 - 23 июля 1562) в Иране г.Казвин. Провозглашен 3 наследником Vali Ahad 6 ноября 1553г.Наместник Карамана 1546, наместник провинций Кютахья и Амасья 1558-1559.Сын Хюррем.

8) Джихангир (1531- 27 ноября 1553 в Алеппо (по-арабски Халеб) Сирии) Наместник в Халебе 1553. Сын Хюррем.

Так же стоит помнить, что именно Сулейманом, а не Хюррем, были казнены два его сына, а именно Мустафа и Баязид. Мустафа был казнён вместе со своим сыном (оставшимся из двух, поскольку один из них умер за год до смерти самого Мустафы), а вместе с Баязидом были убиты пять его маленьких сыновей, но случилось это уже в 1562 году, через 4 года после смерти Хюррем.

Если говорить о хронологии и причинах смертей всех потомков Кануни, то выглядело это следующим образом:

Şehzade Mahmud умер от оспы 29.11.1521,
Şehzade Murad умер от оспы раньше брата 10.11.1521.
Şehzade Mustafa правитель провинции Маниса с 1533г. и наследник престола казнён вместе с детьми по приказу отца по подозрению в заговоре против отца в союзе с сербами.
Şehzade Bayezid "Şahi" казнён вместе с пятью сыновьями по приказу отца за мятеж против него

Соответственно, о каких мифических сорока потомках от Султана Сулеймана, убиенных Хюррем, идет речь остается загадкой не только для скептиков, но и для самой истории. А точнее байкой. Одной из 1001 баек Османской Империи.

Легенда вторая. «Про замужество двенадцатилетней Михримах Султан и пятидесятилетнего Рустема-паши»

Легенда гласит: «Едва дочери исполнилось двенадцать лет, как Хюррем предложила Михримах в жены занявшему место Ибрагима Рустему-паше, которому на тот момент исполнилось уже пятьдесят. Разница между женихом и невестой почти в сорок лет не смущала Роксолану».

Исторические факты: Рустем-паша также Рустем-паша Мекри (осман. رستم پاشا, хорв. Rustem-paša Opuković; 1500 - 1561) - великий визирь султана Сулеймана I, по национальности хорват.
Рустем-паша женился на одной из дочерей султана Сулеймана I - принцессе Михримах Султан
В 1539 году в возрасте семнадцати лет Михримах султан (21 марта 1522-1578гг.) вышла замуж за бейлербея провинции Диярбакыр – Рустем пашу. На тот момент Рустему было 39 лет.
Кому кажутся неубедительными простые арифметические действия по складыванию-вычитанию дат, можно лишь посоветовать воспользоваться калькулятором для вселения большей уверенности.

Легенда третья. «Про кастрацию и серебряные трубочки»

Легенда гласит: «Вместо милой и веселой чаровницы-хохотушки нашему взору предстает свирепая, коварная и безжалостная машина для выживания. С казнью наследника и его друга началась волна репрессий, невиданных в Стамбуле. За лишнее слово о кровавых дворцовых делах можно легко было поплатиться головой. Им рубили головы, не трудясь даже закопать тело...
Действенным и устрашающим методом Роксоланы была кастрация, совершаемая самым жестоким образом. У подозреваемых в крамоле вырезали все под корень. И после «операции» несчастным не полагалось перевязывать рану - считалось, что «дурная кровь» должна выйти. Тот, кто все-таки оставался в живых, мог испытать на себе милосердие султанши: она дарила несчастным серебряные трубочки, вставлявшиеся в отверстие мочевого пузыря.
Страх поселился в столице люди стали бояться собственной тени, не чувствуя себя в безопасности даже возле домашнего очага. Имя султанши произносили с трепетом, к которому примешивалось благоговение»

Исторические факты: История массовых репрессий, организованных Хюррем Султан никак не сохранилась, ни в исторических записях, ни в описании современников. Но зато следует отметить, что сохранились исторические сведения о том, что ряд современников (в частности Sehname-i Al-i Osman (1593) и Sehname-i Humayun (1596), Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет Хюррем, как женщины почитаемой "за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей ". Если говорить об исторических фактах которые имели место быть в жизни Хюррем, то она вошла в историю не как репрессивный политик, а как человек, занимающийся благотворительностью, она стала известна за свои масштабные проекты. Так на пожертвования Хюррем (Külliye Hasseki Hurrem) в Стамбуле был построен район Аксарай так называемый Avret Pazari (или женский базар, позже имени Хасеки), содержащий в себе мечеть, медресе, имарет, начальную школу, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящей семьи. А тот факт, что это было третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih) и Сулеймание (Süleymanie), свидетельствует о высоком статусе Хюррем.Она также построила комплексы в Адрианополе и Анкаре. В числе иных благотворительных проектов, можно назвать строительство вошедших в основу проекта в Иерусалиме (названный позже имени Хасеки Султан), хосписов и столовой для паломников и бездомных; столовой в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественной столовой в Стамбуле (в Avret Pazari), а также двух больших общественных бань в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах, соответственно). С подачи Хюррем Султан были закрыты невольничьи рынки и реализован ряд социальных проектов.

Легенда четвертая. «Про происхождение Хюррем».

Легенда гласит: «Обманываясь созвучием имён - собственного и нарицательного, некоторые историки видят в Роксолане русскую, другие, преимущественно французы, основываясь на комедии Фавара „Три султанши“, утверждают, что Роксолана была француженка. То и другое совершенно несправедливо: Роксолана - природная турчанка - была куплена для гарема ещё девочкой на невольничьем базаре для прислуги одалисткам, при которых и занимала должность простой рабыни.
Существует так же легенда, что пираты Османской империи в пригороде Сиены напали на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсигли. Замок был разграблен и сожжён дотла, а дочь владелицы замка - красивую девочку с волосами цвета красного золота и с зелеными глазами привезли в султанский дворец. В Генеалогическом дереве семьи Марсигли указано: Мать- Ханна Марсигли. Ханны Марсигли – Маргарита Марсигли (Ла Роза), прозванная так за огненно -красный цвет волос. От брака с Султаном Сулейманом у неё были сыновья – Селим, Ибрагим, Мехмед.»

Исторические факты: Европейские наблюдатели и историки именовали Султаншу как "Роксолана", "Рокса", или "Росса", поскольку, предполагалось, что она русского происхождения. Михаил Литвин (Mikhalon Lituan), посол Литвы в Крыме в середине шестнадцатого века, писал в своей хронике 1550 "…любимая жена турецкого императора, мать его старшего сына и наследника, была в свое время похищена из наших земель". Навагерро писал о ней как о "[Донна]. . . ди Росса ", и Тревизано назвал ее " султанша ди Руссия ". Самуил Твардовский, член польского посольства в Суд Османской империи в 1621-1622 годы так же указывал в своих заметках, что турки сообщили ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина, небольшого городка в Подолии неподалеку от Львова. Убеждение, что Роксолана была русского, а не украинского происхождения, вероятно, возникло в результате возможного неправильного толкования слов «Роксолана» и «Росса». В начале XVI века в Европе, слово «Роксолания» было использовано для обозначения провинции Рутения в Западной Украине, которая была в разные времена известна под названиями Красная Русь, Галичина или Подолье (то есть расположенное в Восточной Подолии, которая была под польским контролем в то время), в свою очередь, современная Россия в тот период времен носила название Московского государства, Московской Руси или Московии. В древности слово Roxolani обозначало кочевые сарматские племена и поселения на реке Днестр (в настоящее время в Одесской области в Украине).

Легенда пятая. «Про ведьму при дворе»

Легенда гласит: «Хюррем султан была ничем не примечательной внешне и весьма склочной по натуре женщиной. Своей жестокостью и хитростью она прославилась на века. И, естественно, что единственным образом, коим она удерживала Султана более сорока лет подле себя – это использование заговоров и приворотов. Не зря ведь ее среди простого люда называли ведьмой».

Исторические факты: Венецианские доклады утверждают, что Роксолана была не столько красива, сколько мила, изящна, и элегантна. Но, вместе с тем, ее лучезарная улыбка и игривый темперамент сделали ее неотразимо-очаровательной, за что она и была наречена "Хюррем" ("радость дарящая" или "смеющаяся"). Хюррем была известна своим пением и музыкальными способностями, умением делать изящные вышивки, она знала пять европейских языков, а так же фарси и была крайне эрудированным человеком.Но наиболее важным было то, что Роксолана была женщиной большого ума и силы воли, которые и дали ей преимущество среди других женщин в гареме. Как и все остальные, европейские наблюдатели свидетельствуют, что Султан был полностью сражен своей новой наложницей. Он был влюблен в свою Хасеки на протяжении долгих лет совместной жизни. Отсюда злые языки обвиняли ее в ведовстве (и если в средневековой Европе и на Востоке существование такой легенды в те времена можно понять и объяснить, то в наше время вера в такие домыслы объясняется с трудом).

И логически можно перейти к следующей, непосредственно связанной с этим легендой

Легенда шестая. «Про неверность Султана Сулеймана».

Легенда гласит: «Несмотря на то, что Султан был привязан к интриганке Хюррем, все же ничто человеческое не было ему чуждо. Так, как известно, при султанском дворе содержался гарем, который не мог не интересовать Сулеймана. Так же известно, что Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы. Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек, что подтверждает тот факт, что Хюррем не была единственной любовью всей его жизни».

Исторические факты: Когда послы, Навагерро и Тревизано писали свои отчеты в Венецию в 1553 и 1554 годах, указывая, что "она очень любима своим хозяином" (“tanto amata da sua maestà”), Роксолане было уже порядка пятидесяти и она находилась рядом с Сулейманом долгое время. После ее смерти в апреле 1558 года Сулейман оставался безутешным долгое время. Она была самой большой любовью всей его жизни, его родной душой и законной женой. Подтверждением этой огромной любви Сулеймана к Роксолане послужил ряд решений и действий со стороны Султана для своей Хасеки. Ради нее Султан нарушил ряд очень важных традиций императорского гарема. В 1533 или 1534 году (точная дата неизвестна), Сулейман женился на Хюррем, совершив официальную церемонию бракосочетания, тем самым нарушив полуторавековой обычай Османского дома в соответствии с которым султанам не было разрешено жениться на своих наложницах. Никогда прежде бывшая рабыня не была возведена в ранг законной супруги Султана. Кроме того, брак Хасеки Хюррем и Султана стал практически моногамным, что было просто неслыханным в истории Османской империи. Тревизано писал в 1554 году, что однажды встретив Роксолану Сулейман "не просто хочет иметь ее в качестве законной жены, всегда держать рядом с собой и видеть ее в роли правительницы в гареме, но и так же он не желает знать каких-либо иных женщин: он совершил то, чего не было сделано ни одним из его предшественников, ведь турки привыкли принимать у себя по несколько женщин, чтобы иметь как можно больше детей и удовлетворять свои плотские утехи". Ради любви к этой женщине Сулейман нарушил целый ряд традиций и запретов. В частности, именно после женитьбы на Хюррем Султан распустил гарем, оставив при дворе лишь обслуживающий персонал. Брак Хюррем и Сулеймана был моногамным, что немало удивляло современников. Так же реально существующую любовь между Султаном и его Хасеки подтверждают любовные письма, посылаемые ими друг другу и сохранившиеся до наших времен. Так, одним из показательных посланий можно считать одно из многочисленных прощальных посвящений Кануни своей жене после ее смерти:

«Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь...как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем...»

Легенда седьмая. «Про заговор против шехзаде Мустафы и всей Вселенной»

Легенда гласит: «Но настал день, когда Роксалана «раскрыла глаза» султану на якобы предательское поведение Мустафы и его друга. Она сказала, что принц завязал тесные отношения с сербами и готовит заговор против отца. Интриганка хорошо знала, куда и как ударить - мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксолана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые якобы слышала её дочь... Во дворце повисла тягостная тишина. Что решит султан? Мелодичный голосок Роксаланы, похожий на перезвон хрустального колокольчика, журчал заботливо: «Думай, о повелитель сердца моего, о государстве своем, о его спокойствии и процветании, а не о суетных чувствах...» Мустафа, которого Роксалана знала с 4 лет, став взрослым, должен был умереть по желанию своей мачехи.
Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому по приказу Сулеймана, но волей Роксаланы, Мустафу, его братьев и детей, внуков султана, задушили шелковым шнурком»

Исторические факты: В 1553 году был казнен старший сын Сулеймана, принц Мустафа, в то время ему было уже под сорок лет. Первым султаном, казнившим своего взрослого сына, был правивший в конце XIV столетия Мурад I, который добился, чтобы непокорного Савджи предали смерти. Причиной казни Мустафы было то, что он планировал узурпировать трон, но, как и в случае с казнью султанского фаворита, Ибрагима-паши, вина была возложена на Хюррем Султан, которая была иноземкой, находившейся подле Султана. В истории Османской Империи уже был случай, когда сын пытался помочь отцу покинуть трон - так сделал отец Сулеймана, Селим I с дедом Сулеймана, Баязидом II. После случившейся несколькими годами ранее смерти принца Мехмеда регулярная армия действительно считала необходимым удалить Сулеймана от дел и изолировать его в находившейся южнее Эдирне резиденции Ди-димотихон, по прямой аналогии с тем, как это случилось с Баязидом II. Более того, сохранились письма шехзаде, на которых четко видна личная печать шехзаде Мустафы, адресованных Сефевидскому Шаху, о которых потом и узнал Султан Сулейман (эта печать так же сохранилась и на ней начертана подпись Мустафы: Султан Мустафа см. фото). Последней каплей для Сулеймана стал визит австрийского посла, который вместо того, чтобы навестить Султана, в первую очередь отправился к Мустафе. После визита посол сообщил всем, что шехзаде Мустафа будет прекрасным Падишахом. После того, как Сулейман узнал об этом, он сразу же вызвал Мустафу к себе и велел удушить его. Шехзаде Мустафа был задушен по приказу отца в 1553г во время персидского военного похода.

Легенда восьмая. «Про происхождение Валиде»

Легенда гласит: «Валиде Султан была дочерью капитана английского судна, потерпевшего крушение в Адриатическом море. Затем это несчастное судно захватили турецкие пираты. Та часть рукописи, что сохранилась, заканчивается сообщением о том, что девушка была отправлена в султанский гарем. Это англичанка, которая правила Турцией лет 10 и лишь позже, не найдя общего языка с женой своего сына, небезызвестной Роксоланой, вернулась в Англию».

Исторические факты: Айше Султан Хафса или Хафса Султан (с османского турецкого: عایشه حفصه سلطان) родилась около 1479г. - 1534 г.) и стала первой Валиде Султан (королева-мать) в Османской империи, будучи женой Селима I и матерью Сулеймана Великолепного. Хотя год рождения Айше Султан известен, историки до сих пор не могут определиться с датой рождения окончательно. Она была дочерью Крымского хана Менгли-Гирея.
Она проживала в Манисе с сыном в период с 1513 до 1520 , в провинции, которая являлась традиционной для резиденции османских шехзаде, будущих правителей, обучавшихся там основам управления государством.
Айше Хафса Султан умерла в марте 1534 года и была похоронена рядом с мужем в мавзолее.

Легенда девятая. «Про спаивание шехзаде Селима»

Легенда гласит: «Прозвище «Пьяница» Селим обрёл благодаря чрезмерному потреблению вина. Изначально эта любовь к спиртному была обусловлена тем, что в свое время сама мать Селима, Роксолана, периодически давала ему вино, дыба сын был гораздо более управляем».

Исторические факты: Султана Селима прозвали Пьяницей, настолько жизнелюбив он был и не чуждался человеческих слабостей – вина и гарема. Что ж, сам пророк Мухаммед признавался: "Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве". Не стоит забывать, что алкоголь был в чести при Османском дворе, и жизнь некоторых султанов оказалась короче именно из-за страсти к спиртному. Селим II, будучи навеселе, упал в бане и потом умер от последствий падения. Махмуд II умер от белой горячки. Мурад II, победивший крестоносцев в битве при Варне, умер от апоплексического удара, вызванного запоем. Махмуд II любил французские вина и оставил после себя огромную их коллекцию. Мурад IV с утра до ночи бражничал со своими придворными, евнухами и шутами, а иногда силой принуждал пить с собой главных муфтиев и судей. Впадая в запои, он совершал столь жесткие поступки, что окружающие всерьез думали, что он сошел с ума. Например, он любил стрелять из лука в людей, которые проплывали на лодках мимо дворца Топкапы или бегать по ночам в исподнем по улицам Стамбула, убивая всякого, кто попадался на пути. Именно Мурад IV издал крамольный с точки зрения ислама указ, по которому спиртное разрешалось продавать даже мусульманам. Во многом на пристрастие Султана Селима к алкоголю повлиял приближенный к нему человек, в руках которого находились основные нити управления, а именно визирь Соколу.
Но следует отметить, что Селим был не первым и не последним султаном, почитающим спиртное, и это не помешало ему участвовать в ряде военных кампаний, а так же в политической жизни Османской Империи. Так от Сулеймана в наследство ему достались 14.892.000 km2, а после него эта территория была уже 15.162.000 km2. Селим, царствовал благополучно и оставил своему сыну государство, не только не уменьшившееся территориально, но даже увеличившееся; этим, во многом, он был обязан уму и энергии визиря Мехмеда Соколлу. Соколлу закончил покорение Аравии, которая ранее находилась только в слабой зависимости от Порты.

Легенда десятая. «Про тридцать походов на Украину»

Легенда гласит: «Хюррем, конечно, имела влияние на султана, однако не настолько, чтобы избавить земляков от страданий. За время своего правления Сулейман более 30 раз предпринимал походы на Украину».

Исторические факты: Восстанавливая хронологию завоевательных походов Султана Сулеймана
1521 г. – поход в Венгрию, осада Белграда.
1522 г. - осада крепости Родос
1526 г. – поход в Венгрию, осада крепости Петерварадин.
1526 г. – сражение у города Мохач.
1526 г. – подавление восстания в Киликии
1529 г. – захват Буды
1529 г. – штурм Вены
1532-1533 гг. - четвертый поход в Венгрию
1533 г – захват Тебриза.
1534г. - захват Багдада.
1538 г. – разорение Молдовы.
1538 г. - захват Адена, военно-морская экспедиция к берегам Индии.
1537-1539 гг. - турецкий флот под командованием Хайреддина Барбароссы разорил и обложил данью более 20 островов в Адриатическом море, принадлежавших венецианцам. Захват городов и сел в Далмации.
1540-1547 гг. - бои в Венгрии.
1541 г. – захват Буды.
1541 г. – захват Алжира
1543 г. - захват крепости Эстергом. В Буде был размещен янычарский гарнизон, на всей территории Венгрии, захваченной турками, начала функционировать турецкая администрация.
1548 г. – проход по землям Южного Азербайджана и захват Тебриза.
1548 г. – осада крепости Ван и захват бассейна озера Ван в Южной Армении. Турки вторглись также в Восточную Армению и Южную Грузию. В Иране турецкие части дошли до Кашана и Кума, овладели Исфаханом.
1552 – захват Темешвара
1552 г. - турецкая эскадра направилась из Суэца к берегам Омана.
1552 - В 1552 году турки взяли город Те-мешвар и крепость Веспрем
1553 - захват Эгера.
1547-1554 гг. – захват Маската (крупной португальской крепости).
1551 - 1562 годы состоялась очередная австро-турецкая война
1554 г. – морские бои с Португалией.
1560 году султанский флот одержал еще одну большую морскую победу. Вблизи побережья Северной Африки, у острова Джерба, турецкая армада вступила в сражение с объединенными эскадрами Мальты, Венеции, Генуи и Флоренции
1566-1568 – австро-турецка война за обладание Трансильванским княжеством
1566 – захват Сигетвара.

За время своего долгого, почти полувекового владычества (1520-1566) Сулейман Великолепный ни разу не направил своих завоевателей на Украину.
Именно в то время возникли построения засек, замков, крепостей Запорожской Сечи, организационная и политическая деятельность князя Дмитрия Вишневецкого. В письмах Сулеймана к польскому королю Артыкулъ Августа II есть не только угрозы наказать "Деметраша" (князя Вишневецкого), но и требование спокойной жизни для жителей Украины. При этом во многом именно Роксолана способствовала установлению дружеских отношений с Польшей, в подчинении которой в то время были земли Западной Украины, родные земли Султанши. Подписание Польско-Османского перемирия в 1525 и 1528 годах, а так же договоров «вечного мира» 1533 и 1553 годов очень часто приписывают именно ее влиянию. Так Петр Опалински, польский посол в суд Сулеймана в 1533 году, подтвердил, что «Роксолана умоляла Султана запретить крымскому хану беспокоить польские земли». В итоге тесные дипломатические и дружеские контакты, установленные Хюррем султан с королем Сигизмундом II, что подтверждается сохранившейся перепиской, позволили не только не допустить новых набегов на территорию Украины, но и способствовали прерыванию потока работорговли из тех земель

«НЕЗАКОННЫЕ СЫНОВЬЯ» ОСМАНСКИХ СУЛТАНОВ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СОЗДАТЕЛЕЙ «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК. ИМПЕРИЯ КЁСЕМ» Дабы развеять двусмысленность сказанного в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем», внесём свои пояснения с точки зрения исторического контекста. У османского султана не могло быть «законных» и «незаконных» детей. По причине полигамии, принятой в традиционном исламском восточном обществе, коим являлась в те времена Османская империя, одному мужчине (включая султана) разрешалось иметь до 4 законных жён по никаху (венчание в исламе) и неограниченное количество наложниц. Количество женщин зависело от достатка мужчины и уровня его доходов, т.к. полагалось, чтобы каждая из жён и наложниц была обеспечена всем необходимым на уровне, равном имуществу её соперниц. Династические дома Европы, придерживающиеся христианского вероисповедания, имели как законнорожденных детей, рождённых в браке, так и бастардов – детей, рождённых вне брака. Именно данные дети и входили в категории «законных» - родившихся после заключения брака своих родителей, и «незаконных» - появившихся на свет без оформления брачных уз между матерью и отцом. Чаще всего, бастарды королей получали дворянское достоинство, герцогские и графские титулы, богатство, вассалов, наделы и крестьян, но не имели права наследовать престол после своих отцов, поскольку родились вне брака. Исключение составляли случаи, если в результате пресечения какой-либо династической линии трон мог занять новый правитель, который мог быть так же внебрачным ребёнком (к примеру, английский король Вильгельм Завоеватель, являвшийся бастардом своего отца, герцога Роберта Дьявола, или английская королева Елизавета I Тюдор, долго не признаваемая католической церковью законной дочерью своего отца Генриха VIII). Наличие такого количества внебрачных детей и существенное ограничение их прав объяснялись как невозможностью христианских монархов заключать полигамные браки с большим количеством женщин, так и с нежеланием европейских королей «дробить» свои государства между законными и незаконными детьми, что могло спровоцировать гражданские войны. Подобное устройство семьи и семейной иерархии в корне отличалось от восточного общества, которому были присущи совсем иные ценности. Исламские полигамные правители имели гаремы с десятками, сотнями и даже тысячами невольниц-рабынь, которые должны были выполнять функцию наложниц. Зрителям «Великолепного века» уже известно, что стать султаншей и добиться признания окружения и власти в государстве такая рабыня могла только в том случае, если рожала монарху сына (или нескольких), а впоследствии добивалась высоких титулов вроде Хасеки Султан (любимица или даже жена правящего султана) или Валиде Султан (мать правящего султана), если мы рассматриваем конкретно пример Османской империи. Наследником османского трона становился не старший по рождению сын, как было принято в европейских государствах, а тот из сыновей-шахзаде, к которому был более всего расположен султан-отец, или кто из сыновей обладал наибольшим влиянием в армии или чиновничьем аппарате. Порой случалось так, что мать данного шахзаде могла являться не женой по никаху, а наложницей падишаха, но это отнюдь не превращало её сына в «незаконного внебрачного» ребёнка, поскольку Османы никогда не рассматривали своих детей с данной точки зрения. Все дети, родившиеся у османских султанов в законных браках с их жёнами или от отношений (пусть даже единичных) с наложницами, ПРИЗНАВАЛИСЬ И СЧИТАЛИСЬ (!!!) законнорожденными детьми, носили соответственно титулы шахзаде и султанш, и в полной мере включались в придворную жизнь без каких-либо недомолвок. С воцарением следующего султана, даже при условиях использования пресловутого братоубийственного «Закона Фатиха» ни один из казнённых шахзаде не лишался своего титула и положения, все они продолжали именоваться сыновьями покойного султана и обычно были захоронены подле своих родственников – отцов, дедов или братьев, что подтверждало их высокий статус. Посему вопрос относительно того, насколько что изменила в законодательстве Кёсем Султан, несостоятелен: даже Кёсем Султан, при всём объёме своей власти, не могла изменить того порядка иерархии власти, что была привычна Османской империи в течение веков, от того названия «законного или незаконного шахзаде», призванные сценаристом сериала Й. Шахином неудачно скопировать придворную иерархию королевских домов Европы того времени, неудачны и неправомочны, а, попросту говоря, ошибочны и лживы. Случай, приводимый в сериале по поводу мальчика, якобы рождённого у ещё шехзаде Ибрагима от наложницы, имел место в исторической действительности, но этот ребёнок не имел никакого отношения к султанской семье. Уже в момент правления султана Ибрагима I в услужение к тогдашнему кизляр-аге (начальнику чёрных евнухов) Сюмбюлю-аге поступила на службу невольница. Девушка была куплена Сюмбюлем у персов за огромные деньги и отличалась красотой и изяществом. Сюмбюль-ага, купивший рабыню для султанского гарема, не смог подарить её султану по причине того, что рабыня не только не оказалась девственницей, но ещё и была беременна. Отец этого ребёнка остался неизвестен. Поскольку верховным евнухам султанского гарема не запрещалось иметь свои имения, богатство и даже гаремы, Сюмбюль-ага, пожалев девушку, забрал её к себе и впоследствии даже усыновил рождённого ею мальчика. Желая поддержать мать приёмного сына и его самого, Сюмбюль, не сумев пристроить молодую женщину наложницей в гарем Ибрагима Безумного, привёл её в Топкапы в качестве кормилицы для маленького шахзаде Мехмеда, рождённого Хасеки Хадидже Турхан Султан. Мальчики были практически ровесниками и росли вместе, потому Ибрагим, навещавший сына, знал и приёмного сына кизляр-аги, а, поскольку малыш был красив, смышлён и мил, султан привязался к нему, часто проводя с ним время и играя, обходя вниманием родного сына. Внимание и забота, которыми баловал падишах приёмыша, вызывали обиду, ревность и злость у Хадидже Турхан Султан, и однажды она выместила накопившуюся горечь на матери мальчика и на нём самом. Ибрагим узнал об этом, что вызвало у него приступ такой дикой ярости, что он выхватил из рук Хадидже Турхан маленького сына Мехмеда и швырнул его в близлежащий фонтан (по другой версии – бассейн или искусственный пруд). Малыш не утонул, но очень сильно ударился головой о бортики, до крови рассёк лоб, что навсегда осталось будущему султану напоминанием в виде шрама. Произошедший инцидент испугал и обеспокоил Сюмбюля-агу, поскольку тот справедливо опасался мести со стороны Турхан Султан, едва не лишившейся сына по его невольной вине. Кизляр-ага попросил у Ибрагима отставки, под предлогом паломничества в Мекку забрал наложницу с сыном и отбыл из Стамбула на корабле. Но их корабль попал в шторм, его отнесло к берегам Родоса, после чего корабль захватили мальтийские пираты, хозяйничавшие на Средиземноморье. Сюмбюль-ага был жестоко убит ими, женщина с мальчиком попали в плен, но вскоре и сама она умерла. Мальчик по ошибке был принят пиратами за сына султана Ибрагима, и разбойники надеялись получить за него огромный выкуп, но их надежды не оправдались. Ребёнок выжил, впоследствии был воспитан в христианской вере, получил сан священника и имя падре Оттомано в память о своём происхождении. Ибрагим, узнавший о гибели Сюмбюля-аги и пленении бывшей рабыни с сыном, был в ярости и даже собирался напасть на Мальту, бывшую оплотом пиратов, но его отговорили от этой затеи, после чего, дабы навредить Венеции, закрывавшей глаза на действия мальтийских пиратов в Средиземноморье, он объявил поход на о.Крит, чьё завоевание затянулось для Османской империи на пятьдесят лет. Подытоживая всё вышесказанное, обращаем внимание на то, что никаких «законных» и «незаконных» детей у османских султанов, что в последнее время демонстрируют нам создатели сериала, не было и быть не могло: все дети султанов, родившиеся от жён или наложниц, считались законными и законнорожденными, имевшими право на престол (мальчики) как де-юре, так и де-факто. ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: 1. Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 2. Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. 3. Улучай Чагатай М. Жёны и дочери османских султанов. Анкара. 1990. 4. Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 5. Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956 6. Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 7. Musallam B. F. Sex and Society in Islam. Cambridge, England, 1983. 8. Penzer N. M. The Harem. London, 1936. 9. Ulucay, Cagatay M. Harem, Ankara, 1985. 10. Ulucay, Cagatay M. Padisahlarin Kadinlari ve Kizlari. Ankara, 1992.

Какими были условия жизни наложниц в гареме султанов Османской империи, рассказывает Александра Шутко - кандидат искусствоведения, автор исследований «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».

МИФ ПЕРВЫЙ О необъятности гаремов и групповом сексе

По возвращении домой европейские послы рассказывали о султанском гареме, который переполнен красавицами со всего мира. Согласно их сведениям, у Сулеймана Великолепного было более 300 наложниц. Еще больше женщин якобы имели его сын Селим II и внук Мурад III - у того было 100 детей.

Однако амбарные книги дворца Топкапы содержат точную информацию о расходах на содержание гарема. Они свидетельствуют, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году было 167 женщин, у Селима II - 73, у Мурада III - около 150. Интимные отношения султаны имели далеко не со всеми, а в круг семьи входило только 3-4 % от общего количества наложниц: фаворитки и матери детей.

Так, Сулейман Великолепный с 1530-х годов жил в моногамном браке с . Это был прецедент, ведь по законам ислама османы могли иметь четырех официальных жен и неограниченное число наложниц (любовниц). После Роксоланы султаны женились на наложницах еще почти столетие. Селим II большую часть жизни был верен жене - гречанке Нурбану. Фавориткой Мурада III и матерью его пятерых детей была албанка Сафие.

До 15 века султаны заключали браки только с женщинами благородного происхождения: христианскими принцессами и дочерьми лидеров тюркских племен.

«Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr «Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Императорский зал в гареме дворца Топкапы. Фото: Dan / Flickr

Миф второй о бесцельной и развратной жизни наложниц

Гарем был не домом разврата, а сложным механизмом сосуществования султанской семьи. Самый низкий уровень занимали новенькие рабыни - аджемы . Их подбирала валиде - мать султана, которая традиционно возглавляла гарем. Аджем размещали в общих комнатах под опекой опытных служанок.

Из плена крымских татар и османских пиратов брали девушек до 14 лет. Потом долгое время их учили в гаремной школе: читать Коран на арабском, писать на османском, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, шить и вышивать. Главные условия на кастинге: юный возраст, красота, здоровье и целомудрие - обязательно.

О дисциплине в гареме свидетельствует арабская вязь, которой украшены стены комнат и коридоров Топкапы. Гиды по ошибке утверждают, что это строки любовной поэзии. На самом деле - это суры Корана. Так, над резными мраморными воротами написано: «О, те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете миром их обитателей. Так лучше для вас» . (Сура Ан-Нур, 27).

За эти двери в женские покои не имел права зайти ни один мужчина, кроме султана и слуг-евнухов. Это были преимущественно африканцы, которых кастрировали египетские христиане во время прохождения караванов с рабами. Закон запрещал это делать мусульманам. Пророк Магомет сказал: «В исламе кастрация возможна только в форме поста».

Арабская каллиграфия на витраже в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на стенах в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на двери в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr

Миф третий о невыносимом рабстве в султанском гареме

Жизнь наложниц кардинально отличалось от рабского труда на плантации. «Все рабы имели на удивление много свободного времени, которым могли распоряжаться по своему усмотрению, свободу слова и действий внутри гарема» , - отмечает американская исследовательница турецкого происхождения Аслы Санджар.

Османские вельможи мечтали о женитьбе на султанской наложнице. Во-первых, это были самые красивые женщины в империи, отобранные для владыки среди многих порабощенных народов Европы и Азии. Во-вторых, они имели прекрасное воспитание, были обучены этикету и уважительному отношению к мужу. В-третьих, это было бы высшей милостью султана и началом карьерного роста на государственных должностях.

Такое бракосочетание было возможным для наложниц, которые не имели интимных отношений с султаном. Таких через 9 лет освобождали от рабства и наделяли большим приданым: домом, золотыми украшениями и пенсией, то есть регулярными выплатами из дворцовой казны.

Список служанок султанского гарема. Фото предоставлено Александрой Шутко

Миф четвертый о смертной казни за мелкие нарушения

На Западе любили страшные истории о том, как непослушных наложниц зашивали в кожаные мешки и бросали из окон гарема в Босфор. Поговаривали, будто дно пролива усеяно костями девушек. Но тот, кто бывал в Стамбуле, знает, что дворец Топкапы построен на достаточном расстоянии от воды. В наше время не подтвердилась и гипотеза о существовании подземного тоннеля до Босфора.

За проступки наложницам назначали мягкие наказания - содержание в подвале или избиение палкой по пятам. Самое страшное - удаление из гарема. Так было с наложницей Селима I Грозного, которая имела несносный характер и затевала драки с другими девушками. Беременную от султана (уникальный случай!), ее выдали замуж за приближенного пашу.

Кизляр-ага, старший евнух султана Абдул-Хамида II, 1912 год. Источник: Wikipedia

Миф пятый как детей султана забирали у матерей-рабынь

Дети султана от рабынь были полноправными членами султанской династии. Сыновья становились преемниками престола. После смерти отца старший или самый ловкий из них получал власть, а его мать - самый высокий для женщин Османской империи титул валиде-султан . Новый правитель имел законное право казнить братьев, чтобы предотвратить разрушительную для государства борьбу за трон. Этого правила безоговорочно придерживались до 17 века.

Дочери султана от наложниц имели титул султаны . Брак с ними мог быть только моногамным. Зятьям императора приходилось отказываться от других жен и наложниц: султана была единственной повелительницей в доме. Интимная жизнь полностью контролировалось высокородной женой. Муж мог войти в спальню только с разрешения жены, а после не ложился, а «вползал» на ложе.

Дочери султана имели право разводиться и снова выходить замуж. Рекорд установила Фатьма, дочь Ахмеда I, которая меняла мужчин 12 раз. Одних казнил отец, другие погибали на войне или умирали от болезней. Тогда говорили, что жениться на Фатиме-султан - это бросаться в объятия беды.

«Одалиска». Художник Мариано Фортуни 1861 год.

Он стал если не величайшим, то одним из величайших монархов Турции за всю ее историю. В Европе его знают как "Великолепного" завоевателя, помня масштабные военные кампании, завоевания на Балканах, в Венгрии, осаду Вены. На родине же он еще известен как мудрый законодатель.

Семья и дети Сулеймана Великолепного

Как и положено мусульманскому правителю, султан имел множество жен и наложниц. Любому русскоязычному читателю знакомо имя Роксоланы, рабыни-наложницы, ставшей любимой женой правителя и важной особой в управлении государственными делами. А благодаря невероятной популярности сериала «Великолепный век» широко известными стали интриги султанского гарема и многолетнее противостояние славянки Хюррем Султан (Роксоланы) и черкешенки Махидевран Султан. Конечно, в эту длительную вражду со временем были втянуты и все дети султана Сулеймана Великолепного. Их судьбы сложились по-разному. Кто-то так и остался в тени своих кровных родственников, а кому-то удалось ярко вписать свое имя в страницы турецкой истории. Ниже приведена история детей Сулеймана Великолепного. Тех из них, кому удалось оставить сколько-нибудь значительный след.

Дети Сулеймана Великолепного: шехзаде Мустафа и Селим II

Эти принцы стали соперниками в споре, начатом еще их матерями. Это те Сулеймана Великолепного, которые были втянуты в ожесточенную вражду Хюррем и Махидевран. Оба не были первенцами своих матерей и изначально не считались прямыми претендентами на престол. Но перипетии судьбы сделали их таковыми. Однако была во многом разрешена теми, кто ее и начал. Роксолане удалось завоевать султанские симпатии и стать его любимой женой. Махидевран была фактически сослана в Манису вместе со своим сыном Мустафой. Однако трагические превратности судьбы принца Мустафы только начинались. Вскоре по империи начинают распространяться слухи о том, что Мустафа готовит заговор против отца. Сулейман поверил этим слухам и приказал казнить своего сына, когда они оба находились в одном из военных походов. Таким образом был устранен конкурент Селима на престол. вовсе не стал впоследствии таким мудрым и решительным правителем, как его отец. Напротив, именно с его правлением историки связывают начало заката величественной Оттаманской порты. И причиной этому послужили не только объективные социально-экономические предпосылки, но и личные качества наследника: слабый характер, лень, недальновидность и, главное, беспробудное пьянство. Пьяницей и запомнился он турецкому народу.

Дети Сулеймана Великолепного: шехзаде Мехмед и шехзаде Баязид

Оба они были сыновьями султана от Роксоланы. Мехмед был ее первым сыном, однако не мог считаться наследником, поскольку старше него был сын Махидевран Мустафа. Однако, когда последний попал в опалу, фаворитом отца стал именно Мехмед. Он был назначен губернатором города Манисы в 1541 году. Однако ему так и не суждено было стать ни великим султаном, ни Он умер от болезни в 1543 году. Наследник же Баязид с ранних лет рос смелым и отчаянным юношей. Уже в раннем

возрасте принимал он участие в военных походах, зарекомендовав себя талантливым полководцем. После смерти Мустафы он стал считаться главным претендентом на отцовское наследие. За престол в последующие годы разразилась настоящая война между братьями Баязидом и Селимом, в которой победил последний.

Михримах Султан

Она стала единственной дочерью великолепного султана. Матерью ее была Хюррем. Михримах получила замечательное образование, благодаря чему впоследствии стала важным помощником своей матери в управлении государственными делами (в то время, когда Сулейман пребывал в своих бесчисленных походах).

Чтобы устранить хаос при выборе главы государства, в Османской империи было узаконено братоубийство.

Во всех турецких государствах, существовавших до Османской империи, какой-либо системы перехода власти от одного лица к другому не существовало. Правом возглавить государство обладал каждый член династии. История знает множество примеров того, как данная ситуация становилась причиной хаоса, регулярно приводя к ожесточенным конфликтам в борьбе за престол. Обычно членам династии ничто не угрожало до тех пор, пока они не претендовали на трон. Бывали также случаи, что и те, кто оказывал сопротивление, в конечном счете получали помилование. Тем не менее эта ситуация стала причиной гибели десятков тысяч человек.

Первое братоубийство

После смерти первого османского султана Османа Гази в 1324 году при отсутствии борьбы за султанат между тремя его сыновьями трон унаследовал Орхан Гази. В 1362 году на престол взошел его сын Мурад I, который боролся за власть с братьями Ибрагимом и Халилем, отстранив их от управления в Эскишехире. Согласно слухам, наследники оспаривали у Мурада I престол. С их умерщвлением была впервые пролита братская кровь.

Унаследовав трон после Мурада I в 1389 году, Баязид I Молниеносный приказал убить своего брата Якуба Челеби на поле боя, хотя его брат и не вступал в конфликт по поводу наследования. Период междуцарствия после смерти Баязида I обернулся тяжелым испытанием для османов. Борьба за власть между четырьмя сыновьями Баязида продолжалась 11 лет, Османская империя оказалась в кризисе. Именно это время и подготовило почву для легализации братоубийства в империи.

Свод законов Мехмеда II

Когда на престол вступил Мехмед II Завоеватель, Османская империя еще не отошла от потрясений Османского междуцарствия. Завоевав Стамбул, Мехмед II вновь собрал земли Османской империи воедино. Составляя свод законов о государственной организации, Мехмед II также включил пункт, связанный с наследованием султаната:

«Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама — прим. пер. ) одобряет это. Пусть это правило соблюдается».

Мехмед Завоеватель был не первым правителем, введшим в практику братоубийство. Он лишь узаконил сложившуюся гораздо раньше практику. И делая это, он исходил прежде всего из опыта периода междуцарствия (1402-1413).

Братоубийство

Братоубийство необходимо рассматривать в рамках условий конкретного временного периода. Явление братоубийства, характерное для Османской империи, — это вопрос всей турецкой истории. В его основе лежит в первую очередь отсутствие какой-либо системы и института наследования престола.

Чтобы искоренить братоубийство, назрела необходимость создать такую систему наследования. Это долго не удавалось сделать, но с начала XVII века был введен принцип вступления на престол старшего из представителей династии. Однако это не решило всех проблем процедуры смены правителя. Неблагоприятный отпечаток также накладывало традиционное заточение наследников престола во дворце, в помещении под названием «шимширлик». Большинству правителей, взросление которых происходило таким образом, так и не удавалось познать жизнь и принципы работы государственного аппарата, что в конце концов приводило к их неспособности участвовать в процессе управления.

Легализация братоубийства и умерщвление наследников престола даже в том случае, если они не претендовали на трон, отводят османам особую позицию на протяжении всей турецкой истории. В частности, благодаря братоубийству Османская империя смогла сохранить свою целостность — в отличие от существовавших до Османской империи турецких государств.

При анализе турецкой истории становится очевидно, что борьба за престол нередко заканчивалась распадом государства. Османы, которые, сохранив целостность, смогли обеспечить власть единого правителя, достигли превосходства над Европой в том числе и благодаря этому.

Свод законов Мехмеда Завоевателя не настоящий?

Те, кто не желают пятнать имя султана и отказываются приписывать закон о братоубийстве Мехмеду II, утверждают, что знаменитый свод законов на самом деле был составлен Западом. Иначе как можно объяснить то, что он существует в единственном экземпляре и находится в Вене? Между тем проведенные исследования позволили обнаружить и новые версии данного кодекса.

После Завоевателя

Значение пункта, который был включен в свод законов Мехмедом II, было по-новому осмыслено незамедлительно после смерти султана, когда между двумя его сыновьями Баязидом II и Джемом Султаном вспыхнула борьба, которая продлилась несколько лет. Первые годы султаната Явуза Султана Селима войдут в историю как период, когда спор братьев за престол достигнет апогея.