Учебно-методический комплект «перспективная начальная школа» азбука.

Урок 1. ВВОДНЫЙ УРОК. ЗНАКОМСТВО С ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ КНИГОЙ – «АЗБУКОЙ» Предметные: умеет: слушать текст сказки; составлять предложения на тему иллюстраций, соотносить конкретные предложения с графической моделью текста, озаглавливать рассказ, заданный иллюстрацией, отвечать на вопросы учителя по прочитанному им тексту, работать с элементами-шаблонами печатных букв; имеет представление о предложении как высказывании, содержащем сообщение о чем-либо и рассчитанном на слуховое или зрительное восприятие.

Личностные: формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к школе; развитие интереса к учебному труду; знание, принятие, соблюдение и оценка основных моральных норм поведения и следующих базовых ценностей: «добро», «терпе-

ние», «родина», «природа», «семья».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные: научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках, понимать знаки, символы; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Окончание табл.

использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться строить понятные для партнера высказывания, участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический

Основное содержание темы, понятия и термины

Учебник «Азбука». Роль и значение книги в жизни людей и общества.

Модель предложения

Образовательные
ресурсы

Сюжетные картинки, магнитная доска, фланелеграф, полоски бумаги для построения модели предложения

Организационная структура урока

Элементы
содержания;
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока

Фронтальная беседа. Проверка готовности класса и оборудования. Созда-ние позитивного эмоционального

Где вы сейчас находитесь?


В эту первую школьную неделю мы познакомимся друг с другом, узнаем школьные правила, то есть будем учиться быть учениками.

Желаю вам всем успехов! Начнем наш урок
и познакомимся с первой учебной книгой

Умеют принимать

Продолжение табл.

настроя на восприятие учебного материала

«Азбукой»

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока

Фронтальная беседа. Проверка готовности класса и оборудования. Созда-ние позитивного эмоционального настроя на восприятие учебного материала

Где вы сейчас находитесь?

С какой целью родители привели сегодня вас в класс?

Поздравляю вас с началом школьной жизни!
В эту первую школьную неделю мы познакомимся друг с другом, узнаем школьные правила, то есть будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов! Начнем наш урок и познакомимся с первой учебной книгой – «Азбукой»

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Рассматривают учебник «Азбука»

Могут проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность.

Умеют принимать
и сохранять учебную цель и задачу

Фронтальная. Наблюдение учителя

II. Открытие новых знаний

Беседа по ил-

люстрации
обложки «Азбу-

ки». Работа
с содержанием, обложкой, оглавлением, условными обозначениями учебника

Рассмотрите обложку учебника. Какое время года нарисовал художник?

Почему вы так думаете?

Да, это конец лета. Скоро наступит осень. Какие признаки осени изобразил художник?

Что делает мальчик?

Опишите внешний вид щенка.

Кто из вас прочитает название этого учебника?

Что означает слово «азбука»?

Рассматривают обложку учебника
«Азбука», титульный лист и содержание; читают название учебника (фамилию автора и заглавие); знакомятся с аппаратом ориентировки
в учебнике.

Умеют работать
с учебной книгой, определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информа-

Фронтальная. Устный опрос.

Продолжение табл.

В старые времена первая буква алфавита называлась не «а», а «аз», вторая – не «бэ», а «буки». Соединим названия первых букв (аз + буки) – получится слово «азбука», то есть название книги, по которой дети учатся читать.

В ней вы познакомитесь со всеми звуками русского языка, научитесь выделять их из слов и правильно произносить, обозначать звуки буквами и читать слоги, слова, предложения и целые тексты.

Лето. Начало осени.

Трава и кусты зеленые, цветут цветы. На небе радуга. Улетают журавли. Девочка держит книгу, скоро пойдет в школу. Гуляет с собакой.

ционного поиска, слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении.

Беседа по иллюстрации титульного листа. Фронтальная работа по иллюстрации.

Посмотрите, кто здесь нарисован.

Дайте имена детям и клички животным.

Составьте о них рассказ.

Озаглавьте эту иллюстрацию.

Рассматривают иллюстрацию титульного листа в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

Умеют осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, использовать иллюстрацию для решения учебной задачи, принимать и сохранять учебную цель.

Фронтальная. Устные ответы на вопросы.

Физкультминутка.

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге – буквы и слова.

Аист видит букву «А».

И, надев очки на нос,

Он читает: Аб-ри-кос. (Г. Сапгир)

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения.

Готовы заботиться
о поддержании активной работоспособности своего организма и осуществлять профилактику утомления.

Фронтальная. Наблюдение учителя.

Продолжение табл.

Знакомство
с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями. Эвристическая беседа, игровой момент. Практическая работа
с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями

Все, что мы говорим, это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с вами пользуемся?

Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим. Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Это письменная речь. Рассмотрите условные знаки на странице 2 учебника. Это полоска. Мы будем обозначать ею любую вашу мысль о ком-то или о чем-то, произнесенную вами вслух (устное высказывание). Возьмите в правую руку полоску и покажите мне. Положите ее на место. Ниже нарисован домик, в котором «живут» наши мысли – высказывания (предложения). Вот крыша, слева – «стена» как начало дома, внизу «пол», а справа конец дома, где расположен «замочек» (точка).

Выскажите свою мысль о нашей книге «Азбука».

Возьмите полоску и поселите ее в дом-предложение.

Когда мы научимся писать, мы будем записывать наши мысли буквами, начинать первое слово с заглавной буквы и заканчивать все предложение точкой.

Отвечают на вопросы учителя, рассматривают условные знаки на странице 2 учебника.

«Азбука» – наша первая книга.

Выполняют действия с условным знаком-полоской.

Могут осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работать с учебной книгой – рассмотреть обложку, титульный лист и содержание, прочитать название учебника (фамилию автора и загла-
вие); знают аппарат ориентировки в учебнике и умеют осуществлять поиск
и выделение необходимой информации, применять на практике методы информационного поиска.

Фронтальная. Устные ответы.

Практическая работа

Продолжение табл.

В верхнем левом углу нарисован дом, в котором «живут и дружат» предложения, например, текст сказки, рассказа, стихотворения. Все предложения в тексте выражают какую-то одну общую для них мысль, которая «живет»
в самом верхнем предложении «под крышей». Около этого предложения точка не стоит. Это заголовок всего текста. Покажите его.

Прямоугольники – это значимые слова, они что-то обозначают, например, предметы (дерево, стол, парта) , признаки предметов (высокое дерево, низкое дерево) , действия (идет, бежит, летит).

Треугольниками обозначены слова-помощники , которые служа т для связи слов в предложении.

Вот модель предложения.

Подумайте, подходит ли к этой модели предложение: «Дети играют в парке». Проверьте.

Теперь скажите, подходит ли к этой модели или нет предложение: «В парке играют дети?» Почему?

Выложите на парте с помощью шаблонов это предложение.

Рассматривают схему предложения, находят в схеме точку
и показывают ее.

Рассматривают схему предложения, соотносят предложение с данной схемой.

Выкладывают на парте с помощью шаблонов предложение
«В парке играют дети?»

Могут моделировать различные языковые единицы (буквы, слово, предложение),
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Продолжение табл.

С остальными моделями русского языка мы познакомимся позже.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

Исходное положе-
ние – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение,
выполняя движения

Проявляют готовность заботиться
о поддержании активной работоспособности своего организма и осуществлять профилактику утомления

Фронтальная. Наблюдение учителя

III. Первичное закрепление

Игровой момент. Практическая работа с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями

Читает загадки.

Птичка-невеличка

Носиком нырнет,

Хвостиком вильнет –

Дорожку проведет. (Игла.)

Бабушка шьет иглой.

Два конца, два кольца,

А в середине – гвоздик. (Ножницы.)

У мамы острые ножницы.

Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Отгадывают загадки. Составляют предложение со словом-отгадкой

Способны использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), понять смысл загадки; умеют принимать и сохранять учебную цель
и задачу, осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, моделировать
различные языковые единицы (буквы,

Фронтальная. Индивидуальная. Практическая работа

Окончание табл.

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что-нибудь прибьет.

(Молоток и гвоздь.)

Гвозди забивают молотком.

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (Топор.)

У дедушки новый топор.

Скоро ест, мелко жует,

Сама не ест, другим не дает. (Пила.)

Мы взяли пилу.

Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг.)

Что объединяет все слова-отгадки?

Это инструменты

слово, предложение)

IV. Подведение итогов

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы. Обобщающая беседа

Что нового узнали на уроке?

Расскажите, как появилось слово «азбука»?

Назовите известные вам инструменты

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения

Способны формулировать собственное мнение, адекватно воспринимать качественную оценку своей работы

Фронтальная. Развернутые устные ответы на вопросы

Учебно-методический комплект
«Перспективная
начальная школа»
АЗБУКА

Цель курса – обучение детей первоначальным
навыкам чтения и письма на основе
ознакомления с общими закономерностями
устройства графической системы русского
языка.
(В основе обучения лежит аналитико-синтетический принцип в
его современной интерпретации)

Специфические черты:

1. Порядок изучения звуков и букв:
На первом этапе вводятся буквы гласных,
обозначающих одну гласную фонему
(а,о,э,и,ы,у)
Затем буквы согласных, обозначающие
непарные по глухости-звонкости фонемы
(м,л,н,р,й) – сонорные (термин не
вводится.

Специфические черты:

- парные по глухости-звонкости согласные;
- Ь и Ъ знаки;
- буквы е,ё,ю,я, способные иметь разное
фонемное соответствие в разных позициях.

Специфические черты:

2. При изучении новых букв на уроке
подобрано максимальное количество
слов с изучаемой буквой.
Задание – с.55 сосчитайте сколько раз буква З встречается в
словах (неповторяющихся словах):

Специфические черты:

Специфические черты:

3. Включены произведения устного народного
творчества.
Почему?
4. Формирование и совершенствование
фонематического слуха и техники графического
действия:

Специфические черты:

Приём наращивания – постепенного увеличения
звуковой цепочки и создания новых слогов и
слов:
с.25
с. 55

Приёмы работы:

Вначале идёт чтение на слоговом уровне –
нараспев:
фо-нарь, зе-рно.
Далее орфоэпическое чтение – чтение
цельнооформленного слова с постановкой
ударения:
фона́рь.
В этом заключается технология овладения
первоначальным навыком чтения.

Специфические черты:

Приём реконструирования слов – сопоставление
слов в минимальных парах, отличающихся друг
от друга одной фонемой (буквой).

Специфические черты

5. Формирование первоначальных представлений
об основных единицах языка (звук, слово,
словосочетание, предложение, текст).

Модели единиц русского языка

Текст
Устное высказывание
Предложение
Значащее слово
Слово-помощник
Звуковая схема слова
Звукобуквенная
схема слова
Слоги
Слова, составляющие
предложение

Модели единиц русского языка

Специфические черты

Вначале вводится графическое обозначение
звука, а только потом вводятся фонетикографические схемы:

Звукобуквенные схемы:

1. Произнесите слово;
2. Назовите звуки этого
слова (первый уровень
схемы);
3. Прочитайте слово по
слогам (второй уровень
схемы);
4. Прочитайте с ударением
(орфоэпически);
5. Сравните звуковую форму
слова с буквенной (чем
похожи, чем различны?).

Задание: выберите схему и составьте фрагмент урока

Обратите внимание на слоги!

Специфические черты

Слово: формируется образное представление о том, что
предложение состоит из слов, которые обозначают
предметы (с.8-9), действия (с.10) и признаки предметов
(с.11).

Специфические черты

Специфические черты

Предложение – с.7 знакомство со схемой.
Необходимо сформировать понятие у детей, что
устное предложение можно поселить в домпредложение, т.е. записать его.
Вертикальная линия символизируется со стеной,
точка с замком.
Треугольная крыша дополняет образ дома.

Предложение

Специфические черты

Текст – (с.8-12)- формирование образного
представления о тексте, как о «доме», в котором
живут и дружат предложения.
Учить выделять из короткого текста,
воспроизводимого учителем вслух, отдельные
предложения, не нарушая последовательности, и
соотносить их с моделью текста.

Специфические черты

Специфические черты

Нетрадиционный слогораздел - по закону восходящей
звучности и при этом слог стремится быть открытым:
шумный+шумный
шумный+сонорный
сонорный+сонорный
оба звука отходят к последующему слогу.
ша-пка, с. 75 пе-шка, пу-шка;
ве-сна, с. 71 фу-тляр; во-лна,
с.98 со-лне-чный.
Например:

Технология обучения первоначальному чтению

Деятельность четырёх компонентов:
- слухового (фонематического);
- артикуляционного;
- зрительного;
- двигательного.

Три периода: подготовительный, основной и заключительный

Подготовительный период
Вводный урок. Знакомство с учебником.
Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина
избушка», беседа.
Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово.
Как хлеб на стол пришел? Текст, предложение,
слово.Как хлеб пришёл на стол? Текст, предложение,
слово. Интонация.
«Доброе дело». «Доброе дело». Слова-предметы.
Живые и неживые предметы.
«Попугай». Текст. Живые и неживые предметы.
«Неудачная прогулка» Слова-действия. Звуки речевые и
неречевые.
«Догадливая лягушка». Слова-признаки.
«Зимние забавы» «Наши гости» Слова-помощники.
Звуки речевые и неречевые.

Подготовительный период

Подготовительный период

Подготовительный период

Основной период

Основные задачи данного периода:
научить детей слышать, акцентировано
произносить в заданной
последовательности звуки в слове;
дифференцировать их по двум признакам
(твёрдости-мягкости, звонкости-глухости);
перекодировать их в буквы и, наоборот,
переводить (при чтении) буквенную запись
слова в звуковую форму.

1 этап – изучение гласных звуков

Необходимо донести до детей:
- звук речи понимается как мельчайшая структурная
и функциональная единица языка, с помощью
которой различаются слова и формы слов;
- слог – минимальная неделимая произносительная
единица, т.е. это один звук или сочетание звуков,
произносимые одним толчком выдыхаемого
воздуха.

Работа по изучению гласных звуков (с.13-23)
1. Определение темы урока
детьми.
2. Звукобуквенный анализ слова.
3.Определение лексического
значения слова.
4.Выделение изучаемого звука в
слове и определение его
места в слове.
5.Интонирование каждого звука и
соотнесение звуков с
графической схемой
(квазичтение).
6.Соотнесение звука с буквой.
7.Конструирование буквы (можно
использовать приём
реконструирования И-А-У).
8.Обозначение звука [а ] с
помощью квадратных
скобочек и строчной буквы а.

Знакомство со слоговой структурой слов, ударным слогом

2 этап изучение согласных звуков

Структура уроков чтения основного периода (знакомство с
новым согласным звуком-буквой):
1. Определение темы урока детьми. (Первоначальные навыки
работы с книгой – листание) Помогает смешной человечек
в верхнем левом углу.
2. Далее работа с предметными картинками: произнесение
слов, определение их лексического значения.
3. Работа со схемой: чтение схемы этих слов, с выделением
голосом первых звуков (например с 53 зонт, зёрна).
Определение различия по твёрдости-мягкости на фоне
одинакового свойства (звонкости в данном случае).
Составление схематической схемы звуков. (согласный
звонкий, согласный звонкий, мягкий).

4. Правило соотношения звуков и буквы. Звуки (з), (з") на
письме обозначаются буквой З. Знакомство с буквой:
работа с конвертом – конструирование печатных букв З,з.
Обратить внимание детей, что удобно обозначение звуков
с помощью строчной печатной буквы в квадратных
скобках.
5. Работа по двухуровневым схемам (при изучении
согласных).
6. Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению
слов: закрытый слог с твёрдым на конце, открытый слог с
твёрдым вначале, открытый слог с мягким вначале. (аз, за,
зя).

7. Упражнение в чтении столбиков слов подобранных на
приёме наращивания в них звуков, преобразованных в
другие слова или изменённых по форме. (с.54)
8. Упражнение в чтении упражнений и текстов, максимально
насыщенных изучаемыми звуками.
9. Задания волшебной палочки несколько слов можно
разобрать на уроке, остальное на урок – закрепление.

Задание: составить конспект урока

Заключительный период

1 уровень – чтение нараспев, в замедленном темпе.
2 уровень – орфоэпическое беглое прочтение с
акцентированием ударного слога в целом слове.
3 уровень – беглое прочтение целого предложения с
ориентировкой на знаки препинания как внутри его
(запятая, тире), так и на конце (точка, вопросительный и
восклицательный знаки).
4 уровень – правильное, беглое, ускоренное и выразительное
чтение связных текстов прозаического и стихотворного
жанров.

ПИСЬМО

Компоненты формирования графического действия:

Слуховой компонент.
Артикуляционный компонент.
Зрительный.
Двигательный компонент.
Рукодвигательный компонент.

Принципы обучения первоначальному письму:

Поэлементное изучение.
Одновариантное начертание.
Логическая группировка букв.

Поэлементное изучение письменных букв

Зрительные элементы:
Двигательные элементы

Одновариантное начертание букв

Все буквы, в которых есть:
- овал а,б, д, о, О, ф, Ф, ю, Ю;
- прямая линия с четвертным овалом ъ, ь,ы;
- линия с петлёй, переходящей в строчный овал в;
имеют лишь один вариант начертания, в котором
используется приём нижнего повтора по
полуовальной линии.

Логическая группировка букв

1 группа – линия с закруглением с одной стороны.
2 группа – плавная линия.
3 группа – полуовал.
4 группа – линия с петлёй.
5 группа – линия с закруглением с двух сторон.
6 группа – овал.
7 группа – прямая линия.
8 группа – прямая линия с петлей и с закруглением с
противоположной стороны(4 буквы - е,ё,З,Н).
9 группа – 3 буквы на основе прямой линии с четвертным
овалом: ъ,ы,ь.

Основные приёмы
1. Аналитическое восприятие (анализ элементов букв):

Поэлементно-целостный метод формирования письма

Практическое конструирование изучаемых букв:

Поэлементно-целостный метод формирования письма

Первичное копирование элементов, букв и их соединений с
использованием алгоритмов:

Поэлементно-целостный метод формирования письма

Приём тактирования: сверху – вниз (напряжение) счёт
раз, два, три; снизу вверх (расслабление) дополнительный
счёт и.

Тетрадь №1

Структура страниц

Логические задания

Условные знаки:
- подчёркивание размер или пространственное положение;
- выделение элемента круглыми скобками если элемент не
относится к этой группе;
- тире указывает на операцию сравнения: отличие в размере,
пространственной ориентации.

Структура и содержание тетрадей по письму

Тетрадь 1,2,3. вторая половина тетради №1 (со с.13), 2,3
предназначены для основного периода.

Структура и содержание тетрадей по письму

1. Знакомство с изучаемой буквой:
- соотнесение печатных и письменных букв;
- определение детьми буквы, которую будут изучать (в синем
кружке);
- рассмотрение зрительных элементов изучаемой буквы (на
первой линии);
- рассмотрение двигательных элементов на планке;

Структура и содержание тетрадей по письму

2. Формирование представлений о звуках-фонемах как
структурных единицах звучащего слова.
- работа со звуками в квадратных скобках – приведение
примеров с этим звуком, интонирование каждого звука, их
характеристика.

Структура и содержание тетрадей по письму

3. Формирование зрительного образа письменной буквы:
- из каких элементов состоит буква;
- в каких пространственно-количественных отношениях они
находятся в ней;
- конструирование буквы;
- соединить только те элементы, которые подходят к
изучаемой букве (веер) (самостоятельно).

Структура и содержание тетрадей по письму

4. Объяснение учителем на доске последовательности
начертания буквы (Дети повторяют в воздухе на второй
раз).
5. Упражнение в письме буквы под счёт:
- учитель объясняет на доске;
- тренировка написания по таблице-самоучителю (в конце
каждой тетради).
6. Усвоение технологии начертания буквы по алгоритму.
- тупым концом ручки или указкой обведение элементов
буквы по образцу.
7. Графическое упражнение в написании двигательных
элементов буквы и их комплексов по алгоритму, а затем –
буквы целиком.

Структура и содержание тетрадей по письму

8. Упражнение в выполнении соединений с этой буквой и
упражнение в написании соединения.
9. Упражнения по речеязыковому развитию учащихся:
- работа по предметным или сюжетным иллюстрациям.
10. Выполнение логических заданий с буквами.
11. Выполнение узоров-бордюров.

Урок 1.
Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой – «Азбука».
Цель: определить, какие знания и действия помогут стать школьниками; содействовать формированию элементарных представлений о слове, предложении и тексте; знакомство с героями книги (школьниками Машей и Мишей); формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (модели единиц русского языка, условные обозначения); развивать внимание, связную речь, память.
Оборудование: условные обозначения в учебнике.
Ход урока:
Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Знакомство с учебником «Азбукой».
- У вас на партах важная и нужная книга – Азбука. Она очень нужна всем – даже тем, кто уже умеет читать. Ее первые страницы «прочитает» и тот, кто не знает пока буквы.
- Рассмотрите учебник. Что вам понравилось в нем? Много ли картинок? Разных рассказов?
- Было время, когда о буквах никто и не слыхал, а люди все-таки умели передавать друг другу информацию. Пользовались они тем, что есть на 2 и 3 страницах нашего учебника. Посмотрите и скажите, чем пользовались люди для передачи информации?
3. Беседа по иллюстрации обложки «Азбуки».
- Посмотрите на обложку Азбуки. Как вы думаете, какое время года нарисовал художник?
- Почему вы так думаете?
- Да, это конец лета. Скоро наступит осень. Какие признаки осени вы заметили?
- Что делает мальчик? Опишите его щенка?
- Как вы думаете, что означает название вашей первой книжки?
- в старые времена первая буква алфавита называлась не «а», а «аз», вторая – не «бэ», а «буки». Соединим названия первых букв (аз+бук) – получится слово «азбука», то есть название книги, по которой мы с вами будем учится читать. В ней вы познакомитесь со всеми звуками русского языка, научитесь выделять их из слов и правильно произносить, обозначать звуки буквами и читать слоги, слова, предложения и целые тексты.
4. Физкультминутка.
5. Беседа по иллюстрации титульного листа.
- Посмотрите, кто нарисован. Дайте имена детям и клички животным. Составьте о них рассказ. Озаглавьте эту иллюстрацию.
6. Физкультминутка.
7. Работа с учебником. Рассматривание условных знаков на с.2-3.
- Откройте учебник на стр 2 и 3. Рассмотрите знаки. Как вы думаете, что они обозначают?
- Мы видим много знаков на этих страницах. Некоторые из них мы будем называть «моделями» и использовать во втором классе. Даже те, кто умеет читать, еще не знают этих знаков и не умеют ими пользоваться. Для того, чтобы учиться в школе, нужно не только знать буквы, уметь читать и писать слова. Еще нужно хорошо знать то, что в нашем языке обозначают модели. Условные обозначения помогут нам также пользоваться учебником. Мы их постепенно запомним.
8. Чтение стихотворения «Зяблик».
- Определите, была ли у мальчика цель и как он сумел ее достичь.
Зяблик.
Хотел иметь я птичку
И денег накопил.
И вот на птичьем рынке
Я Зяблика купил.
Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
С. Михалков.
9. Итог урока.
- Как вы думаете, какова сегодня у нас цель? Чего мы достигли? Что узнали, поняли?


Приложенные файлы

Данный урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Проведён в 1 Б классе УМК Перспективная Начальная Школа.Форма проведения традиционная – изучение нового материала, с применением ИКТ в виде мультимедийной презентации. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач, развитию и воспитанию учащихся. Использовались задания для расширения кругозора учащихся, проблемный характер изложения учебного материала. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Трунова А.И.

учитель начальных классов

1 урок Обучение грамоте (чтение) ПНШ

Тема: Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой – «Азбука»

Цель: определить, какие знания и действия помогут стать школьниками, содействовать формированию элементарные представления о слове, предложении и тексте; создать условия для формирования УУД

Личностные ууд: Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика» (знакомство с героями интриги, школьниками Машей и Мишей). Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (модели единиц русского языка, условные обозначения).

Познавательные ууд: Умение использовать знаково-символические средства (условные обозначения, модели единиц русского языка). Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (плакат с изображением мишени со стрелой в центре; отрывок из стихотворения Е. Ильина; стихотворение «Зяблик»).

Регулятивные ууд: Формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные ууд: Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить знакомство с учителем и одноклассниками.

Оборудование: презентация к уроку, условные обозначения в учебнике, проектор, экран

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
– Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!

2.Знакомство с учебником «Азбукой»

У вас на партах важная и нужная книга – Азбука. Она очень нужна всем – даже тем, кто уже умеет читать. Её первые страницы «прочитает» и тот, кто не знает пока буквы.

Рассмотрите учебник. Что вам понравилось в нём?

Много ли картинок? Разных рассказов?

Было время, когда о буквах никто и не слыхал, а люди всё-таки умели передавать друг другу информацию. Пользовались они тем, что есть на 2 и 3 страницах нашего учебника. Посмотрите и скажите, чем пользовались люди для передачи информации?

3.Работа с презентацией.

Это рисунки. Вот какие рисунки были обнаружены учёными на камнях. Древние художники рассказывали о своих путешествиях на лодках, о том, как они охотились. Постепенно письмо от рисунков перешло к картинным знакам. Похожим письмом пользуются и сегодня. Например, на столбе вы видите такой картинный знак. Он сообщает вам о том, что недалеко аэропорт. На коробке с телевизором такие знаки. Они означают, что внутри находится хрупкий, бьющийся предмет и что он боится воды.

А о чём сообщают эти знаки вы можете догадаться?

4. Физкультминутка.

5.Работа с учебником. Рассматривание условных знаков на с.2-3

Рассмотрите знаки. Как вы думаете, что они обозначают?

Мы видим много знаков на этих страницах. Некоторые из них мы будем называть «моделями» и использовать во втором классе. Даже те, кто умеет читать, ещё не знают этих знаков и не умеют ими пользоваться. Для того, чтобы учиться в школе, нужно не только знать буквы, уметь читать и писать слова. Ещё нужно хорошо знать то, что в нашем языке обозначают модели. Условные обозначения помогут нам также пользоваться учебником. Мы их постепенно запомним.

6. Физкультминутка.

7.Работа над развитием умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Чтобы стать школьниками и хорошо учиться в школе, нам нужно, как и взрослым, ставить для себя на уроках цели и оценивать свою работу. В этом нам также помогут модели и условные обозначения. О цели урока и об оценивании нашей работы нам будет напоминать вот этот знак. Это мишень, в центре которой стрела.

Как вы думаете, почему этот знак будет напоминать нам о цели урока?

При стрельбе по мишени говорят: «Попасть бы в цель!»

8. Слушание стихотворения в котором говорится о цели бегунов.Какова эта цель?

Пусть в Олимпию прибудет,

Кто отважен и силён.

Для сражений мирных будет

«полем боя» стадион.

Так мудрейшие решили,